Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии
Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно;
не уважать оной есть
постыдное равнодушие.
А.С.Пушкин
Школьные курсы общей биологии, литературы, истории не предусматривают отдельных уроков по генеалогии как одному из методов изучения наследственности человека. Но эта тема заслуживает внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического и этического хаpaктера. Как известно, история сохранила для нас несколько родословных людей, чьи имена пользуются уважением у нас с детства. Знать происхождение таких писателей, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, попробовать поразмышлять о биологической основе их дарований детям никогда не будет излишним. Подобную тему можно предложить учащимся старших классов на интегрированных семинарах, конференциях, внеклассных мероприятиях, в рамках предметных недель.
А.С.Пушкин любил и знал отечественную
историю. Живой интерес к истории России
сочетался у него с интересом к истории
собственной семьи. В 1830 году в печати появилось
стихотворение “Моя родословная”. В том же году
поэт написал небольшую статью “Родословная
Пушкиных и Ганнибалов”. В бумагах Пушкина
обнаружена была ещё одна статья, посвящённая
предкам. В собрании сочинений поэта она
опубликована под названием “Начало
автобиографии”:
“Избрав себя лицом, около которого постараюсь
собрать другие, более достойные замечания, скажу
несколько слов о моём происхождении.
Мы ведём свой род от прусского выходца Ратши или
Рачи (“мужа честна”, говорит летописец, т.е.
знатного), выехавшего в Россию во времена
княжества св. Александра Ярославича Невского. От
него произошли Мусины, Бобрищевы, Мятлевы,
Поводовы, Каменские, Бутурлины, Кологривовы,
Шеферединовы и Товарковы. Имя предков моих
встречается поминутно в нашей истории…”
Остановимся на этих строках и попробуем отделить
правду от вымысла.
Летописцы в рассказе о битве на Неве увековечили
имена шести дружинников Александра Невского.
Четверо из них – новгородец Гаврила Алексич,
княжий ловчий Сбыслав Якунович, Яков Половчанин
и Миша Прушанин – были из старшей дружины
Александра Ярославича, тогда как Савва и Ратмир
– из “молодшей”. Возможно, этот же “молодший”
дружинник (а попросту – княжий слуга) Ратмир в
других летописях упоминается как Ратша, Рачша
или даже Рачьтша. Встречая в древних документах
знакомое имя, Пушкин предполагал, наверно, что
летописный Ратша и есть тот самый “честной муж”,
память о котором сохранили семейные предания.
Прошло много лет, прежде чем историки смогли
выяснить, что родоначальником Пушкиных и других
Ратшичей был вовсе не Ратмир, а другой витязь,
тоже служивший Александру Невскому и
отличившийся в сражении на Неве.
Первым исторически достоверным лицом рода был
Гаврила Алексич.
О его подвиге мы знаем по летописи: витязь на коне
вскочил на палубу вражеского судна, но был
сброшен. Выскочил из воды, вновь налетел на
неприятеля, врубился в середину вражеского полка
– убил епископа и воеводу шведов. “Ту убиен
бысть пискуп их и воевода их”, – отметил
летописец.
В том памятном сражении Гаврила Алексич уцелел.
Он погиб в 1241 году “не старым”.
Достоверность Гаврилы Алексича споров не
вызывает. Доказана и его связь с последующими
поколениями рода Ратшичей. В качестве
доказательства приводятся поминальные записи,
сделанные потомками витязя. Записи в синодиках
заслуживают доверия: никому не пришло бы в голову
поминать в своих молитвах вымышленных предков.
Проследить потомков Гаврилы Алексича не
составляет труда. Нас же больше интересует Иван
Гаврилович по прозвищу Морхиня: Александр
Сергеевич Пушкин был его прямым потомком в XVI
колене.
В 1340 году потомок Гаврилы Алексича Александр
Иванович Морхинин упомянут в летописи как
великокняжеский воевода. У Александра было пять
сыновей.
Странное прозвище его старшего сына так и
останется для нас загадкой. Слово “пушка” при
жизни Григория Александровича Морхинина было
относительно новым, служило для обозначения
огнестрельного оружия, которое в те времена тоже
было в диковинку. Было ли прозвище связано с
хаpaктером Григория? Например, он мог быть
громогласен, подобно пушке. А может быть,
увлекался оружием, любил пострелять картечью из
кованого медного ствола. Достоверными
сведениями на этот счёт мы не располагаем. И
семейные предания об этом, к сожалению,
умалчивают.
