Многообразие млекопитающих
Программа по биологии для общеобразовательных школ. – М., Дрофа 2009. Биология Многообразие живых организмов. 7 класс. Авторы: Захаров В.Б., Сонин Н.И.
Тип урока: комбинированный.
Диагностика урока:
Тема «Многообразие млекопитающих» является
заключительной при изучении темы: «Класс
Млекопитающие».
На предыдущих уроках учащиеся знакомились с
основными особенностями млекопитающих; их
средой обитания, особенностями внешнего
строения, приспособлениями к жизни к воде и на
суше, особенностями внутреннего строения и
работой систем внутренних органов,
особенностями размножения, происхождением
млекопитающих. К моменту проведения урока
учащиеся имеют навыки активного слушания
объяснения учителя с выделением главных частей
текста, умеют правильно заполнять таблицы, схемы,
активно участвуют в любых видах беседы, могут
представить презентацию, свободно работать с
компьютером, работать с учебником.
Предлагаемый урок относится к типу
комбинированных уроков. В нем присутствуют
пpaктически все этапы урока, отражающие
структуру учебной деятельности: этап
актуализации, этап мотивации, этап постановки
учебной задачи, этап моделирования, этап
систематизации знаний, этап рефлексии.
Цель урока: сформировать знания о многообразии млекопитающих, экологических особенностях основных представителей и значении млекопитающих.
Задачи:
- Образовательные:
- познакомиться с многообразием млекопитающих, с их отрядами и экологическими особенностями их основных представителей;
- сформировать представление о значении млекопитающих и их роли в биоценозе;
- закрепить знания по теме «Многообразие млекопитающих».
- Развивающие:
- продолжить развитие умения логически мыслить, анализировать и обобщать полученную информацию;
- продолжить развитие творческих способностей и образного мышления;
- развивать навыки работы с текстом, иллюстрациями учебника, компьютером.
- Воспитательные:
- формировать научное мировоззрение;
- расширять биологическую картину мира и биоэтические взгляды на примере значения млекопитающих в природе и жизни человека, а так же их роли в биоценозе.
Оборудование урока:
- компьютер;
- мультимедийная установка;
- фотографии млекопитающих;
- таблицы – многообразие млекопитающих;
- цветные карандаши.
До начало урока класс делится на 5 групп и выбираются консультанты в каждой группе.
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Теоретическое обоснование |
||||||||||||||||||
УЭ-О Постановка цели (3 мин.) |
Организационный момент Приветствует
уч-ся, проверяет готовность к уроку, выявляет
отсутствующих. Преобладает фронтальная форма
работы. |
Приветствуют учителя, сообщают
отсутствующих. Деятельность учащихся
мотивационная. В тетради записывают дату и тему урока. Слушают цели урока. |
Создается благоприятная
психологическая атмосфера для включения детей в
работу. Формируется мотивация познавательной деятельности путем определения конкретных задач урока. |
||||||||||||||||||
УЭ -1 Актуализация знаний (7 мин.) |
Входной контроль Цель: определить
исходный уровень знаний на основе повторения
темы: «Размножение и развитие
млекопитающих». |
Выполняют в тетради работу. Происходит взаимопроверка. Консультанты проставляют баллы в листок контроля знаний. | Репродуктивный метод. Учащиеся повторяют, выравнивают знания. | ||||||||||||||||||
УЭ-2 Изучение нового материала |
Цель: в ходе урока вы должны
познакомиться с хаpaктерными признаками
млекопитающих основных отрядов и их
многообразием. Задание 1. В процессе показа от каждой группы презентаций и слушая сообщения учащихся по основным отрядам млекопитающих, вы должны заполнить в тетради таблицу: Сравнительная хаpaктеристика основных отрядов млекопитающих
За работу с таблицей – 5 баллов. Ответ: (Приложение 2) Задание 2. «Четвертый лишний» Ответ: (Приложение 3). Задание 3. «Биологические задачи» Каждая группа получает по две биологические
задачи. Обсудите в группе и запишите в тетрадь
ответ. Биологические задачи Группа №1 Задача 1. Каковы различия зубов грызунов и хищников? Задача 2.Загадка гласит:
Какой зверек нашел отражение в загадке? Каковы особенности его меха в связи с образом жизни? Группа №2 Задача 1 В «чёрном ящике» находится фотография
полуводного зверька, которого К. Линней назвал
«мускусным бобром» . Он обитатель тихих стариц,
протоков и заводей пойм рек Дона, Днепра, Волги и
Урала. Длина его тела 20-22 см, а хвоста -18-20 см.
