Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"


    Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"

Цели и задачи.

  • Образовательные: обобщить и систематизировать учебный материал по теме “Дыхание”, проследить связь с изученными темами курса и обеспечить связь с последующими темами.
  • Развивающие: способствовать развитию умения объединять знания разных наук, что позволяет представить целостную картину мира; развивать умения работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы; развивать навыки проектно-исследовательской деятельности, работы в группе, умение готовить презентации; способствовать развитию умения учащихся учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебных проектов.
  • Воспитательные: формировать навыки здорового образа жизни, воспитывать потребность в сохранении своего здоровья.

Оборудование: мультимедиапроектор, презентация по теме урока, групповые проектные работы (информационные листы для альбома), таблицы по теме “Органы дыхания”.

Тип урока: обобщающий урок-проект.

Методы: исследовательский, поисковый.

Ход урока

Учитель.

Известно, что для изучения природы
Нужны: упорство, сила духа, мужество.
А чтобы было легче понимать,
Поможет нам наук содружество.
Они помогут объяснить процесс дыхания.
Уверена, что все достигнут понимания,
Поэтому сказать не побоюсь:
“Да здравствует прекрасный их Союз!”.

Сегодня в центре нашего внимания будет связь биологии с другими науками. Современная биология опирается на достижения других наук - физики, химии, математики и др. В результате интеграции этих наук выделились пограничные области биологии, изучающие физико-химические и молекулярные основы живого: биохимия, биофизика, молекулярная биология, бионика и др. Мы закончили изучение темы “Дыхание”. Цель нашего урока заключается не только в том, чтобы обобщить, систематизировать знания, но и на примере этой темы доказать тесную связь биологии с другими науками, что позволит представить целостную картину мира. Каждая группа готова представить доказательства этой связи!

Процесс дыхания настолько сложен,
Что без других наук
Мы разобраться в нём не сможем.
Сегодня нам законы физики необходимы,
Они ведь для природы всей едины.
Представляю, уже догадались многие,
Союз физики и биологии!

Первая творческая группа “Союз физики и биологии” (выступление учащихся).

Законы физики едины для органического и неорганического мира. Поступление воздуха во время вдоха в лёгкие и выталкивание во время выдоха являются физическими процессами (Презентация, слайд 4, анализ схемы). Чтобы понять, как происходит газообмен в лёгких и тканях, мы должны снова обратиться к физике, потому что переход газов из окружающей среды в жидкость и из жидкости в воздух подчиняется физическим законам. Каждый газ растворяется в жидкости в зависимости от своего парциального давления. Парциальное давление – это давление одного из газов в газовой смеси. Например, нормальное атмосферное давление 760 мм.рт.ст., содержание кислорода – 21%. Это значит, что парциальное давление кислорода будет 760 x 0,21 = 160 мм.рт.ст.. Парциальное давление кислорода в атмосферном воздухе выше, чем в альвеолярном, поэтому газ диффундирует в альвеолы. Из альвеол по тем же причинам, кислород проникает в венозную кровь, насыщая её, а из крови в ткани. Парциальное давление углекислого газа в тканях выше, чем в крови, а в альвеолярном воздухе выше, чем в атмосферном воздухе (0,2 мм.рт.ст.), поэтому он диффундирует из тканей в кровь, затем в альвеолы и в атмосферу (слайд 5).

Таким образом, мы видим, что законы физики едины для живой и неживой природы.

Учитель. Биология теснейшим образом связана с химией. Глубокая связь этих наук привела к возникновению многих научных дисциплин: биохимии, медицинской химии, агрохимии и т.д. Роль химических знаний в биологии обусловлена тем, что вещества и формы существования химического элемента находятся в биологических системах.

Вещества в процессе дыхания
Расщепляются и окисляются.
Всем известно, что такие реакции
В курсе химии изучаются.
Биология с химией - сёстры,
Мы их рядом всегда встречаем,
Изучая живую природу
Тут же химию замечаем.

Вторая группа “Союз биологии и химии”.

