Загадки эволюции
Цели и задачи урока:
Образовательные:
1. Определить понятие “жизнь”.
2. Познакомиться с различными теориями происхождения жизни.
3. Выбрать из различных теорий вероятную и обосновать выбор.
4. Сделать выводы о значении каждой теории.
Развивающие:
1. Развитие навыков монологической речи учащихся
2. Развитие способностей анализировать предложенную информацию.
3. Развитие навыков обобщения, выделения главного и переходов от общего к частному.
Воспитательные:
1. Воспитание навыков работы в группе.
2. Воспитание терпимости к взглядам других людей.
3. Воспитание умения тактично доказывать свою точку зрения.
4. Определение общечеловеческих ценностей.
Метод урока: Исследование гипотез возникновения жизни на Земле.
Форма урока: Урок-презентация с использованием элементов технологии сотрудничества.
Этапы урока:
- Организационный момент.
- Вводный этап.
- Мотивационный – сообщение темы, целей.
- Постановка проблемных вопросов.
- Презентация различных гипотез возникновения жизни учениками.
- Обобщение выводов.
- Рефлексия.
- Итоги урока.
Межпредметные связи:
- Развитие навыков ораторского искусства и убеждения.
- Развитие критического мышления
- Развития навыков использования инновационных компьютерных технологий.
- Развитие навыков работы с первоисточниками
- Развитие навыков сценического искусства
- Использование мультилингвистической коммуникации.
Оборудование:
- Мультимедийный кабинет (мультимедийный проект, персональные компьютеры).
- Видеомагнитофон.
- Музыкальный центр.
- Видео, аудиокассеты.
- Электронный учебник по биологии “Открытая биология. Физикон. 2.5.”
- Большая библиотека Кирилла и Мефодия, 2005.
- Учебные DVD фильмы.
Используемые программы:
- Microsoft Office PowerPoint 2003
- Video Edit Magic 2.0
- Light Allow 3.2
- Windows Media Player 9
- UniTest System
- Testing
- Paint
- Microsoft Internet Explorer 7.7
ХОД УРОКА
На фоне музыки звучат вступительные слова учителя.
О, вам известна, мудрецы,
Вся суть. Начала и концы.
А я, смутясь, сомненья прячу:
Что – Бог? Что – Дух? Что свет и мpaк?
Все может быть и так, и так.
А может быть, совсем иначе?..
В одной притче рассказывается, что боги, создав мир, стали думать: где понадежнее спрятать от человека его Самую Главную Тайну? В глубокой пещере? Но люди рано или поздно найдут её. На дне океана? Но и в морскую пучину они когда-нибудь спустятся. На небе, среди звезд? Но даже туда со временем доберутся. И наконец решили: давайте спрячем тайну внутри самих людей! Уж в себя-то человек не догадается заглянуть. Во многом боги оказались правы. Мы знаем о себе гораздо меньше, чем о Земле, океане, далеких светилах. Человек самое неизведанное и самое интересное для него самого. И с каждым новым шагом в своем развитии человечество все смелее заглядывает в себя – в поисках Самой Главной тайны.
Презентация.
Видео природы на фоне музыки
Жизнь окружает нас повсюду. О ней свидетельствует жужжание насекомых, щeбeтание птиц, шуршание мелких зверьков, пробирающихся среди кустов. Она существует как в ледяных полярных зонах, так и в раскаленных пустынях. Мы встречаем ее всюду, начиная с освещенной солнцем поверхности моря и кончая самыми темными глубинами океана. Высоко в воздухе летают крошечные живые существа. Под нашими ногами несметное количество микроорганизмов работает в почве, делая ее плодородной для роста зелени, необходимой, в свою очередь, другим формам жизни.
Земля насыщена жизнью в таком обилии и разнообразии, что это потрясает наше воображение. Как это все началось? Как появилась наша планета и все ее обитатели? И особенно: как возникло человечество? Развились ли мы из обезьяноподобных животных? Или были созданы? Как же мы возникли на самом деле? И какое значение имеет ответ для нашего будущего? Подобные вопросы задаются с давних времен, и многие люди до сих пор не знают на них ответа.
