Урок биологии по теме "Путешествие в микромир"
Технологическая карта урока
Тема урока | Путешествие в микромир. Клеточное строение организма человека |
Планируемый результат | - Знать строение клетки человека. - Знать отличия и сходство растительной и животной клеток. - Знать размеры клеток и органоидов. - Знать строение и функции органоидов клетки. - Знать новые понятия - Уметь сравнивать органоиды и выделять особенности в строении и выполняемых ими функциях. -* Знать и понимать взаимосвязь и взаимозависимость органоидов клетки. -* Знать, что клетка - единое целое. - Уметь самостоятельно работать с учебником. - Уметь самостоятельно работать в таблице. - Уметь в тексте выделять главное. - Уметь обобщать знания. -* Уметь выслушивать мнения одноклассников. -* Уметь работать на уроке в заданном темпе. -* Уметь анализировать при решении проблемных вопросов урока. -* Использовать электронные учебники для повышения мотивации к изучению биологии. -* Использовать интеpaктивные технологии. |
Личная значимость для учащегося | - Организм человека имеет клеточное
строение. - Нарушения в работе органоидов в клетке приводит к заболеванию целого организма. - Использование электронных пособий позволяет расширить знания об организме человека за рамки учебника. |
План и содержание урока | I. Орг. момент: домашнее задание
(стр. 28-31 учебника, новые понятия) 3 мин. II. Активиизация знаний: цели и задачи урока \"Путешествие в микромир. Клеточное строение организма человека\". *Проблемные вопросы урока. *Почему клетка - единое целое? *Почему клетка является структурной и функциональной единицей организма человека? *Клетки животных отличаются от клеток растений. А от клеток человека? III.Объяснение нового материала. (8 мин.) Беседа с классом с д/м микроскопа. Запомните! Элементарной структурной и функциональной единицей живого организма является клетка. - Вы знаете, что клетки можно разглядеть только в световой микроскоп, а органоиды клетки часто видны только в электронный микроскоп с увеличением в миллион раз. - Почему? - Сегодня мы с Вами совершим виртуальное путешествие в микромир клетки человека при помощи электронного микроскопа и сделаем новые открытия. д/м слайда - \"Размеры клеток\" (микроны, ангстремы) - Из курса 6-го класса Вы знаете, что растения и животных имеют клеточное строение, но они имеют различия в строении. Какие? д/м слайда -\"Сравнение растительной и животной клеток\" (см. Приложение Рисунок № 1, 2) с заданием 1. Сравните иллюстрации и:
- Проверим, насколько хорошо Вы запомнили материал (взаимоконтроль учащихся). Приложение 2. д/м слайда - \"Названия органоидов животной клетки\" (см. Приложение Рисунок № 3) Запомните! - Органоиды - это постоянные структуры клеток, которые имеют свои особенности строения и выполняют определённые функции. А какие? - Сегодня на уроке мы с Вами самостоятельно выполним работу с учебником, а я постараюсь помочь Вам совершить путешествие в микромир.
д/м слайда -Задание № 2 \"Самостоятельная работа с учебником\"(в парах) страница 28-29. Инструктаж по работе с инструктивной карточкой (д/м карточки для работы - 1 мин.) - Работа под руководством учителя (клеточная мембрана, цитоплазма) (5мин.) д/м слайда -Клеточная плазматическая мембрана-строение и функции запись в карточку (см. Приложение Рисунок № 4) д/м слайда -Цитоплазма - строение и функции(см. Приложение Рисунок № 5) запись в карточку - Самостоятельная работа уч-ся с учебником - стр. 28-29 (15 минут) (см. Приложение Рисунок № 6, 7, 8, 9, 10.11,12) Индивидуальная работа учащихся. Расставьте органоиды клетки по порядку (см. Приложение Рисунок № 13) Найдите соответствие (см. Приложение Рисунок № 14) CD-диск с современной аранжировкой музыки Ф.Листа (проиграть 3 раза) - Проверка выполненной работы по порядку названных органоидов в карточке. - Отчёт по работе парами. - ESC - переход на электронный учебник с д/м слайдов с эффектом анимации (трёхмерное изображение органоидов клетки). - Проговаривание - оценивание качества выполненной самостоятельной работы с учебником. IV. Закрепление материала: (вопросы* № 3, 4, 5 - по выбору учащихся) (5 - 8 мин.)
