Лаборатория фитоинвазий    

Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки

Цели урока:

  • Добиться усвоения знаний о делении живой природы на царства, показать общность происхождения и отличия прокариот и эукариот.
  • Создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом.
  • Обеспечить усвоение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности прокариотической клетки.
  • Раскрыть роль бактерий и синезелёных водорослей ( цианобактерий ) в жизни людей и в природе.

Оборудование: таблицы и видеоматериалы, иллюстрирующие строение и разнообразие бактерий и синезелёных водорослей; научно – популярная литература по микробиологии.

Ход урока:

I. Организационный этап.

II. Изучение нового материала. Усвоение новых знаний.

  1. Признаки, по которым организмы делят на две группы – прокариоты и эукариоты. Их различия. (Рассказ учителя)

Впервые серьёзное внимание на существенные отличия микроорганизмов от растений и животных обратил немецкий учёный Э. Геккель. Он предложил выделить все микроорганизмы в самостоятельное царство Протиста (Protista) наряду с царством растений (Plantae) и царством животных (Animalia). Подразделение протист на низшие и высшие произошло в соответствии с двумя выявленными типами клеточной организации – эукариотической и прокариотической. Высшие протисты – микроскопические животные (простейшие), микроскопические водоросли и микроскопические грибы (плесени и дрожжи), подобно растениям и животным, имеют эукариотическое строение клеток. Низшие протисты – бактерии, в том числе актиномицеты и синезелёные водоросли (цианобактерии), имеют прокариотическое строение.

Основные различия прокариот и эукариот:

  • У эукариот генетический материал локализован в структурно оформленном ядре. У прокариот наследственный материал представлен клубком двойной спиральной нити ДНК и не отделён от цитоплазмы какой – либо мембраной.
  • У прокариот, в отличие от эукариот, отсутствуют внутриклеточные органеллы, имеющие хотя бы элементарную мембрану.
  • У прокариот рибосомы имеют меньший размер.
  • Клеточная стенка прокариот содержит специальный полимер пептидогликан, которого нет у эукариот.
  • Жгутики прокариот состоят из одной или нескольких фибрилл, а у эукариот каждый жгутик состоит из микротрубочек – 9 по периметру и 2 в центре.
  • Многие прокариоты способны фиксировать молекулярный азот, эукариоты этим свойством не обладают.
  1. Типичные прокариотические клетки – бактерии, строение бактерий; особенности содержания наследственного вещества и органоидов. (Рассказ учителя о прокариотической организации клеток на примере строения бактерии с элементами самостоятельной работы учащихся с учебником, а так же с использованием видеоматериала).

Размеры бактерий колеблются в широких пределах: от 1 до 10-15 мкм. В основе морфологии клеток прокариот лежат две основные формы: шар и цилиндр. Различают кокки – шарообразные клетки и их группировки (диплококки, тетракокки, стрептококки – цепочки кокков, стафилококки – скопления кокков в виде виноградной грозди и т.д.), прямые палочки – бациллы, короткие, изогнутые – вибрионы, извитые бактерии – спириллы и спирохеты. Известны клетки, изогнутые полумесяцем, и длинные гибкие клетки с заострёнными концами. Наконец, имеются бактерии, обладающие выростами, - это так называемые простекобактерии. Обнаружены бактерии, имеющие форму шестилучевой звезды, куба, плоского диска, треугольника. (Рисунок учебника).

Основная особенность строения бактерий – отсутствие ядра. Наследственная информация у них заключена в одной молекуле ДНК, имеющей форму кольца и погружённой в цитоплазму. Поверхность клетки может быть покрыта полисахаридной или белковой капсулой. Для передвижения в жидкой среде некоторые клетки прокариот, как и у эукариот, обладают одним – двумя или многочисленными жгутиками. Иногда клетка может быть покрыта многочисленными ворсинками. Бактериальная клетка окружена цитоплазматической мембраной, отделяющей цитоплазму от клеточной стенки. У некоторых бактерий она может образовывать впячивания внутрь клетки – инвагинации. На мембране локализованы ферменты, осуществляющие синтез молекул, обладающих высокоэнергетическими связями (АТФ), энергия которых нужна для катализа биохимических реакций клетки. В цитоплазме мембранных структур содержится мало. В ней находятся рибосомы, осуществляющие синтез белков. Довольно часто в клетках разных бактерий содержатся запасные вещества: полисахариды, гликоген, сера, полифосфаты и др. Эти соединения могут продлевать жизнь клетки при отсутствии внешних источников энергии. (Рисунок учебника или таблица).

  1. Размножение бактерий.

При наличии соответствующих источников углерода и энергии, минеральных компонентов, физико–химических условий (кислород, вода, температура, окислительно-восстановительный потенциал и рН среды) подавляющая часть бактерий довольно быстро растёт и размножается. Обычно бактерии размножаются делением надвое. Время удвоение каждой клетки, а следовательно, и всей популяции может составлять лишь 20–30 минут, что характерно, например, для кишечной палочки. Однако не все бактерии растут так быстро. Так, в почве средней полосы России за тёплый сезон они имеют всего лишь 10–20 генераций.

Бактериям свойственно спорообразование. Споры возникают, когда ощущается недостаток питательных веществ или когда в среде накапливаются продукты обмена. При спорообразовании отшнуровывается часть цитоплазмы с хромосомой и окружена мембраной. Споры бактерий очень устойчивы. В сухом состоянии они сохраняют жизнеспособность многие сотни и даже тысячи лет.

  1. Физиолого-биохимические свойства прокариот. Их распространение и роль в природе. (Рассказ учителя. Учащиеся в тетради записывают уравнения химических реакций, лежащих в основе жизнедеятельности отдельной группы бактерий. А также фиксируют таблицу, где даётся классификация микроорганизмов по способам питания).

