Интегрированный урок по биологии и МХК на тему: "…что есть красота и почему ее обожествляют люди"

Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Цели урока:
- углубить знания учащихся о биологическом значении пoлoвoго диморфизма у человека;
- познакомить с сущностью понятия «красота», дать представление о критериях красоты в разные исторические эпохи;
- показать целесообразность красоты в жизни человека, её особенности у мужчин и женщин.
Зрительный ряд:
- презентация урока;
- репродукции картин;
- видеофильм о пoлoвoм диморфизме у птиц.
Литературный ряд:
- И.Ефремов. Лезвие бритвы
- Р. Брэдбери. Улыбка
Учитель литературы. (Слайд № 1)
Весна 1848 года в Париже как всегда была прекрасна: обрамлённые зелёной листвой улицы сияли на солнце, элегантные женщины, сняв зимние одежды, выглядели привлекательно, мужчины с интересом посматривали в их сторону, дети резвились в ожидании ласкового лета.
Изнурённый cмepтельной болезнью, преодолевая слабость, по этим улицам шёл человек. Генрих Гeйне. Он шёл к Лувру, в сокровищницу искусства. Придя в музей, поэт долго стоял перед статуей Венеры Милосской. Это было его прощание с жизнью, потому что расстаться с ней – для него означало навсегда расстаться с красотой.
Тайна красоты тревожила человечество всегда. Шумеры считали красивым полезное, египтяне утверждали, что прекрасное есть жизнь. В античном мире появилось более конкретное определение: «Прекрасная дeвyшка есть что-то прекрасное». В ХХ веке, восторгаясь красотой женщины, Б.Пастернак приравняет красоту к вечной загадке:
Любить иных – тяжёлый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
2. Учитель биологии. Беседа с учащимися:
- Каково ваше представление о красоте?
- Красота – это понятие объективное или субъективное? (Существует ли она в природе или лишь в сознании человека?)
- Какие критерии существуют у человека для определения красоты?
3. Учитель литературы. Определение красоты. (Слайды №2, №3, №4)
Красота – это гармония случая и добра.
Симона Вейль
Единственная красота, которую я знаю, - это здоровье.
Генрих Гeйне
Красота – это свойство объекта или явления действительности, которое отражается в человеческом сознании и переживается им, вызывает чувство удовольствия и наслаждения.
Философский словарь
Вопрос учащимся:
- Как бы вы объяснили смысл данных определений?
4. Учитель биологии. (Слайд №5)
Красота – это понятие, скорее, философское, сложное для понимания и определения. Каждый из нас умеет видеть красивое вокруг себя, но с трудом может эту красоту передать в словах. Говоря о красоте применительно к человеку, попробуйте создать портрет красивого человека, используя предложенные вам термины.
Гордая осанка, весёлый взгляд, стройные ноги, крутые бёдра, сильное тело, длинные волосы, короткие волосы, волнистые волосы, густые брови, глубоко посаженные глаза, большие глаза, миндалевидный разрез глаз, маленький нос, полные губы, узкие губы, широкие скулы, смуглая кожа, светлая кожа, мощная мускулатура, редкие волосы, густые волосы.
5. Учитель литературы.
Как видите, портреты у каждого из вас совершенно разные.
- А как же менялись взгляды на красоту человека в различные исторические эпохи?
6. Галерея красоты. Сообщения учащихся. (Слайды № 6 – 17)
-- (Слайд № 6) В искусстве палеолита изображений человека сравнительно мало. Статуэтки женщин шутя называют «палеолитическими Венерами». Они примитивны и монументальны одновременно. В них нет проблеска духовности, у них нет лица.
-- (Слайд № 7) Древние инки ценили женское косоглазие. Дeвoчке у виска на уровне глаз подвешивали специальные шарики. Древние египтянки, похожие на спортивных мальчиков, с малахитовой пудрой на лице и изумрудными бровями – самые красивые женщины. Чёрной подводкой для глаз пользовались и мужчины, и женщины.
-- (Слайд № 8) Нефертити с длинной стройной шеей, вытянутыми миндалевидными глазами, приподнятым лицом – это рафинированное изящество. Клеопатра – автор тpaктата «О лекарствах для лица». Записные красавицы капали в глаза белладонну для расширения зрачков и блеска глаз, подводили глаза зеленью из углекислой меди, а синей краской рисовали вены на шее и висках, стриглись налысо и надевали парики из овечьей шерсти. Египтянки уже знали, что такое восковая эпиляция. Светлая жёлтая кожа – это идеал женщины.
