Электромагнитное излучение и человек > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Электромагнитное излучение и человек


    Электромагнитное излучение и человек

Тема: «Электромагнитное излучение и человек»/

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления учебной информации посредством интеpaктивного включения учащихся в образовательный процесс.

Задачи урока:

  • Образовательные:
    • организовать изучение и обеспечить понимание учащимися причин и сущности понятия «электросмога», осмысление последствий проблемы электромагнитного излучения; познакомить с источниками электромагнитного излучения антропогенного происхождения;
    • сформировать у учащихся представление о наиболее уязвимых для ЭМИ органах и системах органов человека,
    • познакомить со способами профилактики заболеваний, вызванных ЭМИ
  • Развивающие:
    • продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи,
  • Воспитательные:
    • создать условия для формирования у учащихся сознательного отношения к проблемам загрязнения окружающей среды,
    • воспитание у учащихся чувства необходимости заботы о собственном здоровье.
    • способствовать развитию умения работать в группе, развивать взаимоуважение между партнерами, понимание и взаимодействие между детьми.

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление).

Методы обучения: исследовательский, репродуктивный.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Подготовительная работа: учащихся проводят социологический опрос трех возрастных групп (учащихся 5–8 классов, 9–11 классов, взрослых), анализируют полученные результаты. (Приложение 1).

Средства обучения:

  • Компьютер.
  • Мультимедийный проектор.
  • Мультимедийная презентация (Приложение 2).
  • Задания для самостоятельной работы (Приложение 3).
  • Буклет (Приложение 4).

Этапы урока:

1. Вступление.
2. Основная часть:
      2.1. Источники электромагнитного загрязнения.
          2.1.1.Пpaктическое задание 1.
      2.2. Электросмог и его влияние на здоровье человека.
          2.2.1. Пpaктическое задание 2.
      2.3. Мобильный телефон.
          2.3.1. Результаты опроса.
          2.3.2. Рекомендации по использованию телефона.
      2.4. Влияние электромагнитного излучения компьютера на здоровье.
          2.4.1. Пpaктическое задание 3.
      2.5. Мелатонин – «гормон вечной молодости» и гормон сна.
3. Заключительная часть.

ХОД УРОКА

1. Вступление:

Часто на вопрос «Почему у тебя такое плохое настроение?» можно услышать ответы типа «Голова болит, наверное «на погоду»».
Вопрос: А действительно может ли погода повлиять на самочувствие? (Да, нет).  Так может каждый день нужно начинать с просмотра погоды? Давайте посмотрим, какую погоду на сегодня нам обещают синоптики (Просмотр записи прогноза погоды, записанного накануне урока, который можно дополнительным слайдом вставить в презентацию).
Вопрос: Ребята,  как вы думаете, какое настроение и самочувствие ждет нас сегодня? (Хорошее, потому что тепло, погода хорошая).
Вопрос: А зачем в прогнозе погоды прозвучало сообщение об магнитных бурях? (Некоторые люди плохо чувствуют себя в эти дни).
А виновато в этом электромагнитное солнечное излучение. Поэтому, если у вас иногда плохое самочувствие или без причины нет настроения, виноватыми в этом могут быть электромагнитные волны. По прогнозу погоды сегодня магнитных бурь нет, а значит, я надеюсь, что и настроение у вас сегодня будет хорошее.
На этом уроке «Электромагнитное излучение и человек», мы разберемся в вопросах влияния электромагнитных волн на здоровье человека, а эпиграфом к уроку я взяла слова «Предупрежден – значит вооружен» (слайд 2).

2. Основная часть: (слайд 2)

Наша планета защищена от солнечного ветра собственным электромагнитным полем. Это поле, возможно, оказало влияние на эволюцию живых существ. У человека за многовековую историю человечества выработались  механизмы адаптации к ЭМ излучению, которые могут давать сбои во время магнитных бурь. С развитием цивилизации естественные ЭМ поля дополнились различными полями и излучениями антропогенного происхождения. Основными источниками ЭМ полей антропогенного происхождения являются (слайд 3):

– теле- и радиостанции,
– средства радиолокации и радиосвязи,
– ЛЭП, энергетические и энергоемкие установки,
– городской электротрaнcпорт.