Рефлексия: Оценивание результатов урока вместе с учащимися. (2 мин.) |
Деятельность учащихся |
|
Тип урока | Урок получения новых знаний и закрепления полученных знаний c использованием интеpaктивных и адаптивных (групповых) технологий, с элементами проблемного и здоровьесберегающих технологий. |
Метод обучения | Частично-поисковый с элементами проблемного обучения |
Проблемные вопросы | *Почему клетка - единое целое? *Почему клетка является структурной и функциональной единицей организма человека? *Клетки животных отличаются от клеток растений. А от клеток человека? |
Основные термины и понятия
|
Клетка - это минимальная структурная и
функциональная единица единица тела человека. Органоид - это постоянная клеточная структура человека, выполняющая определённые функции. Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро и ядрышко, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, клеточный центр, рибосомы, митохондрии, лизосомы, хромосомы, ДНК, АТФ. |
Оборудование
|
Мультимедийный проектор, световой
микроскоп, Электронный учебник интеpaктивный плакат \"Биология человека\" ЗАО \"Новый диск\" - используются фрагменты изображения органоидов в слайд-презентации; Экран; DVD-плейер; CD-диск с современной аранжировкой музыки Ф.Листа; Карточки-таблицы для самостоятельной работы \"Строение и функции органоидов клетки\" |
Источники информации | Электронный учебник интеpaктивный
плакат \"Биология человека\" ЗАО \"Новый диск\", учебник \"Биология.Человек. 8 класс\" авторы: Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. М, \"Дрофа\", рабочая тетрадь для учащихся \"Биология.Человек. 8 класс\" авторы: Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. |
Цель урока: А Образовательная |
Изучить по тексту учебника строение и
функции органоидов клетки; Изучить и сравнить клетки по размерам, строению и функциям; Самостоятельно с учебником выполнить работу в рабочей тетради (карточке-таблице) \"Строение и функции органоидов клетки\"; Изучить новые понятия; Самостоятельно ответить на разноуровневые задания; * Самостоятельно ответить на проблемные вопросы урока |
Б Развивающая |
- Формирование умений:
- Формирование навыков:
|
В воспитательная |
Формирование
диалектико-материалистического понимания
развития природы, уметь выслушивать мнение друг
друга, самостоятельно работать с источником
информации, интереса к изучению биологии через использование электронных учебников. |
Комментарии:
Цель работы: показать актуальность применения здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе и возможность использования данной технологии не только на уроках биологии, но и на других предметах.
...
09 10 2025 7:32:39
В ходе урока у учащихся формируются ключевые биологические понятия: дыхание, обмен веществ, различие и взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза.
...
08 10 2025 3:56:47
Данный развернутый план-конспект урока поможет учителям биологии в развитии здоровьесберегающих компетентностей учащихся. Учебный материал урока позволит активизировать внимание учащихся на знаниях и умениях, пpaктически значимых в их жизни.
...
07 10 2025 5:39:59
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
06 10 2025 18:25:48
Урок-путешествие, целью которого является сформировать представление о витаминах и авитаминозах, нормах рационального питания, развивать творческое мышление и интеллектуальные способности учащихся, а также эстетическое и физическое воспитание учащихся....
05 10 2025 10:27:36
Урок проходит в виде знакомства с водными обитателями и условиями, необходимыми для жизнедеятельности этих организмов. Задача урока - познакомиться с обитателями водоема и научиться применять полученные знания на пpaктике....
04 10 2025 4:20:17
Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....