-- (Слайд № 9 - 11)
Венера Милосская, рост 164см, окружность гpyди – 86 см, окружность талии –
69 см, окружность бёдер – 93 см.
Леохар. Аполлон Бельведерский
Микеланджело. Давид
«Нет ничего прекраснее, чем человек», - говорил Софокл. Греки не боялись обнажать тело, потому что они его создавали.
-- (Слайд № 12)
Китагава Утамаро. Из серии «Прекраснейшие женщины современности».
В древнем Китае и Японии каноном женской красоты было фарфоровое лицо. Здесь красота и ритуал – понятия нерасторжимые. Толстый слой рисовой пудры и стопа «цзилань» («золотой лотос») размером в 10 см – признаки самой привлекательной женщины.
--(Слайд № 13)
-- Каноны красоты раннего Возрождения – бледный цвет лица, длинные белокурые волосы, лебединая шея и высокий чистый лоб. Для удлинения лица женщины выбривали лоб и выщипывали брови, для удлинения шеи – брили затылки.
-- (Слайды № 14 -15)
Рембрандт. Вирсавия Рембрандт. Даная
В эпоху Высокого Возрождения в моду входит золотисто-рыжий цвет волос, пышные формы, бёдра, шея и плечи.
С ХУ века появляются тpaктаты, посвящённые женской красоте. Монах ордена Аньоло Фиренцуола в тpaктате «О женской красоте» писал: «Ценность волос настолько велика, что, если красавица украсилась золотом, жемчугом и оделась бы в роскошное платье, но не привела в порядок свои волосы, она не выглядела ни красивой, ни нарядной… волосы должны быть нежными, густыми, длинными, волнистыми, цветом они должны уподоблляться золоту, или мёду, или же горящим лучам солнечным. Телосложение должно быть большое, прочное, но при этом благородных форм. Белый цвет кожи не прекрасен, ибо это значит, что она слишком бледна… Плечи должны быть широкими. На гpyди не должна проступать ни одна кость»
-- Иностранцы, приезжавшие в Россию ХVI – ХVII в.в., отмечали, что русские дeвyшки были бы хорошенькими, если бы себя не уpoдовали. Зубы красотки чернили, ресницы белили, щёки натирали свёклой. Для белизны кожи пили уксус и ели мел. Чтобы придать глазам раскосость, головным убором стягивали кожу лица, а мочки ушей специально вытягивали.
-- Во Франции XVII – XVIII в.в. в моде миниатюрные дамы с изящными ручками и ножками и причёсками в виде клумбы или корзины фруктов. Зато не в моде гигиена. Мария Антуанетта имела серебряную ванну, но её приносили в королевские покои лишь несколько раз в году. Чтобы заглушить запахи, придворные пудрились и пользовались духами, а ещё носили на гpyди на шёлковой ленте блошиные ловушки из слоновой кости или золота. «Золотой век» вшей и блох длился до конца XVIII века.
-- (Слайды № 16, 18)
Энгр. Большая купальщица
Ренуар. Обнажённая
В XIX веке наблюдается увлечение древней Грецией: платья с поясом под гpyдью, причёски «по-гречески», обнажается человеческое тело.
-- (Слайд № 17)
Тициан. Портрет Элеоноры Гонзага дела Ровре
Позднее начинается царство кринолинов и корсетов. Самый ужасный утягивал и талию, и бёдра и весил несколько килограммов. Игра в волан или конная прогулка иногда заканчивалась для дам, утягивавших талию до 55 см, летальным исходом.
-- ХХ век. Благодаря Коко Шанель барышни надели брюки и пиджаки. В моде – узкие бёдра и длинные ноги. В середине века идеал – Мэрилин Монро, главное - быть блондинкой с пышными формами.
-- В 60-70 г.г. мир завоёвывает мини и акцент переносится на стройные ноги. В конце века в почёте силикон и пластические операции.
