Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"


    Урок в 10-м классе "Оплодотворение, зародышевое развитие организмов"

План урока

1. Проверка знаний.

  1. “Биологическая эстафета” (работаем с терминами)
  2. Индивидуальные карточки-задания разного уровня сложности.
  3. Монологический ответ у доски по домашнему заданию с заполнением заранее подготовленных схем гаметогенеза.

2. Изучение нового материала.

  1. Актуализация знаний учащихся.
  2. Оплодотворение. Его значение. Формы оплодотворения (просмотр фрагментов учебных фильмов).
  3. Этапы эмбриогенеза, их хаpaктеристика.
  4. Образование комплекса основных органов.
  5. Влияние факторов окружающей среды на эмбриональный период развития.

3. Домашнее задание.

4. Закрепление.

  1. Первичное – заполнение таблицы по стадиям эмбриогенеза с использованием учебника.
  2. Работа в группах: расположить в правильной последовательности рисунки стадий эмбриогенеза.

Задачи:

  • расширять знания учащихся о процессе оплодотворения, сформировать у школьников убеждение в том, что процесс зародышевого развития осуществляется поэтапно и закономерно;
  • развивать логическое мышление, внимание, умение анализировать, желание самостоятельно разбираться в проблемных ситуациях урока;
  • воспитывать интерес к самопознанию, формировать экологическую культуру учащихся и чувство ответственности за свое здоровье.

Тип урока: усвоение и первичного закрепления новых знаний.

Форма организации учебной деятельности: комбинированный урок.

Методы: эвристическая беседа, постановка проблемы, рассказ, самостоятельная работа с учебником, просмотр фрагментов учебного фильма, сообщения учащихся, работа в группах.

Оборудование: списки биологических терминов (на каждый стол) ; учебные таблицы “Двойное оплодотворение у покрытосеменных растений”, “Зародышевое развитие хордовых на примере ланцетника”, раздаточный материал “Стадии эмбриогенеза” по количеству групп.

Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Мы познакомились с таким важным свойством жизни, как размножение. В основе этого свойства лежит деление клетки. Давайте вспомним, какие формы размножения существуют и как делятся клетки.

2. Проверка знаний

1) По индивидуальным заданиям работают четыре человека. Карточки задания прилагаются.

2) Остальные учащиеся работают с биологическими терминами. Проверка знания терминов осуществляется в форме биологической эстафеты. На столах листы с терминами. Первый учащийся выбирает любой термин и дает его определение, а затем называет следующий и адресует его какому-либо однокласснику. Каждый учащийся должен дать определение. Такая работа осуществляется на всех уроках темы, начиная с разных учащихся. Список терминов прилагается

3) На доске нарисованы заранее схемы Овогенеза и Cпepматогенеза без подписей.

Двум отвечающим предлагается озаглавить каждую из схем, подписать зоны пoлoвых желез, тип деления клеток в каждой зоне, проставить плоидность в клетках каждой зоны.

Вопрос учителя: “Какие клетки образуются в результате гаметогенеза?”

Ответ: “Пoлoвые клетки – гаметы с гаплоидным набором хромосом”.

Учитель: “Но мы знаем, что любая клетка тела живого организма, кроме пoлoвых, имеет диплоидный набор хромосом. Как же он восстанавливается? С этим процессом мы уже знакомы и поговорим о нем после просмотра видеосюжетов”.

Вопрос учителя: “О каком процессе шла речь в этих фрагментах?

Ответ: “Это процесс оплодотворения”.

Дети записывают в тетради тему урока: \"Оплодотворение и зародышевое развитие организма\".

Вопрос учителя: “Что же такое оплодотворение?”

Ответ: “Оплодотворение - процесс слияния двух пoлoвых клеток – мужской и женской с образованием зиготы”

На доске под схемами гаметогенеза изображаем процесс оплодотворения.

Далее учитель рассказывает об основных этапах оплодотворения.

  1. Осеменение.
  2. Проникновение cпepматозоида в яйцеклетку.
  3. Слияние гаплоидных ядер.
  4. Активация зиготы к дальнейшему развитию.

Этапы учащиеся записывают в тетрадь, равно как и виды оплодотворения (наружное и внутреннее). Вспоминаем у кого внутреннее оплодотворение (у животных, обитающих на суше), а у кого наружное (водные формы).

Вопрос учителя: “Как же происходит оплодотворение у цветковых растений?”

