Лаборатория фитоинвазий    

Краснокнижные растения Бийского района

Роль и место темы в курсе. Преподавание ведется по программе и учебнику “Природоведение” А.А. Плешаков и Н.И. Сонин, который входит в цикл пособий по географическому образованию для основной школы.Учебник допущен Министерством образования РФ. Тема “Краснокнижные растения Бийского района” входит в раздел – “Жизнь на Земле”.

Краткий обзор изученного на предыдущих уроках. Изучение раздела “Жизнь на Земле” начинается со знакомства как развивалась жизнь на Земле. На уроке тема: “Жизнь под угрозой” на мой взгляд необходимо осветить вопрос, связанный с редкими и исчезающими растениями, поэтому считаю, необходимым сделать изучение данной темы в рамках регионального компонента. Ввести учащихся в проблему “Жизнь под угрозой” через знакомство их с краснокнижными растениями Бийского района.

Вопросы, изучаемых в данной теме. В предыдущих курсах естествознания в начальной школе, учащиеся уже получили первичные знания о растениях. Новыми ключевыми понятиями являются:

Краснокнижные растения,
Красная книга Алтайского края,
Красная книга России,
Красная книга Бийского района,
Проблема – “Жизнь под угрозой”.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов и компьютерных программных средств.

Предлагаемая презентация составлена на основе авторских фотографий.
Программные средства: Microsoft Power Point
Photoshop SC2
Программные средства позволяют подготовить авторский иллюстративный материал; материал для проведения учебного задания.

Средства обучения. Компьютер, мультимедийный проектор.

Ожидаемые результаты обучения. После изучения данной темы учащиеся должны:

  • Применять для решения учебных задач понятие: краснокнижные растения, Красная книга;
  • Приводить примеры краснокнижных растений Бийского района;
  • Различать, узнавать и называть отдельные краснокнижные растения по изображению;
  • Обосновывать необходимость охраны редких и исчезающих растений в Алтайском регионе, стране;
  • Объяснять важность “Жизнь под угрозой” в нашем регионе для его жителей;
  • Для решения учебных задач знать применение отдельных краснокнижных растений;
  • Читать картосхемы распространения краснокнижных растений Алтайского края.

Образовательные цели урока “Краснокнижные растения Бийского района”:

Создание условий для знакомства с понятием – “краснокнижные растения”, как дикорастущими растениями;
Создание условий для знакомства с историей появления “Красных книг” в мире, стране, регионе;
Ознакомление учащихся с краснокнижными растениями Бийского района;
Ввести в проблему – “Жизнь под угрозой”, через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений.

Развивающие цели урока “Красная книга Бийского района”:

Развивать умения работать с информацией (наглядной, текстовой, картографической);
Развивать умения анализировать, обобщать, систематизировать, представлять полученную информацию в различных формах;
Создание условий для развития исследовательских навыков;
Создание условий для самообразования, саморазвития.

Воспитательные цели урока “Краснокнижные растения Бийского района”:

Создание условий для воспитания чувства сопричастности, личной ответственности за происходящее в регионе;
Создание условий для воспитания любви и уважения к живой природе своего района;
Создание условий для эстетического развития.

Используемая литература.

  1. Еленевский А.Г. и др. Ботаника высших или наземных растений.-М.,2000.
  2. Ревякина Н.В. Флора Алтайского края.-Барнаул, 1996.
  3. Красная книга Российской Федерации.-Балашиха:Изд-во Астрель,2001.-863 с.
  4. Красная книга Алтайского края.-Барнаул, 1998.
  5. Красная книга Бийского района.-Новосибирск,2000.
  6. Лежнев Г.И. Зеленая анкета,2002.
  7. Ревякин В.С. География Алтайского края, 2004.
Этапы, методы, приемы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный момент 1 мин.

Слайд 1, 2 (Приложение 1)

Видеофильм – растительность Бийского района (3 мин.)

1. Мотивационно-целевой

А) фронтальная беседа с элементами дисскусии

Слайд 3

Приветствие, проверка посещаемости, запись числа и темы урока на доске.

Диалог с учащимися о: разнообразии дикорастущих растений, приспособлении растений к различным условиям, использовании растений человеком.

Учитель предлагает слайд с изображением лугового растительного сообщества, создавая условия для диалога.

Читает стихотворение:

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Летать в одном полете…
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
(Н. Старшинов)

Тема: “Краснакнижные растения Бийского района”.

Учащиеся приводят примеры дикорастущих растений. Отмечают тот факт, что растения приспосабливаются к условиям обитания. Говорят о том, что человек использует дикорастущие растения.

Учащиеся, обсуждая иллюстрацию, предложенную учителем, предлагают тему урока, отмечая необходимость рассмотреть краснокнижные растения своего района.

Тема: Краснокнижные растения Бийского района

Б) определение темы урока

Слайд 4

Учитель предлагает вопросы, представленные на слайде. Создает условия для диалога. Что вы знаете о краснокнижных растениях? Почему отдельную группы растений так назвали? Какие растения нашего района вы знаете? Можете ли вы начать заготавливать исчезающие растения? Что вам для этого надо знать? Где можно взять информацию о краснокнижних растеиях? Учащиеся отвечают на вопросы, дополняют друг друга. Определяют для себя, нужны ли им знания о редких и исчезающих растениях. Проявляют личную значимость знания.

Предлагают источники знаний.

Б) целеполагание

Слайд 5, 6

 

Учитель, показывает слайды с изображением адониса весеннего, создавая условия для обсуждения, организует диалог с учащимися. Знаете ли вы это растение? Где вы его видели? Как вы думаете, где было сфотографировано это растение? Вблизи города? Опишите его. Какие прилагательные можно подобрать к этому растению?

Учитель предлагает к обсуждению вопросы.

Что о редких и исчезающих растениях нам надо знать? Зачем нам эти знания? Что вы знаете о Красной книге? Что о Красной книге вы хотели бы узнать?

 

Учащиеся рассматривают изображение Адониса весеннего, участвуют в диалоге, отвечая на вопросы, а также задавая их сами. Описывают растение, приводят прилагательные. Исходя из опыта изучения темы “Жизнь на земле”, предлагают рассмотреть растения нашего района.

Учащиеся отвечают на вопросы. Определяют для себя, нужны ли им знания о редких и исчезающих растениях. Проявляют личную значимость знания. Планируют, выбирают источники знаний.

2.Организационно-деятельностный

Слайд № 7, 8, 9, 10, 11

“Красная книга”

Слайд 12–30

Слайд 31

Работа с новыми понятиями.

