Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту) > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)

Цель: интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью “С” ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием биоэтика.

Задачи..

Образовательные:

биология:

  • закрепить важные научные термины биологии, познакомиться с учеными – генетиками и проанализировать их высказывания;
  • познакомиться с направлением молекулярной биологии – генной инженерией.
  • закрепить общеучебные умения и навыки работы с дополнительной литературой, и интернет-ресурсами;

русский язык:

  • закрепить алгоритм работы над частью “С” ЕГЭ ;
  • повторить основные понятия – критерии, необходимые в сочинении;
  • подготовиться к сочинению по прочитанному тексту.

Развивающие:

  • формировать умение работать в режиме интеpaктива;
  • развивать умение проектной деятельности - рассказать об указанном предмете языком своих способностей;
  • развивать умение анализировать текст, обобщать материал, давать монологический ответ.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к традиционной культуре родного края;
  • способствовать воспитанию нравственной, социально адаптированной личности школьника.

Оборудование:

  • портреты Ломоносова, Бунина, Менделеева,
  • алгоритм выполнения работы части “С”,
  • мультимедийный проектор,
  • пижемская ложка, елка, трафареты елочных украшений (шишки и шары),
  • презентация,
  • линейка, карандаш, клей, краски, карандаши, крупа-пшено, вермишель, ножницы, расческа, мишура.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Индуктор.

Первый – учитель биологии. Перед вами пижемская ложка – образец народного декоративно – прикладного творчества.

Второй – учитель русского языка. Что мы можем рассказать об этом предмете языком разных наук?

  • Пижемская ложка сделана из дерева – область биологии.
  • Расписана красками – химия.
  • Дерево и краски экологичеки чистые – экология.
  • Декоративно-прикладное творчество – рисунок, сам предмет.
  • Стихотворение О. Чупрова “Пижемская ложка” - литература.

(Зачитывается отрывок из стихотворения О. Чупрова)

Второй.

Я такой не стану, право,
Кашу есть и щи хлeбaть!
Этой ложечке поправу
Красный угол занимать!

- Вот как о ложке сказал наш земляк Олег Чупров:

Первый. На этом примере мы убедились, как тесно соприкасаются разные науки. Можно соединить несоединимое.

Второй. Сегодня мы попытаемся интегрировать русский язык и биологию. Что такое интеграция? (Зачитывается словарная справка)

Интеграция – это процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессом их дифференциации.

Первый. Тема сегодняшнего урока: “Человек: генотип плюс биография” (использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту).

Второй. На сегодняшнем уроке нам необходимо: по русскому языку: повторить алгоритм работы над частью “С” ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, что будет вашим домашним заданием.

Первый. По биологии: закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием биоэтика.

Второй. Вы пришли на ЕГЭ.

- Какое первое умение вы должны соблюдать при выполнении заданий.

1) Внимательно читать (открывается первое правило, закрепленное на доске).

- Звучит текст. (Приложение № 1).

- Какой второй момент вам необходимо учесть при написании сочинения?

2) Определяем стиль. (Открывается второе правило, закрепленное на доске)

- Стиль научно-публицистический.

- Что позволило сделать вывод о научной публицистике?

- В тексте есть научные термины, такие как наследственность, генотип, геном, признак, фамилии ученых – генетиков Феодосий Добжанский, И.И. Иванов.

Первый. Давайте закрепим эти важные научные понятия, с которыми мы знакомились на предыдущих уроках.

Презентация. (Приложение № 2)

Ген — структурная и функциональная единица наследственности, контролирующая развитие определенного признака или свойства.

Термин \"Ген\" впервые предложил В. Иогансен в 1909 для обозначения дискретных наследственных. факторов, открытых Г. Менделем в 1865.

В 1910-1920 гг. американский ученый Томас Морган сформулировал хромосомную теорию наследственности, согласно которой гены располагаются в хромосомах в линейном порядке, каждый ген занимает в хромосоме определенное место и влияет на формирование определенного признака.

Дальнейшие исследования внесли существенные поправки и дополнения в хромосомную теорию наследственности и углубили знания о гене.

Большинство генов влияет не на один признак организма, а на несколько, то есть обладает множественным действием.

Признак – какое – либо качество организма, по которому его можно отличить от другого. Признак записан, и храниться на молекулах ДНК в виде первичной структуры белка.

Геном - термин был предложен в 1920 немецким биологом Г. Винклером.