А.С.Пушкин, внимательно изучавший свои
генеалогические корни, оригинально процитировал
родословную в “Борисе Годунове”: ввел боярина
Пушкина в сюжет трагедии как действующее лицо.
Поразительна объективность поэта, сказавшаяся в
этом эпизоде. Так естественно было бы в положении
автора, который волен распоряжаться своими
героями, приукрасить далекого предка, показать
его в выгодном для него и для себя свете. Он же
делает прямо противоположное.В его изображении
боярин оказывается едва ли не подстрекателем
убийства царевича Феодора и его матери, царицы
Марии
Но А.С.Пушкин уверен: на руках его
предков нет крови невинно убиенных Годуновых.
Это гордый род. И, перенесясь спустя несколько
лет из одного заточения в другое – его, как и его
предков, не жалует судьба, – из села
Михайловского в село Большое Болдино, в ожидании,
когда, наконец, по манию царя, четыре года
державшего под запретом трагедию “Борис
Годунов”, рукопись ее будет опубликована, Пушкин
вновь возвращается к истории своего рода осенью
1830 года и пишет стихотворение “Моя
родословная”.
В болдинских черновиках одна за другой
появляются строфы, где в рифмованных созвучиях
кратко изложена история некогда славного – и
богатого, что было бы так кстати для него сейчас,
накануне женитьбы, – рода бояр Пушкиных. Он
рассматривает длительную полосу его оскудения
как цепь превратностей, все-таки выгодно
отличающихся от благополучной жизни мнимых
аристократов-выскочек.
Любопытно, что те же самые мысли и в те же самые
осенние дни бились в его сознании, переложенные в
прозу: и в его незавершенных записках –
набросках об отдаленных и близких своих предках,
и в художественных замыслах, тоже начатых, но не
доведенных до конца...
Но прежде все-таки о стихах. Не случайно именно
они были завершены, имея бесспopное преимущество
перед прозой хотя бы уже потому, что в ней так или
иначе нужно высказаться до конца в надежде быть
понятым. В стихах же какая-нибудь “случайная”
ассоциация, беглый намек говорят уму и сердцу
больше, чем обилие скучных фраз, необходимых,
чтобы начать и завершить суждение по законам
логики и более или менее точно выразить его.
Но для Пушкина с его поразительной стихотворной
техникой поэзия часто предпочтительней прозы,
потому что в какой-нибудь одной стихотворной
строчке он способен был высказать содержание, на
которое в прозе ему понадобилась бы громоздкая
фраза или ряд фраз, или даже отрывок текста: будь
то автобиографическая записка или тем более
беллетристическая вещь, например, задуманная
повесть с элементами биографического толка.
Вот это замечательное болдинское стихотворение
“Моя родословная”, которому сопутствовало
множество прозаических набросков и множество
раздумий, не вошедших в эти наброски, но не
оставлявших его в покое, можно сказать, всю жизнь,
в особенности же в болдинское время.
Мы опустим первую и заключительную строфы и
приведём лишь изложение его родословной –
сначала Пушкиных, потому что здесь же, в этом
стихотворении, последует затем стихотворный
рассказ о Ганнибалах. Поэт спокоен, но ироничен и
презрительно насмешлив, когда речь от гордой
старины и крупных хаpaктеров переходит к
торжеству новых царедворцев без роду и племени, с
сомнительной славой, зато с большими доходами.
В уничтожающем приговоре аристократической черни, проникшей в знать с задворков, скрыто множество саркастических намеков и разоблачений. Закончив с обзором выскочек, поэт переходит к своей действительно древней родословной и умудряется уложить ее в четыре строфы!
Мой предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил;
Его потомство гнев венчанный,
Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин.Смирив крамолу и коварство,
И ярость бранных непогод,
Когда Романовых на царство
Звал в грамоте своей народ,
Мы к оной руку приложили,
Нас жаловал страдальца сын.
Бывало нами дорожили;
Бывало... но – я мещанин.Упрямства дух нам всем подгадил:
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил
И был за то повешен им.