Учитель через выявление субъективного опыта учащихся знакомит их с понятиями: “краснокнижные растения”, “Красная книга”. Используя гиперссылки, рассказывает учащимся об истории создания “Красной книги России”, “Красной книги Алтайского края”. Через обсуждение учитель создает условия для выявления причин, ограничивающих ареал распространения видов растений. Знакомит учащихся со статусом, вводит в проблему – “Жизнь под угрозой” растительного мира нашего региона. Предлагает обсудить в парах личный вклад в сохранение биоразнообразия растительного мира нашего региона.

Работа с наглядным изображением.

Через наглядные изображения учитель знакомит учащихся с отдельными краснокнижными растениями Бийского района, условиями их произрастания и распространения (используя гиперссылки).

Работа с картосхемой.

Учитель создает условия для развития умения работы с картосхемой. Предлагает учащимся слайд с картосхемой – “Редкие и исчезающие растения Алтайского края”.

Учащиеся участвуют в диалоге.

Выделяют причины, ограничивающие ареал распространения видов растений, опираясь на имеющийся у них субъективный опыт. Сверяют и корректируют свои знания. Делают записи в тетради. Обсуждая в парах, предлагают личный вклад в сохранение биоразнообразия растительного мира нашего региона, т.е. создают новую информацию.

Учащиеся через наглядные изображения, знакомятся с отдельными краснокнижными растениями Бийского района. Заносят их названия в тетрадь.

Знакомятся с картосхемой, изображенной на слайде, – как источником информации. Анализируют информацию и трансформируют ее из одной формы в другую.

3. Рефлексивно-оценочный

Слайд 32–34

Учитель показывает слайд “Угадай растение” и предлагает пояснить учащихся, как с ним работать. Гиперссылки позволяют убедиться в правильности ответа, а также восполнить пробелы и расширить информацию о растении. В процессе работы учитель предлагает дополнительные вопросы. Что вы знаете об этом краснокнижном растении? В классе находятся учащиеся, которые успешно называют растения, опираясь на записи в тетради, делятся своими знаниями с одноклассниками. Высказывают мнения о необходимости знаний и умений, полученных на уроке. Отмечают свои впечатления о наглядных изображениях растений.
Задание на дом

Слайд 35-36

Домашнее задание

Слайд 37

Учитель предлагает ученикам задать задание на дом. Слушает предложения учащихся. Показывает слайд с домашним заданием. Предлагает его прокомментировать, оказывает помощь.

Стр. 170–173 творческое задание на создание листовки с призывом к населению села “Береги растения Бийского района”.

Учащиеся предлагают варианты домашнего задания, предлагают источники знаний. Комментируют совместный вариант домашнего задания.


Отзывы (через Facebook):

Оставить отзыв с помощью аккаунта FaceBook:

Бинарный урок биологии и английского языка. Цветы английского сада

Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....

19 10 2020 9:40:14

Современный урок. Тема: "Витамины — чудесные вещества" (урок-путешествие)

Урок формирует у учащихся представление о витаминах, авитаминозах, гипо- и гипервитаминозах, нормах рационального питания; продолжает развитие знаний учащихся о биологически активных веществах клетки, обеспечивающих постоянство состава внутренней среды организма; познакомить со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

18 10 2020 15:47:33

Эксперимент в школьном курсе биологии

На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....

17 10 2020 21:26:31

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

16 10 2020 22:23:11

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

15 10 2020 20:13:42

Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты. Грибы. Растения". 7-й класс

Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....

14 10 2020 6:40:39

Задания для самостоятельной работы учащихся на уроке по теме "Система растений и животных – отображение эволюции". 11-й класс

Задания для самостоятельной работы учащихся отрабатывают знание основных фактов, понятий, терминов, закономерностей; обобщают и систематизируют изученное по теме « Система растений и животных ‒ отображение эволюции»....

13 10 2020 22:31:23

Урок биологии в 6-м классе по теме "Фотосинтез"

На уроке проводится экспериментальная работа по группам, так как проведение и личное участие в опытах помогает учащимся усвоить процесс. Модульная технология обучения помогает четко поставить цели каждого этапа и по результатам сформулировать выводы, что позволяет добиться целостного понимания процесса фотосинтеза. ...

12 10 2020 3:56:46

Спид. Проблемы иммунодефицита. Профилактика ВИЧ-инфекции

Урок изучения нового материала. На данном уроке рассматриваются проблемы В И Ч-инфекции, профилактика вирусных заболеваний, в том числе и С П И Да....

11 10 2020 21:59:27

Урок по окружающему миру "Кожа. Строение и значение кожи"

Урок по программе « Начальная школа XXI века» Н. Ф. Виноградовой выстроен в четком соответствии с методическими принципами деятельностного подхода данной системы. Урок служит созданию условий для ознакомления учащихся с кожей, её строением и значением....

10 10 2020 21:52:49

Внеклассное мероприятие по биологии на тему «Биологическое "Детектив-шоу"»

В основу внеклассного мероприятия положена идея некогда популярной телевизионной передачи « Детектив-шоу». Игра предназначена для учащихся 9–11-х классов. Задания требуют умения логически мыслить, расширяют кругозор учащихся, формируют способности к преодолению препятствий. Развивают коммуникативные и познавательные У У Д. Подготовка и проведение этого мероприятия сплачивает учащихся, учит действовать сообща....

09 10 2020 4:10:58

Развитие эволюционных идей. Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка

В разработке урока, посвященного первой эволюционной теории Ж. Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интерактивных схем)....

08 10 2020 7:38:27

Урок–исследование по зоологии на тему "Клетки, ткани и органы"

Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных. ...

07 10 2020 20:45:14

Растения и животные в символике Хакасии

Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

06 10 2020 5:49:45

Многообразие рыб

Внешний вид, характерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....

05 10 2020 21:40:33

Урок "Растения Красной книги Ставропольского края", 6-й класс

Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....

04 10 2020 1:57:19

Информационные технологии на уроках биологии

В пределах характеризуемого этапа процесса усвоения урочной темы решаются следующие дидактические задачи: осуществляется первое повторение содержания изучаемого; продолжается организация осмысления новой информации при помощи постановки логических заданий, которые бы требовали увязки учебного материала с прежними знаниями; проверяется понимание учащимися нового учебного материала и уровень усвоения. ...

03 10 2020 4:16:27

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Развитие взглядов на происхождение человека. Положение человека в системе животного мира"

В ходе урока учащиеся знакомятся с различными теориями, объясняющими происхождение человека, приводят доказательства.. Для более плодотворной работы используются опорно-информационные листы. ...

02 10 2020 15:29:55

Методическая разработка урока биологии по теме "Химический состав клетки". 6-й класс

Данный урок начинает тему " Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опорные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....

