Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"


    Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"

Тема: «Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство».

Задачи:

  • обобщить знания учащихся о насекомых;
  • раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить ее роль в природе и жизни человека;
  • продолжить работу по формированию умений выявлять частные признаки и находить на их основе общие биологические закономерности, строить доказательства и обосновывать их;
  • продолжить экологическое воспитание учащихся и формирование у них бережного отношения к природе; в целях экологовалеологического образования научить учащихся укреплять своё здоровье и жить в гармонии с природой.

Оборудование: видеоаппаратура, любительский фильм о медоносной пчеле, кинофильм «Биология 2. Животные»; коллекция «Пчела медоносная»; таблицы с изображением члeнистоногих, в т.ч. и медоносной пчелы; подборка литературы по данной теме; проекты учащихся по теме «Пчёлы, мёд и здоровье человека»; продукты пчеловодства.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности учащихся к уроку.
Постановка цели урока перед учащимися.

II. Проверка знаний учащихся по пройденному материалу

Индивидуальный устный опрос у доски.

1. Место обитания насекомых и особенности их внешнего строения.
2. Особенности внутреннего строения насекомых.
3. Типы развития насекомых.

III. Изучение нового материала

Объяснение с помощью видеофрагментов, снятых на юге Башкортостана, видеофильма «Биология 2. Животные»

1. Этапы развития пчеловодства

Рассказ учителя. Большинство насекомых ведет одиночный образ жизни. Однако есть и общественные насекомые. К ним относятся термиты, шмели, осы, муравьи. Сообщество этих насекомых представляет собой одну большую разросшуюся семью. Общественные насекомые делятся пищей друг с другом, совместно ухаживают за личинками, охраняют гнездо. К общественным насекомым относятся и медоносные пчёлы.
В найденных пластах мелового периода, наряду с окаменелостями различных насекомых встречаются и окаменелости пчёл.
Пчела появилась намного лет раньше человека и жила в содружестве с цветочными растениями.
Многие исторические памятники указывают на то, что первобытный человек уже знал и любил мёд.
Около 6000 лет тому назад население Египта наряду с гoлyбями и курами разводило пчёл.
В Ассирии ( 2950 – 2050 лет до н.э..) пчеловодство уже было в цветущем состоянии, известен был также и воск. Тела умерших намазывали мёдом и покрывали воском.
Китайцы в третьем и втором тысячелетии до н.э. рекомендовали мёд как самостоятельное лечебное средство.
Пчеловодство больше всего развивалось в эпоху распространения христианства. Тогда началось употрeбление воска для религиозных целей. Церковь за воск отпускала грехи. Пчеловодство было любимым занятием древних славян.
В далёкие времена медоносные пчёлы жили независимо от людей – в лесу, в дуплах деревьев, а охотники за мёдом находили их там и разоряли «пчелиные города».
Постепенно люди начали приручать пчёл. Для этого они стали делать искусственные жилища для пчёл – борти: выбирали дуплинные брёвна, прибивали внутри них планки, к которым пчёлы крепили соты с мёдом. Основной недостаток бортей – из них трудно доставать мёд. В 1814 г. знаменитый русский пчеловод П.И. Прокопович изобрёл рамочный улей. Появилась возможность открывать улей, осматривать пчёл и ухаживать за ними. Впоследствии в ульи стали вставлять искусственные основы сотов. Пчёлам оставалось только достроить ячейки.

2. Город крылатого племени

Рассказ учителя. Медоносные пчёлы живут большими семьями: дикие – в дуплах деревьев, домашние – в ульях.
Современная пчелиная семья в период своего наивысшего развития может состоять из 70 - 80, а в некоторых случаях и из 100 тысяч насекомых. Это примерно столько, сколько жителей в нашем городе. Кроме того, в ней высиживаются десятки тысяч детей – личинок и куколок, будущих её «граждан». Не случайно улей называют «городом крылатого племени». Семью медоносных пчёл основывает самка – матка. Все члeны семьи – её дети. Как сказал поэт, «… проживает вместе с ней сорок тысяч дочерей».
Каков состав семьи пчёл? Чтобы ответить на этот вопрос ученики выполняют самостоятельную работу.