Человек с помощью радиотехнических и радиоэлектронных приборов создал невидимую ЭМ паутину. И чем больше мы окружаем себя благами цивилизации, тем важнее становится для нас узнать о том, как действуют эти поля на организм человека.

Задание 1 (слайд 4)

Изучите приведенные в таблице данные. Найдите районы наибольшей и наименьшей напряженности ЭМИ. Рассчитайте, во сколько раз изменится ЭМ фон при перемещении человека

  1. Из Троице-Лыково в Строгино,
  2. С Ленинградского шоссе на Кутузовский проспект,
  3. Из пригорода на улицу Народного ополчения.

Ответы: Наибольшее излучение на улице Народного ополчения, наименьшее – вне города.

Максимальное значение уровня излучения на ул. Народного ополчения не является неожиданностью. Ведь рядом расположен Октябрьский радиопередающий центр.

Ответы: 1 – увеличится в 4 раза, 2 – в 3 раза, 3 –  в 9 раз.

Вопрос: Посмотрите еще раз на таблицу, разница в величине напряженности ЭМИ даже в пределах 500 метров (от Троице-Лыково до ул. Твардовского) меняется в 4 раза. Предположите, как эти изменения могут отразиться на человеке? (Он может чувствовать недомогание).

Передвигаясь по городу человек в течение короткого времени попадает в зоны с различной напряженностью поля, а это значит, что у человека должны каждый раз сpaбатывать  механизмы адаптации. Очевидно, что такой режим для организма человека не является естественным, а значит, может быть опасен.

Возвращаясь домой, мы попадаем в среду, в которой чувствуем себя комфортно. Здесь мы можем отдохнуть от уличной суеты, шума города. Но не думайте, что вы одни в квартире. Дома мы сразу же включаем телевизор, музыкальный центр, компьютер, микроволновую печь и чайник. А это означает, что вместе с нами дома появляется ЭМ поле.

Электромагнитные поля закрытых помещений называют электросмогом (слайд 5). Если бы мы могли видеть ЭМ волны, то любая наша комната выглядела бы примерно так, как на этом слайде (см. слайд 5). Если электромагнитное поле Земли, к которому более или менее адаптировался за многовековую историю, во время солнечных бурь может вызвать недомогание, то представьте, какое воздействие на организм оказывает электросмог.

Ученые установили наиболее уязвимые для электросмога системы органов человека (слайд 6):

  • общее состояние, самочувствие человека, которое проявляется в нарушении концентрации внимания, головными болями, головокружениями;
  • со стороны нервной системы может появиться легкое дрожание пальцев, склонность к потению, неврастении;
  • сердечнососудистая система  – нестабильность пульса и давления;
  • иммунная, эндокринная и пoлoвая системы.

Считается, что электросмог является главной причиной  «синдрома хронической усталости»,  количество людей с таким диагнозом исчисляется миллионами, и с каждым годом их количество будет расти, особенно в развитых странах. Давайте выясним, где же мы больше всего подвергаемся действию электросмога.

Задание 2 (слайд 7)

Где мы больше всего подвергаемся действию электросмога? Вам предлагается 4 места пребывания человека – место отдыха, кухня, рабочее место и спальня. Попробуйте определить, где больше всего человек подвержен влиянию ЭМИ. Для выполнения задания воспользуйтесь таблицей.