01 10 2020 10:55:41

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

30 09 2020 5:40:44

Урок биологии по теме «Охрана и рациональное использование животного мира»

На уроке учащиеся знакомятся с причинами снижения численности видов животных, животными, занесенными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных. Развивается умение работы с тестами дополнительной литературы, создания презентации о животных Красной книги, защиты проекта....

29 09 2020 0:18:42

Экологический эрудицион

Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края. ...

28 09 2020 19:25:20

Экологическая игра для учащихся 5-х классов "Путешествие по стране ЯИГОЛОИБ"

Игру-путешествие вместе с учителем биологии проводят учащиеся средних классов для учащихся пятых классов. Обычно - это шефы и их подшефные. ...

27 09 2020 6:21:16

Не все полезно, что красиво упаковано

Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....

26 09 2020 2:36:55

Конспект интегрированного учебного занятия "Подготовка информационного бюллетеня "Происхождение жизни на Земле". Оформление текста с помощью колонок и рисунков"

Предлагается модель интегрированного учебного занятия по схеме "элективный курс по биологии + информатика". С одной стороны, это обобщение самостоятельной работы учащихся по поиску и изучению разных теорий возникновения жизни на Земле. С другой стороны, на занятии изучаются технологии подготовки отчетов о проведенной исследовательской работе средствами текстового редактора MS Word, в частности, использование специальных форм текста: колонок и колонтитулов. ...

25 09 2020 10:36:57

Что такое почва. Плодородие и удобрение почвы

Почва — это материнская порода, обработанная совместным действием климата, растительных и животных организмов, способная давать урожай растений....

24 09 2020 16:29:50

Динамика численности популяции. Экологические стратегии

На уроке используется прием компьютерного моделирования, что позволяет учащимся наглядно увидеть, как численность популяций зависит от условий среды и деятельности человека, понять важность сохранения многообразия органического мира Земли. В разработке используются Ц О Р Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru), для работы не требуется выход в Интернет. Разработка может быть использована на уроках обобщения и закрепления знаний в разделе " Основы экологии", тест можно использовать для отработки знаний при подготовке к Е Г Э....

23 09 2020 22:59:42

Урок биологии в 8-м классе по теме "Регуляция организма"

В наглядной форме (применение эксперимента) представлено детям такое сложное понятие как "регуляция", и это, несомненно, способствует лучшему усвоению нового материала, формированию познавательного интереса. ...

22 09 2020 1:32:23

Элементы адаптивной системы обучения на уроках биологии

Элементы А С О на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов А С О при изучении темы « Побег. Строение и значение побега»....

21 09 2020 15:24:35

Контрольно-измерительные материалы по теме "Основы учения о наследственности и изменчивости". 11-й класс

Банк заданий может быть рекомендован для использования при проведении мониторинговых исследований качества знаний выпускников 11-х классов в образовательных учреждения....

20 09 2020 6:41:38

Скелет человека, его строение и значение

Урок помогает изучить отделы скелета человека, выявить различия строения скелета млекопитающих и человека, связанные с прямохождением, раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета....

19 09 2020 4:29:39

Папоротникообразные Читинской области

Урок разработан с целью развития учебно-логических умений учащихся: определять признаки объекта, уметь сравнивать, находить сходство и различие, осуществлять обобщение и классификацию....

18 09 2020 16:49:18

"Атмосфера и дыхание живой природы". Обобщающий урок

Завершающий урок в теме « Дыхание» (9-й класс) позволяет осуществить межпредметные связи. Рассматриваются вопросы химии, биологии, экологии и профилактики здорового образа жизни. Решаются задачи: повторение и закрепление основных понятий темы, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы. Использована деловая игра (экологи, врачи) и групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи тестирования, устного опроса, заполнения таблиц, составления логических схем....

17 09 2020 13:43:33

Комплект авторских заданий по разделу "Основы цитологии"

Учитель с десятилетним стажем преподавания биологии в школе предлагает авторский комплект задач по общей биологии, которые не только можно использовать на обычных уроках по предмету, но и рекомендуется предложить учащимся для решения в рамках кружкового, факультативного занятия или для самостоятельного разбора дома. Все задачи снабжены решением и ответами, что делает разработку вдвойне более ценной, особенно для начинающих учителей. ...

16 09 2020 7:32:29

Естественный отбор: значение, источники и классификация

Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом неблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....

15 09 2020 16:52:54

Животный мир и хозяйственная деятельность человека

Материал урока раскрывает актуальность проблемы охраны животного мира, показывает связь между животным миром и хозяйственной деятельностью человека....

14 09 2020 8:59:28

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение

Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....

13 09 2020 10:26:33

Эффективность повышения результативности подготовки к ЕГЭ по биологии в ходе реализации сравнительно-эволюционного подхода

В статье рассматриваются вопросы повышения качества образования и улучшения подготовки к Е Г Э применительно к упомянутой теме....

12 09 2020 6:44:45

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках биологии посредством устного народного творчества и поэзии

Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....

11 09 2020 17:35:26

Урок биологии в 8-м классе по теме: "Рациональное питание — залог здоровья"

В обществе во многом не сформированы ценностные оценки здоровья, что является одной из причин массового распространения саморазрушающих форм поведения, начиная от гиподинамии до алкоголизма и наркотизации. В наш информационный век, как ни странно, школьники обладают скудными знаниями о возможностях поддержания здоровья, а под З О Ж они понимают только отсутствие вредных привычек. ...

10 09 2020 1:45:11

Открытый урок по теме "Луна - спутник Земли" (5-й класс)

И К Т позволяют не только наполнить урок большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. В природоведении есть ряд разделов, сложных для восприятия и понимания учениками. Структурирование большого объёма информации наиболее приемлемо при помощи программы PowerPoint. Уроки-презентации делают учащегося активным участником учебного процесса. Представлен урок с использованием И К Т на уроках биологии и природоведения. ...

09 09 2020 14:56:59

Урок биологии по теме "Семейство Розоцветные"

Семейство розоцветные включает более 100 родов, около 3000 видов растений. Встречаются от субтропиков до Арктики, но большинство в умеренном и субтропическом поясе северного полушария. Представители этого семейства необыкновенно ценны для человека. Задача урока: выявить признаки семейства розоцветные, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение розоцветные в жизни человека....

08 09 2020 2:35:36

Обобщение и систематизация знаний как основа развития личности школьника

Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....

07 09 2020 18:56:32

Внеклассное мероприятие "Без растений нет жизни"

Знакомясь с многообразием флоры на уроках биологии учащиеся чаще интересуются теми растениями, которые произрастают в средней полосе России. Береза, дуб, рябина, липа, ива, орешник - вот что, прежде всего, попадает в поле зрения из растительности нашего края. А как возникли нынешние леса, парки, сады, дендрарии - об этом большинство учащихся зачастую лишь догадывается. Даже если они своими руками засаживают аллею деревьев, все равно имеют дело только с саженцами. Путь же от семечка до взрослого дерева остается за пределами их внимания. Учитывая все это, в нашей школе был создан дендрарий....

