Родословная великого русского поэта А.С. Пушкина в контексте литературы и общей биологии
Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно;
не уважать оной есть
постыдное равнодушие.
А.С.Пушкин
Школьные курсы общей биологии, литературы, истории не предусматривают отдельных уроков по генеалогии как одному из методов изучения наследственности человека. Но эта тема заслуживает внимания, поскольку представляет пищу для размышления биологического и этического хаpaктера. Как известно, история сохранила для нас несколько родословных людей, чьи имена пользуются уважением у нас с детства. Знать происхождение таких писателей, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, попробовать поразмышлять о биологической основе их дарований детям никогда не будет излишним. Подобную тему можно предложить учащимся старших классов на интегрированных семинарах, конференциях, внеклассных мероприятиях, в рамках предметных недель.
А.С.Пушкин любил и знал отечественную
историю. Живой интерес к истории России
сочетался у него с интересом к истории
собственной семьи. В 1830 году в печати появилось
стихотворение “Моя родословная”. В том же году
поэт написал небольшую статью “Родословная
Пушкиных и Ганнибалов”. В бумагах Пушкина
обнаружена была ещё одна статья, посвящённая
предкам. В собрании сочинений поэта она
опубликована под названием “Начало
автобиографии”:
“Избрав себя лицом, около которого постараюсь
собрать другие, более достойные замечания, скажу
несколько слов о моём происхождении.
Мы ведём свой род от прусского выходца Ратши или
Рачи (“мужа честна”, говорит летописец, т.е.
знатного), выехавшего в Россию во времена
княжества св. Александра Ярославича Невского. От
него произошли Мусины, Бобрищевы, Мятлевы,
Поводовы, Каменские, Бутурлины, Кологривовы,
Шеферединовы и Товарковы. Имя предков моих
встречается поминутно в нашей истории…”
Остановимся на этих строках и попробуем отделить
правду от вымысла.
Летописцы в рассказе о битве на Неве увековечили
имена шести дружинников Александра Невского.
Четверо из них – новгородец Гаврила Алексич,
княжий ловчий Сбыслав Якунович, Яков Половчанин
и Миша Прушанин – были из старшей дружины
Александра Ярославича, тогда как Савва и Ратмир
– из “молодшей”. Возможно, этот же “молодший”
дружинник (а попросту – княжий слуга) Ратмир в
других летописях упоминается как Ратша, Рачша
или даже Рачьтша. Встречая в древних документах
знакомое имя, Пушкин предполагал, наверно, что
летописный Ратша и есть тот самый “честной муж”,
память о котором сохранили семейные предания.
Прошло много лет, прежде чем историки смогли
выяснить, что родоначальником Пушкиных и других
Ратшичей был вовсе не Ратмир, а другой витязь,
тоже служивший Александру Невскому и
отличившийся в сражении на Неве.
Первым исторически достоверным лицом рода был
Гаврила Алексич.
О его подвиге мы знаем по летописи: витязь на коне
вскочил на палубу вражеского судна, но был
сброшен. Выскочил из воды, вновь налетел на
неприятеля, врубился в середину вражеского полка
– убил епископа и воеводу шведов. “Ту убиен
бысть пискуп их и воевода их”, – отметил
летописец.
В том памятном сражении Гаврила Алексич уцелел.
Он погиб в 1241 году “не старым”.
Достоверность Гаврилы Алексича споров не
вызывает. Доказана и его связь с последующими
поколениями рода Ратшичей. В качестве
доказательства приводятся поминальные записи,
сделанные потомками витязя. Записи в синодиках
заслуживают доверия: никому не пришло бы в голову
поминать в своих молитвах вымышленных предков.
Проследить потомков Гаврилы Алексича не
составляет труда. Нас же больше интересует Иван
Гаврилович по прозвищу Морхиня: Александр
Сергеевич Пушкин был его прямым потомком в XVI
колене.
В 1340 году потомок Гаврилы Алексича Александр
Иванович Морхинин упомянут в летописи как
великокняжеский воевода. У Александра было пять
сыновей.