Кислород (О2) и углекислый газ (СО2) в основном находятся в крови в связанном состоянии с гемоглобином. В состав гемоглобина входит двухвалентное железо, которое, соединяясь с кислородом, образует обратимое соединение – оксигемоглобин. Данная реакция является обратимой, а равновесие может сдвигаться вправо или влево в зависимости от имеющейся концентрации кислорода (слайд 7, анализ схемы). В виде оксигемоглобина кислород от лёгких кровью переносится к тканям. Здесь оксигемоглобин диссоциирует, высвобождая кислород, обеспечивая им ткани. Гемоглобин связывается с углекислым газом, образуя также обратимое соединение карбогемоглобин. Это соединение распадается в легких, углекислый газ выделяется в окружающую среду. Исключительно прочна связь гемоглобина с угарным газом. Этой прочностью объясняется отравляющее действие угарного газа. Кислород не может вступить в связь с гемоглобином и не поступает к клеткам и тканям. В понятие “дыхание” включают несколько процессов (слайд 8). Внутреннее дыхание – это процессы, происходящие в митохондриях клеток. Кислород, поступающий в митохондрии в процессе дыхания, обеспечивает окисление веществ до углекислого газа и воды. В результате образуется большое количество энергии. Клеточное дыхание представляет собой высокоупорядоченный процесс последовательно идущих реакций. Но с этими реакциями мы будем знакомиться в следующем году.

Таким образом, мы видим, что биология и химия неразрывно связаны друг с другом.

Учитель. Все результаты, полученные в ходе исследований, обpaбатываются математически. Например, хаpaктерной чертой генетических опытов, является точный количественный учет проявления изучаемых признаков. В настоящее время для более полного и глубокого познания живой природы широко используют моделирование. При этом применяют математическую обработку данных.

Теперь известно вам, что в биологии
К математике обращаются многие.
Не сомневайтесь, это точно –
Союз сей очень-очень прочный!

Третья группа “Союз биологии и математики”.

На уроках биологии нам часто приходится решать задачи, которые различают по способу действия, по содержанию, по способу решения, по назначению. Знания математики нам необходимы при решении арифметических, количественных задач. Количественные задачи в биологии дают возможность получить числовые данные, подтверждающие справедливость определённой биологической закономерности. Арифметические задачи требуют простых арифметических расчетов. Предлагаем вам несколько задач, которые иллюстрируют союз биологии и математики (слайды 10-12, класс решает задачи).

Учитель. Биология всегда развивалась в тесном контакте с географией. Длительное время географы-путешественники, описывая страны, собирали богатый материал для биологов. Вы знаете, что объектом исследования географии является поверхность нашей планеты. Поверхность нашей планеты - это зона сложнейшего взаимодействия горных пород, воды, атмосферы, живых организмов, т.е. особая оболочка планеты, обладающая целостностью и своеобразием. Она получила название географическая оболочка.

Атмосфера - оболочка земная.
Это мы из географии знаем.
Пусть нам даст наука эта знания,
Чтобы лучше понимать процесс дыхания!

Четвертая группа “Союз биологии и географии”.

Одна из земных оболочек, которые изучает география – атмосфера. Атмосфера – это воздушная оболочка Земли. Воздух представляет собой смесь газов: азот – 78%, кислород - 21%, инертные газы и углекислый газ – 1%. Первые воздухоплаватели обнаружили, что при подъёме вверх становится очень трудно дышать. Так в 1875 году воздушный шар “Зенит”, на борту которого находились три воздухоплавателя, достиг высоты 8000 м. Когда шар приземлился, то в живых остался лишь один человек. То же самое происходит и при подъёме в горы. Это происходит потому, что с высотой воздух становится менее плотным. Парциальное давление кислорода меньше а, следовательно, и в крови человека. Масса 1 см3 воздуха на высоте 12 км, например, равна 310 г. а, на высоте 40 км – 4г. Обязательное условие нормального дыхания – определенная концентрация кислорода и углекислого газа в воздухе и его чистота. Очень сильно загрязняет воздух пыль. Только в море, в 1000 км от берега на очень большой высоте, пыли нет. Даже на вершинах Альп в 1 мл. воздуха содержится 200 пылинок. А в таком же объёме городского воздуха пылевых частиц более полумиллиона. Ветер переносит её на очень далёкие расстояния: в Норвегии, например, обнаружена пыль Сахары. Пыль в воздухе содержит большое количество микроорганизмов, поэтому это наиболее распространенный способ передачи заболеваний. Один из основных источников загрязнений атмосферы - автотрaнcпорт. В таблице указаны компоненты выхлопных газов, которые загрязняют воздух (слайд 14). Атмосфера постоянно загрязняется в связи с развитием промышленности. Поэтому во всех странах проводятся мероприятия по предотвращению загрязнения воздушного бассейна.

