Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания"


    Программа элективного курса по естествознанию для 9-х классов "История естествознания"

Пояснительная записка

Программа элективного курса «История естествознания» предназначена для учащихся 9 классов.
Содержание элективного курса позволяет познакомить учащихся с рождением науки и развитие научных идей и формирование систем наук.
Элективный курс состоит из четырех взаимосвязанных частей: введение в историю естествознания, рождение науки, рождение науки, развитие научных идей и формирование систем наук, наука сегодня.
В данном курсе не рассматриваются технические детали на изложении основных идей естествознания, но эта программа строится вокруг нескольких ключевых проблем.
Первая из таких проблем – «Из чего состоит мир?». Ее рассмотрение начинается с идей Фалеса Милетского и атомной гипотезы Демокрита. Затем эта тема развивается при изучении истории химии и истории молекулярно-кинетической теории, открытия элементарных частиц, а также частиц и полей.
Вторая проблема – «В чем причина движения?». Эта проблема, построенная философами античности, позволяет рассмотреть историю механики и открытие закона сохранения энергии.
Третья проблема связанная со строением космоса и вопросами космогонии. Развитие этой темы начинается с изучения представлений древних философов о том, что такое планеты, звезды и созвездия, какое место занимает Земля во Вселенной. Затем рассматриваются: открытия Коперника, работы Галилея и Кеплера, открытие закона всемирного тяготения, космогонические гипотезы Канта и Лапласа и наконец, вопросы современной астрофизики и космогонии.
В данной программе прослеживаются и развитие таких проблемных тем, как биологическая эволюция, наследственность, математика как язык науки, логика.
Таким образом, на примере относительно немногих основных проблем курса показывается, как шел процесс углубления и расширения естественнонаучных знаний.
Изложение истории разных наук в их взаимосвязи помогает воссоздать единую картину единую картину естествознания, определить взаимовлияние научных дисциплин, способствует формированию у школьников представление единой картине мира.
Данный экспериментальный курс, прежде всего должен помочь школьникам увидеть во взаимной связи те факторы и законы естествознания, которые они уже отчасти знают из курсов школьных дисциплин. Он должен показать эти основные факты, законы и идеи естествознания в их историческом развитии, в их взаимосвязи друг с другом и с развитием общества, его мировоззрения, техники, культуры.

Цели курса:

  • Через содержание дисциплины сформировать у обучающихся представление об истории естествознания, как о сложной, целостной, постоянно развивающейся системе – совокупном предмете естественных наук.
  • Способствовать процессам развития межпредметных связей между учебными предметами естественнонаучного цикла и интеграции между разноуровневыми образовательными программами.

Задачи курса:

  • Преподавание элективного курса «История естествознания» направлено на решение следующих задач.
  • Ознакомить с содержанием и структурой формирование истории естествознания, закономерностями его развития и общеметодологическими проблемами.
  • Обсудить современные методологии познания природных явлений и процессов, выявить мировоззренческие приоритеты в их восприятии человеком.
  • Рассмотреть концепции, объясняющие происхождение и эволюцию Вселенной, становление наук в античное время и в современности.

Формы организации и методы обучения учащихся

В виду того, что данный курс обладает потенциальными мировоззренческими возможностями. В качестве основных форм организации обучения выбираются следующие виды деятельности: семинары, дискуссии, конференции, реферирование основной и дополнительной литературы, работу в малых группах, подготовку учащимися докладов и выступлений по интересующим их проблемам.
Программой курса предусматривается самостоятельная работа учащихся. Примерные задания для самостоятельной работы (в форме написания рефератов или докладов) даны после содержательной части программы.
Список литературы (в конце программы) облегчит учащимся поиск необходимой информации для выполнения заданий при самостоятельной работе, подготовке к семинарским занятиям и зачету.
Изучение курса завершается зачетом, вопросы к которому изложены в заключительной части программы.

Учебно-тематический план

Наименование тем курса

Всего часов

В  том числе:

Форма контроля

лекц.

пр.

сем.

 

Введение

1

 

 

 

Беседа

Часть I. Рождение науки.

1.

Предыстория науки.

2

2

 

 

Беседа

2.

Античная наука.

3

1

 

2

Выполнение пpaктической работы

Часть II. Развитие научных идей и формирование систем наук.

3.