Странное прозвище его старшего сына так и
останется для нас загадкой. Слово “пушка” при
жизни Григория Александровича Морхинина было
относительно новым, служило для обозначения
огнестрельного оружия, которое в те времена тоже
было в диковинку. Было ли прозвище связано с
хаpaктером Григория? Например, он мог быть
громогласен, подобно пушке. А может быть,
увлекался оружием, любил пострелять картечью из
кованого медного ствола. Достоверными
сведениями на этот счёт мы не располагаем. И
семейные предания об этом, к сожалению,
умалчивают.
А.С.Пушкин, внимательно изучавший свои
генеалогические корни, оригинально процитировал
родословную в “Борисе Годунове”: ввел боярина
Пушкина в сюжет трагедии как действующее лицо.
Поразительна объективность поэта, сказавшаяся в
этом эпизоде. Так естественно было бы в положении
автора, который волен распоряжаться своими
героями, приукрасить далекого предка, показать
его в выгодном для него и для себя свете. Он же
делает прямо противоположное.В его изображении
боярин оказывается едва ли не подстрекателем
убийства царевича Феодора и его матери, царицы
Марии
Но А.С.Пушкин уверен: на руках его
предков нет крови невинно убиенных Годуновых.
Это гордый род. И, перенесясь спустя несколько
лет из одного заточения в другое – его, как и его
предков, не жалует судьба, – из села
Михайловского в село Большое Болдино, в ожидании,
когда, наконец, по манию царя, четыре года
державшего под запретом трагедию “Борис
Годунов”, рукопись ее будет опубликована, Пушкин
вновь возвращается к истории своего рода осенью
1830 года и пишет стихотворение “Моя
родословная”.
В болдинских черновиках одна за другой
появляются строфы, где в рифмованных созвучиях
кратко изложена история некогда славного – и
богатого, что было бы так кстати для него сейчас,
накануне женитьбы, – рода бояр Пушкиных. Он
рассматривает длительную полосу его оскудения
как цепь превратностей, все-таки выгодно
отличающихся от благополучной жизни мнимых
аристократов-выскочек.
Любопытно, что те же самые мысли и в те же самые
осенние дни бились в его сознании, переложенные в
прозу: и в его незавершенных записках –
набросках об отдаленных и близких своих предках,
и в художественных замыслах, тоже начатых, но не
доведенных до конца...
Но прежде все-таки о стихах. Не случайно именно
они были завершены, имея бесспopное преимущество
перед прозой хотя бы уже потому, что в ней так или
иначе нужно высказаться до конца в надежде быть
понятым. В стихах же какая-нибудь “случайная”
ассоциация, беглый намек говорят уму и сердцу
больше, чем обилие скучных фраз, необходимых,
чтобы начать и завершить суждение по законам
логики и более или менее точно выразить его.
Но для Пушкина с его поразительной стихотворной
техникой поэзия часто предпочтительней прозы,
потому что в какой-нибудь одной стихотворной
строчке он способен был высказать содержание, на
которое в прозе ему понадобилась бы громоздкая
фраза или ряд фраз, или даже отрывок текста: будь
то автобиографическая записка или тем более
беллетристическая вещь, например, задуманная
повесть с элементами биографического толка.
Вот это замечательное болдинское стихотворение
“Моя родословная”, которому сопутствовало
множество прозаических набросков и множество
раздумий, не вошедших в эти наброски, но не
оставлявших его в покое, можно сказать, всю жизнь,
в особенности же в болдинское время.
Мы опустим первую и заключительную строфы и
приведём лишь изложение его родословной –
сначала Пушкиных, потому что здесь же, в этом
стихотворении, последует затем стихотворный
рассказ о Ганнибалах. Поэт спокоен, но ироничен и
презрительно насмешлив, когда речь от гордой
старины и крупных хаpaктеров переходит к
торжеству новых царедворцев без роду и племени, с
сомнительной славой, зато с большими доходами.
В уничтожающем приговоре аристократической черни, проникшей в знать с задворков, скрыто множество саркастических намеков и разоблачений. Закончив с обзором выскочек, поэт переходит к своей действительно древней родословной и умудряется уложить ее в четыре строфы!