Его пример будь нам наукой:
Не любит споров властелин.
Счастлив князь Яков Долгорукой,
Умен покорный мещанин.
Мой дед, когда мятеж поднялся
Средь петергофского двора,
Как Миних, верен оставался
Паденью третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой в крепость, в карантин,
И присмирел наш род суровый,
И я родился мещанин.
Поэт, хоть и был беден, имел основание
гордиться своим более чем 600-летним дворянством и
считал себя по происхождению равным вельможам и
царям, и потому никогда не ломал шапки перед
сильными мира сего, не унижался, не кланялся,
дорожил чувством собственного достоинства,
независимостью в суждениях и поступках. “Писал
стихи и ссорился с царями”, – как сам весело
говорил.
Зато и цари знали его. Один из них, Александр I,
отправил его в ссылку за антиправительственные
стихи и злые насмешки над собой; другой, Николай I,
вернул его из ссылки, но стал его цензором, отдал
его под надзор полиции, а потом вольно или
невольно позволил убить его на дуэли. Во всяком
случае, роковым оказался его отказ поэту
удалиться от петербургского света и жить в
Болдине помещиком.
По отцовской линии к Пушкину перешла еще одна
“родовая” черта – страсть к стихотворству.
Отец его, некогда блестящий гвардейский офицер,
писал стихи по любому поводу одинаково легко
по-русски и по-французски, а его брат, Василий
Львович Пушкин, дядя гениального поэта, и сам был
известен как поэт: часто появлялся в печати с
элегиями, посланиями, баснями, сказками,
сатирами. В 5-й главе “Евгения Онегина” Пушкин
со свойственной ему веселостью и с
изобретательным остроумием вспоминает одного из
персонажей шутливой поэмы Василия Львовича
“Опасный сосед”. В Болдине он вновь вернется к
памяти о нем, говоря о последних его днях и о
последних его предcмepтных словах – словах
человека, преданного литературе и жившего ею.
С Василием Львовичем было связано и
само пребывание Пушкина в Болдине именно осенью
1830 года. Во-первых, неожиданная cмepть Василия
Львовича внезапно отдалила женитьбу. “Ни один
дядя не умирал так некстати”, – грустно шутил
Пушкин. Свадьба, было наладившаяся, вновь
откладывалась по причине семейного траура.
Во-вторых, Василию Львовичу принадлежала часть
сельца Большое Болдино, совершенно, впрочем,
разоренного.
Так что поэзия и проза жизни – а не просто
художественная проза, – если иметь в виду
родственные связи Пушкина, тесно переплелись под
крышей запущенного барского дома. О проклятой
бедности он вспоминал здесь очень часто. Этой
темой началась “Моя родословная”, ею же и
закончилась: вторая строфа, как эхо, отозвалась в
последней, посвященной истории рода Пушкиных.
Понятна мне времен превратность,
Не прикословлю, право, ей;
У нас нова рожденьем знатность,
И чем новее, тем знатней.
Родов дряхлеющих обломок
(И по несчастью не один),
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин...Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил
И не якшаюсь с новой знатью,
И крови спесь угомонил.
Я грамотей и стихотворец,
Я Пушкин просто, не Мусин,
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин...
Бедность чести не помеха. Поэт то и дело
задумывается над этим в болдинском “дворце” об
одном этаже. Присущий ему комизм скрашивал
настоящее, не давал воли печали.
Итак, оказавшись в Большом Болдине и с грустью
рассматривая, хотя бы мысленно, причудливые
узоры генеалогического древа бояр Пушкиных на
скучном фоне картин деревенского осеннего
пейзажа, поэт обычно, что бы ни писал,
художественное ли произведение, заметки ли,
начинает со славной старины, а заканчивает
печальным настоящим.
Мы предложили лишь краткие наброски огромного
материала к изучению родословной А.С.Пушкина,
отражённой в его произведениях.