Наука средневековья.

2

2

 

 

Участие в семинаре

4.

Естествознание в эпоху возрождения.

2

1

1

 

Участие в семинаре

5.

Наука XVII – XVIII вв.

2

2

 

 

Беседа

6.

Естествознание XIX в.

3

1

 

2

Выполнение пpaктической работы

Часть III. Наука сегодня.

7.

Естествознание XX в.

2

2

 

 

Участие в семинаре

 

Заключение

1

 

 

1

Выполнение пpaктической работы

 

Итого

17

11

1

5

 

Содержание курса

Общее количество часов – 17

Введение (1 ч.)

Чем занимается история естествознания, и какие факторы влияют на развитие науки? Зачем надо знать историю естествознания?

Часть I. Рождение науки

1. Предыстория науки (2 ч.)

Знания о природе в первобытном обществе.
Великие открытия: земледелие, одомашнивание животных, изобретение лука, использование огня. Изобретение колеса. Появление производства керамики и металлургии. Появление языка, искусства и религии.
Естественнонаучные знания на древнем Востоке (Египет, Вавилон, Ассирия).
Появление письменности. Накопление математических, астрономических и медицинских знаний. Мифологическое объяснение мира.

2. Античная наука (3 ч.)

Почему мы считаем, что наука появилась в Древней Греции?
Периодизация античной науки. Эпоха классической Греции: возникновение науки в колониях Эллады, Афинский период. Эллинистическая эпоха (или Александрийский период). Наука в Древнем Риме.

Главные проблемы, поставленные греческой наукой, и их развитие в эллинистическую эпоху и в Древнем Риме (появление попытки постановки и решения «вечных проблем»).

– Проблема строения мира. Идея праматери, принимающей разные формы, которые могут переходить друг в друга (школа Фалеса VI в. до н.э.). Идея атомного строения мира. Атомная теория и фатализм; активность человека и рок. Трагедия Эсхила.
– Причина движения. Милетская школа, полет стрелы по Аристотелю.
– Естественная космогония: как возник мир и как он принял современный облик (школа Фалеса).
– Проблема возникновения жизни.
– Проблема эволюции жизни (Анаксимaндр, Эмпедокл).

Появление отдельных наук.

– Античная математика и ее особенности. Переход от чисто прикладных задач к теории и идея математических моделей.
– Античная астрономия. Что такое Солнце и звезды? Их отношение с Землей. Устройство Вселенной и Солнечной системы.
– Античная физика. Античная механика. Открытие законов статики: рычаг, закон Архимеда. Построение механики как теоретической дисциплины.
– Античная биология. Роль классификации в развитии биологии; работы Аристотеля; проблемы целесообразности живого мира.
– Античная медицина. В чем причины болезней? Гиппократ и античная медицина. Гален (129 – 199 гг) и развитие медицины в Риме.
– Каким законам подчиняется человеческая мысль? Апории Зенона. Софисты. Создание Аристотелем формальной логики.

Часть II. Развитие научных идей и формирование систем наук

3. Наука средневековья (2 ч.)

Судьба науки в средние века. Алхимия. Античные представления о строении вещества как одна из основ алхимии; развитие идеи «все превращается во все».
Математика как язык; появление алгебры.

4. Естествознание эпохи Возрождения (2 ч.)

Освоение античного населения и возвращение к изучению природы. Гуманизм и свободомыслие. Изобретение книгопечатания.
Экспериментальный метод исследования. Появление научных приборов; микроскоп и телескоп. Эксперимент в искусстве, например у Леонардо да Винчи или в музыке, – найти настоящее искусство, созвучное природе.
Устройство Солнечной системы. Гелиоцентрическая система мира Коперника (1473 – 1543). Работы Кеплера и Галилея.
Пpaктическая работа 1: Сравнение системы мира по Капернику и современную модель Вселенной, найдите черты сходства и различия. Докажите, полученные вами результаты.

5. Наука XVII – XVIII вв. (2 ч.)

