Урок биологии в 9-м классе по теме "Пищеварение в ротовой полости и в желудке"
Задачи: Раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости и в желудке, роль ферментов в них, нервную и гумopaльную регуляцию этих процессов, влияние никотина и алкоголя на пищеварение.
Цель урока: Что происходит с пищей в ротовой полости, какие химические изменения пищи происходят в желудке.
Оборудование: Таблица «Строение органов пищеварения», накрахмаленный сухой бинт, раствор йода, спички, вата.
Содержание урока:
- Механическая переработка пищи.
- Расщепление крахмала до глюкозы в ротовой полости.
- Безусловные и условные слюноотделительные рефлексы.
Метод фистул - Павлова. - Глотание.
- Расположение желудка и особенности строения.
- Состав желудочного сока, его влияние на белки.
- Регуляция отделения желудочного сока, безусловные и
условные сокоотделительные рефлексы. - Влияние никотина и алкоголя на пищеварение в ротовой
полости и в желудке.
Проверка домашнего задания
- Функции питательных веществ
(Строительная, энергетическая) - Функции пищеварительной системы
(Секреторная, двигательная, всасывательная) - Количество зубов у взрослого человека (32)
- Напишите последовательно пищеварительную систему: (ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, тонкий, толстый, прямая кишка).
- Воспалительный процесс в слепой кишке (аппендицит)
- Перечислите пищеварительные железы (слюнные, печень, поджелудочная).
- Какую функцию выполняет печень ( барьерную).
Задания для учащихся
Алгоритм выполнения задания.
- Внимательно прочитай цель каждою задания.
- Прочитайте каждое задание: обратите внимание на хаpaктер задания, на работу с учебником, тетрадью.
- После выполнения каждого задания, приступайте к его проверке («Проверь себя»). Работу выполняй на листочке, при этом закрой учебник и тетрадь.
- Как только выполните задание, возьмите в конверте код правильного ответа и проверьте.
- Подсчитай число баллов, запиши их. Если вы неправильно ответили на какой-либо вопрос, вернитесь к нему снова.
После выполнения первого задания, приступайте ко второму и т.д. В конце последнего задания посчитайте общее число баллов и поставьте себе оценку.
Задание 1.
Цель: Выяснить, какие процессы пищеварения происходят в ротовой полости, какие изменения происходят с пищей в ротовой полости, роль ферментов в них, регуляцию этих процессов.
1) В статье «Отделение слюны» найдите ответы на вопросы: (устно, работая в паре)
а) Где образуется слюна? Что она собой представляет? Каким образом удобнее всего изучать функции слюнных желёз?
6) Какие рефлексы носят названия безусловные слюноотделительные рефлексы, условные слюноотделительные рефлексы?
в) Рассмотрите рис.64 учебника. Объясните, почему в пробирку для сбора слюны не попадает пища, почему функции слюнных желёз удобнее всего изучать методом фистул.
2) Вспомните, что такое ферменты. Рассмотрите рис.65 учебника. Определите, у какого вещества молекула крупнее - у крахмала, солодового сахара или глюкозы. Выясните:
а) какое из трёх веществ может проникнуть через клеточную мембрану.
б) Какое влияние оказывают пищеварительные ферменты на процессы пищеварении в ротовом полости.
в) Что происходит с нищей и ротовой полости.
3) Нарисуйте рефлекторную дугу слюноотделительного процесса, отметьте элементы рефлекторной дуги.
4) Прочитайте статью «Глотание», рассмотрите рис. 66 учебника. Какую роль в акте глотании играют мягкое нёбо и надгортанник.
Проверь себя: (самопроверка) 10 баллов
Что происходит с пищей в ротовой полости? Выберите номера правильных ответов:
- смачивание пищи слюной
- обезвреживание пищи
- измельчение пищи
- расщепление жиров
- превращение глюкозы в крахмал
- превращение крахмала в глюкозу
- превращение белков в аминокислоты
- превращение аминокислот в белки
Определите, в каком случае наблюдается проявление безусловного слюноотделительного рефлекса
- человек слышит звон посуды
- человек откусил кусок хлеба
- человек слышит новый рецепт салата
- человек увидел лимон
Задание 2
Выполните лабораторную работу «Действие ферментов слюны на крахмал» по инструкции на с. 220 учебника.
8 баллов
Задание 3
Цель: раскройте свойства ферментов желудочного сока, условия их активности, регуляцию отделения желудочного сока.
1) В статье «Желудочный сок» найдите ответы на вопросы:
а) Из каких компонентов состоит желудочный сок?
б) Где он образуется?
в) Какую роль в процессе пищеварения играют пепсин и соляная кислота?
г) При каких условиях может происходить пищеварение в желудке?
