Происхождение жизни на Земле
Класс: 9,11.
Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле.
Оборудование: Презентация к уроку.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
II. Изучение нового материала
1. Теории возникновения Вселенной (слайд 2)
Происхождение жизни – предмет многовековых
дискуссий, в которых участвовало не одно
поколение человечества. Жизнь окружает нас
повсюду – в вечных льдах и в раскаленных
пустынях, под нашими ногами, в воздухе и в самых
темных глубинах океана. Земля насыщена жизнью в
таком изобилии и разнообразии, что это потрясает
воображение. Как все это началось? Как появилась
наша планета и ее обитатели?
Эти вопросы люди задают себе с давних времен и до
сих пор не знают на них ответа. Некоторые считают,
что эти вопросы не важны: жизнь на Земле возникла
так давно, что это не влияет на то, что происходит
вокруг нас каждый день. Однако точка зрения на
происхождение жизни оказывает влияние на наше
отношение к настоящей жизни и к будущему. Решение
этого вопроса для общества имеет исключительное
значение.
Научные исследования значительно расширили наши
знания о Вселенной, Земле и о живой природе.
Сегодня, мне кажется, необходимо говорить не
только о возникновении жизни, мне хотелось бы
познакомить вас с теми взглядами, которые
рассматривают и возникновение нашей Вселенной.
Долгое время господствующей теорий на
возникновение нашей Вселенной являлась теория
креационизма (слайд 3). Согласно взглядам
креацианистов, причиной возникновения Вселенной
является акт творения либо Богом, либо
вселенским разумом, либо конкретной фигурой.
Согласно теории стационарного состояния (слайд
4), Земля никогда не возникала, а существовала
вечно; она всегда была способна поддерживать
жизнь, а если и изменялась, то очень
незначительно. Согласно этой версии, виды также
никогда не возникали, они существовали всегда, и
у каждого вида есть лишь две возможности – либо
изменение численности, либо вымирание.
Теория И.Канта (слайд 5) отражает возникновение Солнечной системы и гласит:
«Я полагаю, что вся материя, из которой состоят небесные тела нашей Солнечной системы, т. е. все планеты и кометы, была в начале всех вещей разложена на свои элементарные составляющие, заполняющие все мировое прострaнcтво, в котором ныне обращаются эти уже сложившиеся тела. Такое состояние природы, если даже его рассматривать само по себе, без всякого отношения к какой-либо системе, представляется наиболее простым, какое может только последовать за небытием. В то время все было еще бесформенно. Образование обособленных друг от друга небесных тел, их удаленность в зависимости от притяжения, их форма, определяемая равновесием сгустившейся материи, – все это уже позднейшее состояние... Материя, которая кажется совершенно инертной и нуждающейся в форме и организации, уже в простейшем своем состоянии таит в себе стремление подняться к более совершенному состоянию путем естественного развития. Итак, если в очень большом прострaнcтве имеется точка, где притяжение находящихся там элементов действует около себя сильнее, чем в любом другом месте, то рассеянные во всем окружающем прострaнcтве частицы основного вещества будут падать по направлению к этой точке. В результате этого всеобщего падения прежде всего образуется в этом центре притяжения тело, которое, начавшись, так сказать, с бесконечно малого зародыша, быстро растет. Но, по мере того как увеличивается его масса, оно все с большей силой побуждает окружающие частицы присоединяться к нему. Когда масса этого центрального тела возрастет настолько, что скорость, с какой оно притягивает к себе частицы с больших расстояний, отклоняется в сторону из-за слабого отталкивания, коим эти частицы мешают друг другу, и превращается в боковые движения, которые благодаря центробежной силе могут совершаться по кругу около центрального тела, – тогда возникают сильные вихри частиц...»