06 09 2020 23:31:16

Природоведение в 5-м классе. Урок-путешествие

Урок-путешествие по природоведению для 5-го класса. Разработан в соответствии со структурой программы для общеобразовательных школ авторов А. А. Плешакова и Н. И. Сонина и учебника для общеобразовательных школ этих же авторов. Тема изучается в течение двух уроков. На первом уроке изучается новый материал, а на втором уроке проводится завершение его изучения и закрепление полученных знаний. На дом учащиеся получают творческое задание....

05 09 2020 7:20:18

Экологическая игра-викторина "У нас Земля одна!"

Экологическая игра-викторина « У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры « Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....

04 09 2020 13:16:59

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

03 09 2020 20:20:54

Урок-вертушка по теме "Строение крови" (8-й класс; биология)

Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний. ...

02 09 2020 14:33:20

Разработка урока "Перспективные в хозяйственном отношении группы растений"

Автор данной разработки урока знакомит учащихся с перспективными в хозяйственном отношении группами растений, произрастающих на территории Хакасии, развивая при этом практические умения работы с гербарием растений и воспитывая бережное отношение к растительной фауне....

01 09 2020 12:16:26

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

31 08 2020 8:57:17

Формирование УУД на уроках биологии

Статья посвящена формированию универсальных учебных действий на уроках биологии – метапредметным, проектным и информационным технологиям обучения....

30 08 2020 5:18:45

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

29 08 2020 11:41:42

Решение генетических задач. Анализ и составление родословных

Урок помогает познакомиться с генеалогическим методом изучения родословных; научиться составлять и анализировать родословные....

28 08 2020 1:58:55

Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить практическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....

27 08 2020 16:21:22

Методическая разработка практического занятия "Оценка уровня здоровья"

Данный учебно-методический материал может использоваться при проведении проблемно-исследовательского «урока здоровья» в рамках элективного курса по биологии « Основы культуры здоровья». На практическом занятии учащиеся анализируют свой образ жизни, выявляют причины функциональных нарушений и развивающихся болезней, проектируют собственное поведение....

26 08 2020 13:45:48

Строение и деятельность внутренних органов земноводных. 7-й класс

Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности систем внутренних органов в связи с жизнью земноводных в воде и на суше. Он состоит из следующих модулей: мотивационная беседа, интрига, воспоминание, изучение нового материала, действенное закрепление и раскрытие интриги....

25 08 2020 7:14:21

Обучение школьников на уроках биологии в условиях школы-интерната III вида

В статье раскрываются приемы и методы работы с незрячими детьми на уроках биологии. В основу работы положены принципы: научности, формирования аналитико-синтетических способностей, принципы наглядности, доступности, усвоение алгоритма, индивидуального подхода, развивающей направленности в обучении....

24 08 2020 22:42:21

Классный час "Охрана животного мира"

Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....

23 08 2020 16:52:12

Переливание крови. Группы крови человека. Резус-фактор

Третий урок по теме. Конспект составлен к учебнику « Биология. Человек. 8-й класс. Сонин Н. И., Сапин М. Р. На этапе проверки домашнего задания учащиеся письменно отвечают на вопросы, проверяют друг друга. Новый материал изучается в словесно-наглядной форме. Учащиеся готовят сообщения к уроку....

22 08 2020 22:16:53

Анализаторы. Органы чувств человека и их основные функции

Органы чувств – афферентный (рецепторный) отдел системы анализатора. Анализатор - это периферическая часть рефлекторной дуги, которая осуществляет связь между центральной нервной системой и окружающей средой....

21 08 2020 0:43:38

Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»

Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения. ...

20 08 2020 0:42:29

Мастер-класс "Использование кейс-метода на уроках биологии"

Кейс-технология способствует развитию у школьников умений самостоятельно принимать решения и находить правильные и оригинальные ответы на проблемные вопросы. Данный метод предполагает созидание, творческий подход со стороны учащихся. Здесь важен не конечный результат, а сам процесс получения знаний. Кейс-метод развивает компетентностные качества личности: аналитические, практические, творческие, коммуникативные, социальные умения....

19 08 2020 12:28:31

Питание животных Биология

Питание животных существенно отличается от питания растений. В зависимости от способа питания выделяют различные группы животных. Пищеварительная система По...

18 08 2020 20:38:40

Вегетативное размножение. 6-й класс

На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится практическая работа в микрогруппах....

17 08 2020 20:24:30

Урок-экскурсия "Растения зимой". 6-й класс

Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края....

16 08 2020 9:15:52

Конспект урока биологии. Раздел: "Общая биология", Тема:"Космический процесс - фотосинтез"

На уроке стоит задача: узнать где происходит фотосинтез (локализация), как (при каких условиях) и для чего (его значение). ...

15 08 2020 16:29:32

В гостях у Красной книги

Учащиеся знакомятся с представителями Красной книги, с самой книгой, узнают о причинах резкого сокращения численности отдельных видов, поэтому учителю предстоит хорошая возможность убедить детей бережно относиться к братьям нашим меньшим, в необходимости рационального природопользования. ...

14 08 2020 17:18:16

Подготовка к ЕГЭ. Решение генетических задач

Абитуриенты, поступающие на биологические факультеты университетов, педагогических институтов, а также в медицинские и сельскохозяйственное высшие учебные заведения, нередко показывают невысокие знания по генетике — одному из наиболее трудных, но важных разделов школьной программы по биологии и показывают слабое развитие компетенций третьего уровня. Третий уровень от обучающихся требует найти закономерности, провести обобщение и объяснить или обосновать полученные результаты....

13 08 2020 9:25:19

Урок по теме"Многообразие видов голосеменных, их роль в природе и практическое значение" (7-й класс)

Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал. ...

12 08 2020 5:31:58

Воспитание экологической культуры посредством краеведческого подхода

Краеведческий принцип дает возможность учащимся в повседневной обстановке наблюдать «природную действительность». Человеку следует напомнить, что род людской – один из биологических видов, возникший в результате эволюции биосферы. Презентация отражает основную мысль работы: устанавливать и развивать причинно-следственные связи как последовательность событий в цепи....

11 08 2020 7:59:28

Открытый урок по биологии в 6-м классе по теме "Испарение воды растениями"

Целью урока является восприятие, осознание нового материала и его закрепление. При проверке домашнего задания использованы дифференцированные задания трех уровней. При изучении нового материала, повторении и закреплении использованы слайды презентации....