Самостоятельная работа учащихся

Прочитать на с. 136-137 §28 раздел «Пчёлы» и ответить на вопросы:

– Сколько особей может включать пчелиная семья?
– Перечислить члeнов пчелиной семьи, особенности их строения, из каких яиц они развиваются, чем выкармливаются?
– Что такое полиморфизм пчёл?

При ответе на данные вопросы можно также использовать таблицу «Хаpaктеристика особей пчелиной семьи» (Приложение 1)

После самостоятельной работы с материалом учебника и таблицы осуществляется устная проверка полученной информации. Особенности строения рабочей пчелы обсуждается более подробно.

3. Внешнее строение пчелы в связи с её работой

Объяснение учителя. Демонстрация видеофильма о медоносной пчеле «Биология 2. Животные».
Почему пчелу называют труженицей? Потому, что она действительно создана природой только для работы. Существование большинства цветковых растений (примерно 90%) невозможно без насекомых – опылителей, основными среди которых являются пчёлы.
Пчела стоит на вершине пирамиды всех живущих на нашей планете насекомых.
Пчела имеет большую, покрытую волосками, голову, по бокам которой находятся два сложных глаза, а между ними – три простых глазка. Пчёлы различают жёлтый и синий цвета и даже невидимые для человека ультрафиолетовые лучи, но красный цвет они не видят.
Спереди отходят длинные изогнутые усы – органы осязания. Нижними челюстями и длинной нижней губой пчела слизывает и сосёт нектар, ротовые органы пчелы называют грызуще – лижущими.
На нижней стороне брюшка имеются гладкие, без волосков участки – зеркальца. На их поверхности выделяется воск. Пчелы строят из воска соты.
На наружной стороне ног рабочих пчёл заметно по одному углублению, окружённому длинными волосками, это корзиночки. Имеются и щёточки – широкие члeники этих же ног с твёрдыми щетинками. При их помощи пчёлы собирают пыльцу цветков растений и помещают в соты. Пыльца, пропитанная мёдом (перга) – запас белкового корма.
На конце брюшка пчёл находится зазубренное втяжное жало. Когда пчела вонзает его в жертву, то по его желобку в ранку стекает яд. При этом сама пчела погибает, так как не может вытащить жало из его кожи и отрывает его с частью внутренних органов.
Каждый наблюдал, как в летний солнечный день пчёлы кружатся над цветами, с которых собирают сладкие капельки нектара. Чтобы выработать 100 г мёда, пчела должна посетить примерно миллион (1000000) цветов. Она хоботком собирает с цветка нектар, который попадает в объёмистый зоб и смешивается с выделениями зобных желез. Пчела летит в свой улей с ношей и скорость её составляет 30 км/ч, а «порожняком» 65 км/ч, т.е. по быстроте можно сравниться с поездом. Л.Н. Толстой в романе «Анна Каренина» писал: «В прозрачной тишине утра слышны были малейшие звуки. Пчёлка со свистом пули пролетела мимо уха Левина».
Для сбора 1 кг мёда пчеле нужно принести 12000-150000 нош нектара.
Чтобы попасть в улей, пчела проходит через леток (вход улей) мимо пчелиной «стражи», которая следит за тем, чтобы чужая пчела или другое насекомое не проникли в улей. В улье пчелу встречают другие пчёлы – приёмщицы нектара.
Приёмщица освобождают пчел - сборщицу от нектара и некоторое время хранит последний в своём медовом желудочке, где нектар подвергается сложной переработке, которая началась ещё в желудочке у пчелы – сборщицы.
После того пчела отыскивает свободную шестигранную ячейку, куда откладывает каплю нектара. Однако из этой капли ещё не получились капли меда: другие пчёлы будут продолжать сложную работу по превращению нектара в мёд. В нектаре содержится от 40 до 80% воды, а для приготовления мёда пчелы должны удалить до 3/4 этого количества. Это достигается многократным переносом каждой капли из одной ячейки в другую, каждая пчела в минуту совершает 264000 взмахов, создаёт дополнительную циркуляцию воздуха в улье, ускоряющую процесс испарения.
Накопленные доверху мёдом восковые ячейки пчелы запечатывают воском. Такой мёд может храниться в течение многих лет. Одна пчелиная семья собирает за летний сезон до 150 кг мёда. Для сбора 1 кг мёда пчеле нужно принести 12000-150000 нош нектара.

