Урок-проект "Межпредметная интеграция при изучении темы «Дыхание человека»"
Цели и задачи.
- Образовательные: обобщить и систематизировать учебный материал по теме “Дыхание”, проследить связь с изученными темами курса и обеспечить связь с последующими темами.
- Развивающие: способствовать развитию умения объединять знания разных наук, что позволяет представить целостную картину мира; развивать умения работать с дополнительной литературой, анализировать, делать выводы; развивать навыки проектно-исследовательской деятельности, работы в группе, умение готовить презентации; способствовать развитию умения учащихся учиться на собственном опыте и опыте других в процессе разработки учебных проектов.
- Воспитательные: формировать навыки здорового образа жизни, воспитывать потребность в сохранении своего здоровья.
Оборудование: мультимедиапроектор, презентация по теме урока, групповые проектные работы (информационные листы для альбома), таблицы по теме “Органы дыхания”.
Тип урока: обобщающий урок-проект.
Методы: исследовательский, поисковый.
Ход урока
Учитель.
Известно, что для изучения природы
Нужны: упорство, сила духа, мужество.
А чтобы было легче понимать,
Поможет нам наук содружество.
Они помогут объяснить процесс дыхания.
Уверена, что все достигнут понимания,
Поэтому сказать не побоюсь:
“Да здравствует прекрасный их Союз!”.
Сегодня в центре нашего внимания будет связь биологии с другими науками. Современная биология опирается на достижения других наук - физики, химии, математики и др. В результате интеграции этих наук выделились пограничные области биологии, изучающие физико-химические и молекулярные основы живого: биохимия, биофизика, молекулярная биология, бионика и др. Мы закончили изучение темы “Дыхание”. Цель нашего урока заключается не только в том, чтобы обобщить, систематизировать знания, но и на примере этой темы доказать тесную связь биологии с другими науками, что позволит представить целостную картину мира. Каждая группа готова представить доказательства этой связи!
Процесс дыхания настолько сложен,
Что без других наук
Мы разобраться в нём не сможем.
Сегодня нам законы физики необходимы,
Они ведь для природы всей едины.
Представляю, уже догадались многие,
Союз физики и биологии!
Первая творческая группа “Союз физики и биологии” (выступление учащихся).
Законы физики едины для органического и неорганического мира. Поступление воздуха во время вдоха в лёгкие и выталкивание во время выдоха являются физическими процессами (Презентация, слайд 4, анализ схемы). Чтобы понять, как происходит газообмен в лёгких и тканях, мы должны снова обратиться к физике, потому что переход газов из окружающей среды в жидкость и из жидкости в воздух подчиняется физическим законам. Каждый газ растворяется в жидкости в зависимости от своего парциального давления. Парциальное давление – это давление одного из газов в газовой смеси. Например, нормальное атмосферное давление 760 мм.рт.ст., содержание кислорода – 21%. Это значит, что парциальное давление кислорода будет 760 x 0,21 = 160 мм.рт.ст.. Парциальное давление кислорода в атмосферном воздухе выше, чем в альвеолярном, поэтому газ диффундирует в альвеолы. Из альвеол по тем же причинам, кислород проникает в венозную кровь, насыщая её, а из крови в ткани. Парциальное давление углекислого газа в тканях выше, чем в крови, а в альвеолярном воздухе выше, чем в атмосферном воздухе (0,2 мм.рт.ст.), поэтому он диффундирует из тканей в кровь, затем в альвеолы и в атмосферу (слайд 5).
Таким образом, мы видим, что законы физики едины для живой и неживой природы.
Учитель. Биология теснейшим образом связана с химией. Глубокая связь этих наук привела к возникновению многих научных дисциплин: биохимии, медицинской химии, агрохимии и т.д. Роль химических знаний в биологии обусловлена тем, что вещества и формы существования химического элемента находятся в биологических системах.
Вещества в процессе дыхания
Расщепляются и окисляются.
Всем известно, что такие реакции
В курсе химии изучаются.
Биология с химией - сёстры,
Мы их рядом всегда встречаем,
Изучая живую природу
Тут же химию замечаем.
Вторая группа “Союз биологии и химии”.
