Урок "Зрительный анализатор" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок "Зрительный анализатор"


    Урок "Зрительный анализатор"

Цели урока.

Обучающая – формирование знаний о строении и функциях глаза и его частей, их взаимосвязи на конструктивном уровне.

Развивающая – введение новых терминов и понятий: (глазное яблоко, склера, роговица, сосудистая и радужная оболочки, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно).

Воспитательная – формирование бережного отношения к своему здоровью.

Тип урока: урок комбинированный.

Оборудование: презентация, пустой стакан, стакан с водой, 2 карандаша, графический планшет, настольная лампа.

Методы: частично-поисковый, словесный, работа с текстом, демонстрационный, экспериментальный.

Приемы деятельности: постановка проблемы, актуализация знаний, эвристическая беседа, работа с графическим планшетом.

Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I этап.
Организа-
ционный
На этом этапе определяется хаpaктер взаимоотношений учителя и ученика.

Проверка готовности учащегося к уроку.

Организация внимания.

Приветствие.
II. Этап проверки домашнего задания 1) Чем отличаются понятия “органы чувств” и “анализаторы”?

2) Начертите схему строения анализатора.

Выполнение задания.

Рисунок 1. “Схема строения анализаторов”

Минутка здоровья Работами профессора М.М.Кольцовой доказано, что тренировка тонких, дифференцированных движений пальцев является и стимулом для развития речи ребенка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом:

1. Кулак левой руки движется по ладони правой. Кулак правой руки движется по ладони левой.

2. Кулак – ребро – ладонь. Три положения руки на столе или на колене последовательно сменяют друг друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз.

3. Кисть согнуть и соединить кончик большого пальца с кончиками четырёх других.

III. Этап изучения нового материала I. Значение зрения.

Беседа с учащимся, в ходе которой учитель подводит итог о том, что орган зрения – глаз, важнейший из органов чувств. Он воспринимает до 90% всей поступающей в организм информации. Зрение дает человеку возможность точно ориентироваться, овладевать грамотой, наукой и искусством, совершать трудовые операции.

Включить демонстрацию экрана. Использование при объяснении материала презентации “Зрительный анализатор”. Слайды 1, 2. Презентация

II. Расположение глаз

Слайд 3. Беседа.

III. Строение глаза.

Глаз состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Из глазного яблока выходит зрительный нерв, соединяющий его с мозгом.

Вспомогательный аппарат глаза состоит из защитных образований, слезного и двигательного аппарата.

а) Защитные образования глаза.

Слайд 4. К защитным образованиям относятся брови, ресницы, веки. Каково их значение?

б) Слезный аппарат.

Слайд 5. Слезный аппарат представлен слезной железой и слезовыводящими каналами. Слезная железа располагается в костном углублении верхне-наружной стенки орбиты.

Слайд 6. На слайде помещен текст о составе слезной жидкости. Внимательно прочитайте. Секрет слюнной железы – слеза, которая омывает глазное яблоко и постоянно увлажняет роговицу. Состав слезы: около 99% воды, NaCl, лизоцим.

Какое значение имеет лизоцим? В состав какого вещества кроме слюны входит лизоцим?

в) Двигательный аппарат глаза.

Слайд 7. Двигательный аппарат глаза образован шестью мышцами – 4 косые и 2 прямые мышцы. Проведем эксперимент

Отключить демонстрацию экрана и свернуть презентацию для проведения экспериментов. Эксперимент №1. Цель эксперимента: определение функций глазных мышц.

Ход эксперимента: учитель перемещает глаза вверх, вниз, вправо, влево, описывает окружность.

После проведения эксперимента учащийся должен ответить на вопрос: В каких направлениях возможно движение глаз? Перемещаются ли оба глаза совместно?

Учитель подводит итог. Глазные мышцы обеспечивают разнообразные произвольные движения глазного яблока и действуют таким образом, что оба глаза перемещаются совместно и направлены в одну и ту же точку.

Эксперимент №2, результаты которого пригодятся в ходе урока.

Цель работы: обнаружение сужения и расширения зрачка.

Ход эксперимента: Учащемуся предлагается смотреть в глаза учителя и наблюдать за шириной зрачка. При этом учитель включает и выключает настольную лампу, установленную на компьютерном столе.

Что происходит с зрачком при ярком освещении и в полутьме?

Учитель подводит итог. Расширение и сужение зрачка регулируется специальными глазными мышцами, расположенными в радужке.

