Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens


    Антропогенез. Эволюция биологического вида – Homo Sapiens

Цель урока: помочь сформировать представления о современном человеке с эволюционной позиции.

Задачи.

  • Познакомиться с основными этапами эволюции человека.
  • Развить умение анализировать и обобщать.
  • Иметь представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека.

Методы: организация работы в микро-группе, самостоятельная работа с источником информации и анализ новой информации, метод информационных технологий

Методические приемы: личностно-ориентированное, проблемное и развивающее обучение.

Оборудование: мультимедийный проектор, рабочая карта урока.

Тип урока: комбинированный (структурно-сложный).

Ход урока

I. Актуализация опopных знаний

- Ребята, обсудите в группах и обоснуйте систематическое положение Человека разумного, опираясь на материалы из учебника “Биология” Захарова В.Б.

Империя: клеточные

Надцарство: эукариоты

Царство: животные

Класс: млекопитающие

Отряд: приматы

П/отряд: человекоподобные

Секция: узконосые обезьяны

Сем-во: люди

Род: человек

Вид: человек разумный

Свои ответы сверьте с картой урока. (Задание 1).

II. Изучение нового материала

Учитель. Вступительное слово. Существует 3 точки зрения на происхождение жизни:

1. Космическая.
2. Божественная.
3. Научная. Естественная эволюция. Ч.Дарвин “Происхождение человека и пoлoвoй отбор”.

Обоснуйте вашу точку зрения.

Учитель. Почему сейчас из человекообразных обезьян не возникают люди?

Сравнительно-анатомические сходства и отличия человека и человекообразных обезьян.

Признаки Человекообразные обезьяны Человек
Группа крови    
Степень развития мозга    
Передние конечности    
Болезни    
Эмоции    

Отличие: у обезьян нет моторного центра речи и ассоциативного (абстpaктного) мышления.

Учителем задается проблемный вопрос: Возможен ли сейчас процесс эволюции человека?

Комментарий ответов учащихся.

Вывод. В настоящее время не возможен процесс эволюции из обезьян в человека т.к. нет таких условий на земле; ни одна из обезьян не имеет широкого таза, прямохождения, наземного образа жизни, большого объема мозга.

Работа в микро-группах. Стадии антропогенеза. (Задание №2)

Проследим историческое развитие вида Homo sapiens. Заполните табл. № 1 в рабочей карте урока, пользуясь учебником и табл. №2 “Основные стадии антропогенеза”.

Итак, мы с вами проанализировали хронологически этапы антропогенеза, давайте попробуем установить действующие факторы.

Учитель обсуждает со всем классом. Факторы эволюции (биологические и социальные).

(Работа с картой урока, задание №3)

Эволюция человека происходила под действием биологических и социальных факторов. Биологические факторы преимущественно действовали на первых этапах антропогенеза, социальные факторы оказывают существенное влияние в настоящее время. Биологические факторы были открыты Ч. Дарвиным – это наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В равной степени принимали участие и ненаправленные факторы: волны жизни, изоляция и мутации.
Роль социальных факторов в формировании человека показал Ф.Энгельс. В основе лежат трудовые операции, общественный труд; речь и язык; мышление и сознание, воспитание. Взаимодействие этих групп факторов оказало влияние на формирование руки и мозга человека. Ускорило эволюцию человека возникновение нечлeнораздельной речи у
питекантропов. В процессе выполнения общественного труда естественный отбор оставлял особей, у которых в лобных долях развивается центр Брока, а в височных - центр Вернике. Эти области управляют пониманием звуковых сигналов.

Учитель. Действие факторов антропогенеза можно представить в виде графика. Ознакомьтесь с графиком эволюции человека. (Задание №4 раб. карты урока)

Дайте обоснованный ответ после анализа задания №4.

Расы человека (сообщение ученика и показ плакатов).

Самые крупные три: негроидная, монголоидная и европеоидная. (Индийцы, австралийцы)

Каждая из рас возникает как результат приспособлений к факторам среды. Большинство антропологов делит человечество на три большие расы: негроидно-австралоидную (“черную”), европеоидную (“белую”) и монголоидную (“желтую”). Пользуясь географическими терминами, первую расу называют экваториальной, или африканско-австралийской, вторую — европейско-азиатской, третью — азиатско-американской расой. Различают следующие ветви больших рас: африканскую и океанийскую;северную и южную; азиатскую и американскую (Г.Ф. Дебец). На долю первой расы приходится примерно 10% второй — 50%и третьей — 40% . Это, конечно, грубый суммарный подсчет, так как существуют сотни миллионов расовосмешанных индивидуумов, многочисленные малые расы и смешанные (промежуточные) расовые группы, в том числе и древнего происхождения (например, эфиопы). Большие, или первичные, расы, занимающие огромные территории, не вполне однородны. Их делят по физическим (телесным) признакам на ветви, на 10—20 малых расы, а те — на антропологические типы.