Для существования микроорганизмам необходимы источники углерода и энергии. Прокариоты могут существовать только в аэробных или только в анаэробных условиях, или и в тех и в других. Необходимую энергию они получают в процессе дыхания, брожения или фотосинтеза. Эти процессы с точки зрения химии являются окислительно-восстановительными реакциями. По типу метаболизма микроорганизмы бывают:

Группы микроорганизмов Источник энергии Источник электронов Источник углерода
Фотолитоавтотрофы Солнечный свет Неорганическое вещество Неорганическое вещество
Фотолитогетеротрофы Солнечный свет Неорганическое вещество Органическое вещество
Фотоорганоавтотрофы Солнечный свет Органическое вещество Неорганическое вещество
Фотоорганогетеротрофы Солнечный свет Органическое вещество Органическое вещество
Хемолитоавтотрофы Химические связи Неорганическое вещество Неорганическое вещество
Хемолитогетеротрофы Химические связи Неорганическое вещество Органическое вещество
Хемоорганоавтотрофы Химические связи Органическое вещество Неорганическое вещество
Хемоорганогетеротрофы Химические связи Органическое вещество Органическое вещество

Рассмотрим протекание окислительно-восстановительных реакций в группе хемолитотрофов. Эти прокариоты немногочисленны по видовому составу, но широко распространены в природе (в основном в морях и почве) и играют исключительно важную роль в экосистемах и биосфере.

Напомним, что окислительно-восстановительные реакции представляют собой процессы переноса электронов от донора (восстановителя) к акцептору (окислителю). Донорами электронов в окислительно-восстановительных процессах, осуществляемых хемолитотрофами, могут служить некоторые неорганические соединения (например, H2S, NO2, NH3, Fe2+), а также молекулярный водород Н2 и сера S. Хемолитотрофы способны создавать необходимые им в качестве пищи органические вещества, используя энергию, выделяющуюся при окислении указанных неорганических соединений. Поэтому их называют также хемосинтезирующими бактериями. Сам процесс «бессолнечного» синтеза органических веществ, осуществляемый этими микроорганизмами, получил название хемосинтеза. Его открыл в 1887 году русский микробиолог С.Н. Виноградский (1856–1953).

Среди хемосинтетиков следует назвать железобактерии, бактерии, окисляющие водород и монооксид углерода, серобактерии, азотфиксирующие бактерии, нитрификаторы и денитрификаторы, метанобразующие бактерии и некоторые другие.

В основе жизнедеятельности железобактерий лежит окисление двухвалентного железа в трёхвалентное. Например, бактерии рода лептотрикс (Leptothrix) черпают энергию из следующего процесса:

4FeCO3 + O2+ 6H2O = 4Fe(OH)3+ 4CO2 + E

Молекулярный водород, образующийся в результате ряда процессов (вулканическая деятельность, электрохимическая коррозия металлов, восстановление протонов и т.д.), способны окислять кислородом бактерии из родов гидрогемонас (Hydrogemonas), псевдомонас (Pseudomonas) и др.

2H2 + O2 = 2H2O + 474 кДж

Некоторые бактерии окисляют монооксид углерода до диоксида.

2CO + O2 = 2CO2 + 514 кДж

Элементарную серу, а также сульфиды, тиосульфаты и сульфиты окисляют до сульфатов бактерии рода тиобациллюс (Thiobacillus):

2S + 3O2 + 2H2O = 2H2SO4 + Е

Деятельность серобактерий – одна из основных движущих сил круговорота (биогеохимического цикла) серы в биосфере. Очень важную функцию фиксации атмосферного азота выполняют азотфиксирующие бактерии рода азотобактер (Azotobacter):

N2 + 3H2 + E = 2NH3

Нитрифицирующие бактерии окисляют в две стадии аммиак до азотной кислоты. Первую стадию осуществляют бактерии рода нитрозомонас (Nitrozomonas):

2NH3 + 3O2 = 2HNO3 + 2H2O + 660кДж

Азотистую кислоту окисляет до азотной кислоты нитробактер (Nitrobacter)

2HNO3 + O2 = 2HNO3 + 158 кДж

Процессы нитрификации занимают центральное место в круговороте азота в биосфере. Их интенсивность свидетельствует о степени завершённости процессов минерализации в экосистемах.

Все перечисленные выше группы хемолитотрофов в качестве конечного акцептора электронов (и водорода) используют молекулярный кислород. Это так называемые аэробы.

Существуют хемолитотрофы, которые в качестве окислителей могут использовать не только кислород, но и некоторые неорганические соединения, например нитраты или сульфаты. Это – анаэробы. Рассмотрим несколько примеров окислительно-восстановительных процессов, осуществляемых анаэробами.

Нитраты в качестве окислителя использует, например, кишечная палочка (Echerichia coli), вследствие чего она может существовать в анаэробных условиях:

HNO3 + H2 = HNO2 + H2O

Серобактерии в анаэробных условиях используют в качестве окислителя серы нитрат-ион:

5S + 6HNO3 + 2H2O = 5H2SO4 + 3N2 + 109,2 кДж

Бактерии Micrococcus denitrificans для восстановления нитратов используют молекулярный водород:

2HNO3 + 5H2 = N2 + 6H2O + 1120 кДж

Реакции денитрификации, замыкающие цикл азота в биосфере, показывают, как молекулярный азот возвращается в атмосферу. Бактерии рода десульфовибрио (Desulfovibrio) получают энергию, используя в качестве окислителя сульфат-ионы:

H2SO4 + 4H2 = H2S + 4H2O + 154 кДж

Этот процесс в природе имеет немаловажное значение. Благодаря ему в толщах морей и океанов формируются слои, содержащие в больших количествах сероводород (например в Чёрном море).Метанобразующие бактерии способны превращать углекислый газ в метан.