10 08 2020 10:18:38

Игра-презентация "Счастливый случай" по теме "Животные"

Предлагается материал на повторение пройденного материала по зоологии. Игра проходит в виде " Счастливого случая". Каждый класс имеет категории, их всего по баллам 5. Категории усложняются и оцениваются по баллам. Увлекательно играть и узнавать новое....

09 08 2020 23:41:53

Тема урока "Органы полости тела рыб"

Урок биологии на тему « Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....

08 08 2020 10:48:58

Игра-соревнование "Окажи помощь…"

Урок проводится среди учащихся 8-х классов в форме обучающей игры. Целью данного мероприятия является развитие интереса к предмету и расширения кругозора учащихся. Игра направлена на использование практических навыков и умений при оказании первой помощи пострадавшему....

07 08 2020 23:55:57

Урок по теме "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....

06 08 2020 12:37:56

Типы кровотечений. Первая помощь при кровотечениях

На уроке учащиеся самостоятельно изучают виды кровотечений и способы оказания первой помощи в процессе решения проблемных задач. Работа в группах способствует развитию навыков сотрудничества, стимулирует к творческому поиску решений, вовлекает больше учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию....

05 08 2020 8:54:21

Выделение. Обмен веществ Биология

Выделение — процесс, обеспечивающий выведение из организма образующихся в процессе жизнедеятельности вредных веществ, избытка воды и солей. В совокупности с...

04 08 2020 16:30:20

Урок биологии по теме "Соцветия". 6-й класс

Урок биологии в 6-м классе имеет цель сформировать у учащихся представление о соцветиях, их значении в природе, ознакомить с разными видами соцветий. На уроке проводится лабораторная работа по карточкам с картинками растений по теме « Соцветия». Урок сопровождается презентацией....

03 08 2020 3:25:25

Информационные технологии на уроках биологии

Урок на тему " Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока. ...

02 08 2020 13:12:11

Видоизмененные подземные побеги: луковица, корневище, клубень

Задачей данного урока является ознакомление учащихся с видоизмененными побегами; установление сходства и различия в строении подземных и наземных видоизмененных побегах; познакомить учащихся с основной функцией подземных побегов – запасание питательных веществ....

01 08 2020 3:38:18

Тема урока: "Клетка – система систем"

Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии Е Г Э в новых, нестандартных формах....

31 07 2020 10:55:55

Урок по биологии в 6-м классе "Путешествие в мир бактерий, грибов и лишайников"

Заключительный урок проводится в форме игры-соревнования. Позволяет в занимательной форме провести смотр знаний учащихся и проверить их теоретические знания. Развивает интерес к предмету и познавательную активность учащихся....

30 07 2020 16:38:40

Урок по теме "Хищные птицы". 7-й класс

Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....

29 07 2020 0:27:11

Урок биологии по теме "Фотосинтез"

Урок разработан для учащихся 10 класса к теме " Фотосинтез", обучающихся по учебнику " Общая биология" под редакцией Д. Беляева, Г. Дымшица. Однако, можно использовать разработку для изучения процесса фотосинтеза в старших классах для учебников других авторов....

28 07 2020 0:44:34

Классы Однодольные и Двудольные. Семейство Розоцветные

На уроке ученики получают план характеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....

27 07 2020 11:21:26

Открытый урок по биологии в 9-м классе "Различия в строении клеток эукариот и прокариот"

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности прокариотических клеток. В сравнительном плане создать представления о двух уровнях клеточной организации: прокариотическом и эукариотическом. Продолжить выработку навыков самостоятельной и исследовательской работ, применение информационных технологий. ...

26 07 2020 2:20:28

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

25 07 2020 10:33:55

Конспект урока по биологии "Гуморальная регуляция функций организма"

Селье назвал их «маленькими органами большого значения». С целью акцентирования внимания на важной роли желез внутренней секреции в регуляции функций организма разработан урок обобщения и систематизации знаний по соответствующей теме. ...

24 07 2020 1:20:49

Урок-игра по теме: "Мы говорим ей: "До свидания…"

Предлагается разработка урока-игры. Проводится на последнем уроке по теме " Царство растений". Игра командная, познавательно-обобщающая. Способствует развитию познавательной активности, коллективизма. На уроке используются мультимедийные технологии. ...

23 07 2020 21:34:38

Внеклассное мероприятие "Поиграем в генетиков". 10-й класс

Одной из задач обучения биологии является формирование у учащихся представления о практическом значении биологических знаний как научных основ многих современных отраслей производства, здравоохранения, медицины....

22 07 2020 5:42:16

Программа "Формирование и развитие личности учащихся через экологизацию воспитания"

Данная программа предусматривает формирование личности через экологизацию воспитания. В ходе работы программы ученики выявляют экологические особенности района, участвуют в олимпиадах, конференциях и конкурсах, проводят экологическую работу среди родителей. Программа побуждает детей к самостоятельной и творческой деятельности, формирует нравственные качества личности. ...

21 07 2020 20:17:49

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая характеристика внимания и условия его организации"

Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

20 07 2020 2:59:14

Летние учебные задания для самостоятельной работы в природе

Изучение на уроках биологии мира животных и растений является недостаточным. Компенсацией отрыва школьной биологии от живой природы являются рассчитанные на самостоятельную работу учащихся, дифференцированные летние задания, в ходе выполнения которых происходит накопление сведений, нужных для последующего изучения того или иного раздела школьной биологии. Материалы летних заданий можно использовать в мероприятиях разного уровня, имеющих сходную тематическую направленность....

19 07 2020 4:55:44

Урок с использованием информационных технологий при изучении темы "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Применение информационных технологий позволяет строить образовательный процесс на учебном диалоге ученика и учителя, учитывать индивидуальные способности при работе в группах, формировать мыслительные и самостоятельные практические действия, развивать творческие способности, активизировать познавательную деятельность учащихся. ...

18 07 2020 2:25:37

Разработка открытого урока по биологии для учащихся 9-го класса

В работе показано строение и значение коры больших полушарий головного мозга; даны биологические понятия по строению и значению коры больших полушарий; усвоение знаний об особенностях строения головного мозга. ...

17 07 2020 4:22:33

Урок "Приспособительные особенности живых организмов к условиям окружающей среды"

На уроке рассматриваются различные приспособительные особенности живых организмов и относительный характер адаптации, раскрывается механизм и роль приспособления. ...

16 07 2020 4:52:44

Серия проектных уроков по зоологии: "Экологические группы птиц"

Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела « Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы « Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....

15 07 2020 9:20:14

Урок на тему "Общая характеристика и экология лишайников". 6-й класс

Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы « Лишайники» в соответствии с программой Д. И. Трайтака. Тема входит в раздел « Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....