Мой предок Рача мышцей бранной
Святому Невскому служил;
Его потомство гнев венчанный,
Иван IV пощадил.
Водились Пушкины с царями;
Из них был славен не один,
Когда тягался с поляками
Нижегородский мещанин.Смирив крамолу и коварство,
И ярость бранных непогод,
Когда Романовых на царство
Звал в грамоте своей народ,
Мы к оной руку приложили,
Нас жаловал страдальца сын.
Бывало нами дорожили;
Бывало... но – я мещанин.Упрямства дух нам всем подгадил:
В родню свою неукротим,
С Петром мой пращур не поладил
И был за то повешен им.
Его пример будь нам наукой:
Не любит споров властелин.
Счастлив князь Яков Долгорукой,
Умен покорный мещанин.
Мой дед, когда мятеж поднялся
Средь петергофского двора,
Как Миних, верен оставался
Паденью третьего Петра.
Попали в честь тогда Орловы,
А дед мой в крепость, в карантин,
И присмирел наш род суровый,
И я родился мещанин.
Поэт, хоть и был беден, имел основание
гордиться своим более чем 600-летним дворянством и
считал себя по происхождению равным вельможам и
царям, и потому никогда не ломал шапки перед
сильными мира сего, не унижался, не кланялся,
дорожил чувством собственного достоинства,
независимостью в суждениях и поступках. “Писал
стихи и ссорился с царями”, – как сам весело
говорил.
Зато и цари знали его. Один из них, Александр I,
отправил его в ссылку за антиправительственные
стихи и злые насмешки над собой; другой, Николай I,
вернул его из ссылки, но стал его цензором, отдал
его под надзор полиции, а потом вольно или
невольно позволил убить его на дуэли. Во всяком
случае, роковым оказался его отказ поэту
удалиться от петербургского света и жить в
Болдине помещиком.
По отцовской линии к Пушкину перешла еще одна
“родовая” черта – страсть к стихотворству.
Отец его, некогда блестящий гвардейский офицер,
писал стихи по любому поводу одинаково легко
по-русски и по-французски, а его брат, Василий
Львович Пушкин, дядя гениального поэта, и сам был
известен как поэт: часто появлялся в печати с
элегиями, посланиями, баснями, сказками,
сатирами. В 5-й главе “Евгения Онегина” Пушкин
со свойственной ему веселостью и с
изобретательным остроумием вспоминает одного из
персонажей шутливой поэмы Василия Львовича
“Опасный сосед”. В Болдине он вновь вернется к
памяти о нем, говоря о последних его днях и о
последних его предcмepтных словах – словах
человека, преданного литературе и жившего ею.
С Василием Львовичем было связано и
само пребывание Пушкина в Болдине именно осенью
1830 года. Во-первых, неожиданная cмepть Василия
Львовича внезапно отдалила женитьбу. “Ни один
дядя не умирал так некстати”, – грустно шутил
Пушкин. Свадьба, было наладившаяся, вновь
откладывалась по причине семейного траура.
Во-вторых, Василию Львовичу принадлежала часть
сельца Большое Болдино, совершенно, впрочем,
разоренного.
Так что поэзия и проза жизни – а не просто
художественная проза, – если иметь в виду
родственные связи Пушкина, тесно переплелись под
крышей запущенного барского дома. О проклятой
бедности он вспоминал здесь очень часто. Этой
темой началась “Моя родословная”, ею же и
закончилась: вторая строфа, как эхо, отозвалась в
последней, посвященной истории рода Пушкиных.
Понятна мне времен превратность,
Не прикословлю, право, ей;
У нас нова рожденьем знатность,
И чем новее, тем знатней.
Родов дряхлеющих обломок
(И по несчастью не один),
Бояр старинных я потомок;
Я, братцы, мелкий мещанин...Под гербовой моей печатью
Я кипу грамот схоронил
И не якшаюсь с новой знатью,
И крови спесь угомонил.
Я грамотей и стихотворец,
Я Пушкин просто, не Мусин,
Я не богач, не царедворец,
Я сам большой: я мещанин...
