Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"
Ход урока
I. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы совершим путешествие в очень интересный мир. А вот в какой, вы сейчас сами отгадаете.
Загадка №1.
Живет без забот
Населенье лесное.
Живет под березой,
Живет по сосною.
У каждого жителя
Нрав свой особый,
Их много в лесу,
А найди-ка, попробуй.
Что это такое? (Грибы)
Как называется наука, изучающая грибы? (Микология) (Приложение 2)
Загадка № 2.
Они бывают разной формы: круглые, палочковидные, в виде точек и запятых, как \"виноградная гроздь\". Не имеют ядра; одних называют санитарами нашей планеты, другие могут вызвать квашение капусты; а многие из них вызывают эпидемии (бактерии).
Как называется наука, изучающая бактерии? (Микробиология)
Загадка №3.
В природе они играют роль первопроходцев. Поселяются в самых бесплодных местах, а когда отмирают, образуют почву, на которой могут жить другие растения. На севере они служат основным кормом для оленей зимой. Из некоторых видов получают краску и лаки, необходимые химической промышленности (лишайники).
Как называется наука, изучающая лишайники? (Лихенология)
II. Основная часть.
1. Выполнение заданий по микробиологии.
1) Краткая историческая справка.
- В 1676 году голландский ученый Антони ван Левенгук впервые увидел бактерии в микроскоп и назвал их \"зверушками\", в 1683 году он впервые описал бактерии.
- Итальянский зоолог Басси в 1835 году выдвинул гипотезу, согласно которой заразные болезни вызываются микроорганизмами.
- В 1864 году выдающийся французский ученый Луи Пастер доказал присутствие бактерий в воздухе и в воде и опроверг теорию самозарождения микроорганизмов. В 1888 году им был основан в Париже первый научно-исследовательский институт микробиологии, который впоследствии был назван его именем.
2) Лабиринт \"Возбудители болезней\". (Индивидуально)
Пройдя по лабиринту, определите, возбудители каких болезней были открыты немецким ученым Лёффлером, а какие – бразильским ученым Рома-Лима. (Рома-Лима – сыпной тиф; Лёффлер - дифтерия)
3) Кроссворд \"Формы бактерий\" (в парах).
(Кокки, бациллы, вибрионы, спириллы, спирохеты)
2. Выполнение заданий по микологии.
1) Краткая историческая справка.
- Наука, изучающая грибы, микология, возникла в XIX веке.
- В 1872 году русский врач Полотебнов опубликовал сообщение о лечении гнойных ран порошком из спор грибов пенициллума.
- Русский ученый Каминский в 1881 году впервые выявил и изучил микоризу.
- В 1943 году была полностью решена задача получения чистого пенициллина и внедрения его в медицину.
2) \"Парад шляпочных грибов\". (Приложение 2)
Белый гриб.
Называют меня люди
Часто – боровик.
Потому что знают люди –
К бору я привык.
Нравятся мне сосны,
Ели я люблю,
Со многими деревьями
Я вообще дружу.
Подосиновик.
Под осинами на кочке,
Гриб в малиновом платочке,
Подосиновиком звать.
Меня любят собирать.
Я люблю тепло и влагу,
А от солнышка бегу.
Вот, наверно, потому-то
Я на юге не расту.
Маслёнок.
Точно желтые цыплята,
Разбрелись в бору маслята.
Снизу донышко под плёнкой,
Ободок на ножке тонкой.
Нас ищи в бору сосновом,
Или в ельнике ищи.
Среди веток и иголок
Шляпку бурую смотри.
А когда в бору сосновом
Хлынут летние дожди –
Заблестит грибная шляпка.
Точно масло. Вот, смотри!
Рыжик.
Рядышком с иголками
Мы растем под елками,
Любим сосны мы и ели,
Шляпку плоскую имеем.
А по ней идут круги.
Срежь-ка нас и не беги,
Когда увидишь на руке
Сок оранжевый на вид.
Не бойся, он не ядовит!
Опёнок.
Мы веселые ребята
А зовут все нас – опята.
Так назвали нас не зря:
Мы на пне живем, друзья.
Сыроежки.
Растем с весны до осени,
Не прячемся в траве,
Найти легко и просто нас –
Ты встретишь нас везде.
Грибы мы интересные –
Ты только посмотри,
Какие разноцветные
Мы носим колпаки.
