Проверочная работа "Основы учения о биосфере" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Проверочная работа "Основы учения о биосфере"


    Проверочная работа "Основы учения о биосфере"

ВАРИАНТ 1

Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

  1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:
  2. а) гидросфера;

    б) литосфера;

    в) атмосфера;

    г) биосфера.

  3. Учение о биосфере было создано:
  4. а) Ж.Б. Ламарком;

    б) В.И. Вернадским;

    в) Э. Зюссом;

    г) Э. Леруа.

  5. Граница биосферы в атмосфере находится на высоте:
  6. а) 77 км;

    б) 12,5 км;

    в) 10 км;

    г) 2 км.

  7. Пленка жизни на поверхности Мирового океана называется:
  8. а) планктон;

    б) нектон;

    в) бентос;

    г) нейстон.

  9. В Мертвом море фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
  10. а) отсутствие воды в жидкой фазе;

    б) концентрация соли свыше 270 г/л;

    в) отсутствие элементов минерального питания;

    г) все перечисленные условия.

  11. Живое вещество – это:
  12. а) совокупность всех растений биосферы;

    б) совокупность всех животных биосферы;

    в) совокупность всех живых организмов биосферы;

    г) нет правильного ответа.

  13. К косному веществу биосферы относятся:
  14. а) нефть, каменный уголь, известняк;

    б) вода, почва;

    в) гранит, базальт;

    г) растения, животные, грибы, бактерии.

  15. Концентрационная функция живого вещества состоит в способности:
  16. а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

    б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;

    в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

    г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

  17. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:
  18. а) да;

    б) нет.

  19. Ноосфера – это:

а) сфера прошлой жизни;

б) сфера разумной жизни;

в) сфера будущей жизни;

г) правильного ответа нет.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

  1. Живое вещество является мощной геологической силой, преобразующей лик планеты. Приведите примеры влияния живого вещества на оболочки Земли.
  2. Какое вещество биосферы называется биогенным? Приведите примеры.
  3. Почему граница биосферы в атмосфере находится на высоте 77 км?
  4. Перечислите функции живого вещества. Раскройте сущность энергетической функции.
  5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воды?
  6. Какое значение имеет азот в жизни растений?
  7. Составьте нектонную пищевую цепь в Мировом океане.
  8. Какое влияние на биосферу Земли оказало использование человеком огня?

ВАРИАНТ 2

Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

  1. Биосфера – это:
  2. а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

    б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

    в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

    г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами;

  3. Термин “биосфера” был предложен:
  4. а) Ж.Б. Ламарком;

    б) В.И. Вернадским;

    в) Э. Зюссом;

    г) Э. Леруа.

  5. Границы биосферы в гидросфере проходит на глубине:
  6. а) 1 км;

    б) 2 км;

    в) 10 км;

    г) гидросфера заселена живыми организмами полностью.

  7. Сгущение жизни на дне Мирового океана называется:
  8. а) планктон;

    б) нектон;

    в) бентос;

    г) нейстон

  9. В пустыне Уайт Сэндс (США) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
  10. а) отсутствие воды в жидкой фазе;

    б) концентрация соли свыше 270 г/л;

    в) отсутствие элементов минерального питания;

    г) все перечисленные условия.

  11. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И.Вернадский предложил назвать:
  12. а) жизнь;

    б) биомасса;

    в) живое вещество;

    г) правильного ответа нет.

  13. К биокосному веществу биосферы относятся:
  14. а) нефть, каменный уголь, известняк;

    б) вода, почва;

    в) гранит, базальт;

    г) растения, животные, грибы, бактерии.

  15. Газовая функция живого вещества состоит в способности:
  16. а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

    б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;

    в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

    г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

  17. Биосфера – это глобальная нерегулирующаяся система, имеющая вход, но не имеющая выхода:
  18. а) да;

    б) нет.

