Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс


    Обобщающий урок-семинар по теме "Основы учения об эволюции". 11-й класс

Активизация мыслительной деятельности учащихся в процессе преподавания биологии.

К.Д. Ушинский писал: «Ни один наставник не должен забывать, что его главнейшая обязанность состоит в приучении воспитанников к умственному труду, и что эта обязанность более важна нежели передача самого предмета». Введение в школе ФГОС преследует в первую очередь эту цель.

Использование различных приёмов и методов должно быть подчинено главной и высшей идее- развитию у каждого, овладевающего знаниями, наукой умения мыслить, выдвигать гипотезы, обосновывать утверждения, находить пути решения гипотез, использовать дополнительные источники, в том числе современные технические средства.

В процессе преподавания биологии я уделяю должное внимание постановке и решению проблем..

Так при изучении темы «Основы эволюционного учения» в 11 классе выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, происхождение приспособленности, относительность приспособленности, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и следствие этой борьбы.

Очень важной является и проблема, происходит ли в наши дни естественный отбор, направление этого отбора ; причины колебаний численности , значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности.

Решение данных проблем способствует сознательному усвоению знаний.

Курс общей биологии позволяет глубже осмыслить ранее изученные биологические дисциплины. Многие разделы курса способствуют интеграции целого ряда предметов: географии, физики, химии, истории.

В процессе преподавания общей биологии находит применение и дискуссия, т.к. вопросы происхождения жизни и всего живого на планете тpaктуются неоднозначно.

Так в данной теме на уроке в роли учёных: К. Линнея, Ж.Б. Ламарка и Ч. Дарвина выступают 3 ученика и объясняют происхождение приспособленности (например, долотообразного клюва у дятла). Учащиеся решают, какая гипотеза более убедительна, почему.

Большое внимание уделяю на уроках умению учащихся самостоятельно добывать знания, отбирать нужную информацию и правильно её оформлять.

Социальный заказ биологического образования – это совокупность интересов и потребностей общества: воспитание и подготовка «сознательных, высокообразованных людей, способных как к физическому, так и к умственному труду, к активной деятельности в различных областях общества и государства, в сфере науки и культуры.

В процессе изучения темы «Основы эволюционного учения» решаются следующие задачи:

  • мировоззренческие – показать учащимся «набросок» научной картины мира;
  • методологические – показать познаваемость явлений природы, выpaбатывать умение формулировать познавательные задачи;
  • теоретические – начать изучение биологических теорий, содержательных идей;
  • пpaктические – аучить ставить и решать типичные задачи охраны и пpaктического использования живой природы на основе научных принципов.

Эволюционное учение, по словам К.А. Тимирязева – это философия биологии, путеводная звезда биолога, «когда, отрывая свой взгляд от ближайших узких задач своего ежедневного труда, он пожелает окинуть взором всю совокупность биологического целого».

В процессе изучения темы важно выделить исходные постулаты: наследственность, изменчивость, геометрическая прогрессия размножения, ограниченность места и ресурсов для жизни. Из них логически вытекает система следствий: естественный отбор, приспособленность, многообразие органического мира.

Осознанному усвоению школьниками учения Ч. Дарвина способствует специально организованная познавательная деятельность учащихся.

При изучении темы я уделяю внимание выработке общеучебных умений и навыков, используя знания предыдущих курсов приводить примеры приспособленности растений к опылению, к среде обитания у растений и животных, формы борьбы за существование, использование человеком данных знаний в процессе искусственного отбора, разведении культурных растений и домашних животных.

При изучении темы «Отделы растений» и классов животных, ввожу понятие «ароморфозы», отмечаем эти ароморфозы, их роль для организмов.

При изучении процессов биологического прогресса уделяем внимание пpaктической значимости данного вопроса для человека, отмечаем роль человека в поддержании биологического разнообразия и устойчивости экосистем, отмечая, что каждый вид в природе имеет определённое значение , исчезновение вида в природе нарушает цепи питания и биологическое равновесие

На необратимость эволюции указывал ещё Ч. Дарвин, не случайно он впервые чётко сформулировал следующий принцип необратимости эволюции: «Если вид однажды исчезает с лица земли, мы не имеем оснований думать, что та же самая , тождественная форма когда-нибудь появится вновь».