-- (Слайд № 19)
В XXI веке в моде европейские лица, загорелая кожа, экзотические татуировки. Темнокожие выпрямляют волосы, китаянки и японки меняют разрез глаз. Футурологи считают, что у Запада истощается демографический потенциал и эталон красоты может повернуться в сторону Возрождения. Культ здоровья и фитнеса это подтверждает. Но о вкусах по-прежнему не спорят: женщины племён Бирмы удлиняют шею кольцами (до 50 см) Эфиопские племена сурма и музи вживляют глиняные диски в губы; чем больше женщина «раскатает» губу, тем больше скота дадут её семье при вступлении в бpaк.
Модницы острова Борнео вытягивают уши до плеч, подвешивая гири до 3 килограммов. На границе Судана и Уганды в племени карамоджонгов в почёте особые фигурные наросты на теле: кожа лица и тела надрезается железными крючьями. На Соломоновых островах дядя невесты выбивает ей верхние резцы с помощью камня и заострённой палки. Племена индейцев типо в Бразилии сдавливают лица девочек деревянными палками. Женщины племени туарегов в Сахаре должны иметь складки на боках, животе, хотя бы 12 складок при наклоне вперёд, лицо должно у них лосниться. Дeвyшек специально держат в отдельных палатках без движения и поят верблюжьим молоком. На берегу острова Сантани в Индонезии считаются необычайно привлекательными небольшие физические дефекты: искривлённая рука или отсутствие ступни.
В Папуа – Новой Гвинее красавицами считаются женщины с обвислой полупустой гpyдью на уровне пупка. Матери постоянно тянут своих дочерей за гpyдь для достижения нужного эффекта.
6. Учитель литературы. (Слайд № 20)
Вернёмся к определению красоты.
- Можно ли найти такое определение, которое бы соответствовало канонам любой исторической эпохи?
Красота – это наивысшая степень целесообразности, степень гармонического соответствия и сочетания противоречивых элементов во всяком устройстве, всякой вещи, всяком организме.
7. Учитель биологии.
-- Что понимается под гармоничностью человеческого тела?
8. Гармоничность как основной критерий красоты. Формулы гармоничного телосложения. (Слайды № 21-22)
Формулы гармоничности телосложения.
Окружность шеи в 2 раза больше окружности запястья, в 2 раза меньше окружности талии
Окружность голени = окружности шеи (у девочек)
Окружность голени = окружности напряжённого бицепса (у мальчиков)
Пргк = окружности гр. клетки : рост (см)
(пргк – показатель развития грудной клетки)
Пргк меньше 50 – слабое развитие грудной клетки
Пргк = 50 – 55 - среднее развитие грудной клетки
Пргк больше 55 – отличное развитие грудной клетки
Окружность бедра в 1,5 раза больше окружности голени.
Учитель литературы.
Работа с текстом из романа И. Ефремова «Лезвие бритвы»:
а) вставить в текст пропущенные слова;
б) сформулировать выводы, ответив на вопрос
- Что служит критерием красоты человека?
Блестящая … и плотная кожа, … волосы, ясные чистые глаза, … губы – это прямые показатели общего здоровья, они свидетельствуют о …. Красивая, … осанка, …плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы – это признаки …Большие и широко расставленные глаза красивы, так как … Чем больше глаза, тем …, тем лучше зрение. Чем …, тем больше стереоскопичность зрения, глубина планов. Красивые ровные, плотно посаженные зубы, прогнуты правильной дугой, потому что …. Красивы длинные ресницы, так как они лучше …. Нам кажутся они изящнее, если …, в этом случае они не смыкаются и не смерзаются. Красивы густые и не очень широкие брови, потому что они …. Женщина имеет более развитый …. Это запас на случай внезапного голода во время вынашивания и кормления ребёнка. Резервная пища служит одновременно … для развивающегося ребёнка. Длинная гибкая шея прибавляет к красоте женщины, так как по своей древней природе женщина – …. Более …шея мужчины обеспечивает прочную поддержку головы в бою или во время ношения тяжестей.
Правильный ответ.