Современные расы, их происхождение и систематику изучает этническая антропология (расоведение). Исследованию подвергают группы населения для осмотра и количественного определения так называемых расовых признаков с последующей обработкой массовых данных методами вариационной статистики. Антропологи используют для этого шкалы цвета кожи и радужной оболочки глаз, цвета и формы волос, формы века, носа и губ, а также антропометрические инструменты: циркули, гониометр. Ведутся также гематологические, биохимические обследования.

Вывод. Мы все живем на единой планете Земля, живем внутри природного сообщества и являемся частью его. Общий уровень развития одинаков у всех современных людей, поэтому мы можем сказать, что все люди братья и сестры, в далеком поколении. И мы как вершина процесса эволюции должны заботиться о окружающей среде.

Необходимо заботиться друг о друге, помогать и помнить, что жизнь не так длинна как кажется, а мы ее сами укорачиваем (курение, алкоголь, наркотики).

Учитель: Вид Homo Sapiens существует на Земле, а расы человека - это? Расы человека – это популяции, которые отличаются друг от друга морфологическими особенностями.

Учитель: Новости в археологии человека. В середине 2000-х годов в знаменитой Денисовой пещере в Солонешенском районе Алтайского края были обнаружены останки древнего человека, его ученые назвали “денисовцем”. Денисовец вполне соответствовал уровню современных ему кроманьонцев: орудия труда, любовь к украшениям. Неожиданной находкой оказался фрагмент браслета из камня, при оформлении которого использовалось несколько технических приемов: шлифование, полировка, пиление и сверление. Однако, несмотря на высокий уровень развития, биологически денисовец отмежевался от основного вида сапиенс.

Учитель: (Задание №5) Рассмотрим схему эволюции человека в рабочей карте урока.

Сколько предков есть у человека разумного?

Учитель: Директор Института археологии и этнографии СО РАН Анатолий Деревянко говорит: “Мы с вами, все ныне живущие люди, произошли от четырех ветвей рода человеческого. Одна из этих ветвей и есть так называемый человек “алтайский” или “денисовский”.

Изучение находок Денисовской пещеры показало, что культура ее жителей была более прогрессивной, чем культура неандертальцев, проживавших в окрестных пещерах. Найденные орудия труда были обработаны более современным и прогрессивным способом, например, штопальная игла была длиной пять сантиметров и имела маленькое ушко.

Учитель: Рассмотрим задание 6 рабочей карты урока. Обратите внимание на орудия труда, созданные человеком алтайским. И сравните их с орудиями труда неандертальца и кроманьонца. (Задание №2) Что вы можете сказать о данном факте?

Радиоуглеродная датировка выявила, что находки относятся к периоду 40 тыс. лет назад. Предполагалось, что это мог быть неандерталец, но расшифровка генома показала, что жители алтайской пещеры - новый вид древнего человека. Его назвали денисовцем, или алтайским человеком. Визуальное моделирование показало, что у него были смуглая кожа, карие глаза и темные волосы, а внешность походила на нынешних малазийцев

Сообщение учащегося о человеке алтайском.

Вывод.

1. Одновременно жили несколько видов и изменялись параллельно.

2. На евразийском континенте вместе с человеком современного физического типа проживали еще как минимум две другие формы гоминидов: Homo sapiens neanderthalensis (неандерталец), Homo sapiens altaiensis (человек алтайский).

Учитель: Первым шагом на пути признания данного открытия стал международный симпозиум, который  прошел с 4 по 9 июля (2014 год) прямо в полевом лагере ученых на Денисовой пещере, чтобы зарубежные специалисты смогли лично увидеть место, где жил неизвестный доселе тип человека.

На симпозиум съехались археологи, генетики, антропологи, палеонтологи из России, Германии, Японии, Китая, США, Франции, Чехии и Хорватии. Среди основных докладчиков - профессор лаборатории лейпцигского Института Макса Планка Сванте Паабо. Именно под его руководством проводились генетические исследования найденных в Денисовой пещере останков древних людей. Сванте Паабо сказал РИА Новости, что он пока не встречал негативных откликов ученых о сделанном им генетическом заключении о новом типе древнего человека.