высушенные хвосты зверька использовали прежде в
купеческих домах. Ими перекладывали бельё в
комодах для придания ему приятного запаха. Задача 2. Волки живут стаями, а лисицы и рыси – нет Объясните поведение этих животных. Группа №3 Задача 1. Летучие мыши не реагируют на свет , однако часто залетают в освещенные помещения, на открытые веранды, где находятся люди и горит свет. Объясните причину такого поведения животных. Задача 2.
– Какую ошибку допустил поэт? Группа №4 Задача 1. Бежали два зайца: один – на гору, второй – под гору. Каком узайцу было легче бежать? Почему? Задача 2. Народная мудрость утверждает: «Там, где водится кyница, белка не родится». Каков её биологический смысл? Группа №5 Задача 1. Известно, что бобры перегрызают толстые деревья. Почему зубы бобра не тупятся? Задача 2. Почему лоси могут сравнительно легко бегать по топким болотам, где другие крупные животные вязнут? Ответ: (Приложение 4). |
Слушают сообщения учащихся, заполняют
таблицу. Консультанты проставляют баллы в листок
контроля знаний.
Сравнивают животных, называют общие черты и
различия. Работают в группе.
Обсуждают в группе решение задач. Ответ записывают в тетрадь. Консультанты проставляют баллы в листок контроля знаний. Группы по очереди называют ответы. |
Формируются навыки активного слушания
и умение выделять главное из устного сообщения.
Навыки работы со средствами наглядности.
Формируется ценностно-личностное отношение к млекопитающим.
Форма учебной деятельности на этом этапе коллективная. Развитие логического мышления, творческие способности, грамотной речи. Формируется умение сравнивать объекты между собой.
Формируются умения выявлять причинно-следственные связи. Формируются умения анализировать. |
||||||||||||||||||
УЭ-3 Закрепление полученных знаний |
Выходной контроль: Цель: проверить усвоение материала о многообразие млекопитающих. Задание: Цветовой тест. Консультанты раздают вопросы и карточки с терминами. Вопрос оговаривается какого цвета следует закрасить ответ на него. В случае правильного заполнения карточки появится определенный цветовой орнамент. За каждый правильный ответ – 1 балл. Вопросы: 1. Зеленый – Представители какого отряда приспособлены к полету, питаются кровью теплокровных животных. (Рукокрылые) 2. Красный – Представители этого отряда: ежи, кроты, землеройки. (Насекомоядные) 3. Синий – У этого отряда длинный кишечник, с сильно развитой слепой кишкой. (Грызуны) 4. Зеленый – У представителей какого отряда зубы подразделяются на резцы и коренные. (Зайцеобразные) 5. Красный – Где в челюстях располагаются зубы млекопитающих. (Альвеолах) 6. Зеленый – Где располагаются голосовые связки? (В гортани) 7. Красный – Как называются роговые образования кожи? (Ногти, иглы) 8. Красный – Как называется разновидность волос в шерстном покрове млекопитающих. (Вибриссы) 9. Красный – К какой группе животных относятся млекопитающие – с постоянной или непостоянной температурой тела. (Гомойотермные) 10. Синий – Какой основной продукт белкового обмена удаляется через почки у млекопитающих? (Мочевина) 11. Зеленый – Где происходит развитие зародыша млекопитающих? (Матка) 12. Синий – Как называется структура, через которую происходит дыхание и питание эмбриона? (Плацента) 13. Красный – Какая кровь в левой половине сердца млекопитающих? (Артериальная) 14. Синий – Как называется оплодотворенная яйцеклетка? (Зигота) 15. Красный – Через какую систему эмбрион получает питание для своего развития? (Кровообращение) I вариант
II вариант
III вариант
Производится самопроверка. Ответ: (Приложение 5) |
Слушают объяснение задания. Работают с карточками. Закрашивают ответы определенным цветом. Консультанты проставляют баллы в листок контроля знаний. | Контроль за усвоением материала. Этот метод организует сжатое повторение основных понятий. Способствует быстрому запоминанию. Развитие творческих способностей, образного мышления, развиваются умения систематизировать и навыки оформления работы. | ||||||||||||||||||
УЭ -4 Подведение итогов |
1. Оцените свою работу на уроке, сложив
количество баллов, полученных на каждом учебном
элементе. Если вы набрали: 25-30 баллов, то получаете оценку «5» 2. В соответствие с оценкой запишите домашнее задание в дневник:
Творческое задание для желающих: напишите доклад или сделайте презентацию на тему: «Животные красной книги». |
Получают оценки за работу на уроке.
