Строение и функции кожи. 8-й класс

Задачи: сформировать у учащихся знания о строении кожи, её функциях (защитной рефлекторной, выделительной рецепторной), взаимосвязи строения и функции кожи, сформировать понятие «теплорегуляция», разъяснить физиологическую основу теплорегуляции организма, раскрыть роль кожи в регуляции постоянства температуры тела; показать роль других наук в понимании функции кожи.
Оборудование: таблицы «Строение кожи»; таблички с терминами: «кожа», «дерма», «эпидермис», «подкожная клетчатка», «сальные железы», «потовые железы»; лупы, микроскопы, предметные и покровные стёкла; плакат «Строение ногтя»; инструкции к лабораторной работе.
Ход урока
Учитель: Мы изучили мочевыделительную систему. Кроме почек к органам выделения мы отнесли кожу. Сегодня мы познакомимся с её строением и функциями. Наш урок будет необычным. Мы посмотрим на наш биологический объект «кожу» глазами разных специалистов: филолога, историка, анатома, физиолога, химика и физика. Первому представим слово филологу.
Филолог: Кожа. Лексических значений слова несколько Нас интересует первое. Кожа – это наружный покров тела человека. Например, кожа на руках потрескалась. Кожа – сущ., ж. рода.
Кстати, а кто может сказать, отчего может потрескаться кожа на руках?
В просторечьи употрeбляются выражения «Из кожи вон лезть». В каком переносном значении употрeбляется это выражения?
Про кого говорят, что у него «кожа да кости»?
А у кого «ни кожи ни рожи»?
Согласитесь, что это очень обидное выражение и лучше его не употрeбллять. От существительного «кожа» образуются прилагательные «кожный», например: кожный покров, кожные болезни.
Учитель: Мы ответили на вопросы филолога, теперь давайте послушаем «историка».
Историк: Без малого пять веков назад, последние дни 1496 г., в роскошном замке миланского герцога Моро готовились к новогоднему празднику. Герцог собирался показать своим гостям такие чудесные представления, каких ещё не видывал свет. Ещё бы! Устройством праздника руководил великий художник и не превзойдённый механик Леонардо да Винчи. Он задумал восславить золотой век мира, который наступил после многих лет железного века опустошительных войн.
Для изображения железного века кузнецы под наблюдением мастера сделали огромную фигуру лежащего рыцаря, закованного в латы. А золотой век должен был изображать гoлый мальчик, с головы до ног покрытый золотой краской. Это был сын бедного пекаря. Отец за деньги предоставил его для увеселения герцога.
В разгар праздничного веселья в зал ввезли поверженного рыцаря. Из его чрева вышел «золотой мальчик» с крыльями и лавровой ветвью в руке. Испуганно смотрел он на окружающих. Произнося заученное приветствие герцогу.
Праздник не удалось довести до конца, потому что внезапно заболела жена герцога. Гости разъехались. Погасли огни. О мальчике, конечно, забыли… Он остался один в полутёмном, огромном зале. Лишь на следующий день Леонардо да Винчи увидел его в тёмном углу. Ребёнок дрожал и жалобно плакал. Леонардо закутал его в плащ, отнёс к себе домой и три дня ухаживал за ним, пытаясь спасти. Но на четвёртый день мальчик умер.
Прошли века. История «золотого мальчика» связанная с именем великого художника не была забыта. А причина его гибели долгое время оставалась не понятной и вызывала разные толкования.
Учитель: Чтобы понять, отчего умер мальчик, надо хорошо представлять себе строение и функции кожи. Давайте предоставим слово «анатому».
Анатом:- Излагает материал о строении кожи, используя таблицу «Строение кожи».
Учитель: Теперь давайте выясним, каковы функции кожи, как они связаны со строением. Давайте дадим слово «физиологу». А вы внимательно слушайте и ответьте на вопрос: «Отчего умер «золотой мальчик»?»
Физиолог: Рассказывает о функциях кожи, связывая с её строением.
Далее учитель проводит поисковую беседу, в результате которой получает правильный ответ: краска раздражает кожу, а это резко и надолго расширяет кожные сосуды. В результате температура кожи повышается, происходит усиленная отдача тепла и наступает постепенное охлаждение тела. Мальчик провёл ночь в холодном зале и потерял много тепла. Температура его тела понизилась. А при охлаждении тела организм ослабевает и делается особенно восприимчивым к таким болезням как грипп, бронхит и воспаление лёгких. Скорей всего мальчик умер от воспаления лёгких.