Отношение к учению Дарвина никогда не было однозначным. Поэтому при изучении данной темы уделяю внимание соединению эволюционной теории с генетикой. На обобщающем уроке заслушиваем сообщение о СТЭ, которая возникла в40 годах 20 века.

Учащиеся находят подтверждение понятию наследственность, т.к. в клетке существуют материальные носители наследственности: хромосомы и гены. Мутации же приводят к появлению изменчивости, потомство наследует признаки 2 организмов, пример комбинативной изменчивости.

Раздел «Экология» также опирается на знания эволюционного учения, т.к. единицей эволюции является популяция.

Производственная деятельность человека оказывает влияние на направления эволюции биосферы, изменяя окружающую среду, человек необратимо оказывает влияние на популяции и на собственную эволюцию.

Изучение адаптивных возможностей человека имеет в настоящее время важное пpaктическое значение.

Таким образом, в процессе изучения темы имеет место интеграция различных разделов биологии и других предметов, проблемность, научность и др.

Вопросы темы имеют пpaктическую значимость, активизируют мыслительную деятельность, заставляют задуматься над рациональным использованием природных богатств на основе знаний.

Тезисы к уроку:

  1. Роль обобщающего урока: систематизировать знания по теме.
  2. Форма проведения урока совершенствует навыки самостоятельной работы учащихся, умений отбирать материал, излагать грамотно, сопровождая демонстрацией презентаций и другого наглядного материала.
  3. Знания, полученные при изучении темы, способствуют формированию материалистического мировоззрения.
  4. Данная тема способствует интеграции различных отделов курса биологии и осуществлению межпредметных связей.
  5. Урок предусматривает активное обсуждение с учащимися вопросов темы с целью сознательного усвоения знаний.

Задачи урока:

  1. систематизировать знания учащихся о процессе и основных итогах исторического развития органического мира, проверить качество их усвоения;
  2. проверить знание краткой истории представлений об историческом развитии органического мира;
  3. углубить и расширить знания о движущих силах эволюции, доказательствах эволюции;
  4. проверить усвоение основных положений СТЭ (связь эволюционной теории с генетикой, экологией).

Образовательные:

  1. уметь сравнивать, обобщать, обосновывать применение знаний эволюционного учения в пpaктике сельского хозяйства (формы борьбы за существование) ;
  2. объяснять закономерные связи научных и общественно-экономических условий.

Оборудование: таблицы по общей биологии, книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путём естественного отбора…», портреты учёных эволюционистов, коллекции насекомых, гербарии растений, имеющих приспособления к определённой среде, объясняющих понятия аналогичные и гомологичные органы, презентации учащихся.

Ход урока

I. Организационный момент. Цели и задачи урока. Главные ошибки по теме, допущенные учащимися при сдаче ЕГЭ.

II. Вступление учителя.

Быть может нет на Земле человека, который бы не слышал о Дарвине. Однако на вопрос, чем прославился знаменитый английский учёный, как ни странно, правильно отвечают немногие. Одни утверждают, что Дарвин – де доказал, что человек произошёл от обезьяны, другие говорят, что Дарвин доказал существование эволюции растительного и животного мира. Такой ответ ближе к истине, но тоже неточен. Не Дарвин открыл эволюцию. Величие натуралиста в другом. Наверное, лучше всех сформулировал заслугу Дарвина Герман Гельмгольц: «…Дарвинова теория заключает существенно новую, творческую идею. Она показывает, что целесообразность могла возникнуть без вмешательства разума, в силу действия одних естественных законов». Иными словами, Дарвин дал материалистическое объяснение органической целесообразности. Теория Дарвина, известная под названием теории естественного отбора, является одной из вершин научной мысли 19 в. Однако её значение выходит далеко за пределы своего времени и за рамки биологии.