  19. Эжен Леруа:

а) создал учение о биосфере;

б) предложил термин “биосфера”;

в) предложил термин “ноосфера”;

г) был другом В.И. Вернадского.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

  1. Приведите несколько определений биосферы.
  2. Какие факторы определяют границы биосферы в атмосфере?
  3. Каковы основные функции живого вещества в биосфере? Раскройте сущность концентрационной функции.
  4. Какое вещество биосферы является косным? Приведите примеры.
  5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве минеральных веществ?
  6. Какое значение имеет калий в жизни растений?
  7. Приведите пример бентосной пищевой цепи.
  8. Какое значение оказало возникновение городов на биосферу Земли?

ВАРИАНТ 3

Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

  1. Оболочка Земли, заселенная живыми организмами, называется:
  2. а) гидросфера;

    б) литосфера;

    в) атмосфера;

    г) биосфера.

  3. Учение о биосфере было создано:
  4. а) Ж.Б. Ламарком;

    б) Ч. Дарвиным;

    в) Э. Зюссом;

    г) правильного ответа нет.

  5. Граница биосферы в литосфере на суше находится на глубине:
  6. а) 100-200 м;

    б) 1-2 км;

    в) 3-4 км;

    г) 100-200 км.

  7. Группа пассивно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:
  8. а) планктон;

    б) нектон;

    в) бентос;

    г) нейстон.

  9. На склоне горы Мак-Кинли (Аляска) фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
  10. а) отсутствие воды в жидкой фазе;

    б) концентрация соли свыше 270 г/л;

    в) отсутствие элементов минерального питания;

    г) все перечисленные условия.

  11. Совокупность всех живых организмов биосферы называется:
  12. а) косное вещество;

    б) биокосное вещество;

    в) живое вещество;

    г) биогенное вещество.

  13. К биогенному веществу биосферы относятся:
  14. а) нефть, каменный уголь, известняк;

    б) вода, почва;

    в) гранит, базальт;

    г) растения, животные, грибы, бактерии.

  15. Окислительно-восстановительная функция живого вещества состоит в способности:
  16. а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

    б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;

    в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

    г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

  17. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система со своим входом и выходом:
  18. а) да;

    б) нет.

  19. Учение о ноосфере было разработано:

а) В.И. Вернадским;

б) Э. Леруа;

в) П.Тейаром-де-Шарденом;

г) все ответы верны.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

  1. Кто первым создал стройное учение о биосфере?
  2. Какие факторы определяют границы биосферы в гидросфере?
  3. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие газовой функции.
  4. Какое вещество биосферы является биокосным? Приведите примеры.
  5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве гумуса?
  6. Какое значение имеет аэрация почвы в жизни растений?
  7. Как и почему с погружением в глубину меняется окраска водорослей?
  8. Перечислите три основные этапа в эволюции человека, которые оказали наибольшее влияние на биосферу.

ВАРИАНТ 4

Задание А. Выпишите номера вопросов, против них запишите буквы правильных ответов.

  1. Биосфера – это:
  2. а) водная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

    б) воздушная оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

    в) твердая оболочка Земли, заселенная живыми организмами;

    г) часть всех оболочек Земли, заселенная живыми организмами;

  3. Термин “биосфера” был предложен:
  4. а) Ж.Б. Ламарком;

    б) В.И. Вернадским;

    в) Э. Леруа;

    г) правильного ответа нет.

  5. Граница биосферы определяются:
  6. а) наличием воды в жидкой фазе;

    б) благоприятным температурным режимом;

    в) уровнем радиации;

    г) наличием кислорода и углекислого газа;

    д) степенью солености воды;

    е) всеми перечисленными факторами.

  7. Группа активно плавающих в толще Мирового океана живых организмов называется:
  8. а) планктон;

    б) нектон;

    в) бентос;

    г) нейстон.

  9. В арктических пустынях фактором, ограничивающим распространение жизни, является:
  10. а) отсутствие воды в жидкой фазе;

    б) концентрация соли свыше 270 г/л;

    в) отсутствие элементов минерального питания;

    г) все перечисленные условия.

  11. Совокупность всех живых организмов биосферы В.И. Вернадский предложил называть:
  12. а) жизнь;

    б) биомасса;

    в) живое вещество;

    г) правильного ответа нет.

  13. К живому веществу биосферы относятся:
  14. а) нефть, каменный уголь, известняк;

    б) вода, почва;

    в) гранит, базальт;

    г) растения, животные, грибы, бактерии.