Ответ: “Мужские пoлoвые клетки – cпepмии - образуются в пыльцевых зернах и попадают на рыльце пестика цветка в результате опыления, затем прорастают и попадают в зародышевый мешок, где и происходит оплодотворение.

Вопрос учителя: “Почему оплодотворение у цветковых растений называется двойным?”

Ответ: “Потому что два cпepмия проникают в зародышевый мешок и сливаются с двумя клетками – яйцеклеткой и центральной клеткой.

Каким же образом из одной диплоидной клетки - зиготы образуется целый многоклеточный организм?

Рассказ учителя.

Процесс индивидуального развития организма называется онтогенезом. Он начинается с момента оплодотворения и заканчивается cмepтью организма. Онтогенез состоит из двух периодов – эмбрионального и постэмбрионального. Эмбриональный начинается с момента оплодотворения и заканчивается выходом из зародышевых оболочек (рождение или выход из яйца), постэмбриональный - с рождения до cмepти.

Рассматривание стадий развития зародыша по таблице сопровождается рассказом учителя. Одновременно на доске делается таблица, которую учащиеся заполняют самостоятельно с использованием учебника.

Этапы эмбриогенеза

Этап Что происходит?
Дробление Клетки делятся митозом, но не растут. Образуется однослойный пузырек с полостью внутри – бластула.
Гаструляция Происходит втягивание клеток вовнутрь и формирование

двухслойного зародышевого мешка – гаструлы. Путем миграции клеток формируется третий зародышевый слой - мезодерма

Органогенез Из трех зародышевых листков формируются все системы органов будущего организма.

Эктодерма –

Энтодерма –

Мезодерма –

За неделю дл урока учащимся даны опережающие задания подготовить сообщения о влиянии окружающей среды на развитие зародыша. Слушаем сообщения учащихся.

Делаем вывод по уроку:

Эмбриогенез протекает в несколько этапов, являющихся общими для всех хордовых, и может нарушаться при изменении условий среды. Незначительные изменения на начальных этапах влекут за собой многочисленные изменения структуры и функций организма на более поздних этапах. Алкоголь и никотин, попадая в зародыш из крови матери, вызывают снижение жизнеспособности эмбриона и могут привести к рождению ребенка с различными заболеваниями и уpoдствами.

Учитель: “Зародышевое развитие заканчивается рождением или выходом из зародышевых оболочек. С этого момента начинается постэмбриональный период развития организма. Об этом мы поговорим на следующем уроке.

Домашнее задание: § 20, с. 85 § 21

Учитель оценивает работу учащихся.

Для закрепления полученных знаний учащиеся делятся на группы по четыре человека и получают конверт с рисунками этапов зародышевого развития организмов. Если группа расположила рисунки в правильной последовательности, то из букв, наклеенных на рисунках, сложится термин по изучаемой теме.



Комментарии:

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом


    Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

      У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....

27 11 2025 3:27:50

Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"


    Внеклассное мероприятие по биологии: Игра по теме "Члeнистоногие"

      Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....

26 11 2025 15:14:13

Звездный урок учителя "Хакасия моя, ты песня и легенда"


    Звездный урок учителя "Хакасия моя, ты песня и легенда"

      Цели урока: привлечь внимание школьников к охраняемым территориям; помочь учащимся осознать свою мopaльную ответственность за судьбу родной земли; сосредоточить внимание учащихся на растениях и животных, занесенных в Красную книгу....

25 11 2025 19:57:48

Горение и окисление


    Горение и окисление

      Цели урока: познакомить учащихся с видами явлений в природе, химическими явлениями, реакциями горения и дыхания; признакими реакций окисления и горения; формировать научную картину мира; прививать навыки аккуратности, учить правильно вести себя при ЧС....

24 11 2025 21:20:40

Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"


    Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"

      Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....

23 11 2025 12:18:51

Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"


    Урок-исследование по теме "Клеточное строение листа"

      Цель урока: показать, что строение листа соответствует его функциям. Урок проводится с ИКТ-, игровыми, здоровьесберегающими технологиями и взаимоконтролем....

22 11 2025 9:19:39

Интегрированный урок "Гормоны: добро и зло" (биология + литература)

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....

21 11 2025 18:38:50

От Леонардо да Винчи до наших дней

Человек следил за природой с древних времен. Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи. Ознакомимся с некоторыми открытиями, взятыми из природы. Этими изобретениями человечество пользуется уже давно....