14 07 2020 12:28:22

Интеллектуальная экологическая игра "Лес – природное сообщество"

В практике работы учителей наблюдается различный подход к проверке знаний, умений и навыков учащихся. Некоторые учителя отводят ей значительную часть урока, проводя привычные и надоевшие контрольные работы. Другие, наоборот, недооценивают проверку, сводя её преимущественно к фронтальной устной или письменной формам на 10–15 минут. Что легче – заставить учеников зубрить материал, введя их в «психический транс» на контрольной, а потом тратить огромное количество личного времени на проверку работ и получать не всегда ожидаемые результаты или применить иную методику?...

13 07 2020 10:12:42

Урок-обобщение по теме "Дыхание"

Курс биологии 8-го класса имеет важное практическое значение для формирования навыков здорового образа жизни. При изучении темы « Дыхание» ученики получают знания о строении, физиологии, заболеваниях органов дыхания, их основных причинах и мерах профилактики. Также развиваются навыки научно-исследовательской деятельности, так как учащиеся готовят мини-проекты. Применение И К Т-технологии способствует развитию познавательного интереса....

12 07 2020 6:57:44

Тип членистоногие

Презентация может быть использована педагогами, работающими по программе В. П. Пасечника. Форма урока: лекция, комбинированный, изучение нового материала....

11 07 2020 7:35:36

Урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интерактивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

10 07 2020 20:44:41

Интегрированный урок (биология + экология) по теме "Как помочь природе?" 9-й класс

Год за годом сокращается площадь ледников. Участились случаи погодных аномалий, увеличилось количество циклонов. Изменения климата уже привели к разрушению некоторых экосистем и угрожают существованию миллионов людей. Это только начало! Мы можем помочь природе! В решении проблемы глобального изменения климата необычайно важна роль каждого человека. Мы можем помочь сократить выбросы парниковых газов. Действовать надо прямо сейчас!...

09 07 2020 19:52:52

Наука о растениях ‒ ботаника

На уроке формируется устойчивый интерес к новой научной дисциплине. Дети находят связь изучаемого в 5-м классе природоведения с другими науками. При изучении новых терминов выявляется словообразовательный фундамент греко-латинских слов. Работа с текстом учебника знакомит с методическим аппаратом и вырабатывает внимательность при изучении новой информации....

08 07 2020 1:22:37

Обобщающий урок на тему «Бактерии»

Представленная разработка урока имеет целью обобщение и систематизацию знаний учащихся по данной теме. Игровая форма проведения урока способствует повышению интереса учащихся к предмету, развитию взаимоуважения, умения работы в группе. Урок составлен на основе материалов, изложенных в учебнике для 6-го класса Пономаревой И. Н., Корниловой О. А., Кучменко В. С. Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники издательства Вентана- Граф....

07 07 2020 11:48:44

Информационные технологии на уроках биологии

Внеклассное мероприятие для учащихся 11-го класса на тему " У истоков эволюции..." проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес к изучаемому предмету. Основная цель данного мероприятия заключается в том, чтобы нацелить ребят на сдачу Е Г Э по биологии....

06 07 2020 6:18:39

Урок-модуль "Генетика и медицина"

Тема " Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий практического характера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока " Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....

05 07 2020 6:32:47

Химический состав, строение и свойства костей

На уроке учащиеся знакомятся с химическим составом, строением и свойствами костей, учатся оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме....

04 07 2020 19:39:33

Урок-семинар по теме "Эмоции"

Занятие разработано для студентов педагогического колледжа. Тема " Эмоции" в курсе " Возрастной анатомии, физиологии и гигиены" рассматривается в разделе " Нейрофизиологические аспекты поведения детей", как одно из проявлений психической деятельности человека, оказывающее влияние на формирование структуры поведения. Занятие построено в форме семинара с элементами практической работы, актуализирующего соответствующие представления и понятия, расширяя и углубляя анатомо-физиологический аспект темы....

03 07 2020 17:29:52

Формирование грамматического строя речи на уроках биологии у детей с нарушениями интеллекта

Как развить речь детей с нарушениями интеллекта? Как пополнить их словарный запас? Как научить их правильно и грамотно излагать свои мысли? На эти и другие вопросы ответит эта статья. Занимательные задания и игры помогут ребятам понять насколько богат русский язык, расширить кругозор, научиться думать и делать выводы....

02 07 2020 11:42:27

Горение и окисление

Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при Ч С....

01 07 2020 2:48:28

Основные направления эволюционного процесса

Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....

30 06 2020 9:24:45

Урок биологии для учащихся 6-го класса по теме "Знакомство с характерными признаками класса однодольных и двудольных растений"

Большое внимание при изучении курса биологии уделяется проведению практических и лабораторных работ. Предложенный конспект урока позволит учителю интереснее и эффективнее построить данный урок, который направлен на развитие теоретического мышления учащихся, обучение умениям работать с рисунками, текстом учебника, натуральными объектами....

29 06 2020 14:43:42

Значение и строение кожи

Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи. ...

28 06 2020 10:24:43

Урок биологии по теме "Тип моллюски. Строение, разнообразие и значение"

Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охарактеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....

27 06 2020 7:26:10

Интегрированный урок (информатика + биология) по теме "Нет наркотикам"

В ходе урока осуществляется формирование у учащихся глубокого убеждения в том, что злоупотребление наркотиками и другими психотропными веществами не является панацеей решения жизненных проблем. Урок может показать что это тупик, из которого в дальнейшем очень сложно выйти....

26 06 2020 13:22:50

Урок-презентация по биологии "Человеческие расы. Несостоятельность расизма"

На уроке рассматриваются вопросы понятия расы, даются основные характеристики существующих рас и причины их появления. Определяется единство физиологического и генетического типа современного человека; показывается несостоятельность расизма. ...

25 06 2020 5:57:24

Методическая разработка урока-экскурсии на школьной экологической тропе по теме "Знакомство с лекарственными растениями"

Экскурсия проводится на территории школьной экологической тропы, на остановке « Лекарственные растения». Материал экскурсии рассчитан на один урок, для учащихся 5-х классов. Урок призван познакомить учащихся с основными видами лекарственных растений, произрастающих на территории школьной экологической тропы. Отчёт по уроку-экскурсии ребята представляют в виде презентации, фотографий, дневника с выполненными заданиями....

24 06 2020 18:54:23

Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс

Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и практики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....

23 06 2020 1:21:40

Обобщающий урок-игра по теме "Жители моря"

Цель урока: повторение и закрепление знаний зоологии морских животных в форме командной игры с презентацией, содержащей элементы интерактивности, и творческого отчета групп учащихся по домашнему заданию. Презентацию можно использовать и вне контекста командной игры на уроке, например во внеурочной работе, включив в план недели биологии....

