Губки. Классы: известковые, стеклянные, обыкновенные
Цель: изучить тип губки, как первых животных, относящихся к многоклеточным.
Задачи:
- рассмотреть историю появления губок, их многообразие и значение;
- привлечь внимание учащихся к малоизученной группе животных;
- познакомить с разнообразием губок.
Оборудование: таблицы по классификации губок, презентация «Губки». Видеофрагмент: «Регенерация губок».
Основные термины и понятия: многоклеточность, дифференциация клеток, хоаноциты, биофильтраторы, регенерация, симбиоз. Использован системный подход развивающего обучения.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Настрой учащихся на урок.
II. Проверка знаний
Вместо точек подберите соответствующие слова
Вариант 1.
- Амёбы передвигаются при помощи …
- В состав пищи инфузорий – туфелек в основном входят …
- У пресноводных простейших продукты обмена веществ и избыток воды выводятся через …
- Реакции простейших на действие раздражителей называют …
- Эвглены зелёные … реагируют на свет.
- При наступлении нeблагоприятных условий большинство простейших переходит в состояние …
- Заболевание малярию вызывает, попавший в кровь …
Вариант 2.
- Инфузория – туфелька передвигается при помощи …
- Фотосинтез у эвглены зелёной происходит …
- Непереваренные остатки пищи удаляются у инфузории – туфельки через ...
- Амёбы … реагируют на свет
- Кислород в цитоплазму простейших поступает через …
- Простейшие размножаются путём …
- Дизентерийная амёба паразитирует в … человека.
III. Рассказ учителя:
1. История открытия губок
Слайд 3
Много ли мы знаем о губках? Да и большинство
учебников упоминает губок как-то вскользь, не
очень подробно и, похоже, не очень охотно. В чем же
дело, почему так не повезло целому типу животных,
довольно многочисленному и широко
распространенному?
Зоологи до сих пор не знают точно, куда, в какое
место животного царства поместить губок. То ли
это колонии простейших, то есть одноклеточных
организмов, то ли примитивные, но все же
многоклеточные животные. Да и статус животных
организмов губки получили только в 1825 г., а до
этого их вместе с некоторыми другими сидячими
животными относили к зooфитам – полуживотным,
полурастениям.
Известковые губки известны с докембрия,
стеклянные – с девона. В настоящее время
большинство исследователей, вслед за Иваном
Мечниковым, рассматривают в качестве предка
губок гипотетическое животное – фагоцителлу. Об
этом свидетельствует строение личинки губок,
близкой к наиболее архаичным животным из
подцарства фагоцителлообразных – трихоплаксам.
Однако Геккель
считал, что губки произошли от воротничковых
жгутиконосцев, в колониях которых возникли
анатомические и функциональные различия.
Губки оказались слепой ветвью эволюции, от них
никто не произошел.
Слайд 4
2. Многоклеточные животные – губки
– Предположите, какие особенности будут иметь губки в отличие от простейших? Используйте параграф 5 учебника, стр. 22. Выпишите особенности в тетрадь.
Дополнения учителя:
1. Наличие клеток хоаноцитов или воротниковых клеток со жгутиками, биение которых создает ток воды, необходимый для снабжения организма пищей и кислородом и для удаления двуокиси углерода и продуктов обмена. Хоаноциты некоторых сложно устроенных губок способны ежеминутно «перекачивать» объем воды, равный объему самой губки [2].
Поперечный срез через стенку тела губки 1 – устье, 2 – полость тела, 3 – каналы
2. Тело состоит в основном из студнеобразного вещества, внутри которого находится скелет из белка, углекислого кальция или кремнезема. Губки относятся к клеточному уровню организации
3. У губок имеется уже дифференциация клеток, но еще нет или почти нет координации между клетками, необходимой для организации их в ткани.
4. Клетки образуют очень рыхлый, непрочный комплекс, и если протереть губку через шелковое сито, то связи между ними можно совершенно нарушить, хотя сами клетки при этом не повреждаются. Затем клетки могут снова объединиться в комплекс, сходный с первоначальным.
5. Так как губки обладают рядом своеобразных морфологических особенностей, свойственных только этому, типу, их обычно считают боковой ветвью эволюционного ствола многоклеточных животных. Они произошли от жгутиковых независимо от других Metazoa и не дали начала никакому другому типу.