д) Каково значение слизи, сокращение мышечного слоя стенок желудка?
2) Рассмотрите рис, 67 (с. 105 учебника) и прочитайте статью «Нервная регуляция отделения желудочного сока», познакомьтесь с методами изучения деятельности желёз желудка, предложенным И.П.Павловым, (устно, работая в паре)
а) Чем отличаются способы нервной и гумopaльной регуляции отделения желудочного сока? В чём их связь?
б) Какие пpaктические выводы можно сделать на основе знаний о нервной и гумopaльной регуляции пищеварения в желудке?
в) нарисуйте рефлекторную дугу отделения желудочного сока.
Проверь себя: (самопроверка) 10 баллов
1) Заполни таблицу:
Регуляция желудочного сокоотделения
2) Вместо точек поставь нужные термины:
а) организм не может усваивать пищу в............... виде
б) желудочный сок образуется в............
в) желудок вмещает...........пищи
г) под действием желудочного сока расщепляются, ……….. вещества.
д) стенки желудка от переваривания защищает...........
е) ферменты в желудке работают при температуре ...
При завершении урока, тетради сдаются на проверку.
Комментарии:
Урок построен по программе В.Б. Захарова. Общая биология для 10–11-х классов профильный уровень. Урок завершает тему «Молекулярный уровень», обобщая знания о строении биологических полимеров. Проверяя знания о строении, свойствах и значении молекул параллельно проводится анализ о значимости молекул для всех живых существ нашей планеты....
30 06 2025 19:27:57
Занятие с целью познакомить учащихся познавательным процессом "память", его физиологическим механизмом и особенностями....
29 06 2025 8:16:45
На уроке дети узнают великую тайну растений – поглощать солнечную энергию и превращать ее в химическую энергию органических веществ (процесс фотосинтеза). По ходу урока обучающиеся делают выводы о значении фотосинтеза для всех живых организмов на Земле....
28 06 2025 5:33:30

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия нeблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия нeблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....
27 06 2025 17:25:50

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....
26 06 2025 16:38:11
Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету.
...
25 06 2025 13:37:50
Решение задачи усиления пpaктической направленности биологического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы учащихся, обеспечивающих формирование и развитие исследовательских умений и навыков учащихся. В статье приводится опыт организации исследовательской работы на уроках биологии и во внеурочное время....
24 06 2025 20:34:17
Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения".
...
23 06 2025 2:41:28
Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....
22 06 2025 5:26:35
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.
...
21 06 2025 21:17:16
Представлен дидактический материал по биологии для адаптационно-развивающих диалогов....
20 06 2025 16:30:11
Представленная методическая разработка является вариантом пpaктического использования материалов сайта украинского преподавателя Козленко А.Г. (http://kozlenkoa.narod.ru). Урок построен на основе модульной технологии обучения с применение средств ИКТ, материалов Интернета. Целью урока является приобретение учащимися биологических знаний в рамках темы, а также развитие компьютерной грамотности и пользовательских навыков.
...
19 06 2025 2:59:47
На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....
18 06 2025 21:52:43
Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....
17 06 2025 18:19:44
Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....
16 06 2025 13:32:29
Участники ролевой игры – органы или другие составные части организма человека: головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин. Каждый персонаж имеет свое имя, историю, цели. Успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить цели за время, отведенное на игру....
15 06 2025 12:51:19
На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность трaнcпортной системы.
...
14 06 2025 2:21:49
Разработка данного урока явилась результатом обучения на курсах повышения квалификации по программе "Режиссура урока в современной школе" Педагогического университета "Первое сентября". Основная задача урока состоит скорее не в усвоении знаний по теме, а в пробуждении активного интереса к изучению материала, вовлечению в работу всех учеников. Интерес к уроку поддерживается неожиданностью создаваемых ситуаций.
...
13 06 2025 18:52:10
У некоторых растений в процессе эволюции отдельные части побегов сильно изменились: листья, например, превратились в усики или колючки. Чем же может...
12 06 2025 13:50:17
Данная методическая разработка представляет собой авторский продукт – итоговое занятие за курс биологии в 7-м классе. Предлагаемая форма и содержание занятия могут быть использованы и как переводной экзамен по биологии в тех ОУ, где применяется аналогичная форма аттестации учащихся.
Целью данного занятия является обобщение и систематизация имеющихся у обучающихся знаний, полученных при изучении курса биологии, раздела «Животные», а также их углубление и расширение.
...
11 06 2025 15:31:47
Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию
познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии.
...
10 06 2025 18:42:10
У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....