Бедность чести не помеха. Поэт то и дело
задумывается над этим в болдинском “дворце” об
одном этаже. Присущий ему комизм скрашивал
настоящее, не давал воли печали.
Итак, оказавшись в Большом Болдине и с грустью
рассматривая, хотя бы мысленно, причудливые
узоры генеалогического древа бояр Пушкиных на
скучном фоне картин деревенского осеннего
пейзажа, поэт обычно, что бы ни писал,
художественное ли произведение, заметки ли,
начинает со славной старины, а заканчивает
печальным настоящим.
Мы предложили лишь краткие наброски огромного
материала к изучению родословной А.С.Пушкина,
отражённой в его произведениях.
Родословные составлялись еще в древности для доказательства знатного происхождения фараонов, королей, царских и дворянских фамилий. В конце 19 века англ. антрополог Ф.Дальтон предложил составлять и анализировать родословные для установления закономерностей наследственной передачи признаков (в том числе болезней) человека. Этот метод был назван генеалогическим и стал одним из основных в изучении генетики человека. в частности, генеалогический метод широко используют при медико-генетическом консультировании для диагностики и определения величины риска появления заболевания в потомстве. Установление особенностей наследования позволяет правильно подойти к анализу клинических проявлений наследственных болезней и поставить правильный диагноз до развития выраженных стадий заболевания. Кроме того, с помощью генеалогического метода можно определить влияние на наследственность человека внешних факторов, близкородственных бpaков и др.
Сущность генеалогического метода состоит в выявлении родственных связей и прослеживании проявления определенного признака в различных поколениях родственников. Условно генеалогический метод можно разделить на два этапа: составление родословной и ее генетический анализ.
Источниками сведений для составления родословной являются непосредственное обследование , истории болезни, результаты опроса члeнов семьи, архивные и другие материалы.
Составление родословной сопровождают краткой записью о каждом ее члeне с точной хаpaктеристикой его родства по отношению к пробанду (легенда родословной).
Для удобства анализа родословной и ее наглядности полученные сведения представляют в виде графической схемы. Система обозначения родословных была предложена Г.Юстом в 1931 г. Составление родословной начинают с пробанда, т.е. лица, заинтересовавшего исследователя. Слева и справа от пробанда по одной горизонтальной линии располагают символы, изображающие его братьев и сестер (сибсов). Каждое предшествующее поколение располагается выше, а последующее – ниже линии пробанда. Для удобства графического изображения сначала вычерчивают родословную линию одного родителя, затем второго. Каждый члeн родословной имеет свой шифр. Так, поколения обозначают римскими цифрами сверху вниз. Арабскими цифрами последовательно слева направо нумеруют потомство одного поколения.
В зависимости от цели исследования родословная может быть полной или ограниченной. Желательно, конечно, стремиться к наиболее полному составлению родословных по восходящему, нисходящему и боковым направлениям. Чем больше поколений вовлекается в родословную, тем она обширнее. Это влечет за собой неточность получаемых сведений и, следовательно, неточность родословной в целом.
Первым этапом анализа родословной является установление наследственной природы исследуемого признака. Если один и тот же признак встречается в родословной многократно, то можно предположить его наследственную природу. Для точности диагностики генеалогическое исследование дополняют другими современными методами обследования.
После установления наследственной природы изучаемого признака приступают к генетическому и статистическому анализу родословной. Такой анализ позволяет установить, к какому из 3 известных типов наследования – аутосомно-доминантному, аутосомно-рецессивному или сцепленному с полом – подчиняется передача исследуемого признака. Для аутосомно-доминантного типа наследования хаpaктерна прямая передача признака от одного родителя ребенку (так называемая вертикальная передача), причем оба пола наследуют этот признак с равной вероятностью. Так наследуются свыше 900 болезней и пороков развития. При аутосомно-рецессивном типе наследования исследуемый признак может проявляться не в каждом поколении. Так наследуются около 800 заболеваний. Наследование признаков, сцепленных с полом, полностью подчиняется закономерностям распределения у потомков пoлoвых хромосом. Наиболее часто патологические признаки бывают сцеплены с X-хромосомой. В этих случаях наследственные заболевания почти исключительно проявляются у мужчин, лица же женского пола могут быть носителями дефектного гена. Правильность опытного определения типа наследования любого признака проверяется статистической обработкой. Составление и анализ родословной является единственным методом определения риска наследственного заболевания.