Сегодняшний урок мы посвящаем исследованию гипотез происхождения жизни.
Я хотел бы, чтобы мы с вами определили ценность и значимость жизни во Вселенной.
Миллионы людей сегодня верят в эволюцию. Другие миллионы верят в сотворение. Третьи колeблются, не зная, во что верить.
На сегодняшний день существует несколько гипотез происхождения жизни. Они перед вами на экране.
Создание проблемной ситуации
Прежде чем начать разговор о справедливости различных теорий, давайте попробуем выяснить и определить понятие жизни. Что же такое жизнь? Дайте определение жизни в рабочих тетрадях.
Ответы учеников. (записываются в тетради, даётся несколько устных ответов)
А теперь предоставляется слово учащимся. Но предварительно, я хотел бы объяснить, что при подготовке нашего урока мы использовали фрагменты технологии сотрудничества, то есть отдельным группам учеников были даны задания найти информацию о различных теориях происхождения жизни и представить ее классу. Я попрошу делать заметки в тетрадях о наиболее важных доказательствах происхождения жизни.
Видео природы, музыка.
Наш мир полон чудес: Больших: Заход солнца, превращающий западный небосклон в море огненных красок; ночное небо, усеянное звездами; лес, возвышающихся деревьев, пронизываемый лучами солнца; зубчатые горные хребты со сверкающими на солнце снежными вершинами; прибой взбудораженных штормами океанов: все это наполняет нас радостью и внушает благоговение.
Креационизм ( от латинского: Creatio – сотворение) на экране. Божественное зарождение жизни – гипотеза разумного замысла (Экран)
Я, апостол Петр, истинно говорю вам, верующим – постигайте истину через божественное откровение и веру. Верующему человеку не нужны доказательства божественного происхождения жизни, ему достаточно веры. Но я все же эти доказательства приведу. Возникновение жизни – это проявление воли Бога, об этом говорится в нашей Главной книге – Библии. В ней описаны этапы сотворения живых существ, в ней говорится об общечеловеческих ценностях, которыми живет человечество.
Человек — самая главная и сложнейшая сущность живого мира не имеет инструкции о том, как он запроектирован, какими обладает возможностями, с какой целью пребывает в мире, какие неисправности могут произойти в его организме, как, какими действиями их предупредить и какими действиями привести весь организм в норму? Но такого же быть не может.
И такая инструкция есть — это Библия, Коран и другие подобные мaнycкрипты.
Она продиктована Главным Творцом, Создателем, Отцом Небесным наших душ. В ней есть всё: как и из чего рождена Земля и Небо, как запроектировано все живое, сотворено и создано, включая человека, указано предназначение каждого рожденного существа и человека.
Записаны законы, заповеди, уставы, по которым живет всё живое и должен жить человек.
Одно из доказательств – ДНК. Такая сложная нерегулярная структура, напоминающая своим построением созданные человеком коды и даже язык, не могла появиться сама по себе.
ЭКРАН: ДНК Мы говорим о том, что ДНК мыши и ДНК человека схожи на 99 %. Разве не является ли этот факт доказательством того, что и человек и животные были созданы одним творцом?
Известный советский ученый, доктор наук, физик и математик О.В. Тупицын первым из отечественных ученых сумел доказать, что Вселенная, а вместе с ней и человек, сотворены Разумом, неизмеримо более могущественным, чем наш, - то есть Богом.
Видео: видеофрагмент (И сказал Бог…)
Учеными доказано, что человеческий мозг может вместить в себя информацию, которая поместится в 20 млн. книг. Поэтому мы можем утверждать, что разум такого уровня не может быть развит в процессе эволюции. Зачем эволюции настолько сложный и развитый мозг, возможностями которого она не пользуется? Ответ напрашивается сам собой – чтобы жить вечно.
Еще одним доказательством Бога является мироточение икон и мощей святых. Состав миро до сих пор не определен. Ученые высказывают мнение, что человеку не стоит выходить за эту грань, многие из них, пытавшиеся прикоснуться к разгадке состава миро, не смогли сделать этого, сдерживаемые таинственной внутренней силой.