Ответ: Брови пpeдoxpaняют от попадания пота в глаза. Ресницы защищают глаза от пыли, снега, дождя. Веки защищают глаза во время сна, пpeдoxpaняют от влияния яркого света, пыли и повреждений.

 

Ответ: Обладает бактерицидным действием. Входит в состав слюны.

 

Учащийся наблюдает через монитор за движением глаз учителя.

Ответ: движение глаз согласованное и во всех направлениях.

 

Ответ: зрачок сужается при ярком свете, а в темноте расширяется.

Минутка здоровья Работа за компьютером накладывает дополнительные требования по отношению к зрению. Во время работы за компьютером необходимо проведение комплекса упражнений для глаз.

1. Частое моргание глазами. Быстро и легко моргайте 2 минуты. Способствует улучшению кровообращения.

2. Крепко зажмурьте на 3-5 секунд глаза, а затем откройте глаза на 3-5 секунд. Повторите 7 раз. Укрепляет мышцы век, улучшает кровообращение, способствует расслаблению мышц глаз.

3. Упражнение “велотренажер для глаз”: перемещайте взгляд в разных направлениях (по кругу – по часовой стрелке и против, вправо – влево, вверх – вниз, восьмеркой). Глаза при этом могут быть открыты или закрыты, по желанию.

  Включение демонстрации экрана. Продолжить просмотр презентации. Слайд 8. На слайде приведена схема движения глаза человека

Глазное яблоко. Глазное яблоко имеет форму шара, но более выпуклого спереди. Состоит из внутреннего ядра и трех оболочек.

1. Оболочки глаза.

Наружная волокнистая.

Слайд 9. Задний отдел наружной оболочки представляет собой капсулу цвета вареного белка – белочная оболочка (склера). Какова ее функция?

Слайд 10. Передний отдел наружной оболочки – выпуклая прозрачная роговица. Как вы думаете, почему роговица прозрачная?

Средняя сосудистая.

Слайд 11. В самом названии оболочки есть подсказка.

Почему среднюю оболочку глаза назвали сосудистой?

В ней выделяют три части: радужка, ресничное тело, собственно-сосудистая оболочка.

Передняя радужка имеет вид плоского кольца и располагается непосредственно под роговицей. Так как роговица прозрачна, то мы видим расположенную под ней радужку. Какова цвета радужка у вас и ваших родственников и друзей? Почему радужка получила такое название?

Слайд 12. Учитель делает вывод о том, что радужка может быть разных цветов, отсюда и название. А цвет глаз зависит от пигментов, расположенных в радужной оболочке.

Слайд 13. Луч света же проникает внутрь глаза через зрачок, который расположен в середине радужной оболочки.

Слайд 14. Из ранее проведенного эксперимента мы убедились в том, что при ярком свете зрачок сужается, а в темноте расширяется.

Средняя часть сосудистой оболочки ресничное тело. Ресничное тело это круговой валик, в котором заложена ресничная мышца, сокращение которой передается на хрусталик, меняющий при этом свою кривизну.

Собственно сосудистая оболочка содержит черный пигмент, который поглощает свет и богата кровеносными сосудами.

Внутреннее ядро.

Cлайд 15. Внутреннее ядро составляет хрусталик, стекловидное тело, водянистое содержимое передней и задней камер.

Хрусталик имеет форму двояковыпуклой линзы. Он прозрачен и эластичен, расположен позади зрачка. Хрусталик преломляет входящие в глаз лучи и фокусирует их на сетчатке. В этом ему помогают роговица и внутриглазные жидкости. При помощи ресничной мышцы хрусталик меняет свою кривизну. Он может принимать форму то для дальнего видения - плоский, то для ближнего видения – выпуклый.

Большая часть полости глазного яблока выполнена прозрачным коллоидным веществом – стекловидным телом. Стекловидное тело содержит 98,5% воды и 1,5% твердого остатка.

Роговица, камерная, хрусталик, стекловидное тело – преломляющие среды глаза.

Внутренняя оболочка глаза.

Слайд 16. Сетчатка – светочувствительная часть глаза, которая прилегает изнутри к сосудистой оболочке глаза. Сетчатка имеет толщину 0,2 мм и состоит из нескольких слоев нервных клеток. Первый слой прилегает непосредственно к черным пигментным клеткам

Слайд 17. Прочитайте текст: сетчатка состоит из зрительных рецепторов – палочек и колбочек. В сетчатке насчитывается около 7 млн. колбочек и примерно 130 млн. палочек. Более чувствительны к свету палочки – их называют аппаратом сумеречного зрения. Колбочки, чувствительность к свету которых в 500 раз меньше. Это аппарат дневного и цветного видения.