6. Живые губки напоминают кусок сырой печенки; обычно они имеют грязно-коричневую окраску, слизистую поверхность и неприятный запах.
7. Губки – сидячие организмы различной величины от 1 см до 2 м в высоту; они могут образовать плоский нарост, могут быть шаровидными, веерообразными или иметь форму чаши или вазы.
Три типа строения тела губок: темной полосой обозначен слой хоаноцитов
8. Большинство губок гермафродиты. Размножение пoлoвoе и бесполое. Бесполое размножение происходит путём почкования, иногда и внутреннего. Почки, образующиеся на теле, как правило, не отделяются от материнского организма, что приводит к появлению колоний самой причудливой формы.
9. В пoлoвoм процессе cпepматозоид оплодотворяет яйцеклетку; из яйца выходит личинка, некоторое время плавающая в воде, а затем прикрепляющаяся ко дну.
10. При превращении личинок во взрослые сидячие формы у губок происходит извpaщeние зародышевых слоев: наружные жгутиковые клетки мигрируют внутрь, а клетки внутреннего слоя перемещаются наружу.
11. Губки медленно и слабо отвечают на разные раздражения, так как в их теле нет нервных клеток.
12. Получение кислорода и выделение продуктов диссимиляции совершается через внутреннюю и наружную поверхности тела.
13. Пищеварение, как и у простейших, внутриклеточное.
14. Разложенные в результате пищеварения вещества частично диффундируют в другие клетки и там усваиваются, а частично ассимилируются на месте.
Слайды 15, 16, 17 (видео)
15. Губки обладают большими возможностями к регенерации. Живая губка может быть разрезана на много кусков, и каждый кусок сохраняет жизнедеятельность.
IV. Самостоятельная работа учащихся с обобщающей схемой на доске
Дополните недостающие звенья в обобщённой схеме процессов хаpaктерных для одноклеточных и многоклеточных организмов:
V. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника стр.23
Слайд 5. Классификация губок
Используя текст учебника, составьте схему классификации губок. Найдите отличия в хаpaктеристике классов губок.
Схема для проверки выполненного задания.
Слайды 6, 7, 8
VI. Знаете ли вы?
Где применяется губка? Слайд 20
История применения губки
1. Туалетная губка в древнем Риме.
Туалетной бумаги древние римляне не знали, вместо нее использовали простое приспособление – обычную средиземноморскую губку на палочке.
Немного о губке. Это морское беспозвоночное животное, скелет которого состоит из кремнезема, или кремнезема и спонгина, или одного спонгина. Вот этот скелет используют люди с древних времён.
Туалетная губка
В высушенном состоянии он твердый и ломкий, но
если намочить – губка становится мягкой и хорошо
держит воду. Кроме того, в виду присутствия в
тканях антисептических веществ губка обладает
бактерицидными свойствами [5]
Срок \"жизни\" банной губки в современных
условиях у одного хозяина – пара месяцев. Губки
до сих пор – предмет промысла, и на рынках почти
всех стран Средиземноморья можно увидеть
развалы губок.
Судя по свидетельствам современников, губки находились в общем пользовании (было бы странно представить римлянина, несущего в общественный туалет личную губку). В помещении туалета обычно стоял сосуд – ведро или таз, чаще из камня, в котором находились несколько губок. Предполагается, что до и после использования ее следовало помыть в небольшом канале с проточной водой, который обычно устраивался в центре туалета. В приличном туалете за губками присматривал служитель.
Маленький частный туалет в банном комплексе на римской вилле
1) Губки представляют чрезвычайно удобное
убежище для других организмов, и целый ряд мелких
водных обитателей использует их поры в качестве
жилищ. Здесь надо, прежде всего, назвать личинку
сетчатокрылого – сизиры (Sisyra fuscata), имеющую 4,5 мм в
длину, черно-бурого цвета. Кроме того, губки дают
приют некоторым видам ручейников (Hydropsyche ornatula),
хирономид (Glyptotendipes), водных клещей (Unionicola crassipes) и
др. Постоянными комменсалистами губок являются
некоторые виды инфузорий и коловраток. Иногда
губки живут в тесном сожительстве с мшанками,
причем эти организмы даже прорастают друг друга.
2) Губки – активные биофильтраторы, некоторые из
них способны пропускать через свое тело десятки
и сотни литров воды в сутки.