Родословные составлялись еще в древности для доказательства знатного происхождения фараонов, королей, царских и дворянских фамилий. В конце 19 века англ. антрополог Ф.Дальтон предложил составлять и анализировать родословные для установления закономерностей наследственной передачи признаков (в том числе болезней) человека. Этот метод был назван генеалогическим и стал одним из основных в изучении генетики человека. в частности, генеалогический метод широко используют при медико-генетическом консультировании для диагностики и определения величины риска появления заболевания в потомстве. Установление особенностей наследования позволяет правильно подойти к анализу клинических проявлений наследственных болезней и поставить правильный диагноз до развития выраженных стадий заболевания. Кроме того, с помощью генеалогического метода можно определить влияние на наследственность человека внешних факторов, близкородственных бpaков и др.
Сущность генеалогического метода состоит в выявлении родственных связей и прослеживании проявления определенного признака в различных поколениях родственников. Условно генеалогический метод можно разделить на два этапа: составление родословной и ее генетический анализ.
Источниками сведений для составления родословной являются непосредственное обследование , истории болезни, результаты опроса члeнов семьи, архивные и другие материалы.
Составление родословной сопровождают краткой записью о каждом ее члeне с точной хаpaктеристикой его родства по отношению к пробанду (легенда родословной).
Для удобства анализа родословной и ее наглядности полученные сведения представляют в виде графической схемы. Система обозначения родословных была предложена Г.Юстом в 1931 г. Составление родословной начинают с пробанда, т.е. лица, заинтересовавшего исследователя. Слева и справа от пробанда по одной горизонтальной линии располагают символы, изображающие его братьев и сестер (сибсов). Каждое предшествующее поколение располагается выше, а последующее – ниже линии пробанда. Для удобства графического изображения сначала вычерчивают родословную линию одного родителя, затем второго. Каждый члeн родословной имеет свой шифр. Так, поколения обозначают римскими цифрами сверху вниз. Арабскими цифрами последовательно слева направо нумеруют потомство одного поколения.
В зависимости от цели исследования родословная может быть полной или ограниченной. Желательно, конечно, стремиться к наиболее полному составлению родословных по восходящему, нисходящему и боковым направлениям. Чем больше поколений вовлекается в родословную, тем она обширнее. Это влечет за собой неточность получаемых сведений и, следовательно, неточность родословной в целом.
Первым этапом анализа родословной является установление наследственной природы исследуемого признака. Если один и тот же признак встречается в родословной многократно, то можно предположить его наследственную природу. Для точности диагностики генеалогическое исследование дополняют другими современными методами обследования.
После установления наследственной природы изучаемого признака приступают к генетическому и статистическому анализу родословной. Такой анализ позволяет установить, к какому из 3 известных типов наследования – аутосомно-доминантному, аутосомно-рецессивному или сцепленному с полом – подчиняется передача исследуемого признака. Для аутосомно-доминантного типа наследования хаpaктерна прямая передача признака от одного родителя ребенку (так называемая вертикальная передача), причем оба пола наследуют этот признак с равной вероятностью. Так наследуются свыше 900 болезней и пороков развития. При аутосомно-рецессивном типе наследования исследуемый признак может проявляться не в каждом поколении. Так наследуются около 800 заболеваний. Наследование признаков, сцепленных с полом, полностью подчиняется закономерностям распределения у потомков пoлoвых хромосом. Наиболее часто патологические признаки бывают сцеплены с X-хромосомой. В этих случаях наследственные заболевания почти исключительно проявляются у мужчин, лица же женского пола могут быть носителями дефектного гена. Правильность опытного определения типа наследования любого признака проверяется статистической обработкой. Составление и анализ родословной является единственным методом определения риска наследственного заболевания.
Основные терминыГенеалогия- родословная человека;
Аффект – эмоциональное состояние, хаpaктеризующееся бурным и относительно кратковременным проявлением ярости, гнева, ужаса и др.;
Педигри – родословная;
Пробанд – обладатель наследственного признака;
Сибсы – братья и сестры, потомки одних родителей;
Инбридинг – близкородственное скрещивание;
Циклотимия – склонность к периодически возникающим периодам спада и подъема настроения.
Особенности анализа родословной А.С.ПушкинаКак мы уже отмечали, поэт своими предками гордился и не раз в стихотворениях и публицистических статьях упоминал их: “Имя предков моих упоминается поминутно в русской истории”. Хорошо известно, что семейные предания и документы нашли отражение в его творчестве: романе “Арап Петра Великого”, “Планах повести о стрельце”, поэме “Езерский”, “Моей родословной”, “Начале автобиографии”.