Учитель. Действительно, с развитием промышленности, воздух сильно загрязняется, но атмосфера может самоочищаться. Дождь промывает ее, удаляя пыль и растворимые вещества. Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород в процессе фотосинтеза. Ультрафиолетовые лучи Солнца убивают микроорганизмы. Однако размах хозяйственной деятельности человека достиг таких масштабов, что естественных сил самоочищения стало недостаточно.

Вывод, я скажу, не сложен:
Жить без воздуха не сможем!
Ну, а если воздух грязный,
Он становится опасный.
Объяснить где враг - кто сможет?
Экология поможет!

Пятая группа “Союз биологии и экологии”.

Загрязнение воздуха таит в себе угрозу не только для здоровья людей, но и наносит экологический вред всей природе. Один из основных источников загрязнения воздуха, автомобильный трaнcпорт. Большинство газовых выделений двигателей автомобилей тяжелее воздуха, поэтому скапливаются у земли. Ребёнок, сидящий в коляске, вдыхает больше токсичного воздуха, чем взрослые, которые с ним гуляют. Поэтому мы рекомендуем всем поменьше находиться на улицах с большим выбросом вредных веществ. Большую роль в очищении воздуха играют зеленые растения. Яркая и сочная зелень украшает, оживляет любое помещение. Комнатные растения повышают влажность воздуха, очищают его от вредных веществ. Воздух в помещениях сухой от центрального отопления, пыльный наэлектризованный, а растения фильтруют его, впитывая вредные вещества через устьица. Сильно загрязняет воздух формальдегид, который выделяется из ДСП и напольных покрытий, но есть растения, которые его поглощают и переpaбатывают: хлорофитум, финиковая пальма. Компьютеры выделяют ксилол и толуол. Эти вещества поглощает диффенбахия, филодендрон. Для очищения и увлажнения воздуха полезны гибискус, нефролепис, плющ, фикус, циперус, циссус. Растения могут лечить. Так алое древовидное используют при разных заболеваниях дыхательной системы, а пеларгонии выделяю вещества губительные для бактерий (слайды 16 – 19). Очень сильно воздух загрязняет пыль. Зеленые насаждения улавливают до 80% пыли. У нас на пришкольной территории растут разные деревья и много кустарников. На их листьях осаждается большое количество пыли (слайд 20, анализ).

Все живые существа дышат воздухом и этот воздух должен быть чистым. Каждый человек, изучающий экологию, может и должен участвовать в изменении нашего отношения к природе.

Учитель. Мир живых организмов имеет огромное значение в природе, в общей культуре человека. Учёные не перестают восхищаться чудесами природы. Строгие теоретики, пpaктики порой обращаются к стихам и прозе, даже слагают целые поэмы, посвящённые живым объектам природы. Например, дед Ч. Дарвина написал несколько крупных поэм. Живая природа часто используется в художественной литературе для выражения чувств и мыслей героев произведений. Живая природа всегда присутствует в поэзии А.С. Пушкина, С.А. Есенина и многих других поэтов и писателей. Процесс дыхания сложный и в тоже время очень интересный, удивительный процесс. Он настолько удивительный, что мне тоже хочется выразить чувства в своих стихах (Приложение 1).

А сейчас слово нашим экспертам.

Шестая группа “Союз биологии и литературы”.

Каждый человек, наверно, замечает, что когда рано утром выходит в поле, в лес, то чувствует, как легко дышится. Когда воздух чист, дыхательные пути широко раскрыты и воздух обильно поступает в лёгкие. Повышается обмен веществ, появляются бодрость и прекрасно самочувствие. Именно такое состояние вдохновляло поэтов, писателей, художников. Обратимся к произведениям И.С.Тургенева [8] (слайд 22).

Значимость свежего, чистого воздуха для организма немного смешно, но точно описал Н.А. Заболоцкий в стихотворении “Сохранение здоровья” [9] (Приложение 2, читают наизусть).