Директор Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН академик Анатолий Деревянко сделал заявление:

“Таким образом, остается сделать лишь один вывод: Homo sapiens - вид, в который вошли четыре подвида - это Homo sapiens africaniensis (Африка), Homo sapiens orientalensis (Юго-Восточная и Восточная Азия), Homo sapiens neanderthalensis (Европа) и Homo sapiens altaiensis (Северная и Центральная Азия). Все археологические, антропологические и генетические исследования, с нашей точки зрения, свидетельствуют именно об этом!”.

Учитель: “Новосибирские ученые ждут, что предстоящая дискуссия будет способствовать тому, что обнаружение ранее неизвестного вида древнего человека будет признано мировым научным сообществом” сказал заместитель директора Института археологии и этнографии СО РАН Михаил Шуньков.

Вывод. Эволюция человека - это длительный исторический процесс происходящий под действие факторов, где человек разумный занял определенное систематическое положение.

Домашнее задание.

1. Читать 4.3 стр. 135-138.

2. Составить цепочку: Прямохождение Разделение функций конечностей Рука орган и продукт труда Общественный хаpaктер труда Появление второй сигнальной системы Способность абстpaктного мышления Накопление знаний и опыта Научно-технический прогресс Компьютерные технологии. (Тетрадь)

3. Построить логико-структурную схему “Человеческие расы”. (Тетрадь)

Приложение 1



Комментарии:

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"


    Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

      Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

25 04 2024 15:35:40

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии. ...

24 04 2024 2:58:55

Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"


    Использование элементов индивидуально-ориентированной системы обучения на уроке биологии по теме "Мхи"

      Данный урок позволяет сформировать основные знания о мхах как об одном из важнейших отделов растений....

23 04 2024 9:32:33

Урок по биологии растений по теме "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности"

За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Пpaктическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....

22 04 2024 16:35:48

Урок "Газообмен в легких и тканях"


    Урок "Газообмен в легких и тканях"

      Цель урока – обеспечить усвоение учащимися знаний о процессах газообмена в легких и тканях, о взаимосвязи дыхательной и кровеносной систем. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности, на формирование навыков работы с источником информации, с тестами. ...

21 04 2024 23:20:48

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

20 04 2024 2:17:37

Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования


    Формирование научно-исследовательской деятельности учащихся средствами экологического образования

      Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....

19 04 2024 12:20:21

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

18 04 2024 1:58:27

Интеллектуальная игра "Биопол"


    Интеллектуальная игра "Биопол"

      Биопол (биологическая полемика) – универсальная интеллектуальная игра, которая может использоваться при изучении любого из курсов биологии с 6-й по 11-й классы. Она представляет собой комплекс деятельностных блоков, с определенными типами заданий. Содержание заданий каждого блока разpaбатывается в соответствии с темой игры. Игра может быть проведена по одной или нескольким темам, в индивидуальной или групповой форме, на обобщающем уроке или в качестве внеклассного мероприятия....

17 04 2024 3:19:19

Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"


    Комбинированный урок-лекторий по географии и биологии на тему: "Профилактика гриппа"

      Открытый урок-лекторий, на котором присутствуют учащиеся 6-х и 9-х классов, а также гости и приглашенные. На уроке формируются бережное отношение к здоровью как к главной ценности человека, убежденность в необходимости соблюдения санитарных норм и правил гигиены....

16 04 2024 12:43:28

Урок по теме "Развитие зародыша и плода. Беременность и роды"

Цель урока: изучить процесс оплодотворения. Распознавать этапы развития зародыша и плода; изучить сущность биогенетического закона; что такое беременность, роды; какие изменения происходят в организме будущей матери, режим беременной женщины; закрепить знания о строении мужской и женской пoлoвых систем, пoлoвых клеток, роли пoлoвых хромосом в определении пола....

15 04 2024 21:55:45

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

14 04 2024 3:58:19

Использование элементов регионального компонента на уроках биологии


    Использование элементов регионального компонента на уроках биологии

      В статье "Использование элементов регионального компонента на уроках биологии" описывается один из эффективных способов достижения основных направлений современного образования: гуманитаризация и экологизация обучения и воспитания школьников с ориентацией на пpaктическую значимость приобретаемых знаний, умений и навыков. ...

13 04 2024 14:49:16

Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс


    Особенности строения растительных и животных клеток. 9-й класс

      Урок в 9-м классе служит формированию знаний об органоидах клетки, их строении и функциях, отличительных особенностях растительной и животной клеток и принципиальном единстве их строения; формирование единой картины живой природы и взаимосвязи ее компонентов. Дети используют рабочие листы, листы для развития монологической речи. В домашнем задании – тест – подготовка к итоговой аттестации в новой форме....