Блестящая гладкая и плотная кожа, густые волосы, ясные чистые глаза, яркие губы – это прямые показатели общего здоровья, они свидетельствуют о хорошем обмене веществ. Красивая, прямая осанка, распрямлённые плечи, внимательный взгляд, высокая посадка головы – это признаки активности, энергии, хорошо тренированного тела. Большие и широко расставленные глаза красивы, так как состояние глаз говорит о точности гормональной регулировки организма. Чем больше глаза, тем больше поверхность сетчатки, тем лучше зрение. Чем шире расставлены глаза, тем больше стереоскопичность зрения, глубина планов. Красивые ровные, плотно посаженные зубы, прогнуты правильной дугой, потому что такая зубная дуга отличается наибольшей механической прочностью при разгрызании твёрдой растительной пищи или сырого мяса. Красивы длинные ресницы, так как они лучше защищают глаза. Нам кажутся они изящнее, если прогнуты кверху, в этом случае они не смыкаются и не смерзаются. Красивы густые и не очень широкие брови, потому что они отводят в сторону пот, стекающий со лба. Однако при густоте они не должны быть чересчур широкими. Чтобы в них не скапливалась грязь, не задерживались паразиты. Женщина имеет более развитый жировой слой. Это запас на случай внезапного голода во время вынашивания и кормления ребёнка. Резервная пища служит одновременно тепловой и противоударной изоляцией для развивающегося ребёнка. Длинная гибкая шея прибавляет к красоте женщины, так как по своей древней природе женщина – страж. Более прочная и толстая шея мужчины обеспечивает прочную поддержку головы в бою или во время ношения тяжестей.
Выводы:
--Критерием красоты можно считать целесообразность.
-- Критерии красоты у мужчин и женщин разные.
9.Учитель биологии. (Слайд № 23)
10.
- Почему критерии красоты мужчин и женщин различны?
- Как называется явление различия особей мужского и женского пола по внешнему виду?
- В чём причины пoлoвoго диморфизма?
- В чём значение пoлoвoго диморфизма?
11. Фрагмент видеофильма о пoлoвoм диморфизме у птиц.
12. Учитель биологии. (Слайды № 24-25)
Примеры пoлoвoго диморфизма у человека:
-- У женщин более развитый жировой слой – запас пищи для развивающегося ребёнка, тепловая и противоударная изоляция для детёныша.
-- У женщин стройная длинная шея даёт большую гибкость, быстроту движения головы, т.к. женщина по природе – страж.
--У мужчин шея средней длины и достаточно толстая для прочной поддержки головы в бою, для несения тяжести.
--У женщин широкие бёдра облегчают деторождение. Вертикальная походка человека требует максимального сближения головок бедренных костей – этим облегчается бег, равновесие и облегчается выносливая ходьба. Но человек рождается с огромной круглой головой, и процесс рождения требует широкого таза с раздвинутыми бедренными суставами. Разрешением этого противоречия частично явились роднички – незаросшие области на темени ребёнка. В момент прохождения через отверстие таза кости свода черепа ребёнка заходят одна за другую, череп сдавливается, и голова приобретает хаpaктерную удлинённую форму, впоследствии исправляющуюся. При этом сроки внутриутробного развития сокращены. Человеческий детёныш рождается не полностью сформированным, беспомощным и требует продолжительного вскармливания материнским молоком и заботы. Если сравнить человека с другими млекопитающими, то срок его внутриутробного развития должен составлять примерно 22 месяца.
Женщины с узкими бёдрами чаще гибнут при родах, рождают детей менее жизнеспособных.
-- У женщин тонкая гибкая талия – анатомическая компенсация широких бёдер для подвижности и гибкости всего тела.
-- У мужчин для того, чтобы носить тяжести, поднимать их, быть выносливым, на передней поверхности тела, между рёбрами и тазом, должна быть толстая и крепкая мышечная стенка. Не меньшей мощности должны быть косые брюшные мышцы. В этом месте мужчина становится шире, чем в бёдрах. Зато приобретает дополнительную мощь.
-- У женщин длинные волосы закреплялись в нашем чувстве прекрасного тогда, когда люди ещё не знали одежды. Возможность прикрыть себя и детёныша была очень выгодной.
Итак, подводя итог, можем сказать, красота человеческого тела определяется гармоничностью и целесообразностью.
- Достаточно ли этого, чтобы считать человека красивым?
13. Учитель литературы.
Страницы истории отражали разные человеческие идеалы. Но все понимают: безобразное любить нельзя, безобразное любить безнравственно. Поэт Востока Физули написал:
Великие открыли мудрецы:
Любовь и красота – суть близнецы.
Нет красоты – любовь немного стоит,
Лишь в красоте она себя раскроет…
Коль нет любви – не ценят красоты.