В произведениях многих писателей можно обнаружить их хорошие биологические знания. Обратимся к произведению Джека Лондона “Мартин Иден” [7]. Герой произведения бросился в море. Ему не хочется жить. И вот здесь автор показывает борьбу разума и тела (Приложение 3). Если посмотреть на данный отрывок произведения с биологической точки зрения, то можно увидеть в этой борьбе механизм нервной и гумopaльной регуляции дыхания.

Таким образом, мы видим, что существует тесная связь науки о живом прекрасном мире и литературы.

Учитель. Сегодня на уроке мы смогли решить две очень важные задачи. Во-первых, вы проверили свои знания и умения по теме “Дыхание”, во-вторых, вы провели большую работу по выявлению межпредметных связей. В центре нашего внимания была связь биологии с физикой, химией, математикой, географией, экологией и литературой. Но это далеко не всё. Можно говорить о связи с историей, философией, этикой и т.д. Работа, которую вы провели, позволила интегрировать естественнонаучные сведения и осознать целостность мира.

Земля - прекрасная планета,
Разнообразный мир с обилием тепла и света.
В системе Солнечной такой он лишь один,
Но, несмотря на разноликость, мир един!

Подведение итогов. Обсуждение пpaктической значимости проведённого исследования: что узнали нового? Где эти знания пригодятся в жизни?

Оценка деятельности учащихся.

Литература, которую использовали учащиеся в ходе работы.

1.Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 класс. М. Вентана-Граф 2012

2. Алексашина И.Ю. Настольный справочник школьника. Том 1 (математика, физика, химия, биология). Санкт-Петербург, “Весь” 2008.

3.Локшин Г.И. Биология. Краткий курс для абитуриентов. М. “Лист” 1998.

4.Щербатых Ю.В.. Биология. М. “Эксмо” 2006.

5.Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.Просвещение 1990.

6.Демьянков Е.Н. Познавательные задачи по биологии и природоведению. Орёл 1993.

7. Джек Лондон. Мартин Иден. М. Мир книги 2005.

8.Тургенев И.С. Записки охотника. М.Мир книги 2006.

9.Заболоцкий Н.А. Стихотворения. Тула 1989.

10.Головкин Б.Н.Все о комнатных растениях. М. Айрис Пресс 2009

11. http://bagazhznaniy.ru/obrazovanie/gazoobmen-v-legkix-i-tkany

12. http://bagazhznaniy.ru/obrazovanie/dyhatelnye-dvizhenija-reguljacija-dyhanija

13. http://www.greensalvation.org/index.php?page=influenceAvtoZV

14. http://ouc.ru/zabolotsky/sohraneniye-zdorovya.html



Комментарии:

Презентация как способ повышения мотивации к изучению биологии и формирования ключевых и предметных компетентностей школьников

ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....

25 04 2024 1:11:50

Урок природоведения по теме "Климат, погода". 5-й класс


    Урок природоведения по теме "Климат, погода". 5-й класс

      Урок формирования новых знаний и умений в форме игры для 5-го класса проводился с целями формирования у учащихся познавательного интереса к предмету, формирования ключевых компетентностей, развития речи, осуществления интеграции с английским языком. Такие уроки с использованием игровых форм способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию творческих способностей, воспитанию коллективизма, сплочению, улучшению психологического климата между учащимися....

24 04 2024 6:31:58

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

23 04 2024 8:36:43

Песец – полярный путешественник


    Песец – полярный путешественник

      В материале описано занятие для учащихся детского объединения «Юный зоолог», возраст 12–14 лет. Песец рассматривается как организм, обладающий рядом морфологических и поведенческих адаптаций, необходимых для существования в условиях тундры. Приемы, используемые на занятии, помогут достичь познавательной активности ученика и успешного освоения им нового материала....

22 04 2024 13:44:41

«Почва как среда жизни». 5-й класс


    «Почва как среда жизни». 5-й класс

      Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....

21 04 2024 9:56:22

Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс


    Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс

      Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

20 04 2024 13:55:29

Развивающее обучение активными формами и методами познавательной деятельности


    Развивающее обучение активными формами и методами познавательной деятельности

      Познавательный интерес – глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врождённой познавательной потребности. Отсутствие интереса у школьников – показатель серьезных недостатков в обучения. Именно благодаря интересу знания могут стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности....