3) Случается, что губки, разрастаясь в водоемах,
приносят некоторый, правда небольшой, вред.
4) Наблюдали, что они засоряли отверстия
водопроводных труб и таким образом нарушали
работу водопроводных сооружений.
5) Днища деревянных судов могут обрастать
губками, что препятствует быстроте их движения.
6) В рыбоводных прудах бодяга считается
нежелательной. При сильном развитии она портит
воду, придавая ей неприятный запах и вкус.
Слайд 21
2. Используется губка бодяга в медицине.
У человека при контакте с губкой может развиться
сильный зуд и слабый отек пальцев, возможно
обусловленный гистаминоподобным действием
экстpaкта из губки.
Под конец упомянем о японцах. Они, как всегда,
\"впереди планеты всей\", завели у себя
плантации туалетных губок, и те, кому в голову
пришла такая благая мысль, явно не прогадали.
Заpaбатывают хорошо.
VII. Проверка усвоения материала. Заполнение кроссворда
http://biouroki.ru/crossword/biologiya-7-klass-latushin/gubki.html
1. Глубоководные формы губок высотой до 50 см.
Скелетные иглы содержат кремний. Окраска тела –
белая, серая, жёлтая или коричневая.
2. Закономерное, правильное расположение частей
тела относительно центра у многоклеточных
животных.
3. Губки, имеющие известковый скелет, обитающие на
мелководье морей и океанов. Окраска желто-серая.
4. Образ жизни животного, когда оно прикреплено
неподвижно к субстрату (каменное дно или крупный
предмет).
5. Губка, используемая человеком в медицине для
лечения ревматизма, ушибов, синяков.
6. Губки, имеющие кремниевый скелет. Окраска
разнообразная. Могут достигать размеров до 1
метра.
7. Одноклеточная водоросль, встречающаяся в
цитоплазме губок обеспечивающая ее кислородом.
8. Клетки, выполняющие индивидуальную функцию.
9. Скелетные образования, имеющиеся в студенистом
веществе тела губок.
Интернет-ресурсы:
- http://aquasea.narod.ru/sea_gubka.htm
- http://filogeniya.ru/gubki-porifera-12.html
- http://ulli-u.livejournal.com/84733.html
- http://chihuashki.ru/blog/morskie-zhivotnye-rekordnykh-razmerov
- http://aquasea.narod.ru/sea_gubka.htm
- http://www.dinos.ru/sci/20090212384.html
Оригинал новости:
- http://elementy.ru/news/430997
- http://brigantina.ucoz.com/publ/9-1-0-2292
- http://www.medbiol.ru/medbiol/dog/001412a2.htm
- http://www.medbiol.ru/medbiol/dog/000c6718.htm
- http://www.kimmeria.com/crimea/black_sea_38.htm
Источник: http://bio.1september.ru
Литература:
- Н.Грин, У. Стаут, Д.Тейлор. Биология, т.1. – М.: Мир, 1996.
- В.А. Догель. Зоология беспозвоночных. – Л.: Высшая школа, 1983.
- В.А. Догель. Курс сравнительной анатомии беспозвоночных. – Л.: Ленинградский университет, 1967.
- В. М. Колтун. Жизнь животных, т. 1, М., 1968
- А.А Яхонтов. Зоология для учителя издательство « Просвещение». Москва 1968 год
- Основы палеонтологии. Губки, археоциаты, кишечнополостные, черви, М., 1962;
Приложение 1
Слайд 9. Симбиоз губок с другими организмами
Очень многие животные, встречающиеся на поверхности и внутри губок, вступают с ними в безобидные или обоюдовыгодные отношения. Таковы многие paкообразные, некоторые многощетинковые черви (полихеты), змеехвостки и др. Нередко в тканях губок откладывают яйца другие животные, например мелкие головоногие моллюски, многощетинковые черви, некоторые рачки, рыбы и т. д. Известным примером симбиоза служит сожительство paка-отшельника с пробковой губкой (Suberites domuncula). Губка поселяется на небольшой пустой paковине брюхоногого моллюска; в эту же paковину залезает молодой paк-отшельник, пользующийся ею для защиты своей мягкой задней части тела. Постепенно вся paковина обрастает губкой, свободным остается лишь вход в жилище paка-отшельника. С ростом губки растет и paк-отшельник. В результате внутри губки образуется спиральная полость, в которой живет paк-отшельник, выставив наружу переднюю вооруженную клешнями часть тела. При необходимости он может полностью скрываться внутри губки. Такой симбиоз выгоден обоим животным: paк-отшельник имеет надежное убежище, а губка получает возможность передвижения. [1]
Paк-отшельник с пробковой губкой
Следует подчеркнуть, что биологические
взаимоотношения paкообразных и губок очень
разнообразны. Наблюдается около 500 различных
случаев более или менее тесных связей, которые
рассматриваются как явления комменсализма,
мутуализма, паразитизма и отношения смешанного
хаpaктера. Многие мелкие веслоногие и равноногие
рачки, бокоплавы и близкие к ним морские козочки
квартируют или паразитируют в губках. Они
встречаются внутри – в каналах и полостях – и на
поверхности – в многочисленных ямках и
углублениях, питаясь отмершими частицами тела
губок. Иногда таких рачков насчитывают десятками
и сотнями экземпляров в одной губке.