Решение экспериментальной задачи.

Слайд 18. Колбочки и палочки распределены на сетчатке неравномерно. Вы идете по темной улице. В каком цвете вы видите? Вы подходите к фонарю. А как теперь вы видите? Попробуйте ответить на вопрос: Как распределены колбочки и палочки на сетчатке?

Открытие программы Team Viewer с выходом на рабочий стол ученика, открытие программы Gimp и подключение графического планшета.

Учитель обобщает: На дне глаза, напротив зрачка, находится скопление колбочек. Это - желтое пятно – место наилучшего видения. Здесь располагаются только колбочки. По направлению к периферии количество колбочек уменьшается, а палочек возрастает. Периферия сетчатки содержит только палочки.

Глаз воспринимает солнечные лучи, которые отражаются от предмета. Вся информация передается по зрительному нерву в ЦНС.

Эксперимент №3.

Цель работы: обнаружение пробела в поле зрения.

Наличие пробела в поле зрения легко доказать с помощью опыта Мариотта. Если закрыть левый глаз, а правым пристально рассматривать нарисованный на бумаге крестик, медленно приближая рисунок к глазу, то можно заметить, что при определенном расстоянии белый круг, Изображенный на рисунке исчезает.

Почему исчезает изображение? (При необходимости учитель помогает с помощью наводящих вопросов) .

Недалеко от желтого пятна ближе к носу расположено слепое пятно (место выхода зрительного нерва), в нем нет фоторецепторов.

IV. Зрительный анализатор.

Что такое анализатор?

Схематично изобразите зрительный анализатор.

V. Оптическая система глаза.

Адекватным раздражителем для глаза является видимый свет.

Через какие части глаза проходит свет?

Демонстрационный опыт № 1. У вас на столе стоят два стакана. Один стакан пустой, а в другом – вода. В оба стакана помещены карандаши.

Что вы видите?

Стекловидное тело, которое состоит из 98,5% воды тоже преломляет солнечные лучи, отраженные от предметов.

Зрачок регулирует его интенсивность солнечного света. Зрачок то сужается, то расширяется. Зрачковый рефлекс – это безусловный рефлекс. В этом процессе активно участвует вегетативная нервная система. Какие отделы вегетативной нервной системы вы знаете? Как они влияют на ширину зрачка?

С помощью программы Gimp схематично изображаем, как происходит проектирование изображения на сетчатке.

Изображение на сетчатке получается перевернутое и уменьшенное. Но человек воспринимает предметы правильно, потому что деятельность одних анализаторов корректируется другими.

Выйти из программы Gimp и Team Viewer.

Ответ: защитная, сохраняет форму глазного яблока.

Ответ: обеспечивает проникновение солнечного света.

Ответ: эта оболочка богата кровеносными сосудами, которые снабжают глаз питательными веществами и кислородом.

Ответ.

Ответ: так как может быть разных цветов.

 

Ответ: в темноте мы видим в черно-белом изображении. Зрачки в темноте расширены и отраженные от предмета лучи попадают на периферию, следовательно, здесь расположены палочки. На свету – цветное изображение. Зрачок сужен - лучи напротив зрачка, здесь расположены колбочки. (Составление опopной схемы – Рисунок 2)

Ответ: отраженные лучи от рисунка попадают на участок сетчатки, где отсутствуют фоторецепторы (палочки и колбочки), никакой информации с этого участка не поступает в головной мозг

 

Ответ: рецептор, путь по которому проводится возбуждение и специальная зона коры больших полушарий

Рисунок № 3.

Ответ: видимый свет от предметов проходит через роговицу, переднюю камеру, зрачок, заднюю камеру, хрусталик и попадает на сетчатку.

Ответ: в стакане, в котором находится вода, происходит преломление изображения карандаша.

Ответ: симпатический и парасимпатический. Парасимпатический отдел сужает зрачок, а симпатический – расширяет.

Минутка здоровья 1. Наклоны головы для восстановления мозгового кровообращения

Сначала наклоните голову влево, а затем вернитесь в исходное. То же самое сделайте, наклонив голову на правый бок. Повторите это упражнение 8-10 раз.

2. Расслабляющая гимнастика для плеч, которая предназначена для расслабления плечевого пояса, на который идет основная нагрузка при сидячей работе

Поднимите плечи сначала вверх и задержитесь в таком положении на 15 секунд. Опустите вниз. Проделайте такое упражнение три раза. Далее сделайте вращение плечами по пять раз вперед и пять раз назад. В заключение сцепите руки в замок перед собой, поднимите их вверх и изо всей силы потянитесь всем телом.

