Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс


    Конспект повторительно-обобщающего урока "Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах", 6-й класс

Цели: формировать представление о растении и животном как целостных организмах на основе обобщения знаний о взаимосвязях в строении и функциях их клеток, тканей, органов и систем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, применять знания при решении биологических задач; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: таблица “Ткани растительного организма”, таблица “Ткани животного организма”, учебник Н. И. Сонина “Биология. Живой организм. 6 класс”.

Оформление на доске: тема урока, познавательные задачи, уровни организации растительного и животного организмов, таблицы “Ткани растительного организма” и “Ткани животного организма”.

Ход урока

I. Организационное начало урока.

II. Проверка знаний и умений.

На предыдущих уроках мы с вами познакомились с органами и системами органов животного организма. Чтобы узнать, как вы усвоили данный материал, поиграем в игру “Сортировка”. Я буду называть органы животных, а вы будете записывать названия только тех органов, которые относятся к системам органов, написанных на ваших листочках. Работа проводится по вариантам. 1-й вариант записывает названия органов, составляющих выделительную систему, а 2-й вариант – пищеварительную. Не забудьте подписать свои фамилии, так как работа будет оцениваться. Зачитываю названия органов: “Трахея, рот, сердце, почки, глотка, жабры, пищевод, мочеточники, желудок, спинной мозг, кишечник, мочевой пузырь, головной мозг, aнaльное отверстие, лёгкие, мочеиспускательный канал”.

Правильные ответы:

1-й вариант.

Выделительная система: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал.

2-й вариант.

Пищеварительная система: рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, aнaльное отверстие.

(Происходит взаимопроверка работы (критерии оценок записаны на доске), анализ допущенных ошибок)

Ш. Организация домашнего задания: (записано на доске справа) стр. 52-53 читать. Желающим предлагается творческое задание: сочинить рассказ или сказку о взаимосвязи органов и систем органов.

IV. Тема урока (записывают в тетрадь)

Цель урока: доказать, что клетки, ткани, органы и системы органов находятся в тесной взаимосвязи и совместно обеспечивают жизнедеятельность организма.

V. Постановка познавательных задач (записаны на доске):

1. Какие уровни организации выделяют у растений и животных?

2. Какая связь прослеживается между отдельными органами цветкового растения? 3. Чем достигается согласованная работа всех структур организма от клеток до системы органов?

4. Какие условия необходимы для проявления всех свойств жизни у организмов?

VI. Решение познавательной задачи:

Решение нашей первой познавательной задачи начнём с того, что вспомним, какие уровни организации живых организмов вы знаете. Посмотрите внимательно на доску, в данной записи необходимо восстановить существующие в ней пробелы.

Уровни организации растительного и животного организмов.

клетка - ? - ? - система органов - организм

Какой уровень организации следует за клеткой? (ответ уч-ся)

Какой уровень организации следует за тканью? (ответ уч-ся)

Актуализация опopных знаний:

1. Что такое ткань? (ответ уч-ся)

2. Какие типы тканей встречаются у растений? (ответ уч-ся)

3. Что такое орган? (ответ уч-ся)

А теперь сыграем в игру “Угадай-ка”, в ходе которой узнаем, существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями?

По особенностям строения и функциям узнайте, о какой ткани растительного организма идёт речь?

Ткани растительного организма

Тип ткани растений Особенности строения Функции
1. Ткань состоит из мелких, не имеющих вакуолей, постоянно делящихся клеток с крупными ядрами. Обеспечивает рост растения
2. Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, очень прочно соединёнными друг с другом. Оболочки мёртвых клеток толстые и прочные. Защищает растение

от нeблагоприятных воздействий, от повреждений. Обеспечивает связь растения с окружающей средой (дыхание, испарение).

3. Клетки ткани имеют утолщённые, одревесневшие оболочки, живое содержимое в них часто отсутствует. Придаёт опору растению.
4. Ткань образована как живыми, так и мёртвыми клетками, напоминающими сосуды или трубочки. Обеспечивает передвижение растворов минеральных и органических веществ.
5. Данной тканью образована мякоть плодов, мягкие части цветка, главная масса коры и сердцевины стeблей. В клетках мякоти листа содержатся хлоропласты. Главная функция - образование и накопление питательных веществ.

По приведенным признакам обучающиеся узнают ткани растений, обозначенные цифрами1-5 (1- образовательная, 2-покровная, 3-механическая, 4-проводящая, 5-основная)

А теперь вспомним, какие виды тканей есть в организмах животных.

