Ролевая игра "Однажды в одном организме…" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Ролевая игра "Однажды в одном организме…"


    Ролевая игра "Однажды в одном организме…"

Каждая ролевая игра погружает ее участников в определенную жизненную ситуацию, в определенные временные рамки – это может быть, прошлое, настоящее или будущее время, может быть ситуация приближенная к реальности или совершенно фантазийная история. В любом случае игрокам предстоит перевоплотиться на время игры в тех, кем они никогда не были и никогда не станут, и выполнить задачи, о которых в реальной жизни они даже не задумывались. Каждый персонаж имеет свое игровое имя, свою историю, цели и задачи, и успех каждого игрока зависит от того, насколько полно он сумеет выполнить все свои цели за время, отведенное на игру.

Участники ролевой игры “Однажды в одном организме..” являются органами или другими составными частями организма человека (головной мозг, вирус, диафрагма, печень, почки, антитело, лимфоцит, мышцы: бицепс и трицепс, сердце, легкие, витамин).

Описание ситуации.

Полем действий становится тело одного человека.

Основная линия сюжета:

У человека повышенная температура. Кто-то из присутствующих, по всей видимости, является причиной этой температуры. Возможно, это бактериальная инфекция или вирус. На самом деле причина – аллерген, который вызывает повышение температуры уже не первый раз.

У аллергена есть некоторый предмет, который будет символизировать причину повышения температуры (черно-желтая коробка) В игру вводится следующий инвентарь:

  • алкоголь – парализатор;
  • молекулы кислорода, необходимые органам;
  • молекулы АТФ, необходимая энергия для органов;
  • никотин, от которого органы хотят избавиться;
  • код АТФ (три остатка фосфорной кислоты, азотистое основание, сахар рибоза, зная который можно синтезировать АТФ).

Основной инструмент ролевой игры-тренинга – общение игроков друг с другом, взаимовыгодный обмен информацией. Учитель является мастером, дающим консультации и наблюдающим за ходом игры

Цели и задачи:

а) сплотить коллектив;
б) выявить лидеров;
в) решить существующие проблемы в классе;
г) составить психологический портрет своих учеников;
д.) привить интерес к изучаемому предмету.

Как бы учитель не старался, жизнь вносит свои коррективы, и проблемы в любом классе, каким бы он ни казался идеальным, есть всегда. Суть игры-тренинга проистекает из названия: попытаться решить небольшую проблему, или даже развязать \"гордиев узел\" этих самых проблем в ИГРЕ. На выходе – мои ученики встряхиваются от повседневной школьной жизни, постоянной подготовки к ЕГЭ, а учитель получает бесценную информацию, которая помогает лучше понимать детей, с которыми он работает.

 Перед началом игры каждый участник получает общую вводную с описанием ситуации в целом, а также описание своей роли, задачи, которые он должен решить в игре, свой инвентарь. (Приложение 1, Приложение 2)

Общая вводная.

Здравствуйте, уважаемые дамы и господа, клетки и органы, гости и постоянные жители организма! Уже много лет наш организм растет и процветает, покоряя все новые и новые высоты. Может быть, все продолжалось бы так и дальше, но не так давно случилось неожиданное событие. В нашем организме повысилась температура. И в этот раз это не обычное легкое повышение температуры, например, после приема пищи или после физической нагрузки. Температура держится уже несколько часов и нет никаких признаков улучшения ситуации. Дальнейшее игнорирование сложившихся обстоятельств недопустимо. В связи с этим на общем совете было принято решение объявить чрезвычайное положение. Всех Вас собрали здесь, поскольку есть подозрение, что причиной повышения температуры стали неправомерные действия одного из Вас. Никто не имеет право покинуть эту территорию, пока не будет завершено расследование. Господин Вирус, попрошу Вас встать! Вы являетесь основным подозреваемым, и находитесь под бдительным присмотром органов иммунитета. Тем не менее, Ваша вина не доказана, а мы не хотим наказывать невиновных. У Вас будет возможность предоставить алиби и любые другие доказательства вашей невиновности.