Учитель: (Рассказ учителя о болезненных проявлениях на коже, и о дактилоскопии). Пока я вам рассказывала эти занимательные истории вы, надеюсь, отдохнули и мы продолжим знакомство с кожей, вернее с её придатками: ногтями и волосами.
Учитель: Давайте выполним лабораторную работу.
Лабораторная работа.
Тема. Строение кожи, ногтя, волоса (макроскопическое и микроскопическое).
- Рассмотреть под лупой тыльную поверхность кисти. Назовите ткань, которая находится на поверхности кожи.
- Установите куда ведут отверстия из которых выходят стержни волос. Обратите внимания на рельеф кожи. Кожа как бы разделена бороздками на ромбовидные и треугольные дольки. В их углах заметны небольшие отверстия, из которых выходят волосы.
- Рассмотрите поры кожи ладони. Определите их значение.
- Рассмотрите строение ногтя и ответьте на вопросы:
а) С какой стороны ноготь растёт?
б) Почему передняя поверхность ногтевой пластинки имеет розовый цвет?
в) Задний край ногтя образует луночку. Почему она белая?
г) Какие факты доказывают, что в ногтях нет кровеносных сосудов и нервных окончаний?
д) Почему нельзя «грызть» ногти и отрывать заусеницы? - Рассмотрите в лупу узоры на подушечках пальцев. Докажите, то в бороздках находятся осязательные рецепторы, которые повышают чувствительность кожи в этих местах. (Для решения этой задачи учащиеся должны узнать предмет с закрытыми глазами, прокатывая, например, винтик и гвоздик, между ладонями, где бороздок нет, а затем между подушечками пальцев, где они есть).
- Рассмотрите волос под микроскопом. Найдите волосяную луковицу. Докажите что корни волос имеют нервные окончания.
- Сравните свои варианты ответов с представленными образцами ответов. (Образцы ответов подготовила группа теоретиков).
Учитель: Продолжим наше обозрение. Мы убедились, что кожа сложный орган со многими функциями. Особенно тесно связанна кожа с нервной системой. Нервные процессы влияют на кожу и, наоборот, изменения, развивающиеся в коже, могут повлиять на нервные процессы.
Так испуг вызывает усиленное потоотделения, при чувстве стыда краснеет кожа, при страхе, печали бледнеют щёки. Многие кожные болезни возникают при нервных расстройствах. Состояние кожи отражает общий обмен веществ в организме. С возрастом мягкость и эластичность кожи постепенно незаметно уменьшается, сменяется дряблостью, появляются морщины, меняется цвет кожи.
Давайте посмотрим на кожу глазами «химиков».
Химик: Мы уже знаем, что в коже расположены потовые и сальные железы.
Что же они выделяют?
Потовые железы выpaбатывают особую жидкость – пот. Это водянистая жидкость, солоноватая на вкус, так как содержит поваренную соль. В состав пота входят и другие продукты минерального обмена: сульфаты, фосфаты, соли кальция, хлорид калия. Потовые железы вместе с потом выводят из организма и продукты белкового обмена: мочевину, мочевую кислоту, аммиак, некоторые аминокислоты. В состав пота входят и летучие жирные кислоты. В зависимости от состава пот имеет специфический запах. Реакция пота кислая, что способствует бактерицидности кожи.
Кожное сало выделяемое, сальными железами состоит из жирных кислот, продуктов распада эпителиальных клеток и витаминов А, D, E. В момент выделения кожное сало жидкое, но быстро густеет. Под влиянием кислот пота кожное сало разлагается, при этом образуются жирные кислоты хаpaктерного запаха.
Учитель: Нам осталось послушать «физика».
Физик: Лучи солнца не вредят организму. Их умеренное воздействие полезно для человека. Однако, чрезмерное, слишком сильное раздражение, особенно ультрафиолетовыми лучами может не только нарушить нормальную работу клеток, но убить их, если бы не защитная деятельность кожи. Часть лучей солнечного спектра задерживается верхними слоями над кожицей. Однако, большая часть их достигает клеток основного слоя. Раздражая эти клетки, солнечные лучи заставляют их скорее расти и размножаться.
Учитель: Вот и заканчивается наша тема. Вы узнали много нового и интересного, стоило взглянуть нам на биологический объект – кожу с разных точек зрения. Спасибо за работу!
Комментарии:
В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....
04 12 2025 23:24:40
Интегрированный урок по данной теме помогает студентам установить взаимосвязь в проявлениях темперамента и личности; способствует формированию навыков самоуправления и самовоспитания в процессе общения с окружающими. ...