VI. Закрепление Выполнение упражнения “Убери лишнее”

1. Склера, сосудистая оболочка, хрусталик, сетчатка.

2. Глазница, брови, слезная железа, глазное яблоко.

3. Зрачок, колбочки, палочки.

4. Зрение, моргание, слух, обоняние.

 
V. Домашнее задание П. 49, с. Задание 1 (нарисуйте схему строения глазного яблока)  



Комментарии:

Класс Сцифоидные медузы: строение, размножение, жизненный цикл

Класс Сцифоидные медузы: строение, размножение, жизненный цикл Медуза имеет форму зонтика или продольно вытянутого купола. Встречаются довольно крупные виды. Отдельные представители класса сцифоидные в диаметре достигают 2м (Cyanea arctica)....

16 12 2025 8:17:52

Разработка урока "Цветок. Соцветия"


    Разработка урока "Цветок. Соцветия"

      Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему. ...

15 12 2025 2:30:38

Скелет человека, его строение и значение


    Скелет человека, его строение и значение

      Урок помогает изучить отделы скелета человека, выявить различия строения скелета млекопитающих и человека, связанные с прямохождением, раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета....

14 12 2025 22:49:33

Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»


    Модель урока биологии «Класс "Насекомые"»

      Каждый день, идя на уроки, учитель должен помнить о том, что с каждым годом у детей падает интерес к школьным предметам, в том числе и к биологии. Как заинтересовать учащихся своим предметом? Как расширить их кругозор? Как научить самостоятельно приобретать знания? Одним из способов решения этой проблемы является включение учащихся в проектную и исследовательскую работу, умение учащихся проводить наблюдения. ...

13 12 2025 0:37:38

Урок-игра "Анализаторы"


    Урок-игра "Анализаторы"

      Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....

12 12 2025 7:57:27

Школьная экологическая тропа


    Школьная экологическая тропа

      В ходе учебно-исследовательской деятельности на экологической тропе учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии, биологии и других наук. ...

11 12 2025 21:26:53

Сходства и различия в строении растительной и животной клетки

Сходства и различия в строении растительной и животной клетки Клетки разных организмов имеют свои хаpaктерные свойства и строение, но есть общие составляющие присущие всем клеткам: и растительным, и животным....

10 12 2025 2:18:12

Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"


    Интегрированный урок по биологии, географии и экономике в 11-м классе "Природные ресурсы"

      Важным аспектом данного урока является выход за рамки узкопредметного восприятия изучаемого материала. Организация и проведение игры "Предприимчивость" направлена на развитие функции самореализации личности, на рост мотивации и познавательного интереса, а также на включение учащихся в самостоятельную деятельность. Созданные в игре реальные жизненные ситуации требуют разрешения с учетом экономических интересов и потребностей общества и экологической этики учащихся....

09 12 2025 17:52:44

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

08 12 2025 10:26:39

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

07 12 2025 4:52:45

Интеллектуальная игра "Умники и умницы"


    Интеллектуальная игра "Умники и умницы"

      Интеллектуальная игра «Умники и умницы» – конкурс для школьников среднего и старшего возраста. Подобная игра помогает расширить кругозор и повысить интеллектуальную активность учащихся, внести соревновательные элементы в образовательный процесс и укрепить представление о знаниях как важном факторе развития личности и ее высокой оценки. Игру можно проводить как заключительное мероприятие Недели биологии....

06 12 2025 12:11:56

Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"


    Интегрированный урок на тему "Вредное влияние курения на организм человека. Социально–экономические потери от курения"

      Цель урока: ознакомление учащихся с пагубным воздействием курения на организм человека, формирование негативного отношения к табакокурению, показать , что курение вредит не только курящему человеку, но и всему обществу, что курение – это не только проблема отдельного человека, это проблема всего общества. ...

05 12 2025 3:43:31

Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"


    Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....

04 12 2025 23:30:48

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

03 12 2025 1:59:25

Урок по теме "Организм растения - единое целое"


    Урок по теме "Организм растения - единое целое"

      Материал урока предусматривает обобщение и углубление знаний учащихся о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, органов. ...