  15. Энергетическая функция живого вещества состоит в способности:
  16. а) живых организмов накапливать и передавать по пищевой цепи энергию;

    б) зеленых растений использовать СО2 и выделять в атмосферу О2;

    в) хемоавтотрофов окислять химические элементы;

    г) живых организмов накапливать различные химические элементы.

  17. Биосфера – это глобальная саморегулирующаяся система, не имеющая входа и выхода:
  18. а) да;

    б) нет.

  19. Ноосфера – это:

а) стадия разумной жизни;

б) сфера разумной жизни;

в) стадия развития биосферы;

г) все ответы верны.

Задание Б. Кратко ответьте на поставленные вопросы.

  1. В.И. Вернадский писал: “Живое вещество… подобно массе газа растекается по земной поверхности и оказывает определенное давление в окружающей среде”. Как вы понимаете это высказывание?
  2. Какие факторы определяют границы биосферы в литосфере?
  3. Что входит в понятие “живое вещество”?
  4. Перечислите основные функции живого вещества. Раскройте понятие окислительно-восстановительной функции.
  5. Что такое почва? Какой опыт можно поставить, чтобы доказать наличие в почве воздуха?
  6. Какое влияние оказывает фосфор на жизнь растений?
  7. Приведите пример планктонной пищевой цепи.
  8. Какое значение оказало одомашнивание растений и животных на биосферу Земли?

ВАРИАНТ 1

Задание А

  1. г
  2. б
  3. а
  4. г
  5. б
  6. в
  7. в
  8. г
  9. а
  10. б

Задание Б

  1. Изменение газового состава атмосферы; накопление горных пород и минералов; вовлечение в круговорот отмерших органических остатков и др.
  2. Биогенное – созданное живыми организмами: нефть, каменный уголь, известняк.
  3. Выше – сильное ультрафиолетовое излучение, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации.
  4. Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная. Энергетическая состоит в способности зеленых растений ассимилировать и передавать по пищевой цепи энергию Солнца.
  5. Почва – верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве воды, надо поместить небольшое количество почвы в пробирку и нагреть ее – на поверхности пробирки появится конденсат.
  6. Атомы азота входят в состав многих органических молекул. В отсутствии этого вещества невозможны нормальный рост и накопление фитомассы стeблей и листьев растения.
  7. Пример: хамса – скумбрия – дельфин.
  8. Негативное – создание пирогенных ландшафтов, опустынивание, изменение экосистем. Например, Сахара, Калахари, саванны Австралии – пирогенные ландшафты.

ВАРИАНТ 2

Задание А

  1. г
  2. в
  3. г
  4. в
  5. а
  6. в
  7. б
  8. б
  9. б
  10. в

Задание Б

  1. Биосфера – живая оболочка Земли. Биосфера – оболочка Земли, населенная живыми организмами. Биосфера – открытая, глобальная, саморегулирующаяся система со своим входом и выходом.
  2. Жесткий ультрафиолет, низкая температура воздуха, отсутствие кислорода и углекислого газа, высокий уровень радиации и др.
  3. Концентрационная функция состоит в способности живых организмов накапливать в себе химические элементы, например, кальций в paковинах моллюсков.
  4. Косное – вещество, которое формируется без участия живых организмов: результаты движения литосферных плит, метеориты, деятельность вулканов.
  5. Чтобы доказать наличие в почве наличие минеральных веществ, надо небольшое количество почвы растворить в воде, профильтровать, фильтрат выпарить. На часовом стекле останется небольшое количество минеральных солей.
  6. Ионы калия присутствуют в цитоплазм е всех живых клеток и участвуют во многих биохимических процессах. Одна из функций калия в организме растения – влияние на формирование корневой системы.
  7. Пример: детрит – двустворчатые моллюски – морские звезды.
  8. Негативное – концентрация населения и связанное с ней загрязнение среды бытовыми и промышленными отходами, исчезновение видов растений и животных и т.д.

