Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море
Обучение школьников биологии осуществляется на основе планомерного и преемственного развития основных биологических понятий, усвоения ведущих идей, теорий, научных фактов, составляющих основу для пpaктической подготовки школьников, формирования их научного мировоззрения.
Ведущие идеи курса биологии-идеи эволюции органического мира, разноуровневой организации живой природы, взаимосвязи строения и функций, взаимосвязи в биологических системах и с природной средой определяют содержание, структуру школьного курса биологии, последовательность развития основных понятий.
Исходя из вышеизложенного мною была написана данная работа. Целью написания послужило ухудшение экологической обстановки Черного моря за последние годы, которое находится в угрожающем состоянии и виновный в этом люди, нарушающие экологические законы. Тысячи тонн морепродуктов, прекрасные условия для создания курортов, морской трaнcпорт, субтропический климат- все это дарит Черное море. Но экологическая система Черного моря “работает” и изменяется под воздействием человеческой деятельности. Не случайно ООН разработала специальную Черноморскую Экологическую Программу по спасению моря. Но чтобы спасти Черное море, надо хорошо изучить его природу и экологию. С этой целью были разработаны уроки, посвященные изучению флоры и фауны Черного моря.
На уроке, посвященном многообразию водорослей Черного моря (Водоросли. Удивительное исключение: остров биологических сокровищ в Черном море) происходит знакомство с представителями водорослей, произрастающих в Черном море (кораллина - на линии прибоя розового цвета),цистозира (на глубине 20- 30 метров бурая водоросль более метра длиной), несколько глубже зеленая водоросль ульва (морской салат. Рассматривается их роль в образовании органических веществ из углекислого газа и солнечной энергии и выделение кислорода. На этом же уроке вводятся понятия “бентоз”- растение и животные, обитающие на дне, “планктон”- растение и животные, обитающие в толще воды, “нектон”- активно плавающие существа- рыбы, дельфины.
Представленный урок является одним из нескольких разработанных уроков и может быть использован учителями биологии с целью воспитания людей, способных к творческому решению возникающих проблем, и в частности, защите Черного моря, в честь которого 31 октября отмечается Международный день. На первом месте в нашем регионе стоит проблема защиты Черного моря.
Следовательно, назрела необходимость воспитывать экологическое сознание учащихся, готовить их к реальной деятельности по сохранению окружающей среды, развивать у них вариативное мышление, чувство ответственности за свои действия, за свой выбор, что в конечном итоге может положительно сказаться на разрешении экологических проблем региона.
Основная цель работы - вооружить учащихся знаниями растительного, животного мира Черного моря, пониманием экологических проблем региона, чтобы выработать у них любовь к родным местам и желание сохранять все многообразие экосистем моря, умение и стремление решать экологические проблемы.
Академик Д.С. Лихачев писал: “Человек, обладающий сознанием, разумом, гуманизмом - единственная надежда спасения всей жизни на Земле”.
Нельзя оставаться равнодушными, необходимо всеми доступными средствами охранять чистоту Черного моря, его экологическое здоровье.
Цель урока: подтвердить знания о новой группе растительных организмов и на этой основе познакомить учащихся с понятиями “бентос”, “планктон”, “фитопланктон”, ознакомить с представителями водорослей, произрастающих в Черном море.
Методы: рассказ-лекция, беседа.
Оборудование: изобразительные таблицы: “Водоросли”, “Размножение водорослей”, “Представители фитопланктона Черного моря”, “Многообразие водорослей”.
Тип урока: лекционный.
На доске написаны понятия: “бентос”, “планктон”, “нектон”, “фитопланктон”.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение цели урока.
III. Проверка знаний учащихся по предыдущей теме “Общая хаpaктеристика водорослей” для подготовки к новой теме.
Учитель предлагает учащимся вспомнить об особенностях строения одноклеточной водоросли хламидомонады, о способах ее размножения, об особенностях строения улотрикса, о значении этой группы растений в природе, народном хозяйстве.
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации, то есть усвоения новых знаний путем прослушивания сообщения – лекция учителя.
Постановка задач перед учащимися:
- Записать “своими словами” понятия “бентос”, “фитопланктон”.
- Отметить в тетради несколько представлений изучаемой группы растений, их хаpaктерные особенности.
- Назвать группы крупных водорослей и основной признак, по которому их отличают.