CO2 + 4H2 = CH4 + 2H2O + 131 кДж

Ежегодно около 8 млрд. тонн метана образуется именно этим путём. Эти бактерии используют для получения биогаза из различных органических отходов, а также в очистных сооружениях. Интересно отметить, что одним из главных источников биогенного метана считается разведение крупного рогатого скота, в желудке которого (рубце) обитают метанобразующие бактерии.

Жизнедеятельность некоторых хемотрофов может создавать и серьёзные экологические проблемы. Так в результате деятельности Thiobacillus ferrooxidans, окисляющих ферросульфид (минерал пирит), в значительных количествах образуется серная кислота. Вода, вытекающая из заброшенных железорудных шахт, может иметь рН<2 и тем самым создавать угрозу кислотного загрязнения близлежащих водоёмов.

Нужно подчеркнуть, что главная роль хемотрофов заключается в том, что они представляют собой важнейшее связующее звено в общей системе функционирования биосферы.

Плодородие почвы – это результат жизнедеятельности бактерий. Они разрушают трупы животных, остатки корней, стеблей и листьев растений и превращают это органическое вещество в плодородный почвенный гумус, или перегной.

Бактерии активно участвуют в процессах формирования земной коры, в образовании осадочных горных пород, залежей нефти, угля, металлов и других полезных ископаемых. Они довольно быстро приспосабливаются к неблагоприятным условиям существования. Так психрофилы способны размножаться даже во льдах Антарктиды. Термофилы могут развиваться при температуре 80–100 градусов.

В целом прокариоты обитают практически везде: в воде, почве, воздухе, в пищеварительных трактах животных и др. многовековые ледники Антарктиды, вечная мерзлота Чукотки, кипящие гидротермальные источники, глубочайшие впадины Мирового океана и даже воды охлаждающих контуров ядерных ректоров заселены этими организмами.

Многообразие особенностей строения и жизнедеятельности бактерий, в первую очередь такие их уникальные свойства, как скорость размножения, образование колоний генетически однородных клеток, наличие однонитевой хромосомы, способность выделять в окружающую среду продукты метаболизма (органические кислоты, витамины, антибиотики и др.), имеют огромное значение для научных исследований и практической деятельности человека, в частности в области генетической инженерии и биотехнологии. У этих крохотных существ большое будущее в науке.

  1. Домашнее задание.

Параграф по теме. Уравнения, характеризующие процессы жизнедеятельности бактерий разобрать с точки зрения теории ОВР.



Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Интегрированный урок биологии и ИЗО в 6-м классе. Тема урока: "Разнообразие цветков. Соцветия"

Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....

15 09 2019 11:58:12

Мастер-класс по технологии развития критического мышления на примере урока "Местообитания птиц. Особенности внешнего строения"

Представлен мастер-класс по технологии развития критического мышления. Технология обеспечивает развитие критичности мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (через личность развития обучаемого). Представленные материалы помогут и администратору, и педагогу найти свой подход для применения данной технологии в процессе обучения....

14 09 2019 20:19:37

История развития генетики

Представленный урок открывает раздел « Генетика», изучаемый в курсе « Общая биология» в 10–11-м классе. Использование литературных произведений, исторических фактов, творческих заданий делают его насыщенным, интересным и познавательным. ...

13 09 2019 4:56:42

Внутреннее строение стебля. Передвижение веществ по стеблю. 6-й класс

Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач – Т Р И З. Цели урока: сформировать у учащихся знания о внутреннем строении стебля древесного растения на примере трехлетней ветки липы; выяснить, как передвигаются по стеблю минеральные и органические вещества и что можно определить по годичным кольцам древесины; научиться формулировать гипотезы на предложенный проблемный вопрос и находить ответы на вопросы, используя методику мозгового штурма....

12 09 2019 6:36:27

Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс

Цель урока: охарактеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, Э П С, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток; продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты; на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы....

11 09 2019 22:21:14

Питание растений

Исходя из значимости темы, главной целью урока являлось: познакомить обучающихся с основами исследовательской деятельности путем интерактивного включения их в процесс обучения. ...

10 09 2019 22:43:22

Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"

На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания практического характера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....

09 09 2019 23:38:39

Технологическая карта урока с приложениями в технологии личностно-ориентированного обучения "Витамины — вещества, обеспечивающие обмен веществ в организме" в 8-м классе

Решать проблемный вопрос " Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....

08 09 2019 5:41:52

Единство человека и природы

Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....

07 09 2019 0:37:23

Урок биологии «Работа мышц. Статистическая и динамическая нагрузки». 8-й класс

Цель урока: изучение особенностей работы мышц, статической и динамической нагрузок. Задачи урока: выяснить особенности работы мышц; дать понятия статическая, динамическая работа мышц, утомление мышц; воспитать осознанное отношение к собственному здоровью....

06 09 2019 20:14:37

Неповторимая планета. 5-й класс

На уроке изучается новый материал об уникальных особенностях планеты Земля, создавших условия для развития жизни. Актуализируются и формируются знания о неповторимой планете Солнечной системы и свойствах, обеспечивающих существование жизни на Земле....

05 09 2019 15:32:30

Разработка урока "Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Жизнь в водной среде"

На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути. ...

04 09 2019 7:15:10

Многообразие земноводных и их значение

Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....

03 09 2019 6:18:45

Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"

Используя слайды и интерактивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опорный конспект, характеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....