Теория О.Ю.Шмидта (слайд 6) является также космогонической теорией возникновения Солнечной системы, согласно которой весь процесс можно условно разделить на два этапа. На первом этапе из пылевого компонента облака образовалось множество \"промежуточных\" тел размером в сотни км. Этот процесс мог идти следующим путем. Во вращающемся газово-пылевом облаке пыль под действием гравитации опускалась к центральной плоскости, что вело к образованию пылевого субдиска; при достижении в пылевом слое критической плотности в результате гравитационной неустойчивости субдиск распался на множество пылевых сгущений; столкновения сгущений вызывали объединение и сжатие большинства из них и образование компактных тел астероидных размеров. На втором этапе из роя \"промежуточных\" тел и из обломков аккумулировались планеты. Сперва тела двигались по круговым орбитами в плоскости породившего их пылевого слоя. Они росли, сливаясь друг с другом и вычерпывая окружающее рассеянное вещество – остатки \"первичной\" пыли и обломки, образовавшиеся в процессе столкновений \"промежуточных\" тел с большой относительной скоростью. Гравитационное взаимодействие \"промежуточных\" тел, усиливавшееся по мере их роста, постепенно изменяло их орбиты. Те из тел, которые вырывались вперед в процессе роста, оказались зародышами будущих планет. Самые крупные планеты – Юпитер и Сатурн – на основной стадии аккумуляции вбирали в себя не только твердые тела, но и газы.
Теория Большого взрыва (англ. Big Bang) –
космологическая теория начала расширения
Вселенной, перед которым Вселенная находилась в
сингулярном состоянии. Вселенная образовалась
около 20 миллиардов лет назад в результате
взрыва сингулярного (бесконечно малого и
бесконечно плотного) образования, известного в
космологии как Большой взрыв.
(слайд 7,8) Теория Большого взрыва является
наиболее общепринятой среди космогонических
теорий.
В первые мгновения Вселенная (само прострaнcтво)
расширялась со скоростью, значительно
превышающей скорость света. За 10–30 с её
размеры увеличились до размеров Солнечной
системы.
Затем началась стадия рекомбинации, при которой
почти всё вещество аннигилировало с
антивеществом. Из «остатков» в течение
нескольких секунд образовались ядра водорода и
гелия.
Примерно через миллион лет после взрыва
Вселенная остыла до температуры 3000°; из ядер и
электронов образовались атомы.
В результате случайных флуктуаций плотности
вещества какие-то области Вселенной стали более
плотными; другие – более разреженными.
Под действием силы тяжести эти неоднородности
ещё более усилились; таким образом, появились
галактики и скопления галактик. Через сотни
миллионов лет в галактиках стали появляться
звезды.
Наше собственное Солнце образовалось около пяти
миллиардов лет назад из холодного пылевого
облака массой более десяти тысяч масс Солнца.
Центральная часть облака превратилась в
протозвезду, на периферии частицы вещества в
конце концов собрались в планеты.
По современным данным возраст Земли составляет
около 4,6 миллиардов лет.
Дальнейшая судьба нашей Вселенной объясняется с
помощью теорий. Первая теория гласит, что
Вселенная будет расширяться вечно. Согласно
второй теории «маятника», Вселенная будет
расширяться до определенной границы, а затем
начнет сжиматься и превратится в сверхтяжелую
точку. В пользу этой теории, по мнению её
сторонников, говорит наличие в космосе чёрных
дыр, которые способны затягивать в себя даже
звезды (слайд 9).
Наша Солнечная система находится в галактике
Млечный путь. Млечный путь имеет форму спирали,
число звезд 10 триллионов, диаметр галактики – 100
тыс. световых лет, толщина – 1000 световых лет. В
безлунную ночь хорошо заметна тянущаяся через
все небо светлая полоса из звезд – это ядро нашей
галактики (слайд10). Давайте познакомимся с
размерами космических тел (слайд10).
2. Теории возникновения жизни на Земле (слайды 11-12)
Креационизм (слайд 13)
Её придерживаются последователи большинства
религиозных учений (особенно христиане,
мусульмане, иудеи).
Никаких научных подтверждений этой точки зрения
нет: в религии истина постигается через
божественное откровение и веру. Процесс
сотворения мира мыслится как имевший место лишь
единожды и недоступный для наблюдения.