Для расследования обстоятельств дела, органы иммунитета направили к нам господина Лимфоцита (с его помощником господином Антитело). Прошу всех присутствующих оказывать всякое содействие расследованию.

Через 2 часа мы снова соберемся за этим столом, и, надеюсь, узнаем имя преступника. Тогда наш организм продолжит здравствовать!

Примечание: Для того чтобы использовать алкоголь против другого персонажа необходимо разорвать формулу алкоголя пред лицом этого персонажа. В таком случае, персонаж будет парализован на 5 минут и отдаст вам весь свой инвентарь кроме АТФ и молекул кислорода. Но не забывайте, что алкоголь могут применить и против Вас.

Краткое описание ролей.

Сердце.

Сокращаясь и расслабляясь, годами заставляет двигаться кровь по сосудам. Для его эффективной работы требуется большое количество АТФ. Сердце беспокоит то, что в организм попал никотин. Это очень вредно для сердца и поэтому необходимо найти никотин, а также вывести его из организма. К сожалению как его вывести, тоже только предстоит узнать. Хорошие новости: Печень на стороне сердца и по возможности будет помогать.

Инвентарь:10 молекул кислорода ,10 АТФ,1 алкоголь.

Задачи: получить 50 АТФ и обезвредить никотин через печень.

Печень.

Выполняет барьерную роль, обезвреживает различные яды, не позволяя им отравлять организм. Для ее эффективной работы требуется большое количество кислорода. В настоящее время у Печени имеются небольшие запасы – 10 молекул кислорода. Но этого совершенно не достаточно для реализации ее будущих планов. За предстоящие два часа расследования ее необходимо увеличить бюджет до 50 молекул кислорода. Так как инвентаря у нее недостаточно, то переговоры и шантаж, ее единственное оружие. Но, выполняя свою барьерную роль, она может обезвредить никотин (для этого необходимо передать его мастеру) Это одна из возможностей заработать кислород. Еще одной важной целью для нее является помощь Сердцу с АТФ, ведь здоровое Сердце залог и ее здоровья.

Инвентарь: 10 молекул кислорода, 3 алкоголя.

Задачи: набрать 50 молекул кислорода, не допустить алкогольную зависимость организма. Помогать сердцу с АТФ.

Головной мозг.

Много знает, но при этом обладает пристрастием к вредным привычкам: алкоголю и никотину. В недрах памяти хранит информацию о том, что повышение температуры может быть вызвано одним предметом – аллергеном (черно-желтая коробка) Одна из его целей – кислород, много кислорода. Он необходим для его полноценной работы. К концу расследования ему необходимо 50 молекул кислорода. Пока есть только 10, придется постараться. Так как он далеко не ангельский мозг, помимо патологической лени он имеете пристрастие к вредным привычкам, а точнее к веществам: алкоголю и никотину. Он думает, что они помогают ему отдыхать. Считает, что было бы здорово вызвать в организме алкогольную зависимость ( при этом он думает, что наконец то ему не надо будет работать в полную силу) Если к концу расследования будут использованы более семи единиц алкоголя, зависимость будет неизбежна. Ему известно, что в настоящий момент никотин находится в организме. Но вокруг полно борцов за здоровый образ жизни, они попытаются обезвредить его. Хочет оставить никотин себе. Знает способ, как получить огромное количество АТФ. Для этого необходимо собрать вместе сахар, азотистое основание и три остатка фосфорной кислоты (и обменять их у Мастера на АТФ). Что делать с этой информацией, решать ему.

Инвентарь:10 молекул кислорода, 10 АТФ, есть информация о коде АТФ. Есть информация, что таинственный предмет (черно-желтая коробка) вызывает повышение температуры.

Задачи: получить 50 молекул АТФ. Вызвать алкогольную зависимость. Оставить никотин в организме.

Легкие (играют в паре).