02 09 2019 11:28:21

Методика использования ИКТ на уроках биологии и во внеурочной деятельности на конкретном примере "Биологической игры"

Биологическая игра выполнена в программе Microsoft Power Point. Игра рассчитана на 40–45 минут (1 урок), состоит из 22 слайдов. Проводилась с учащимися разного возраста (6–11-е классы). Разделы игры: ученые, науки, праздники. Материалы разделов подбирались по содержанию учебных программ по биологии 6–11 классов. После задания следует слайд с ответами....

01 09 2019 4:50:20

Разработка урока по общей биологии в 10-м классе (программа В.В. Пасечника) на тему "Генетика человека. Проблемы генетической безопасности"

Урок разработан с применением технологии развития критического мышления. Когда ребенок появляется на свет, все первым делом интересуются, сколько он весит. Но в первые минуты для врача важны другие параметры, позволяющие судить, здоров ли ребенок. Вот для такой быстрой оценки и применяют шкалу Апгар, названную так по имени её автора Виржинии Апгар. В чём причина наследственных заболеваний человека? Почему в некоторых семьях рождаются больные дети? Как помочь ребёнку родиться здоровым? ...

31 08 2019 5:44:34

Урок по теме "Фотосинтез" (6-й класс)

Представлен конспект урока биологии по теме " Фотосинтез" в 6-м классе....

30 08 2019 12:53:59

Устный журнал "Важнейшие зерновые сельскохозяйственные культуры"

Проведение устных журналов, где учащимся приходится самим готовить материал, презентации к нему, составлять и решать задачи, отстаивать свою точку зрения – это один из возможных вариантов активизации деятельности учащихся. Данный журнал может быть использован на уроках географии, биологии, истории или как звено в цепочке внеурочных мероприятиях, посвященных истории развития знаний о селекции растений и великих селекционерах....

29 08 2019 22:35:48

Использование ИКТ в образовательном процессе по предмету "Биология"

Одна из задач учителя биологии - сформировать экологическое сознание учащихся. Интерактивное внеклассное мероприятие на основе компьютерных технологий позволяет показать связь предметов биологии, экологии и литературы в 6-м классе....

28 08 2019 22:25:42

Урок биологии по теме "Растения и человек". 6-й класс

Урок формирует знания у школьников об экологии, показывает необходимость охраны многообразного растительного и животного мира, охраны природы как залога сохранения здоровья человека, показывает ошибочность потребительского подхода к природе, подчеркивает значение растений в природе и жизни человека....

27 08 2019 3:19:47

Из опыта работы. Проверка знаний по теме "Прокариоты. Бактерии" в 10-м профильном классе

Успеха в обучении добьется учитель, любящий детей, творческий, тщательно продумывающий и планирующий свою работу. Только передача информации учащимся не обеспечивает получения прочных знаний. После урока теоретического обязательно должны последовать уроки-практикумы с интенсивным освоением, закреплением учебного материала и контролем знаний. ...

26 08 2019 9:21:51

Тип Кишечнополостные. Виды, строение, значение в природе

Для кишечнополостных характерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....

25 08 2019 19:44:54

Интегрированный урок (биология + химия) по теме "Белки"

Интегрированный урок с целью расширить знания учащихся о природных высокомолекулярных веществах - белках; раскрыть ведущую роль белков в строении и жизнедеятельности клетки; сформировать представление о связи между строением, свойствами и применением белков через лабораторный эксперимент. Форма проведения - урок-лекция с элементами лабораторного практикума и медиа-технологий. На уроке предлагается рассмотреть следующие вопросы: история исследования белка; аминокислоты - основа белка; структура белковых молекул; химические свойства белка (лабораторный опыт); биологическое разнообразие и значение белков; функции белков. ...

24 08 2019 7:25:25

Урок "Удивительный мир грибов"

Вводный урок, на котором изучаются общие особенности организации грибов, распространения, признаки грибной клетки, типы питания, размножения и роль грибов в природе и жизни человека. Повышение интереса к изучаемой теме достигается путем использования регионального компонента государственного образовательного стандарта (стихи о грибах, грибы, занесенные в Красную книгу Мурманской области). Использование на уроке информационных технологий значительно повышает мотивацию обучающихся....

23 08 2019 23:11:32

Отряд Перепончатокрылые, представитель - медоносная пчела

Голова пчелы имеет очень подвижное сочленение с грудью. Глаза сложные, большие. Наряду с ними у большинства перепончатокрылых есть простые глазки (у пчелы их три). На голове расположены различно устроенные усики....

22 08 2019 13:52:29

Урок биологии на тему "Плоды". 6-й класс

Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....

21 08 2019 20:28:15

Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"

Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления. ...

20 08 2019 6:28:34

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. 5-й класс

Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....

19 08 2019 20:21:57

Достижения и основные направления современной селекции

Урок является заключительным в теме « Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....

18 08 2019 3:25:54

Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

Это один из уроков раздела " Основные отделы царства растений". На уроке проводится проверка знаний учащихся по предыдущей теме " Водоросли" в виде графического диктанта, изучение нового материала и его закрепление с опорой на учебник, презентацию, видеофильмы и флеш-анимации с диска. Закрепление знаний осуществляется в форме лабораторной работы с использованием гербарных материалов....

17 08 2019 0:29:49

Интерактивный плакат "Шляпочные грибы"

Интерактивный плакат " Грибы", выполненный в программе PowerPoint, включает в себя объемный материал для уроков и внеурочной деятельности. Мультимедийное сопровождение стало необходимым на уроках всех направлений. Оно предоставляет возможность демонстрировать работы мастеров и объекты реального мира, работать в интерактивном режиме с данными объектами....

16 08 2019 20:15:28

Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и практику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей практической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....