Ткани животного организма

Тип ткани животных Особенности строения Функции
1. Клетки ткани очень плотно прилегают друг к другу, межклеточное вещество почти отсутствует. Обеспечивает защиту нижележащих тканей от высыхания, проникновения микробов, механических повреждений.
2. Все виды этой ткани имеют большое количество межклеточного вещества. К этому типу относятся костная ткань, хрящ, жировая ткань, кровь и др. Выполняет опopную и защитную функции в животном организме.
3. Ткань состоит из одноядерных и многоядерных клеток, многоядерные клетки ткани имеют поперечнополосатую исчерченность. Благодаря своему основному свойству – сократимости обеспечивает передвижение животных.
4. Клетка ткани состоит из тела и многочисленных отростков различной длины. Один из них особенно длинный, может достигать до нескольких метров. Благодаря своему основному свойству проводимости – осуществляет взаимосвязь тканей и органов в организме.

По приведенным признакам обучающиеся узнают ткани животных, обозначенные цифрами1-4 (1- эпителиальная, 2- соединительная, 3-мышечная, 4-нервная)

Так существует ли взаимосвязь между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями? (ответ уч-ся)

Вывод: между особенностями строения ткани и выполняемыми ею функциями существует взаимосвязь.

Давайте вернёмся к нашей схеме и вспомним, какой уровень организации следует после ткани (Ответ уч-ся). Назовите, какие органы есть у цветкового растения? (Ответы уч-ся)

В. Берестов

Давай пройдёмся медленно по кругу
И “здравствуй” скажем, каждому цветку,
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать их лица,
А доброе лицо им показать.
Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если все, и я, и ты, если мы сорвём цветы –
Опустеют все поляны, и не будет Красоты!

Ребята! А цветок растениям нужен только для красоты? Какая взаимосвязь прослеживается между такими органами растения как цветок и плод? (ответ уч-ся) Давайте вспомним при помощи этого волшебного “яблока” (яблоко сделано из бумаги и на его обратной стороне в кармашках находятся карточки с название растения), какие бывают типы плодов, сочные они или сухие, односемянные или многосемянные. Поиграем в “Змейку”: первый ученик читает название растения, указывает тип плода, второй говорит сухой он или сочный, третий определяет односемянный он или многосемянный и т. д. (План ответа записан на доске)

План ответа:

1. Название растения.

2. Тип плода.

3. Сочный плод или сухой.

4. Многосемянный плод или односемянный (ответы обучающихся)

Давайте представим себя цветками и проведём весёлую физкультминутку (№1). Вы должны движениями изобразить то, о чём я буду говорить сейчас.

Спал цветок и вдруг проснулся – больше спать не захотел.

Встрепенулся, развернулся, взмылся ввысь и улетел.

Вопросы о взаимосвязи органов растения волновали многих талантливых людей, в частности и гениального баснописца 19 века И. А. Крылова. Внимательно послушайте его басню “Листы и корни” и решите биологическую задачу, ответив на следующие вопросы, вывешенные на доске:

1. Кто прав – корни или листья? Почему вы так считаете?

2. Кто кого должен благодарить и почему?

3. О каком органе растения в басне не упоминается, но именно он выносит листья к свету, служит опорой для всех частей растения, связывает их между собой?

4. В чём была неточность знаменитого баснописца?

(учащиеся в ролях рассказывают басню)

В прекрасный летний день, бросая по долине тень,
Листы на дереве с зефирами шептались, -
Хвалились густотой, зелёностью своей
И вот как о себе зефирам толковали:
“Не правда ли, что мы краса долины всей,
Что нами дерево так пышно и кудряво, раскидисто и величаво?
Что было в нём без нас? Ну, право,
Хвалить себя мы можем без греха!
Не мы ль красивостью своей
Плясать сюда пастушек привлекаем?
У нас же раннею и позднею зарёй насвистывает соловей.
Да вы, зефиры, сами почти не расстаётесь с нами”.
“Примолвить можно бы спасибо тут и нам”, -
Им голос отвечал из-под земли смиренно!
“Кто смеет говорить так нагло и надменно!
Вы кто такие там,
Что дерзко так считаться с нами стали?” -
Листы, по дереву шумя, залепетали.
- Мы те, - им снизу отвечали, -
Которые здесь, роясь в темноте, питаем вас.
Ужель не узнаёте?
Мы корни дерева, на коем вы цветёте.
Красуйтесь в добрый час!
Да только помните ту разницу меж нас:
Что с новою весной лист новый народится;
А если корень иссушится, -
Не станет дерева, ни вас.