История развития эволюционного учения включает в себя довольно значительный промежуток времени от древнегреческих учёных до наших дней.

III. Сообщения учащихся:

А) Эволюционные идеи в древности и в эпоху Возрождения (см. литературу №5).

Б) Эволюционные взгляды учёных 18 в. М.В. Ломоносов, К. Линней и др.

В) Борьба эволюционных идей 19 в. В Западной Европе (Ж.Б. Ламарк, Ж.Кювье, Сент Иллер).

Г) Русские эволюционисты 19 века.

Д) Жизнь и научная деятельность Ч. Дарвина.

IV. Ролевая игра.

Перед учениками представители разных мировоззрений: К.Линней, Ж.Б. Ламарк, Ч. Дарвин. Им предстоит изложить свои взгляды на предложенные вопросы. Ученики оценивают их ответы.

  1. Как возникли современные виды?
  2. Почему в природе очень много видов?
  3. Имеется ли родство между видами?
  4. Как возникла приспособленность организмов к окружающей среде?

Демонстрация слайдов на тему «Формы приспособленности».

Вопросы ученикам.

Кому из учёных принадлежит следующее утверждение?

  1. Основная движущая сила эволюции в природе – стремление организмов к прогрессу.
  2. Основная движущая сила эволюции в природе – естественный отбор.
  3. Организмы не изменяются, т.к. они созданы совершенно.
  4. Организмы обладают только наследственностью.
  5. Организмы обладают и наследственностью и изменчивостью.
  6. Любое изменение полезно для организма.
  7. Ввёл принцип двойных названий и предложил международный язык для названий.
  8. Главный принцип, который лежит в основе эволюции- градация ( всё живое стремится к прогрессу).

V. Вопросы для обсуждения с учащимися.

  1. Дать определение вида.
  2. Перечислить критерии вида. Почему нужно пользоваться всеми критериями, чтобы отнести какой-либо организм к определённому виду?

Задача.

Два культурных растения ячмень и рожь имеют одинаковое число хромосом (14), но не скрещиваются, отличаются по внешнему виду и химическому составу.

  1. Определите к одному или к разным видам следует отнести рожь и ячмень.
  2. Какими критериями вида пи этом надо руководствоваться.
  3. Как вы понимаете выражение «виды живут популяциями?» Дайте определение популяции.

Зайцы русаки обитают в степях Зауралья и ПреДypaлья. Они отделены горными лесами (изоляция), но внешне не отличимы, при встречах дают плодовитое потомство. Почему?

Почему популяцию считают единицей эволюции? Можно ли предположить, что со временем появится в одной из популяций другой вид зайца?

Вспомнить закон Харди-Вайнберга.

Сообщение учащегося «Вклад С.С. Четверикова.»

VI. Главные движущие силы эволюции.

Назовите главные движущие силы эволюции. Какие формы изменчивости влияют на ход эволюции?

Определите форму изменчивости.

  1. Ягнят держали в холоде. Шерсть у них стала гуще.
  2. На поле почти все всходы льна погибли от мороза , выжили единичные растения. Почему?
  3. Как человек в пpaктической деятельности использует формы изменчивости?

Борьба за существование.

Одно растение одуванчика занимает площадь 10 м2 и даёт 100 летучих семян. Хватит ли этим растениям 11 год места на поверхности суши? Покроет ли вид сплошь хотя бы один материк?

Дарвин употребил термин «Борьба за существование» в метафорическом смысле. Почему?

Определите, какая это форма борьбы:

  1. плодами одуванчика питаются многие птпцы
  2. мешают другие растения одуванчика
  3. растения гибнут от морозов.

Какая из них наиболее напряжённая? Почему?

Что является следствием борьбы за существование?

Назовите формы естественного отбора. Приведите примеры. Дайте определение.

Формы приспособленности.

Определите, в чём заключается приспособленность у данных организмов к среде( демонстрация гербариев, иллюстраций).

Рыбы: окунь, камбала. Заяц. Растения: кактус, молодило, одуванчик, репей и др.