15 08 2019 11:35:13

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

14 08 2019 18:35:44

Урок по природоведению в 4-м классе "Изучаем родной Ставропольский край"

Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....

13 08 2019 5:43:27

Технологическая карта внеурочного занятия из цикла «Юный натуралист» по теме «Царство бактерий». 5-й класс

Технологическая карта внеурочного занятия цикла « Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....

12 08 2019 14:25:11

Опорные конспекты по биологии для работы с мотивированными детьми

Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи Е Г Э и поступлению в вуз....

11 08 2019 14:51:45

Урок природоведения в 5-м классе по теме "Путешествие в растительную клетку"

На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....

10 08 2019 4:18:45

Контрольно-обобщающий урок-путешествие "По следам нашего организма"

Урок помогает обобщить, систематизировать и расширить знания по главам " Происхождение человека" и " Строение организма"....

09 08 2019 13:22:47

Тип Кишечнополостные. Пресноводная гидра. 7-й класс

Цель урока: показать основные признаки типа " Кишечнополостные", выявить особенности строения многоклеточных животных. На уроке развиваются навыки самостоятельной работы, формируется умение работать в малых и больших группах с дидактическим материалом, развиваются умения самоконтроля и самооценки. Урок построен по модульной технологии....

08 08 2019 18:37:17

Урок по теме: "Бактерии. Их строение и значение"

Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный характер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....

07 08 2019 17:53:28

Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"

Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии. ...

06 08 2019 13:42:26

"Какой сок лучше?"

Рассматривая на витринах магазинов красивые коробки, бутылочки с соком, мы задаем себе вопрос: " Какой же сок купить? Какой сок лучше?" Натуральные соки в рационе человека должны занимать достойное место, тем более, что сейчас в магазинах есть соки на любой вкус. ...

05 08 2019 22:25:38

Вышли мы все из природы

Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме " Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....

04 08 2019 13:15:46

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"

Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, практических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам. ...

03 08 2019 0:36:25

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

Урок по теме " Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углубляться на последующих уроках....

02 08 2019 1:32:55

Урок в 7-м классе по теме "Типы развития насекомых" с использованием интерактивной доски

Представлен урок биологии в 7-м классе с использованием интерактивной доски Hitachi и мультимедийных пособий. В ходе урока представлено использование И К Т, что расширяет возможности учителя, позволяет разнообразить его методический арсенал, активизировать познавательную деятельность учащихся. Данный опыт может быть интересен учителям других предметов, как пример использования интерактивной доски и мультимедийных пособий....

01 08 2019 22:13:30

Брейн-ринг "Знаешь ли ты животных?"

Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 7-го класса. Способствует расширению кругозора, развивает остроту мышления, сообразительности у ребят, учит видеть удивительное рядом. В целях воспитания экологической культуры необходимо постоянно подводить учащихся к мысли, что природа смотрит на нас с тревогой и надеждой. ...

31 07 2019 8:53:25

Основные закономерности явлений наследственности

Урок « Основные закономерности явлений наследственности» является первым уроком темы « Наследственность». Использование на уроке компьютерной презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах излагаемой информации. Цель урока: сформировать представление о генетике как о науке, изучающей явления наследственности; начать формирование представлений об основных генетических закономерностях....

30 07 2019 9:51:19

Путешествие в мир насекомых

Урок направлен на закрепление знаний о ракообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

29 07 2019 11:12:37

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

28 07 2019 2:44:21

Тема урока: "Встреча юных друзей природы"

Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....

27 07 2019 11:21:29

Использование компьютерных технологий как средство формирования креативного мышления и познавательной мотивации учащихся

О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....

26 07 2019 5:59:37

Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»

Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....

25 07 2019 13:19:27

Урок-практикум "Рефлекс, рефлекторная дуга"

Урок-практикум по теме " Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на практике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-практикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....

24 07 2019 10:38:28

Гипотеза чистоты гамет. Три закона наследования признаков

Гипотеза чистоты гамет была выдвинута чешским ученым Грегором Менделем, который изучал закономерности наследования в живых организмах. Рассмотрим суть гипотезы и разберем три основных закона наследования признаков....

23 07 2019 17:15:47

Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"

Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на практике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....

22 07 2019 0:24:51

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции

Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....

21 07 2019 18:58:56

Урок биологии в 9-м классе по теме "Эукариотическая клетка"

Данный конспект урока по биологии в 9-м классе с использованием презентации « Путешествие в Идеальный город» позволяет учителю изучить особенности строения растительной клетки и функции органелл клетки. Урок проводится в форме драматизационного проекта и соответствует общеобразовательной программе С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина. ...

20 07 2019 6:11:39

Интегрированный урок (биология, география и английский язык) в 7-м классе по теме "Природа Австралии"

Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал. ...

19 07 2019 10:26:59

Урок природоведения на тему «Химические явления в живой и неживой природе». 5-й класс

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....

18 07 2019 17:31:42

Микроорганизмы и вирусы в нашей жизни. Птичий грипп

Урок систематизирует знания учащихся о вирусах. Подробнее рассматривается вирус птичьего гриппа. ...

17 07 2019 0:15:40

Значение дыхания: газообмен, теплорегуляция, органы выделения

Дыхание — это совокупность процессов, в результате которых происходит потребление организмом кислорода, его использование и выделение углекислого газа....

16 07 2019 0:21:31

Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)

На уроке рассматривается ода Ломоносова « Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....

15 07 2019 10:20:40

Урок биологии по теме «Оплодотворение. Беременность и рождение». 8-й класс

Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....

14 07 2019 19:12:46

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

В работе показана возможность использования цифровой лаборатории « Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И. Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории « Архимед»....