IV. Закрепление

Учитель: Используя личный опыт и знания, подумайте, как надо поступить, если вас ужалила оса, пчела?

Ответы учеников…

Участники проекта «Пчёлы, мёд и здоровье человека» формулируют правила:

  • вынуть жало;
  • смазать ужаленное место спиртом, приложить подорожник;
  • если поднимется температура, появится отёк – надо обратиться к врачу.

Необходимо соблюдать меры предосторожности:

  • не ходить босиком там, где рядом находятся цветущие растения;
  • на даче, в походе есть бутерброды с мясом осторожно, чтобы оса не ужалила слизистую оболочку рта;
  • воду лучше пить через соломинку или из стаканчика, чтобы видеть, нет ли там
  • насекомого;
  • осы и пчёлы не очень любят жёлтый и синий цвет, пугаются, когда машут руками;

Учитель: Выделите основное, главное из всего сказанного.

Ученик: Пчелиная семья насчитывает 70000 особей. Пчёлы не могут жить в одиночку – только семьями, они относятся к «общественным насекомым». Пчелиная семья состоит из матки, рабочей пчелы, трутня. В улье нет начальников и подчинённых, надсмотрщиков, бригадиров или учётчиков. Никто не направляет пчёл на работу и не даёт им какого – нибудь задания. Каждая пчела сама, повинуясь природному инстинкту выполняет определённый круг своих обязанностей.
Вывод: Медоносная пчела является высокоорганизованным представителем класса Насекомые; это выражается в специализации отдельных частей тела, развитии центральной нервной системы и органов чувств в их сложном поведении, что и явилось причиной их расцвета – широкого распространения в природе.

V. Презентация проекта «Пчёлы, мёд и здоровье человека»

Апитерапия – лечение продуктами пчеловодства.
Апидолог – человек, изучающий жизнь и повадки пчёл.

Подготовлены выступления по следующим вопросам:

  • Сорта мёда
  • Значение мёда для детского организма
  • Применение мёда при заболеваниях желудочно – кишечного тpaкта
  • Лечебная доза мёда
  • Применение мёда в лечебной косметике
  • Применение пчелиного яда с лечебной целью
  • Первая помощь при отравлении пчелиным ядом.

VI. Задание на дом: § 28, заполнить таблицы в рабочей тетради на с. 92 «Хаpaктеристика особей пчелиной семьи», «Хаpaктеристика особей муравьиной семьи».



Комментарии:

Проектная идея "Земноводные"


    Проектная идея "Земноводные"

      Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....

04 12 2025 16:38:37

Наследственные болезни человека


    Наследственные болезни человека

      На уроке о наследственных болезнях рассматривается материал по основным разделам генетики человека, включая методы изучения генетики человека, классификацию наследственных болезней, факторы, вызывающие наследственные заболевания, методы ранней диагностики....

03 12 2025 11:10:26

Результаты эволюции

Результаты эволюции Результаты эволюции проявляются в трех следствиях: органической целесообразности, постепенном усовершенствовании организмов, многообразии видов....