V. Сообщение-лекция (рассказ) учителя по водорослям, обитающих в Черном море.
В морях и океанах обитают растения, животные и микроорганизмы, представляющие все ступени живых существ, от наиболее примитивных – бактерий, одноклеточных водорослей и простейших животных, до самых совершенных – цветковых растений и морских млекопитающих. Это положение целиком относится к Черному морю, как части Мирового океана.
По своему строению и образу жизни все животные и растения, обитающие в море, делятся на несколько жизненных форм. Основные из них – бентос, планктон, нектон. Мы остановимся на некоторых из этих понятий.
Бентос – (о древн. греч. “бентос” - глубина) – это все растения и животные, обитающие на дне моря. Они могут прикрепляться к камням и другим твердым поверхностям, как водоросли и мидии, зарываться в песок и ил, как различные черви, ползать по дну, как кpaбы.
Планктон – (от древн. греч. “планктос” - парящий) – в отличие от бентоса населяет не дно, а водную толщу. Это в основном микроскопические животные и растение, которых объединяет то, что они парят в толще воды и перемещаются по воле течения. К планктону относятся одноклеточные водоросли и мелкие животные, многие рачки, личинки донных животных, икра и личинки многих рыб.
Нектон – (от древн. греч. “нектос” - плавающий) – объединяет активно плавающих существ – рыб и дельфинов. Эти животные также населяют водную толщу, но в отличие от планктона, могут по своему желанию могут по своему желанию перемещаться на большие расстояния.
В Черном море обитают сотни видов растений. Одни из них, одноклеточные и микроскопические населяют толщу воды и входят в состав планктона. Их называют фитопланктон, в отличие от зоопланктона – животного планктона.
В фитопланктоне Черного моря насчитают 745 видов одноклеточных водорослей <Рисунок 1>. Это очень многочисленные существа: в одном литре морской воды их может быть несколько сотен тысяч или миллионов экземпляров.
Несмотря на мелкие размеры (обычно десятые, сотые и тысячные доли миллиметра) организмы фитопланктона, в том числе и водоросли, играют исключительно важную роль в море, прежде всего тем, что, используя неорганические вещества из морской воды, углекислый газ и солнечную энергию, они образуют в процессе фотосинтеза органические вещества и выделяют при этом кислород. Тем самым микроскопические водоросли фитопланктона толщи воды создают условия для жизни животных, которые нуждаются в готовом органическом веществе, а создавать его из неорганического вещества не могут. Кроме того, фитопланктон - это источник кислорода, который не только растворяется в морской воде, но и является Составной частью атмосферного воздуха.
Другая часть морских растений более знакома всем, кто бывал у моря. Это крупные водоросли, растущие на скалах, камнях, и других твёрдых подводных поверхностях. Они входят в состав фитобентоса, или растительного бентоса. Его роль в жизни моря столь же существенна, как и роль фитопланктона, но ограничивается мелководной прибрежной зоной, где эти водоросли могу произрастать. Ими питаются многие животные, в них строят гнёзда и откладывают икру, в зарослях находят укрытие от врагов.
В Чёрном море 304 вида крупных донных водорослей. Кроме них на дне обитают также мелкие одноклеточные водоросли, покрывающие тонкой плёнкой не только твёрдые подводные предметы, но и поверхность песка, а также ила. Таких мелких донных водорослей около 400 видов.
Остановимся на некоторых водорослях, обитающих в Чёрном море.
На линии прибоя можно встретить известковую водоросль розоватого цвета - кораллину. На глубинах до 20-30 м живёт на скалистых грунтах бурая водоросль цистозира. Она представляет собой слоевище длиной более метра и прикреплённую к нему “бороду” из волокон. Плотность её поселения достигает 7 кг на квадратный метр. В зарослях цистозиры живут мшанки, черви, мидии и креветки. Несколько глубже обитают зеленые водоросли: ульва (морскои салат) и лауренсия. Бурую водоросль цистозиру и зеленую ульву можно видеть в городе Сочи на пляже после шторма, <Рисунок 2>.
Глубже других живёт промысловая водоросль филлофора (морской виноград). Как её называют за внешнее сходство с виноградом. Она имеет тёмно-красный цвет Филлофора во время Первой Мировой войны была единственным сырьём для добычи йода. Использовалась она также для производство агар-агара. Этот продукт выpaбатывался на специальных заводах и применялся питательного желе (слово агар-агар в переводе с малайского означает желе), в котором выращивают бактерии. Широкое представление находил агар-агар в бумажной и пищевой промышленности. Теперь филлафора почти полностью истрeблена.