Геном - совокупность генов, содержащихся в гаплоидном (одинарном) наборе хромосом данного организма. Диплоидные организмы содержат 2 генома - отцовский и материнский. Как правило, геномы, полученные от отцовской и материнской гамет, гомологичны. Под абсолютной гомологией двух геномов понимают совпадение линейного расположения генов в каждой хромосоме. Наличие такого совпадения обеспечивает возможность нормальной конъюгации хромосом в мейозе и появление новых признаков у потомства.

- Совокупность генов, которую организм получает от родителей - генотип.

Генотип представляет собой сложную и целостную систему – генотипическую среду, в которой работа и реализация каждого гена зависят от влияния других генов.

Особи с одинаковым генотипом, развивающиеся в разных условиях внешней среды, могут иметь различные фенотипы (совокупность внешних и внутренних признаков).

- Обратите внимание на слова: “Организм получает от родителей – генотип. Особи с одинаковым генотипом, развивающиеся в разных условиях внешней среды, могут иметь различные фенотипы (совокупность внешних и внутренних признаков)”.

- Заслуживают внимания слова Ф. Добжанского: “Человек таков, каков он есть, потому что его генотип плюс вся его биография сделали его таким. Я употребил слово “биография”, а не “среда”, потому что в некоторой степени человек сам делает себя таким, каким он хочет быть, разумеется, в рамках ограничений накладываемых внешней средой”.

Второй. Следующий шаг - важнейший аспект вашего сочинения.

3) Определить проблему. (Открывается третье правило, закрепленное на доске)

- Что такое проблема?

Проблема – противоречие, вопрос, на который автор отвечает данным текстом.

Сформулируйте проблему в виде вопросительного предложения.

- Что влияет на развитие способностей – наследственность или воспитание?

Первый. Что такое наследственность?

- Наследственность – это … (Зачитывается справка)

Второй. Проблема сформулирована. Каков следующий шаг.

4. Комментарий к проблеме. (Открывается четвертое правило, закрепленное на доске)

- Что такое комментарий?

Запишите комментарий к поставленной проблеме.

- На какие авторитетные мнения ссылается автор текста?

- На ученого – генетика Феодосия Добжанского и директора медико-генетического центра И.И. Иванова.

Первый. Кто такой Ф.Добжанский?

Презентация. (Приложение № 2)

Феодосий Григорьевич Доб(р)жанский (мать Софья Васильевна Войнарская внучатая племянница Ф.М.Достоевскому – внучка родной сестры писателя). Он очень гордился этим родством.

Справка:

Годы жизни: родился 25 января 1900, умер 18 декабря 1975 (75 лет).

Место рождения: Немиров, Российская империя.

Место cмepти: Дэвис, США.

Страна: Российская империя, США.

Научная сфера: Генетика.

Место работы: Калифорнийский университет в Дэвисе.

Альма-матер: Киевский университет.

Научный руководитель: Лучник Виктор Николаевич, Филипченко Юрий Александрович.

Награды и премии: Национальная научная медаль США (1964 г.).

- На вопрос: “Что получится если появиться возможность анализировать индивидуальный геном человека подобно, например, анализу крови”?

И.И.Иванов отвечает: “Мы наверняка узнаем, что у этого человека есть задатки, чтобы развить одну из ста тысяч версий, которые из него в принципе могут развиться и не развивать другие сто тысяч версий, которые не дадут положительного результата”.

Это интервью директора медико-генетического центра И.И. Иванова свидетельствует о развитии генной инженерии.

Генная инженерия – это отрасль молекулярной биологии, которая изучает направленное изменение биологической информации клеток или организмов для получения живых существ с запрограммированным фенотипическим признаком.

Методы генной инженерии позволяют диагностировать генетические заболевания,   создавать  ДНК-вакцины, проводить генотерапию различных заболеваний и сообщать организму новые уникальные

  • генетические,
  • биохимические, а затем и
  • физиологические свойства.

Используя методы генной инженерии, мы можем создать монстров, уpoдов и т.д.

1 - Не будут ли нас окружать подобные уpoдцы?

Биоэтика – наука об этичном отношении ко всему живому, в том числе и к человеку.

Регламентирует поведение людей по отношению друг к другу в условиях применения высоких технологий, способных изменить тело, психику или (особенно) потомство.

- Это направление в науке чревато последствиями и поэтому строго регламентируется законом.

Второй. Следующий критерий.

5. Авторская позиция. (Открывается пятое правило, закрепленное на доске)

- Каково отношение автора к проблеме?

- Как доказывает свое мнение автор?