02 12 2025 13:25:30

Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физической активности для сохранения здоровья"


    Интегрированный урок биологии и физкультуры "Значение физической активности для сохранения здоровья"

      Интегрированный урок биологии и физкультуры не только раскрывает значение двигательной активности для организма, но и знакомит с бесценным опытом выживания в тяжелых для существования климатических условиях коренных народов Севера. Использование народных игр и состязаний на занятиях не только учит детей играть, но и знакомит их с обычаями и традициями....

01 12 2025 0:57:24

Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"


    Обобщающий урок по биологии "Добро пожаловать в мир беспозвоночных животных"

      Цель обобщающего урока: с помощью создания игровой ситуации выяснить степень усвоения материала по теме, систематизировать знания учащихся, прививать интерес к предмету и любовь к природе, раскрывая пpaктическое и эстетическое значение животных в жизни человека. Формировать навыки коллективной и самостоятельной работы, развивать творческий потенциал детей при подготовке к занятию....

30 11 2025 9:37:54

Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования


    Использование педагогической технологии "ИСУД" как дидактического ресурса личностно-ориентированного образования

      "ИСУД" (индивидуальный стиль учебной деятельности ученика) является частным случаем развивающего обучения. Эта технология специально спроектирована как открытая система для добавления новых приёмов и форм работы и для корректирования и модернизации системы ресурсов учебного успеха ученика. В статье показано использование приёмов ИСУД на уроке биологии в 10-м классе по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина. ...

29 11 2025 18:29:41

Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"


    Урок обощения знаний по теме "Эволюционное учение"

      Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....

28 11 2025 16:17:20

Урок: "Отделы растений"


    Урок: "Отделы растений"

      Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке. ...

27 11 2025 11:59:58

Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"


    Сюжетно-ролевая игра "Почему не могут жить вместе страусы и пингвины"

      Игровая форма данного урока выбрана с целью повышения интереса к предмету, развития биологического мировоззрения, создания условий положительной мотивации школьников. Учащимся будет предложено определить экологические группы птиц на основе изученных тем по многообразию данного раздела, работать с опopными таблицами, схемами, картами и текстом. ...

26 11 2025 11:13:15

Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"


    Технологическая карта урока биологии на тему "Лишайники"

      Цель урока: определить место лишайников в царстве растений....

25 11 2025 22:37:37

Информационно-агитационные буклеты "Сохраним природу вместе!"

"Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней" – писал более ста лет назад Лев Толстой. "Далекий отголосок хора мне слышать иногда дано..." – говорил Борис Пастернак. Эти писатели любили природу, очень важно, чтобы и мы имели возможность наслаждаться природой. Ее нужно беречь и приучать всех людей бережно к ней относиться, заботиться о животных и растениях. Где нет любви к природе, там нет любви и к человеку....

24 11 2025 2:46:39

Сборник цифровых диктантов по анатомии


    Сборник цифровых диктантов по анатомии

      Цифровые диктанты охватывают курс "Анатомия человека" и составлены по разделам. Диктанты включают разделы от "Общего обзора организма человека" до темы "Кровь и кровообращение". Диктанты можно использовать в любой части урока, при работе с любым УМК....

23 11 2025 22:42:34

Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")


    Урок по теме "Состав крови" в 8-м классе (интегрированный урок биологии и информатики по методике "Французские мастерские")

      Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....

22 11 2025 20:28:42

Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)


    Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)

      В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....

21 11 2025 7:12:23

Вкус человека. Строение вкусового анализатора

Вкус человека. Строение вкусового анализатора Вкус — процесс восприятия вкусовых свойств веществ, попадающих на рецепторы слизистой языка и полости рта. Жизненная роль вкусовых ощущений, как и обонятельных, меньше, чем зрительных и слуховых....

20 11 2025 5:46:54

Минералы и горные породы


    Минералы и горные породы

      Данная работа представляет собой интегрированный урок литературы и природоведения. Основные этапы урока основываются на знаниях произведений, изученных на уроках литературы, окружающего мира, жизненного опыта учащихся. На уроке используется компьютерная презентация, лабораторная работа, работа с текстом. Урок составлен с целью повышения интереса учащихся к обучению....