Слушают объяснение учителя о дифференцированном домашнем задании. |
Формируется мотивация к дальнейшей
познавательной деятельности.
Формируется чувство удовлетворения от проделанной работы. Повышается самооценка. |
Комментарии:
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
18 04 2024 11:43:52
Для проведения физкультминуток на уроках анатомии в 8-м классе были подобраны упражнения, соответствующие темам уроков. Например, на уроке "Осанка" выполняются упражнения "Птица перед взлетом". При изучении зрительного анализатора делаются упражнения для глаз, способствующие профилактике миопии. При изучении дыхательной системы выполняется упражнение по методике Стрельниковой, которое помогает постановке голоса, укреплению дыхательных мышц. Используя упражнения можно улучшить здоровье детей....
17 04 2024 3:29:34
Цели урока: сформировать представление о биологии как науке, о царствах живой природы; развивать представление о многообразии биологических дисциплин, изучающих живую природу. Задачи: сформировать первоначальные представления о многообразие растительного мира; познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности; развивать умения и навыки, развивать интерес к биологическим наукам....
16 04 2024 17:43:10
Интегрированный урок литературы и биологии для 7-го класса знакомит учащихся с ролью литературы в решении экологических проблем, помогает понять, как правильно относиться к природе, любить ее и беречь. ...
15 04 2024 8:46:50
Представленный урок – один из вариантов проведения обобщения по первой части курса природоведения в образовательной системе «Школа-2100». Урок построен с использованием технологии проблемно-диалогического обучения и помогает учащимся осознать значимость изучения прошлого планеты для прогнозирования будущих изменений....
14 04 2024 20:47:55
Цели урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов....
13 04 2024 7:53:25
В ходе урока создается проблемная ситуация, формулируется проблема, выдвигаются версии решения проблемы, актуализация знаний, открытие нового знания, применение нового знания. Все этапы урока сопровождаются презентацией "Происхождение жизни на Земле". Подводятся итоги урока, следуют оценивание, рефлексия и домашнее задание....
12 04 2024 12:50:35
Урок-игра «Эволюция в вопросах и ответах» предлагается учащимся 9-х классов с целью обобщения, закрепления знаний. Задания составлены с использованием интеpaктивных методов и средств обучения и направлены на усвоение проблемных вопросов «Развитие эволюционного учения», «Адаптации», «Макро- и микроэволюция». Каждый этап урока сопровождается заданиями на интеpaктивной доске....
11 04 2024 2:35:50
Цели урока – изучить структуру биогеоценоза и биоценоза на примере елового леса; рассмотреть показатели, хаpaктеризующие биоценоз....
10 04 2024 2:22:24
На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....
09 04 2024 12:47:46
Урок по программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой «Биология. Многообразие живых организмов. 7-й класс» с применением технологии модульного обучения. Цель работы – показать, что модули позволяют перевести обучение на субъект-субъектную основу, индивидуализировать работу с отдельными учащимися....
08 04 2024 17:10:10
2008 год объявлен Годом семьи. А какая же настоящая семья без детей. Это значит, что будущее планеты – в наших руках, и от нашего отношения к ней зависит очень многое. Мы все с вами - дети матушки природы и должны с уважением относиться к ней, жить по её законам....
07 04 2024 6:32:37
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
06 04 2024 6:15:54
Контрольно-обобщающий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем». Приведены вопросы в форме тестов, и поэтому на их выполнение затрачивается 3-5 минут. Ученики работают в комaнде, каждый участник комaнды успевает не только сдать экзамен, но и исправить оценку, если она низкая. Таким образом, за урок каждый ученик получает минимум 2 оценки: одну за работу в группе и одну (индивидуальную) – за экзамен. Кроме выполнения учебных задач, урок способствует развитию умений работать в группе, оценивать свои знания , координировать действия согласно заданной программе....
05 04 2024 11:55:36
Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....
04 04 2024 3:11:35
Основа занятия – известная сказка Всеволода Гаршина "Лягушка-путешественница". Сказка сопоставляется с реальными фактами о местообитании, особенностях питания и схемах поведения разных видов лягушек, которых школьники могут встретить в природе во время путешествия. В качестве творческой работы предлагается выполнить оригами "Лягушка". Развивается мелкая моторика детей....