Годами обеспечивают организм кислородом. Знают, что в повышении температуры невиноваты. Являются единственным поставщиком кислорода, который необходим всем игрокам. У него целых 40 единиц молекул кислорода. Его удобно использовать, чтобы заставлять других делать то, что им надо. Легким стало известно, что в организм попал никотин. Его присутствие ставит под угрозу благополучие легких. К сожалению, неизвестно, у кого он сейчас. Необходимо найти его и обезвредить. Есть еще одна проблема – Вы не знаете, как его обезвредить неизвестно, это предстоит выяснить. Может быть, кто-то знает. Еще одна проблема в этом вопросе – это мозг. Этот глупец отчего-то имеет странное пристрастие к вредным веществам. Возможно, он будет препятствовать легким. Кроме проблемы с никотином легким надо помочь Диафрагме. Ведь именно благодаря ей осуществляется механизм вдоха и выдоха.

Инвентарь: 40 молекул кислорода. Есть информация о коде АТФ.

Задачи: вывести никотин из организма (надо узнать способ), помочь диафрагме набрать АТФ.

Диафрагма.

Сокращаясь и расслабляясь, годами помогает Легким наполняться воздухом и снабжать организм кислородом. Знает наверняка, что в повышении температуры не виновата. Правда помнит, что два года назад уже была похожая ситуация с повышением температуры, но подробности тех событий остались для нее тайной. Тем не менее, понимает, что любая информация может чего-то стоить.

Инвентарь: 10 молекул кислорода , 10 АТФ, азотистое основание. Есть информация, что два года назад была повышена температура. Легкие на ее стороне.

Задачи: получить 50 АТФ.

Бицепс и трицепс (играют в паре).

Мышцы, которые сокращаясь и расслабляясь, годами заставляют руки сгибаться и разгибаться. Они точно знают, что не виноваты в повышении температуры. Для эффективной работы мышц, требуется большое количество АТФ и кислорода. В настоящее время у них имеются небольшие запасы: 20 АТФ и 20 молекул кислорода. Но этого совершенно не достаточно для реализации их будущих планов. За предстоящие два часа расследования им необходимо увеличить бюджет до 50 АТФ и 50 молекул кислорода.

Инвентарь: 20 молекул кислорода, 20 АТФ, 2 алкоголя, остаток фосфорной кислоты

Задачи: получить 50 АТФ и 50 молекул кислорода.

Почки (играют в паре).

Для их эффективной работы требуется большее количество кислорода. В настоящее время имеются небольшие запасы – 10 молекул кислорода. Но этого совершенно недостаточно. За предстоящие два часа расследования, необходимо увеличить бюджет до 50 молекул кислорода. Для реализации этой цели, может помочь имеющийся дополнительный инвентарь, а именно 20 АТФ, которые можно выгодно обменять на кислород.

Кроме того, они обладают сахаром рибоза. Как он к ним попал и зачем он нужен почки не знают, но есть надежда, что удастся найти приличного покупателя и продать информацию по выгодной цене.

Среди гостей организма, один почкам знаком. Его зовут Витамин. Дело в том, что они видели его раньше, примерно два года назад он уже был здесь. Нельзя сказать, что это важная или ценная информация. Но как знать, может кто-то будет интересоваться витамином, и тогда можно будет попробовать заработать.

Инвентарь: 10 молекул кислорода, 20 АТФ, сахар рибоза

Задача: получить 50 молекул кислорода. Есть информация, что два года назад здесь был витамин.

Вирус.

Абсолютно безвреден для этого организма. Страдают от него только бактерии. Но это еще надо доказать, на слово, ему мало кто поверит. Не имеет понятия, почему повышена температура, но точно знает, что не из – за него. Тем не менее, на данный момент, является основным подозреваемым. Может так случиться, что у следствия не появиться новой версии и его признают виновным. Необходимо не допустить этого.

Инвентарь: 10 молекул кислорода, 10 АТФ, остаток фосфорной кислоты, 2 алкоголя, никотин.

Задача: избавиться от подозрения.

Лимфоцит и антитело (играют в паре).