22 06 2020 9:34:29

КВН "Источники питательных веществ"

В К В Н-игре принимают участие ученики 8-х классов. Игру проводят во время тематической недели биологии или после прохождения тем " Пищеварение", " Обмен веществ и энергии" и соответствующей подготовки команд-участниц. Данный К В Н также можно провести как внеклассное мероприятие по биологии. ...

21 06 2020 7:41:25

Проектный метод на уроках биологии в рамках системы личностно-ориентированного образования и здоровьесберегающих возможностей

Использование проектной технологии на уроках биологии разнообразит учебный процесс, несёт в себе мотивационный и творческий потенциал, формирует познавательный интерес и познавательную активность обучающихся, включает их в информационно-коммуникативную деятельность и помогает самостоятельно организовать свою работу, свободно ориентироваться в информационном пространстве. ...

20 06 2020 22:54:14

Обучение школьников талантливому чтению на уроках биологии

Современный урок немыслим без высокой познавательной активности обучающихся. Работа с учебником способствует развитию у школьников активности и самостоятельности в познавательной деятельности. Однако учебная книга не в состоянии обеспечить хорошие знания автоматически - необходима систематическая и разнообразная работа с ней. Научить школьников пользоваться учебником и вообще книгой - великая и самая необходимая задача педагога....

19 06 2020 1:33:44

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

Комбинированный урок биологии " Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

18 06 2020 19:33:25

Интеллектуальная игра "Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях"

Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры « Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....

17 06 2020 6:14:29

Информационные технологии на уроках биологии

Данный урок проводится как заключительный по теме « Млекопитающие» в рамках программы по биологии 7-го класса. В ходе урока сочетаются методы беседы и дискуссии, групповой и индивидуальной работы, информационных и др. технологий. Данный урок способствует расширению кругозора школьников, развитию их интереса к биологии, формированию бережного отношения к живой природе....

16 06 2020 22:13:32

Урок биологии в 9-м классе по теме "Пищеварение в ротовой полости и в желудке"

Занятие с целью изучения что происходит с пищей в ротовой полости, какие химические изменения пищи происходят в желудке....

15 06 2020 20:43:39

Поурочное планирование учебного материала по курсу "Естествознание". 5-й класс

Знакомство учащихся с организмом человека происходит по следующим направлениям: биологическое – особенности строения и жизнедеятельности человека; санитарно-гигиеническое – факторы здоровья и риска, профилактика заболеваний, гигиена девочки и мальчика; экологическое – место и роль человека в природе, влияние состояния окружающей среды на здоровье человека....

14 06 2020 12:34:44

Основные этапы развития жизни на Земле

Современный животный мир – результат длительного исторического развития. Первыми на Земле были древние простейшие. От них произошли саркодовые, жгутиковые, споровики. Они представляют одну клетку, в которой осуществляются все процессы жизнедеятельности, целого организма....

13 06 2020 23:59:49

Митоз. Применение интерактивной мультипликации на уроках биологии

Материал урока содержит информацию о делении клетки при бесполом размножении. На уроке формируются знания о важнейших этапах непрямого деления клеток. Для наглядности данного процесса авторы предлагают анимационный фильм, созданный в программе Flash 8 (для просмотра необходим проигрыватель Flash или Flash-плагин для веб-браузера). ...

12 06 2020 10:52:15

Методическая разработка урока-конференции "Эволюция человека"

Конференция рассчитана на два учебных часа. Первый час – это представление основных тезисов выбранной гипотезы. Тезисы должны быть составлены не только как краткое изложение материала, а с точки зрения положения, истинность которого должна быть доказана. Второй час – дискуссионный « Тематический круглый стол». ...

11 06 2020 11:11:50

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

Сценарий урока в форме интеллектуальной игры « Своя игра» для учащихся 5-х классов....

10 06 2020 8:55:27

Урок-игра по теме "Отряды птиц"

Игра является активной формой организации учебной деятельности. Она повышает уровень познавательной активности школьников, побуждает их к учебной деятельности. Данный урок интереснее провести в форме игры, тем самым вызвать интерес к теме, решить задачи экологического, эстетического, природоохранного характера. Урок проводится с применением современных образовательных технологий, в частности, с применением компьютера. ...

09 06 2020 9:29:23

Горные породы и минералы. 5-й класс

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний призван сформировать у учащихся понятие о свойствах горных пород и минералов, познакомить с некоторыми видами минералов, продолжить обучение анализу, сравнения и обобщения полученных знаний с помощью сопоставления данных различных источников информации (данных учебника, мультимедийной презентации и интернет-ресурсов)....

08 06 2020 2:35:30

Интегрированный урок (биология + физическая культура) в 10-м классе по теме "Обмен веществ и энергии"

Задачи урока - развивать умение логически мыслить, выделять главное в изучаемом материале; развивать силовые качества, укреплять опорно-двигательный аппарат; совершенствовать передачу мяча в движении, взаимодействие в двойке; приобщать к здоровому образу жизни. В течение урока учащиеся определяют уровень тренированности человека в состоянии покоя и в момент нагрузки. В итоге они приходят к выводу, что чем больше тренирован человек, тем интенсивнее идут обменные процессы в организме человека....

07 06 2020 16:18:57

Мастер-класс "Первый шаг в биологию"

Предлагаемая работа - это мастер-класс для учителей биологии. Основная идея представленной работы - познакомить учителей с методическими приёмами, способствующими активизации познавательной деятельности учащихся и привитию интереса к изучению нового учебного предмета. Представленную форму проведения урока можно применить в работе с учениками, при планировании первого урока биологии в 6-м классе. ...

06 06 2020 9:43:24

Совместная проектно-исследовательская деятельность педагога и учащихся "Зимний сад в школе"

Проект предназначен для учащихся 6, 8 и 10-х классов школы, учителей биологии, экологии, географии, химии, классных руководителей 1–11-х классов. Посвящен созданию зеленого уголка в школе, действующего весь учебный год в качестве учебно-методического кабинета. На его базе будет проводиться проектно-исследовательская работа учеников, экскурсии, выращивание растений для школы и населения поселка....

05 06 2020 16:25:16

Методическая разработка урока "Тип Кишечнополостные"

На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....

04 06 2020 22:49:20

Урок биологии в 11-м классе по теме: "Регуляция транскрипции и трансляции. Генная и клеточная инженерия"

Урок биологии в 11-м классе (2 часа) является заключительным в теме " Наследственная информация и реализация ее в клетке". Урок интересен проблемным построением, разнообразием методов для формирования положительной мотивации учащихся при изучении биологии. ...

03 06 2020 4:52:26

Урок "Размножение и развитие организмов"

Урок проводится в виде деловой игры - интеллектуального турнира. На уроке разбираются следующие понятия: сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество полового размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза. ...