Крупные водоросли делятся на три большие группы, хорошо различаемых по цвету, а именно: зеленые, бурые и красные. Основная часть крупных водорослей растет на глубине 5-10 м, но изредка их можно встретить и на глубине 80 м. Несколько видов крупных водорослей Черного моря используются в промышленности. Это – цистозира или бородач из бурых водорослей и 4 вида филлофоры из красных водорослей. Из цистозиры добывают альгинат натрия, а из филлофоры – желерующее вещество агароид, который используют в микробиологии и в пищевой промышленности как уже отмечалось выше.
VI. Обобщение изучаемого на уроке методом опроса учащихся на поставленные ранее вопросы.
Учащимся предлагается на выбор зачитать сделанные в ходе урока заметки.
VII. Контроль за результатами учебной деятельности, осуществляемой учителем, учащимися, оценка знаний.
Учитель сообщает оценки за ответы на заданные вопросы, аргументируя и комментируя их.
VIII. Домашнее задание.
Параграф учебника “Морские бурые и красные водоросли”.
IX. Подведение итогов урока.
Учитель сообщает, что на уроке учащиеся познакомились с представителями группы растительных организмов – водорослей, произрастающими на Черном море, с понятиями “бентос”, “планктон” и “фитопланктон”, о роли водорослей в образовании органического вещества, из углекислого газа и солнечной энергии и выделений кислорода, необходимого для питания организмов, не способных к фотосинтезу.
Список литературы
- Кузьминская Г.Г. Черное море – научно-публицистическая литература. – Сочи: Сочинское отделение русского географического общества, 2005. – 21 с.
- Зайцев Ю. самое синее в мире море – научно-публицистическая литература – Нью-Йорк: издательство ООН, 1998. – 34 с.
- Биология в основной школе. Программы. Допущено Министерством образования Российской Федерации. – Москва, издательский центр “Вентана-Граф”, 2008. – 14 с.
- Пономарева И.Н., Кучменко В.С. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. – Москва, издательский центр “Вентана-Граф”, 2010. – 157 с.
Комментарии:
"ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...
18 03 2024 16:18:17
Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....
17 03 2024 0:12:33
Цель урока - напомнить учащимся сущность гомеостаза как необходимого условия существования биологических систем; формировать знания о взаимосвязи пластического и энергетического обменов, которые обеспечивают единство метаболизма; углубить знания о роли ферментов в метаболизме....
16 03 2024 13:11:44
Разработанное занятие для профильной группы - изучение нового материала. Форма работы на занятии - групповая, малыми группами. Специальный подбор наглядности позволяет лучше усвоить материал, провести обучение с использованием надпредметных ЗУНов, применить анализ, обобщение, систематизацию и сделать выводы в рамках темы. ...
15 03 2024 7:59:18
С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....
14 03 2024 8:23:34
Отдаленная гибридизация — это такое скрещивание, при котором выбранные пары относятся к разным видам или родам, то есть отдаленные друг от друга не географически, а родственно. Цель отдаленной гибридизации заключается в получении особей, которые сочетают в себе ценные признаки и свойства различных видов....
13 03 2024 6:21:57
Аналитическая статья о роли и возможностях дистанционных форм обучения в преподавании биологии. Некоторые перспективы такового в свете современных требований....
12 03 2024 3:58:39
Цель урока: создание условий для усвоения темы урока и формирование познавательного интереса к предмету через использование информационно-коммуникационных технологий; раскрыть сущность и значение матричного синтеза, хаpaктерного для живой природы; познакомить с молекулярными основами передачи и реализации наследственной информации и роли нуклеиновых кислот и белков в этих процессах....
11 03 2024 19:44:26
Урок раскрывает особенности строения и жизнедеятельности дневных и ночных хищных птиц. Позволяет закрепить уже имеющиеся знания и понятия о пищевой специализации птиц, типах развития птенцов. Расширяет кругозор, активизирует познавательный интерес к предмету....
10 03 2024 4:24:34
Данная тема является дискуссионной, позволяет учащимся анализировать разные гипотезы и иметь свою точку зрения на вопрос о происхождении жизни. В статье и презентации предлагается рассмотреть Божественную теорию, панcпepмии, абиогенеза (самозарождения), биохимической эволюции А.И. Опарина. ...