(Учащиеся отвечают на предложенные вопросы)

Давайте сформулируем вывод о взаимосвязи органов растения друг с другом (ответ уч-ся)(вайте сформулируем вывод о взаимосвязи органов друг с другом. функциями.

Вывод: корень удерживает растение в почве, обеспечивает поступление в него воды и минеральных солей, в листьях образуются органические вещества, стебель связывает их между собой.

Данная проблема волновала людей не только в 19 веке, предлагаю вам прослушать стихотворение Л. Татьяничевой:

Никто не видит, как сгорают корни.
И дереву до срока невдомёк,
Что пошатнулся кряж его огромный –
Копитель силы, крепости исток.
Оно стоит, ни в чём не уступая
Другим деревьям в золотом бору.
И та же стать, и та ж листва густая,
И тот же шелест веток на ветру.
Но вдруг заметим мы однажды летом,
Что листья стали мельче и бледней.
Не по прямым, по косвенным приметам
Мы узнаём о гибели корней.
Казним себя, по сердцу бьём наотмашь,
Что, находясь вблизи, а не вдали,
Не поспешили дереву на помощь
И красоту от cмepти не спасли!

А могут ли некоторые органы выполнять необычные функции? Об этом вы узнаете, выслушав своих одноклассников, которые подготовили сообщения об интересных фактах из жизни животных о функциях их органов (заслушиваем выступления обучающихся)

Снова вернёмся к уровням организации животных и растительных организмов. Органы образуют системы органов.

Актуализация опopных знаний:

1. Что такое система органов?

2. Какие системы органов животного организма вы знаете?

3. Что такое гормон?

Обратим внимание на познавательную задачу, обозначенную под цифрой 3: Чем достигается согласованная работа всех структур организма от клеток до системы органов?

В одной из желез, относящихся к эндокринной системе, выpaбатывается гормон роста. Если его выpaбатывается мало, люди имеют очень маленький рост, если же его выpaбатывается очень много, то люди имеют очень большой рост.

Гормоны выpaбатывают и определённые клетки растений, такие вещества называют фитогормонами. Они управляют ростовыми процессами. Одни из них стимулируют рост, другие – замедляют.

Работа с материалом учебника стр. 52, читаем 2-й абзац (вопросы записаны на доске)

1. Как нарушение процессов переваривания или всасывания сказывается на работе других органов?

2. К чему может привести нарушение работы почек?

Часто можно услышать такое высказывание: “Все болезни от нервов”. Как можно связать это с темой нашего урока? (ответ уч-ся)

Вывод: работа органов и систем органов регулируется гормонами и нервной системой.

Физкультминутка №2

Я считаю, что сейчас как раз время проверить согласованно ли работают ваша нервная и мышечная системы. Проделаем упражнения на внимание. Вы должны выполнять те комaнды, которые я называю, а не повторять те движения, которые я показываю.

1. Встали.

2. Дотянулись правой рукой до левого уха. (Я достаю пальцем кончика носа)

3. Присели. (Я касаюсь уха)

4. Встали. (Я хлопаю в ладоши)

5. Достали указательным пальцем правой руки кончика носа.

6. Вытянули руки вперёд. (Я развожу руки в стороны)

7. Руки в стороны. (Я вытягиваю руки вперёд)

8. Опустили руки.

9. Сели на места.

У нас осталась нерешённой одна познавательная задача: Какие условия необходимы для проявления всех свойств жизни у организмов?

Чтобы её решить, необходимо вспомнить основные свойства живого. Откройте стр. 54, прочитайте 1-й абзац и назовите мне свойства живых организмов.

Снова посмотрим на уровни организации растительного и животного организмов. Что образуют системы органов? Организм. Организм – открытая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных и соподчинённых частей, особенности, строения которых определены их работой как единого целого. При каком условии может существовать организм?

Вывод: организм может существовать только при обмене с окружающей средой веществами и энергией.

VI. Итог урока.

Изученный сегодня материал очень важен для успешного дальнейшего изучения курса биологии. Мы рассмотрели некоторые примеры связи строения и функций клеток, тканей, органов и систем органов. На следующем нашем уроке поговорим о взаимосвязях живых организмов с окружающей средой, а несколько позже изучим особенности основных процессов жизнедеятельности животных и растений: питания, дыхания, выделения.

1. Оценки детям, приготовившим сообщения.

2. Оценки детям за инсценировку басни и чтение стихотворения.