12 04 2024 11:49:31

Развитие жизни в Мезозойскую эру


    Развитие жизни в Мезозойскую эру

      Проблемно-поисковый урок, цель: выявлять эволюционные закономерности на основе анализа геохронологической таблицы; учить анализировать материал темы (сравнить и сопоставить ароморфозы растительных и животных), выдвинуть научную гипотезу и объяснить. На основе хаpaктеристики особенностей климата в мезозое учащийся должен распознавать ароморфозы растений и животных, а также ориентироваться в эволюционных связях изменения животного и растительного мира мезозойской и палеозойской эры....

11 04 2024 22:43:11

Конспект урока. Строение и работа скелетных мышц


    Конспект урока. Строение и работа скелетных мышц

      В конспекте урока представлена разработка самостоятельной работы для учащихся 8-го класса. Данная работа может быть предложена ученикам, как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний....

10 04 2024 7:23:42

Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"


    Урок биологии в 6-м классе "Лишайники"

      "Лишайники" - это урок изучения новой темы. Целью урока является знакомство учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; приспособленностью лишайников к разнообразным условиям обитания, их ролью в природе и жизни человека. В ходе урока происходит отработка понятий: "грибница", "симбиоз", "паразитизм", питание грибов и водорослей. В течение урока учащиеся работают с информационными листами, готовят сообщения, используя дополнительные источники литературы. ...

09 04 2024 7:56:18

Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"


    Викторина "Своя игра". Нетрадиционный урок на тему "Тип хордовые"

      Нетрадиционные формы работы помогают установить контакт с учащимися, стимулируют их самостоятельность, создают ситуацию успеха, способствуют формированию личностного опыта. Викторина предназначена для работы с учащимися 6–7-х классов; может быть использована также для проведения общественного смотра знаний, предметных недель, вечеров....

08 04 2024 8:25:46

Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии


    Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии

      Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии. ...

07 04 2024 1:17:57

Растительные ткани: образовательная, покровная, основная, механическая, проводящая

Растительные ткани: образовательная, покровная, основная, механическая, проводящая Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....

06 04 2024 22:28:11

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

05 04 2024 0:43:35

Творчество в жизни человека и общества. По учебнику И.Н. Пономаревой. 11-й класс


    Творчество в жизни человека и общества. По учебнику И.Н. Пономаревой. 11-й класс

      Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М.Цветаевой....

04 04 2024 8:48:22

Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

      При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....

03 04 2024 6:49:54

Многообразие моллюсков, их значение в природе


    Многообразие моллюсков, их значение в природе

      Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....

02 04 2024 15:55:50

Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"


    Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"

      Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...

01 04 2024 6:43:27

Интегрированный урок биологии и экологии "Отдел голосеменные. Разнообразие и значение голосеменных"

Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....

31 03 2024 12:46:19

Урок-лекция по биологии "Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс)


    Урок-лекция по биологии "Взаимоотношения живых организмов в природе" (9-й класс)

      С помощью презентации возможно показать достаточное количество биотических взаимоотношений, не перегружая учащихся на уроке. Данная презентация может быть использована учителем и в курсе экологии и биологии 10–11-х классов. ...

30 03 2024 10:59:24

Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"


    Урок на тему: "О чём расскажет цветок?"

      Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления. ...

29 03 2024 23:27:13

Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"


    Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"

      На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....

28 03 2024 13:33:20

"Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида


    "Назад в будущее", или Школьный сад как актуальное средство социализации и развития эмоционально-волевой сферы учащихся школ VIII вида

      В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....

27 03 2024 20:44:35

Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс


    Класс Пресмыкающиеся. 7-й класс

      Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....

26 03 2024 2:59:46

Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"


    Интегрированный урок (химия + биология) "Железы внутренней секреции"

      Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....

25 03 2024 5:28:54

Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс


    Урок по теме "Ткани растений", 6-й класс

      Ткань – это группа клеток и межклеточного вещества, совместно выполняющих какую-либо функцию. Все ткани связаны между собой и работают согласованно....

24 03 2024 13:41:53

Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"


    Урок-тренинг "Зрительное восприятие. Гигиена зрения"

      Деятельность - это процесс взаимодействия человека с миром. Человеческая деятельность включает в себя такие познавательные процессы, как ощущения, восприятие, память, мышление, воображение. От уровня развития познавательных процессов учащегося зависит легкость и эффективность его учения. Данный урок направлен на развитие и совершенствование зрительного восприятия, на совершенствование мышления, обогащения арсенала чувств. Урок учит детей быть наблюдательными и любознательными, а также на уроке предлагаются гигиенические правила и гимнастические упражнения, которые помогут сохранить зрение....