- Автор считает, что наследственному признаку надо помочь развиться. Это зависит от самого человека. История знает немало случаев, когда люди поднимались до высот мастерства ценой собственных усилий.

Первый. Наследственность определяет задатки, а все остальное зависит от самого человека.

- Автор приводит примеры из жизни Менделеева, Бунина, Ломоносова.

- Где в кабинете находятся портреты этих известных людей? Покажите взгядом. (Физминутка №1)

Второй. Эти люди сумели мобилизоваться, чтобы достичь высот мастерства, но не менее важной является способность расслаблляться.

- Давайте подмигнем соседу и улыбнемся. (Физминутка № 2)

- Мы говорим о способностях. Какие человеческие способности принято выделять?

- Назовите основные:

  • математические,
  • гуманитарные,
  • химико-биологические,
  • технологические.

(Данные способности написаны на листочках и раскладываются на столы)

Первый. А какими способностями обладаете вы? Пересядьте, пожалуйста, в группы по способностям.

Второй. Перед вами елка. Расскажите о ней языком своих способностей. (Создают проект “Мои способности…”)

Второй. Какое следующее правило вы должны соблюдать при написании сочинения.

6. Какова ваша позиция? (Открывается шестое правило, закрепленное на доске)

- Что по этому поводу думают наши гости?

Первый. Поднимите руку, кто согласен с мнением автора.

Второй. Каким будет следующий шаг?

7. Аргументы. (Открывается седьмое правило, закрепленное на доске)

- С этим вы будете работать дома.

- Откуда взять доказательную базу?

- Русское зарубежье - Питирим Сорокин; Ф. Добжанский; А. В. Журавский; А.М. Горький; Ф.М. Достоевский; герои художественных произведений (Базаров, герои Толстого и др.)

Итог: мы подводим итог интегрированного урока.

- Напишите, какие учебные понятия, термины по предметам, имена ученых остались после интегрированного урока. С чем вы покидаете урок? (На столе лежат бумажные елочные украшения (шишки) одна на группу)

Первый и второй. Выставление оценок.

Рефлексия:

Второй. Завершим урок синквейном:

  • слово – существительное;
  • два прилагательных;
  • три глагола;
  • наречия, междометия;
  • фраза – предложение. (На столе лежат бумажные елочные украшения (шары) на каждого учащегося). Запишите синквейн на шары и украсьте елку.



Комментарии:

Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"


    Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"

      Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....

18 04 2024 9:22:44

Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии


    Формирование учебно-познавательных компетенций на уроках биологии

      В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....

17 04 2024 22:20:40

Приложение к уроку биологии "О пользе грудного молока". 8-й класс

Материал расскажет школьникам о значении грудного вскармливания на первом году жизни ребенка...

16 04 2024 11:12:54

Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение

Круговорот веществ в биосфере: виды, функции и значение Углерод вступает в круговорот веществ в биосфере и завершает его в форме углекислого газа. Во время фотосинтеза из атмосферы поглощается диоксид углерода, который превращается фотосинтезирующими организмами в углеводы....

15 04 2024 3:39:45

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

14 04 2024 20:16:19

Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"


    Обобщающий урок биологии в 7-м классе по теме "Рыбы"

      Урок углубляет и обобщает знания о рыбах, особенностях их внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности, размножения; активизирует познавательный интерес к изучению природы, воспитывает бережное отношение к живой природе. ...

13 04 2024 21:10:20

Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"


    Урок-пpaктикум "Амур просит помощи"

      Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....

12 04 2024 10:18:51

Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом


    Класс Птицы. Особенности строения, связанные с полетом

      Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....

11 04 2024 14:34:27

Урок биологии в 8-м классе "Витамины"


    Урок биологии в 8-м классе "Витамины"

      При изучении данной темы используется работа в группах, что даёт возможность более полно использовать условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. Цель урока – сформировать представление о значении витаминов и их роли в сохранении здоровья человека....

10 04 2024 0:41:29

Презентация к уроку биологии на тему "Путешествие с растениями по особо охраняемым территориям Кузбасса". 6-й класс

Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....

09 04 2024 19:49:29

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

08 04 2024 3:26:13

Урок биологии по теме "Фотосинтез"


    Урок биологии по теме "Фотосинтез"

      Урок разработан для учащихся 10 класса к теме "Фотосинтез", обучающихся по учебнику "Общая биология" под редакцией Д.Беляева, Г.Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....