Можно использовать элемент дискуссии см. Г.М. Муртазин «Задачи и упражнения по общей биологии» №47.

Почему приспособленность имеет относительный хаpaктер?

На одном из разобранных примеров поясните относительность приспособленности. (Например, окунь оказался на месте, лишённом растительности).

Микроэволюция.

Дать понятие о микроэволюции.

Перечислит главные факторы. Обратить внимании на понятии «волны жизни» и «дрейф генов».Делаем вывод о связи эволюционного учения и генетики.

Назвать способы видообразования.

Определить способы видообразования.

  1. Ландыш после отступления ледника распространился очень широко, причём вид на Дальнем Востоке отличается от европейского вида.
  2. Культурный картофель и многие культурные растения отличаются от диких предков.

Макроэволюция.

В чём сходство и отличие микроэволюции и макроэволюции?

Приведите примеры доказательств макроэволюции.

Сообщения учащихся о доказательствах эволюции ( палеонтологических, эмбриологических, сравнительно-анатомических).

Что такое гомологичные и аналогичные органы?

Дополните ряды:

  • кожа человека…
  • Лёгкие лягушки…
  • Хобот слона…
  • Колючки кактуса…
  • Шипы у малины…

Направления и пути эволюции.

Назвать главные правила эволюции.

Сообщения или презентация на тему «Вклад в разработку проблемы А.Н. Северцова и И.И. Шмальгаузена».

Дайте определение направлений эволюции. Приведите примеры.

Какими путями достигается биологический прогресс?

Соотнесите данные примеры:

  1. Фотосинтез.
  2. Утрата листьев и превращение их колючки у кактуса
  3. Утрата органов пищеварения у паразитических червей.
  4. Удлинение конечности у лошади.
  5. Образование 3 камерного сердца у Земноводных.
  • АРОМОРФОЗ
  • ИДИОАДАПТАЦИЯ
  • ДЕГЕНЕРАЦИЯ

Решение проблемных заданий , выдвижение гипотез.

  1. Мамонты – это млекопитающие. Ящерицы- это пресмыкающиеся. Однако первые вымерли полностью, а вторые сохранились до наших дней. Дайте развёрнутое объяснение этому факту.
  2. Назовите предполагаемые причины, которые могли привести к полному вымиранию мамонта, шерстистого носорога, пещерного льва, саблезубого тигра.
  3. В чём недостатки гигантизма? А в чём его достоинства?

Как должна измениться ситуация, чтобы недостатки гигантизма стали преобладать над его достоинствами?

  1. Происходит ли естественный отбор среди человечества? Ответ обоснуйте.
  2. Какие действия и какие знания могут помочь людям сохранить многообразие видов растений и животных?
  3. В чём опасность такого явления как вымирание видов?
  4. Назовите главные факторы биологического регресса в наши дни.

Заключение.

Мрачны старые тёмные своды Вестминстерского аббатства в Лондоне. Свет скудно проникает через расписные стёкла стрельчатых окон… Через дверь южного притвора проходят в храм. Словно одна большая могила (1859-1999г) 140 лет со дня опубликования «Происхождения видов…» и теперь нет на земле уголка, где бы передовые люди не признавали учения о естественном отборе. Оно объясняло самые большие загадки природы. Без преувеличения можно сказать, что учение Дарвина открыло новые пути развития для всех биологических наук.

В 20 в. бурно развиваются такие науки как генетика и селекция, популяционная генетика. Сегодня можно говорить об СТЭ, которая взяла на вооружение теорию Дарвина, но внесла все достижения современной науки.

Рецидивы антидарвинизма наступают периодически у многих, ряд учёных пытается решать эволюционные проблемы с позиций неоламарксизма. В некоторых странах с учением Дарвина не знакомят в школах.