Вопрос: Как вы расположили места пребывания человека? Какое место в квартире, по вашему мнению, самое нeблагоприятное? Почему?
А теперь давайте сравним ваши результаты с мнением ученых (слайд 8): на 4 месте – рабочее место, на 3 месте – кухня, на 2 – место отдыха, на 1 – спальня. Спальня оказалась на первом месте, т.к. треть жизни мы проводим во сне. При этом в непосредственной близости от себя мы располагаем будильник, ночник, телевизор, телефон. За или под кроватью обязательно лежит удлинитель или выпрямитель. Т.е. мы добровольно окутываем свое спальное место электросмогом. И так продолжается годами, иногда даже десятилетиями. Поэтому запомните, что кровать должна стоять не ближе 10 см от стены, и желательно убрать подальше все лишние электроприборы (даже расстояние в 30 см может вас защитить от ЭМИ прибора).

Вопрос: А какими  приборами чаще всего пользуетесь вы? (Мобильный телефон и компьютер)

В последнее время все чаще в периодической печати, по радио и телевидению обсуждается вопрос о вреде мобильных телефонов.

Вопрос: А как вы считаете, вреден ли для здоровья человека мобильник? (Да; нет; да, если долго пользоваться)

Несколько учащихся вашего класса провели опрос. Давайте познакомимся с полученными результатами (слайд 9, выступление ученика с отчетом о проделанной работе).
Как же на эту проблему смотрят ученые? Ученые признают, что достоверных данных о вреде мобильных телефонов у них нет, так же как и нет данных об их безопасности.  Например, Европейский союз  выделил на 10-летнюю программу по исследованию воздействия мобильных телефонов на человека около 1млрд.?. А пока ведутся исследования, я предлагаю вам несколько рекомендаций:

  • суммарное время суточного разговора ограничьте 15 минутами,
  • продолжительность 1 разговора  – 3 минуты,
  • интервал между разговорами – 30 минут.

Компьютер – это еще один прибор, который в последнее время получил широкое распространение. Вот и сегодня мне помогает проводить урок мой друг компьютер. Однако нужно знать правила работы с ним, иначе это может оказать нeблагоприятное воздействие на здоровье.

Задание 3 (слайд 10)

Изучите данные таблицы. Найдите нарушения связанные с воздействием ЭМ поля. Какая система органов наиболее подвержена влиянию ЭМ излучения компьютер?

Ответ: повышенная нервозность, утомляемость, расстройство памяти, нарушение сна. Наиболее подвержена нервная система.

Вопрос: А какие нарушения, из перечисленных выше, доставляют человеку больше всего неприятностей?

Это нарушение сна. Недаром в Древнем Китае существовала  казнь путем лишения сна. Каким образом электромагнитное излучение нарушает сон? Для этого нужно вспомнить способы регуляции сна.

Вопрос: Какие виды регуляции есть в организме человека? (Нервная и гумopaльная)

Как известно, в организме человека все процессы регулируются двумя способами  – нервным и гумopaльным, которые взаимосвязаны. Гумopaльная регуляция сна осуществляется гормоном, который выpaбатывается в эпифизе (слайд 11). Это гормон мелатонин.  Два года назад этот гормон стал в Америке хитом продаж, т.к. оказалось, что мелатонин может замедлять старение, укреплять здоровье. За это его еще назвали «гормоном вечной молодости». Вот несколько рекомендаций для тех, кто хочет крепко спать по ночам и сохранить свою молодость как можно дольше (слайд 11):