Физика Декарта. Все превращается во все.
В чем причина движения? Галилей об инерции. Создание механики Ньютоном.
Как устроена Солнечная система? Закон всемирного тяготения. Предсказательная сила науки: открытие новых планет «на кончике пера».
Новая математика. Синтез геометрии и алгебры. Декарт. Античная математика геометрична; средние века – алгебра. XVII – XVIII вв. – синтез. Появление математического анализа; Ньютон, Лейбниц.
Возникновение теории вероятности.
Возникновение химии. Химические реакции и превращения веществ. Понимание горения и дыхания; Лавуазье.
Физиология и механика. Гарвей и открытие кровообращения. Декарт и понятие рефлекса.
Механическая картина мира. Механика объясняет движение атомов и движение планет, поведение животных и даже общественные явления. Детерминизм Лапласа; опять проблема: человек творец своей судьбы или его судьба предопределена законами механики. Как в античные времена гипотеза атомов, так теперь абсолютизация механики приводит к фатализму.
Линней и проблема классификации.
Энциклопедисты. Век Просвещения.

6. Естествознание XIX в. (3 ч.)

Из чего состоит мир? Кроме вещества существуют поля: тяготения, электромагнитные. Фарадей получил электричество магнетизм и намагнитил свет. Максвелл и открытие Герцем электромагнитных волн. Как Декарт связал вместе геометрию и алгебру, так и в физике электричество, магнетизм и оптика стали единой областью.
Открытие элементов. Периодическая система Менделеева. Молекулярно – кинетическая теория. Максвелл, Больцман. Объяснение броуновского движения и других явлений.
В чем причина движения? Открытие закона сохранения энергии. Майер, Джоуль, Гельмгольц.
Неевклидовы геометрии: Лобачевский и Больяи.
Ламарк. Развитие палеонтологии. Теория эволюции Дарвина.
Открытие клеток Гуком; создание клеточной теории Шванном.
Медицина и клеточная теория. Микробы – причина болезней. Кох, Пастер. Мечников и клеточный иммунитет.
Проблемы наследственности. Открытие Менделя.
Возникновение экологии как науки.
Идея изменений, превращений, эволюции как хаpaктерная идея эпохи. Идея общественного и культурного прогресса, связанная с идеей прогресса органического мира. Оптимизм, вера в силу науки и в предназначение человека и человечества.
Проникновение науки в литературу. Появление таких жанров, как научно – популярная литература и научная фантастика. Успехи физиологии и «физиология общества» в «Человеческой комедии» Бальзака.
Наука и техника. Век пара и электричества.

Часть III. Наука сегодня

7. Естествознание XX в. (2 ч.)

Как устроен атом? Необычные законы атомного мира. Открытие элементарных частиц. Вероятностные законы их движения; дуализм «частица – волна». Классификация элементарных частиц. Кварки.
Открытие радиоактивности. Превращение элементарных частиц друг в друга и в свет. Овладение атомной энергией.
Развитие механики Ньютона. Специальная и общая теория относительности. Тяготение как искривление прострaнcтва.
Космогония XX в. Источники энергии звезд. Эволюция звезд. Белые карлики и черные дыры. В какой кухне варятся химические элементы? Расширяющаяся Вселенная; Фридман и Хаббл. Большой взрыв и реликтовое излучение.
Современное представление о происхождении жизни.
Синтетическая теория эволюции. Как геометрия объединилась с алгеброй, так теория эволюции – с генетикой.
Современные представления о происхождении жизни.
Аксиоматический метод; Гильберт. Проблема континуума. Теорема Геделя о неполноте аксиоматических систем.
Появление математической логики. Возникновение теории информации. Компьютерная революция. Машины и мышления.
Генетика в XX в. История генетики в России. Н.И, Вавилов и Т.Д. Лысенко. Генетика и «зеленая» революция; медицинская генетика.
Синтез физики, химии и биологии – возникновение молекулярной биологии. Молекулярное строение гена, генетический код. Молекулярные механизмы нервного возбуждения и мышления сокращения.
Экология как наука и как мировоззрение. В.И. Вернадский.
Антисциентистские тенденции. Утопии Г. Уэллса. Осознание ядерной и экологической опасности.

Заключение (1 ч.)