Основные терминыГенеалогия- родословная человека;
Аффект – эмоциональное состояние, хаpaктеризующееся бурным и относительно кратковременным проявлением ярости, гнева, ужаса и др.;
Педигри – родословная;
Пробанд – обладатель наследственного признака;
Сибсы – братья и сестры, потомки одних родителей;
Инбридинг – близкородственное скрещивание;
Циклотимия – склонность к периодически возникающим периодам спада и подъема настроения.
Особенности анализа родословной А.С.ПушкинаКак мы уже отмечали, поэт своими предками гордился и не раз в стихотворениях и публицистических статьях упоминал их: “Имя предков моих упоминается поминутно в русской истории”. Хорошо известно, что семейные предания и документы нашли отражение в его творчестве: романе “Арап Петра Великого”, “Планах повести о стрельце”, поэме “Езерский”, “Моей родословной”, “Начале автобиографии”.
Причем всем известно, что родители гениального поэта (Сергeй Львович и Надежда Осиповна) являются кровными родственниками, через общего предка Петра Петровича Пушкина. Установлено, что отец Александра Сергеевича являлся троюродным дядей по отношению к своей супруге. Сказался ли как-то кровнородственный бpaк на потомстве Сергея Львовича и Надежды Осиповны? За неимением необходимой медицинской документации можно строить лишь догадки. Известно, что из восьми детей от данного бpaка умерли пятеро: четверо во младенчестве, пятый ребенок, Николай, - в шестилетнем возрасте. Было ли это следствием инбридинга или причины тут иные – судить однозначно нельзя.
Довольно интересно проследить по родословной Пушкина наследование окраски кожи. Цвет кожи людей определяется двумя парами генов: Аа и Вb. Доминантные аллели обуславливают потемнение кожи – чем их больше, тем темнее кожа. Негр имеет генотип – AABB, а белый – aabb. Потомки от такого бpaка, так называемые мулаты, будут обладать промежуточным цветом кожи. Во втором поколении появятся дети с разными оттенками кожи, вероятность того, что кожа потомков будет такого же цвета, как у белого родителя-негра (ААВВ) или как у белого родителя (ааbb), равно 1/16. Обратимся к родословной поэта. Безусловно один из выдающихся предков его – прадед Ганнибал; “был негр, сын владетельного князька”. Мы можем предположить, что генотип прадеда Пушкина по окраске кожи был AABB, так как все его дети от второго бpaка с Кристиной фон Шеберх были темнокожи. Кроме этого известно, что в бытность свою в Париже Ганнибал вел не совсем добродетельную жизнь – рождение темнокожего ребенка у одной из его поклонниц послужило причиной его выдворения из Франции. Правда, нам известно, что от первого бpaка у Ганнибала родилась белая дочь Пеликсена. (“первая жена, родом гречанка, родила ему белую дочь”). Попробуем предположить, была ли это действительно дочь Ганнибала.
Вывод: при данном скрещивании рождение белых детей невозможно.
Значит со стороны матери А.С.Пушкину могла передаться доминантные аллели генов окраски кожи. Лишним доказательством этого является облик его матери, Надежды Осиповны, “прекрасной креолки”, как говаривали в свете, подчеркивая ее необычное происхождение. Бабушка со стороны отца, О.В.Чичерина. происходила от некоего итальянца, попавшего в Россию в 15 веке. Интересно, что особенности ее внешности – покатый лоб, с горбинкой нос, хаpaктерный разрез глаз – наследовали оба ее сына, Василий Львович, дядя поэта и Сергeй Львович, отец поэта, а также сам Александр Сергеевич. Поэтому, бытующее представление о том, что внешность Пушкина в основном Ганнибалова, не вполне верно – она в основном чичеринская (не “африканская”, а “талийская”. Вот, например, как вспоминал поэта его современник М.В.Юзефович, увидевший Александра Пушкина в 1829 году на Кавказе: “…он вовсе не был смугл, ни черноволос…а был вполне белокож и с вьющимися волосами каштанового цвета…”
Много можно говорить о родословной А.С.Пушкина, но ясно одно, что на генетическом уровне поэт вобрал в себя всё самое ценное и гениальное от представителей своего рода.