13 07 2019 21:40:41

Урок на тему "Строение и функции цветка". 6-й класс

Данная разработка позволяет познакомить учащихся с особенностями строения и биологического значения цветка, развивает умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала используются электронные образовательные ресурсы. Урок направлен на развитие у учащихся познавательной активности, навыков самостоятельности, саморазвития и самоопределения....

12 07 2019 13:27:32

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем " Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

11 07 2019 15:54:26

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И. Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

10 07 2019 15:34:27

Значение дыхания. Органы дыхания

Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....

09 07 2019 8:20:16

Интегрированный урок по биологии и литературе "Как Слово много может рассказать"

Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....

08 07 2019 17:55:35

Путешествие в грибное царство — шляпочные грибы

Сформировать знания о характерных признаках грибов как самостоятельного царства живой природы, об особенностях строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, о съедобных и ядовитых грибах....

07 07 2019 17:28:57

Наследственные болезни человека

На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....

06 07 2019 7:25:32

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный характер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

05 07 2019 2:50:55

Эксперимент в школьном курсе биологии

На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

04 07 2019 21:51:47

Тема урока: "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"

Урок основан на интерактивных методах обучения, таких как « Мозговая атака», « Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....

03 07 2019 14:21:55

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают практические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

02 07 2019 23:55:55

Мультимедийный урок "Возникновение жизни на Земле"

Использование И К Т на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема « Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....

01 07 2019 9:20:32

Биологический урок-игра "КВН"

Цель урока: способствовать развитию познавательного интереса; активизировать знания; сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Для преподавателя такой урок является способом выявить детей эрудированных, любознательных, остроумных, творческих, т.е. таких детей, которые при дальнейшем изучении предмета для преподавателя будут «помощниками». Данная игра проводится на первом уроке предмета « Биология», либо ее можно использовать как внеклассное мероприятие в рамках декады общеобразовательных дисциплин. Вопросы для игры составляет преподаватель, используя дополнительную литературу по предмету....

30 06 2019 4:29:47

Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....

29 06 2019 8:21:58

Наследование признаков, сцепленных с полом. Генетика пола

Предлагаемый урок по теме: " Наследование признаков сцепленных с полом" проводится для учащихся 10-х классов. Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь больных детей. Одной из форм обучения может быть решение генетических задач, которые раскроют природу многих наследственных заболеваний. ...

28 06 2019 11:19:42

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме " Деление клетки: митоз и мейоз"....

27 06 2019 23:56:10

Значение дыхания. Органы дыхания

Цели урока: формирование у учащихся понятия о строении и функциях органов дыхания; продолжать развивать общебиологические понятия о взаимосвязи строения органов дыхания с выполняемыми функциями; показать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем....

26 06 2019 13:27:10

Растительные ткани: образовательная, покровная, основная, механическая, проводящая

Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....

25 06 2019 19:50:35

Миниатюры о природе

При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных практических задач....

24 06 2019 18:12:17

Урок-конференция "Биоразнообразие рыб, их образ жизни, поведение"

Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....

23 06 2019 18:50:16

Урок биологии по теме "Отряды насекомых Якутии". 7-й класс

Цель урока: расширить и углубить знания учащихся о классе насекомых путем изучения строения насекомых различных отрядов; формировать на основе полученных знаний умения определять принадлежность насекомого к определенному отряду....

22 06 2019 1:49:12

Комбинированный урок с элементами интерактивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола

Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интерактивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний. ...

21 06 2019 20:41:24

Ролевая игра в 8-м классе на повторительно-обобщающем уроке "Кровь и кровообращение"

Цель урока: приведение в систему знаний по теме « Кровь и кровообращение», определение их практической значимости. ...

20 06 2019 6:30:25

Предмет экологии. Экологические факторы

Представлен конспект урока экологии в 10-м классе по теме " Экологические факторы"....

19 06 2019 16:19:56

Дыхание и кровообращение животных Биология

Животные получают необходимый им кислород из атмосферы или воды, в которой он растворен. Поэтому их органы дыхания разнообразны. Связь органов дыхания со всеми...

18 06 2019 1:15:10

Условные рефлексы: механизм образования и биологическое значение

Павлов установил, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу. В других сочетаниях условные рефлексы не образуются, а если образуются, то слабые, и быстро угасают. Важно, чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного....

17 06 2019 9:22:59

Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе

Идея создания пришкольного участка возникла из потребности школьного коллектива. На уроках дети учатся не только воспринимать красоту окружающего мира, но и создавать ее своими руками. В процессе обучения у детей формируются учебно-интеллектуальные и учебно-познавательные умения и навыки....

16 06 2019 16:33:12

Строение и работа сердца. 8-й класс

В ходе урока учащиеся знакомятся со строением и работой сердца, а затем закрепляют полученные знания с помощью заполнения таблицы и тестовой работы....

15 06 2019 13:33:40

"Ареалы обитания. Миграция. Закономерности распространения животных"

На уроке биологии дети изучают понятия: ареал, миграция, эндемик, космополит, реликт; учащиеся учатся приводить примеры видов эндемиков, космополитов, реликтов, различных видов миграций (возрастная, периодическая, непериодическая); составляют и озвучивают схемы (типы ареалов, виды миграции). ...

14 06 2019 18:36:13

Инфекционные заболевания человека

Урок-конференция изучает инфекционные заболевания человека, причины их возникновения, распространения, профилактику и лечение....

13 06 2019 1:10:44

Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты. Грибы. Растения". 7-й класс

Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....

12 06 2019 9:44:19

Учебный проект "Неизвестное об известном"

Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта « Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....

11 06 2019 19:29:23

Сценарий празднования Дня птиц "Здравствуйте, птицы!"

Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц « Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....

10 06 2019 3:41:30

Стебель растения. Строение, ветвление стебля, рост и функции

Стебель – это ось побега, с расположенными на нем листьями, почками. Строение стебля может быть первичным - при формировании нового растения, когда клетки еще не дифференцированы (у однодольных остается на всю жизнь). Для двудольных и голосеменных характерно быстрое изменение первичного стебля....

09 06 2019 4:55:29

Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода

В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования и улучшения подготовки к Е Г Э применительно к упомянутой теме....

08 06 2019 7:39:14

Здоровье школьника – будущее нации

Программа " Здоровье школьника" направлена на сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у родителей и педагогов ответственных взглядов и убеждений в деле сохранения собственного здоровья....

07 06 2019 12:35:42

Урок-экспедиция по теме "Лекарственные растения сообщества болота". Природоведение, 5-й класс

Урок-экспедиция помогает активизировать познавательную деятельность учащихся. Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями сообщества болота своей местности, их лечебными свойствами. ...

06 06 2019 4:21:11

Обобщающий урок-игра по биологии. 8-й класс. Тема: "Обмен веществ, выделение, терморегуляция"

Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам " Обмен веществ", " Выделение", " Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....

05 06 2019 13:51:56

Острицы: пути заражения, симптомы, лечение и профилактика

Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....

04 06 2019 5:42:38

Движение простейших и беспозвоночных

Презентация « Движение простейших и беспозвоночных» носит обучающий характер. Предназначена для детей школьного возраста в возрасте 12–18 лет. Презентация может быть использована на уроках биологии в 6-м классе при изучении темы « Движение»....

03 06 2019 6:33:39

Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы " Программа по биологии. 6–9-й класс" А. А. Вахрушева и А. С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....

02 06 2019 10:51:12

Горение и окисление

Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при Ч С....

01 06 2019 17:42:21

Путешествие в невидимый мир

Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их характерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....

31 05 2019 10:35:24

Абиотические факторы: температура, влажность, свет и их влияние на организм

Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....

30 05 2019 3:35:29

Применение технологии развития индивидуальных творческих способностей (РИТС) на уроках естественного цикла

Автор рассматривает личностно ориентированное построение процесса обучения как средство развития творческих способностей учащихся на уроках биологии в массовой школе. В этой связи особое место и роль в работе отводится формированию познавательных и мыслительных действий, а также самостоятельности в проявлении творческих способностей. ...

29 05 2019 12:40:54

Урок биологии по теме "Изменчивость". 11-й класс

Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся проводится в групповой и индивидуальной форме. Выполняя различные задания, учащиеся отрабатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме....

28 05 2019 0:20:12

Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс

Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует характер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок. ...

27 05 2019 4:16:31

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: " Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

26 05 2019 5:35:19

"Инновационные технологии развития познавательного интереса и творческой активности учащихся на уроках биологии"

В современном постоянно меняющемся, динамическом мире на первый план выходит не просто обучение учащегося предметным знаниям, умениям, навыкам, а личность учащегося как будущего активного деятеля. Важную роль в формировании необходимых З У Н, а также качеств личности учащегося играет И К Т. Одной из основных задач школьного курса биологии выступает формирование у учащегося умения работать с информацией....

25 05 2019 21:14:35

Урок-экскурсия по биологии на тему "Мир растений малой родины". 6-й класс

Содержание урока позволяет углубить знания учащихся о многообразии растений Алтайского края. Экскурсия развивает интерес к предмету, познавательные способности, навыки общения, коллективного взаимодействия (работа в группах и парах). Больший упор сделан на растения школьного дендрария. Предлагается презентация....

24 05 2019 23:12:49

Урок по теме: "Зрительное восприятие. Гигиена зрения". 8-й класс

Урок для учащихся 8-го класса по теме " Зрительное восприятие. Гигиена зрения" с использованием технологии модульного обучения, но его можно адаптировать для традиционных уроков. Использование видеофрагментов и сообщений учащихся позволяет сделать урок более интересным и привлекательным. При этом для ученика остается наиболее важной возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...

23 05 2019 18:51:41

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

22 05 2019 9:23:56

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на практике....

21 05 2019 10:35:58

Разработка обобщающего урока по биологии (раздел экология)

Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....

20 05 2019 19:58:35

Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс

Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....

19 05 2019 1:33:52

Многообразие клеток: размеры, форма, количество

Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....

18 05 2019 3:20:27

Занятие в творческом объединении "Природа и человек". Тема: "Природа родного края"

Игра – активный метод обучения и воспитания, который помогает учащимся глубже усвоить изучаемый материал, расширить кругозор, развить познавательный интерес. За основу занятия в творческом объединении " Природа и человек" взята популярная телевизионная игра " Поле чудес"....

17 05 2019 9:32:23

Первые русские ученые эволюционисты

Весомый вклад в теорию эволюции внесли ученые М. В. Ломоносов, А. Н. Радищев, К. Ф. Вольф, А. А. Каверзнев, И. Е. Дядьковский, К. М. Бэр, К. Ф. Рулье, Н. А. Северцов....

16 05 2019 9:16:39

Тема урока: "Особенности жизнедеятельности лягушки"

Объяснение нового материала на уроке биологии происходит с использованием компьютерной презентации. На уроке учащиеся проводят исследование процессов жизнедеятельности шпорцевой лягушки как представителя класса амфибий, делают обобщение и заканчивают урок составлением синквейна. ...

15 05 2019 18:34:18

Урок по теме: "Движущие силы антропогенеза"

Урок раскрывает значение биологических и социальных факторов в формировании человека как существа биосоциального. ...