Есть красота без красивости. Это Квазимодо Виктора Гюго. Есть красивость без красоты. Это Жорж Дюруа из «Милого друга» Мопассана. Внешнее безобразие одного сочетается с красотой духа. Внешняя привлекательность другого уживается с нравственным уpoдством.
Беседа по тексту Р. Брэдбери. Улыбка.
--Какие «хорошие стороны» прежней цивилизации имел в виду человек из очереди?
--Что такое «праздники» современной цивилизации?
--Дайте хаpaктеристику Тому, испытавшему потрясение при встрече с произведением искусства.
--Зачем нужно сохранять культурное наследие прошлого?
--Приведите примеры великих культурных ценностей.
Комментарии:
Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме "Царство растений". Игра комaндная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию
познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии.
...
05 12 2025 10:40:43
Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....
04 12 2025 21:22:44
Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....
03 12 2025 7:30:20
На занятии учащиеся знакомятся с представителями класса паукообразных на примере отрядов “Скорпионы”, “Пауки”, “Клещи” и “Сенокосцы”; с их значением в природе и для человека. Материал для урока может использоваться в зависимости от технических возможностей учителя....
02 12 2025 17:39:15
Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....
01 12 2025 20:46:17
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
30 11 2025 8:38:43
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
29 11 2025 19:16:30
Представлен конспект урока биологии в 10-м классе "Биосинтез белка" с использованием технологии развития критического мышления. Современный социальный заказ системе образования связан с формированием у выпускников личностных качеств, которые были бы адекватны ситуации динамических изменений, происходящих в обществе. Это навыки системного анализа, определенность собственной позиции, способность к критическому мышлению. Результативность обучения в современных условиях во многом связана с осознанием необходимости замены малоэффективных вербальных, объяснительно-иллюстративных способов новыми развивающими, личностно-ориентированными приемами. Многообразие таких приемов представлено в образовательной технологии Открытого образования "Критическое мышление в процессе чтения и письма"....
28 11 2025 22:39:48
Включение в урок изобретательских задач работает на развитие творческих способностей и детей, и учителя, позволяет осмыслить и закрепить на творческом уровне учебный материал. Выполнение подобных заданий полезно для здоровья учащихся: по ходу работы происходит переключение с левого на правое полушарие головного мозга и обратно, что снижает информационный стресс, вносит в урок эмоциональность, радость творчества.
...
27 11 2025 2:46:14
Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....
26 11 2025 7:18:48
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
25 11 2025 20:15:19
Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....
24 11 2025 3:29:40
Контрольно-обобщающий урок по теме проводится в форме игры....
23 11 2025 17:57:32
Материалы урока можно использовать для проведения предметной недели или как обобщающий урок.
...
22 11 2025 13:10:10
В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....
21 11 2025 10:29:42
Витамины оказывают сильное действие на рост, обмен веществ и физиологическое состояние организма в целом. Поступают витамины в организм с пищей, преимущественно растительной. В тканях человека они усваиваются, образуя более сложные вещества, как правило входят в состав ферментов....
20 11 2025 11:10:29
Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....
19 11 2025 5:33:39
Урок направлен на изучение признаков, причин желудочно-кишечных заболеваний и выявление путей их профилактики. У учащихся совершенствуются умения работать с текстом и навыки работы в группах, развиваются умения анализировать, выделять главное, обобщать. Урок способствует гигиеническому воспитанию учащихся....
18 11 2025 1:44:17
Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....
17 11 2025 19:15:31
Урок-повторение по теме для 7-го класса. Проводится в форме групповой игры-соревнования. Помогает вспомнить пройденный материал, систематизировать знания, повышает интерес к предмету, воспитывает бережное отношение к природе....
16 11 2025 2:39:42
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся.
Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
15 11 2025 17:12:12
Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....
14 11 2025 16:45:49
Чай можно смело назвать напитком № 1 в мире. Ни один из известных аналогов не способен заменить для нас чай. Чай называли «тоу», «тхе», «кха», «чун», «мин». Родиной чайного растения принято называть Китай. Чайный напиток упоминается в рукописях, относящихся к 2700 г. до н. э. Из Китая чай начал свое триумфальное шествие по миру....
13 11 2025 11:53:36
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
12 11 2025 9:51:49
Цели урока: содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни; развить навыки работы учащихся с учебником; умения сравнивать, анализировать, соотносить, делать выводы; давать оценку результатам деятельности....