Всегда помогали организму избавиться от различных чужеродных антигенов. Вот и сейчас, они надежда всех органов иммунитета и организма в целом. Им предстоит выяснить, почему повысились температура. В настоящий момент главным подозреваемым является Вирус. Это логично, вирусы никогда ничего хорошего не приносят. Тем не менее, его вину необходимо доказать, а доказательства представить через два часа. Что это будет, пока неизвестно: улики, показания свидетелей, или что-то еще. Основное их оружие – интеллект. Дело может оказаться довольно запyтaнным и только благодаря усиленной работе мысли получиться найти все необходимые доказательства.

Инвентарь: 10 молекул кислорода, 1 алкоголь

Задача: выяснить причину повышения температуры и выдвинуть обвинение в конце игры.

Антитело: задача во всем помогать лимфоциту.

Витамин.

Считает, что помогает организму быть более здоровым. Как назло, сейчас в организме повышенная температура. Чувствует, что в деле о повышении температуры не все чисто. Даже если Вирус и виноват, он, скорее всего, постарается спихнуть всю вину на кого-то другого. Организуйте свое расследование. Выясните, кто виноват, соберите доказательства и только тогда сдайте преступника в руки лимфоциту.

У Витамина есть еще один предмет (черно-желтая коробка) Как он называется и для чего нужен Витамину неизвестно.

Инвентарь: 10 молекул кислорода, 10 АТФ, остаток фосфорной кислоты, 1 алкоголь, таинственный предмет (черно-желтая коробка)

Задача: организуй свое расследование. Выясни, кто виноват и только тогда сдай его в руки лимфоциту.

Итого игрокам требуется 150 АТФ и 200 молекул кислорода. Следовательно, в игре должно быть 140 молекул кислорода и 140 АТФ. 50 АТФ доступны только после использования кода (строение молекулы АТФ)

Подведение итогов игры (круглый стол).

1. Каждый участник ролевой игры высказывается, подводит итоги своей миссии в игре (с какими задачами справился, с какими нет, объясняет почему).

2. Обсуждение, раскрытие карт и общее подведение итогов.

3. Обсуждение игры с точки зрения биологии (нахождение биологических ошибок).

4. Выводы ( какие знания и умения получили в ходе ролевой игры).

Рефлексия эмоционального состояния.

Участники записывают свои мнения на импровизированном “заборе мнений”.



Комментарии:

Программа элективного курса по биологии "Человек, его здоровье и окружающая среда"


    Программа элективного курса по биологии "Человек, его здоровье и окружающая среда"

      Программа предназначена для учащихся, которых интересует комплекс дисциплин, связанных со здоровьем человека, здоровым образом жизни, профилактикой экологических нарушений в повседневной жизни. Представленная программа содержит лабораторный пpaктикум, тестирование, экспериментальную деятельность, семинарские занятия, проектную деятельность, которая выражается в самостоятельной работе учащихся по поиску литературы, её анализу, составлению отчетов....

26 11 2025 20:20:34

Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"


    Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"

      Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом пpaктические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....

25 11 2025 7:35:38

Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"


    Программа группового тьюторского сопровождения обучения и развития "Биологический клуб "ДНК"

      Тьюторское сопровождение – особая педагогическая технология и позиция, основанная на признании права ребенка на самостоятельность, индивидуальность. Тьютор занимает позицию сопровождения образовательной деятельности, а цели этой деятельности определяются самим учеником. Образовательную деятельность ученик также осуществляет самостоятельно, а тьютор помогает ему проанализировать: зачем была нужна эта деятельность, каковы ее результаты, в чем причины успеха или неудачи и т. д....

24 11 2025 8:24:43

Внутренняя среда организма


    Внутренняя среда организма

      Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....

23 11 2025 7:32:59

Классификация цветковых растений


    Классификация цветковых растений

      При проведении урока были использованы ни только различные методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, но и методы и приемы проверки и оценки знаний и навыков учащихся: организация взаимоконтроля, самоконтроля и самооценки. При проверке знаний были использованы на компьютере программированные задания. В отличие от тестов в заданиях используются правильные ответы....