14 05 2019 2:51:42

Многообразие рыб. 7-й класс

Урок формирует у учащихся исследовательские навыки и умение систематизировать материал. Учащиеся знакомятся с многообразием рыб, выявляют их признаки, учатся сравнивать и определять наиболее распространенные отряды. Урок проводится в виде игры-путешествия на корабле с презентацией....

13 05 2019 6:42:26

Основы личностно ориентированной системы обучения в перспективной школе

В работе рассказывается о свойствах У М К « Перспективная начальная школа», таких как комплектность, инструментальность, интерактивность и интеграция. Используются примеры из своей практики, рассказывается об особенностях У М К « Перспективная школа», которые существенно отличают его от всех других комплектов начальной школы....

12 05 2019 11:34:25

Урок по теме "Лишайники" (дистанционное обучение ребенка-инвалида с программой IDroo). 6-й класс

Знакомство с работой К. А. Тимирязева, многообразием лишайников и необходимостью их защиты основано на использовании учителем и учеником слайдов, расположенных на доске IDroo. Инструменты доски позволяют ученику выполнять задания, делать пометки; учителю объяснять, проверять, корректировать, оценивать, и все это – в режиме реального времени....

11 05 2019 6:58:19

Введение в генетику человека, или Что я еще не знаю, но … знать"

Главная цель урока - показать практическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....

10 05 2019 22:31:46

Интегрированный урок (биология + физика) "Газообмен в легких и тканях. Диффузия в газах и жидкостях"

Дыхание – свойство и признак всех живых организмов в природе, а воздух – это “пастбище жизни”, поэтому нам сегодня предстоит решить проблему, высказанную римским поэтом Овидием “ Пока дышу, надеюсь”. ...

09 05 2019 14:39:29

Правильная осанка – залог здоровья

Мы смогли вскрыть некоторые причины нарушения осанки, дать определённые рекомендации, обратить внимание учащихся, учителей и родителей на формирование здорового человека. Наши рекомендации могут предотвратить развитие заболеваний опорно-двигательной системы при переносе школьно-письменных принадлежностей. ...

08 05 2019 22:49:34

Тема урока: "Вид, его критерии". 11-й класс

В статье представлен урок изучения нового материала, построенного на основе деятельностного подхода. Используются различные активные методы обучения. Основная форма работы - групповая....

07 05 2019 22:24:55

Урок-путешествие "Многообразие птиц"

Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в команде....

06 05 2019 0:33:35

Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения

Программа " Юный ботаник" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. Здесь предлагается раздел программы для обучающихся среднего звена первого года обучения. Структура и содержание программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь....

05 05 2019 14:23:17

Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"

Данный урок занимает четвертое место в теме " Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и практической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...

04 05 2019 4:46:38

Проект "Осторожно: плесень!"

Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...

03 05 2019 20:12:11

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

02 05 2019 2:59:11

За пределами роста

В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....

01 05 2019 20:40:50

Интегрированный урок "Развитие жизни на Земле"

Интегрированный урок-обобщение по природоведению в объединяет в себе биологию, географию, музыку и изобразительное искусство. За основу взят отрывок " Доисторическая жизнь" на музыку И. Стравинского " Весна Священная" из мультфильма У. Диснея " Фантазия". Урок представляет собой творческое задание с обсуждение результатов и научную критику....

30 04 2019 19:53:17

Использование модульной технологии на уроках биологии

В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

29 04 2019 18:39:53

Элективный курс "В здоровом теле здоровый дух"

Программа включает углубление теоретического и практического материала по темам: « Опорно-двигательная система», « Сердечно-сосудистая система», « Система органов дыхания», « Пищеварительная система», « Кожные покровы», « Нервная система». Основой курса являются практические работы, выходящие за рамки содержания школьного курса....

28 04 2019 21:36:42

Урок биологии по теме "Зри в корень! (Внешнее строение корня)"

Урок проводится в рамках технологии проблемного обучения. Учащиеся-исследователи, ведущие раскопки на холмах, так как корни – подземный орган растения. Терминологическая работа фиксирует внимание учащихся на основных понятиях темы. Проблемные вопросы и задачи способствуют развитию мышления учащихся....

27 04 2019 17:54:25

Программа элективного курса "Исследуем лес". 9-й класс

Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....

26 04 2019 19:28:58

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

Внеклассное занятие « Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы « Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

25 04 2019 7:20:42

Законы Грегора Менделя

Урок разработан по программе Министерства образования Р Ф по третьему варианту под редакцией Д. К. Пасечника. Использован материал интернет-ресурсов «телешкола». Занятие решает не только задачу раскрытия темы, но и показа возможностей дистанционного обучения....

24 04 2019 19:41:35

Обобщающий урок-игра по теме "Семейства цветковых растений"

Заключительный урок по теме проводится в форме игры и позволяет в занимательной форме провести смотр знаний школьников, проверив у них теоретические знания о классификации цветковых растений и практические навыки; развить интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

23 04 2019 12:33:33

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

Урок-конференция по теме « Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

22 04 2019 16:40:32

Использование модульной технологии на уроках биологии

В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

21 04 2019 9:14:36

Здоровой коже и врач не нужен

Урок проводится в 9-м классе после изучения темы « Пищеварительная система». В русской народной сказке « Царевна-лягушка» Василиса Премудрая сбрасывает кожу, а царевич Иван сжигает ее. Что же произойдет в реальной жизни с человеком в таком случае? Какова роль кожи в жизни человека и ее строение? Учащиеся поразмышляют о новых направлениях моды: пирсинге, тату, эпиляции....

20 04 2019 17:19:40

Информационные технологии на уроках биологии

Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему " У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу Е Г Э по биологии....

19 04 2019 1:25:45

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2019 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)