19 11 2025 12:40:24

Значение насекомых в природе и жизни человека


    Значение насекомых в природе и жизни человека

      Материал расширяет знания учащихся о насекомых и их многообразии, формирует понимание значения насекомых в природе и жизни человека. Цель: формировать умения работать с текстом, искать, выделять информацию, структурировать (таблица, кластер)....

18 11 2025 22:58:46

Биотехнология. 10–11-й класс

Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на пpaктике....

17 11 2025 18:13:26

Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы


    Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы

      Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы. ...

16 11 2025 8:22:24

Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц")


    Урок литературы с элементами интеграции на тему "Быть человеком – это и значит чувствовать, что ты за все в ответе" (по сказке А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц")

      Основное содержание урока литературы с элементами интеграции по теме "Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе" – инсценированное чтение отрывков из сказки "Маленький принц" с комментариями учителя, беседа по сказке, исполнение группой детей вальса цветов, песни "Маленький принц", пpaктическая работа: посадка детьми семян цветов....

15 11 2025 4:53:56

Разработка плана урока природоведения в 5-м классе "Многообразие живых организмов"


    Разработка плана урока природоведения в 5-м классе "Многообразие живых организмов"

      На уроке учащиеся знакомятся с делением живых организмов на царства. Учитель указывает примерную численность каждого царства. При помощи слайдов презентации идёт знакомство с отдельными представителями царств живой природы. Подчеркивается разнообразие живых организмов и значимость каждого организма, воспитывается бережное отношение к природе. ...

14 11 2025 8:39:56

Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"


    Художественное слово на уроке биологии в 5-м классе "Осенние явления в жизни растений"

      Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....

13 11 2025 23:20:48

Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"


    Урок в 11-м классе "Биотические факторы среды"

      На занятии используются проблемные вопросы и задания, построенные на содержании учебного материала, учитель тем самым способствует развитию проблемного мышления у школьников. Учебный материал разбивается на 3–4 части, к которым конструируются проблемные задания. Урок становится ярче, если используются компьютерные технологии, урок помогает учащимся овладевать новыми способами поиска информации. ...

12 11 2025 12:53:22

Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"


    Урок в 11-м классе "Наследственные болезни человека"

      Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний. ...

11 11 2025 21:45:50

Особенности внутреннего строения рыб

Презентация для учащихся 7-го класса по теме «Надкласс рыбы». Занятие построено на основе презентации....

10 11 2025 16:29:11

Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс


    Конспект урока биологии по теме "Иммунитет. Виды иммунитета". 8-й класс

      Цель урока – ознакомление учащихся с защитным механизмом организма – иммунитетом. В ходе урока учащиеся знакомятся с работами Э.Дженнера, Л.Пастера. И.И. Мечникова, изучают механизмы формирования иммунитета....

09 11 2025 22:14:40

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение

Стригущий лишай (дерматофитоз) у собак: признаки и лечение Это заболевание собак, которое вызывают грибковые микроорганизмы. Для болезни хаpaктерно появление на коже безволосых участков с четким контуром....

08 11 2025 10:57:38

Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"


    Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"

      Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....

07 11 2025 2:37:50

Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)


    Урок "Пищеварение в ротовой полости" (8-й класс)

      Урок способствует формированию и развитию у учащихся не только предметных, но и общеучебных умений и навыков, ориентированных на развитие личности. ...

06 11 2025 0:50:41

Методическая разработка урока "Иммунитет"


    Методическая разработка урока "Иммунитет"

      Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....