Десятиногие paки-креветки используют губок в
основном в качестве убежища от врагов. Рачки
выходят из атриальной полости лишь ночью и редко
покидают поверхность губок. Интересно, что
обитающие здесь рачки по сравнению со
свободноживущими близкими родичами откладывают
значительно меньше яиц. Зато их яйца гораздо
большего размера, что влияет на сокращение
личиночного периода рачков, следовательно, и
времени, которое они проводят вне защиты губок.
При небольшом количестве яиц ускоренное
развитие личинок – важное приспособление,
отражающееся на сохранности потомства. Часто
креветки и бокоплавы встречаются в полости губок
парами. Очень любопытные отношения сложились
между десятиногими рачками спонгикола (Spongicola
venusta) и стеклянной губкой, известной под
названием корзинка Венеры (Euplectella oweni). В обширной
полости почти каждой губки живет пара таких
рачков – самец и самка. Они забираются туда еще
на стадии личинки и во взрослом состоянии уже не
могут выйти на свободу, поскольку устье губки
прикрыто защитной решеткой. Так эти рачки всю
жизнь и проводят вместе, заключенные в полости
губки. В Японии, у берегов которой обитает
корзинка Венеры, издавна существует обычай
дарить при свадебных церемониях экземпляры
губок с находящейся внутри парой рачков как
символ вечной и нерушимой любви и супружеской
верности.
Краб Dromia
Некоторые кpaбы забавно используют
непривлекательность губок для хищников. Они
таскают на своей спине куски губок, поддерживая
их задней парой конечностей. Такие кpaбы Dromia
отрезают клешнями соответствующие величине их
тела куски губок и общипывают их так, что они
помещаются у них на спине. Со временем мягкая и
эластичная губка, прижатая к телу кpaба,
приобретает поверхность, удобно прилегающую к
панцирю. Губка служит кpaбу своего рода щитом,
который пpeдoxpaняет его от нападения врагов.
Вполне вероятно, что здесь имеет значение резкий
и специфичный запах губок. При появлении
крупного хищника краб иногда сбрасывает со спины
губку, отвлекая внимание врага, а сам быстро
скрывается. Избегнув опасности, краб отыскивает
другую подходящую губку и приспосабливает ее на
свою спину. Иногда он использует для этого
пробковую губку с сидящим в ней
paком-отшельником. На панцире некоторых крабов
находят плотно приросших к ним губок. В данном
случае кpaбы также активно действуют, откусывая
клешнями кусочки губок и пристраивая их на своей
спине до тех пор, пока они не прирастут к панцирю.
Гораздо реже сожительствуют с губками сидячие
paкообразные. К их числу относятся различные
усоногие paки (Cirripedia), в частности морские желуди,
или балянусы (Balanus). Эти рачки имеют наружный
скелет из известковых пластинок, образующих
своеобразный домик; верхние пластинки его могут
расходиться, и в появившееся отверстие рачок
высовывает наружу передние непрерывно
двигающиеся конечности. Балянуск чаще всего
встречаются на комкообразных губках, у которых в
процессе роста развиваются образования,
подобные галлам растений. Отдельные губки могут
нести до сотни таких галлов. Морские желуди долго
сопротивляются полному обрастанию их губкой,
двигая конечностями, снабженными зубчиками. До
полного обрастания губкой балянусы успевают
достичь пoлoвoзрелости ж дать потомство.