Литература:

  1. Учебник «Общая биология» 10-11 класс А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
  2. Н.Н. Иорданский «Основы теории Эволюции».
  3. Г. Муртазин «Задачи и упражнения по общей биологии».
  4. И.П. Карузина «Биология для медицинских училищ».
  5. Б Медников «Дарвинизм в 20 веке».
  6. Т.А. Козлова «Тематическое и поурочное планирование по биологии».
  7. И.Ф. Ишкина «Поурочные планы».
  8. А.А.Парамонов «Дарвинизм».
  9. В.М. Корсунская «Чарлз Дарвин».



Комментарии:

Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс


    Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс

      Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена дeвoчки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....

19 04 2024 13:56:14

Урок по теме "Организм растения - единое целое"


    Урок по теме "Организм растения - единое целое"

      Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов. ...

18 04 2024 11:42:54

Урок - Защита проектов "Значение зеленых растений в природе"


    Урок - Защита проектов "Значение зеленых растений в природе"

      Урок раскрывает «космическую роль зеленых растений на Земле», показывает взаимосвязь роли растений в природе и процессов их жизнедеятельности, обращает внимание учащихся на проблему загрязнения окружающей среды и охраны природы. ...

17 04 2024 21:29:13

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

16 04 2024 17:30:21

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....

15 04 2024 6:11:10

Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"


    Конспект открытого занятия "Экспедиция за комнатными растениями в Экваториальную Африку"

      Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....

14 04 2024 10:27:58

Пpaктическая работа "Вегетативное размножение растений"


    Пpaктическая работа "Вегетативное размножение растений"

      Главным мотивом выбора темы является пpaктическая значимость – обеспечение уроков живыми объектами. Я использую комнатные растения в качестве демонстрационного материала или объектов для опытов и экспериментов при изучении различных тем школьного курса биологии, при формировании биологических понятий. Растения, которые высаживают на уроке ребята, самые известные. Во время работы учащиеся узнают о незнакомых и очень полезных свойствах этих растений....

13 04 2024 4:43:50

"Обмен белков, жиров и углеводов"


    "Обмен белков, жиров и углеводов"

      Урок знакомит учащихся с обменом и значением белков, жиров и углеводов. Сопровождается презентацией....

12 04 2024 22:18:12

Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"


    Урок по теме "Нуклеиновые кислоты. Их строение и функции"

      Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....

11 04 2024 16:53:25

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

10 04 2024 22:59:28

Внеклассное мероприятие по биологии "Целебные растения"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Целебные растения"

      Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....

09 04 2024 9:53:28

Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"


    Итоговый урок "В здоровом теле - здоровый дух"

      Урок является итоговым по теме «Опopно-двигательная система». К уроку учащиеся готовят небольшие сообщения. В конце урока проводится тестовая работа на проверку конкретных знаний по изученной теме. На уроке ведётся пропаганда здорового образа жизни. ...

08 04 2024 3:23:24

Урок по теме "Бактерии"


    Урок по теме "Бактерии"

      Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....

07 04 2024 21:54:29

Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии


    Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии

      Автор делится опытом по развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии. Приводит примеры по использованию элементов модульного обучения незрячих, по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов. ...

06 04 2024 2:26:13

Сохранение многообразия видов


    Сохранение многообразия видов

      Урок можно провести в 11-м классе в конце изучения темы «Основы учения об эволюции». Основой урока является самостоятельная групповая работа. Создаются группы: «экспериментаторов», «аналитиков», «теоретиков» и «художников». Индивидуальные задания взаимосвязаны и приводят к общему выводу – одному из правил эволюции. Правила, сформулированные учениками, в ходе обсуждения «сверяются» с настоящими законами. Для выполнения заданий необходимо использовать различные источники информации (учебники, дополнительная литература) с рисунками, фотографиями, схемами, таблицами....

05 04 2024 9:12:48

Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике


    Сборник заданий по развивающему обучению. Цифровые диктанты по ботанике

      При подготовке к уроку, особенно уроку комбинированного типа, учитель иногда испытывает затруднения. Как сократить время на проверку домашнего задания, снять стресс с учеников при проверке, поставить больше оценок? Помочь в этом могут задания по развивающему обучению в различной форме. Такие задания можно использовать и во время сопутствующего повторения, первичного контроля знаний, обобщения и других формах и типах уроков. ...