Примерные темы рефератов и докладов

  1. Как представляли себе мир древние люди?
  2. Биографии древних мыслителей (Пифагор, Аристотель, Платон, Фалес, Геpaклит и др.).
  3. Современные загадки мироздания.
  4. Строение Солнечной системы Аристотеля.
  5. Космические тела.
  6. Модели Солнечной системы.
  7. Биографии иностранных и русских физиков.
  8. История механики.
  9. История открытия законов электричества.
  10. история открытия строения атома.
  11. Влияние силы тяжести и невесомости на живые организмы.
  12. Приспособленность живых организмов к обитанию в различных температурах.
  13. Электрические явления в живых организмах.
  14. Звук – средство общения живых организмов.
  15. Архимед и античная математика.
  16.  История алхимии.
  17. История открытия закона сохранения массы вещества.
  18. Симметрия в мире молекул.
  19. Симметрия в мире кристаллов.
  20. Геоцентрическая система мира.

Литература:

  • Воронов В.К., Гречнева М.В., Сагдеев Р.З. Основы современного естествознания. – М., 1999.
  • Голованов Я. Этюды об ученых. – М., 1970.
  • Гордиенко В.А. Концепции современного естествознания и техники. – М., 2000.
  • Данин Д.С. Вероятностный мир. – М., 1981.
  • История естествознания. – М., 1981
  • Кузнецов В.И., Идлис Г.М., Гутина В.Н. Естествознание. – М., 1996.
  • Пахомов Ю.В. Логика естествознания. – М., 1994.
  • Харченко Л.Н. Современная концепция естествознания. – Ставрополь, 1994.
  • Харченко Л.Н. Естествознание. 10 – 11 кл.: учеб. пособие для профильных классов общеобразовательных учереждений. – М.: Дрофа, 2006.
  • Холличер В. Природа в научной картине мира. – М., 1966.



Комментарии:

Разработка урока "Строение и функции эритроцитов"


    Разработка урока "Строение и функции эритроцитов"

      На данном уроке по теме «Эритроциты» представлена презентация, которую подготовили ученики....

15 10 2025 20:51:59

Обобщающий урок по теме "Дыхание"


    Обобщающий урок по теме "Дыхание"

      В ходе урока используется групповая работа, что позволяет каждому ученику почувствовать себя успешным, снимает синдром тревожности. На уроке проверяются знания терминологии, умение на пpaктике применять знания (решение биологических задач), а также умения сравнивать, классифицировать и обобщать изучаемые факты и явления. ...

14 10 2025 11:46:15

Экология птиц антропогенного ландшафта


    Экология птиц антропогенного ландшафта

      В ходе урока учащиеся знакомятся с птицами антропогенного ландшафта, раскрываются биологические особенности, особенности "поведения", наследственные изменения, возникшие в процессе эволюции под воздействием антропогенного фактора....

13 10 2025 4:26:20

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение

Земноводные или амфибии: строение, размножение, происхождение Современная фауна земноводных, или амфибий, немногочисленна — менее 2 тыс. видов. В течение всей жизни земноводные обязательно связаны с водной средой, так как их яйца лишены оболочек, пpeдoxpaняющих от иссушающего действия воздуха....

12 10 2025 11:50:59

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

11 10 2025 23:28:39

Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс


    Урок обобщения знаний по теме: "Структурная организация живых организмов. Клетка". 9-й класс

      Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....

10 10 2025 22:31:46

Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс


    Сохранение биогеоценозов в Еткульском участковом лесничестве. 9-й класс

      Урок-конференция, диалоговая дискуссия, обобщение знаний материала по теме «Экосистемный уровень». Представление учащимися результатов исследовательской деятельности в 137 квартале Еткульского участкового лесничества о сохранении биоценозов....

09 10 2025 20:36:44

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны

Сосна. Размножение, опыление, строение шишек и семян сосны Размножается сосна семенами. Образование семян начинается на 30-40 году жизни. К этому времени на деревьях формируются женские и мужские шишки....

08 10 2025 2:39:59

Путешествие в мир насекомых


    Путешествие в мир насекомых

      Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

07 10 2025 4:48:20

Среда обитания и экологические факторы


    Среда обитания и экологические факторы

      Цель и задачи урока: закрепить понятия "среда обитания", "экология", "экологические факторы", "связи живого и неживого"; усвоить роли среды обитания в жизни организмов; развивать мышление, умение обобщать и делать выводы, умения определять хаpaктерные признаки животных в связи со средой обитания; воспитывать познавательный интерес к предмету....