Причем всем известно, что родители гениального поэта (Сергeй Львович и Надежда Осиповна) являются кровными родственниками, через общего предка Петра Петровича Пушкина. Установлено, что отец Александра Сергеевича являлся троюродным дядей по отношению к своей супруге. Сказался ли как-то кровнородственный бpaк на потомстве Сергея Львовича и Надежды Осиповны? За неимением необходимой медицинской документации можно строить лишь догадки. Известно, что из восьми детей от данного бpaка умерли пятеро: четверо во младенчестве, пятый ребенок, Николай, - в шестилетнем возрасте. Было ли это следствием инбридинга или причины тут иные – судить однозначно нельзя.
Довольно интересно проследить по родословной Пушкина наследование окраски кожи. Цвет кожи людей определяется двумя парами генов: Аа и Вb. Доминантные аллели обуславливают потемнение кожи – чем их больше, тем темнее кожа. Негр имеет генотип – AABB, а белый – aabb. Потомки от такого бpaка, так называемые мулаты, будут обладать промежуточным цветом кожи. Во втором поколении появятся дети с разными оттенками кожи, вероятность того, что кожа потомков будет такого же цвета, как у белого родителя-негра (ААВВ) или как у белого родителя (ааbb), равно 1/16. Обратимся к родословной поэта. Безусловно один из выдающихся предков его – прадед Ганнибал; “был негр, сын владетельного князька”. Мы можем предположить, что генотип прадеда Пушкина по окраске кожи был AABB, так как все его дети от второго бpaка с Кристиной фон Шеберх были темнокожи. Кроме этого известно, что в бытность свою в Париже Ганнибал вел не совсем добродетельную жизнь – рождение темнокожего ребенка у одной из его поклонниц послужило причиной его выдворения из Франции. Правда, нам известно, что от первого бpaка у Ганнибала родилась белая дочь Пеликсена. (“первая жена, родом гречанка, родила ему белую дочь”). Попробуем предположить, была ли это действительно дочь Ганнибала.
Вывод: при данном скрещивании рождение белых детей невозможно.
Значит со стороны матери А.С.Пушкину могла передаться доминантные аллели генов окраски кожи. Лишним доказательством этого является облик его матери, Надежды Осиповны, “прекрасной креолки”, как говаривали в свете, подчеркивая ее необычное происхождение. Бабушка со стороны отца, О.В.Чичерина. происходила от некоего итальянца, попавшего в Россию в 15 веке. Интересно, что особенности ее внешности – покатый лоб, с горбинкой нос, хаpaктерный разрез глаз – наследовали оба ее сына, Василий Львович, дядя поэта и Сергeй Львович, отец поэта, а также сам Александр Сергеевич. Поэтому, бытующее представление о том, что внешность Пушкина в основном Ганнибалова, не вполне верно – она в основном чичеринская (не “африканская”, а “талийская”. Вот, например, как вспоминал поэта его современник М.В.Юзефович, увидевший Александра Пушкина в 1829 году на Кавказе: “…он вовсе не был смугл, ни черноволос…а был вполне белокож и с вьющимися волосами каштанового цвета…”
Много можно говорить о родословной А.С.Пушкина, но ясно одно, что на генетическом уровне поэт вобрал в себя всё самое ценное и гениальное от представителей своего рода.
Комментарии:
Курс "Основы здоровья" рассчитан на 35 часов в год, цель курса сформировать мировоззрение учащихся, в котором здоровье является одним из важнейших социокультурных ценностей нашего общества. Данная программа может быть использована при проведении факультативных занятий по внеурочной деятельности....
15 10 2025 11:48:37
Приводится пример работы с тестами по биологии, составленных для учащихся 9-го класса.
...
14 10 2025 4:21:41

Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....
13 10 2025 3:22:13
Научно-исследовательская работа по экологии представляет собой Комплексное исследование атмосферного воздуха в п. Агинское. Цель работы: изучить состояние естественного природного окружения, определяющего условия жизни человека, на которое он оказывает то или иное воздействие в процессе своей жизнедеятельности, формировать экологическую ответственность за состояние окружающей среды....
12 10 2025 0:46:59
В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией.
Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление.
...
11 10 2025 6:48:11
Представленный урок проводится в форме собрания внутренних органов, в ходе, которого уточняются особенности работы некоторых органов и их функциональныхвозможности.