… Уже более 750 лет на некоторых христианах появляются стигматы – знаки страданий Христовых. Они имеют вид кровавых ран на ладонях, на ступнях, кровавых полос на спине, следы от бичевания. Это подтверждается большим количеством человек – французский врач Амбер-Гурбе (19 век), доктор Марко Марнелли (Италия) и др.
Американскими учеными доказано, что в момент cмepти человека от его тела отделяется некое сферическое эфирное тело, вес которого всего лишь 23 грамма, т.е. то, что мы называем душой. И многими учеными высказываются мнения, что душа человека несет в себе нематериальную информацию о жизни человека, о добре и зле. Стрaнcтвуя по просторам Вселенной душа может сконцентрировать в себе часть знаний и памяти, усвоенной на Земле. По мнению большинства эзотерических учений, Луна станет следующей планетой, на которой разовьется жизнь, однако не в физической, а в духовной форме.
Я предлагаю посмотреть небольшой видеофрагмент из фильма о Коране о сотворении человека Всевышним из глины.
Видеофрагмент 1 минута о сотворении из глины (фильм “Коран”)
Все это дает нам основание для утверждения о божественном происхождении жизни.
\"И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле\" Эти слова идут на экране в виде титров
Вопросы учеников: Можно ли доказать научными способами процесс Божественного сотворения мира?
Ответ: Процесс Божественного сотворения мира мыслится как имевший место лишь единожды и поэтому недоступный для исследования. Наука занимается только теми явлениями, которые поддаются наблюдению и экспериментальному исследованию. Следовательно, с научной точки зрения гипотезу Божественного возникновения живого нельзя ни доказать, ни опровергнуть.
Вопрос учителя: Можно задать справедливый вопрос - почему Бог допускает страдания людей, созданных им самим по образу своему? К сожалению, мы не смогли познать начала нашего мира, поэтому часто создаем мир абсурда. Говорим о вечных сущностях, но вещами называем узлы, чемоданы, предметы. Рассуждаем о вере, любви, совести, дьяволе, но определенно не знаем зачем нам даны эти сущности, в чем их смысл? Кругом нас существует природа, обратив взгляд на которую, мы видим ответы на все вопросы. Мы разpaбатываем различные технические средства и особо сложными гордится человечество, не задумываемся о том, что, возможно, точно также была сотворена и создана наша планета и все живое на ней.
Учитель: А теперь давайте совершим краткий экскурс в историю и окунемся мысленно в Древний Китай, Индию, Грецию. Я предоставляю слово представителям теории витализма.
Теория витализма
Витализм (от лат. vitalis — жизненный, животворный, живой) – экран
Наш мир полон чудес:
Маленьких: Крошечная птичка-славка на своем пути в Южную Америку летит сначала в сторону Африки, высоко пересекая Атлантический океан. На высоте около 6000 метров она ловит поток воздуха, который несет её к Южной Америке. Руководимая миграционным инстинктом, она держит свой курс в течение нескольких дней на протяжении 4000 километров – окутанные в перышки 20 граммов храбрости! Нас охватывает восторг и удивление.
Эта теория была распространена в Древнем Китае, Вавилоне и Египте в качестве альтернативы креационизму, с которым она сосуществовала. Аристотель придерживался теории спонтанного зарождения. На основе собственных наблюдений он развивал эту теорию дальше, связывая все организмы в непрерывный ряд - “лестницу природы” (scala naturae): “Ибо природа совершает переход от безжизненных объектов к животным с такой плавной последовательностью, поместив между ними существа, которые живут, не будучи при этом животными, что между соседними группами, благодаря их тесной близости, едва можно заметить различия” (Аристотель).
Согласно гипотезе Аристотеля о спонтанном зарождении, определенные “частицы” вещества содержат некое “активное начало”, которое при подходящих условиях может создать живой организм. Аристотель был прав, считая, что это активное начало содержится в оплодотворенном яйце, но ошибочно полагал, что оно присутствует также, например, в солнечном свете.