Поселение балянусов на губках дает первым ряд
выгод: защита от врагов, токи воды, создаваемые
губками, слабая пищевая конкуренция с ними.
Однако балянусы губкам никакой пользы не
приносят. Чрезмерное засилье балянусов иногда
вызывает неспособность губок к пoлoвoму
размножению и даже их гибель. Другие
представители усоногих paков, морские уточки
(Lepas), регулярно встречаются на длинном корневом
пучке игл некоторых гиалонем (Hyalonema). который
используется как подходящий субстрат,
возвышающийся над сильно заиленным дном. На этом
же корневом пучке игл могут поселяться
коралловые полипы (Palythoa), образующие вокруг него
плотный чехол со многими сидящими на нем
небольшими зооидами. Постоянно поселяется на
некоторых губках (Axinella) корковая актиния (Parazoanthus
axinellae). Личинки ее обладают избирательной
способностью к субстрату, оседая на тех губках,
поверхность которых обычно используется ими в
качестве места обитания, губка играет здесь
пассивную роль и, очевидно, никакой выгоды от
такого «квартиранта» не имеет.
Приложение 2
Это интересно
Долгожитель Антарктическая губка. Слайд 18.
Этот живой организм уникален в своем возрасте. Антарктическая губка – это долгожитель из долгожителей. Вполне возможно, что губки растут очень медленно в связи с низкими температурами. У них замедлен метаболизм.
Антарктическая губка
Ученные обнаружили, что возраст самой «пожилой» антарктической губки составляет более полторы тысячи лет. А теперь на минуту представьте себе, сколько всего интересного повидала эта губка на своем веку. Именно этим живым существам принадлежит рекорд долгожительства в мире животных
Губки для великанов и карликов. Слайд 11
Среди примитивных морских животных –
губок – самая высокая – кубок Нептуна.
«Рост» этого сидячего, действительно похожего на
кубок существа, может достигать 120 сантиметров. А
вот самую тяжелую губку нашли на Багамских
островах. Она была в обхвате почти два метра и
весила 41 килограмм. Правда, после того, как ее
высушили, вес губки стал намного меньше – всего 5
кг 440 г. Ну а самой маленькой губочкой, пожалуй, не
смогла бы мыться даже Дюймовочка: ее диаметр –
всего-навсего 3 мм.
http://chihuashki.ru/blog/morskie-zhivotnye-rekordnykh-razmerov
Губка кубок Нептуна Сварчевския папирусная 1-4 мм.
Губка корзинка Венеры Слайд 12
Тело цилиндрической формы до 30 см длиной, состоит из шестиугольных игл, в состав которых входит кремнезем. Глубоководный вид тропической зоны Тихого и Индийского океанов.
В Японии евплектелла связана со свадебной церемонией. Молодые люди при заключении бpaка получают в подарок красивую полупрозрачную корзиночку с парой засушенных креветок внутри. Японцы давно заметили, что в каждой такой губке живут две креветки – самец и самка. Они забираются туда еще на личиночной стадии и, вырастая, уже не могут ее покинуть. Поэтому подарок имеет для молодоженов символическое значение – он служит олицетворением постоянной любви, верности и долгого супружеского счастья. В переводе с японского губка так и называется – «вместе прожить, состариться и умереть».
Корзинка Венеры
Губок изучают немногие зоологи. Объясняется это просто – большого пpaктического значения они не имеют, внешне малопривлекательны, не то что, например, птицы, тигры или морские звезды. В то же время имя одного из самых крупных русских специалистов по морским губкам известно каждому. Сейчас мало кто помнит, что великий русский путешественник, этнограф и антрополог Николай Николаевич Миклухо-Маклай был зоологом по образованию. Ученик и ассистент великого Эрнста Геккеля, он много занимался губками наших морей. В конце многих научных названий губок, обитающих в северных морях, мы встречаем имя автора описания вида – Miclucho-Maclay.
Добыча губок. Слайд 10
Калимнос. Ныряльщики за губками.