Комментарии:
Моделируя в ходе работы возможный фенотип своего будущего ребенка, учащиеся становятся на уровень научного прогнозирования собственной жизни. Необычный способ оформления результатов – в виде детского портрета – провоцирует творческое воображение, предполагает использование учащимся элементов художественного творчества. Цель работы: повторение и закрепление основных генетических закономерностей; развитие интереса к пpaктическому применению генетики....
17 07 2025 18:39:41
Автор знакомит учащихся с особенностями строения голосеменных растений, их многообразием и значением....
16 07 2025 1:18:25
Представлены различные дидактические материалы, позволяющие повысить наглядность урока. В ходе урока идет овладение наиболее важными понятиями и терминами. В заключение урока проводится первичная проверка знаний по дидактическим карточкам и в форме устного фронтального опроса.
...
15 07 2025 13:28:15
Существуют удивительные организмы, которые занимают особое место в органическом мире. Их слоевище представлено гифами грибницы, обеспечивающей организм водой и минеральными солями, а одноклеточные водоросли обеспечивают их органическими веществами. Они называются лишайниками....
14 07 2025 11:39:31
Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....
13 07 2025 0:24:11
Сегодня перед учителем стоит задача развивать в учениках умение быстро находить, обpaбатывать, усваивать научную информацию, умение принимать самостоятельные и осмысленные решения в процессе коллективного учебного исследования. Учителю необходимо создавать условия для такого развития учащихся, искать формы и методы различной деятельности на уроках. Предлагаю вариант урока по изучению водорослей в 7-м классе, в котором использую инструктивно-технологическую карту. Такие карты эффективны при изучении большого теоретического материала.
...
12 07 2025 14:26:58
В работе дано тематическое планирование с указанием: темы урока, класса, места проведения (в классе или дома), название работы, хаpaктер выполняемой работы, планируемый результат....
11 07 2025 16:36:46
Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки.
...
10 07 2025 2:24:16
На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....
09 07 2025 5:14:33
Цель урока: обобщение закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....
08 07 2025 20:35:43
Знание учащимися элементарных основ систематики позволяет строить изучение отделов растительного царства и других царств в восходящем порядке, последовательно отмечать черты усложнения. Важно при этом подчеркивать естественный хаpaктер усложнения растений. На уроках, посвященных изучению бактерий, учащиеся знакомятся с их строением. Школьники узнают о широком распространении бактерий, убеждаются в большом их многообразии....
07 07 2025 23:26:35
Экология не является лабораторной наукой. Это наука, в которой важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе. Нет придела человеческому любопытству и научным изысканиям, следовательно, можно разработать для учащихся огромное количество проектов, которые будут для них познавательны и интересны....
06 07 2025 12:13:34
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
05 07 2025 3:24:38
В ходе урока обучающиеся знакомятся с хаpaктерными признаками царства бактерий, особенностями строения и жизнедеятельности....
04 07 2025 23:38:54
Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....
03 07 2025 20:17:56
Основа всего живого ‒ клетка. Звеном между солнечной энергией и живым веществом на планете Земля служит растительная клетка. Урок изучает строение растительной клетки. Разгадывание кроссворда помогает в познании нового материала, более сложного. Формируется интерес к профессии, связанной с изучением биологии. Изучают органоиды растительной клетки, выделив отличительные признаки от животной клетки....
02 07 2025 17:37:39
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....
01 07 2025 6:49:14
На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....
30 06 2025 12:14:25

Урок формирует у учащихся полное представление о вирусах как неклеточных формах жизни. Развивает познавательную деятельность учащихся презентацией. На слайдах в красочной форме представлены рисунки, фотографии, схемы, видео о ВИЧ-инфекции. Информационный лист систематизирует знания о вирусах и дает возможность легко ориентироваться в теме....