С распространением христианства теория спонтанного зарождения жизни оказалась не в чести; ее признавали лишь те, кто верил в колдовство и поклонялся \"нечистой силе\", но эта идея всё же продолжала существовать где-то на заднем плане в течение еще многих веков. В 1860 г. Пастер доказал справедливость теории биогенеза и окончательно опроверг теорию спонтанного зарождения.
Вопрос ученикам: Как вы относитесь к этой теории сами, раз мы считаем, что она полностью опровергнута?
Ответ: Для того времени, когда жил и работал Аристотель, немецкий врач Шталь, эта теория была одной из важнейших и в любом случае, она способствовала развитию науки. Например, труды Л.Пастера, Ф. Реди и т.д.
Учитель: Мудрецы Древней Индии, Китая, Греции говорили о различных уровнях материи. Из самой “грубой” материи сотканы предметы привычного нам видимого мира. А информация о них содержится в невидимом мире из “тонкой” материи.
Сейчас уже можно считать доказанным существование мирового лептонного газа, пронизывающего все тела и во Вселенной и заполняющего “пустоту”. Он состоит из сверхлегких микрочастиц с массой от 10 в минус 40 – 10 в минус 30 степени граммов. В научной литературе описаны около десятка разновидностей таких частиц – это электроны, прозитроны, мюоны, таоны, нейтрино… Лептоны являются носителями человеческих мыслей и чувств, информации о предметах и явлениях материального мира. В МЛГ содержатся сведения обо всем, что было, естьи будет во Вселенной. Именно взаимодействием мирового лептонного газа с предметами материального мира и человеческим мозгом можно объяснить многие явления, которые до сих пор считались таниственными и нередко отрицались официальной наукой. Однако подтверждение теории биогенеза породило другую проблему. Коль скоро для возникновения живого организма необходим другой живой организм, то откуда же взялся самый первый живой организм? Только теория стационарного состояния не требует ответа на этот вопрос, а во всех других теориях подразумевается, что на какой-то стадии истории жизни произошел переход от неживого к живому.
Наш мир полон чудес:
Гениальных: Летучие мыши пользуются системой эхолокации; угри производят электричество; чайки опресняют морскую воду; осы изготавливают бумагу; термиты строят воздушные кондиционеры; осьминоги путешествуют с помощью реактивного двигателя; птицы плетут или строят многоквартирные дома; муравьи занимаются садоводством, шитьем и животноводством; светляки имеют встроенные в тело фонари. Такая гениальность вызывает в нас восхищение.
ВСЕЛЕННАЯ СТАЦИОНАРНОГО СОСТОЯНИЯ
1948 году три британских астрофизика, Герман Бонди, Томас Голд и Фред Хойл, в противовес теории начала выдвинули теорию \"непрерывного творения\".
Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды также существовали всегда.
Согласно этой теории, виды также никогда не возникали, они существовали всегда и у каждого вида есть лишь две возможности либо изменение численности, либо вымирание.
Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб - латимерию. По палеонтологическим данным кистеперыe ЭКРАН: вымерли в конце мелового периода, 70 млн. лет назад. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были найдены живые представители кистеперых. Сторонники теории стационарного состояния утверждают, что только изучая ныне живущие виды и сравнивая их с ископаемыми остатками, можно делать вывод о вымирании, да и в этом случае весьма вероятно, что он окажется неверным. Используя палеонтологические данные для подтверждения теории стационарного состояния, ее немногочисленные сторонники интерпретируют появление ископаемых остатков в экологическом аспекте. Так, например, внезапное появление какого-либо ископаемого вида в определенном пласте они объясняют увеличением численности его популяции или его перемещением в места, благоприятные для сохранения остатков.
Вопрос: В чем состоит основное противоречие между теорией стационарного состояния и теорией эволюции?
Ответ: Большая часть доводов в пользу этой теории связана с такими неясными аспектами эволюции, как значение разрывов в палеонтологической летописи, и она наиболее подробно разработана именно в этом направлении.
Итак, теория панcпepмии: Наш мир полон чудес: Простых: Под старость мы сосредоточиваем свое внимание на простых вещах, которые мы так часто считали само собой разумеющимися: улыбка, прикосновение руки, любезное слово, маленький цветок, пение птиц, тепло Солнца.
