Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"


    Итоговый урок спецкурса "Человек и человечество" на тему "Мера человеческого в человеке"

Цели урока:

  1. Вскрыть движущие силы антропогенеза: биологические и социальные
  2. Показать взаимосвязь биологических и социальных факторов антропогенеза
  3. Выявить общечеловеческие смыслы освоения мира через создание образа человека
  4. Использовать эссе как форму, отражающую диалогичность содержания интегрированного курса

Вступительное слово учителя:

В 1908 году Игорь Северянин написал такие строки:

“Мы живём словно в сне неразгаданном

На одной из удобных планет”

Действительно, сколько загадок, неизвестного таит природа. Многие тайны так и не будут открыты в ближайшем будущем, но ставить природе вопросы даже не получая ответа, приоритет лишь разумного существа - человека.

Известный американский генетик Ф. Г. Добржанский писал “Человек состоит из 7·1027 атомов, сгруппированных в молекулы, из которых составлено 1013 клеток человеческого тела. Это скопление обладает одной способностью: оно живёт, радуется, отличает добро и зло. На сегодняшнем уроке мы попробуем ответить на вопрос:

Что движет человеком? Что такое Человек?

“Тема: Движущие силы антропогенеза”

А подойти к решению этого вопроса поможет информация к уроку, которая включает словарь терминов, таблицы, схемы-опоры, цитаты, высказывания (см. словарь).

План урока

  1. Человек – объект исследования (место темы в системе наук о человеке).
  2. Систематическое положение человека в системе живого.
  3. Программы поведения человека (биологическое и социальное в человеке).
  4. Потребности и ценности (мера человеческого в человеке).

Наука, изучающая человека, называется антропологией (от греческого “антропос” человек).

Обратимся к словарю терминов.

Задание классу:

Определите названия частных наук о человеке, являющихся разделами антропологии.

Ответ:

Целое и части изобразим в тетради в виде схемы:

Повернувшись к человеку лицом учёные изучали его прежде всего телесно. Писались тpaктаты, составлялись атласы и таблицы, отмечались черты сходства с представителями животного мира. В систематике человек разумный обрёл своё законное место. А вот каково оно?

Работа с текстом

Человек как все живые организмы. Рождается, растёт, стареет и умирает.

У него имеется двусторонняя симметрия тела. Замкнутая кровеносная система, внутренний скелет. Для человека хаpaктерны две генерации зубов, постоянная температура тела, выкармливание детёнышей молоком. Хорошо развиты центральная нервная система, стереоскопическое зрение, пятипалая конечность хватательного типа.

Человек обладает сознанием, широко использует огонь. У него более длительный из всех животных период детства. Человек действует по свободной программе, осознаёт собственные проблемы, собственную судьбу.

Ответить на вопрос поможет анализ текста, со следующим заданием:

Систематические категории в тексте не указали, но, проанализировав его, определим систематические категории следующего ранга

Царство

Животные

Тип

Хордовые (Позвоночные)

Класс

Млекопитающие

Отряд

Приматы

Род

Человек

Вид

Человек разумный

Вывод:

В самом деле, неразрывна общность человека и природы. Велика та таинственная связь, которая тысячами незримых уз соединяет природу с его уникальным детищем – человеком.

Что может быть интереснее как объект исследования, чем сам человек?

  • Человек – существо многоуровневое. Он проявляется на следующих уровнях:

- физическом (человек биологический) ;

- рациональном (человек думающий) ;

- аффективном (человек чувствующий) ;

- социальном (человек общественный) ;

- духовном (человек трaнcцендентный).

  • Человек многогранен. Он имеет несколько образов “человеческого”:

- индивид – представитель рода;

- субъект – носитель предметно-пpaктической деятельности;

- личность – представитель общества;

- индивидуальность – уникальная, самобытная личность;

- универсум – высшая степень развития.

- человек является носителем разнообразных психологических и социальных ролей.

В чём же тайна человека?