  1. Следите за уровнем ЭМИ. ЭМ поля отрицательно влияют на работу эпифиза. По возможности ограничьте повседневный контакт с полями.
  2. Уважайте суточные циклы. Наши предки рано ложились и на рассвете вставали. Появление электричества позволило нам продолжать активную жизнь намного дольше, иногда даже за полночь. Может нас это и устраивает, но природа против этого. Исследования показали, что у людей, которые рано ложатся спать (около 10 часов вечера) и встает рано, производится наибольшее количество мелатонина и чувствуют они себя более энергичными и работоспособными.
  3. Ешьте пищу богатую мелатонином. Это овес, кукуруза, рис, ячмень, а также помидоры и бананы. Съешьте эти продукты примерно за час до сна. И вы почувствуете их усыпляющий эффект.
  4. Ешьте пищу богатую углеводами. Они также вызывают повышение уровня мелатонина в организме.
  5. Не забывайте о витаминах, например В3 и В6 могут повышать уровень мелатонина. В3 содержится в кураге, семечках подсолнечника, цельных зернах пшеницы и ячменя, а витамина В6 (от его недостатка больше всего страдают люди пожилого возраста) –  в цельных зернах пшеницы, моркови, лесных орехах, а также в креветках и лососевых рыбах. Те кто предпочитает употрeбллять аптечные витамины, должны знать, что В6 лучше принимать в первой половине дня (он сначала вызывает возбуждающее действие и может перебить сон). Витамин В3 лучше принимать вечером вместе с кальцием и магнием

И не бойтесь электромагнитного излучения, ведь если предупрежден – значит защищен (слайд 12)…

…Хочу я пожелать вам на прощанье
Беречь здоровье, ведь здоровье – дар.
Дарю брошюру вам, чтоб сохранились знания.
Надеюсь, пригодится в жизни вам…



Комментарии:

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

30 06 2025 10:34:48

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

29 06 2025 7:33:24

Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"


    Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"

      Интегрированный урок биологии и МХК. Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор. ...

28 06 2025 10:45:24

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии

Структура урока предполагает активный поиск при изучении нового материала. Учащиеся сами выдвигают обучающие задачи в соответствии с темой. Используются следующие методы: эвристическая беседа; проблемное изложение изучаемого материала; частично-поисковая исследовательская деятельность; коммуникативные технологии....

27 06 2025 6:48:33

Тема урока: "Класс земноводные. Особенности внешнего и внутреннего строения, жизнедеятельности как примитивныех наземных позвоночных"

Цель урока: познакомить с классификацией класса земноводные, особенностями внешнего и внутреннего строения земноводных; познакомить с происхождением класса; классификацией земноводных; изучить особенности строения земноводных....

26 06 2025 21:42:27

Урок-конференция "Генетика и медицина"


    Урок-конференция "Генетика и медицина"

      Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....

25 06 2025 22:30:39

Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе


    Использование факультативных лекций на уроках биологии в 9-м классе

      Школьная факультативная лекция - метод обучения, отвечающий требованиям классического урока изучения нового материала и являющийся частью лекционно-семинарской системы. Ее использование на уроках общей биологии в 9-м классе позволяет формировать у учащихся умение планировать ответ, выделять основные моменты лекции, формулировать выводы, успешно усваивать сложный и объемный материал. В статье рассмотрен пример использования факультативной лекции на уроке по теме "Деление клетки: митоз и мейоз"....

24 06 2025 9:44:17

Организация исследовательской деятельности учащихся по экологии в гимназии


    Организация исследовательской деятельности учащихся по экологии в гимназии

      Целью деятельности кружка "Юный эколог" в МОУ "Гимназия № 93" г. Казани является формирование экологического мировоззрения учащихся, привлечение их к изучению проблем рационального использования природных ресурсов, приобщение к научно-исследовательской деятельности, пpaктическому участию в решении природоохранных задач, способствующих экологическому образованию....

23 06 2025 15:59:16

Муравьи: строение и организация жизни муравейника

Муравьи: строение и организация жизни муравейника Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....

22 06 2025 0:37:20

Правила безопасного поведения при нeблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс


    Правила безопасного поведения при нeблагоприятной экологической обстановке. 8-й класс

      Урок адресован учителям биологии, географии, ОБЖ, может быть использован как внеклассное мероприятие. Использованы элементы современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие, информационные, игровые технологии, развитие критического мышления....

21 06 2025 15:54:55

Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Ядро". 10-й класс

      Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....