03 10 2025 0:25:38
Конспект и приложения к уроку относятся к разделу общей биологии и могут быть использованы для проведения занятий как в 9-м, так и в 11-м классе. Статья затрагивает понятие «вид» и его основные критерии. Материал не только дает новую тему, но и расширяет биологический кругозор учащихся, развивает способность к систематизации знаний....
02 10 2025 22:41:43

Игра может использоваться во время внеклассных мероприятий по биологии. Она рассчитана на учеников 7–11-х классов классов. Игра не требует специальных знаний по биологии и проверяет, прежде всего кругозор участников. Игру может проводить как один ведущий, так и с помощниками....
01 10 2025 2:11:27

Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В.П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....
30 09 2025 16:55:29
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
29 09 2025 5:20:52
Данный урок проводится в 7-м классе коррекционной школы. Главная задача - познакомить учащихся с конкретными представлениями семейства бобовых, их разнообразием. Поэтому чем больше видов растений в пределах данного урока побывает в руках учащихся и будет изучено ими с различных точек зрения, тем лучше они поймут разнообразие растительного мира....
28 09 2025 3:42:51
Обобщающий урок по теме «Цитология» с целью систематизировать знания учащихся о составе, строении клеток, процессах метаболизма различных видов; дать независимую комплексную оценку знаний по теме; подготовить учащихся к ЕГЭ....
27 09 2025 16:40:50
Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай".
...
26 09 2025 8:28:28
Данный урок – урок-сообщение, подготовленный учащимися. В процессе урока ребята делятся знаниями со своими одноклассниками, сопровождая рассказ слайдами, выполненными в PowerPoint, с изображением схем, рисунков, что придает большую эмоциональность выступлению и способствует повышению восприятия информации. Закрепление материала проводится в игровой форме....
25 09 2025 7:39:56
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
24 09 2025 20:26:54
Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....
23 09 2025 8:54:30
Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам.
...
22 09 2025 15:11:59
Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....
21 09 2025 10:16:57
Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....
20 09 2025 20:49:28

На уроке закрепляются знания учащихся о стадиях эволюции человека, факторах антропогенеза; актуализируются понятия «вид», «критерии вида» и на этой основе происходит доказательство существования одного вида «Человек разумный», представленного расами; рассматриваются механизмы, которые лежат в основе формирования человеческих рас....
19 09 2025 0:25:49
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
18 09 2025 4:50:51
На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....
17 09 2025 22:12:38
Игра "Что? Где? Когда?" «По страницам Красной книги Алтайского края» позволит интересно провести не только урок, но и внеклассное занятие. Цель игры: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу, формирование ответственного отношения к природной среде и ее обитателям....
16 09 2025 14:46:41
В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....
15 09 2025 3:24:30
Данный урок проводится по УМК под редакцией В.В. Пасечника по биологическому образованию для основной школы.
Урок "Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций" является обобщающим по теме "Пищеварение". Урок проводится в форме учебного занятия. На уроке используются дополнительные источники знаний: статьи, книги, рисунки.
...
14 09 2025 17:19:54
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
13 09 2025 17:33:41
Урок составлен в соответствии с программой и учебником В.В. Пасечника для 6-го класса. При изучении нового материала учитель опирается на знания учащихся о голосеменных из жизненного опыта. Урок имеет пpaктическую и валеологическую направленности, в него включены региональный и экологические компоненты на уроков биологии.
...
12 09 2025 19:30:32
Урок имеет большую пpaктическую направленность, формирует навыки проведения исследовательской работы; осуществляются межпредметные связи с литературой, историей, географией, биологией, астрологией. Данный урок способствует развитию логического мышления и воспитывает чувство коллективизма, взаимовыручки и взаимоподдержки. При проведении урока используются современные технологии обучения.
...
11 09 2025 9:52:46
В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией.
Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление.
...
10 09 2025 12:44:58
Урок объединяет различные учебные предметы, затрагивающие тему воды. Учащиеся получают полное представление о важном веществе воде, о его значении в жизни всех живых существ. Воспитывается интерес к знаниям, окружающему миру, творчество в работе, более внимательное отношение к окружающему миру и чувственно-ценностное отношение к воде....