06 10 2025 22:26:29

Занятие элективных курсов: "Окружающая среда и здоровье человека", по теме "Невредные привычки"


    Занятие элективных курсов: "Окружающая среда и здоровье человека", по теме "Невредные привычки"

      Методическая разработка интегрированного занятия элективного курса «Окружающая среда и здоровье человека» (биология + литература) для учащихся 9-х классов. Педагогическая новизна методической разработки темы заключается уже в постановке проблемы, так как рассматриваемые пристрастия (привычки) оцениваются большинством как нейтральные (невредные) привычки, не оказывающие негативного влияния на физиологическое, психологическое и социальное благополучие человека....

05 10 2025 9:27:36

Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс


    Круглый стол "Происхождение жизни на Земле: Концепции, проблемы, выводы". 11-й класс

      Автор анализирует умение учащихся самостоятельно работать по предложенной теме, проводить анализ информации. Задачи урока: активизировать учебную и познавательную деятельность учащихся; познакомиться с основными гипотезами происхождения жизни, провести их анализ; проследить историю данного вопроса с древних времён до настоящего времени....

04 10 2025 7:25:45

Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"


    Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"

      Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....

03 10 2025 21:50:29

Тема урока: "Цветочная кулинария"


    Тема урока: "Цветочная кулинария"

      Интеграция обучения, использование знаний, полученных на других уроках. Знакомство с миром цветов, в котором все не только прекрасно, но и вкусно, а порой очень полезно. На уроке ученицы, применяя ранее полученные знания, создают новые экзотические блюда, развивают свои творческие способности в их оформлении. ...

02 10 2025 3:41:30

Урок-игра "Многообразие голосеменных растений"


    Урок-игра "Многообразие голосеменных растений"

      Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три комaнды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....

01 10 2025 7:48:36

Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс


    Проблемный урок биологии на тему "Постэмбриональное развитие животных организмов". 10-й класс

      Урок знакомит учащихся с постэмбриональным развитием животных организмов. Развивается представление об индивидуальном развитии животных организмов. Ученики обобщают и закрепляют представление о типах постэмбрионального развития организмов животных, формируют представление о закономерностях прямого и непрямого развития. Развивают научное мировоззрение; экологическое воспитание.; поддерживают познавательный интерес к процессам жизнедеятельности организмов....

30 09 2025 18:56:11

Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"


    Разработка урока в 8-м классе по теме "Иммунитет"

      Задача учителя - на уроке создать условия для полноценного проявления и развития личностных функций ученика, используя следующие принципы: а) отношение учителя к ученику как равному; б) не простое сообщение знаний, а самостоятельное " строительство" знания учеником с помощью критического отношения к изучаемой информации, самостоятельного решения задач; в) плюрализм мнений, подходов, уважительное отношение к мнению другого. ...

29 09 2025 12:24:58

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека

Плеврококк. Строение, питание и значение для человека Плеврококк – это одноклеточная водоросль, относится к низшим растениям (тело не разделено на отдельные органы – нет листьев, корней, стeбля). Представитель отдела Зеленые водоросли, класса Хлорофициевые....

28 09 2025 18:14:55

Урок биологии в 8-м классе по теме "Заболевания органов зрения и их профилактика"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Заболевания органов зрения и их профилактика"

      Урок является универсальным в плане его использования при изучении темы «Зрительный анализатор» по программе любого автора; разработан с применением информационных технологий и проводится в кабинете информатики с подключением к Интернету. Актуальность урока состоит в том, что в большинстве учебников отсутствуют материалы о заболеваниях органов и систем, а также их профилактике. ...

27 09 2025 7:39:16

Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии


    Роль здоровьесберегающих технологий в формировании понятий на уроках биологии

      Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....

26 09 2025 16:58:53

Разработка урока по природоведению в 5-м классе по теме "Как развивалась жизнь на Земле"


    Разработка урока по природоведению в 5-м классе по теме "Как развивалась жизнь на Земле"

      Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле. ...

25 09 2025 20:56:22

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции

Факторы эволюции по Ламарку. Основные законы эволюции Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....

24 09 2025 22:57:12

Шляпочные грибы


    Шляпочные грибы

      В процессе лабораторной работы, работы с текстом учебника учащиеся совместно с учителем формулируют выводы об особенностях строения и жизнедеятельности грибов. При этом текстовая информация структурируется, а основные понятия урока преобразуются в схемы....