Кислород (О2) и углекислый газ (СО2) в основном находятся в крови в связанном состоянии с гемоглобином. В состав гемоглобина входит двухвалентное железо, которое, соединяясь с кислородом, образует обратимое соединение – оксигемоглобин. Данная реакция является обратимой, а равновесие может сдвигаться вправо или влево в зависимости от имеющейся концентрации кислорода (слайд 7, анализ схемы). В виде оксигемоглобина кислород от лёгких кровью переносится к тканям. Здесь оксигемоглобин диссоциирует, высвобождая кислород, обеспечивая им ткани. Гемоглобин связывается с углекислым газом, образуя также обратимое соединение карбогемоглобин. Это соединение распадается в легких, углекислый газ выделяется в окружающую среду. Исключительно прочна связь гемоглобина с угарным газом. Этой прочностью объясняется отравляющее действие угарного газа. Кислород не может вступить в связь с гемоглобином и не поступает к клеткам и тканям. В понятие “дыхание” включают несколько процессов (слайд 8). Внутреннее дыхание – это процессы, происходящие в митохондриях клеток. Кислород, поступающий в митохондрии в процессе дыхания, обеспечивает окисление веществ до углекислого газа и воды. В результате образуется большое количество энергии. Клеточное дыхание представляет собой высокоупорядоченный процесс последовательно идущих реакций. Но с этими реакциями мы будем знакомиться в следующем году.
Таким образом, мы видим, что биология и химия неразрывно связаны друг с другом.
Учитель. Все результаты, полученные в ходе исследований, обpaбатываются математически. Например, хаpaктерной чертой генетических опытов, является точный количественный учет проявления изучаемых признаков. В настоящее время для более полного и глубокого познания живой природы широко используют моделирование. При этом применяют математическую обработку данных.
Теперь известно вам, что в биологии
К математике обращаются многие.
Не сомневайтесь, это точно –
Союз сей очень-очень прочный!
Третья группа “Союз биологии и математики”.
На уроках биологии нам часто приходится решать задачи, которые различают по способу действия, по содержанию, по способу решения, по назначению. Знания математики нам необходимы при решении арифметических, количественных задач. Количественные задачи в биологии дают возможность получить числовые данные, подтверждающие справедливость определённой биологической закономерности. Арифметические задачи требуют простых арифметических расчетов. Предлагаем вам несколько задач, которые иллюстрируют союз биологии и математики (слайды 10-12, класс решает задачи).
Учитель. Биология всегда развивалась в тесном контакте с географией. Длительное время географы-путешественники, описывая страны, собирали богатый материал для биологов. Вы знаете, что объектом исследования географии является поверхность нашей планеты. Поверхность нашей планеты - это зона сложнейшего взаимодействия горных пород, воды, атмосферы, живых организмов, т.е. особая оболочка планеты, обладающая целостностью и своеобразием. Она получила название географическая оболочка.
Атмосфера - оболочка земная.
Это мы из географии знаем.
Пусть нам даст наука эта знания,
Чтобы лучше понимать процесс дыхания!
Четвертая группа “Союз биологии и географии”.
Одна из земных оболочек, которые изучает география – атмосфера. Атмосфера – это воздушная оболочка Земли. Воздух представляет собой смесь газов: азот – 78%, кислород - 21%, инертные газы и углекислый газ – 1%. Первые воздухоплаватели обнаружили, что при подъёме вверх становится очень трудно дышать. Так в 1875 году воздушный шар “Зенит”, на борту которого находились три воздухоплавателя, достиг высоты 8000 м. Когда шар приземлился, то в живых остался лишь один человек. То же самое происходит и при подъёме в горы. Это происходит потому, что с высотой воздух становится менее плотным. Парциальное давление кислорода меньше а, следовательно, и в крови человека. Масса 1 см3 воздуха на высоте 12 км, например, равна 310 г. а, на высоте 40 км – 4г. Обязательное условие нормального дыхания – определенная концентрация кислорода и углекислого газа в воздухе и его чистота. Очень сильно загрязняет воздух пыль. Только в море, в 1000 км от берега на очень большой высоте, пыли нет. Даже на вершинах Альп в 1 мл. воздуха содержится 200 пылинок. А в таком же объёме городского воздуха пылевых частиц более полумиллиона. Ветер переносит её на очень далёкие расстояния: в Норвегии, например, обнаружена пыль Сахары. Пыль в воздухе содержит большое количество микроорганизмов, поэтому это наиболее распространенный способ передачи заболеваний. Один из основных источников загрязнений атмосферы - автотрaнcпорт. В таблице указаны компоненты выхлопных газов, которые загрязняют воздух (слайд 14). Атмосфера постоянно загрязняется в связи с развитием промышленности. Поэтому во всех странах проводятся мероприятия по предотвращению загрязнения воздушного бассейна.