ВАРИАНТ 3

Задание А

  1. г
  2. г
  3. в
  4. а
  5. в
  6. в
  7. а
  8. в
  9. а
  10. г

Задание Б

  1. В.И.Вернадский
  2. Высокое давление, отсутствие света, соленость водной среды выше 270 г/л.
  3. Энергетическая, окислительно-восстановительная, газовая, концентрационная. Газовая функция живого вещества состоит в способности живых организмов изменять газовый состав атмосферы, например, зеленые растения поглощают углекислый газ и выделяют кислород.
  4. Биокосное – вещество биосферы, возникающее при взаимодействии живых организмов и окружающей среды – почва.
  5. Почва – верхний, рыхлый, плодородный слой литосферы, на котором растут и развиваются растения. Чтобы доказать наличие в почве гумуса, нужно поместить почву в пробирку и нагреть. Через некоторое время появится хаpaктерный запах горящей органики.
  6. Аэрация – это степень насыщенности почвы воздухом. Воздух необходим для дыхания корней растения.
  7. С погружением в глубину окраска водорослей меняется от зеленой до бурой и красной. Это связано с уменьшением количества солнечного света, попадающего в более глубокие слои воды и, соответственно с уменьшением количества хлорофилла и увеличением количества каротиноидов.
  8. Использование огня, неолитическая революция (одомашнивание растений и животных), научно-технический прогресс.

ВАРИАНТ 4

Задание А

  1. г
  2. г
  3. е
  4. б
  5. г
  6. в
  7. г
  8. а
  9. б
  10. г

Задание Б

  1. Живое вещество распространено почти по всей земной поверхности, там, где есть подходящие условия для жизни. Живое вещество оказывает мощное давление на все оболочки Земли. Например, изменяет газовый состав атмосферы, способствует образованию горных пород, окисляет горные породы и др.
  2. Наличие воды в жидкой фазе, наличие свободного кислорода и углекислого газа, определенный температурный режим, наличие минимума минерального питания и др.
  3. Совокупность всех живых организмов биосферы.
  4. Окислительно-восстановительная функция заключается в способности живых организмов окислять и восстанавливать химические элементы.
  5. Чтобы доказать наличие в почве воздуха, нужно небольшое количество почвы бросить в воду – будут заметны выделяющиеся пузырьки воздуха.
  6. Атомы фосфора входят в состав многих органических молекул. Недостаток этого вещества у растений угнетает процессы цветения и плодоношения.
  7. Пример: фитопланктон – зоопланктон – медуза.
  8. Негативное – изменение экосистем, исчезновение многих видов растений и животных.



Комментарии:

Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)


    Урок — ролевая игра "Заболевания кожи" (для учащихся 8–х классов)

      Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету. ...

09 10 2025 13:32:56

Основные закономерности эволюции органического мира


    Основные закономерности эволюции органического мира

      Урок нацелен сформировать у учащихся знания о типах эволюционных изменений. В ходе урока рассмотрены на конкретных примерах пути эволюции органического мира и соотношение между ними. Учащиеся знакомятся с главными направлениями эволюции органического мира – биологическим прогрессом и регрессом. Показана роль русских ученых в развитии эволюционного учения. Одна из задач урока: сформировать навыки определения ароморфозов и идиоадаптаций в растительном и животном мире....

08 10 2025 8:20:46

Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии


    Организация внеурочной деятельности учащихся по биологии

      Одним из методов обучения, который используется для успешной реализации задач объединения дополнительного образования, является метод проектов. Он помогает органично интегрировать знания учащихся из различных областей при решении одной проблемы, дает возможность применять полученные знания на пpaктике. Проектный метод способствует повышению мотивации, развитию творческой активности и самостоятельности, навыков исследовательской работы и вместе с тем повышает качество образования....

07 10 2025 0:17:37

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

06 10 2025 23:13:13

Обобщающий урок по теме "Строение растительной клетки". 6-й класс

Обобщающий урок развивает критическое мышление и информационно-коммуникативные технологии. На уроке используются ролевые игры, развивающие творческое воображение, активность, снимающие напряжение. В групповой работе учащиеся заполняют кластер «Растительная клетка», обобщают и систематизируют знания. Выполняют самостоятельную работу по вариантам....