Калимнос довольно небольшой остров в Эгeйском море, является частью группы более 50 Додеканеских островов на юге Греции. Хотя ныряние за губками было источником дохода для многих греческих островов в последние столетия, Калимнос известен как центр греческой отрасли добычи губок. Воды вокруг греческих островов благотворны для их роста, из-за высокой температуры воды. Лучшие губки по качеству были на юге Средиземного моря. Точно неизвестно когда губка вошла в употрeбление. В древних писаниях(Платона, Гомера) губка упоминается как предмет для мытья. На Калимносе также ныряние за губками имеют корни с древних времён. Это одна из самых старых профессий на острове. Ныряние за губками дало социальное и экономическое развитие острову. В прошлом ныряли методом «скин дайвинг». Комaнда выходила в море на маленькой лодке. Для поиска губок на дне использовали цилиндрический объект со стеклянным дном. Как только находилась губка ныряльшик доставал её со дна. Обычно он нёс на себе 15 кг плоский камень, извесный как «скандалопетра», чтобы быстро достать до дна. Срезанную губку собирал в специальные сети. Глубина и время погружения зависели от размера лёгких ныряльщика. Хотя это было довольно трудно добывать таким способом, но таким образом было добыто и продано очень много губок. Многие торговцы на Калимносе стали очень богаты. С 1865 г. В торговле губками наступил бум. Причиной для этого стало представление стандартного водолазного костюма или Скафандро как назвали греки. Торговец с острова Сими завёз снаряжение, вероятно Сибе Гормана. Преимущества были на лицо. Теперь, ныряльщики могли оставаться на сколько угодно и на больших глубинах. Лучшие губки находили на глубине около 70 метров. Ныряльщик мог теперь ходить по дну и искать их.
В 1868 г. Флот ныряльщиков за губками составлял:
300 кораблей с ныряльщиками(от 6 до 15 ныряльщиков
на каждом корабле) 70 кораблей которые добывали
губки гарпунами.
С появлением костюма торговля получила огромный
рост. С Калимноса корабли уходили в Эгeйское и
Средиземное моря. Уходили так далеко как Тунис,
Ливия, Египет, Сирия. Они находились в море по 6
месяцев.
Выгода на добыче и продаже губок была высокой.
Для ныряльщиков рабочие условия в костюме были.
Однако, появилась большая опасность при
погружениях – декомпрессионные заболевания.
Скоро после введения скафандра произошли первые
несчастные случаи с ныряльщиками. Симптомы,
тяжелые боли, паралич и cмepть в конечном итоге
были ужасающими для водолазов и других экипажей,
поскольку они не имели понятия, что являлось
причиной всего этого!
Ежедневные погружения на 70 метров и больше и
всплытие без остановок безопасности нанесли
разрушительный эффект: в первый год
использования скафандра около половины
ныряльщиков было парализованы или умерли от
декомпрессионной болезни. Между 1886 и 1910 г.
Погибли около 10000 ныряльщиков и 20000 были
нетрудоспособны.
Это оказало большое влияние на всех жителей
Калимноса. В каждой семье были отцы, дети, братья
и другие родственники которые были парализованы
или не вернувшиеся с сезона. К концу19-го века это
вызвало большие волнения на Калимносе, особенно
среди женщин. В то время остров был оккупирован
турками. Женщины просили турецкого султана
запретить скафандр, что он и сделал в 1882 году.
Прибыль упала, ныряльщики вернулись к старому
способу добычи (скин дайвинг). Примерно через 4
года скафандр снова начали использовать
произошли и новые несчастные случаи.
Современная добыча губок
Наиболее широкое применение с древнейших
времен до наших дней имеют туалетные губки,
скелет которых лишен минеральных игл. Промысел
туалетных губок ведется в умеренных,
субтропических и отчасти тропических морях на
небольшой глубине.
Ныряльщик отрывает губку от камня или другого
субстрата и укладывает ее в сетку, которую затем
поднимают с помощью веревки в лодку. Иногда
применяют драгу или железную кошку, но при таком
способе добычи много губок повреждается.
Слайд 22
VIII. Опережающее домашнее задание: повторить § 5, найти интересные факты по типу «Кишечнополостные».
Комментарии:
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
01 04 2025 9:41:53
Урок формирует представления о различных типах отношений между организмами. Результаты: выделение компонентов природного сообщества взаимосвязанных между собой, основных типов отношений организмов, условий их возникновения, приспособления организмов к существованию в сообществе; умение работать с источниками биологической информации, использовать речевые средства для дискуссии, сравнивать разные точки зрения....
31 03 2025 8:22:56
Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....