Учитель. Действительно, с развитием промышленности, воздух сильно загрязняется, но атмосфера может самоочищаться. Дождь промывает ее, удаляя пыль и растворимые вещества. Растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород в процессе фотосинтеза. Ультрафиолетовые лучи Солнца убивают микроорганизмы. Однако размах хозяйственной деятельности человека достиг таких масштабов, что естественных сил самоочищения стало недостаточно.
Вывод, я скажу, не сложен:
Жить без воздуха не сможем!
Ну, а если воздух грязный,
Он становится опасный.
Объяснить где враг - кто сможет?
Экология поможет!
Пятая группа “Союз биологии и экологии”.
Загрязнение воздуха таит в себе угрозу не только для здоровья людей, но и наносит экологический вред всей природе. Один из основных источников загрязнения воздуха, автомобильный трaнcпорт. Большинство газовых выделений двигателей автомобилей тяжелее воздуха, поэтому скапливаются у земли. Ребёнок, сидящий в коляске, вдыхает больше токсичного воздуха, чем взрослые, которые с ним гуляют. Поэтому мы рекомендуем всем поменьше находиться на улицах с большим выбросом вредных веществ. Большую роль в очищении воздуха играют зеленые растения. Яркая и сочная зелень украшает, оживляет любое помещение. Комнатные растения повышают влажность воздуха, очищают его от вредных веществ. Воздух в помещениях сухой от центрального отопления, пыльный наэлектризованный, а растения фильтруют его, впитывая вредные вещества через устьица. Сильно загрязняет воздух формальдегид, который выделяется из ДСП и напольных покрытий, но есть растения, которые его поглощают и переpaбатывают: хлорофитум, финиковая пальма. Компьютеры выделяют ксилол и толуол. Эти вещества поглощает диффенбахия, филодендрон. Для очищения и увлажнения воздуха полезны гибискус, нефролепис, плющ, фикус, циперус, циссус. Растения могут лечить. Так алое древовидное используют при разных заболеваниях дыхательной системы, а пеларгонии выделяю вещества губительные для бактерий (слайды 16 – 19). Очень сильно воздух загрязняет пыль. Зеленые насаждения улавливают до 80% пыли. У нас на пришкольной территории растут разные деревья и много кустарников. На их листьях осаждается большое количество пыли (слайд 20, анализ).
Все живые существа дышат воздухом и этот воздух должен быть чистым. Каждый человек, изучающий экологию, может и должен участвовать в изменении нашего отношения к природе.
Учитель. Мир живых организмов имеет огромное значение в природе, в общей культуре человека. Учёные не перестают восхищаться чудесами природы. Строгие теоретики, пpaктики порой обращаются к стихам и прозе, даже слагают целые поэмы, посвящённые живым объектам природы. Например, дед Ч. Дарвина написал несколько крупных поэм. Живая природа часто используется в художественной литературе для выражения чувств и мыслей героев произведений. Живая природа всегда присутствует в поэзии А.С. Пушкина, С.А. Есенина и многих других поэтов и писателей. Процесс дыхания сложный и в тоже время очень интересный, удивительный процесс. Он настолько удивительный, что мне тоже хочется выразить чувства в своих стихах (Приложение 1).
А сейчас слово нашим экспертам.
Шестая группа “Союз биологии и литературы”.
Каждый человек, наверно, замечает, что когда рано утром выходит в поле, в лес, то чувствует, как легко дышится. Когда воздух чист, дыхательные пути широко раскрыты и воздух обильно поступает в лёгкие. Повышается обмен веществ, появляются бодрость и прекрасно самочувствие. Именно такое состояние вдохновляло поэтов, писателей, художников. Обратимся к произведениям И.С.Тургенева [8] (слайд 22).