09 03 2024 15:54:52
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
08 03 2024 14:23:37
План-конспект урока составлен для занятия, рассчитанного на один академический час в непрофильном классе. Урок интегрирован с химией. Целью урока является систематизация знаний о химическом составе клетки, развитие логического мышления через сравнение структуры ДНК и РНК. ...
07 03 2024 11:10:42
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
06 03 2024 7:38:51
Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....
05 03 2024 19:40:37
Цель урока: охаpaктеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, ЭПС, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток; продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты; на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы....
04 03 2024 6:52:54
На современном этапе уже можно говорить о том, что преподавание биологии немыслимо без широкого использования различных информационных методов и средств обучения. Мною разработана и применяется творческая игра для учащихся 11-х классов с углубленным изучением предмета. Целью данной игры является обобщение и систематизация знаний учащихся; подготовка к централизованному тестированию. Урок-игра построен по принципу известной телеигры «Своя игра» и состоит из блиц-турнира, четырех раундов; разработка содержит перечень заданий, необходимых для выполнения учащимися....
03 03 2024 2:18:57
На уроке используется групповой метод работы учащихся. Повторение и закрепление материала осуществляется за счет многократной и вариативной переработки. Тема интересная и имеет большую пpaктическую значимость. ...
02 03 2024 16:48:31
Урок применяет информационные технологии и методы развивающего обучения. В ходе урока у учащихся формируются представления об этапах индивидуального развития организмов, а также выясняются причины нарушений, происходящих в эмбриогенезе. Во время урока используются различные виды учебной деятельности: работа с терминами, заполнение схемы, таблицы, работа с текстом учебника....
01 03 2024 15:39:50
Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....
29 02 2024 17:52:39
Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...
28 02 2024 1:39:12
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
27 02 2024 18:59:51
В данной работе представлен фрагмент урока по элективному курсу "Тайны живой природы". В познавательной для учащихся форме раскрываются такие понятия как "эволюция", "палеонтология". Эволюционный процесс представлен на примере развития лошади. В домашнем задании предлагается смоделировать процесс эволюции с помощью ЭВМ. ...
26 02 2024 2:21:44
Автор углубляет у учащихся понятие "творчество", перевод понятия с исторического уровня в философский, лингвистический, нравственный аспекты. Дети интересуются творчеством М.Цветаевой....
25 02 2024 23:30:27
Урок разработан для общеобразовательной школы по курсу биологии 7-го класса. Наличие различных методов и приемов, представленных в конспекте урока, дает возможность разнообразить проведение занятия, повышает мотивацию к изучению предмета; немало внимания отводится на физкультминутки для здоровьесбережения учащихся....
24 02 2024 16:44:31
К органам чувств рыбы относятся: зрение, слух, боковая линия, электрорецепция, обоняние, вкус и осязание. Разберем устройство каждого органа по отдельности, значение и принцип их работы....
23 02 2024 3:40:46
Особенностью современного этапа обучения в школе является огромный поток информации, предлагаемой учащимся для усвоения. Как ориентироваться человеку в условиях «информационного бума»? Существует комплекс общеучебных приёмов и методов, способствующих эффективной работе учащихся с различной информацией. С некоторыми из них можно познакомиться на уроке информационной культуры....
22 02 2024 6:40:16
Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....
21 02 2024 18:42:45
Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета. ...
20 02 2024 20:33:52
Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....
19 02 2024 1:14:20
На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения, разнообразием и функциями мышц. Использование ИКТ делает урок современным и содержательным. Используются элементы технологии критического мышления, проблемный метод. Материал мотивирует учащихся на здоровый образ жизни....
18 02 2024 9:45:49
В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...
17 02 2024 18:58:11
Решать проблемный вопрос "Почему витамины — обязательная часть пищи и как их сохранить в пищевых продуктах?" помогают частично-поисковый и исследовательский методы. Изучение нового материала строится на использовании субъектного опыта учеников, и новый материал лишь уточняет и дополняет знания учащихся. Работа в группах способствует формированию коммуникативной, информационной и технологической компетентностей учащихся. Результат учащиеся получают непосредственно на уроке, он является личностно-значимым, поэтому данное учебное занятие можно назвать здоровьесберегающим....
16 02 2024 6:31:33
В ходе урока учащиеся знакомятся с функциями плазматической мембраны, рассматривают виды трaнcпорта через клеточную мембрану, находят взаимосвязь строения мембраны с выполняемыми функциями. На уроке используется групповая работа, лабораторная работа "Наблюдение плазмолиза и деплазмолиза в клетках кожицы лука", электронная презентация к уроку. ...