ПАНСПЕРМИЯ: Гипотеза панcпepмии была выдвинута в ХІХ в. Г. Рихтером - жизнь занесена на нашу планету из космоса. В бывшем СССР официальной наукой признавалась только „материалистическая теория происхождения жизни” А.И. Опарина и примыкающие к ней работы. Речь шла о развитии клеток из так называемых коацерватных капель в водах Первичного океана. За рубежом же ещё ранее была высказана гипотеза С. Аррениуса о случайном занесении на Землю жизни из космоса, получившая название гипотезы панcпepмии.
Интересно, что и наш великий соотечественник В.И. Вернадский тоже стоял на позициях панcпepмии. „Опираясь на почву точно установленных фактов, он не допускал ни божественного вмешательства, ни земного происхождения жизни. Он перенёс возникновение жизни за пределы Земли”.
А как можно зародить жизнь на Марсе: Ответы учеников. “Сначала на Марс должны быть направлены такие микроорганизмы, которые, питаясь неорганическими веществами грунта и обосновавшись в его подповерхностном слое, способствовали бы созданию органической биомассы. Вслед за ними на Марс будут доставлены микроорганизмы, чья жизнедеятельность обеспечит выработку аммиака и других малых газовых добавок к атмосфере планеты. Все это должно привести к усилению \"парникового\" эффекта в атмосфере и повышению температуры до плюсовой, при которой вода на поверхности планеты сможет устойчиво существовать в жидком состоянии”.
Учитель: Окружающий нас мир перестает быть понятным – понятным с точки зрения естествознания 19 века, которое является фундаментом современной науки. За последнее столетие обнаружено огромное количество новых фактов, но объяснить многие их этих фактов и построить на их основании сколько–нибудь связные теории наука не в состоянии. Иными словами, чем больше мы узнаем, тем меньше знаем. А ведь еще со времен глубокой древности люди знали, что Истина скрыта от людей и постичь её можно только интуицией.
На нашем шарике земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И гoлyбые небеса,
Где пруд, река, озера, лес,
Полно таинственных чудес.
Когда мы задумываемся обо всем этом – о больших вещах, от которых захватывает дух, о маленьких, которые приводят нас в восхищение, о гениальном, очаровывающем нас, и о простом, которое мы ценим с опозданием, - то чему мы приписываем такие вещи? Как можно все это объяснить? Откуда все произошло?
На экране портрет Ч.Дарвина. На экране идут титры:
\"Если мы позволим дать себе волю воображения, может вдруг оказаться, что животные - наши братья по боли, болезням, cмepти, страданиям и бедствиям, наши paбы в самой тяжелой работе, спутники в развлечениях - разделяют с нами происхождение от общего предка - и все мы слеплены из той же глины\".
Основные положения теории Дарвина и значение ее для науки.
1. Каждый вид способен к неограниченному размножению.
2. Ограниченность жизненных ресурсов препятствует реализации потенциальной возможности беспредельного размножения. Большая часть особей гибнет в борьбе за существование и не оставляет потомства.
3. Гибель или успех в борьбе за существование носят избирательный хаpaктер. Организмы одного вида отличаются друг от друга совокупностью признаков. В природе преимущественно выживают и оставляют потомство те особи, которые имеют наиболее удачное для данных условий сочетание признаков, т.е. лучше приспособлены.
4. Под действием естественного отбора, происходящего в разных условиях, группы особей одного вида из поколения в поколение накапливают различные приспособительные признаки. Группы особей приобретают настолько существенные отличия, что превращаются в новые виды.
Крупнейшие ученые в разных странах способствовали распространению эволюционной теории Дарвина, защищали ее от нападок и сами вносили вклад в ее дальнейшее развитие. Дарвинизм оказал сильнейшее влияние не только на биологию и естественные науки, но и на общечеловеческую культуру, способствуя развитию естественнонаучных взглядов на возникновение и развитие живой природы и самого человека.
Учитель: Какое понятие жизни вы бы дали сейчас, прослушав различные гипотезы ее возникновения
Домашнее задание: написать эссе о жизни с точки зрения наиболее важной для вас гипотезы ее возникновения
Мы прослушали различные теории зарождения жизни, очень много мы узнали на предыдущих уроках, поэтому давайте проверим наши знания.