Спонтанное зарождение жизни (слайд 14)
Теория спонтанного зарождения
возникла в древнем Китае, Вавилоне и Греции в
качестве альтернативы креационизму, с которым
она сосуществовала. Приверженцем этой теории был
и Аристотель.
Её последователи считали, что определённые
вещества содержат «активное начало», которое при
подходящих условиях может создать живой
организм Открытие Левенгуком микроорганизмов
добавило ей новых приверженцев.
Среди мореплавателей были известны взгляды на
появление бернакельского гуся. Этот гусь
вырастает на обломках сосны, носящихся по
морским пучинам. Вначале он имеет вид капельки
смолы. Он прикрепляется клювом к дереву и
выделяет для безопасности твердую скорлупу, в
которой живет спокойно и беззаботно. Через
некоторое время у гуся вырастают перья, и тогда
он сходит с куска коры в воду и начинает плавать.
А в один прекрасный день взмахивает крыльями и
улетает. На самом деле на плавающих в морской
воде предметах селятся небольшие усоногие рачки
– морские уточки. Они неподвижны и окружают свое
тело известковой paковинкой. Ее контуры
напоминают рисунок птицы, сделанный неумелой
рукой ребенка. «Гуси» же, о которых идет речь, –
небольшие дикие гуси-казарки, гнездящиеся в
тундре. Их огромные стаи появлялись во время
перелета на север (или с севера). Никто не знал,
где и как они размножаются, как высиживают яйца,
никто не видел их птенцов. Так родилась сказка о
Бернакельском гусе (слайд 15). Одним из
экспериментов, якобы подтверждавшим эту теорию,
был эксперимент Ван-Гельмонта, в котором у этого
ученого за 3 недели из грязной рубашки и горсти
пшеницы в тёмном шкафу появились мыши (слайд 16).
Теорию самопроизвольного зарождения жизни
попытался опровергнуть Франческо Реди. Как
опытный врач и честный человек он был назначен на
должность придворного врача герцогов. А в
свободное время как ученый-биолог занимался
вопросами развития и превращения насекомых. В
частности, его интересовали мухи. Про них ходили
упopные слухи, что они не откладывают яиц, а
зарождаются в виде червячков в навозе и гнилом
мясе (опыт на слайде 17).
Парижская Академия наук решила положить конец
этим спорам и назначила премию за окончательное
экспериментальное решение вопроса, обговорив,
что «никакие неясности в постановке опытов не
должны затемнять их результатов».
Пастер, знаменитый «охотник за микробами», узнав
о конкурсе, принялся за работу (опыт на слайде 18).
Теории панcпepмии предполагают, что
жизнь на Землю занесена извне с метеоритами,
кометами или даже НЛО (слайд 19).
Шансов обнаружить жизнь в пределах Солнечной
системы (не считая Земли) ничтожно мало, однако,
вполне возможно, что жизнь могла возникнуть
возле какой-то другой звезды.
Астрономические исследования показали, что в
составе некоторых метеоритов и комет имеются
органические соединения (в частности,
аминокислоты), которые могли сыграть роль
«семян» при падении на Землю.
Гипотеза А.И.Опарина (слайд 20).
В 1924 году будущий академик Опарин опубликовал
статью «Происхождение жизни», которая в 1938 году
была переведена на английский и возродила
интерес к теории самозарождения. Опарин
предположил, что в растворах высокомолекулярных
соединений могут самопроизвольно
образовываться зоны повышенной концентрации,
которые относительно отделены от внешней среды и
могут поддерживать обмен с ней. Он назвал их
коацерватные капли, или просто коацерваты.
Согласно его теории процесс, приведший к
возникновению жизни на Земле, может быть
разделён на три этапа: возникновение
органических веществ, возникновение белков,
возникновение белковых тел.
Астрономические исследования показывают, что
как звёзды, так и планетные системы возникли из
газопылевого вещества. Наряду с металлами и их
оксидами в нём содержались водород, аммиак, вода
и простейший углеводород – метан.