03 12 2025 11:38:18
Урок построен в форме групповой работы, что обеспечивает эффективное использование лабораторного оборудования в условиях недостаточного материального обеспечения. Урок предусматривает лабораторную работу, заполнение таблиц о функциях и составе крови. Перемещение групп в ходе урока обеспечивает динамичность урока, смену деятельности. Материалы урока включают задания для групп, маршрутные листы, контроль - презентацию для первичной проверки усвоения знаний.
...
02 12 2025 20:35:28
Формировать у учащихся новые анатомо-физиологические понятия - дыхательные движения, продолжать развивать у учащихся общебиологические понятия о взаимосвязи строения и функции органов дыхания, саморегуляции. Развивать гигиенические понятия (о вреде пыли и курения), развивать умения учащихся работать с учебником....
01 12 2025 17:21:10
Рыбы служат источником лекарственного рыбьего жира, богатого витамином A и D, рыбного клея, кожи, рыбной муки, используемой на корм скоту....
30 11 2025 0:22:31
Целью данного курса является профильная ориентация учащихся на обучение в профильных классах, расширение знаний, выработка рекомендаций по ведению здорового образа жизни. На занятиях учащиеся узнают о специфике медицинских профессий, о причинах возникновения некоторых заболеваний, познакомятся с основными понятиями и терминологией. Школьники научатся оказывать первую медицинскую помощь при несчастных случаях, накладывать повязки, выполнять профилактические мероприятия для поддержания организма в здоровом состоянии....
29 11 2025 22:20:42
Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....
28 11 2025 2:57:20
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
27 11 2025 12:28:56
На уроке доказывается, что законы Менделя применимы к генетике пола различных живых организмов. Учащиеся знакомятся с путями наследования некоторых наследственных заболеваний, учатся самостоятельно обнаруживать генетические закономерности при решении генетических задач....
26 11 2025 7:38:21
Целью урока является отработка навыка написания Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Творческие задания, презентация и интеграция с биологией позволяют сделать урок динамичным и результативным, повысить интерес учащихся не только к изучению русского языка, но и к познанию биологии....
25 11 2025 8:46:37
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
24 11 2025 2:31:12
Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....
23 11 2025 12:41:26
Степень познавательной активности школьников зависит от степени воспитанности, любознательности, сознательности, волевых усилий, но если у ученика этих качеств нет, то их формирование входит в профессиональную функцию учителя. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы учителя, показателем его педагогического мастерства. Уровневую дифференциацию работы учащихся на уроке можно организовать на всех его этапах: при изложении нового материала, закреплении и повторении, при контроле ЗУН....
22 11 2025 14:54:42
Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....
21 11 2025 1:48:31
Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....
20 11 2025 23:24:16
Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников.
...
19 11 2025 9:59:24
Материал содержит подробный план-конспект урока в 8-м классе, изучающий особенности строения ротовой полости. Цели урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, показать роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов; продолжить формирование умений сравнивать, выделять главное, обобщать, способствовать развитию логического мышления, речевой деятельности....
18 11 2025 20:11:38
Одна из технологий, отвечающих требованиям формирования самостоятельности, − самостоятельная работа. Разработав технологические карты по предмету, можно не только строить работу на уроке, но и устранять пробелы в знаниях у слабо подготовленных детей, пропустивших занятия по той или иной причине как в домашних условиях, так и во внеучебное время....
17 11 2025 7:39:26
В процессе умственно-пpaктической деятельности учащиеся постепенно, пошагово усваивают строение, размножение, значение плаунов, хвощей и папоротников. Главное правило в учебном процессе - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности....
16 11 2025 11:41:50
Опыт работы учителя-предметника по проведению в техническом лицее г. Алматы работы по внедрению проектного метода обучения по биологии и знакомство с некоторыми результатами этой работы. ...
15 11 2025 0:50:54
Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии.
...
14 11 2025 15:44:24
Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....
13 11 2025 15:42:11
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
12 11 2025 12:28:32
Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....
11 11 2025 21:11:31
Сегодня перед учителем стоит задача развивать в учениках умение быстро находить, обpaбатывать, усваивать научную информацию, умение принимать самостоятельные и осмысленные решения в процессе коллективного учебного исследования. Учителю необходимо создавать условия для такого развития учащихся, искать формы и методы различной деятельности на уроках. Предлагаю вариант урока по изучению водорослей в 7-м классе, в котором использую инструктивно-технологическую карту. Такие карты эффективны при изучении большого теоретического материала.
...
10 11 2025 17:17:33
Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
09 11 2025 3:20:50
Учащиеся осознают значение рационального питания, материала «Знай меру в еде»; знакомятся с гигиеническими условиями здорового питания, режимом....