19 04 2024 14:47:25

Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии


    Роль новых информационных технологий в обеспечении качества обучения биологии

      Применение компьютера в обучении позволяет управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение строят в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний и умений, уровень сложности, интересы и пр. Совместимость компьютерных технологий с традиционными средствами и формами обучения — один из важных методических принципов их применения. При планировании уроков необходимо найти оптимальное сочетание обучающих программ с другими (традиционными) средствами обучения. Применение ИКТ на уроках требует и от педагога особой профессиональной подготовки....

18 04 2024 10:33:32

Интегрированный урок (трудовое обучение + биология) в коррекционной школе VIII вида с использованием социально-значимого проекта "Декоративные кустарники на школьном дворе"

Цель работы: обучающиеся должны самостоятельно выполнить контрольно-корректирующий и пpaктический этапы проекта в ходе оформления миксбордера на территории школьного двора: посадить низкорослые травянистые растения, установить ограждение миксбордера из гибкой проволоки....

17 04 2024 2:32:29

Исчезающие птицы ЯНАО


    Исчезающие птицы ЯНАО

      С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....

16 04 2024 6:12:57

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

15 04 2024 2:16:14

Открытый урок в профильной группе. Тема: «Фотосинтез»

Урок по теме «Фотосинтез» проводится для профильной группы 10-го класса. Тема изучается на протяжении 3 уроков. На 1-м уроке изучается история процесса фотосинтеза, вклад ученых в развитие учения о фотосинтезе, фазы фотосинтеза. Урок соответствует новым ФГОС. Ребята сами определяют тему урока, ставят цели, создают мини-проекты....

14 04 2024 0:25:34

Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс


    Открытый урок биологии по теме «Цветок». 6-й класс

      Изучается цветок как орган семенного размножения покрытосеменных растений, особенности строения и многообразие цветков; развиваются пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений....

13 04 2024 11:32:50

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе на тему "Растительный мир в русской поэзии XIX века"

Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....

12 04 2024 13:15:30

Движущие силы антропогенеза


    Движущие силы антропогенеза

      Урок биологии посвящен эволюции человека и основным движущим силам антрогенеза. ...

11 04 2024 17:53:12

Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс


    Урок биологии. Тема: "Класс птицы. Приспособления к полету в строении птиц". 7-й класс

      Урок логически продолжает изучение эволюционного развития позвоночных животных, раскрывает черты приспособленности организмов к среде обитания, формирует самостоятельность, творческое отношение к учебе, ответственное отношение к окружающей среде, любви к природе....

10 04 2024 14:25:48

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

09 04 2024 18:37:15

Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе


    Развитие познавательной деятельности обучающихся на уроке повторения и применения знаний при подготовке к ГИА в 9-м классе

      На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....

08 04 2024 22:34:26

Медиа-лекция "Индивидуальное развитие организма"

Урок-лекция проводится для учащихся 1-го курса НПО, рекомендован для базового курса общей биологии при изучении раздела «Организм». Форма урока: медиа-лекция, развивает критическое мышление по схеме «вызов – осмысление – размышление»....

07 04 2024 0:48:33

"Растения паразиты и хищники". 6-й класс

Цель урока: расширить знания учащихся о растениях паразитах и хищниках; выявить, в чем состоит необычность этих растений и каковы ее причины....

06 04 2024 15:28:58

Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"


    Экологическая экскурсия в Амурский лес "Исцели душу гармонией"

      Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса. Также экскурсанты изучают структуру и видовое разнообразие лесного сообщества определяют меры охраны лесных экосистем и способы их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы....

05 04 2024 7:32:51

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

04 04 2024 10:40:58

Урок биологии. Тема: "Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора"


    Урок биологии. Тема: "Приспособленность организмов к среде обитания как результат естественного отбора"

      Цель урока: сформировать знания у учащихся о приспособленности организмов к окружающей среде. У учащихся формируются знания о различных способах приспособленности организмов к окружающей среде....

03 04 2024 3:51:38

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

02 04 2024 16:10:49

Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс


    Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс

      Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....