05 10 2025 11:42:28

Экологический слет "Юных друзей природы"


    Экологический слет "Юных друзей природы"

      Экологический слет направлен на формирование обобщенных знаний и познавательных умений, устойчивого интереса к биологии и экологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Материал конкурсов слета связан с базовыми курсами биологии основной средней школы и является их естественным дополнением. ...

04 10 2025 13:17:38

Урок "Генетика пола"


    Урок "Генетика пола"

      Предлагаю вашему вниманию презентацию урока для 11-го класса, которая ориентирована на последовательное предъявление учащимся порций учебной информации и контроль её усвоения. ...

03 10 2025 17:46:16

Формы изменчивости: определенная (групповая) и неопределенная (индивидуальная)

Формы изменчивости: определенная (групповая) и неопределенная (индивидуальная) Изменчивость не создается человеком, он только подвергает органические существа новым жизненным условиям, и природа, действуя на них, вызывает их изменения....

02 10 2025 13:47:45

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

01 10 2025 22:49:36

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей


    Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей

      Конспект урока составлен по программе В.В. Пасечника "Биология. 8-й класс. Человек". Изучается в теме "Опopно-двигательная система"....

30 09 2025 9:43:20

Цветок


    Цветок

      На уроке используются разные формы работы, направленные на учет разных способов восприятия. Для аудиалов предлагаются задания по проговариванию значения органов цветка, для кинестетиков - работа по созданию цветка и письменные работы в тетради. Весь урок имеет большую наглядность, что важно для визуалов. Все этапы урока предусматривают использование личного жизненного опыта каждого ученика, ориентированы на эмоциональную сферу....

29 09 2025 9:19:34

Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"

      Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....

28 09 2025 5:25:41

Конспект урока. Строение и работа скелетных мышц


    Конспект урока. Строение и работа скелетных мышц

      В конспекте урока представлена разработка самостоятельной работы для учащихся 8-го класса. Данная работа может быть предложена ученикам, как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний....

27 09 2025 1:21:11

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

26 09 2025 12:21:17

Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"


    Урок по теме "Для чего нужна красота человеку?"

      На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения. ...

25 09 2025 18:25:55

Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс


    Проект урока биологии «Ткани растений» в соответствии с ФГОС. 6-й класс

      Цели урока: освоение знаний о роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах познания живой природы; о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли растений....

24 09 2025 14:18:34

Программа по биологии. 10-й класс


    Программа по биологии. 10-й класс

      На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....

23 09 2025 11:37:48

Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс


    Урок-упражнение (подготовка к ЕГЭ) по теме "Клетка – структурная и функциональная единица жизни". 10-й класс

      Урок построен по принципу динамичности, предлагает различные виды тренировочной деятельности учащихся с целью подготовки к ЕГЭ по разделу «Клетка». Урок может использоваться при повторении, обобщении и контроле знаний....

22 09 2025 18:32:15

Интегрированный урок "информатика + биология" "Путешествие в глубь листа"

Интеграция биологии и информатики формирует у учащихся информационные, технологические, коммуникативные и творческие компетентности, делает преподавание информатики предметно-ориентированным....

21 09 2025 14:37:33

Передвижение веществ в организме животных


    Передвижение веществ в организме животных

      Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....

20 09 2025 14:43:32

Кровеносная система


    Кровеносная система

      В статье рассматривается материал по эволюции кровеносной системы животных. Даются определения понятия "кровь" и её компонентов. Урок построен на получении знаний из учебника и дополнительной литературы....

19 09 2025 12:46:15

Многообразие земноводных и их значение


    Многообразие земноводных и их значение

      Цель урока: раскрыть многообразие земноводных в связи с приспособленностью их к обитанию в различных средах, показать значение земноводных в природе и жизни человека и необходимость их охраны....

18 09 2025 21:14:23

Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"


    Урок биологии в 8-м классе "Энергозатраты человека и пищевой рацион"

      Основная задача урока – усиление здоровьесберегающей направленности знаний. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных, рефлексивных способностей школьников. Проверка ранее изученного материала осуществляется с использованием компьютерных презентаций....