Значимость свежего, чистого воздуха для организма немного смешно, но точно описал Н.А. Заболоцкий в стихотворении “Сохранение здоровья” [9] (Приложение 2, читают наизусть).
В произведениях многих писателей можно обнаружить их хорошие биологические знания. Обратимся к произведению Джека Лондона “Мартин Иден” [7]. Герой произведения бросился в море. Ему не хочется жить. И вот здесь автор показывает борьбу разума и тела (Приложение 3). Если посмотреть на данный отрывок произведения с биологической точки зрения, то можно увидеть в этой борьбе механизм нервной и гумopaльной регуляции дыхания.
Таким образом, мы видим, что существует тесная связь науки о живом прекрасном мире и литературы.
Учитель. Сегодня на уроке мы смогли решить две очень важные задачи. Во-первых, вы проверили свои знания и умения по теме “Дыхание”, во-вторых, вы провели большую работу по выявлению межпредметных связей. В центре нашего внимания была связь биологии с физикой, химией, математикой, географией, экологией и литературой. Но это далеко не всё. Можно говорить о связи с историей, философией, этикой и т.д. Работа, которую вы провели, позволила интегрировать естественнонаучные сведения и осознать целостность мира.
Земля - прекрасная планета,
Разнообразный мир с обилием тепла и света.
В системе Солнечной такой он лишь один,
Но, несмотря на разноликость, мир един!
Подведение итогов. Обсуждение пpaктической значимости проведённого исследования: что узнали нового? Где эти знания пригодятся в жизни?
Оценка деятельности учащихся.
Литература, которую использовали учащиеся в ходе работы.
1.Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология 8 класс. М. Вентана-Граф 2012
2. Алексашина И.Ю. Настольный справочник школьника. Том 1 (математика, физика, химия, биология). Санкт-Петербург, “Весь” 2008.
3.Локшин Г.И. Биология. Краткий курс для абитуриентов. М. “Лист” 1998.
4.Щербатых Ю.В.. Биология. М. “Эксмо” 2006.
5.Хрипкова А.Г. Возрастная физиология и школьная гигиена. М.Просвещение 1990.
6.Демьянков Е.Н. Познавательные задачи по биологии и природоведению. Орёл 1993.
7. Джек Лондон. Мартин Иден. М. Мир книги 2005.
8.Тургенев И.С. Записки охотника. М.Мир книги 2006.
9.Заболоцкий Н.А. Стихотворения. Тула 1989.
10.Головкин Б.Н.Все о комнатных растениях. М. Айрис Пресс 2009
11. http://bagazhznaniy.ru/obrazovanie/gazoobmen-v-legkix-i-tkany
12. http://bagazhznaniy.ru/obrazovanie/dyhatelnye-dvizhenija-reguljacija-dyhanija
13. http://www.greensalvation.org/index.php?page=influenceAvtoZV
14. http://ouc.ru/zabolotsky/sohraneniye-zdorovya.html
Комментарии:
На уроке учащиеся учатся мыслить, рассуждать, анализировать, решать проблемные вопросы, выдвигать гипотезы и доказывать их, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы и обобщения. Совместная с детьми формулировка целей, задач, выявление проблемы позволяет мотивировать познавательную активность учащихся, а разнообразие видов деятельности обеспечивает занятость всех учеников. Вся деятельность на уроке основывается на началах сотрудничества и взаимопонимания....
15 10 2025 13:43:33
Методическая разработка является уроком-игрой, на котором решается проблемный вопрос о грибе, который не похож на другие. Приводится вариант игрового материала о грибах из дополнительной литературы. Все сообщения детей о грибах сопровождаются показом рисунков на компьютере....
14 10 2025 20:42:34
Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....
13 10 2025 12:15:55
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
12 10 2025 14:56:28
В основе представленного урока лежит деятельностная система обучения, которая опирается на сотрудничество на уроке между учителем и учеником. Она предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, даёт возможность учителю создать условия для осознания и осмысления учащимися новой учебной информации....
11 10 2025 6:13:21
Представленный урок биологии проводится в 7-м классе. Урок представлен в интеpaктивной форме изучения нового материала, т.е. ученики с помощью учителя самостоятельно изучают новый материал по мноогобразию пресмыкающихся....