02 12 2025 13:45:37

Тема урока "Органы полости тела рыб"


    Тема урока "Органы полости тела рыб"

      Урок биологии на тему «Органы полости тела рыб» для учащихся 7–8-х классов обеспечивает изучение и понимание учащимися зависимости жизненных процессов рыб от их местообитания; формирует умения устанавливать причинно-следственные связи; выделять главное, обобщать, приводить аналогии и сравнения....

01 12 2025 1:11:18

Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"


    Урок изучения и закрепления новых знаний в 7-м классе "Класс Земноводные или Амфибии"

      Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....

30 11 2025 20:52:24

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

29 11 2025 17:13:23

Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"


    Работа в контенте "Глобальное мышление" на уроках биологии. Урок "Биосфера – открытая саморегулирующаяся система"

      Образование является стратегическим ресурсом общества и одним из путей познания мира. В образовании нужна не столько сумма знаний, сколько сам путь познания. Глобальное мышление - основа понимания современного динамично развивающегося мира, его целостности и соподчинённости. Это особенно важно, так как научно-технический прогресс, с одной стороны, обуславливает развитие человечества, с другой – приводит к появлению и усилению глобальных экологических проблем: демографический взрыв и продовольственный кризис; истощение ресурсов полезных ископаемых; энергетический кризис; глобальное потепление; разрушение природной среды; антропосоциологический кризис, связанный с проблемой утраты духовности, потерей смысла жизни. Очевидна огромная роль школы в том, чтобы научить юное существо адаптироваться в быстро меняющемся и порой агрессивном мире, вооружить его защитными механизмами. Этой цели служит технология глобального мышления....

28 11 2025 3:58:25

Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)


    Энергетическое обеспечение клетки. Фотосинтез (10-й класс)

      Урок формирует новый уровень знаний учащихся об обмене веществ, углубляет и конкретизирует понятия "типы питания", "фотосинтез", роль АТФ и ферментов, знакомит с хемосинтезом и бактериальным фотосинтезом....

27 11 2025 22:55:44

Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"


    Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"

      Программа приобщает школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края. Отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений, произрастающих в заповеднике "Кологривский лес"....

26 11 2025 4:15:57

Листопад. Передвижение воды и питательных веществ в растении

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями передвижения воды, минеральных и органических веществ в растении, дать понятие о листопаде....

25 11 2025 21:17:52

Внеклассное мероприятие по биологии "Целебные растения"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Целебные растения"

      Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....

24 11 2025 23:13:13

Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"


    Конспект урока биологии по теме "Виды анализаторов"

      Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....

23 11 2025 11:32:34

Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"


    Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"

      Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....

22 11 2025 8:24:48

Интегрированный урок "Агроклиматические ресурсы Удмуртии"

Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....

21 11 2025 21:46:44

Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)


    Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)

      Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....

20 11 2025 23:23:59

Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"


    Информационные технологии на уроках биологии. Урок биологии в 5-м классе "Среды обитания организмов"

      Используя слайды и интеpaктивные тренажеры, учащиеся закрепляют знания по многообразию живых организмов, их принадлежности к определенному царству живой природы. Знакомясь с видеофрагментами, фотоизображениями ученики формулируют понятие "среда обитания организмов", составляют опopный конспект, хаpaктеризующий различные среды обитания, выявляют черты приспособленности организмов....

19 11 2025 19:46:21

Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Класс Земноводные. Внешнее строение, скелет". 7-й класс

      Урок направлен на знакомство учащихся с представителями класса земноводных в связи с образом их жизни. Урок построен в технологии системно-деятельностного подхода, учащиеся формируют цель урока, работая в группах, создают свои презентации на основе «избыточной» презентации по заданиям. В ходе урока у учащихся развивается умение работать в группах, распределять роли, представлять продукт своей деятельности, делать выводы....

18 11 2025 17:38:33

Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"


    Урок природоведения в 5-м классе "Царства живой природы"

      Урок по природоведению в 5-м классе предназначен для первичного ознакомления с основами систематики живых организмов. Учащимся закладывается база для дальнейшего изучения царств живой природы и их классификации. Урок содержит фактический материал, задания на развитие мыслительных процессов у учащихся среднего звена школы, а также красочную мультимедийную презентацию, которая активизирует внимание учащихся на изучаемом материале....

17 11 2025 16:43:41

Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)


    Новое в биологии: клонирование (театрализованный диспут)

      Десятиклассников заинтересовала проблема клонирования, и они захотели узнать об этом побольше в курсе общей биологии и вне его. Изучив историю вопроса, информацию о применении стволовых клеток, об овечке Долли, о "клонированных монстрах", о перспективах клонирования человека, мы разработали представленный здесь вариант. Диспут, демонстрация которого сопровождалась наглядными компьютерными иллюстрациями на большом экране, удался!...