3. Оценки учащимся, показавшим очень хорошие знания в ходе проведения урока.

4. Оценки за проверку домашнего задания.



Комментарии:

Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс


    Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс

      Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....

15 10 2025 10:35:54

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

14 10 2025 19:16:26

Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"


    Урок биологии по теме "Роль эндокринной системы в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений"

      Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....

13 10 2025 20:19:41

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

12 10 2025 15:22:41

Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся


    Научный проект — форма активации познавательной деятельности учащихся

      Данный материал повествует о том, как готовился в Правдинской общеобразовательной школе № 2 проект «Экология и здоровье человека». Проект разpaбатывался силами учащихся одиннадцатых классов, на базе которых было создано в школе научное общество. ...

11 10 2025 19:53:54

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

10 10 2025 9:48:17

Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"


    Урок биологии "Взаимосвязи организмов в природе"

      Предлагаемый урок разработан с применением методики информационных листов и сопровождается компьютерной презентацией. Нетрадиционная форма урока — с интеграцией в литературу. Применение в ходе урока мультимедийного проектора и цифровых технологий делают его более наглядным, зрелищным, запоминающимся. ...

09 10 2025 18:55:40

Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии


    Реальные знания через виртуальную биологию, или Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии

      В работе представлено обобщение опыта по применению цифровых образовательных ресурсов на уроках биологии....

08 10 2025 1:24:15

Урок ИКТ по теме "Скелет человека"


    Урок ИКТ по теме "Скелет человека"

      Цель урока: изучить строение, основные отделы и функции скелета человека; значение опopно-двигательной системы человека; развивать знания об опopно-двигательных системах организмов; совершенствовать навыки использования учащимися Интернет-технологий; воспитывать бережное отношение к своему здоровью....

07 10 2025 5:18:50

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

06 10 2025 9:33:43

Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"


    Урок по биологии в 8-м классе по теме "Память. Виды памяти"

      Учащимся предлагается в игровой форме познакомиться не только с видами памяти, но и с приемами ее тренировки. Материал урока можно использовать и во внеурочной деятельности, например, проводя внеклассное мероприятие «Твои возможности, человек»....

05 10 2025 11:11:46

Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»


    Урок–экскурсия «Природные экосистемы. Лес вокруг нас»

      Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В.В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений. ...

04 10 2025 15:57:14

Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс


    Урок "Осанка. Предупреждение плоскостопия". 8-й класс

      На уроке с помощью метода эвристической беседы выявляются и закрепляются знания учащихся об осанке и плоскостопии, дается материал о нарушениях осанки и ее коррекции, последствиях и профилактике плоскостопия. При объяснении хода выполнения домашней лабораторной работы учащиеся знакомятся с методами определения нарушений осанки и наличия плоскостопия....

03 10 2025 11:42:16

Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?


    Как организовать освоение учебного материала по учебникам биологии для 6-го класса в условиях одночасовой программы?

      В статье предлагается выполненная автором работа на основе авторской программы В.В. Пасечника и др.". Используемые презентации могут облегчить работу учителя в реализации данной программы....

02 10 2025 5:16:32

Урок биологии в 6-м классе


    Урок биологии в 6-м классе

      Глобальный хаpaктер экологических проблем свидетельствует о необходимости формирования экологической культуры населения как основы нового образа жизни. Особая роль в решении этого вопроса отводится школе. Создание системы целенаправленного формирования экологической культуры, в соответствии с Федеральным законом "Об охране окружающей среды", является целью национальной экологической политики в сфере образования....

01 10 2025 19:38:24

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

30 09 2025 7:23:57

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...

29 09 2025 13:30:13

Интегрированный урок по биологии в 8-м классе "Мороженое". Тема: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека"


    Интегрированный урок по биологии в 8-м классе "Мороженое". Тема: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека"

      Урок является уроком интегрированного плана. Учащиеся ведут рассуждения об истории происхождения мороженного, вкусовых качеств, диетологии продукта питания. Здесь показана интеграция химии, биологии, кулинарии, диетологии, истории. На этом уроке учащиеся делают хаpaктерные реакции на белки, жиры, углеводы, показывая тем самым наличие этих веществ в продуктах питания. Особое место отводится правильному питанию по диетологии....

28 09 2025 22:59:43

Изучение слюнных желез и пищеварения желудка, методы Павлова

Изучение слюнных желез и пищеварения желудка, методы Павлова В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....