22 11 2025 4:26:43

Занятие "Амур – великая река"


    Занятие "Амур – великая река"

      Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....

21 11 2025 12:41:39

Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"


    Урок "Шляпочные грибы" по теме "Путешествие в мир шляпочных грибов"

      Урок с целью познакомить учащихся с особенностями строения, жизнедеятельности шляпочных грибов, многообразием грибов, правилами сбора, сохранения грибницы и т.д. ...

20 11 2025 14:21:17

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

19 11 2025 10:10:39

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....

18 11 2025 8:11:50

Скажем прямо без всяких кавычек: "Молодежь против вредных привычек"

Направляемые на фестиваль сценарии и материалы выступают против асоциальных явлений и могут быть использованы для проведения внеклассных мероприятий для детей среднего школьного возраста. Все материалы пропагандируют здоровый образ жизни. ...

17 11 2025 13:55:32

Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник


    Урок биологии в 7-м классе "Законы России об охране животного мира. Система мониторинга". По программе Криксунов-Пасечник

      Цели урока: выяснить, какие законы в РФ регламентируют охрану животного мира; дать понятие о мониторинге и о методах его осуществления. ...

16 11 2025 13:44:15

Виртуальная дендроэкскурсия по экологической тропе к памятнику природы Скала «Мир»

Виртуальная экологическая тропа, на которую перенесена дендроэкскурсия, проведена в 2008 году в окрестностях «Скалы Мир». Такая форма расширяет аудиторию, знакомит с уникальным природным объектом. Кроме того, виртуальная экскурсия поддерживает интерес людей к изучаемому объекту....

15 11 2025 4:29:35

Изучение темы "Компьютерные модели"


    Изучение темы "Компьютерные модели"

      В процессе изучения темы учащиеся выполняют серию пpaктических работы в среде электронных таблиц. Опираясь на результаты компьютерного моделирования, дети с большим удовольствием отвечают на вопрос "Сколько можно брать у живой природы, чтобы ее запасы не истощались?", что само по себе имеет большое воспитательное значение, акцентирует внимание на бережном отношении к окружающей среде и находит отклик в душах детей среднего школьного возраста....

14 11 2025 9:52:22

Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"


    Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"

      Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...

13 11 2025 14:24:33

Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ


    Нарушения деятельности нервной системы под влиянием психоактивных веществ

      Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....

12 11 2025 22:12:11

Урок биологии. Обобщающее повторение по теме "Основы цитологии"


    Урок биологии. Обобщающее повторение по теме "Основы цитологии"

      Тема "Основы цитологии" занимает одно из центральных мест в науке биологии, так как клетка является структурной, функциональной и генетической единицей всего живого. Серьезное внимание к данной теме в преподавании биологии вызвано в связи с тем, что большее количество вопросов в измерительных материалах ЕГЭ по биологии принадлежит теме "Основы цитологии"....

11 11 2025 3:13:37

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс


    Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

      Конспект урока по биологии растений с элементами дидактической игры. На уроке используются межпредметные связи с географией, математикой, экологией. Цель урока: сформировать представление о многообразии царства растений; познакомить с разнообразием мест обитания растений, условиями их существования; расширить кругозор учащихся, выяснить значение растений в природе и жизни человека; ввести понятие о низших и высших растениях....

10 11 2025 10:25:32

Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий


    Образовательные технологии как средство формирования универсальных учебных действий

      Совершенствование урока по содержанию и по форме одна из задач учителя. На уроке происходит процесс воспитания и развития личности. Развиваются умения и навыки, внутренний мир человека. Учительская задача – создать такую учебную среду, где обучение происходит в деятельности, чтобы ребенок на уроке был активен, развивался, творил, сам строил свои знания....

09 11 2025 4:42:22

Цветок и его строение


    Цветок и его строение

      Урок с моментами игрового и проблемного обучения. Обучение проходит в группах по 4 человека. На уроке используется много разных заданий: письма-шифровки, сделать пластилиновую модель цветка, черный ящик. На уроке много стихотворений, загадок, легенд. Урок сопровождается презентацией....