23 03 2024 8:25:35

Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс


    Проблемный урок по биологии по теме: "Основная функция зеленого листа". 6-й класс

      Концепция личностно-ориентированного обучения, которая активно внедряется в современный образовательный процесс, подразумевает в первую очередь такое образование, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога как психолога. Основными принципами такого обучения является признание индивидуальности ученика, создание необходимых и достаточных условий для его развития. В связи с этим, мною используются современные образовательные технологии на уроках биологии, стараюсь максимально приблизить психологический климат на уроке к идеальному, дабы добиться активизации познавательной деятельности учащихся. Результатом моих педагогических исканий являются методические разработки уроков, которые помогают мне реализовать идеи личностно-ориентированного обучения. Одной из таких разработок хочу поделиться с вами. ...

22 03 2024 20:48:22

Активное познание основ биологии на интегрированных уроках


    Активное познание основ биологии на интегрированных уроках

      Интегрируя уроки биологии и ИЗО, помогаю учащимся продумывать и правильно использовать приемы изобразительной деятельности при выполнении творческих пpaктических заданий, в применении методов исследования природных объектов. Самостоятельно разработала интегрированные уроки биологии и ИЗО по темам "Соцветия", "Побег. Расположение почек и листьев на стeбле", "Строение листа. Разнообразие листьев" для проведения в 6-м классе. ...

21 03 2024 18:54:46

Урок по теме "Лишайники". 6-й класс


    Урок по теме "Лишайники". 6-й класс

      Лишайники - особая группа организмов. Учёный К.А. Тимирязев назвал лишайники "растение-сфинкс" (симбиотическая группа организмов, состоящая из гриба и водоросли). Лишайники приспособлены к жизни в самых разнообразных условиях. Но они не выносят загазованности воздуха. Лишайники способны выделять кислоты, которые разрушают даже гранит. ...

20 03 2024 7:18:12

Элективный курс "Резервы человеческой психики"


    Элективный курс "Резервы человеческой психики"

      Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....

19 03 2024 19:50:46

Качественное обучение – залог здоровья ученика


    Качественное обучение – залог здоровья ученика

      Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....

18 03 2024 21:56:12

Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии


    Учет и проверка знаний учащихся на уроках биологии

      В статье рассказывается о способе учета знаний учащихся, который осуществляется при помощи методов, содержащих разные уровни заданий. Данная работа направлена на то, чтобы в течение учебного года подготовить детей к ЕГЭ по биологии и другим предметам. ...

17 03 2024 1:29:19

Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"

      Урок-путешествие в 7-м классе - один из уроков по теме «Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для 5–11-х классов общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся. Использование видеофрагментов, экспериментов и исследований в ходе выполнения лабораторной работы, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

16 03 2024 17:50:41

Разработка урока биологии по теме "Воздушное питание растений". 6-й класс


    Разработка урока биологии по теме "Воздушное питание растений". 6-й класс

      На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....

15 03 2024 15:14:35

Выделительная система организма человека


    Выделительная система организма человека

      Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....

14 03 2024 7:44:18

Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"


    Урок-презентация "Селекция микроорганизмов. Биотехнология"

      Предлагаемый урок по общей биологии разработан для учащихся 10-го профильного класса и направлен на активацию познавательной деятельности. К каждому этапу урока подобран интересный материал и демонстрируются кинофрагменты из диска "Биотехнология". ...

13 03 2024 18:44:54

Интеpaктивный образовательный проект "Растения"

Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....

12 03 2024 10:46:18

«Биосфера – живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы». 11-й класс (профильная группа)


    «Биосфера – живая оболочка Земли. Структура и компоненты биосферы». 11-й класс (профильная группа)

      Урок комбинированный с групповой, самостоятельной работой. Учащиеся строят модель структуры биосферы, схему компонентов биосферы с учебником и справочным материалом. Пpaктическая направленность урока состоит в определении компонентов биосферы по наглядным пособиям. Прослеживается межпредметная связь урока с географией, химией, физикой, экологией....

11 03 2024 0:46:41

Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс

      Урок по теме «Происхождение и многообразие земноводных» применяет ИКТ. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....

10 03 2024 6:20:49

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс


    Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс

      Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....

09 03 2024 5:43:36

Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"


    Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"

      Факультативный курс «Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....

08 03 2024 14:35:30

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

07 03 2024 17:29:28

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::