“Мы источник веселья и скорби рудник
Мы вместилище скверны и чистый родник.
Человек, словно в зеркале мир, - многолик.
Он ничтожен и – он же безмерно велик”

В этом множественности образов человека и заключена трудность расшифровки тайны человеческого существа.

Раскрывая своеобразие человека, как биосоциального существа мы теряемся в перечислениях.

1983 год – XVII философский конгресс.

“+” Человек святое и дивное явление формы и красоты. О, завораживающая красота органической плоти, созданная из живой и пленной материи, насыщенной тайной жизни.

(“Венец природы”. Совершенство и гармония)

“-” Человек наделён своего рода шизофренией – врождёнными дефектами координации, нарушениями восприятия мира, связанного с искажённой эволюцией приматов.

(Человек – пасынок эволюции)

Артур Кестлер.

Человек продукт длительного природного развития, высшее живое существо. У человека есть разум, совесть, долг, дар общения, но в то же время в человеке присутствуют и тёмные инстинкты: гетерофобия (непринятие иного внешнего облика), страх, хитрость, коварство.

Уж такое это такое это существо – ему присущее разнообразие и непостоянство, взлёты и падения.

Человек живёт в поиске себя и обретении себя, это значит постоянно в пути. ( Г. Батищев)

При всем разнообразии понимания человека очевиден общий вывод: человек есть двойственное и одновременно множественное существо. Он заключен в единство разных противоположностей. Он является одновременно завершенным и незавершенным, единичным и коллективным, внешним и внутренним.

Задание классу: Выберите из предложенных высказывание, самое убедительное в хаpaктеристике человека как биологического вида и как социального существа.

В таблице “соотношение”

Биологическое

Социальное

“Человек – особая форма биологической жизни”. (В.И.Вернадский)

“Быть человеком, жить среди людей – первейшая потребность и великое искусство” (Д.Карнеги)

“Человек – двуногое, нагое животное.” (Аристотель)

“Главным предметом изучения человечества является человек” (И.В. Гёте)

“Человек – разумное общественное животное” (Аристотель)

“Человек – сила порождающая действие” (Аристотель)

“Человек выпадает из цепи природных тварей.” (Аристотель)

Личность человека более таинственна, чем мир. Она и есть целый мир. (Н.В.Бердяев)

Задание классу:

Попробуйте обнаружить высказывание, дающее нам принципиально новый образ человека, выходящих за пределы познанного Вами?

“Человек – микрокосм и заключает в себе всё” (Н.В.Бердяев)

2 этап урока. Соотношение биологического и социального в человеке.

Прежде всего в человеке заложены 2 программы поведения.

Инстинктуальная (человек не более чем животное) и социально-культурная.

Рассмотрим инстинктуальную программу человечества. Человек рождается с программой, как вести себя в мире, с огромным набором напутствий, выстраданных и проверенных в несметном числе поколений наших предков. Инстинкт древен и консервативен, но удивительно корректен по отношению к разуму.

  1. Стремление сохранить свою жизнь.
  2. Продолжить себя через размножение.
  3. Обеспечить максимум безопасности и комфорта.

Зоологи называют 4 признака, по которым наш вид уникален среди современных млекопитающих.

  1. Прямохождение
  2. Речь
  3. Пользование огнём
  4. Способность совершенствовать свои орудия

Речь позволила быстро обучаться, накапливать знания и передавать их следующим поколениям в возрастающем объеме. Речь сыграла огромную роль в усилении интеллектуальной эффективности мозга. Язык речевых символов более удобен для мозга.

Орудия – это то, чем орудуют. Животные делают свои “орудия” не задумываясь, не зная, что получится, а человек изготавливает орудия, опираясь на Разум, строя план и ожидая результатов.

От инстинктивных запретов, созданных естественным отбором человек переходит к запретам этическим, мopaльным. Природа предложила нашему предку шанс. Не имея чёткой инстинктивной программы на все случаи жизни, он бессознательно стал присматриваться к другим животным. В этом проявилась присущая человеку “особость” – дар имитации. Человек подражал животным и в этом вышел за рамки видовой (инстинктуальной) программы. Человек действует по свободной программе. Человек стремится понять себя. Как же жить, не имея образа самого себя?