07 04 2024 6:12:39

Редкие и исчезающие раннецветущие растения Амурской области


    Редкие и исчезающие раннецветущие растения Амурской области

      В 2008 году вышло Постановление губернатора Амурской области о создании первой Красной книги Амурской области (от 18.02.2008 г. № 69 "О порядке ведения Красной книги Амурской области"). Большая часть информации о редких и исчезающих растениях не доходит до населения. Школьники Амурской области не знают как "краснокнижные" растения выглядят, какие меры можно предпринять для их сохранения....

06 04 2024 12:13:27

Авторская программа "Человек и природа"


    Авторская программа "Человек и природа"

      Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....

05 04 2024 21:46:20

Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"


    Открытый урок по теме "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков"

      Урок "Происхождение, особенности строения и жизнедеятельности моллюсков" является первым уроком в разделе "Моллюски". Представители этого типа животных учащимся обычно малоизвестны, это вызывает затруднение при изучении данного материала, а подчас и отсутствие интереса. Проведение урока с использованием медиаресурса дает возможность получения более глубоких и устойчивых знаний на основе слухового и визуального восприятия при изучении материала, возможности его повторения, благодаря гиперссылкам, на этапе закрепления....

04 04 2024 16:44:33

Урок биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы птиц"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы птиц"

      При проведении данного урока используется интеpaктивная доска Aktiv Board, которой дети хорошо владеют. На уроке можно услышать голоса птиц, проверить свои знания об основных признаках птиц, нажимая на цифры в флипчарте, расположенные справа. Интеpaктивная доска предоставляет большие возможности в составлении анимации, которая на данном уроке применялась во флипчарте «Жизнь птиц водно-болотных угодий. ...

03 04 2024 4:23:42

Путешествие в невидимый мир


    Путешествие в невидимый мир

      Микроорганизмы − собирательное название группы живых организмов, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их хаpaктерный размер — менее 0,1 мм). В настоящей статье рассмотрены отдельные представители невидимого мира − бактерии. Затронуты вопросы истории развития микробиологии, разнообразия бактерий, а также основные свойства для человека и окружающей среды....

02 04 2024 7:31:40

Технологические карты на уроках биологии


    Технологические карты на уроках биологии

      Использование технологических карт помогает реализовать цели школьного образования: научит учиться, решать стандартные и творческие задачи, ориентироваться в окружающем мире. Предлагается несколько технологических карт уроков в 9-м классе по теме «Основы учения о клетке» (программа: И.Н. Пономарева «Основы общей биологии; учебник: И.Н. Пономарева, О.А. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии», 9-й класс)...

01 04 2024 16:43:58

Антиалкогольное воспитание на уроках биологии


    Антиалкогольное воспитание на уроках биологии

      Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор нeблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки». Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....

31 03 2024 21:10:44

Интеллектуальная игра "Восхождение к ЭКО" (10-й кл.)


    Интеллектуальная игра "Восхождение к ЭКО" (10-й кл.)

      Учащиеся восстанавливают в памяти когда-то изученный материал. Используют свои знания в конкретной ситуации, расширяют кругозор. Анализируют, обобщают, используют знания при решении пpaктических задач, переносят знания из одной области знаний в другую. Делают выводы о роли человеческого фактора в экологическом состоянии планеты. ...

30 03 2024 7:40:41

Интеллектуальные игры как средство активизации познавательного интереса учащихся


    Интеллектуальные игры как средство активизации познавательного интереса учащихся

      Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого. ...

29 03 2024 6:13:53

Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник


    Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник

      Цели урока: выяснить, какие законы в РФ регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления. ...

28 03 2024 9:29:50

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

27 03 2024 1:48:21

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

26 03 2024 16:38:45

Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Клеточное строение корня"

      В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....

25 03 2024 14:55:38

Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии


    Открытая образовательная среда и проектная деятельность на уроках биологии

      Цель учебной программы: создать возможность для самостоятельной работы учащихся в связи с их желаниями и способностями; укрепить связь школьного обучения и воспитания учащихся с потребностями общества; привести уровень школьного образования в соответствие с требованиями науки, техники и культуры....

24 03 2024 0:39:25

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....

23 03 2024 4:39:54

Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"


    Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"

      Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....

22 03 2024 3:37:28

Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"


    Урок по теме "Внутренняя среда организма. Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма"

      Урок является первым в данной теме. Этот урок включает в себя лабораторную работу. Нестандартная наглядность привлечет обучающихся к изучении темы. Выступление медицинского работника на уроке расширяет кругозор подростков. ...

21 03 2024 20:31:18

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

20 03 2024 1:41:57

Дистанционные формы обучения в преподавании биологии


    Дистанционные формы обучения в преподавании биологии

      Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....