23 09 2025 16:41:20

Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс


    Разработка урока по биологии "Образ жизни и внешнее строение дождевого червя" (лабораторное занятие), 7-й класс

      Разработка урока с помощью методических рекомендаций «Уроки зоологии», автор Н.С.Филатова. На уроке продолжают формироваться понятия о живом организме, об эволюции и даются новые: о простейшей диффузной нервной системе, рефлексе, регенерации, лучевой симметрии. В зависимости от местных условий урок можно проводить с помощью живых организмов....

22 09 2025 17:44:52

"Класс млекопитающие. Отряд приматы"


    "Класс млекопитающие. Отряд приматы"

      Учащиеся знакомятся с многообразием приматов; выявляют их хаpaктерные особенности, признаки высокой организации по сравнению с другими животными; показывают сходство приматов с человеком; формируют бережное отношение к природе, прививают любовь к животным. В помощь учителю представлена презентация. На уроке использованы различные педагогические методы: информационные, фронтальные (вопрос ‒ ответ), игровые....

21 09 2025 16:25:57

Гумopaльная регуляция. Эндокринная система


    Гумopaльная регуляция. Эндокринная система

      Цель урока: рассмотреть органы эндокринной системы и единство нервной и гумopaльной регуляции....

20 09 2025 21:32:13

Особенности внутреннего строения рыб

Презентация для учащихся 7-го класса по теме «Надкласс рыбы». Занятие построено на основе презентации....

19 09 2025 12:30:24

Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)


    Урок биологии в 8-м классе "Значение двигательной активности для формирования системы опоры и движения" (в форме учебного проекта)

      Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Урок включает презентацию продуктов самостоятельной поисковой деятельности учеников, дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. ...

18 09 2025 20:19:20

Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"

      Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения. ...

17 09 2025 3:34:21

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции

Соединительная ткань: строение, типы клеток, основные функции Выделяют три основных вида соединительной ткани, которые имеют различное строение и осуществляют определенные функции: собственно соединительная ткань, хрящевая и костная....

16 09 2025 15:56:38

Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"


    Урок биологии в 9-м классе по теме "Критерии вида"

      Урок "Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: "История биологии", "Морфология и систематика", "Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....

15 09 2025 10:30:45

Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"


    Разработка обобщающего урока по биологии для 7-х классов "Тип Члeнистоногих"

      Разработка урока по теме "Члeнистоногие" в форме защиты проектных работ. Также в разработке урока представлены два варианта письменных работ для итогового контроля знаний учащихся....

14 09 2025 20:29:24

Элективный курс "Биоритмология"


    Элективный курс "Биоритмология"

      Данная предметно-ориентированная программа предназначена для учащихся 9-х классов и рассчитана на 9 часов. Программа включает углубление знаний о приспособлении живых организмов к периодическим изменениям среды, а также дает возможность приобретения знаний пpaктической направленности о применении фотопериодической реакции растений и животных в хозяйственной деятельности человека....

13 09 2025 10:28:39

"Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин


    "Обучение в сотрудничестве" как современная образовательная технология в преподавании естественнонаучных дисциплин

      Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...

12 09 2025 22:46:29

Урок биологии в 10-м классе "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"


    Урок биологии в 10-м классе "Строение и функции органоидов клетки. Плазматическая мембрана"

      По данным психологов наибольшее количество информации дети усваивают не от общения с учителями и родителями, а от общения друг с другом. Предлагаемый урок - лекция, которая проводится заранее подготовленными, мотивированными учащимися. "Лекторы", используя в качестве модели плазмалеммы мыльный пузырь, помогают слушателям выделить и сформулировать основные выводы по теме. Закрепление полученных знаний проводится с помощью заданий в формате ЕГЭ. ...

11 09 2025 3:11:45

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

10 09 2025 6:27:32

Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю


    Подготовка к ЕГЭ по биологии. В помощь учителю

      Пpaктикоориентированные задания, которые контролируют умения выпускников применять биологические знания о живых системах, биологических закономерностях, хаpaктерных признаках организмов и надорганизменных систем, движущих силах эволюции в пpaктических ситуациях помогут педагогу готовить учеников к ЕГЭ....