Задание классу: В словаре терминов выделите термины, отражающие социальное в человеке.

Мотив, мышление, общение, воля, альтруизм, интеллект, общение, потребности, чувства, ценности.

Из многообразия выберем 2 наиболее значимые социальные качества человека.

Потребности, ценности.

Потребности – свойства или состояния человека, выражающие его нужду в чём-либо или в ком-либо для поддержания своего существования и развития.

Какие главные человеческие потребности?

Потребность в самосохранении, продолжении рода. Но ведь эти потребности присущи и животным.

Мыслители античности, философы 18 века старались провести регистрацию специфических человеческих потребностей.

Из множества классификаций остановимся на двух.

Вопрос классу: попробуйте сравнить две квалификации. С какой классификацией согласитесь вы, исходя из социально-культурной программы человека?

Работа с текстом.

Определите, о каких потребностях человека идёт речь в приведённых высказываниях.

  1. Наестся человек и тотчас скажет: “Ну вот, я наелся, а теперь что делать?” (Ф.М.Достоевский) потребность в познании
  2. Для человека нет ничего более интересного в мире, чем люди. (В.Гумбольт) потребность в общении
  3. Будущность имеет культура только тех народов, которые совершают открытия. (Б.Ауэрбах) потребность в творчестве
  4. Я не знаю, кем был мой дед, но гораздо больше меня занимает, кем будет его внук. (А.Линкольн) потребность в ощущении корней
  5. То обстоятельство, что человек может обладать представлениями о своем “Я”, бесконечно возвышает его над всеми другими существами. (И. Кант) потребность в поддержании статуса
  6. Кто ничего не знает, тому и ошибаться не в чем. (Менандр) Потребность в познании

Как только человек удовлетворит свои потребности, возникает вопрос о смысле жизни.

Что свято для человека? Что является целью жизни? (Беседа с учащимися)

Развлечения, власть, общественное признание, труд, любовь, профессионализм, богатство...

Личность создаёт ценностные ориентации через воспитание.

  1. Гуманистические ценности
  2. Эстетические
  3. Отечество – как ценность
  4. Экологические

Общечеловеческие ценности выстраданы опытом всего человеческого рода. Приведите примеры таких ценностей.

Не убивай, почитай отца твоего и мать твою.

В триадах испокон века воплотилась идея высших духовных ценностей человека.

“Вера. Надежда. Любовь”
“Истина. Добро. Красота”
“Свобода. Равенство. Братство”.

Своя триада у писателя В.Солоухина. “Работа. Природа. Любовь”.

Задание классу: Выделите ценностную триаду в стиховтворении Б.Окуджавы.

Совесть, Благородство и Достоинство -

Вот оно святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен,
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрёшь как человек.

Вернёмся к таблице “Соотношение биологического и социального в человеке”

Задание к классу: Выпишите потребности и ценности, определяющие социально-культурную программу человека.

И всё же феномен человека не могут объяснить ни учёные, ни философы. Ядро, суть человека, как бы ускользает.

Если взять большую энциклопедию ДНК, которая описывает организм человека и изменить только одну специфическую букву (нуклеотид) из каждых ста, то получится копия обезьяны (природное биологическое лицо человека). Генетически человек мало чем отличается от приматов (лишь 5 % различия). Но в этот маленький зазор уместились искусство, культура, и весь психокосм человека. Уникальность – это не только особенность человека, но и особенность смысла жизни человека.

У человека возникает особая связь между поколениями. Благодаря воспитанию, передачи разнообразной информации, человек получает то, что познано и завоёвано его предками, а значит свято. С тех пор как человек стал задумываться об устройстве окружающего мира, он начал постигать самого себя. И снова мы задаём вопрос: “Кто я?” “Кто мы?” “К чему и куда идём в бесконечном историческом развитии?”