03 04 2024 5:23:37
Урок направлен на формирование способности сравнивать признаки семян однодольных и двудольных растений; обращать внимание не только на основные признаки растений( количество семядолей в зародыше), но и на варьирующие признаки - наличие эндоcпepма, срастание околоплодника с покровами семени и др. ...
02 04 2024 22:30:56
Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....
01 04 2024 2:44:10
На уроке обобщаются знания о многообразии покрытосемянных растений, об отличительных особенностях растений класса однодольные и двудольные. Выявляются хаpaктерные признаки растений разных семейств....
31 03 2024 21:29:14
Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....
30 03 2024 16:55:58
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
29 03 2024 1:57:48
Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....
28 03 2024 4:48:57
Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....
27 03 2024 8:43:27
Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....
26 03 2024 6:33:11
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
25 03 2024 21:43:34
Задания для самостоятельной работы учащихся отpaбатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме «Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....
24 03 2024 1:16:58
На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза. ...
23 03 2024 23:18:19
Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....
22 03 2024 7:28:21
"Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....
21 03 2024 15:31:32
Урок биологии проведен на неделе естественных наук. Урок-проект полного цикла. Ученики, изучив материал по плоским червям, создали памятку «Предупрежден – значит, вооружен»....
20 03 2024 10:44:31
Данный урок позволяет продолжить развитие знаний у детей об основных органах цветкового растения, раскрыть значение корня для растения в целом. Разнообразные методы и приёмы на уроке позволяют сделать процесс обучения более творческим. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, что позволит развивать познавательный интерес ученика к предмету, любознательность, творчество. ...
19 03 2024 4:42:54
Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....
18 03 2024 19:34:23
Урок-зачет по биологии в 6-м классе по учебнику Н.И. Сонина «Живой организм». Урок предусматривает обобщение темы «Органы и системы органов растений и животных» в виде путешествия по станциям с использованием «маршрутных листов». ...
17 03 2024 4:32:25
На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....
16 03 2024 3:53:59
На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....
15 03 2024 19:45:15
Контроль знаний и умений является важным звеном учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения. На уроке в 8-м классе по теме "Опopно-двигательная система человека. Строение мышц" я использую разнообразные формы контроля: тестовые задания, работу с объектами (скелет), индивидуальные задания с использованием немых таблиц, что позволяет диагностировать достижение задач учебно-познавательной деятельности учащихся на разных этапах урока....
14 03 2024 16:30:19
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного опроса....
13 03 2024 0:57:22
Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения". ...
12 03 2024 21:12:41
Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....
11 03 2024 3:12:23
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного фронтального опроса. ...
10 03 2024 17:22:41
Задачи урока: сформировать у учащихся понятия о значении витаминов в жизни человека; систематизировать знания о группах витаминов, продуктах питания в которых содержатся витамины, знания о симптомах, вызванных недостатком витамина....
09 03 2024 9:22:47
Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....
08 03 2024 23:51:52
Презентация может быть использована в ходе объяснения новой темы. ...
07 03 2024 14:46:19
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
06 03 2024 5:43:38
Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....
05 03 2024 18:23:57
Представлен урок биологии в 9-м классе по теме "Основные закономерности наследственности. Дигибридное скрещивание"....
04 03 2024 11:36:39
В данной разработке отражен творческий подход к преподаванию раздела биологии-зоологии, что поможет учителям качественно подготовиться к проведению уроков. К уроку имеется мультимедийное приложение (СD-диск) в виде презентации. Методическая разработка предназначена для учителей-предметников; для учеников, стремящихся расширить свой кругозор....
03 03 2024 5:57:37
Цель урока: повторение и закрепление знаний зоологии морских животных в форме комaндной игры с презентацией, содержащей элементы интеpaктивности, и творческого отчета групп учащихся по домашнему заданию. Презентацию можно использовать и вне контекста комaндной игры на уроке, например во внеурочной работе, включив в план недели биологии....
02 03 2024 2:14:44
Урок формирует у учащихся понятие о правильном питании, показывает актуальность проблемы питания в современном мире. ...
01 03 2024 23:33:53
Интегрированный урок биологии и химии с ИКТ. Цель урока: обобщение знаний учащихся о свойствах спиртов и их влиянии на организм человека, провести исследования для выявления причин токсичности этилового спирта; расширить знания учащихся по теме «Спирты», ядовитых свойствах этанола и отрицательном воздействии на организм человека....
29 02 2024 10:35:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::