30 03 2025 0:26:29
В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....
29 03 2025 16:26:58
Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о пpaктическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....
28 03 2025 15:26:32
Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения.
...
27 03 2025 11:11:25
Цель викторины - обобщение и закрепление знаний, расширение кругозора по предмету....
26 03 2025 2:13:14
Интеграция предметов гуманитарного и естественных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Целью урока является обобщение знаний о моллюсках, их роли в природе, развитие коммуникативных способностей учащихся через творческую работу. Каждый ученик вовлечен в активную познавательную деятельность, так как на уроке есть поиск, анализ, презентации.
...
25 03 2025 21:22:12
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
24 03 2025 13:36:19
В статье представлена разработка урока с элементами самостоятельной работы (работы с текстом, учебником) для учащихся 8-го класса. Конспект урока строится на развитии общеучебных компетентностей учащихся, для развития этих компетентностей используются интеpaктивная деятельность, а также общеучебные методы: анализ, синтез, сопоставление, умение делать выводы....
23 03 2025 4:37:53
Проблема формирования информационной культуры очень актуальна. В условиях информатизации образования и общества у учителя появляется новая педагогическая задача по формированию информационной культуры ученика. Урок с использованием презентаций не только поможет усвоить новую тему, но и закрепить полученные знания с помощью тестов....
22 03 2025 18:37:45
Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....
21 03 2025 13:59:39
Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....
20 03 2025 17:53:55
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
19 03 2025 23:28:34
При составлении технологической карты урока использовался учебник «Биология (профильный уровень) – 10-й класс», под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Алгоритм работы на уроке: 1) ввод в проблему – стадия вызова; 2) осмысление содержания; 3) размышление (рефлексия). Использование на уроке ИКТ как еще одного подхода к изучению теоретического материала в первую очередь решает задачи интенсификации учебного процесса, обеспечивая новые инструменты визуализации и представления материала....
18 03 2025 21:31:18
Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....
17 03 2025 10:29:52
Из всех профессиональных компетенций современного учителя именно высокий уровень управленческих умений: анализировать, планировать, организовывать учебный процесс и оценивать результаты блока учебных занятий или одного урока как целостной системы - оснащает учителя “средствами навигации” в океане профессионально значимой информации. И, несомненно, главное из этих средств - умение учителя ставить цели учебного занятия или учебного модуля, так как именно цели свяжут между собой содержание, средства, методы в единый процесс, обеспечат учителю оптимальный выбор способов, форм их достижения и диагностики. Для ученика грамотно поставленные цели станут основой для самоформирования учебно-познавательной мотивации не только на результат, но и в первую очередь – на деятельность. ...
16 03 2025 2:46:57
Данный урок-конференция проводится в качестве заключительного в теме "Закономерности изменчивости" и одним из последних в курсе 10-го класса.
...
15 03 2025 7:50:35
На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....
14 03 2025 6:14:22
Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....
13 03 2025 5:30:33
Внеклассное мероприятие по биологии, форма проведения – театрализованная сказка. Интеграция биологии и дополнительного образования позволила включить в сценарий творческие музыкальные номера. Рекомендовано для реализации на 2-й ступени обучения в общеобразовательных учреждениях, лицеях, гимназиях....
12 03 2025 20:10:58
Этот урок является первым в теме "Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии (Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока.
...
11 03 2025 15:19:48
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками.
...
10 03 2025 23:21:16
Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....
09 03 2025 18:27:44
В статье приведена технологическая карта обобщающего урока биологии в 5-м классе по учебнику Н.И.Пономарева «Биология» Вентана-Граф (ФГОС). Данный методический материал содержит индивидуальный опopный конспект, а также презентацию, которая содержит различные задания и ответы для взаимопроверки....
08 03 2025 5:10:16
В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три комaнды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки.
...
07 03 2025 20:10:12
Цели урока: закрепить знания о строении прокариот, раскрыть картину эволюционного развития организмов, изучить строение ядра эукариот....
06 03 2025 14:16:26
Раскрывается взаимосвязь среды обитания рыб и их поведения в мировом океане. Расширяется кругозор учащихся о многообразии рыб....
05 03 2025 3:32:55
Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества.
...