В зеленые, и в красные,
И в желтые цвета
Окрасила природа нас
Наверно, неспроста.
3) \"Недостающий гриб\" (индивидуально). (Приложение 2)
Какую картинку из расположенных в нижнем ряду вы перенесли бы в верхний ряд – вместо знака вопроса? Почему именно её? (Бледная поганка, пластинчатые)
4) Лабиринт \"Симбиоз\" (в парах). (Приложение 2)
На почвах, богатых орг. веществами и сырым гумусом, возникает симбиоз деревьев и грибов. Пройдя по лабиринту, определите пары симбиоза. (Белый – сосна, дуб, ель; масленок – лиственница; подберезовик – береза, осина)
3. Выполнение заданий по лихенологии.
1) Краткая историческая справка.
- В конце XVIII – начале XIX веков возникла наука о лишайниках – лихенология. Ее основоположником считается шведский ученый Ахариус.
- Русским ученым Бекетовым в 1860 году был предложен термин \"лишайник\" для обозначения этих организмов.
- В 1860 – 1868 годах немецкий ботаник Шведенер в серии работ описал биологию лишайников как \"двойных организмов\" (тесное сожительство водорослей и грибов).
2) Лишняя картинка. (Индивидуально)
Найдите лишнюю картинку из четырех? Почему вы считаете, что именно она лишняя? Каким общим понятием можно назвать три оставшихся?
3) Головоломка – мозаика. (В парах)
В этой мозаике спрятана фраза, в которой говорится об отличительной черте лишайников.
4) Игра \"Живые лишайники\". (Фронтально)
Бо, ус, цет, рия, пар, лия, ро, нея, ра, ла, дач, ме (бородач, уснея, цетрария, пармелия)
5) Кроссворд \"Лишайники\". (В четверках) (Приложение 2)
Впишите в пустые клетки по вертикали названия лишайников. (Пармелия, кладония, цетрария, ксантория, аспицилия, шпогимния, эверния, лобария, уснея)
III. Итоговое задание.
Выполнение тестов по вариантам. (Приложение 1)
IV. Подведение итогов.
Дополнительные задания.
1) Распределить лишайники по группам: бородач, пармелия, бацидия, степная золотянка, ксантория, настенная, кладония, ягель, центрария, пельтигера.
(Кустистые - ягель, кладония, бородач; листовые – ксантория, центрария, пельтигера, накипные – бацидия, степная золотянка)
2) Биологические задачи.
Используемая литература.
- Газета \"Первое сентября\" (\"Биология\") №31/2001; №8/2002.
- \"Занимательная ботаника\", под ред. Рохлова, Теремова, Петросова.
- \"Тематические игры по ботанике\", под ред. Парфиловой.
Комментарии:
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
16 07 2025 10:35:56
Это мероприятие ценно тем, что через физическую нагрузку активизируется мыслительная деятельность учащихся. Каждое эстафетное задание в этих забегах будет подражанием какому-то животному или насекомому. В шутку копируя движения животных, ребята заодно познакомятся с некоторыми представителями этого мира, узнают об их повадках, оценят их силу и ловкость.
...
15 07 2025 2:57:29
При использовании мультимедиа-презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой показаны самые выигрышные моменты темы. На экране появляются определения, схемы, которые ребята записывают в тетрадь, мне не приходится тратить время на повторение, успеваю рассказать больше. ...
14 07 2025 22:24:11

Данная разработка предлагает проведение урока с использованием слайд-презентации, с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии....
13 07 2025 19:52:54
Здоровые дети много и увлечённо играют. Через игру они познают мир взрослых, серьёзных игр. Автор уверена – игровой момент может и должен присутствовать на уроках решения генетических задач. Цель урока: расширить и углубить базовые знания темы «Основы генетики и селекции»; закрепить знания генетических терминов; учить решать проблемные задачи....
12 07 2025 7:15:21
Внеклассное мероприятие по биологии закрепляет знания, полученные на уроках, развивает коммуникативные способности и умения работать с дополнительными источниками информации....
11 07 2025 9:13:22
Урок биологии в 10-м классе призван научить ученика самостоятельно мыслить, выделять главное, структурировать и передавать информацию при изучении темы генной инженерии....
10 07 2025 8:26:17
Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....
09 07 2025 2:23:11
Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....