16 11 2025 22:39:28

Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"


    Открытый урок по биологии "Класс Млекопитающие"

      Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....

15 11 2025 12:35:38

Урок по теме "Головной мозг, его строение и функции"

Учащиеся знакомятся с особенностями строения головного мозга, функциями его основных отделов....

14 11 2025 18:37:19

Класс двудольные. Семейство Пасленовые. 6-й класс


    Класс двудольные. Семейство Пасленовые. 6-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....

13 11 2025 10:54:34

Урок естествознания "Мхи"


    Урок естествознания "Мхи"

      Урок для 7-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида. Использован учебник «Естествознание». Цель урока: дать первоначальное представление о мхе, его строении; коррегировать устойчивое внимание и его переключение с одного вида деятельности на другой; прививать бережное отношение к флоре, зеленому миру....

12 11 2025 19:37:17

Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"


    Спецкурс "Экология". Тема: "Экология воды"

      На уроке учащиеся получают новые знания по теме "Экология воды". Учащиеся работают в группах, проводят эксперимент на определение жёсткости воды, мутности, цветности, содержание железа в водопроводной воде. В ходе эксперимента учащиеся самостоятельно делают выводы, определяют роль воды в природе и жизни человека....

11 11 2025 20:28:49

Урок окружающего мира "Многообразие грибов" ("В лес по грибы"). 1-й класс. УМК "Гармония"


    Урок окружающего мира "Многообразие грибов" ("В лес по грибы"). 1-й класс. УМК "Гармония"

      Данный урок может быть использован учителями начальных классов, учителями биологии, а также его можно широко применять во внеклассной работе. В урок включены видеоролики. Освещены вопросы бережного отношения к природе, предлагаются проблемные задания....

10 11 2025 13:43:57

Тема урока: "Рациональное питание"


    Тема урока: "Рациональное питание"

      Автор статьи знакомит учащихся со знаниями о режиме питания, о полезных и "вредных" продуктах, положительной и отрицательной стороне диет; учит оценивать качество некоторых продуктов питания и их экологическую безопасность; воспитывает бережное отношение к своему организму и здоровью через ЗОЖ....

09 11 2025 12:40:26

Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы


    Урок "Разнообразие плоских червей: сосальщики и черви". Презентация. Приложение 1, 2. Тезисы

      Урок изучения нового материала с элементами модульного обучения и использованием компьютерной презентации. В основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников. Урок развивает познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности. Основная цель: учащиеся должны усвоить меры профилактики заражения паразитическими червями. ...

08 11 2025 6:56:44

Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"


    Многообразие паукообразных. "Клещи — вредители культурных растений, паразиты животных и человека"

      Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....

07 11 2025 6:50:58

Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)


    Урок-панорама "Спасибо, сердце, что ты умеешь так любить". Биология (8-й класс)

      Урок-панорама состоит из трех мини-уроков: мини-спектакль «Сердце – это жизнь», «живая» газета «Спасибо, сердце», деловая игра «На приёме у кардиолога». ...

06 11 2025 22:23:51

Модульная программа "Пpaктикум по решению задач по генетике"


    Модульная программа "Пpaктикум по решению задач по генетике"

      Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...

05 11 2025 10:33:45

Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"


    Обобщающий урок-игра по теме "Биология +"

      Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде. ...

04 11 2025 21:33:50

Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс


    Урок "Пищевые продукты и питательные вещества". Биология, 8-й класс

      Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....

03 11 2025 8:42:15

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

      В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....

02 11 2025 12:37:31

Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт

Строение и функции пластид: хлоропласт, хромопласт, лейкопласт Пластиды — органоиды, специфичные для клеток растений. Они имеются в клетках всех растений, за исключением бактерий, грибов и некоторых водорослей....

01 11 2025 8:15:38

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

31 10 2025 12:47:38

Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"


    Пресс-конференция в 8-м классе по теме "Гигиена пищеварительной системы. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний"

      Урок-пресс-конференция в 8-м классе с целью расширить знания учащихся о гигиене органов пищеварения, мерах профилактики желудочно-кишечных заболеваний....

30 10 2025 3:27:52

Программа кружка "Ландшафтный дизайн"


    Программа кружка "Ландшафтный дизайн"

      Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....

29 10 2025 17:49:47

Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"


    Урок биологии в 10-м классе "Генетически модифицированные продукты"

      Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов. ...

28 10 2025 3:48:23

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::