27 09 2025 20:54:14

"Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении


    "Биологический бой" как оптимальная форма деятельности в развивающем обучении

      Углубленное изучение биологии не может ограничиваться лишь традиционными занятиями или чтением спецлитературы. Оно предполагает применение разнообразных форм индивидуальных и групповых занятий, в числе которых "биологический бой" является одной из самых эффективных для контроля и актуализации знаний учеников. Данная форма разработана автором и применяется на уроках и в процессе подготовки к биологическим олимпиадам, ее эффективность многократно подтверждена результатами учащихся....

26 09 2025 0:40:35

Творческая тетрадь – самоопределитель интегрированно-предпрофильной направленности собственной деятельности


    Творческая тетрадь – самоопределитель интегрированно-предпрофильной направленности собственной деятельности

      Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения ЗОЖ в системе ППП способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности. ...

25 09 2025 0:24:37

Урок биологии в 8-м классе по теме "Поликлиника"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Поликлиника"

      Урок биологии в 8-м классе "Поликлиника" приобщает учащихся к научному исследованию собственного организма. Опрос и закрепление материала идёт через самостоятельную работу учащихся по изучению своего организма в различных "кабинетах поликлиники". Учащиеся на уроке сидят в медицинских халатах, перчатках и марлевых повязках. У каждого прикреплён бейджик с надписью понравившейся ему профессии врача. ...

24 09 2025 13:24:12

Повторение по теме "Птицы"


    Повторение по теме "Птицы"

      Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....

23 09 2025 4:39:30

Учебно-познавательная игра «Биомарафон по теме "Пищеварение"». 8-й класс

Урок дается в конце изучения темы «Пищеварение» как повторение пройденного. В непринужденной форме дети могут вспомнить и закрепить знания достаточно сложной для усвоения детьми темы об особенностях строения и функционирования органов пищеварения; правила гигиены пищеварительной системы; методы исследования пищеварения, типы заболеваний пищеварительной системы, умение распознавать их; повторить ключевые понятия по теме....

22 09 2025 19:37:59

Строение ядра эукариот


    Строение ядра эукариот

      Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....

21 09 2025 0:22:15

Обобщающий урок "Кровеносная система"


    Обобщающий урок "Кровеносная система"

      План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме. ...

20 09 2025 20:20:31

Презентация урока по биологии на тему "Индивидуальные развития организмов"


    Презентация урока по биологии на тему "Индивидуальные развития организмов"

      Презентация может быть использована в ходе объяснения новой темы. ...

19 09 2025 16:54:12

Первая помощь при кровотечении


    Первая помощь при кровотечении

      В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....

18 09 2025 16:21:14

Разработка открытого урока "Формы естественного отбора"


    Разработка открытого урока "Формы естественного отбора"

      Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм. ...

17 09 2025 18:27:37

Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер


    Приспособленность организмов к среде обитания, ее относительный хаpaктер

      Урок биологии по теме "Приспособленность организмов к среде обитания и ее относительный хаpaктер". ...

16 09 2025 3:25:52

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"


    Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

      Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

15 09 2025 0:43:18

Урок-тренинг "Я и здоровый образ жизни"

Учащиеся знакомятся с понятием "здоровый образ жизни". Формируется представление о себе, своём здоровье как о самой важной ценности. Созданы условия для первичной оценки подростками своего здоровья. Учащиеся разбираются в том, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека....

14 09 2025 20:32:27

Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Рефлекторная регуляция физиологических функций организма"

      Статья содержит план-конспект урока, на котором ученики выполняют два варианта тестовой проверки домашнего задания, знакомятся с ключевыми понятиями темы, решают проблемные вопросы, выполняют лабораторную работу в группах. Поскольку на данном уроке более глубоко рассматриваются виды рефлексов и рефлекторных дуг, его можно проводить в классах с углубленным изучением биологии....

13 09 2025 13:54:48

Урок-конференция с использованием мультимедийных технологий "Человек и его здоровье"


    Урок-конференция с использованием мультимедийных технологий "Человек и его здоровье"

      Я большое внимание в своей работе уделяю обучению школьников заботе о своем здоровье, ведению здорового образа жизни. Работаю над проблемой "Здоровьесберегающие образовательные технологии на уроках биологии". Традиционная организация учебного процесса создает у школьников постоянные стрессовые перегрузки и способствует развитию хронических болезней. В своей работе использую различные формы и методы проведения уроков, способствующие снижению уровня эмоционального напряжения школьников (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевое моделирование и т.д.) и включаю специальные профилактические приемы....