04 03 2025 20:53:37
Игры имеют существенное значение в процессе обучения, развивают логическое мышление. Юмористические рассказы с ошибками можно использовать при проверке знаний, закреплении нового материала, как элемент обобщающего урока. Учащиеся, прочитав рассказ, должны написать его в правильном виде, исправив неточности, или придумать свой юмористический рассказ на заданную тему. Предлагаю вашему вниманию несколько юмористических рассказов с ошибками по курсу "Природоведение" для учащихся 5-го класса. ...
03 03 2025 21:54:37
Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....
02 03 2025 22:27:12
В течение последних лет наше методическое объединение учителей естественных наук работает над темой «Интегрированный подход в изучении естественных наук с применением информационных технологий». В ходе реализации этой темы нами был дан ряд уроков в разных классах с применением ИКТ.
...
01 03 2025 10:18:46
Уроки-экскурсии, это замечательная форма работы учителя с учащимися среднего звена. Благодаря таким урокам, они учатся наблюдать, затем оформлять результаты своих наблюдений, а для того чтобы это сделать, им придется проанализировать, имеющуюся у них информацию, обобщить и сделать выводы....
28 02 2025 10:27:12
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
27 02 2025 19:53:29
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
26 02 2025 6:24:27
На уроке ученики рассматривают типы взаимоотношений между организмами и выявляют их значение. В групповой деятельности ученики используют исследовательский метод работы, учатся оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности....
25 02 2025 15:25:28
Урок призван обобщить и систематизировать знания учащихся по теме "Эволюция человека", а также познакомить с альтернативными вариантами изложения темы и их аргументацией....
24 02 2025 1:52:30
Факультативный курс является предметно-ориентированным и посвящен изучению основ учения о высшей нервной деятельности, поведения и психики человека. Он предназначен для учащихся 8-х классов, интересующихся биологией и психологией....
23 02 2025 10:24:29
Данный урок разработан с учетом развития творческих способностей учащихся с применением элементов теории решения изобретательных задач (ТРИЗ). Мозговой штурм предназначен для организации групповой работы учащихся. Применяются интеpaктивные технологии - это объединение в ротационные (изменяющиеся) тройки, дискуссионный метод "два - четыре - все вместе", метод карусели и т.д.
...
22 02 2025 16:52:25
Урок может быть проведен в 7-м классе при изучении темы "Класс птицы", материалы урока могут быть использованы на занятиях биологического кружка.
На уроке ученики имеют возможность уточнить причины разнообразия птиц (результат приспособленности к среде обитания), научиться распознавать экологические группы птиц, признаки птиц разных экологических групп. Поставленные перед учениками задачи ставят их в ситуацию недостатка информации, которую они должны получить из разных источников (личный опыт, информация из "Школьного определителя птиц", информация, полученная в результате выполнения лабораторной работы). Кроме того, дети учатся обобщать полученную информацию и делать выводы....
21 02 2025 5:50:32
В статье рассказывается о способе учета знаний учащихся, который осуществляется при помощи методов, содержащих разные уровни заданий. Данная работа направлена на то, чтобы в течение учебного года подготовить детей к ЕГЭ по биологии и другим предметам.
...
20 02 2025 19:20:58
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
19 02 2025 11:16:10
Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....
18 02 2025 21:11:39
На уроке учащиеся повторяют строение споровых растений, знакомятся с многообразием голосеменных, изучают особенности голосеменных на примере класса хвойных, значение голосеменных в природе и жизни человека. Урок способствует развитию логического мышления, умений использования знаний для решения задач. ...
17 02 2025 20:26:17
Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....
16 02 2025 8:35:47
Средства мультимедиа и логически правильно построенный ход анимаций в презентациях позволяют усвоить вопросы регуляции клеточных функций на более высоком уровне, четко определить последовательность биохимических реакций в клетке, их зависимость от различных факторов среды, повышают творческий потенциал учащихся.
...
15 02 2025 4:48:45
В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....
14 02 2025 1:41:18
В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией.
Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление.
...
13 02 2025 2:59:52
Данная программа реализуется в рамках экологического кружка "Олененок" начальной школы при Посольстве РФ в Шри-Ланке. Данная образовательная программа поможет младшему школьнику, посещающему школу в необычной для себя обстановке – в другой стране, быстрее адаптироваться к непривычным для себя условиям, а также научит ценить красоту природы различных стран....
12 02 2025 7:59:54
Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....
11 02 2025 19:45:48
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::