10 10 2025 9:12:54
Урок биологии выстроен в стратегии «эффективная лекция» и приема «бортовой журнал» технологии РКМЧП. Новая информация подается в виде текстового материала, подобранного самим автором, а также в форме презентации, раскрывающей классификацию основных типов экологических взаимодействий между организмами, таких как мутуализм, комменсализм, аменсализм и другие. К уроку прилагается тестовый контроль.
...
09 10 2025 7:22:15
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
08 10 2025 13:45:11
Урок биологии в 8-м классе "Зрительный анализатор" показывает, как можно организовать работу на уроке с учётом психофизиологических особенностей, а именно с учётом доминирования мозга - левополушарные, правополушарные, равнополушарные....
07 10 2025 1:54:12
На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....
06 10 2025 23:10:14
Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания.
В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности.
...
05 10 2025 18:26:48
Урок - самостоятельная работа, в процессе которого формируются самообразовательные умения учащихся при работе с книгой, лабораторным оборудованием, энциклопедической литературой, раскрываются творческие способности, что ведет к личностному росту обучающихся. Урок построен на основе личностно ориентированной технологии....
04 10 2025 18:24:31
Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....
03 10 2025 10:33:24
Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....
02 10 2025 4:51:18
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
01 10 2025 19:18:27
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
30 09 2025 23:31:47
Урок позволяет систематизировать полученные знания и повысить интерес к предмету, развивает биологическое мировоззрение учащихся. На уроке реализуется различные формы, методы и приемы обучения: устная и письменная проверка знаний, работа с тестовыми заданиями. Урок представляет собой мультимедийную разработку, выполненную в программе Power Point в виде презентации.
...
29 09 2025 9:54:29
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
28 09 2025 23:41:25
Урок повторения и обобщения знаний о прокариотах в 10-м классе - хорошая возможность для формирования и развития надпредметных умений и навыков. Таких как: умение применять знакомые термины, анализировать, обобщать, делать выводы, составлять схемы по прочитанному тексту, классифицировать и выделять основание классификации.
...
27 09 2025 23:53:38
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
26 09 2025 21:46:51
Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям работающим по программе В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В. Латюшина, и др. Урок «Иммунология на службе здоровья» является заключительным по теме «Кровь. Внутренняя среда организма», поэтому целесообразно рассматривать его, как урок-обобщение. На уроке предполагается самостоятельная работа учащихся с учебником....
25 09 2025 12:35:45
На уроке показана интеграция таких наук , как биология и экономика. Цель урока: показать взаимосвязь биологии и экономики, изучить круги кровообращения, повторить строение крови, из экономики – денежное обращение, свойства и функции денег.
...
24 09 2025 16:33:31
Урок в 7-м классе обобщает знания, повторяет, систематизирует знания и навыки учащихся....
23 09 2025 5:30:31
Урок биологии для 8 класса по теме «Анатомия человека». В данной разработке урока представлены игровые ситуации, которые помогут учащимся изучить строение скелета человека. Работа позволяет оперативно получать информацию об усвоении материала всем классом; развивает внимание учащихся, их умение быстро ориентироваться в ситуации, включаться в работу; способствует систематизации знаний учащихся; дает возможность поставить большое количество оценок....
22 09 2025 15:32:47
Работа описывает урок, формирующий у учащихся понятие о приспособленности организмов к среде обитания. Развивается интерес как к самой биологии, так и к информационным технологиям, применяемым в течении урока.
...
21 09 2025 0:41:11
Урок аналитического мышления, выстроенный по технологии В.В. Шогана. Он состоит из таких модулей, как интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление, раскрытие интриги. Урок аналитического мышления — это особое состояние сознания. На уроке происходит знакомство с голосеменными растениями, сравнение с представителями других отделов царства растений....
20 09 2025 17:29:24
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
19 09 2025 17:45:50

Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта «Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....
18 09 2025 9:53:50
Урок проводится в 8-м классе по программе Н.И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием НИТ (новых информационных технологий)....
17 09 2025 1:29:54
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
16 09 2025 18:20:57
Урок является результатом уроков интегрированного хаpaктера здоровьесберегающего направления. Здесь показана интеграция предметов - химии, биологии, физической культуры. Сюда можно включать аспекты исторического, геологического, археологического, географического, астрономического плана. Попутно учащиеся знакомятся и проводят химический эксперимент на определение белков различными реакциями. На уроке показаны элементы правильного дыхания, способствующие продлению жизни живого организма в целом....