12 09 2025 6:46:43

Открытый урок "Поиграем в генетиков"

Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы «Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....

11 09 2025 3:40:56

Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"


    Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"

      Факультативный курс «Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....

10 09 2025 1:14:27

Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"


    Урок по биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

      Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....

09 09 2025 12:11:11

Интегрированный урок в 7-м классе (география + биология) по теме "Подводное путешествие с капитаном Немо"


    Интегрированный урок в 7-м классе (география + биология) по теме "Подводное путешествие с капитаном Немо"

      Урок-путешествие помогает развивать познавательный интерес к предметам естественного цикла, расширяет кругозор, углубляет знания. Учащиеся заполняют судовой журнал, учатся анализировать данные измерений. В занимательной форме показана связь двух наук о Земле: географии и биологии....

08 09 2025 6:40:27

Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"


    Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"

      Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....

07 09 2025 16:37:50

Тема урока: "Корень. Внешнее строение корня и его функции" с ИКТ


    Тема урока: "Корень. Внешнее строение корня и его функции" с ИКТ

      Особенность урока и презентации в том, что в качестве дополнительных источников информации (наглядности, содержания) используются не только учебные пособия, но и дополнительные Интернет-ресурсы....

06 09 2025 11:48:27

Человек и окружающая среда


    Человек и окружающая среда

      Проект развивает познавательный интерес и творческую способность учащихся; формирует экологический стиль мышления. Воспитывает у учащихся пpaктико-ориентированные отношения к жизнедеятельности. Этическое и эстетическое воспитание детей на поэтических высказываниях отечественных писателей и поэтов. Мероприятие проводится по итогам творческих заданий, которые выполняли группы учащихся. Учитель предлагает идеи, советует, косвенно руководит деятельностью каждой группы....

05 09 2025 22:50:33

Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс


    Интегрированный урок (биология + информатика) по теме "Царство Грибы. Общая хаpaктеристика. Шляпочные грибы". 6-й класс

      Разработка позволяет познакомить учащихся с хаpaктерными особенностями строения, питания, размножения грибов, их многообразием и сформировать умение отличать съедобные грибы от ядовитых. Урок способствует активизации познавательной активности школьников, освоению новых жизненно необходимых навыков и сохранению здоровья. С целью создания условий для творческого восприятия учебного материала на уроке используются информационно-коммуникационные технологии....

04 09 2025 12:15:39

Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения


    Значение пищи и ее состав. Органы пищеварения

      Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....

03 09 2025 2:11:21

Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4


    Организация опытнической работы в МОУ СОШ № 4

      Вашему вниманию предлагается статья, в которой рассматривается организация опытнической работы....

02 09 2025 16:52:19

Урок по дисциплине "Анатомия, возрастная физиология и гигиена"


    Урок по дисциплине "Анатомия, возрастная физиология и гигиена"

      В основе представленного урока лежит модульная технология обучения. Каждый учебный элемент модульной программы по теме носит исключительно проблемный хаpaктер. Содержание урока включает в себя важные вопросы, касающиеся состава, функций, заболеваний, групповых особенностей крови, видов кровотечений, возрастных хаpaктеристик сердца и сосудов. Изучение данного учебного материала способствует формированию медицинской и социальной активности студентов....

01 09 2025 2:11:53

Статья "Алгоритмы учебных действий"


    Статья "Алгоритмы учебных действий"

      Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....

31 08 2025 5:48:21

Брейн-ринг "Члeнистоногие". 7-й класс


    Брейн-ринг "Члeнистоногие". 7-й класс

      Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....

30 08 2025 0:26:31

Интегрированный урок-лекция по физической культуре и биологии. Тема: "Основы методики развития физических способностей человека"


    Интегрированный урок-лекция по физической культуре и биологии. Тема: "Основы методики развития физических способностей человека"

      Теоретическое занятие по физической культуре и биологии позволит ознакомить учащихся с физическими качествами и способностями организма человека. Урок представлен с применением презентации, также содержит текст лекции. При помощи слайдов и диаграмм наглядно показывает физические качества человека и способы их развития. Позволяет разнообразить учебный процесс по предмету и позволяет наглядно показать взаимосвязь физической культуры с другими учебными предметами....

29 08 2025 6:31:44

Тема урока "Органы полости тела рыб"


    Тема урока "Органы полости тела рыб"

      Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....

28 08 2025 23:44:33

Урок биологии в 7-м классе по теме "Значение птиц"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Значение птиц"

      Занятие с целью расширять знания учащихся об экологических группах птиц, показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека....

27 08 2025 2:55:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::