Домашнее задание: подготовить эссе по теме: “Мера человеческого в человеке”, “Куда идёшь, человек?”, “Как прекрасна Земля, и на ней человек”.

Приложение № 1

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ К УРОКУ

АНТРОПОЛОГИЯ – наука, изучающая человека (от греч. – человек)

АНТРОПОГЕНЕЗ – происхождение и эволюция человека как вида

АДАМ – человек (иудейск.)

АЛЬТРУИЗМ – поведение человека, направленное на бескорыстные поступки, готовность пожертвовать своими интересами в пользу других.

ВОЛЯ – способность человека действовать в направлении поставленной цели.

ИНСТИНКТ – наследственно закреплённая форма поведения и психики.

ИНТЕЛЛЕКТ – совокупность всех познавательных функций индивида.

МОРФОЛОГИЯ – наука о телесной природе человека.

МОТИВ - форма проявления потребности, побуждающая человека к определённой деятельности.

МЫШЛЕНИЕ – процесс наиболее обобщённого отражения реальности.

ОБЩЕНИЕ – взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене информации.

ПОТРЕБНОСТИ – свойство и состояние человека выражающее его нужду в чём-либо или в ком-либо для поддержания своего существования и развития

РЕЧЬ – общение людей посредством языка (внешняя и внутренняя)

РАСОВЕДЕНИЕ – наука, изучающая состав народов мира в прошлом и настоящем (этническая антропология)

ЧУВСТВА – устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности.

ЦЕННОСТИ – явления и свойства явлений природы и общества, которые полезны в качестве цели или идеала.

ЦЕННОСТЬ – представления о том, что свято для человека, его убеждения и предпочтения, выраженные в поведении.



Комментарии:

Урок экологии по теме «Ландшафт – как фактор здоровья». 10-й класс

Выполняя творческие проекты, школьники раскрывают причины загрязнения природной среды, предлагают меры сохранения благоприятной окружающей среды. Природный ландшафт положительно влияет на психоэмоциональную сферу человека, сохраняет здоровье будущих поколений....

24 12 2025 18:45:56

Грибы: их многообразие и значение. 5-й класс

Данная разработка составлена для УМК Пономаревой И.Н. Урок разработан для учащихся 5-го класса. На уроке используется самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, дополнительной литературой, таблицами, муляжами, рисунками, для самопроверки знаний используется тестирование. К уроку предусмотрена подготовка сообщения учителем по теме, что способствует развитию познавательного интереса к предмету, формирует умения учащихся логически излагать изученный материал....

23 12 2025 3:52:53

Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии


    Развитие универсальных учебных действий школьников на уроках биологии

      В статье даётся анализ УУД-потенциала различных заданий и приёмов, используемых на уроках биологии....

22 12 2025 23:19:33

Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"


    Обобщающий урок в 6-м классе по теме "Питание и пищеварение"

      Урок повторяет и закрепляет знания учащихся по теме «Питание и пищеварение» через вовлечение их в активную деятельность на уроке. В ходе урока также проводится обобщение знаний. Урок позволяет проверить несколько компонентов: знание теории, умение восстанавливать схемы, обобщать и выделять существенные признаки. Урок также формирует навыки общения, сотрудничества, коллективизма....

21 12 2025 12:51:47

Общая хаpaктеристика водорослей

Общая хаpaктеристика водорослей Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....

20 12 2025 13:54:44

Формирование экологической культуры будущего гражданина


    Формирование экологической культуры будущего гражданина

      Экологическое образование детей – условие дальнейшего выживания человечества. Экологическая культура является результатом воспитания, который выражается в умении человека достичь гармоничных взаимоотношений с окружающим миром. В школе развитие экологической грамотности осуществляется с целью формирования основополагающих экологических понятий в процессе изучения учебных дисциплин, факультативов, элективных курсов и во внеклассной работе....