11 11 2025 20:20:27
В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....
10 11 2025 19:33:25
Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?
...
09 11 2025 16:23:50
Особенностью представленного урока является его интеграция с предметом "Химия", предметом, который учащиеся 8-го класса только начали изучать. Цель данного типа интеграции: развитие познавательного интереса к предмету "Химия", подтверждение единства наук естественного цикла, их тесной взаимосвязи, а также доказательство того, что организм – сложная система, работа которой основана в том числе и на химико-биологических процессах....
08 11 2025 0:16:49
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
07 11 2025 19:26:14
Митохондрии - это микроскопические мембранные органоиды, которые обеспечивают клетку энергией. Поэтому их называют энергетическими станциями клеток....
06 11 2025 22:53:42
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
05 11 2025 17:24:10
Программа формирует знания экологии, валеологии, ответственность за здоровье, воспитывает гармонично развитую личность с гуманистическим мироощущением....
04 11 2025 15:52:13
Назначение пpaктики состоит в закреплении теоретических знаний об окружающей среде, которые школьники получили на уроках при изучении разных учебных предметов. Ребята овладевают навыками учета ресурсов в условиях реального природного окружения при самостоятельных исследованиях, обработки и оформления их результатов, а также трудовыми навыками, связанными с улучшениями природной среды и уходом за ней.
...
03 11 2025 12:53:22
На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный хаpaктер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...
02 11 2025 22:54:59
Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему "У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу ЕГЭ по биологии....
01 11 2025 10:15:30
Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения".
...
31 10 2025 20:57:42
Растительные ткани - это группа клеток, с общим происхождением, структурой, предназначенные для выполнения конкретных функций....
30 10 2025 18:26:49
Краеведческий принцип дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать «природную действительность». Человеку следует напомнить, что род людской – один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Презентация отражает основную мысль работы: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи....
29 10 2025 23:26:12
Урок обобщения знаний по теме "Структурная организация живых организмов. Клетка". Форма проведения - групповая....
28 10 2025 20:46:17
Урок "Модификационная изменчивость" является последующим продолжением изучения темы "Закономерности изменчивости". Изучение данной темы рационально распределить на два урока, включив в них пpaктическую работу по вариационной статистике с использованием информационных технологий. Использование электронных таблиц является повторением материала, изучаемого в первом полугодии 10-го класса.
...
27 10 2025 9:49:17
Урок построен на активизацию познавательной деятельности учащихся на основе личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников с использованием информационно-коммуникативных технологий, программ интеpaктивной доски «СМАРТ». Призван дать представление учащимся о многообразии птиц, сложных и многообразных группах, а также введению понятия экологические группы птиц, содействовать сознательному пониманию актуальности проблемы биоразнообразия птиц в современном мире....
26 10 2025 5:53:38
Межпредметный проект в 3-м классе представляет собой познавательную коллективную деятельность учеников начальной школы, является продолжением проекта «Весенний праздник – День птиц». Проект соответствует положениям образовательных стандартов начального общего образования. Выполнение проекта способствует развитию творческих способностей учеников и помогает лучшему усвоению материала....
25 10 2025 16:37:13
При планировании урока и его проведении учитывались индивидуальные особенности учащихся с ограниченными возможностями. Накануне урока была проведена учебная экскурсия на ипподром, где учащиеся имели возможность покормить и погладить лошадь, нежно обнять и прижаться к ней, что позволило учащимся проявить положительные эмоции, очень важные для умственно отсталых школьников....
24 10 2025 19:34:49
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике.
...
23 10 2025 23:13:37
Опираясь на проектную технологию, приготовлена презентация с целью и задачами урока, схемой взаимоотношения между организмами: нейтрализм, симбиоз, антибиоз. Учащимся предложено заполнять таблицу о взаимоотношениях между организмами по мере их знакомства через учебник, презентацию заранее подготовленных учащихся о типах отношений между организмами....
22 10 2025 18:13:51
Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова.
...
21 10 2025 13:41:15
Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
20 10 2025 5:25:15
Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....
19 10 2025 11:27:40
Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
18 10 2025 20:42:39
Основная цель урока – формирование представления о здоровом образе жизни на примере эмбрионального периода развития....
17 10 2025 12:52:17
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