17 09 2025 11:11:18

Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое).

Деление клеток - митоз (непрямое) и мейоз (прямое). Существует 2 вида деления - прямое и непрямое. Соматические клетки размножаются непрямым путем, гаметам или пoлoвым клеткам присущ мейоз (прямое деление)....

16 09 2025 1:54:48

Открытый урок по теме: "Общая хаpaктеристика грибов"


    Открытый урок по теме: "Общая хаpaктеристика грибов"

      На данном уроке учащиеся определяют место грибов в системе органического мира через разнообразные формы деятельности. Во-первых, учащиеся самостоятельно знакомятся с грибами и составляют обзорную визитную карточку, работая в малых группах. Во-вторых, составляют таблицу, где наглядно показывают сходство грибов с растениями и животными. В-третьих, выявляют особенности индивидуальных признаков, присущие только грибам. В процессе разрешения проблемной ситуации раскрывают причинно-следственные связи между природой и грибами, а также между грибами и другими живыми организмами. ...

15 09 2025 14:52:33

Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков


    Значение внеклассной работы для расширения и углубления биологических знаний и природоохранной деятельности детей и подростков

      В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность. ...

14 09 2025 6:46:38

Урок обобщения и систематизации знаний и умений по теме: "Клеточное строение растений" по биологии в 6-м классе по учебнику И.Н. Пономаревой в форме игры "Счастливый случай"

Предлагаю свой авторский вариант итогового урока ботаники в 6-м классе в игровой форме. В разработке подробно описаны все методические и технические моменты проведения итогового урока по теме "Строение растительной клетки". Предлагаемый урок является завершающим в изучении соответствующей темы по УМК "Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники" И.Н. Пономарёвой (М.: Вентана-Граф, 2005)....

13 09 2025 22:23:36

Тема урока "Кладовая Солнца"


    Тема урока "Кладовая Солнца"

      Вашему вниманию предлагается обобщающий урок темы "Отдел Покрытосеменные растения" в 7-м классе по программе Н.И. Сонина. Повторяем хаpaктерные признаки растений отдела Покрытосеменные, закрепляем знания о взаимосвязи между биологическим строением и природными зонами Земли. ...

12 09 2025 19:59:10

Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"


    Обобщающий урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Кишечнополостные"

      Урок обобщения и систематизации знаний учащихся в 7-м классе по биологии "Путешествие в страну Кишечнополостных"....

11 09 2025 11:38:43

Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)


    Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)

      Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....

10 09 2025 21:49:34

Проблемный урок и проблемно-исследовательская технология


    Проблемный урок и проблемно-исследовательская технология

      На проблемном уроке при введении материала школьники думают, анализируют, рассуждают, а на этапе воспроизведения, например, пишут стихи. Проблемный урок обеспечивает творческое усвоение знаний. Ученик проходит четыре звена научного творчества: постановку проблемы и поиск решения – на этапе введения знаний; выражение решения и реализацию продукта – на этапе воспроизведения знаний. Ученик формулирует учебную проблему, изучает проблему....

09 09 2025 20:14:31

Интегрированный урок (биология + информатика) "Формы размножения организмов. Бесполое размножение"

Цели урока: углубить знания об особенностях и способах бесполого размножения организмов в природе; продолжить формирование умений систематизировать информацию, взятую из различных источников, обсуждать проблему, строить схемы; научить школьников определять формы размножения и объяснять роль бесполого размножения в жизни организмов....

08 09 2025 23:39:59

Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)


    Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)

      Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....

07 09 2025 0:14:39

"Внешнее строение листа". 7-й класс

Урок биологии в коррекционной школе-интернате VIII-го вида. Методы, используемые на уроке, развивают познавательную деятельность учащихся в работе с наглядным материалом: комнатными растениями, презентацией. Прививается любовь к природе, малой родине, России....

06 09 2025 17:52:39

Спирогира. Особенности строения и размножения

Спирогира. Особенности строения и размножения Тело спирогиры состоит из неветвящихся нитей, которые состоят из одного ряда одинаковых, вытянутых, цилиндрических клеток, имеющих длину от нескольких миллиметров до 8-10см...