09 06 2025 0:31:36
Представлен конспект урока окружающего мира по теме: "Эпоха открытий и потрясений. Невидимый мир" (по система Л.В. Занкова), в 4-м классе. Этот урок-поиск по окружающему миру - находка для тех, кто любит отыскивать ключ к разгадке. Урок поможет узнать, как развивалось человечество, какой ценой добывались знания, позволит заглянуть в невидимый мир микробов. Урок развивающего обучения формирует умение планировать и анализировать свою работу, развивать критическое и логическое мышление, речь, память, воображение. Урок проводится в форме групповой работы юных исследователей....
08 06 2025 7:33:25
Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя.
...
07 06 2025 4:23:25
Урок знакомит учащихся с планетами Солнечной системы, формирует представление о них, развивает познавательный интерес учащихся, умение наблюдать и анализировать, память, внимание, речь, воспитывает любовь к планете, внимательное отношение к явлениям, происходящим вокруг....
06 06 2025 7:28:53
В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
05 06 2025 12:39:38
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
04 06 2025 15:30:27
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
03 06 2025 18:17:56

Краеведческий принцип дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать «природную действительность». Человеку следует напомнить, что род людской – один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Презентация отражает основную мысль работы: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи....
02 06 2025 1:16:18
Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....
01 06 2025 6:35:58

Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....
31 05 2025 14:34:56
Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....
30 05 2025 21:28:13
Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....
29 05 2025 16:59:26
Приматы населяют тропические зоны: предпочитают жить в густых зарослях. Передние и задние конечности — пятипалые, первый палец, как у человека, противопоставлен остальным. Так животные надежно хватаются за ветви и удерживаются на них. На пальцах нет когтей, а растут плоские ногти....
28 05 2025 15:16:56
Автор делится опытом по развитию познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии. Приводит примеры по использованию элементов модульного обучения незрячих, по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов.
...
27 05 2025 11:44:56
Цель урока: сформировать знания об ароморфозе как одном из направлений эволюции. Основные задачи урока: раскрыть основные направления эволюции; конкретизировать примерами проявление биологического прогресса и регресса; охаpaктеризовать причины вымирания видов и условия сохранения видов, подчёркивая особую роль человека в этих процессах. ...
26 05 2025 8:15:18
Разработка модульного урока «Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....
25 05 2025 5:22:56
Данный урок проводится в теме «Рост и развитие растений» в 6-м классе, по программе Н.И. Сонина. По ходу изучения нового материала составляется опopный конспект, а также диаграмма «Жизненный цикл цветкового растения». Задачи урока: познакомить учащихся с условиями прорастания семян, состоянием покоя семян и его биологическим значением, а также с основами роста и развития зародыша, проростка, взрослого растения.
...
24 05 2025 4:17:18
На уроке формируются биологические понятия "пoлoвoе, бесполое, вегетативное размножение", "гамета", "зигота", "cпepмий", "cпepматозоид", "яйцеклетка", особенности размножения растений, формируются навыки получения информации учащимися с помощью различных источников, в том числе компьютерных....
23 05 2025 19:45:27
В данной работе использован метод проектов, который позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном прострaнcтве. Данный проект поможет детям проявить себя, обрести уверенность в собственных силах, благоустроив школьный двор....
22 05 2025 19:24:26
Деятельность человека — это мощный экологический фактор. В текущий период жизни планеты наибольшие преобразования в биосфере осуществляются человеком....
21 05 2025 7:44:33
Развивающая технология включает в себя четыре обязательных компонента: постановку учебной задачи, выработку общего способа с выделением учебных действий, выполнение действий самоконтроля и самооценки. Полученные самим учеником оценки на каждом уроке является обязательным требованием к технологии обучения. Урок проходит в формах индивидуальной и групповой работы. Единство двух форм деятельности на уроке обеспечивает высокую творческую самостоятельность детей, педагогическую эффективность результатов, высокий развивающий хаpaктер обучения. Процесс решения учебной задачи происходит в ситуации применения действия моделирования открытых знаний и способов в графической форме.
...
20 05 2025 18:38:33
Цель урока: познакомить с процессом развития пoлoвых клеток....
19 05 2025 16:30:49
На экскурсии учащиеся познакомятся с разнообразием растений, осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке, различными методами биологических исследований....
18 05 2025 10:56:35
Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....
17 05 2025 6:39:17
Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма.
...
16 05 2025 22:36:23
Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем условно разделены на два блока с точки зрения места их использования: информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В статье представлены конкретные примеры использования информационно-комуникационных технологий на разных этапах урока, а также способы их использования во внеурочной деятельности....
15 05 2025 20:45:34
Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....
14 05 2025 21:36:44
Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями. Технология развития критического мышления – универсальная, надпредметная технология, которая развивает критическое мышление школьников....
13 05 2025 0:31:53
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
12 05 2025 9:46:54
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::