04 04 2024 23:27:23

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

03 04 2024 13:22:56

Общая хаpaктеристика отдела Голосеменные растения


    Общая хаpaктеристика отдела Голосеменные растения

      Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....

02 04 2024 0:28:40

Тема урока: "Плазматическая мембрана. Tрaнcпорт веществ"


    Тема урока: "Плазматическая мембрана. Tрaнcпорт веществ"

      Животная клетка покрыта плазматической мембраной, поэтому необходимо представлять строение этой мембраны, чтобы изучить трaнcпорт веществ через нее. ...

01 04 2024 11:16:55

Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»


    Занимательный урок по теме «Отдел покрытосеменные растения»

      Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....

31 03 2024 22:32:31

Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией


    Урок "Класс пресмыкающихся. Отряд Чешуйчатые" с презентацией

      В данной работе представлена разработка урока. С помощью презентации учитель сможет проверить знания учащихся о земноводных, а затем показать учащимся особенности строения пресмыкающихся и закрепить знания с помощью вопросов....

30 03 2024 9:56:29

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

29 03 2024 22:55:54

Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"


    Литературно-биологическое исследование по теме "Отряды насекомых. Стрекозы. Вши. Жуки. Клопы"

      Учащиеся знакомятся с новой информацией. Совершенствуют исследовательские навыки, знания и умения, учатся получать информацию из различных источников, развивают коммуникативные способности в парной и групповой работе....

28 03 2024 2:56:29

Летние домашние работы учащихся


    Летние домашние работы учащихся

      В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока. ...

27 03 2024 1:19:27

Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"


    Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"

      На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....

26 03 2024 5:12:31

Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"


    Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"

      Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....

25 03 2024 15:14:54

Урок анатомии по теме "Память. Виды памяти". 9-й класс

Занятие с целью познакомить учащихся познавательным процессом "память", его физиологическим механизмом и особенностями....

24 03 2024 7:17:25

Обобщающий урок биологии "Биосфера, ее структура и функции"


    Обобщающий урок биологии  "Биосфера, ее структура и функции"

      Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....

23 03 2024 21:21:13

Кровь и система кровообращения. 8-й класс, линия В.В. Пасечника


    Кровь и система кровообращения. 8-й класс, линия В.В. Пасечника

      Представленный урок относится к контрольно-обобщающим и проводится в группах. Цели урока: проверка знаний, полученных по темам курса "Биология 8-й класс" "Кровь" и "Система кровообращения". Выработка навыков коллективного мышления, логики, выполнение санитарно-гигиенических норм, умения работы с компьютером. Воспитание привычек здорового образа жизни и потребность физического совершенствования....

22 03 2024 1:30:34

Урок-тренинг "Я и здоровый образ жизни"

Учащиеся знакомятся с понятием "здоровый образ жизни". Формируется представление о себе, своём здоровье как о самой важной ценности. Созданы условия для первичной оценки подростками своего здоровья. Учащиеся разбираются в том, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека....

21 03 2024 1:29:31

Обобщающий урок-игра "Основы генетики"


    Обобщающий урок-игра "Основы генетики"

      Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....

20 03 2024 20:22:18

Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"


    Информационные технологии на уроках биологии в 5-м классе (природоведение) по теме "Строение и свойства вещества"

      Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....

19 03 2024 8:42:59

Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"


    Урок биологии "Заболевания опopно-двигательного аппарата и их профилактика"

      Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....

18 03 2024 21:32:51

Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

      Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....

17 03 2024 10:22:33

Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания


    Животные живого уголка как средство овладения методами научного познания

      В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете. ...

16 03 2024 21:41:46

Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"


    Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"

      Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....