09 09 2025 1:32:13

Единство пассивных и активных структур опopно-двигательной системы человека


    Единство пассивных и активных структур опopно-двигательной системы человека

      Основным условием эффективности обучения на уроке закрепления знаний по опopно-двигательной системе человека является организация самостоятельной деятельности учащихся. Задания с использованием рентгеновских снимков и фотографий спортсменов определяют хаpaктер познавательной деятельности, последовательность учебных операций. В качестве источников информации используются муляжи, плакаты, рисунки и схемы из учебника биологии для 8-го класса....

08 09 2025 18:29:26

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

07 09 2025 1:48:46

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

06 09 2025 1:36:40

Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета


    Изучение модификационной изменчивости адониса весеннего. Сохранение первоцвета – весеннего горицвета

      В ходе урока учащиеся применяют полученные знания о модификационной изменчивости на пpaктике, проводят мониторинг первоцвета - весеннего горицвета, с использованием различных методик, в полевых условиях. На уроке воспитываются патриотические чувства, активная жизненная позиция, осуществляется природоохранная деятельность, реализуются творческие способности. Учащиеся самостоятельно приобретают знания, работают с научной литературой, мультимедийными источниками информации, различные сведения об адонисе узнают из Интернета, учатся понимать и ценить красоту, богатство природы....

05 09 2025 18:42:40

Урок биологии в 6-м классе по теме "Плоды"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Плоды"

      Урок изучения нового материала, урок-пpaктикум. Компьютерная презентация позволяет восполнить недостающий материал, в частности классификационные таблицы и рисунки некоторых плодов, формирует ситуацию успеха у учащихся. Разнообразие методов и приёмов, используемых во время урока, в том числе игровые моменты, позволяет провести его весело и продуктивно. ...

04 09 2025 22:28:54

Открытый урок в профильной группе. Тема: «Фотосинтез»

Урок по теме «Фотосинтез» проводится для профильной группы 10-го класса. Тема изучается на протяжении 3 уроков. На 1-м уроке изучается история процесса фотосинтеза, вклад ученых в развитие учения о фотосинтезе, фазы фотосинтеза. Урок соответствует новым ФГОС. Ребята сами определяют тему урока, ставят цели, создают мини-проекты....

03 09 2025 2:14:43

Правильная осанка – залог здоровья


    Правильная осанка – залог здоровья

      Мы смогли вскрыть некоторые причины нарушения осанки, дать определённые рекомендации, обратить внимание учащихся, учителей и родителей на формирование здорового человека. Наши рекомендации могут предотвратить развитие заболеваний опopно-двигательной системы при переносе школьно-письменных принадлежностей. ...

02 09 2025 10:20:14

Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс


    Урок по теме "Водная среда, приспособленность организмов к жизни в ней". Природоведение. 5-й класс

      Данная статья познакомит обучающихся с особенностями водной среды обитания, с различными водными животными и их приспособленностью к жизни в воде....

01 09 2025 18:53:59

"Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература)


    "Пион: декоративные качества, биологические особенности, общее представление о строении". Интегрированный урок в 6-м классе (цветоводство + биология + литература)

      Представленный материал может быть интересен не только тем, что это интегрированный урок, но и тем, что урок проводится с использованием презентации. На уроке проводится коррекция и развитие аналитико-синтетической деятельности на материале предложений деформированного текста; воспитание бережного отношения к природе, умения видеть красоту растений родного края....

31 08 2025 18:25:51

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях


    Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

      На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

30 08 2025 9:30:47

Урок биологии в 7-м классе "Тропизмы простейших"


    Урок биологии в 7-м классе  "Тропизмы простейших"

      Урок проводится среди учащихся 7-х классов при изучении темы «Простейшие». В процессе проведения лабораторных работ ребята узнают много нового и интересного о функционировании одноклеточного организма, что позволяет расширить знания учащихся по данному разделу....

29 08 2025 9:12:47

Заключительный урок по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и жизни человека"


    Заключительный урок по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и жизни человека"

      Представлен конспект заключительного урока по теме "Царство Грибы. Значение грибов в природе и в жизни человека"....

28 08 2025 14:22:50

Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Видоизменения корней"

      Учебные игры применяются для развития умений использовать полученные знания на пpaктике. Процесс игры позволяет формировать качества активного участника игрового процесса, развивать способности, которые могут быть обнаружены в других условиях и ситуациях. Гибкая система учебных игр позволяет обучаться с интересом, а от возможности выбора игр этот интерес только возрастает....

27 08 2025 2:30:44

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::