08 11 2025 1:38:26

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

07 11 2025 23:30:45

Личностно ориентированный подход в обучении биологии


    Личностно ориентированный подход в обучении биологии

      Все ученики разные! Они - отдельные неповторимые мозаинки, которые составляют яркий красивый мозаичный рисунок класса. Класс - это множество субъектов, у каждого из которых своя высота, своя планка, свое особенное и неповторимое "я". Мы должны об этом всегда помнить - только тогда мы сможем помочь всем нашим ученикам стать успешными....

06 11 2025 2:17:49

Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"


    Контрольно-обобщающий урок в виде игры "Счастливый случай" по теме "Класс Земноводные"

      Урок по зоологии проводится по принципу телевизионной игры "Счастливый случай". На ней учащиеся должны показать свои знания о земноводных. Игра состоит из четырех гeймов, в ней участвуют 2 комaнды....

05 11 2025 11:21:25

Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"


    Элективный курс по биологии "Лекарство и человек"

      Программа элективного курса, имеющего профессионально-ориентированную направленность, предназначена для расширения кругозора учащихся основной школы через знакомство с основами фармакологии. Цель курса: формирование особой образовательной среды, в которой ребенок может удовлетворять свои познавательные интересы и компетенции, реализовать свой творческий потенциал, творческую активность, приобрести навыки самостоятельного труда....

04 11 2025 7:40:21

Использование сайта учителя в преподавании биологии


    Использование сайта учителя в преподавании биологии

      В статье рассказывается о созданном автором сайте, где представлены разделы и указано предназначение каждого из них. Показана разработка урока биологии для 6-го класса по учебнику В.В. Пасечника "Биология" (Бактерии. Грибы. Растения)....

03 11 2025 15:38:17

Урок биологии по теме "Голосеменные"


    Урок биологии по теме "Голосеменные"

      Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии. ...

02 11 2025 16:26:27

Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода


    Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода

      Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства. Реализация учителем на уроках биологии историко-библиографического методологического подхода позволит приблизиться к решению данной проблемы....

01 11 2025 18:19:24

Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего

Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В пoлoвoзрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....

31 10 2025 23:59:12

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

30 10 2025 5:29:12

Неделя естественных наук

Неделя биологии, географии, химии влияет на развитие интереса учащихся к изучаемому предмету, повышает их образовательный уровень, самостоятельность и творчество, выявляет способных учащихся по предмету....

29 10 2025 11:46:52

Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"


    Урок для учащихся 3–4-х классов: "Путешествие в страну Витаминию"

      Посредством театрализованного представления идет знакомство учащихся начальной школы с историей открытия витаминов, их содержанием в продуктах, значением для сохранения здоровья человека....

28 10 2025 18:55:47

Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист"


    Методическая разработка районного конкурса "Юный натуралист"

      Мы все любим играть, а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Конкурс был создан прежде всего для талантливых и способных детей 6-х классов. ...

27 10 2025 9:30:17

План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"


    План-конспект урока "Ядро. Строение и функции"

      Данный урок входит в систему уроков изучения темы «Строение эукариотической клетки». На уроке раскрываются особенности строения и функции клеточного ядра. На уроке используется мультимедийная презентация, которая позволяет наглядно представить изучаемые структуры ядра. Урок предполагает использование индивидуальной, фронтальной работ, а также элементов проблемного обучения....

26 10 2025 1:57:14

Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"


    Интегрированный урок природоведения в 5-м классе "Происхождение планеты Земля"

      Интегрированный урок-панорама по природоведению формирует у пятиклассников способность открывать страницы прошлого в изучении вопросов мироздания, таких наук как астрономия, история, биология, литература, постигать их смысл и ценность. Позволяет формировать у учащихся целостную научную картину происхождения нашей планеты Земля. ...

25 10 2025 23:47:41

Происхождение человека. 9-й класс


    Происхождение человека. 9-й класс

      Разработка модульного урока «Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....