Условия для начала процесса формирования
белковых структур установились с момента
появления первичного океана (бульона). В водной
среде производные углеводородов могли
подвергаться сложным химическим изменениям и
превращениям. В результате такого усложнения
молекул могли образоваться более сложные
органические вещества, а именно углеводы.
Наука доказала, что в результате применения
ультрафиолетовых лучей можно искусственно
синтезировать не только аминокислоты, но и
другие биохимические вещества. Согласно теории
Опарина, дальнейшим шагом по пути к
возникновению белковых тел могло явиться
образование коацерватных капель. При
определённых условиях водная оболочка
органических молекул приобретала чёткие границы
и отделяла молекулу от окружающего раствора.
Молекулы, окружённые водной оболочкой,
объединялись, образуя многомолекулярные
комплексы – коацерваты.
Коацерватные капли также могли возникать при
простом смешивании разнообразных полимеров. При
этом происходила самосборка полимерных молекул
в многомолекулярные образования – видимые под
оптическим микроскопом капли.
Капли были способны поглощать извне вещества по
типу открытых систем. При включении в
коацерватные капли различных катализаторов (в
том числе и ферментов) в них происходили
различные реакции, в частности полимеризация
поступающих из внешней среды мономеров. За счёт
этого капли могли увеличиваться в объёме и весе,
а затем дробиться на дочерние образования. Таким
образом, коацерваты могли расти, размножаться,
осуществлять обмен веществ.
Далее коацерватные капли подвергались
естественному отбору, что обеспечило их
эволюцию.
Проверил гипотезу Стэнли Миллер в 1953 году в
эксперименте Миллера – Юри. Он поместил смесь H2O,
NH3, CH4, CO2, CO в замкнутый сосуд и
стал пропускать через неё электрические разряды
(при температуре 80°С). Оказалось, что образуются
аминокислоты. Позднее в разных условиях были
получены другие сахара и нуклеотиды. Он сделал
вывод, что эволюция может произойти при
фазовообособленном состоянии из раствора
(коацерватов). Однако такая система не может сама
себя воспроизводить.
В настоящее время проблема происхождения жизни
не решена. Ученые продолжают искать пути её
решения.
III. Закрепление знаний
1. Что такое пастеризация? Чем отличается от
стерилизации? Каково их пpaктическое значение?
2. В чем заключается смысл теории «вечности
жизни»?
3. Какие эксперименты, на ваш взгляд, более
убедительно доказали невозможность
самозарождения жизни в современных условиях?
4. В чем заключается смысл опытов Ф.Реди?
5. Назовите условия на планете, пригодные для
жизни.
6. Что такое «Млечный путь»?
IV. Домашнее задание
Конспект лекции, сообщения по темам: «Какие эксперименты подтверждают гипотезу А.И.Опарина?», «Теория радиопанcпepмии», «Опыты Спаланцанни».
Комментарии:
В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную. ...
28 03 2024 11:32:52
Семена цветковых растений разнообразны по форме и размерам: могут достигать нескольких десятков сантиметров (пальмы) и быть почти неразличимы (орхидные, заразиха). По форме — шаровидные, удлиненно-шаровидные, цилиндрические....
27 03 2024 8:12:33
Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....
26 03 2024 22:29:16
Пропаганда и популяризация энергосбережения, формирование энергосберегающего типа мышления у молодежи с использованием интеpaктивных методов, способствующих вовлечению аудитории в дискуссии, творчество, пpaктическую деятельность. ...
25 03 2024 1:54:56
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
24 03 2024 9:18:43
Автотрофные бактерии — это бактерии, которые могут синтезировать органические вещества из неорганических в результате фотосинтеза (фототрофные) и хемосинтеза (хемотрофные)....
23 03 2024 21:59:53
В «Повестке дня – XXI» век, приоритет отдается соблюдению экофакторов при сохранении живого мира. Автор делится опытом, как сформировать экосознание растущего человека на уроках биологий....