Данный материал может быть использован как самостоятельный материал или иллюстративный материал фрагмента урока....
10 10 2025 14:32:58
Учащиеся знакомятся с процессами обмена веществ, выделяются ключевые реакции брожения (гликолиза), фотосинтеза, хемосинтеза, аэробного энергетического процесса. Прослеживается возможность происхождения и эволюция обменных процессов прокариот. Определяется значение этих процессов в природе, в жизни человека....
09 10 2025 17:48:40
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
08 10 2025 4:46:48
Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни.
...
07 10 2025 19:59:57
Урок расширяет представления школьников о важности представителей отрядов птиц на основе выявления существенных признаков. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются получить ее из компьютера. Использование компьютера позволяет повысить эффективность, сделать урок более насыщенным, интересным и красочным, реализовать индивидуализацию, дифференциацию и профильность обучения, сместить акцент деятельности учащихся на уроке на самостоятельную работу....
06 10 2025 22:16:23
Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....
05 10 2025 18:53:34
В центре внимания современных эффективных форм и методов – самостоятельная образовательная деятельность и интенсивное групповое взаимодействие. Коллективные способы обучения развивают мышление, интересы и склонности учащихся, социальные навыки, реализуют их потребности в общении. В статье приведены примеры использования КСО на уроках биологии....
04 10 2025 0:12:42

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
03 10 2025 10:38:37
Объяснение нового материала на уроке биологии происходит с использованием компьютерной презентации. На уроке учащиеся проводят исследование процессов жизнедеятельности шпорцевой лягушки как представителя класса амфибий, делают обобщение и заканчивают урок составлением синквейна. ...
02 10 2025 4:49:13
На уроке ребята знакомятся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы. Повторяют, как устроена система органов кровообращения, знакомятся с прибором для измерения артериального давления – тонометром, учатся правильно измерять артериальное давление, применяют на пpaктике знания, полученные на уроках ОБЖ, по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях.
...
01 10 2025 15:24:52
Урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных растений, расширяет знания об их лечебных свойствах, о роли лекарственных растений в жизни человека и в природе. В течении всего урока у учащихся формируется бережное отношение к природе и своему здоровью....
30 09 2025 4:54:51
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
29 09 2025 19:15:33
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
28 09 2025 21:41:39
Наиболее древние австралопитеки жили около 6млн. лет тому назад, поздние вымерли около 0,5млн. лет тому назад. Орудия труда у австралопитеков еще не было....
27 09 2025 8:26:37
На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе.
...
26 09 2025 1:38:21
Цели урока: ввести понятие о грибах, показать их значение; узнать о многообразии грибов и строении шляпочных грибов; познакомиться с грибами съедобными и несъедобными; разъяснить и записать правила сбора грибов....
25 09 2025 2:14:58
На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути.
...
24 09 2025 20:16:48
Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов проводится в рамках общешкольной недели посвященной Дню рождения Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры. Очень важно воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. С этой целью проведено данное мероприятие по земле родного края, которое способствует воспитанию нравственных качеств, обогащению детей знаниями о Ханты-Мансийском крае, закреплению полученных знаний....
23 09 2025 0:36:36
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками.
...
22 09 2025 20:29:33
Данная разработка урока может использоваться в 6-м классе при изучении темы «Грибы». При исключении из урока лабораторного опыта его с успехом можно использовать в качестве внеклассного мероприятия по патриотическому воспитанию учащихся; мероприятия, посвящённого 65-летию Победы. Урок сопровождается показом слайдов (презентация)....
21 09 2025 21:26:36
Урок-игра по курсу «Природоведение». Предлагается как обобщающий урок по теме «Беспокойная планета». В ходе урока повторяется и обобщается материал о вулканах, гeйзерах, землетрясениях. За каждое выполненное задание присваивается определённое количество баллов, соответствующее «передвижению» к следующей станции. Задания разнообразны по форме и содержанию, предполагают развитие внимания, логики, навыков структурирования материала....
20 09 2025 7:57:16
Представлен урок в игровой форме: разгадывание загадок и кроссворда о камчатских лекарственных и редких растениях с использованием музыки, танца, стихов, пословиц, изображений растений....