05 11 2025 22:44:53

План-конспект урока по теме "Сравнение митоза и мейоза"


    План-конспект урока по теме "Сравнение митоза и мейоза"

      План-конспект урока "Сравнение митоза и мейоза" составлен для занятия, которое рассчитано на один академический час для химико-биологического профильного класса. Урок проводится в форме пpaктического занятия, на котором учащиеся выполняют 3 пpaктических задания и защищают их. Работа сопровождается показом интеpaктивных моделей и презентации. Занятие проводится после двух парных лекционных занятий: "Клеточный цикл. Митоз" и "Мейоз" и носит хаpaктер обобщения и контроля знаний. Контроль на уроке предлагается в форме задания части В контрольно-измерительных материалов ЕГЭ на соотнесение способов деления клетки и черт различия между ними....

04 11 2025 17:10:55

Контрольно-обобщающий урок по биологии


    Контрольно-обобщающий урок по биологии

      Данная разработка предлагает проведение контрольно-обобщающего урока с использованием презентации по теме «Tрaнcпортные системы организма» с целью повторения, систематизации, обобщения, расширения знаний о кровеносной и лимфатической системах организма человека. ...

03 11 2025 15:37:54

Обобщающий урок "Основы цитологии"


    Обобщающий урок "Основы цитологии"

      Представленный урок биологии в 10-м классе обобщает и систематизирует знания учащихся по теме "Основы цитологии"; закрепляет знания о клетке как системе взаимосвязанных структур; формирует научное мировоззрение о взаимосвязи структуры органоидов в связи с выполняемой функцией; совершенствует умение работать с рисунками, схемами, тестами. ...

02 11 2025 23:26:29

Значение водорослей в природе и жизни человека

Значение водорослей в природе и жизни человека Из красных водорослей (филофора) получают агар, используемый в микробиологии и кондитерской промышленности. Из зеленых (кладофора) делают бумагу....

01 11 2025 21:37:38

Многообразие моллюсков (урок в рамках технологии "Критическое мышление, 7-й класс)


    Многообразие моллюсков (урок в рамках технологии "Критическое мышление, 7-й класс)

      Методы и приемы на уроке подбирались исходя из содержания материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Обучение строилось как процесс общения. Урок проведен в рамках технологии "Критическое мышление", одной из основных целей которой является научить ученика самостоятельно мыслить, осмысливать, передавать информацию....

31 10 2025 15:35:47

Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании


    Игровые технологии в непрерывном экологическом образовании

      Любой игре или игровой ситуации обязательно должны предшествовать наблюдения в природе, обучающие занятия, разного рода исследования, чтение различной литературы (первоисточников). Игра может проводиться как часть занятия (урока), а также на прогулке или на экскурсии, в любое внеурочное время. Достигнутый результат в игре зависит от того, какие цели и задачи воспитатель предъявлял к данной игре, а также от эмоционального настроя педагога. ...

30 10 2025 19:48:45

Игра-викторина "Растения, животные и внешняя среда. Особенности природы Донского края"


    Игра-викторина "Растения, животные и внешняя среда. Особенности природы Донского края"

      Представлена разработка игры-викторины для учащихся 5–6-х классов. Игра может проводиться в качестве заключительного урока по курсу «Природоведение» (в 5-м классе) или как внеклассное мероприятие в рамках предметной недели естественных наук (в 5–6-х классах). На вопросы викторины приводятся правильные ответы. ...

29 10 2025 1:27:17

Урок-игра "Многообразие земноводных". 7-й класс


    Урок-игра "Многообразие земноводных". 7-й класс

      Разработка урока для 7-х классов с использованием мультимедийной презентации. Цели урока: расширить, углубить и систематизировать знания учащихся о животных из класса Земноводные, особенностях их жизнедеятельности и использовании их человеком; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, сравнивать, делать выводы, применять полученную информацию в новых условиях....

28 10 2025 12:41:35

Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс


    Методическая разработка урока по теме "Память. Значение и виды памяти. Способы развития памяти". 8-й класс

      В разработке представлены пpaктические методы изучения памяти: тестирование, самодиагностика, игра. Актуализация темы и активизация познавательного интереса показана посредством беседы с опорой на положительные эмоциональные воспоминания....