15 02 2024 16:51:18
Данная разработка предлагает проведение занятия элективного курса "Человек и его здоровье" с целью обучения учащихся 9-х классов пpaктическому применению знаний из разных областей наук, формирования у них мировоззренческих понятий о единстве и взаимосвязи всех компонентов окружающего мира. Основная задача данного курса формирование экологически грамотного поведения человека по отношению ко всему живому, включая собственное здоровье....
14 02 2024 8:47:15
Урок биологии в 11-м классе с целью конкретизации понятия «факторы эволюции» на материале этапов антропогенеза. На уроке у учащихся формируются представления о том, какие факторы антропогенеза на каждом его этапе являлись главными, а какие – второстепенными....
13 02 2024 9:22:45
Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....
12 02 2024 17:27:18
Данная разработка урока поможет изучить строение стeбля в связи с выполняемыми функциями. Подборка стихотворений, загадок, слайдов способствует лучшему усвоению, запоминанию материала и большей заинтересованности....
11 02 2024 8:57:11
Данный урок направлен на формирование навыков правильного питания. Урок проводится в рамках темы «Пищеварение» по биологии в 8-м классе. По ходу урока изучается режим питания, сбалансированность и безопасность питания, а также составляется пирамида правильного питания. Весь урок сопровождается презентацией....
10 02 2024 17:44:27
Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы. ...
09 02 2024 1:39:33
Задачи урока: обобщить изученный материал по теме "Погода и климат", расширить знания о разнообразии погодных и климатических условиях на Земле, показать влияние погоды на жизнь людей и других живых организмов; учить учащихся описывать погоду текущего дня на английском языке на уровне СФЕ, описывать времена года на уровне микромонолога....
08 02 2024 6:56:53
Урок обобщения и коррекции знаний - это идеальное время для целенаправленной работы по развитию ученика средствами предмета. В данном случае урок проводился в классе, учащиеся которого различались по уровню обучаемости, по уровню сформированности общеучебных навыков, как способность "сворачивать" и "разворачивать" информацию. ...
07 02 2024 2:36:37
О семейных экологических конкурсах, их планировании и тематике....
06 02 2024 21:34:48
Приведена программа занятий с учащимися среднего школьного возраста в целях формирования у них экологической культуры. ...
05 02 2024 4:55:17
Урок построен на принципах личностно-ориентированного обучения. Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о влиянии человека на различные объекты природы. Структура урока рассчитана в основном на самостоятельную работу учащихся, способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей и активной жизненной позиции учеников....
04 02 2024 9:36:29
Усики и колючки — надземные видоизменения стeбля. Они располагаются в пазухах листьев либо на листовом узле супротивно листу....
03 02 2024 4:23:44
Человек в своей деятельности активно использует природные богатства, и очень часто он делает это, не зная законов природы, а незнание их приводит к непоправимым последствиям. Поэтому учащиеся должны знать и понимать естественные основные процессы, которые обеспечивают устойчивую целостность природы в границах биосферы. Данный урок позволит учащимся по-новому взглянуть на известные явления живой природы, повысит мотивацию обучения, расширит кругозор....
02 02 2024 13:21:34
Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...
01 02 2024 10:52:50
Представлен конспект урока в 10-м классе с использованием технологии РКМЧП, "Вирусы". На данном занятии на основе работы с текстом "Вирусы" ученики осваивают различные приемы получения информации, выpaбатывают навыки анализа текста, извлечения необходимой информации по теме, умения сворачивать большой объем информации в компактную форму....
31 01 2024 19:53:43
На уроке учащиеся изучают особенности строения и жизнедеятельности иглокожих, их значение в природе и жизни человека. Изучают особенности каждого класса, устанавливают хаpaктерные черты типа. Урок способствует воспитанию бережного отношения к природе, формированию научного мировоззрения. В необычной форме «Магического лабиринта» помогает проконтролировать усвоение учащимися предыдущего материала. Урок разработан в соответствии с программой по биологии для 7-х классов....
30 01 2024 5:46:15
Представлен сценарий урока памяти, посвященного теме войны. Цель урока – воспитать чувство патриотизма, гордости за свою страну; расширить представления учащихся о Великой Отечественной войне, героизме советского народа....
29 01 2024 4:39:55
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::