20 11 2025 3:12:41

Тип Кишечнополостные


    Тип Кишечнополостные

      Урок спланирован с учетом реальных возможностей класса, материал подобран к занятию с расчетом на использование ярких образов, проблемных ситуаций, включением в занятие информационно-коммукационных технологий....

19 11 2025 5:47:26

Использование контекстных задач на уроках биологии


    Использование контекстных задач на уроках биологии

      С помощью контекстных задач можно наглядно показать, где и как применяются знания предмета, обратить внимание на моменты нашей жизни, которые часто остаются незамеченными. Такие задачи учат сосредотачиваться на необходимом, принимать к сведению побочные и поучительные факты....

18 11 2025 7:33:37

Некоторые приемы мнемотехники


    Некоторые приемы мнемотехники

      Проблема улучшения памяти была актуальна во все времена. Но особо остро она встала именно сейчас, во время развития компьютерных технологий, которые открыли для нас неограниченный доступ к информации. Чтобы сделать запоминание более быстрым и надежным, была изобретена мнемотехника - совокупность приемов и систем, служащих для улучшения хранения информации и воспроизведения ее из памяти....

17 11 2025 5:28:24

Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"


    Урок-презентация по теме "Индивидуальное развитие организмов — онтогенез"

      Урок на тему «Индивидуальное развитие организмов» для учащихся 9-х классов направлен на углубление и систематизацию знаний об онтогенезе организмов и его этапах....

16 11 2025 3:12:33

Проверочная работа "Основы учения о биосфере"


    Проверочная работа "Основы учения о биосфере"

      Проверочная работа по теме «Основы учения о биосфере» включает 2 вида заданий: тест с выбором одного верного ответа и задания с развернутым кратким ответом. ...

15 11 2025 1:34:36

Путешествие в мир насекомых


    Путешествие в мир насекомых

      Урок направлен на закрепление знаний о paкообразных и паукообразных животных, изучение многообразия, особенностей строения, процессов жизнедеятельности и образа жизни насекомых....

14 11 2025 23:51:20

Урок биологии в 6-м классе по теме: "Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных"


    Урок биологии в 6-м классе по теме: "Перенос веществ в организме беспозвоночных и позвоночных животных"

      На уроке подробно рассматривается процесс трaнcпортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....

13 11 2025 2:18:32

Урок на тему "Происхождение человека"


    Урок на тему "Происхождение человека"

      Представлен конспект урока с компьютерной поддержкой и организацией работы с текстами в малых группах. ...

12 11 2025 14:57:47

Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"


    Учебный проект "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия" Урок "Значение пищи и её состав. органы пищеварения"

      Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....

11 11 2025 19:41:29

Формирование успешности ученика посредством сенсорных каналов получения информации

Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....

10 11 2025 10:20:20

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

09 11 2025 22:27:39

Урок природоведения в 5-м классе "Влияние человека на природу"


    Урок природоведения в 5-м классе "Влияние человека на природу"

      В настоящее время большое внимание уделяется вопросам экологии. И это не случайно. Влияние человека на природу возрастает с каждым днем, и человек должен задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности. ...

08 11 2025 5:27:14

Использование устного народного творчества на уроках биологии


    Использование устного народного творчества на уроках биологии

      Русский язык и математика, история и география, литература и биология - эти, и все остальные дисциплины, преподаются в школе изолированно друг от друга и, к сожалению, ученики воспринимают каждую науку как обособленную от других, хотя все школьные предметы, по сути дела, изучают разные стороны одного и того же многогранного мира. В своей работе я хочу предложить различные варианты включения элементов устного народного творчества на различных этапах изучения материала....

07 11 2025 8:49:50

Обобщающий урок по теме "Побег"


    Обобщающий урок по теме "Побег"

      Данный урок состоит из нескольких конкурсов. Вопросы самые разные: это и загадки, и работа с рисунками, и знание пословиц, стихов, картин русских художников. В ходе урока можно закрепить и обобщить знания о побеге, его составных частях, роли в жизни растения, строении. Материал, подобранный для вопросов, развивает познавательный интерес к окружающему миру....

06 11 2025 14:39:31

Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"


    Обобщающий урок в 10-м классе по теме "Строение и функции клеток"

      Данная работа ставит своими целями: повторить, закрепить и обобщить знания о строении клетки и её функциях; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, делать выводы, аргументировать, работать в группе; развивать логическое мышление, творческие способности; убедить в важности изучения клетки для научно-технического прогресса. ...