22 03 2024 11:12:24
При изложении курса "Биология" авторы используют три типа заданий, активизирующих субъектный опыт учащихся: выявление в содержании субъектного опыта детей признаков вводимого понятия; предоставление ученику на выбор определения понятия, в виде словесного описания, схемы или рисунка; при изучении, закреплении материала ученику предлагается раскрыть содержание изучаемого материала в виде рассказа, устного или письменного, схемы или рисунка по выбору ученика....
21 03 2024 0:24:55
Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии. ...
20 03 2024 19:30:21
В работе представлен системный подход обучения, позволяющий формировать конкретные представления об основных целостных системах живой природы в их взаимной связи и постепенном усложнении....
19 03 2024 15:11:53
В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся. ...
18 03 2024 16:56:43
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
17 03 2024 8:35:18
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
16 03 2024 3:54:32
Благодаря этой проектной работе ребята узнают много нового и полезного для себя о воздухе, которым все мы дышим. Кроме того, в процессе проведения опыта учащиеся приобретают новые навыки исследовательской и самостоятельной работы, знакомятся с неизвестными им методиками проведения лабораторных опытов, проявляют к этому интерес. Проведению опытов предшествует подробный рассказ учителя о предстоящем исследовании, показ презентации, что расширяет кругозор ребят....
15 03 2024 2:23:14
Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....
14 03 2024 4:29:52
Дополнительный иллюстративный, аудио- и видеоматериал на уроках биологии. Использование информационных технологий, т.к. только они способны сочетать разные виды подачи информации и дают возможность познакомиться вместе с детьми с миром, таким далеким от нас....
13 03 2024 22:42:12
Во время урока учащиеся знакомятся с представителями животных, их уникальностью. Личностная значимость для учащихся – путешествовать в природе, всё увидеть самому. Методы обучения – поисковый, репродуктивный, проблемный. Форма организации – комбинированный урок. Учащихся работают с презентацией, обобщают и делают выводы. ...
12 03 2024 20:27:27
Из дикорастущих человек вывел все культурные растения, которые он выращивает на полях и огородах, применяя основные методы селекции — гибридизацию и отбор....
11 03 2024 0:25:51
Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности. ...
10 03 2024 18:50:33
Ни один организм в природе не существует вне связей со средой и другими организмами. Эти связи - основное условие функционирования экосистем. Через них осуществляется образование цепей питания, регулирование численности организмов и их популяций. По этой причине и любое их нарушение не остается бесследным, требует длительного времени для восстановления. В связи с этим экологически обусловленное поведение человека в природе невозможно без знакомства с этими связями и последствиями их нарушения....
09 03 2024 7:56:15
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
08 03 2024 1:43:24
Урок позволяет познакомить обучающихся с многообразием земноводных, их ролью в природе и жизни человека, формирует знания о хаpaктерных признаках данного класса животных, развивает умения выделять существенные признаки класса, отрядов, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор; воспитывает бережное отношение к окружающему миру. ...
07 03 2024 9:47:50
Древесная растительность является основным местом обитания птиц. Они используют все горизонты древесной растительности как в отношении убежища для гнезда, так и в отношении пищи....
06 03 2024 0:23:56
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
05 03 2024 6:52:21
Урок предлагается для использования его учителями вечерних школ в условиях, когда на географию и биологию в учебном плане школы отводится 1 час в неделю. Урок поможет познакомить учащихся с особенностями природы и типичными представителями флоры и фауны арктического, субарктического и умеренного поясов....
04 03 2024 5:16:35
Урок биологии, в ходе которого формируются понятия о многообразии живого мира. Урок может быть использован в курсе «Природа 5 – введение в биологию и экологию» (учебник для учащихся 5-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. Н.М. Черновой, § 28), а также в курсе «Биология» – Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники (учебник для 6-го класса общеобразовательной школы под редакцией проф. И.Н. Пономаревой, § 6, 7). Оборудование: микроскоп, готовые микропрепараты растительных и животных клеток....
03 03 2024 3:47:47
Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....