Компьютерное тестирование:
Давайте подведем итоги нашего урока и сделаем некоторые выводы:
Некоторым из вас была дано домашнее задание составить в форме презентации ответы на вопросы:
- В чем заключается ценность жизни?
- В чем смысл человеческой жизни?
- Почему нужно беречь жизнь?
Жизнь – это лишь искра в бескрайней тьме: появится, померцает и исчезнет навсегда. По сравнению с бесконечностью времени срок человеческой жизни лишь исчезающе краткое мгновенье, но это все, что нам здесь дано.
Поэтому надо вести свою жизнь в свете вечности и тратить время и таланты на дела, обладающие вечной ценностью.
Есть такая легенда – о птице, что поет лишь раз за всю свою жизнь, но зато она прекраснее всех на свете. Однажды она покидает свое гнездо и летит искать куст терновника и не успокоится, пока не найдет. Среди колючих ветвей запевает она песню и бросается гpyдью на самый длинный, самый острый шип. И, возвышаясь над несказанной мукой, так поет, умирая, что этой ликующей песне позавидовали бы и жаворонок, и соловей. Единственная, несравненная песнь, и достается она ценою жизни. Но весь мир замирает, прислушиваясь, и сам Бог улыбается в небесах.
Всмотритесь – подлинная жизнь рядом с вами. Она в цветах на лужайке; в ящерице, которая греется на солнышке у вас на балконе; в детях, которые с нежностью смотрят на мать; в целующихся влюбленных; во всех этих домишках, где люди пытаются работать, любить, веселиться. Нет ничего важнее этих скромных судеб. Их сумма и составляет человечество.
Андре Моруа (Эмиль Герцог) – французский писатель
“Не пройти бы мимо” на фоне музыки
“Что ты хочешь? Ответь! –
Жизнь спросила меня.-
Или что-то иметь?
Или что-то понять?!
… Нет, я злато менять
Не желаю на медь:
Мне важнее понять,
А не что-то иметь.
Обойдусь без богатства
Но, судьба, мне пошли
Щедрый дар любоваться
Всем богатством земли!
Научи беспристрастью,
От бесстрастья уволь!
И людское участье
Ощутить мне позволь!
Мне понять бы, постичь бы
И в грозу и в тиши
Красоту и величье
Человечьей души!
Не пройти бы мне мимо
Окон, ждущих меня!
Не принять клочья дыма
За сиянье огня!
Мне б у самых пытливых
Мудрость их перенять!
Вот, судьба, что пошли мне –
Уменье понять.
Лишь такому богатству
Нет на свете цены.
Дай мне дар докопаться
До любой глубины!
В.Чистикова
Экран: на фоне музыки – видео с классного часа
Я очень рад за вас. Ибо перед вами открывается дорога, ведущая к такому счастью, от которого захватывает дух: к счастью познания мира, Вселенной, познанию своей души, познанию жизни.
Но сознавая жизни быстротечность,
Он так живет – наперекор всему, -
Как будто жить рассчитывает вечность
И этот мир принадлежит ему
Экран: Люби жизнь, и жизнь тоже полюбит тебя. А.Рубинштейн
...Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете – мы экипаж одного корабля. Антуан де Сент-Экзюпери
Комментарии:
Целью и задачами проекта является формирование экологической культуры в процессе изучения, сохранения природных комплексов, истории и эколого-просветительской деятельности с учащимися. Проект идет параллельно с экологическим образованием, подготовкой к трудовой деятельности и изучением родного края. ...
28 03 2024 2:58:38
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....
27 03 2024 0:18:16
Цели урока: познакомить учащихся с основными этапами антропогенеза через хаpaктерные биологические и социальные изменения антропоидов; продолжить формировать умение сравнивать биологические объекты через составление таблицы и делать выводы на основе сравнения; продолжить воспитание атеистического материалистического мировоззрения через восприятие антропогенеза как естественного продолжения эволюции....