15 09 2025 5:42:50
Урок проводится с целью систематизировать и углубить знания о разнообразии цветковых растений. На уроке используется компьютер и мультимедийный проектор, с помощью которого учащиеся на ярких примерах знакомятся с интересными данными из жизни растений. Урок воспитывает любовь и бережное отношение к зеленому другу.
...
14 09 2025 10:37:36
Современная школа должна формировать навыки здорового образа жизни. В данной работе рассказано о реализации программы «Здоровье» в школе. Одной из форм работы является игра КВН. Авторы предлагают сценарий КВН «Смотри. Слушай. Решай».
...
13 09 2025 5:57:41
Чтобы преодолеть нескрещиваемость при отдаленной гибридизации, Мичурин разработал ряд методов: вегетативного сближения, посредника, опыления смесью пыльцы....
12 09 2025 10:58:52

Урок с применением коллективных и активных методов и форм работы на уроках. Одной из таких форм работы является телемарафон. Урок проходит на одном дыхании, в любом классе и сильном и с очень слабыми знаниями и организацией. Равнодушных сторонних наблюдателей не остается с первых минут урока. Урок автор дает в конце изучения темы «Класс Птицы» как повторение пройденного....
11 09 2025 20:22:19
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
10 09 2025 8:59:38
Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...
09 09 2025 1:14:49
Для существования живых организмов наибольшее значение имеют такие климатические (абиотические) факторы, как температура, влажность и свет....
08 09 2025 3:51:58
Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....
07 09 2025 4:22:24
Самореализация человека (ученика) на основе его эвристической, продуктивной, рефлексивной деятельности в ходе исследовательской работы во внеурочное время, презентация по итогам – на обобщающих уроках биологии....
06 09 2025 21:22:37
Урок подводит учащихся к выявлению закономерностей и признаков, которыми, по их мнению, обладают животные, появившиеся на планете в условиях нарастающей сухости климата и сокращения водоемов. Этими животными стали пресмыкающиеся.
...
05 09 2025 23:40:29
Сейчас в мире идет напряженный поиск новых путей развития, который осуществляется в различных областях культуры: в науке, образовании, философии, искусстве, религиозном постижении мира. Речь идет о выработке представлений о фундаментальных основах бытия, пересмотре прежних общественных идеалов, поиске новых смыслов и целей деятельности человека. Одним словом, осуществляется переход к новому мировоззрению и миропониманию....
04 09 2025 5:44:47
Цель урока: сформировать у учащихся понятие об опылении, дать представление о видах и значении опыления....
03 09 2025 6:42:46
Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого.
...
02 09 2025 14:34:55
На уроке организуется проектная деятельность учащихся, способствующая формированию опыта работы с информацией, развитию умения работать в группе, опыта публично защищать свои результаты. В ходе работы ученики знакомятся с растительным миром своего края, с творчеством поэтов-земляков, воспевающих свой край....
01 09 2025 12:37:46
Цель урока — познакомить учащихся с многообразием плодов и их классификацией; закрепить понятия "завязь", "цветок", "околоцветник", "соцветия"; научить учащихся распознавать различные типы плодов....
31 08 2025 9:36:57
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения члeнистоногих как более сложноорганизованных животных по сравнению с кольчатыми червями. Узнают о многообразии и особенностях организации класса Paкообразных....
30 08 2025 9:56:18
Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....
29 08 2025 6:50:11
Цели урока: познакомить учащихся со строением и функцией цветка и доказать значимость каждой жизни на земле....
28 08 2025 17:25:52
Урок изложения нового материала, который позволяет сформировать у учащихся 10-го класса представление о вирусах как неклеточной форме жизни, их особенностях строения и жизнедеятельности, а также о профилактике и мерах борьбы с вирусами – возбудителями болезней человека. Урок помогает учащимся развивать умения анализировать, обобщать и систематизировать полученные знания. В ходе урока учащиеся осваивают умения самостоятельно изготовлять ватно-марлевые повязки, необходимые при эпидемиях гриппа....
27 08 2025 6:48:26
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::