05 11 2025 15:46:43

Урок немецкого языка в 11-м классе по теме "Культура и музыка"


    Урок немецкого языка в 11-м классе по теме "Культура и музыка"

      Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....

04 11 2025 23:29:47

Работа сердца


    Работа сердца

      Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....

03 11 2025 0:29:43

Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс


    Урок "Дневник народившегося ребенка" по теме "Индивидуальное развитие организма". 10-й класс

      Урок формирует у учащихся отрицательное отношение к aбopту путем использования различных приемов и методов изучения фактического материала....

02 11 2025 23:15:34

Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"


    Самодельная предметная игра по биологии домино "Угадай семейства растений"

      Самодельная игра домино «Угадай семейства растений» закрепляет изученные растения разных семейств и их признаки. Игра позволит учащимся лучше запомнить основных представителей семейств. Играть можно одному или в группе....

01 11 2025 21:42:48

Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Среды жизни планеты Земля". 5-й класс

      В статье представлен конспект урока по биологии в 5-м классе, в котором использованы текстовой материал учебника биологии 5-го класса под ред. проф. И.Н.Пономарёвой, задания рабочей тетради к учебнику, презентация и электронные образовательные ресурсы ЕК ЦОР....

31 10 2025 5:13:27

Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни"


    Урок биологии в 8-м классе. Тема: "Класс пресмыкающиеся. Биологические и экологические особенности, среда обитания, образ жизни"

      Данный урок проводится с использованием информационных технологий (изучение материала сопровождается презентацией). Учащиеся готовят сообщения о представителях отряда чешуйчатые (змеи, ящерицы), а также о вымерших представителях данного класса. На занятии используется самостоятельная работа с рисунками учебника, фронтальная беседа, индивидуальное тестирование. Учащиеся получают навыки заполнения таблицы, учатся работать с тестовыми заданиями. ...

30 10 2025 4:40:10

Царство бактерии

Урок знакомит учащихся с представителями царства бактерии, строением, жизнедеятельностью и распространением на Земле. Формирует умение делать выводы на основании полученной информации, навыков исследовательской деятельности. ИКТ повышают познавательный интерес к предмету....

29 10 2025 12:45:26

Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"


    Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"

      Расширяются знания учащихся о питании растений, показываются особенности получения растением питательных веществ. Изучается значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле.Учащиеся распознают органы растений в таблицах, работают с рисунками учебника....

28 10 2025 0:11:54

Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Борьба за существование и ее формы"

      Данный урок стоит в разделе "Основы учения об эволюции" по учебнику "Общая биология", 10–11-й класс, авторы Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Учитель использует такие формы организации познавательной деятельности учащихся, как групповая и индивидуальная. Создавая проблемную ситуацию, учитель организует поиск информации в учебной и дополнительной литературе. Урок сопровождается медиапрезентацией....

27 10 2025 20:14:56

Естественный отбор: значение, источники и классификация

Естественный отбор: значение, источники и классификация Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом нeблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....

26 10 2025 16:46:53

Социальный проект по биологии "Влияние окружающей среды на здоровье человека"


    Социальный проект по биологии "Влияние окружающей среды на здоровье человека"

      Проект направлен на привлечение внимания жителей поселка к окружающей среде и сохранению здоровья человека. Улучшение экологической обстановки, ликвидация свалок, изменение общественного мнения о значимости каждого жителя в решении этой проблемы и формирование биологического и экологического мышления....

25 10 2025 11:43:18

Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)


    Разработка урока по теме "Заболевания органов дыхания" (8-й класс)

      Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....

24 10 2025 12:25:50

Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"


    Внеклассное занятие "Правильное питание – основа здоровья"

      Внеклассное занятие «Правильное питание – основа здоровья» проводится для учащихся 8-го класса, изучающих биологию человека, при изучении темы «Пищеварительная система». Древняя мудрость гласит: все болезни к нам приходят через рот. Действительно, правильное питание играет важную роль для сохранения здоровья. Что означает правильное питание, школьники узнают на данном мероприятии. Проведенное предварительное анкетирование привлечет интерес учащихся, ведь говорить они будут о том, как питаются сами....