20 06 2025 20:21:15

Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"


    Интегрированный урок биологии, химии по теме "Химические элементы, неорганические соединения, а также органические вещества, углеводы и липиды: единство функций и физико-химических свойств"

      На уроке изучаются химические элементы, органические и неорганические вещества в единстве их функций и физико-химических свойств и таким образом учащиеся получают доказательства единства живой и неживой природы, родства живых организмов друг с другом и взаимосвязи организмов с окружающей средой на молекулярном уровне жизни....

19 06 2025 21:42:30

Ферменты, их функции и роль в пищеварении

Ферменты, их функции и роль в пищеварении Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....

18 06 2025 15:34:41

Обобщающе-интегрированный урок по теме "Тип Члeнистоногие.Неизвестное об известном"


    Обобщающе-интегрированный урок по теме "Тип Члeнистоногие.Неизвестное об известном"

      Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему «Тип Члeнистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Члeнистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в ЗУН для последующей коррекции....

17 06 2025 14:13:36

Как проявляется саморегуляция биогеоценоза

Как проявляется саморегуляция биогеоценоза Массовое размножение грызунов приводит к увеличению численности хищников и паразитов, которые сокращают численность популяции грызунов....

16 06 2025 22:32:42

Кровообращение (9-й класс)


    Кровообращение (9-й класс)

      На уроке биологии поставлены следующие задачи: изучить строение, функции, виды кровеносных сосудов; определить значение кровообращения для организма человека; выяснить, какими способами можно укрепить и сохранить работоспособность трaнcпортной системы. ...

15 06 2025 7:43:14

Урок "Опыление цветковых растений. Оплодотворение. Образование плодов и семян". 6-й класс


    Урок "Опыление цветковых растений. Оплодотворение. Образование плодов и семян". 6-й класс

      Автором разработан урок в соответствии с УМК под редакцией И.Н. Пономаревой и является уроком изучения нового материала. На изучение раздела "Растения" в 6-м классе по БУП-2004 отводится 1 час в неделю. Это требует интенсифицировать учебный процесс, акцентировать внимание учащихся на наиболее важных и значимых понятиях, из предложенного материала выбрать главное. Реализации этих задач помогают учебные презентации. ...

14 06 2025 19:40:40

Интегрированный урок биологии и ИЗО в 6-м классе. Тема урока: "Разнообразие цветков. Соцветия"


    Интегрированный урок биологии и ИЗО в 6-м классе. Тема урока: "Разнообразие цветков. Соцветия"

      Цели урока: продолжить формирование у учащихся представлений о цветке как главном генеративном органе растения; сформировать представление о соцветии, познакомить учащихся с основными видами соцветий и их биологической ролью; способствовать развитию эстетического внимания и уважения к цветам и соцветиям; показать необходимость владения элементарными навыками изображения цветов и соцветий биологически и технологически правильно....

13 06 2025 14:11:56

Генетика и проблемы здоровья человека


    Генетика и проблемы здоровья человека

      Урок разработан в соответствии с задачами курса общей биологии, с акцентом на выделение закономерностей, положений биологических теорий и их прикладного значения, с учетом более высокого уровня самостоятельности и требований дидактики к работе над системой биологических понятий. Урок построен так, чтобы в нем присутствовали и творчество, и результаты. ...

12 06 2025 12:56:34

Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"


    Урок биологии в 6-м классе "Основные экологические факторы и их влияние на растение"

      Урок биологии в 6-м классе ставит перед учащимися проблему: могут ли растения существовать обособленно, без окружающей среды?...

11 06 2025 7:37:58

Открытый урок "Многообразие голосеменных растений Забайкальского края"

Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....

10 06 2025 18:29:19

Урок биологии по теме "История зубной щетки"

Зубная щётка - одно из величайших изобретений человечества - это основная составляющая личной гигиены человека. Человек обязательно должен ухаживать ежедневно за полостью рта с помощью зубной щётки, ведь это не только здоровые зубы и дёсны, а это в целом это наше здоровье. Ухаживая за полостью рта с помощью зубной щётки, мы бережём своё здоровье. Презентацию можно использовать на уроке биологии в 8-м классе при прохождении темы "Пищеварительная система человека"....