02 06 2020 21:25:13

Урок биологии в 7-м классе по теме "Медоносная пчела. Пчеловодство"

При подготовке к данному уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание найти и отобрать интересный материал о применении продуктов жизнедеятельности пчёл в жизни человека. При подготовке презентации использовались компьютерные технологии. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение всего урока....

01 06 2020 10:58:27

Урок по зоологии (7-й класс) "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Прилагаемая презентация позволяет сформировать зрительное представление об изучаемом классе живых организмов, что позволяет учащимся легче и быстрее усваивать учебный материал. В ходе работы происходит смена деятельности учащихся, что является обязательной частью учебного процесса. ...

31 05 2020 22:34:52

Зачетно-обобщающий урок по темам "Строение клетки", "Обмен веществ"

Обобщающий урок в 9-м классе по учебнику С. Г. Мамонтова, В. Б. Захарова, Н. И. Сонина позволяет проверить сразу несколько компонентов: теоретические знания, определение понятий и терминов, умения работать с рисунками, схемами, таблицами, решать биологические задачи. « Экран учёта знаний» наглядно показывает учителю и учащимся компоненты знаний, по которым имеются недочёты и пробелы....

30 05 2020 11:13:27

Сценарий биологического спектакля "Значение насекомых в природе"

Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....

29 05 2020 5:57:16

Клеточная мембрана - строение и функции органоида

Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....

28 05 2020 5:38:39

Урок биологии на тему "Многообразие и значение насекомых"

Урок формирует представления учащихся о разнообразии насекомых, об особенностях их строения и жизнедеятельности. Они учатся различать представителей различных отрядов насекомых....

27 05 2020 6:56:33

Формирование профессиональной мотивации школьников в процессе обучения биологии

Повысить уровень сформированности профессиональной мотивации школьников можно посредством включения педагогических технологий профориентационной работы в учебно-воспитательный процесс обучения биологии. ...

26 05 2020 18:34:52

Урок-игра "Многообразие голосеменных растений"

Повторение материала проводится в виде игры-путешествия, при этом используются различные формы игры: загадки, ребусы, определение по рисункам, верны или неверны утверждения, различные формы вопросов. Используется музыка и подготавливаются слайды для различных заданий. Класс разбивается на три команды, которые соревнуются в знаниях по изученной теме. Жюри и ведущий выбирается среди учеников класса или старшеклассников....

25 05 2020 0:31:19

Проблемное обучение на уроках биологии через решение генетических задач

В задаче необходимо, во-первых: 1) четкое знание терминов и их смысла; 2) умение сопоставлять знания таким образом, чтобы прийти к правильному выводу; 3) правильное решение задачи – это и есть полезный результат. Во-вторых, задача – это тренажер мыслительной деятельности. В-третьих, самостоятельное решение задачи – это маленькое открытие для каждого учащегося, это чувство удовлетворенности, положительные эмоции, не утомительная нагрузка, а интересная работа. Ученик начинает верить в себя – он может больше, чем сам думает о себе. ...

24 05 2020 22:20:43

Внеклассное занятие "За страницами учебника" для 7-го класса по зоологии на тему «Беспозвоночные животные и их способы движения – ключ к технике»

Данное занятие закрепляет знания о движении беспозвоночных животных и знакомит с наукой бионикой, которая, изучая механизмы природы, проектирует и строит более совершенные приборы....

23 05 2020 18:40:43

Еще:
Биология -1 :: Биология -2 :: Биология -3 :: Биология -4 :: Биология -5 :: Биология -6 :: Биология -7 :: Биология -8 :: Биология -9 :: Биология -10 :: Биология -11 :: Биология -12 :: Биология -13 :: Биология -14 :: Биология -15 :: Биология -16 :: Биология -17 ::

Лаборатория фитоинвазий создана при Национальном исследовательском институте биоразнообразия имени А.В.Ферсмана в 2005 г. Поводом для выделения этого направления деятельности в отдельную лабораторию стало отмеченное в исследованиях начала 2000х годов резкое увеличение участия чужеродных видов во флоре Украины, угрожающее сохранению биоразнообразия уникальных природных экосистем. Разумеется, помешать течению природных процессов глобальнго характера мы не в силах, но вскрыть механизмы происходящего, описать основные закономерности и выработать рекомендации для практической реализации - это входит в число наших задач.

Руководит лабораторией с самого ее основания Владимир Евгеньевич Дмитриев, доктор биологических наук, член Рабочей группы по растительным инвазиям в Европе. Кроме того, в штате лаборатории три кандидата биологических наук, два аспиранта кафедры ботаники Харьковского национального университета. Естественно, к проектам лаборатории в качестве лаборантов, техников, стажеров привлекаются студенты университета.

Мониторинг показателей флористического разнообразия и структуры фитоценозов в типовых и эталонных ландшафтах. Изучение механизмов и предпосылок проникновения чужеродных видов во флору региона. Составление фитоценотических карт региона с указанием путей распространения чужеродных видов. Создание эталонных коллекций чужеродных растений и справочников-определителей, в том числе для практических специалистов.

Объект исследований - 35 видов сосудистых растений из «черных» списков Европы и России, зарегистрированные в составе природно-заповедного фонда (ПЗФ) Украины и угрожающие природному биоразнообразию. Для сбора сведений о встречаемости чужеродных растений в составе растительности Украины использована фитоценотека кафедры ботаники Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, где хранятся геоботанические описания растительности Украины.

За пять лет работы собрано 980 описаний фитоценозов во всех природных зонах Украины. Выявлено 25 новых видов для нашей флоры. Создан гербарий из более чем 5000 образцов растений. Выполнено 2 диссертационные и 15 дипломных работ по тематике лаборатории. Издано 2 монографии, в том числе коллективная - “Оценка угроз биоразнообразию растений Украины” Разработана система экологической оценки угроз биоразнообразию от инвазионных чужеродных растений - это система факторов угрозы, критериев угрозы и их анализ с целью установления уровня инвазионной способности (инвазионности), или ранга инвазионности чужеродных растений в составе растительного покрова страны.

На страницах этого сайта представлены некоторые результаты деятельности коллектива лаборатории фитоинвазий НИ БР им. А.В.Ферсмана в 2006-2020 гг. все материалы защишены авторским правом и могут цитироваться только с указанием ссылки на первоисточник согласно правилам цитирования научных данных (ПЦНД 56-03)

Надеемся, что предложенная информация будет интересна не только специалистам - ботаникам, но и всему кругу лиц, интересующихся растительными объектами нашей страны: экологам, агрономам, специалистам по траволечению и даже юным натуралистам.

Национальный институт биоразнообразия им. А.В.Ферсмана при Харьковском национальном университете.
Г.Харьков, ул.Гетмана Хмельницкого, д.23, ауд.170
тел. +3(718)265-67-89 (лаборатория фитоинвазий)