19 09 2025 13:26:46
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
18 09 2025 14:30:16
Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...
17 09 2025 22:38:17
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
16 09 2025 17:26:12
Как научить биологии? Вызвать к ней интерес. Для этого, по-моему, учитель должен руководствоваться принципом: если можно сделать, то почему не сделать? Проведение экспериментов, реализация проектов, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, демонстрация пpaктической значимости предмета, - вот основные методы достижения данной цели....
15 09 2025 2:12:10
Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...
14 09 2025 16:57:51
Лимфа содержит лейкоциты, часть которых попадает в лимфатические капилляры из тканевой жидкости, а часть образуется в лимфатических узлах. Лимфатические капилляры напоминают кровеносные, но закрыты с одного конца....
13 09 2025 17:56:32
Урок биологии включает развивающие задания по теме. Предложены упражнения на сравнение, анализ, синтез, установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы....
12 09 2025 7:45:37
Сочетание модульной и информационной технологий дают ощутимый педагогический эффект для формирования мотивации к изучаемому материалу, познавательной самостоятельности, развитию информационной культуры. Есть возможность индивидуального выбора объема информации. После объяснения материала ученик может вернуться к любому слайду и проработать материал самостоятельно. Подобная подача материала наиболее понятна и доступна....
11 09 2025 0:46:35
Урок проводится в 11-м классе при изучении раздела «Основы генетики». В ходе урока учащимся предлагаются различные виды работ: сообщения, составление плана, рассказы по родословным, решение задач, проверочная работа.
...
10 09 2025 10:36:31
Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....
09 09 2025 15:15:28
Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....
08 09 2025 18:35:15
Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки.
...
07 09 2025 1:27:19
Будучи составной частью образовательной программы ОУ, дает гарантии в получении учащимися обязательного минимума образования....
06 09 2025 23:36:10
Учебный процесс как поиск новых познавательных ориентиров невозможен без применения на уроках биологии технологии исследовательского обучения. Дети сталкиваются с новыми явлениями и представлениями в пpaктических опытах, прежде чем они излагаются на занятии, самостоятельно постигают ведущие понятия и идеи. Данный урок способствует развитию познавательного интереса к предмету, развивает у учащихся навыки самоконтроля и самооценки через выполнение дифференцированных заданий....
05 09 2025 8:41:32

На уроке учащиеся вспоминают материал 6-го класса по строению корней, листьев, цветков, плодов и применяют полученные знания для изучения темы "Семейства крестоцветные". Выявляют особенности строения растений семейства, рассматривают представителей, выясняют важность растений для человека....
04 09 2025 1:19:45

Урок проводится с опорой на презентацию. В данной разработке использованы различные приемы: проблемные вопросы, загадки, схемы, рисунки, которые вызывают у учащихся положительные эмоции, повышают интерес к урокам биологии. Цель урока: изучить строение цветка, раскрыть биологическое значение частей цветка, дать представление об обоеполых и однополых цветках, однодомных и двудомных растениях....
03 09 2025 13:20:41
В разработке урока предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, творческие задания), направленные на формирование знаний о многообразии фауны культурных ландшафтов....
02 09 2025 18:28:27
Учащиеся исследуют начальные этапы развития жизни на Земле, выявляют причинно-следственные связи и последствия и делают вывод о направлении эволюции. На уроке используется технология индивидуально-группового обучения. ...
01 09 2025 8:24:48
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
31 08 2025 11:45:53
Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...
30 08 2025 18:10:58
лучшие книги для подготовки к ЕГЭ РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Сегодня на прилавках книжных магазинов можно встретить всевозможные учебные пособия для подготовки к ЕГЭ, у покупателя глаза «разбега…...
29 08 2025 11:59:21
Урок-состязание по биологии в 7-м классе – итоговое занятие в конце изучения данной темы. Этот урок расширяет и углубляет знания ребят, позволяет развивать творческий потенциал. На таких уроках дети не замечают, что они учатся, они более активны, чем на обычных уроках, и в то же время получают новые знания....
28 08 2025 16:35:33
Заполнено ядро жидкостью и несколькими структурными элементами. В нем выделяют оболочку, набор хромосом, нуклеоплазму, ядрышка....
27 08 2025 10:49:40
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::