08 07 2025 10:33:50
Занятие позволяет сформировать представление о современном экологическом состоянии реки Амур, его биоразнообразии. Учащиеся совместно с педагогом открывают тайны подводного мира Амура через беседу, выполнение самостоятельной работы, решение кроссворда....
07 07 2025 0:44:25
Целями предлагаемого урока является проконтролировать знания учащихся о разнообразных способах передвижения животных, выpaбатывать умение определять среду обитания по внешнему виду, научить применять знания для объяснения способа передвижения в зависимости от среды обитания.
...
06 07 2025 19:18:49
На уроке у учащихся формируется система знаний об условиях возникновения жизни на нашей планете естественным путем; об основных ароморфозах у одноклеточных и многоклеточных организмов в архейскую, протерозойскую эры. Ученики убеждаются в том, что ныне существующие группы животных и растений прошли длительный путь исторического развития и претерпели значительные изменения на этом пути.
...
05 07 2025 17:14:53
Данная работа представляет собой интегрированное внеклассное мероприятие в 5–7 классах. Спектакль составлен на основе различных материалов, но сюжет придуман авторами. Главная идея спектакля – не только использовать и совершенствовать знания учащихся о родном крае, но и показать все индивидуальные способности детей....
04 07 2025 2:45:20
В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....
03 07 2025 5:25:47
В настоящее время биология представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы — растения и животные....
02 07 2025 17:37:11
Данный курс предназначен для изучения подростками вопросов психологии и физиологии. Актуальность курса велика, так как он позволит подросткам изучить самих себя, узнать свои недостатки, научиться бороться с ними, понять причины проблем в отношениях с родителями, учителями, ровесниками, уметь прощать обиду.
...
01 07 2025 19:39:52
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
30 06 2025 9:49:39
Урок проводится в форме игры, которая систематизирует знания учащихся по теме "Кровь и кровообращение".
...
29 06 2025 17:23:21
Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....
28 06 2025 4:37:11
Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....
27 06 2025 14:59:57
Клеточный центр (или центросома) — не мембранная органелла, которая находится в центре клетки, рядом с ядром. Отсюда и пошло название органоида. Присутствует только у низших растений и животных; высшие растения, грибы и некоторые простейшие лишены его....
26 06 2025 19:29:58
Актуальность темы: в последнее время возросло число пользователей персональными компьютерами и сотовой связью, и приходится все чаще слышать разговоры о вреде этих предметов. Возрос интерес к данной теме и в средствах массовой информации. Насколько серьезными могут быть последствия воздействия электромагнитного излучения на человека? Нужно ли опасаться за свое здоровье? Насколько это научно обоснованно или это домыслы? Это и предлагается обсудить учащимся на уроке....
25 06 2025 12:39:51
Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения.
...
24 06 2025 0:43:49
Процесс формирования нравственно-экологических качеств личности школьника должен быть основан на основных дидактических принципах: научность, идейность, связь с жизнью, доступность, системность, доходчивость и убедительность. Для реализации этих принципов необходимо стимулировать учащихся к постоянному пополнению знаний об окружающей среде (ролевые игры, экскурсии, викторины, экологические фестивали, беседы, фильмы и т.п.), развивать творческое мышление детей, навыки самостоятельной, исследовательской работы....
23 06 2025 13:17:35
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
22 06 2025 15:17:54
Урок биологии в 8-м классе знакомит учащихся с особенностями строения органа зрения человека. Мультимедийная презентация к уроку позволяет использовать не только иллюстративный материал, но и множество интеpaктивных заданий. На данном уроке происходит не только знакомство с терминами и понятиями, также выполняется ряд пpaктических работ, результаты которых учащимися самостоятельно оформляются в рабочих листах....
21 06 2025 22:29:34
Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....
20 06 2025 9:35:32
На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....
19 06 2025 3:23:15
Бесчисленное разнообразие методов обучения лишь подтверждает принцип: ни один из них не подходит для всех учащихся. Какими бы достоинствами ни обладал тот или иной метод, универсального «ключика», с помощью которого можно достичь выдающихся результатов у всех учеников класса, не существует. Успех наших детей зависит от того, насколько их способности соответствуют применяемым методам обучения и смог ли учитель увлечь ребенка своим предметом.
...