05 09 2025 16:56:49

Урок: "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок: "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок посвящен процессам, происходящим в верхнем отделе пищеварения – ротовой полости, и важному разговору о гигиене ротовой полости, о здоровье и красоте....

04 09 2025 1:28:17

Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"


    Программа элективного курса предпрофильного обучения по биологии "Хочу быть здоровым!"

      Программа элективного курса предназначена для учащихся 8-го класса. Целесообразность преподавания данного курса обусловлена тем, что в наш информационный век, как ни странно, современные школьники крайне легкомысленно относятся к своему здоровью, особенно в вопросах питания....

03 09 2025 21:52:53

Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"


    Викторина для 5–7-х классов "Первоцветы"

      Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....

02 09 2025 4:31:11

Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"


    Урок для старшеклассников "Откуда берутся дети"

      Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...

01 09 2025 12:51:50

Проект "Осторожно: плесень!"


    Проект "Осторожно: плесень!"

      Плесень и плесневые грибки скрытно сопровождают нас в течение всей истории существования человечества, а появилась она гораздо раньше самого человека. Несмотря на множество научных исследований, активное развитие микробиологии, богатый статистический опыт, плесень остается одной из загадок нашего мира. Как же теперь нам жить дальше, неужели плесень действительно правит всем миром?...

31 08 2025 0:44:48

Улотрикс: строение и размножение клеток улотрикса

Улотрикс: строение и размножение клеток улотрикса Клетки нитей цилиндрические или слегка бочковидные, короткие. Каждая клетка имеет ядро, пристеночный хлоропласт в виде неполного пояска и один или несколько пиреноидов....

30 08 2025 19:16:14

Кровь и система кровообращения. 8-й класс, линия В.В. Пасечника


    Кровь и система кровообращения. 8-й класс, линия В.В. Пасечника

      Представленный урок относится к контрольно-обобщающим и проводится в группах. Цели урока: проверка знаний, полученных по темам курса "Биология 8-й класс" "Кровь" и "Система кровообращения". Выработка навыков коллективного мышления, логики, выполнение санитарно-гигиенических норм, умения работы с компьютером. Воспитание привычек здорового образа жизни и потребность физического совершенствования....

29 08 2025 14:41:44

Интеpaктивные методы на уроках биологии


    Интеpaктивные методы на уроках биологии

      Представлен конспект повторительно-обобщающего урока по теме "Члeнистоногие"....

28 08 2025 8:34:54

Строение и свойства костей


    Строение и свойства костей

      Цель урока - возможность выполнения функций скелета при сохранении прочности и уменьшения массы. В связи с этим рассматривается строение костей как инженерно-техническое сооружение. С помощью опытов, рисунков, декальцинированной и прокаленной костей демонстрируется преимущество полостей, кость как композиционный материал, указывается принцип внутреннего строения костей, используемого в архитектуре....

27 08 2025 1:13:11

Игра-соревнование "Знатоки птиц"

Игру-соревнование можно проводить как обобщающий урок в 7-м классе по теме «Птицы». В качестве домашнего задания учащиеся подбирают пословицы и поговорки про птиц, придумывают фантастических птиц, разучивают стихотворения о значении птиц в природе, о необходимости бережного отношения к ним. В ходе игры и участники комaнд, и зрители отвечают на вопросы викторины, отгадывают загадки, знакомятся с птицами России, слушают их голоса....

26 08 2025 8:50:49

Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней


    Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней

      Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....

25 08 2025 7:42:37

Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Основные отделы растений". "Путешествие в страну зеленых растений". 6-й класс

      Урок с использованием игровых моментов как средства реализации активных форм работы, чтобы урок был результативным и познавательным. ...

24 08 2025 9:40:45

Стратегия работы с одаренными детьми


    Стратегия работы с одаренными детьми

      Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....

23 08 2025 5:51:44

Урок "Происхождение человека" (11-й класс)


    Урок "Происхождение человека" (11-й класс)

      Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира. ...

22 08 2025 20:45:26

Фотопериодизм растений

Фотопериодизм растений Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....

21 08 2025 22:11:31

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::