26 03 2024 22:24:47
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
25 03 2024 7:41:15
Форма тела ресничных червей продолговатая, иногда в виде листа. Снаружи черви укрыты однослойным ресничным эпителием. Во время взросления реснички теряются, поэтому взрослые особи вовсе их лишены....
24 03 2024 6:14:36
Задачи урока биологии, проведенного в 8-м классе: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, деятельностью слюнных желез, регуляцией слюноотделения; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни, заложить основу для понимания правил гигиены полости рта. ...
23 03 2024 19:42:48
Цель урока: изучить процесс энергетического обмена....
22 03 2024 21:41:59
Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....
21 03 2024 1:44:29
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
20 03 2024 2:36:10
Большинство окружающих нас растений имеют цветки. Несмотря на внешнее разнообразие, все цветки имеют сходное строение и приспособлены для пoлoвoго размножения...
19 03 2024 3:43:20
Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....
18 03 2024 13:13:21
Для разработки данного занятия были использованы элементы адаптивной системы обучения, которая предусматривает разные формы индивидуальной и групповой работы, а также навыки исследовательской работы. Например, статистическая пара – совместная работа учащихся, сидящих за одной партой. В данном случае работа на минилаборатории NOVA 5000....
17 03 2024 6:17:58
Данная тема является одной из сложнейших в курсе общей биологии. Все материалы по уроку помогут учащимся лучше подготовиться к ЕГЭ по биологии. Использование ИКТ на уроке поможет учителю активизировать познавательную деятельность и развивать интеллектуальное мышление....
16 03 2024 8:14:49
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
15 03 2024 1:38:48
Данный урок проводится после изучения темы «Внешнее строение птиц. Строение перьев», по которой планируется проведение лабораторной работы. Форма урока дает возможность провести ее по-новому, с проведением исследовательской работы. Урок помогает наполнить изучаемую тему новым смыслом, интересными исследованиями, сотрудничеством, творчеством и выходом за привычные рамки....
14 03 2024 2:29:27
Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....
13 03 2024 10:28:20
В предлагаемой разработке урока биологии в 8-м классе по теме «Витамины» представлен опыт применения монопредметной проектной технологии. Данной теме отведен один урок раздела «Обмен веществ и энергии» рабочей программы курса биологии «Человек и его здоровье». Материал к уроку обширен, и дать учащимся глубокие знания о витаминах невозможно, но при использовании ИТ, разработке модели урока в режиме проектного обучения достигаются хорошие результаты....
12 03 2024 20:21:17
Аналитическая статья о влиянии информационных технологий на образование вообще и обучение биологии в частности....
11 03 2024 12:16:36
Внеклассное мероприятие для обучающихся 3–6-х классов — аналог телевизионной передачи "Своя игра". Все вопросы по растительному и животному миру родного края представлены в виде загадок. Игра дает возможность каждому ученику проявить своей интеллект и способности....
10 03 2024 16:34:21
В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....
09 03 2024 23:14:56
Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....
08 03 2024 2:51:58
Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума. ...
07 03 2024 23:57:28
Автор знакомит учащихся с пищеварением в ротовой полости, с функцией и строением ротовой полости. Учит соблюдать правила гигиены. Ориентироваться в учебнике, работать с текстом и рисунками....
06 03 2024 12:46:41
Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....
05 03 2024 6:36:27
Генетика очень интересная наука, чтобы ее понять, надо хорошо знать генетический язык. Учащиеся уже многое знают из других тем, а на этом уроке все соединяется в одно целое. Знание генетического языка будет закрепляться при решении задач....
04 03 2024 1:54:48
В процессе изучения внимания и памяти ясно выражены принципиальные отличия человека от животных, возникшие под влиянием трудовой деятельности и социальных условий жизни (речь, абстpaктное мышление, сознание, развитие высших психических функций). Анализ демонстрируемых фактов позволяет подвести учащихся к мысли, что изготовление и использование орудий труда оказало глубокое воздействие на развитие высших психических функций каждого человека. ...
03 03 2024 10:40:31
Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....