08 09 2025 14:44:49
Урок помогает закрепить и обобщить знания учащихся по теме "Вселенная". Урок проходит в виде путешествия в космос. Во время путешествия учащиеся не только показывают свои знания, но позволяет каждому ребенку проявить свою индивидуальность, закладывается ситуация успеха, что ведет к положительному настрою на контрольный урок....
07 09 2025 5:48:31
Работа представляет собой урок природоведения в 5-м классе по теме "Методы изучения природы" по программе А.А. Плешакова и Н.И. Сонина. На данном уроке реализуется принцип деятельностного подхода, используются групповая и индивидуальная формы работы....
06 09 2025 15:58:33

Деление клетки – тема, изучаемая в школе, привлекает внимание учащихся. На примерах можно показать, как развивается клетка. В дальнейшем к этой теме можно будет вернуться при индивидуальном развитии и изучении генетики....
05 09 2025 15:31:46
Урок проводится в виде путешествия с использованием географической карты и знакомит учащихся с историей появления и возделывания в России сельскохозяйственных растений, родиной которых являются различные континенты, их применением....
04 09 2025 13:57:40
Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....
03 09 2025 16:24:54
Урок посвящен корню – осевому вегетативному органу листостебельного растения, выполняющего функции почвенного питания и закрепления растения на земле. Способствует формированию понятия об особенностях строения и функционирования корневых систем. Составление общего плана изучения органа растения....
02 09 2025 12:28:41
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
01 09 2025 2:20:16
Урок разработан на основе личностно-ориентированного подхода и направлен на формирование познавательной активности обучающихся через разнообразные формы работы. Материал урока насыщен познавательными заданиями приктико-ориентированного хаpaктера. ...
31 08 2025 3:42:40
Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...
30 08 2025 12:22:16
Цель урока: развивать интерес к здоровью, правильному питанию, расширять знания по теме, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»; закрепить изученный материал, определить уровень знаний, предметные компетенции учащихся по теме «Пищеварение»....
29 08 2025 1:17:44
Цели урока: обобщить знания по теме "Животные"; развивать познавательную активность, творческое воображение, умение анализировать привычные явления и объекты и видеть в них новое; создавать ситуацию формирования интереса к предмету; воспитывать умение видеть прекрасное в природе. Рассматриваются причины происхождения названий животных: особенности поведения, нюансы окраски, специфика места обитания....
28 08 2025 23:18:31
Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....
27 08 2025 20:10:34

Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и дeвyшек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....
26 08 2025 6:53:54
Статья представляет собой выступление на школьном методическом объединении предметов естественно-научного цикла о формировании общеучебных умений и мыслительной деятельности учащихся при изучении темы «Эволюционное учение» (9-й класс)....
25 08 2025 21:41:24
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
24 08 2025 1:25:19
Урок биологии в 5-м классе по программе Понаморевой И.П. является 2-м в теме «Растения». Тип урока: урок комплексного применения знаний с целью продолжить формирование представления об органах растений: вегетативных и генеративных; значении их для растения; развитие понятий “орган”, «голосеменные», «покрытосеменные» «вегетативные органы» «генеративные органы» формирование представлений о двух группах органов, вегетативных (побег и корень) и генеративных (цветок, плод с семенами)....
23 08 2025 7:14:42
Урок знакомит учащихся с различными гипотезами о возникновения Земли; учеными, внесшими вклад в основу современного представления о происхождении Солнечной системы, в том числе Земли. Цель урока: обобщение и систематизация учебного материала в ходе самостоятельной работы с литературным источником....
22 08 2025 18:17:35
Цель урока: углубление знаний учащихся о нуклеиновых кислотах и их роли в организме. На уроке изучения нового материала и закрепления изученного в 9-м классе применяются разнообразные методы и формы работы с учащимися: моделирование, анализ материала, работа со схемами-опорами, решение задачи, коллективное обсуждение и групповая работа....
21 08 2025 2:11:29
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::