09 06 2025 10:16:44

Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс


    Программа факультативного курса "Биология. Система живой природы", 6-й класс

      Программа факультативного курса рассчитана на учащихся 6-го или 7-го класса и предполагает знакомство с основными критериями видов животных и растений. Учащиеся приобретут навыки определения натуральных объектов с помощью определителей. ...

08 06 2025 4:16:33

Интегрированный урок по теме: "В мире комнатных растений"


    Интегрированный урок по теме: "В мире комнатных растений"

      Урок знакомит с многообразием комнатных растений; дает понятие о происхождении комнатных цветов; развивает навыки самостоятельного мышления, работы с энциклопедиями и справочниками, умения самостоятельно добывать факты, осмысления их, делать выводы и принимать решения; формирует экологически ценностную ориентацию взаимоотношений человека с окружающей средой. ...

07 06 2025 23:21:32

"Химический состав клетки". 9-й класс


    "Химический состав клетки". 9-й класс

      Урок формирует знания о химическом составе клетки, разнообразии и свойствах неорганических и органических веществ, входящих в состав клетки у учащихся. Презентация помогает сделать урок насыщенным, зрелищным и интересным....

06 06 2025 15:38:58

Урок биологии по теме "Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма"


    Урок биологии по теме "Клетка – единица строения и жизнедеятельности растительного организма"

      Урок проводится в форме игры «Покорение вершины», где учащиеся перевоплощаются в спортсменов-альпинистов, покоряющих вершину знаний. Систематизируются знания о строении и жизнедеятельности растительной клетки, клеточном строении растений, размножении клетки. Учащиеся работают с оптическими приборами, готовят микропрепараты. Учащиеся подводятся к выводу о познаваемости живой природы, единстве растительных организмов....

05 06 2025 23:56:50

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие


    Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

      Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А.А.Плешакова и Н.И.Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

04 06 2025 17:29:49

Игровая деятельность на уроках биологии


    Игровая деятельность на уроках биологии

      Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе. ...

03 06 2025 10:20:37

Тема урока: "Заболевания и профилактика нарушений эндокринной системы"

Взрослые озабочены снижением интереса у школьников к литературе вообще, а к классике в особенности. Но если на своих уроках учитель может продемонстрировать широту собственной эрудиции, даст возможность своим ученикам стать "соучастниками действа", покажет востребованность предметных знаний в повседневной жизни, то можно с уверенностью сказать, что дети не просто будут читать, а будут читать осмысленно, обогащая свой внутренний мир и пополняя открытую для них "Копилку педагогических находок"....

02 06 2025 12:25:44

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Условия прорастания семян"

      Урок биологии в 6-м классе дает представления учащимся об условиях прорастания, зависимости прорастания семян от факторов окружающей среды (температуры, влажности, воздуха), о правильном посеве семян, о зависимости глубины заделки семян от их размеров и свойств почвы. ...

01 06 2025 2:59:11

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка

Эволюционная теория Жана Батиста. Значение теории Ламарка Ламарк был деистом и считал, что творец создал материю и законы ее движения, но на этом и прекратилась творческая деятельность творца, а все дальнейшее развитие природы происходило соответственно ее законам....

31 05 2025 7:41:24

Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок: "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...

30 05 2025 0:16:55

Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс


    Презентация "Основные закономерности наследственности", 9-й класс

      Представлена презентация для проведения урока по генетике по теме "Основные закономерности наследственности "(2 часа) и дополнительный материал, который может быть использован для развития познавательной активности на уроках биологии. ...

29 05 2025 6:19:47

Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"


    Урок биологии по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"

      Формирование критического мышления подразумевает развитие у учащихся отношения к миру, к себе на основе самостоятельной, осмысленной позиции, повышение коммуникативного потенциала личности. Урок построен в стратегии "Зигзаг" (название отражает нелинейный, зигзагообразный хаpaктер работы с информацией), в основе которой лежит идея взаимообучения. ...