01 04 2024 9:19:55

Интегрированный урок (биология + физкультура) "Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы"

Цель урока – ознакомление обучающихся с физическими упражнениями, влияющими на развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы. А также популяризация физкультуры, зарядки, закаливания для сохранения и укрепления здоровья....

31 03 2024 4:26:51

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

30 03 2024 5:26:24

Деление клеток. Митоз


    Деление клеток. Митоз

      Урок формирует знания о значении деления клетки для роста, развитии и размножении клетки и организма, формирует умение последовательно выстраивать процессы митоза и определять их, учащиеся усваивают фазы митоза и понимают его биологическое значение....

29 03 2024 6:53:30

Органоиды движения простейших: строение и функции

Органоиды движения простейших: строение и функции Жгутики — это тонкие выросты тела, число которых варьирует от одного до десятков. Жгутики и реснички обеспечивают не только передвижение клеток в прострaнcтве, но и перемещение различных веществ на поверхности клеток. Органоиды движения эвглены зеленой представлены жгутиком, который находится на тупом конце....

28 03 2024 11:34:33

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок изучения нового материала в 10-м классе по теме "Моногибридное скрещивание" с использованием презентации, которая подготовлена в программе Microsoft Power Point и видеофрагмента с дикторским текстом из УМК "Виртуальная школа Кирилла и Мефодия 2003-медиатека". Основные опopные моменты урока появляются на экране с помощью мультимедиапроектора....

27 03 2024 1:59:50

"В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе


    "В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе

      На стенах Форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть здоровым – бегай, если хочешь быть умным – двигайся!». На данном уроке представлены некоторые пpaктические упражнения и советы, которые помогут выявить и предупредить нарушения опopно-двигательного аппарата (плоскостопие и искривления позвоночника). ...

26 03 2024 21:49:49

Учебная программа элективного курса "Без меня врачам не обойтись"


    Учебная программа элективного курса "Без меня врачам не обойтись"

      Курс для предпрофильной подготовки учащихся 9-го класса. Эта программа предполагает помощь в осознанном выборе учащимися профессий, требующих биологических знаний. ...

25 03 2024 0:17:29

Развернутый план урока на тему "Продление рода. Органы размножения". 7-й класс

Материал урока представлен в сжатой компактной форме концептуальной таблицы и графических схем «фишбоун» и «синквейн». На каждом этапе урока предусмотрена различная деятельность: игра, самостоятельная, словарная работа, с учебником и наглядным материалом. Урок содержит методические приемы, рефлексии, стимулирования познавательной деятельности. Контроль на каждом этапе урока. Дифференцированный подход ‒ в индивидуальных «картах знаний»....

24 03 2024 20:54:43

Тема: "Путешествие в страну Компьютерру". Обобщающий урок по теме: "Это я…" (5-й класс)


    Тема: "Путешествие в страну Компьютерру". Обобщающий урок по теме: "Это я…" (5-й класс)

      Рефлексия учебных достижений и способов деятельности учащихся проводится в виде урока-игры «Компьютерный вирус», который способствует формированию навыков самооценки и самоконтроля. А использование интеpaктивной доски и ИКТ способствует повышению мотивации и создает условия для более эффективного погружения в языковую среду. ...

23 03 2024 22:24:11

Повторение по теме "Птицы"


    Повторение по теме "Птицы"

      Цель урока: закрепить знания, полученные на уроках по теме "Птицы", ответить на вопрос: "Что дали птицы человечеству?". На уроке повторить особенности строения внешнего, внутреннего, скелета птиц, в связи с приспособленностью к полету; строение головного мозга, закрепить знания о многообразии и разнообразии птиц; закрепить умения определять птиц по их внешнему облику и в полете по силуэтам, умение различать голоса птиц, умение определять по форме клюва птицу и объяснить, чем и как питаются птицы....

22 03 2024 4:59:47

Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"


    Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"

      Решение многих задач требует применения информационных технологий, использования прикладных программ для обеспечения эффективности понимания материала. Вид урока: лабораторная работа с применением проблемно-исследовательской технологии. Методическая цель: показать на основе осуществления межпредметных связей использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности студентов по биологии. ...