19 12 2025 22:32:14

Конспект урока "Как питаются животные?" (Природоведение. 5-й класс)


    Конспект урока "Как питаются животные?" (Природоведение. 5-й класс)

      Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....

18 12 2025 17:43:44

Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"


    Интегрированный урок (возрастная анатомия + психология). Тема: "Общая хаpaктеристика внимания и условия его организации"

      Данный урок показывает целостность и взаимосвязь восприятия учебного материала по смежным предметам на примере изучения высшей нервной деятельности человека. Рекомендуем представить данный материал с помощью компьютерных технологий....

17 12 2025 19:11:32

Внутренняя среда. Значение крови и ее состав

Это первый урок по теме – урок усвоения новых знаний, построенный в мультимедийной технологии. Новые понятия, изучаемые на уроке, проходят через слайдовую презентацию, которая способствует усвоению материала учащимися с разными ведущими каналами восприятия, разными доминирующими полушариями головного мозга. Лабораторная работа позволяет сделать учащимся самостоятельные выводы, которые сопоставляются с выводами учителя....

16 12 2025 5:37:30

Виртуальная дендроэкскурсия по экологической тропе к памятнику природы Скала «Мир»

Виртуальная экологическая тропа, на которую перенесена дендроэкскурсия, проведена в 2008 году в окрестностях «Скалы Мир». Такая форма расширяет аудиторию, знакомит с уникальным природным объектом. Кроме того, виртуальная экскурсия поддерживает интерес людей к изучаемому объекту....

15 12 2025 20:43:16

Вирусы


    Вирусы

      При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....

14 12 2025 2:14:17

Ролевая игра по антинаркотическому воспитанию подростков "Мое будущее начинается сегодня"


    Ролевая игра по антинаркотическому воспитанию подростков "Мое будущее начинается сегодня"

      Одной из лучших форм воспитания детей является игра. В предлагаемой работе представлен один из вариантов разработанной автором ролевой игры антинаркотического воспитания....

13 12 2025 6:41:33

Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"


    Интеллектуальная игра по анатомии "Тело человека"

      Игра «Тело человека» является обобщающей, уместна на уроке как промежуточный контроль знаний, закрепления и повторения пройденного, так и на районных предметных неделях для групп талантливых учащихся. Игра состоит из 13 разнообразных этапов. Игру отличают работа с микроскопом, скелетом, ребусами, кроссвордом, терминами и логическими цепочками. Пpaктическая часть в игре посвящена определению артериального давления (используя тонометр)....

12 12 2025 21:26:47

Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс


    Водоросли. Общая хаpaктеристика. 6-й класс

      Урок призван, используя технологию развития критического мышления через чтение и письмо (методические стадии: вызов, осмысление, рефлексия), сформировать у учащихся знания о среде обитания, особенностях строения водорослей как представителей древних растений....

11 12 2025 4:35:15

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

10 12 2025 20:59:44

Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии


    Организация исследовательской деятельности учащихся при изучении биологии

      Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....

09 12 2025 11:20:30

Основные понятия генетики. 9-й класс


    Основные понятия генетики. 9-й класс

      Данный урок является первым и основным при изучении большой темы "Наследственность и изменчивость". От понимания и усвоения основных понятий генетики будет зависеть успех изучения последующих уроков этой темы. Урок направлен на ознакомление и понимание учащимися основных понятий генетики. Ученики работают в рабочих листах и при необходимости они могут использовать эти "подсказки" на последующих уроках. Данное изложение материала позволяет учащимся осознанно, с пониманием формировать базовые знания. Простейшие генетические задачи вызывают интерес у школьников...

08 12 2025 10:40:22

Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Урок-конференция в 8-м классе по биологии "Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....

07 12 2025 11:57:47

Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"


    Тема урока "Органоиды эукариотической клетки"

      Урок обобщения и систематизации знаний в 10-м классе из раздела «Клетка – структурная и функциональная единица живого». Учащиеся под руководством учителя работают с конспектом урока, выполняя задания, разной сложности. Урок помогает в подготовке к зачету по теме и выполнению заданий ЕГЭ. В конце урока проводится рефлексия, цель которой выяснить, какие задания вызвали у учащихся наибольшее затруднение и отработка данных заданий на следующих уроках....