23 10 2025 1:51:54

Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"


    Изучение темы "Класс земноводных, особенности строения, жизнедеятельности как примитивных наземных позвоночных"

      Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся. ...

22 10 2025 7:46:41

Дыхательная система


    Дыхательная система

      Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....

21 10 2025 21:25:34

Конспект итегрированного урока по русскому языку и биологии по теме "Буква [е] в суффиксе -ен- в существительных на -мя. Значение семени"


    Конспект итегрированного урока по русскому языку и биологии по теме "Буква [е] в суффиксе -ен- в существительных на -мя. Значение семени"

      На уроке учащиеся узнают о правописании суффикса -ен- в существительных на -мя, о значении семян для растений, животных, человека, учатся употрeбллять суффикс -ен- в безударном положении в письменной речи....

20 10 2025 5:17:45

Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс


    Урок биологии по теме "Человек — часть биосферы". 10-й класс

      Борьба противоположностей - это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: "Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому, что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой. Главной целью данной работы является воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития"....

19 10 2025 21:53:13

Урок "Происхождение человека"


    Урок "Происхождение человека"

      Урок биологии по теме «Происхождение человека» проводится в 5-м классе по программе Н.И.Сонина «Биология». Программа предусматривает концентрический подход к обучению. На данном уроке через анализ, сравнение, поисковую деятельность учащиеся «самостоятельно» выводят этапы развития человека, его прогрессивные черты. Применяемая на уроке методика проблемного обучения помогает каждому ученику становиться активным участником познавательного процесса. Подготовка учащихся к уроку требует изучение дополнительной литературы....

18 10 2025 6:19:58

Урок "Моделирование естественного отбора"


    Урок "Моделирование естественного отбора"

      Как творческий учитель может показать детям действие естественного отбора? А можно его просто смоделировать! ...

17 10 2025 5:53:34

Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»


    Программа элективного курса «Музеи города, их роль и влияние на судьбы людей»

      Необходимость развития интересов учащихся в области краеведения связана с социальным заказом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания учащихся о родном крае, тем более действенным окажутся они в воспитании любви к родной природе и земле, уважения к традициям своего народа. Актуальность программы вызвана слабыми знаниями учащихся о природе, культуре и истории республики. В городе существует много музеев, которые можно использовать как ресурс для расширения знаний учащихся по всем вопросам....

16 10 2025 23:44:28

«Почва как среда жизни». 5-й класс


    «Почва как среда жизни». 5-й класс

      Урок формирует у учащихся представления об основных свойствах почвенной среды и приспособлениях, возникших у живых организмов к жизни в этой среде....

15 10 2025 21:12:57

Анатомия Биология

Анатомия  Биология Анатомия, раздел морфологии, изучающий форму и внутреннее строение отдельных органов, систем и организма в целом. Различают анатомию животных (зоотомию), из...

14 10 2025 23:31:24

Пластический обмен. Синтез белка. 9–10-й классы

Основная задача урока: сформировать у учащихся представления о процессе биосинтеза белка, его основных закономерностях; познакомить с «генетическим кодом» и его основными свойствами. Использование презентации в качестве видеоряда позволяет облегчить понимание сложного теоретического материала, сократить время на его объяснение и закрепить изученное решением биологических задач....

13 10 2025 10:56:59

Рекомендации по написанию исследовательской работы ЕГЭ biologia's Blog

Рекомендации по написанию исследовательской работы  ЕГЭ biologia's Blog Очень много учащихся и студентов задают вопрос о том как провести и грамотно оформить исследовательскую работу. И вопрос этот не праздный, так как знания, полученные самостоятельно в ходе поисковой…...

12 10 2025 17:54:57

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

11 10 2025 8:50:45

Вирусы. Неклеточная форма жизни. 10-й класс


    Вирусы. Неклеточная форма жизни. 10-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с наукой вирусологией, ролью вирусов в природе и жизни людей; раскрыть особенность внутриклеточного паразитизма вирусов; сообщить сведения об опасности заражения вирусом СПИДа и другими вирусными заболеваниями....

10 10 2025 7:14:17

Элективный курс "Экология и здоровье"


    Элективный курс "Экология и здоровье"

      Введение данного курса диктуется необходимостью формирования у школьников понимания того, что здоровье - это величайшее благо, его надо уметь сохранять. Главной целью курса является понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды; приобретение умений и навыков, направленных на укрепление индивидуального здоровья....

09 10 2025 23:57:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::