24 10 2025 18:33:23

Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"


    Интегрированный урок: психология + возрастная анатомия и физиология по теме: "Темперамент и личность"

      Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...

23 10 2025 16:17:42

Урок-игра "Жить здорово"

Интегрированный урок биологии и экологии в 8-м классе. Цель урока – обобщить и углубить знания по темам: «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. Витамины»....

22 10 2025 4:23:34

Урок в 10-м классе "Биосинтез белка"


    Урок в 10-м классе "Биосинтез белка"

      На уроке продолжается формирование знаний о значении биосинтеза белков для живых организмов, о двух этапах биосинтеза белка – трaнcкрипции и трaнcляции. Обобщаются знания о том, как последовательность нуклеотидов в ДНК кодирует последовательность аминокислот в полипептиде. Дается хаpaктеристика генетического кода и его основных свойств с позиции единства происхождения всех живых организмов на Земле....

21 10 2025 9:21:51

Тема урока: "Наркомания"

Интегрированный урок по основам безопасности жизнедеятельности и биологии с использованием компьютерных технологий. Тема урока связана с профилактикой наркомании, с целью дать учащимся представление о наркомании как о факторе, разрушающем здоровье. Задачи урока – формировать у учащихся стойкое неприятие к наркотикам, показать опасность принятия даже одной дозы, ознакомить с уголовной ответственностью в области наркомании, а также сформировать необходимые жизненные навыки....

20 10 2025 23:18:36

Строение и функции клеток, плазматической мембраны


    Строение и функции клеток, плазматической мембраны

      Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....

19 10 2025 6:52:31

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

18 10 2025 17:41:17

Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"


    Интегрированный урок (история + биология) по теме "По родным местам В.М. Шукшина: экологические и социально-экономические проблемы села Сростки"

      На уроке учащиеся отправляются на родину В.М.Шукшина. Изучают природу этого района, узнают много нового и полезного. Множество приложений и презентаций помогают лучше отобразить данную тему....

17 10 2025 5:34:11

Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"


    Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"

      Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....

16 10 2025 16:25:32

Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся


    Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся

      В статье описывается опыт работы по данной теме. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии является одним из путей развития познавательной активности учащихся, но недостаточно вести эту работу в рамках урока, целесообразно продолжать ее во внеурочное время....

15 10 2025 22:58:13

Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"


    Повышение учебно-познавательной мотивации средствами внеклассных мероприятий на примере урока-конкурса "Путешествие в волшебную страну Осень"

      Во внеклассную работу необходимо вовлекать большее количество участников. На этапе подготовки ученик начинает ощущать потребность пополнить недостающие элементы знаний, отработать определенные умения. Автором представлен один из традиционных осенних конкурсов, но с использованием информационных технологий, что повышает мотивацию к изучению предмета и способствует развитию учебно-познавательных, предметных и коммуникативных компетенций. Урок-путешествие состоит из 5 основных конкурсов. Конкурс "Своя игра" идет на основе интеpaктивной презентации....

14 10 2025 6:44:23

Значение и строение кожи


    Значение и строение кожи

      Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

13 10 2025 4:26:13

Урок биологии в 7-м классе "Тропизмы простейших"


    Урок биологии в 7-м классе  "Тропизмы простейших"

      Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....

12 10 2025 6:21:58

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

11 10 2025 17:47:33

Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс


    Урок по теме "Жизнь морей и океанов". 5-й класс

      Знакомство с обитателями морей и океанов пятиклассники осуществляют через игру, которая позволяет на высоком эмоциональном уровне познать научный материал по теме «Жизнь морей и океанов». ...

10 10 2025 7:33:50

Тема: "Механизм вдоха и выдоха"


    Тема: "Механизм вдоха и выдоха"

      Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....

09 10 2025 7:40:33

Межпредметные связи на уроках курса "Человек"


    Межпредметные связи на уроках курса "Человек"

      В данной работе рассмотрена роль межпредметных связей в обучении биологии. ...

08 10 2025 14:49:54

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::