02 03 2024 11:48:32
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
01 03 2024 5:16:12
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
29 02 2024 22:17:10
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока по теме "Кровь. Кровообращение" с целью активизации познавательной деятельности учащихся на уроках биологии. Основа урока - групповая работа по заданной схеме с применением нестандартных заданий, позволяющих применять учащимися знания, приобретённые ранее, а также обобщить тему "Кровь. Кровообращение"....
28 02 2024 14:53:58
Исследователь лаборатории биолигического поведения университета Нанси Дидье Дезор, изучая поведение крыс, поместил в одну клетку шесть особей с целью изучить их плавательные способности. Единственн…...
27 02 2024 21:22:52
Цель работы: научить учащихся на уроке биологии творчески подходить к процессу познавательной учебной деятельности; привить навыки работы с учебником; развить логическое мышление; хороший задел для успешной сдачи ЕГЭ и поступлению в вуз....
26 02 2024 9:35:38
Данный урок начинает тему "Жизнь растений". Он позволяет изучить химический состав клетки, овладеть при этом приёмами исследовательской деятельности. Обучающиеся научатся проводить лабораторные опыты, анализировать результаты, делать выводы. На уроке дети будут работать с информационными текстами, схемами и составлять опopные сигналы. Конечным результатом будет связь между целью деятельности и оцениванием собственного вклада в работу на уроке....
25 02 2024 11:39:11
В ходе урока рассматриваются строение и функции кожи, формируется умение устанавливать взаимосвязь строения и функций кожи, продолжается формирование у учащихся учебно-познавательной, информационной, общекультурной и коммуникативной компетенций. Урок способствует гигиеническому и физическому воспитанию учащихся....
24 02 2024 11:35:35
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта. Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
23 02 2024 15:15:26
Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай". ...
22 02 2024 23:46:46
Способность мыслить творчески, нестандартно видеть проблемы окружающего мира важно для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью обучения и воспитания. В качестве одного из способов активизации творческого потенциала личности рассматривается исследовательская деятельность учащихся, приобщение к которой сегодня составляет одну из главных целей....
21 02 2024 3:21:29
Урок относится к типу изучения и первоначального закрепления новых знаний, построен на основе реализации дидактических принципов развивающего обучения. Принцип научности осуществляется на этапе объяснения нового материала, закрепления полученных знаний, на этапе контроля за качеством ЗУН учащихся. Обучение на высоком уровне трудности и доступности реализуется при подаче фактического материала посредством углубления теоретических знаний. ...
20 02 2024 4:17:19
В России 25% всей площади занимают хвойные леса, поэтому эта тема имеет особое значение. Эти леса вырубаются повсеместно, поэтому необходимо говорить об их защите....
19 02 2024 23:20:55
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью активации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках биологии. Учащиеся работают в группах по заданиям, позволяющим применять знания, полученные ранее, а также обобщать изученный материал. ...
18 02 2024 23:15:33
Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....
17 02 2024 13:42:48
В работе представлены вариативные разработки уроков по теме «Вегетативное размножение крупнолуковичных цветочных культур». Использованный теоретический и пpaктический материал основан на опыте собственных исследований, осуществленных на агробиостанции Мичуринского государственного педагогического института....
16 02 2024 1:42:56
Папоротникообразные – это группа споровых растений, которые обладают проводящими тканями (сосудистыми пучками). Предполагают, что зародились они более 400 млн. лет назад, еще в палеозойский период....
15 02 2024 4:24:34
Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....
14 02 2024 15:35:48
О внедрении в учебный процесс новых форм и технологий обучения, особенностях и сопутствующих проблемах....
13 02 2024 15:14:19
Урок разработан с применением здоровьесберегающих технологий на уроках биологии. Урок знакомит учащихся с многообразием лекарственных растений, расширяет знания об их лечебных свойствах, о роли лекарственных растений в жизни человека и в природе. В течении всего урока у учащихся формируется бережное отношение к природе и своему здоровью....
12 02 2024 16:26:32
Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....
11 02 2024 19:57:28
Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....
10 02 2024 6:33:46
Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....
09 02 2024 6:57:46
Лишайники — комплексные организмы, слоевище которых представляет собой объединение гриба и водоросли, находящихся в сложных взаимоотношениях друг с другом....
08 02 2024 11:37:20
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::