18 06 2025 19:15:37
В статье представлен опыт пропаганды здорового образа жизни среди учащихся с целью изменения отношения детей и подростков к вредным привычкам....
17 06 2025 8:37:34
Цель путешествия – как можно больше узнать о растениях Амурской области. На уроке учащиеся заинтересованно работали, угадывая названия растений, размышляя о проблеме охраны растительного мира, отвечая на вопросы тестовых заданий. К уроку было подготовлено две презентации, выполненные в PowerPoint.
...
16 06 2025 22:47:26

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
15 06 2025 13:21:27
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
14 06 2025 18:59:11
Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные пpaктические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся.
...
13 06 2025 3:14:25
Урок знакомит учащихся со строением цветка и способах опыления.
...
12 06 2025 18:15:35
Урок предназначен для проведения в 10-м классе естественно-научного профиля. Рассматривается материал о значении ферментов в живых организмах, процессах их действия в клетке. В ходе лабораторной работы учащиеся знакомятся с действием фермента каталазы на пероксид водорода. Закрепляют умения работать с лабораторным оборудованием, проводить опыты и объяснять результаты, делать выводы....
11 06 2025 5:54:49
Оплодотворенные самки активно выползают (обычно, когда человек спит) из заднепроходного отверстия, ползают вокруг него и откладывают около 12 тыс. яиц....
10 06 2025 0:53:51
Групповая ролевая игра по биологии для учащихся 8-го класса, занимающихся по программе Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, по теме "Опopно-двигательная система". Цель урока: повторить понятия, отделы скелета и кости, образующие эти отделы, типы их соединений; умение оказывать первую доврачебную помощь и меры предупреждения нарушения осанки и развития плоскостопия.
Игра оживляет и разнообразит учебный процесс, активизирует познавательную деятельность школьников, способствует лучшему закреплению материала и воспитывает чувство ответственности перед товарищами.
...
09 06 2025 15:58:56
Цели данного урока: введение в тему «Опopно-двигательная система человека», формирование здорового образа жизни. Урок предназначен для учащихся 8-го класса при изучении темы «Опopно-двигательная система человека». К уроку разработана «рабочая тетрадь» для учеников, которая позволяет в течение урока выполнять различные задания, что значительно экономит время. На протяжении всего урока используются слайды. Урок рассчитан на 45 минут. Данная разработка может быть использована также классными руководителями как час общения в среднем и старшем звене. Можно заранее дать ребятам вопросы, над которыми они должны дома подумать....
08 06 2025 6:59:22
На данном уроке использовались методы как внешней мотивации (ИКТ, игровые моменты), так и внутренней мотивации – ориентацию ученика на результат деятельности, заинтересованность ученика в самом процессе деятельности. Индивидуальные и групповые задания способствовали реализации цели урока. Мотивация, приносящая ребёнку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учёбе....
07 06 2025 8:47:40

Цель урока: повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»....
06 06 2025 0:18:55

Данный урок для учащихся 7-го класса, обучающихся по программе Н.И. Сонина знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; показывает приспособленность лишайников к разнообразным условиям обитания, их роль в природе и жизни человека. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей....
05 06 2025 1:29:25
На представленном уроке-исследовании изучаются понятия "темперамент", "личность", "хаpaктер". Выясняется темперамент учащихся, и какие возможности дает человеку особенности его нервной системы. Урок предназначен для учащихся 8-х классов....
04 06 2025 19:33:31
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
03 06 2025 0:34:55
Курс разработан с учетом основных направлений модернизации общего образования. Реализация этого курса позволяет формировать у школьников интерес к профессиям, связанным с биологическими знаниями и с использованием персонального компьютера; предоставляет им возможность углубить свои знания, умения и навыки в решении задач по биологии с использованием ПК....
02 06 2025 17:57:46
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
01 06 2025 19:52:29
Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э.Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде «Всеобщая морфология»....
31 05 2025 14:51:34
Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....
30 05 2025 17:19:25
В последние годы незаслуженно забыты животные, которые легко могут содержаться в уголках живой природы при кабинетах биологии. Многие учителя считают, что гораздо проще заменить живой объект материалами, размещенными на видеоносителях. Да, это не требует финансовых затрат и экономит время на подготовку к уроку, но и не может заменить того, что могут дать животные, содержащиеся в школьном кабинете.
...
29 05 2025 1:54:13
Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....
28 05 2025 21:52:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::