28 05 2025 12:22:22

Урок чистоты – береги природу. "Покормите птиц зимой"

Урок проведен под эколого-просветительской акцией «Урок чистоты». Цель: cформировать экологическое сознание и развивать экологические навыки детей, активизировать познавательную деятельность, побуждать детей с вниманием и заботой относиться к окружающему миру природы....

27 05 2025 13:45:58

Урок биологии на тему "Многообразие земноводных"

Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....

26 05 2025 14:25:27

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

25 05 2025 5:33:42

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс

      Учащиеся знакомятся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии XIX века, с многообразием растительного мира средней полосы, развивают интерес к изучению природы, к поэзии....

24 05 2025 10:23:28

Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии


    Использование технологии развития критического мышления на уроках биологии

      В статье приведен пример урока, основанного на использовании данной технологии. ...

23 05 2025 10:56:49

Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"


    Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"

      В пpaктике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут.Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический трaнc» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...

22 05 2025 8:43:18

Тема урока "Возникновение жизни на Земле"


    Тема урока "Возникновение жизни на Земле"

      Материал может быть использован для проведения урока или внеклассного мероприятия. В статье представлены различные определения термина «жизнь», а также наиболее важные и интересные гипотезы возникновения жизни на Земле: креационизм, самопроизвольное зарождение, гипотеза стационарного состояния, панcпepмия, биохимическая эволюция....

21 05 2025 14:15:13

Урок биологии в 7-м классе "Многообразие кишечнополостных"


    Урок биологии в 7-м классе "Многообразие кишечнополостных"

      Урок знакомит с многообразием кишечнополостных, их ролью в природе и жизни человека. Отражает задачи экологического воспитания, любовь к природе, многообразие животного мира. Медиапродукт позволяет улучшить наглядность, совершенствовать методику проведения урока, заменить мел и доску цифровой технологией, повышает познавательный интерес учащихся к предмету. ...

20 05 2025 11:36:33

Фотопериодизм растений

Фотопериодизм растений Фотопериодизм — это приспособление организма к смене времени суток, его реакция на суточные и годовые циклы в природе....

19 05 2025 22:32:22

Элективный курс "Экология и здоровье"


    Элективный курс "Экология и здоровье"

      Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять. Главной целью курса является понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды; приобретение умений и навыков, направленных на укрепление индивидуального здоровья....

18 05 2025 20:50:45

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами

Смена биогеоценозов в мире природы с примерами Каждый биогеоценоз испытывает закономерную смену своих сообществ — экологическую сукцессию. В процессе жизнедеятельности организмов изменяется окружающая среда....

17 05 2025 2:36:37

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

16 05 2025 3:47:59

Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"


    Урок "Отдел покрытосеменные. Размножение покрытосеменных растений"

      Урок направлен на формирование знаний учащихся об особенностях размножения покрытосеменных растений; чертах усложнения покрытосеменных в ходе эволюции, а также процессе двойного оплодотворения и его значение в жизни покрытосеменных растений. ...

15 05 2025 6:59:42

Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?


    Как сделать экологическое воспитание эффективным в специальной (коррекционной) школе?

      В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....

14 05 2025 5:30:53

Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс


    Изучение погоды на уроках природоведения. 5-й класс

      Метеорологические наблюдения ведутся в России с первой половины XVIII в. В связи с надвигающимся на планету глобальным потеплением изучение в средней школе состояния и изменения погодных условий сегодня особенно актуально. Соединить наилучшим образом теорию и пpaктику метеорологических наблюдений возможно путем выполнения учащимися соответствующей пpaктической работы, а также с помощью встреч с профессионалами-метеорологами....

13 05 2025 9:11:56

Среда обитания и внешнее строение земноводных


    Среда обитания и внешнее строение земноводных

      Разработка урока с использованием информационных коммуникативных технологий. Урок проводился с учащимися 8-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

12 05 2025 18:38:41

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::