06 12 2025 7:19:41

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе


    "Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

      Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

05 12 2025 15:37:10

Воздух – смесь газов


    Воздух – смесь газов

      Цель урока: обобщить знания о составе воздуха, его основных свойствах....

04 12 2025 7:53:42

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость

Группы крови и резус-фактор. Методы определения и совместимость Группы крови – это иммунологические свойства крови, которые хаpaктеризуются наличием или отсутствием на поверхности эритроцитов агглютиногенов A и B, а в сыворотке крови - агглютининов α и β....

03 12 2025 23:21:51

Урок биологии в 10-м классе по теме "Приспособленность организмов — результат действия фактора эволюции"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Приспособленность организмов — результат действия фактора эволюции"

      Урок разработан для учащихся, работающих в группах с дополнительным материалом, вопросами и заданиями, выявляющими механизм приспособления в результате действия естественного отбора. ...

02 12 2025 21:22:47

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

01 12 2025 23:39:56

Урок на тему "Неклеточные формы жизни. Вирусы и бактериофаги"

Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....

30 11 2025 1:57:17

Классный час "Пивные реки. Доплывем ли до берега?"


    Классный час "Пивные реки. Доплывем ли до берега?"

      Классный час проводится с целью формировать у учащихся осознанное негативное отношение к пиву, как алкогольному напитку и положительное отношение к здоровому образу жизни; помогает развивать умение сопоставлять факты, выражать своё мнение....

29 11 2025 14:28:13

Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"


    Литературно-музыкальная композиция "Птицы – верные друзья"

      Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....

28 11 2025 0:43:37

Основные признаки и многообразие животных


    Основные признаки и многообразие животных

      Представлен урок комбинированного типа, который включает в себя письменную проверку знаний по карточкам по предыдущим темам, изучение нового материала с электронной презентацией; для уточнения и систематизации знаний предлагается дидактическая игра....

27 11 2025 19:43:46

Урок-занятие "Мир вокруг нас"


    Урок-занятие "Мир вокруг нас"

      Цель работы – познакомить учащихся с правилами поведения в природе, с воздушным, водным океанами, с зеленой страничкой жизни природой, с влиянием человека на воздух, воду, растения, животных и сохранением нашей планеты чистой и здоровой....

26 11 2025 12:33:41

Единство человека и природы

Основной задачей урока является воспитание чувства любви к малой родине и уважения к человеку-труженику. Эта повесть – прорыв памятью к истокам, к первозданному восприятию мира. Авторское понимание счастья там, "где на истинной земле живут воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну-единственную плату – ответную любовь"....

25 11 2025 12:25:21

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

24 11 2025 8:40:25

Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"


    Разработка урока биологии в 9-м классе по теме "Постэмбриональный период развития"

      Цели предлагаемого урока: закрепить знания об эмбриональном развитии организма; расширить знания учащихся о закономерностях послезародышевого развития организмов; развивать умение работать с разными источниками информации; сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению проблем, связанных с послезародышевым развитием организмов....

23 11 2025 13:18:27

"Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"


    "Опopный конспект к темам биологии "Клетка. Жизнедеятельность клетки" и к разделу "Побег"

      Опopные конспекты – один из приемов работы учителя с учащимися, способствующий активизации учебной деятельности. Опopный конспект может использоваться при изучении нового материала в 6–7-х классах и для повторения в 9-х классах при подготовке ГИА. ...

22 11 2025 0:49:42

Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Цветок"

      Урок биологии предназначен для учащихся 6-го класса. Урок составлен по программе линии В.В. Пасечника. На уроке даются основы строения цветка растений, классификация цветков в зависимости от особенностей строения околоцветника, главных частей, приводятся вопросы для повторения и закрепления. Учащимся можно предложить выполнить презентации....