27 10 2025 0:27:40

Семейство Розоцветные


    Семейство Розоцветные

      В статье представлен вариант проведения урока по изучению семейства цветковых растений. При проведении урока проводится лабораторная работа по определению растений семейства с использованием презентации. ...

26 10 2025 10:37:10

Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"


    Урок биологии с использованием ИКТ. Тема: "Мышцы. Типы мышц, их строение и значение"

      Использование ИКТ в обучении биологии позволяет создать условия для самостоятельного приобретения учащимся знаний за счет наглядности, создаваемой компьютером; реализации методики проблемного обучения с использованием ученических презентаций; автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому ученику иметь полную и объективную информацию о ходе процесса освоения знаний в реальном временном масштабе; технических возможностей компьютера как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения; развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации. ...

25 10 2025 15:41:52

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

24 10 2025 16:11:20

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение

Клеточные включения: строение, функции и биологическое значение Вместе с мембранными и немембранными органеллами в цитоплазме находятся клеточные включения, которые являются непостоянными элементами клетки. Они появляются и исчезают на протяжении ее жизненного цикла. Формируются в основном в пластинчатом комплексе и в эндоплазматическом ретикулуме....

23 10 2025 22:14:37

Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"


    Урок биологии в 6-м классе на тему "Шляпочные грибы. Особенности строения и размножения"

      Урок поможет учителям биологии в подборе материала к уроку, выборе форм и методов работы на уроке по данной теме. Данный урок формирует умения проводить наблюдения, работать с учебником и дополнительной литературой, делать выводы по уроку. ...

22 10 2025 1:58:12

Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)


    Методика проведения уроков по теме "Земноводные", 7-й класс (парацентрическая технология обучения)

      В данной технологии при составлении методических инструкций для учащихся учитель имеет большие возможности для реализации дифференциации – как уровневой, так и профильной, сохраняя классный коллектив, решая тем самым и проблему адаптации. Парацентрическая технология открывает большие возможности в использовании различных учебников....

21 10 2025 20:48:10

Модуль по теме "Участие кожи в терморегуляции. Закаливание"


    Модуль по теме "Участие кожи в терморегуляции. Закаливание"

      Одно из ведущих положений теории деятельности для эффективного обучения предполагает такую его организацию, при которой ученик сам оперирует учебным содержанием, и только в этом случае оно усваивается осознанно и прочно, а также идет процесс развития интеллекта ученикам. Новая парадигма состоит в том, что ученик должен учиться сам, а учитель – осуществлять мотивационное управление его учением. ...

20 10 2025 16:25:48

Комбинированный урок с элементами интеpaктивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола


    Комбинированный урок с элементами интеpaктивного обучения. "Правда ли, что трехцветных котов не бывает?" Генетика пола

      Проблемный вопрос позволяет повысить мотивацию не только к данной теме урока, но и ко всему разделу «генетика». К уроку прилагается презентация. Интеpaктивное обучение ускоряет и активизирует процесс полученных знаний. ...

19 10 2025 9:46:11

Дидактический материал раздела "Растительный мир Саратовской области" (региональная программа "Биологическое краеведение")

Материал позволяет систематизировать изученный материал, организовать самостоятельную исследовательскую деятельность, работать с понятиями в системе их применения, реализуя межпредметные связи. ...

18 10 2025 22:16:57

Обобщающий урок-игра "Млекопитающие"

Урок призван способствовать развитию познавательного интереса, активизировать знания, сформировать навыки общения, сотрудничества, коллективизма. Викторину можно проводить как урок с учащимися одного класса, а также как внеклассное мероприятие во время проведения недели естественных наук....

17 10 2025 0:45:27

Строение сердца


    Строение сердца

      На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

16 10 2025 5:14:34

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::