02 03 2024 23:38:52
Полиплоидия – это увеличение количества хромосомных наборов в клетках растений или животных, которое кратно одинарному числу хромосом....
01 03 2024 8:50:50
Цели урока: показать многообразие современных пресмыкающихся, углубить и расширить понятие о классе; на конкретных примерах показать черты приспособленности животных к среде обитания; определить значение пресмыкающихся в природе, жизни человека и необходимость их охраны....
29 02 2024 12:58:52
Предлагаемый урок по теме: "Наследование признаков сцепленных с полом" проводится для учащихся 10-х классов. Именно перед генетикой стоит задача поиска путей преодоления недугов, что способно избавить многие семьи от несчастья иметь больных детей. Одной из форм обучения может быть решение генетических задач, которые раскроют природу многих наследственных заболеваний. ...
28 02 2024 12:29:52
В статье раскрывается специфика организации педагогического процесса, направленного на формирование исследовательской компетентности. Автор, на основе собственного опыта, выделил основные проблемы сопровождения учебного исследования и позицию учителя в решении возникающих вопросов....
27 02 2024 21:27:26
Предлагаемый урок-пpaктикум включает в себя элементы экологической экспертизы, формирующей у учащихся умения исследовательской деятельности. Его можно провести в период проведения недели географии, биологии, экологии. Урок формирует компетентности в области разумного природопользования и сохранения окружающей среды....
26 02 2024 14:22:47
Зоология изучает строение, жизнедеятельность животных, закономерности их расселения и взаимосвязь с окружающей средой. Описывает эволюционные процессы, этапы развития животного мира....
25 02 2024 3:32:13
На уроке учащиеся познакомятся с хаpaктерными признаками грибов, их отличительными особенностями, сформируют представление о строении грибов, типах питания и размножении....
24 02 2024 22:44:14
Интеллектуальная игра способствует активизации познавательной деятельности, развивает интеллектуальные и творческие способности, вносит соревновательные элементы в образовательный процесс; состоит из трех агонов, между которыми проходят творческие конкурсы. ...
23 02 2024 17:41:17
Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....
22 02 2024 15:53:28
Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...
21 02 2024 19:39:33
Целью разработки является: изучение учебного материала, а также расширение и углубление знаний обучающихся по данной теме. развитие интереса к изучению биологии через использование ИКТ-ресурсы, дополнительной литературы, развитие творческого потенциала обучающихся и привлечение их к исследовательской деятельности. ...
20 02 2024 20:18:49
Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....
19 02 2024 3:17:16
Тема «Лишайники» – одна из самых сложных, но и самых любимых учителями биологии и учащимися тем. Предлагаю вам свое видение этой темы. Учащиеся знакомятся с положением лишайников в системе живой природы, их строением и процессами жизнедеятельности, многообразием и значением. ...
18 02 2024 4:46:19
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
17 02 2024 14:39:33
Работа на уроке организована в комaндах, состоящих из руководителя, историка, врача, оформителя, географа. Учащиеся заочно путешествуют по континентам в поисках мест происхождения комнатных растений, определяют их целебные свойства, оформляют газеты, готовят выступление. ...
16 02 2024 8:26:35
Урок имеет большую пpaктическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения. ...
15 02 2024 15:59:42
Представлен конспект урока биологии по теме "Фотосинтез" в 6-м классе....
14 02 2024 18:58:34
Цели урока: охаpaктеризовать различные виды травм системы опоры и движения, научиться различать повреждения суставов, костей и растяжения связок; определить цели доврачебной помощи, показать ее отличие от профессиональной врачебной помощи; научиться оказывать доврачебную помощь и понимать ее основы; формировать умения логически мыслить, продумывать и задавать вопросы. Знать на калмыцком языке названия костей....
13 02 2024 13:55:39
Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни хаpaктерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....
12 02 2024 1:10:59
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
11 02 2024 7:24:33
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
10 02 2024 19:32:14
Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....
09 02 2024 12:43:24
Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....
08 02 2024 23:31:10
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::