21 03 2024 17:22:50

Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"


    Урок по курсу "Биология человека", 8-й класс. Тема: "Дыхание. Органы дыхания. Газообмен"

      Урок составлен на основе технологии развития критического мышления. На уроке реализуется схема: вызов - осмысление - рефлексия. На стадии вызова используется прием мозговой штурм. Прием - бортовой журнал - является стратегией урока, так как работает на всех стадиях урока. Форма работы - индивидуальная и групповая. Основной принцип урока - принцип взаимодоверия и взаимопомощи. Урок составлен с поддержкой презентации, подготовленной автором....

20 03 2024 16:35:58

Многообразие моллюсков, их значение в природе


    Многообразие моллюсков, их значение в природе

      Урок, проведенный в форме путешествия, раскрывает особенности классов типа моллюски, систематизирует знания учащихся о многообразии моллюсков и об их значении в биоценозе....

19 03 2024 4:58:10

Жизнедеятельность клетки. 6-й класс

Тема урока связана с предыдущими темами, опирается на уже имеющиеся знания о строении клетки. Урок дан в теме "Клеточное строение растений", на которую отводится 4 часа. Урок разработан по программе для основной общеобразовательной школы. Автор В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова....

18 03 2024 2:38:51

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

17 03 2024 1:26:47

Учебный проект "Информационное сопровождение отдельных тем курса общей биологии"


    Учебный проект "Информационное сопровождение отдельных тем курса общей биологии"

      Предметный проект по общей биологии, направленный на расширение знаний по разделам «Цитология, «Эволюция», «Генетика». ...

16 03 2024 15:47:27

Интегрированный урок (биология + технология) по теме "Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции, отравления, профилактика"


    Интегрированный урок (биология + технология) по теме "Микроорганизмы в жизни человека. Пищевые инфекции, отравления, профилактика"

      Интегрированный урок разработан с целью получения комплексных знаний по биологии и технологии. Данный урок позволяет познакомить учащихся с разнообразием болезнетворных микроорганизмов, вызывающих пищевые отравления. Сформировать навыки, способствующие здоровому образу жизни. ...

15 03 2024 22:22:48

Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"


    Образовательный проект. Тема: "Какой он, современный урок?"

      Разработка урока «Рост и развитие растений и животных» с использованием технологии проектного обучения. Требования, предъявляемые к современному уроку, типология уроков, контрольно-оценочная деятельность. ...

14 03 2024 1:54:20

Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)


    Урок природоведения по теме "Развитие жизни на Земле" (5-й класс)

      Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....

13 03 2024 14:35:41

Элективный курс для учащихся 9-х классов: "Секреты здоровья и долголетия"

Программа помогает овладеть основными навыками ведения здорового образа жизни – залога долголетия. Она включает два раздела: здоровье человека и его компоненты, человек и окружающая среда. ...

12 03 2024 0:24:43

Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельностного подхода в обучении биологии


    Проектно-исследовательский метод с использованием компьютерных технологий как вариант организации деятельностного подхода в обучении биологии

      Сегодня акцент переносится с "усвоения знаний" на формирование "компетентности", происходит переориентация на личностно-ориентированный подход. Современный урок ценен не только получением информации, но прежде всего обучением в ходе него способов деятельности для получения информации. ...

11 03 2024 7:16:53

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Общая хаpaктеристика, строение

Класс Пресмыкающиеся (Рептилии). Общая хаpaктеристика, строение Представители пресмыкающихся (более 4 тыс. видов) являются настоящими наземными позвоночными животными. В связи с появлением зародышевых оболочек они в своем развитии не связаны с водой....

10 03 2024 19:20:43

Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"


    Урок-презентация. Тема: "Факторы среды и их влияние на биоценозы"

      В ходе данного урока-презентации удается сформировать знания учащихся о закономерностях влияния различных факторов среды на организм. Ученики 7-го класса учатся выявлять в природе основные факторы среды и давать им краткую сущностную хаpaктеристику. Форма урока необычна, поскольку включает исследовательскую работу (проект) с привлечением самих школьников....

09 03 2024 16:45:11

Бинарный урок биологии и английского языка. Цветы английского сада


    Бинарный урок биологии и английского языка. Цветы английского сада

      Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....

08 03 2024 17:14:46

Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"


    Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"

      Факультативный курс "Жизнь растений леса". В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразию, их взаимосвязи в природе, значению, влиянию деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края. ...

07 03 2024 21:20:19

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::