08 11 2025 20:17:27
Урок поможет доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объём; научит сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации, выявит черты сходства и различия.
...
07 11 2025 3:25:15
Размножение — способность организмов оставлять потомство со сходным строением. Выделяют 2 главных способа размножения — бесполое и пoлoвoе....
06 11 2025 22:40:35
Урок биологии проводится в 7-м классе (автор программы В.В. Пасечник). Тема урока является актуальной – ученики изучают влияние экологических факторов на биоценозы. В группах школьники выбирают капитана, который координирует их работу. В качестве рефлексии предлагается составить синквейн....
05 11 2025 20:18:12
Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....
04 11 2025 19:20:18
Цель сформировать знания о происхождении, распространении, хаpaктерных особенностях внешнего и внутреннего строения отдела "Голосеменные растения"; научить узнавать их в природе, отличать от других отделов растений; сформировать представление об эволюционном значении строения голосеменных, как наиболее сложно организованных по сравнению со споровыми растениями....
03 11 2025 23:10:21
В протерозойской эре жизнь продолжала существовать преимущественно в море. Господствуют уже не синезеленые, а эукариотические многоклеточные зеленые водоросли....
02 11 2025 10:22:58
Урок-игра «Биологическое ассорти» для учащихся 6–7-х классов формирует знания о природе родного края, ее охраны, развивает коммуникативные умения, воспитывает гражданскую позицию и бережное отношение к природе....
01 11 2025 16:59:41
Цели урока: обобщить знания учащихся о строении и функциях органов пищеварительной системы, познакомить их с различными системами питания, заинтересовать учащихся проблемами рационального питания, осуществить взаимосвязь науки и народного творчества через знакомство учеников с пословицами и поговорками о питании....
31 10 2025 17:42:21
В настоящее время одной из важнейших проблем нашей республики и не только является проблема экологического образования. Экологическая тропа создается детьми прежде всего для самих же детей, ради их обучения и воспитания. Это одна из привлекательных форм организации их деятельности в системе экологического образования и воспитания. Если она правильно организована, то позволяет учащимся с разных сторон раскрывать свои творческие возможности, сочетать умственный и физический труд....
30 10 2025 2:10:16
Приспособления растений и животных, связанные с изменением внешних условий, имеют разную форму и проявления: у млекопитающих отрастает густой подшерсток, перелетные птицы меняют среду обитания, другие птицы покрываются пухом, являющийся плохим проводником тепла и пpeдoxpaняющий зимой от переохлаждения....
29 10 2025 6:33:31
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально доказать эффективность использования дидактических игр на уроках биологии как одной из педагогических технологий развития познавательной активности учащихся. Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности активизации процесса обучения....
28 10 2025 10:47:46
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
27 10 2025 10:41:38
Программа "Юный ботаник" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. Здесь предлагается раздел программы для обучающихся среднего звена первого года обучения. Структура и содержание программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь....
26 10 2025 0:35:10
Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....
25 10 2025 15:30:20
Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....
24 10 2025 7:43:57
Урок систематизации и обобщения знаний об особенностях внешнего строения птиц и основных процессах их жизнедеятельности. На уроке расширяется понятийная база, формируются умения применять полученные знания и умения в новой ситуации, способности учащихся к индивидуальной и совместной учебно-познавательной деятельности. Разноуровневые задания формируют личностные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия....
23 10 2025 21:11:11
На данном уроке обобщаются знания о материальных основах наследственности и изменчивости, отpaбатываются символика и терминология, необходимые для решения задач, определяется степень усвоения категориального аппарата темы.
...
22 10 2025 12:35:47
Урок проводится как заключительный и посвящается обобщению и систематизации тех знаний, которые учащиеся получили во время изучения темы «Птицы». Занятие рассчитано на 90 минут (2 урока в паре). Форма урока - игра. Ученики используют Smart-доску, разнообразный дидактический и раздаточный инструментарий (карточки, чучела, ЦОРы).
...
21 10 2025 13:11:50
Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....
20 10 2025 18:21:38
В статье рассматриваются вопросы формирования познавательной активности учащихся при изучении биологии....
19 10 2025 6:21:15
Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....
18 10 2025 13:51:16
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
17 10 2025 4:21:45
Цель урока: изучить и закрепить знания о многообразии насекомых, значение в природе и жизни человека. В течение урока учащиеся познакомятся с некоторыми отрядами насекомых, их значением. В урок включен региональный компонент: знакомство учащихся насекомыми, занесенными в Красную Книгу Республики Татарстан. В конце урока закрепляется изученный материал в форме викторины, комaндной игры....
16 10 2025 4:49:30
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