29 06 2025 21:28:26
<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...
28 06 2025 9:12:35
Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....
27 06 2025 13:28:53
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли.
...
26 06 2025 4:37:45
Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...
25 06 2025 14:54:38
Урок направлен на закрепление и развитие понятия о тканях, одежде и гигиене одежды....
24 06 2025 4:31:36
Проект создан для того, чтобы показать учащимся, что акулы являются важной частью окружающей среды и что они нуждаются в защите.
...
23 06 2025 23:41:10
Интерес к окружающему нас миру всегда вызывает много вопросов у детей. Конспект урока представляет материалы о символах края, о географическом положении, о климатических зонах, о формах земной поверхности, о растительном и животном мире. Материал урока можно использовать на уроке окружающего мира, краеведения, географии....
22 06 2025 5:19:38
После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку.
...
21 06 2025 18:20:22
Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....
20 06 2025 19:25:41
Пpaктико-ориентированное образование предполагает изучение традиционных фундаментальных дисциплин в сочетании с прикладными дисциплинами. Данное мероприятие нацелено на развитие навыка применять знания и умения в различных ситуациях. Игра построена по типу «Самый умный». «Битва титанов» решает ряд задач: через занимательные задания развивать географическое, биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания при поиске решения в проблемных ситуациях.
...
19 06 2025 8:28:50
Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....
18 06 2025 21:41:21
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
17 06 2025 19:42:26
Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....
16 06 2025 3:23:43
Тип урока – обобщающий. Проводится в игровой форме. Учащиеся – это молодые специалисты, работающие в лаборатории НИИ эволюционной биологии. Урок – это один рабочий день лаборатории. На уроке обобщаются знания о направлениях органической эволюции, проводится лабораторная работа по определению идиоадаптаций комара, выполняется самостоятельная работа по карточкам-заданиям, учащиеся также получают новые знания, анализируют, сравнивают, делают выводы во время работы на уроке.
...
15 06 2025 15:27:25
Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....
14 06 2025 15:18:27
Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....
13 06 2025 23:15:40
Урок разработан в соответствии с программой по биологии под руководством В.В. Пасечника, по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева, Биология. Человек. 8-й класс. Урок построен в форме изучения нового материала. Основная идея урока – понять, каким образом взаимосвязаны между собой строение и функции кожи. Урок интересный, научно-познавательный, хорошо запоминаемый и наглядный....
12 06 2025 13:52:51
На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....
11 06 2025 6:15:53
Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой.
...
10 06 2025 15:42:30
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
09 06 2025 13:36:10
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
08 06 2025 20:20:57
Урок знакомит с современным человеком с эволюционной позиции. Изучаются основные этапы эволюции человека. Формируется представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека....
07 06 2025 1:31:24
Урок с ЭОР, размещенных на сайте единой коллекции цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru. Приводится примерная схема составления технологической карты урока на основе электронно-образовательных ресурсов....
06 06 2025 21:55:10
Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....
05 06 2025 18:39:18
Урок поможет доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научит сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявит черты сходства и различия.
...
04 06 2025 14:12:36
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
03 06 2025 6:41:36
Предлагаемое занятие иллюстрирует реализацию не только межпредметных связей через использование компьютера в демонстрационном режиме (компьютер на учительском столе + проектор для показа презентации и анимационных моделей, имитирующих биологические процессы), но и содержательных связей биологии и информатики через изучение процессов кодирования, хранения, использования информации. В занятии представлены составленные авторами интегрированные задачи и приведено их решение....
02 06 2025 22:29:45
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом.
...
01 06 2025 6:26:28
Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....
31 05 2025 7:16:14
Каждая кость человека представляет собой сложный орган: она занимает определенное положение в теле, имеет свою форму и строение, выполняет свойственную ей функцию....
30 05 2025 19:51:10
Представлен конспепкт урока-прогноза "Путь к долголетию"....
29 05 2025 16:43:51
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::