19 03 2024 11:46:27

Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс


    Урок биологии "Строение и жизнедеятельность бактерий". 5-й класс

      В ходе урока обучающиеся знакомятся с хаpaктерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности....

18 03 2024 17:56:12

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

17 03 2024 10:23:41

Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"


    Урок биологии в 8-м классе "Первая помощь при переломах"

      Данный урок занимает четвертое место в теме "Опора и движение". При изучении нового материала и его закреплении использую работу в группах, так как создаются условия для восприятия теоретической и пpaктической частей изучаемого материала. На уроке создаются условия для проявления познавательной активности учащихся, атмосферы заинтересованности, ситуаций общения, позволяющие ученику проявить себя, происходит стимулирование учащихся к высказываниям. ...

16 03 2024 17:30:32

Урок географии в 7-м классе "Тихий океан"


    Урок географии в 7-м классе "Тихий океан"

      Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом "Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интеpaктивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал. ...

15 03 2024 19:14:21

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

14 03 2024 13:55:57

Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс


    Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс

      Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....

13 03 2024 21:33:18

Экологическая викторина "Лесные жители" (биология + экология)

Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....

12 03 2024 0:16:18

"Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)


    "Запахи растений и здоровье человека" — факультативное занятие (курс "Человек и его здоровье" в 9-м классе)

      Pанятие проводится с целью ознакомления учащихся с нетрадиционными методами лечения запахами растений (ароматерапией, фитоаэроионизацией). Оно способствует воспитанию культуры отношения к окружающей природе и своему здоровью. Учащиеся знакомятся также с историей возникновения ароматерапии, приобретают пpaктические навыки по использованию различных эфирных масел, их хранению. Через ролевые игры реализуют свои творческие способности, формируя устойчивую мотивацию к обучению....

11 03 2024 4:12:56

Основные этапы эволюции животного мира на Земле


    Основные этапы эволюции животного мира на Земле

      Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Учащиеся не только обобщают полученные ранее знания. Использование проблемного задания помогает эффективно стимулировать интеллектуальную деятельность каждого ученика, формированию умений выделять главное, делать выводы....

10 03 2024 11:18:26

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

09 03 2024 20:56:23

Экологическая и потребительская грамотность


    Экологическая и потребительская грамотность

      Урок направлен на расширение знаний о экологической и потребительской грамотности современного человека. Данный урок позволит учащимся не только научиться получать полную информацию о товаре, но и будет способствовать развитию умения работать с информацией, представленной в виде символов, находить правильное объяснение символам....

08 03 2024 20:22:29

Минералы и горные породы


    Минералы и горные породы

      Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

07 03 2024 2:27:14

Урок в 7-м классе по теме "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождения"


    Урок в 7-м классе по теме "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождения"

      Представлен конспект урока биологии по теме: "Отдел покрытосеменные, особенности организации, происхождение", для учащихся 7-го класса....

06 03 2024 7:50:13

Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом"

      Представлен конспект урок по теме "Генетика человека. Наследование признаков, сцепленное с полом". Тема урока дает возможность учителю и ученикам расширить представление о наследственности и изменчивости организмов, и, как правило, вызывает интерес с точки зрения изучения влияния факторов на здоровье человека, на передачу наследственных свойств организма, расширяет знания учащихся о генетических заболеваниях. Дополнительный материал к уроку подразумевает межпредметную связь с историческими дисциплинами....

05 03 2024 10:24:14

Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс


    Интеллектуальная игра "Знаешь ли ты природу России?". 8-й класс

      Внеклассное мероприятие в форме комaндной игры-соревнования учитывает возрастные особенности детей среднего школьного возраста, развивает познавательный интерес учащихся, формирует коммуникативные навыки и умения, даёт возможность взаимообучения более сильными детьми слабых. Уделяется большое внимание литературным произведениям о России, что прививает любовь к чтению книг, воспитывает патриотизм....

04 03 2024 1:30:25

Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс


    Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс

      «Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....

03 03 2024 9:40:24

Развивающее занятие на тему "Насекомые"


    Развивающее занятие на тему "Насекомые"

      У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....

02 03 2024 2:55:44

Знакомьтесь, наши наслеги


    Знакомьтесь, наши наслеги

      Урок знакомит учащихся с природными и культурными достопримечательностями наслегов родного района, воспитывает у учащихся чувство любви к родному городу, формирует национальное самосознание....

01 03 2024 14:50:29

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

      Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

29 02 2024 23:15:31

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::