15 03 2024 14:55:27

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

14 03 2024 21:34:31

Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"


    Обобщающий урок по теме "Прокариоты: бактерии. Грибы. Лишайники"

      Обобщить и систематизировать знания учащихся о бактериях, грибах и лишайниках. Метод проведения - самостоятельная работа по заданиям, игровой - решение кроссворда, рассказ учащихся. Каждый ученик получает перед уроком отдельный рабочий лист, где он будет выполнять задания. И также оценочный лист, где будут фиксироваться баллы при их выполнении. Критерии оценивания каждого этапа записаны на доске....

13 03 2024 4:55:29

Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"


    Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"

      Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....

12 03 2024 15:10:40

"Орган зрения и зрительный анализатор". 8-й класс

Урок формирует у учащихся знания о строении и функциях глаза, механизме восприятия зрительных раздражений, уточняет понятие « анализатор» на примере зрительного анализатора, помогает осознать механизм восприятия зрительных раздражений, совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником....

11 03 2024 0:21:38

Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)


    Урок по теме "Вулканы" (5-й класс)

      На уроке даётся представление о вулканах, их строении, причинах возникновения. У учащихся формируются представления о типах вулканов, опасностях и пользе вулканических извержений....

10 03 2024 8:10:58

Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Отдел моховидные"

      Учащиеся знакомятся с классификацией мхов, изучают особенности строения кукушкиного льна; закрепляют знания проведением лабораторной работы....

09 03 2024 4:36:10

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

08 03 2024 18:15:41

Разработка урока природоведения в 5-м классе по теме: "Жизнь на Земле" (учебник Плешакова А.А.)

Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Жизнь на земле". Цель урока: выявление уровня овладения учащимися системой знаний, опытом творческой деятельности....

07 03 2024 11:36:34

Использование информационных технологий на уроках биологии


    Использование информационных технологий на уроках биологии

      Учебно-методическое пособие для обучающихся 9–10-х классов и учителей-предметников "Микробиология" создано на основе стандартной версии программы Microsoft Office PowerPoint. Автор учебника Захаров В.Б. "Общая биология". Пособие было разработано как сопровождающий справочный, дополнительный материал к серии уроков по темам 9-х и 10-х классов: "Возникновение жизни на Земле", "Учение о клетке"....

06 03 2024 17:59:36

Учебные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Учебные экскурсии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

      Данная разработка представляет не просто перечень музеев или экскурсий биологического направления, а систему, где пpaктически к каждому разделу, изучаемому в курсе биологии, подобрано вводное, пpaктическое или обобщающее «музейное» занятие, сформированы принципы подготовки к нему и система отчетных заданий. Причем количество экскурсий можно варьировать в зависимости от возможностей, наличия свободного времени, желания, необходимости, интереса ребят....

05 03 2024 23:48:46

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....

04 03 2024 10:44:24

Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс


    Разработка урока биологии по теме "Бактерии". 6-й класс

      Урок призван сформировать у учащихся представление о бактериях как живых организмах; особенностях строения и процессах жизнедеятельности; роли и значении бактерий в природе и в жизни человека; сформировать умения находить в тексте учебника и других дополнительных источников информации отличительные признаки бактерий, описывать их; расширять кругозор обучающихся; развивать гигиеническое воспитание учащихся....

03 03 2024 3:20:17

Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"


    Интегрированный урок: биология + русский язык по теме "Осень глазами поэта и ученого"

      Задачами урока являются актуализация знания учащихся об основных стилях русского языка, выявление особенности художественного и научного стилей, а также формулировка определения листопада, выяснение значения листопада в жизни растений, рассказ о биологических процессах, происходящих в растениях перед листопадом. Урок рассчитан на учащихся 6-го класса. Проводят урок учитель биологии и учитель русского языка и литературы. Тип урока - бинарный урок-обобщение. ...

02 03 2024 7:27:13

Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"


    Урок в 5-м классе (природоведение). Тема "Живые клетки"

      Урок способствует развитию мышления, умение применять знания на пpaктике, рассуждать и делать выводы, отвечать на поставленные вопросы. Впервые на уроке природоведения использовалась микролаборатория, что развивает умение работать с биологическими приборами, что в дальнейшем облегчает работу в последующих классах. ...

01 03 2024 4:32:25

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::