21 11 2025 1:22:38

Информационные технологии на уроках биологии по теме "Движение животных в природе"


    Информационные технологии на уроках биологии по теме "Движение животных в природе"

      При проведении уроков биологии большое значение имеет демонстрационный материал. Увидев видеокадры, иллюстрации, схемы, учащиеся лучше воспринимают материал. Демонстрация ряда слайдов на различных этапах урока должна сопровождаться комментированием, беседой или обсуждением; обязательна работа с текстом учебника. ...

20 11 2025 12:16:16

Урок биологии в 7-м классе "Отряд перепончатокрылые, семейство пчелы"

Выделяются особенности медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни. Показывается их роль в природе и значение в жизни человека. Ребята приводят примеры сложного поведения пчел: постройка сот, изготовление меда и воска, как пчелы ориентируются, находя корм и т. д....

19 11 2025 9:55:26

Безусловные и условные рефлексы. Классификация и сравнение

Безусловная рефлекторная деятельность нужна для выживания и сохранения вида, условная - для приспособления к изменчивой окружающей среде....

18 11 2025 4:50:34

Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"


    Урок (ролевая игра) по биологии в 8-м классе по теме "Заболевание органов дыхания. Профилактика заболеваний дыхательной системы"

      Цель урока: расширить знания учащихся о возможных заболеваниях и нарушениях деятельности органов дыхания, их причинах и профилактических мерах; обосновать пагубное воздействие алкоголя и табака на дыхательную систему....

17 11 2025 13:33:44

Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"


    Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"

      Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....

16 11 2025 19:21:13

Нетрадиционные формы и методы проверки знаний учащихся


    Нетрадиционные формы и методы проверки знаний учащихся

      Отслеживание результатов обучения в объединениях биолого-экологической направленности разработано по видам контроля: вводный, текущий, итоговый. В структуру предлагаемых заданий заложен системный подход к обучению биологии и экологии: контролируются те ведущие понятия, содержание которых расширяется и углубляется из класса в класс. ...

15 11 2025 18:35:50

Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"


    Урок-презентация по теме "Клеточная теория. Особенности строения клетки"

      Урок-презентация разработан с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся. Основной целью урока-презентации является знакомство учащихся с особенностями строения животной и растительной клетки. ...

14 11 2025 18:43:44

Разработка урока "Отделы споровых: плауновидные, хвощевидные, папоротникообразные"


    Разработка урока "Отделы споровых: плауновидные, хвощевидные, папоротникообразные"

      В процессе умственно-пpaктической деятельности учащиеся постепенно, пошагово усваивают строение, размножение, значение плаунов, хвощей и папоротников. Главное правило в учебном процессе - не расслаивать учеников на сильных и слабых, организовывать взаимообучение детей методом совместно-групповой учебной деятельности....

13 11 2025 2:45:40

Вещества, образуемые растениями

На уроке, учитывая возрастные особенности пятиклассников, формируются представления о дубильных веществах, фитонцидах и витаминах, понятие о здоровом образе жизни и рациональном питании, умение использовать текст и рисунки при решении поисковых задач, навыки самостоятельной работы с текстом учебника и ИКТ....

12 11 2025 15:45:27

Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)


    Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)

      Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....

11 11 2025 21:26:25

Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"


    Программа по формированию ЗОЖ "Школа юных тьюторов"

      Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....

10 11 2025 16:39:55

Из опыта работы экологического клуба


    Из опыта работы экологического клуба

      Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

09 11 2025 12:35:47

Особенности строения, свойства и функции цитоплазмы


    Особенности строения, свойства и функции цитоплазмы

      На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....

08 11 2025 4:58:13

Воздушная одежда Земли


    Воздушная одежда Земли

      Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....

07 11 2025 10:17:28

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)


    Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

      В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

06 11 2025 15:43:10

Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"


    Урок биологии "Видоизмененные подземные побеги. Обобщение знаний о стeбле"

      Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....

05 11 2025 21:43:48

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::