Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс


    Урок по ФГОС "Многообразие живых организмов". 5-й класс

Урок входит в состав раздела “Многообразие организмов”. Рабочая программа составлена на основе Закона Российской Федерации “Об образовании”, Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования, программы общего образования по биологии для 5 класса “Биология. Бактерии, грибы, растения” под редакцией В. В. Пасечника. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией профессора В.В. Пасечника “Биология. 5-6 классы”. Москва “Просвещение”, 2012 (академический школьный учебник “Линия жизни”).

Класс: 5.

Место проведения: кабинет биологии.

Дидактические цели (для учителя): создание условий для обобщения знаний каждым учащимся по теме урока.

Цель (для учащихся): обобщение знаний о многообразии живых организмов и их взаимосвязи.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных.

Обучающие задачи:

  • углубить и расширить знания об особенностях жизнедеятельности бактерий, грибов, растений, животных;
  • углубить и расширить знания о значении живых организмов в природе и для человека.

Развивающие задачи:

  • развивать умения учащихся работать с учебником, дополнительной литературой, с различными ЭОР;
  • учиться находить главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы;

Воспитывающие задачи:

  • формировать интерес к предмету;
  • осуществлять эстетическое воспитание учащихся;
  • формировать культуру общения при работе в группе;
  • формировать умение давать самооценку своей деятельности, позитивно относиться к успехам и неудачам товарищей.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей биологических знаний как компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели, задачи, умение вести самостоятельный поиск необходимой учебной информации, умение взаимодействовать с товарищами, высказывать суждения, подтверждая их фактами, овладевать пpaктическими навыками, уметь применять полученные знания на пpaктике.

Предметные: знать особенности строения, жизнедеятельности представителей царств живой природы, уметь вести описание биологических объектов, решать биологические задачи, делать выводы и обобщения изученного, проводить наблюдения и ставить опыты над живыми организмами, находить черты отличия и сходства.

Универсальные учебные действия:

Личностные: осознать необходимость изучения живой природы.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Познавательные: извлекать информацию о царствах живой природы, делать отбор и анализ информации, обобщать и систематизировать полученную ранее информацию.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Форма работы учащихся: индивидуальная, коллективная, работа в группах, парах.

Техническое оборудование: мультимедийная установка, персональный компьютер, ЭОР.

Ход урока

Организационный момент. Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня мы заканчиваем изучение многообразия живых организмов.

Презентация.

Слайд 2. Урок - проект приведёт нас к достиженеию поставленной цели: доказать, что всё многообразие живой природы взаимосвязано между собой.

Слайд 3.

Поделиться по 4 человека в группу (можно выполнять работу в парах).

Проделать работу так, чтобы потом можно было её защитить.

На выполнение 20 минут.

На защиту по 2 минуты.

Слайд 4.

По слайдам презентации ответить на вопросы и загадки.

Создать синквейн.

Актуализация знаний. Задание: по ходу презентации, выписывайте ключевые слова. НО, ВНИМАНИЕ! Вы не должны исправлять написанное, на обсуждение и запись даётся 1 минута.

Слайд 5. Пять царств, в которых организмов много, мы называем матушкой-...

Ответ детей: природой.

Слайд 6. Загадка:

Предметы природы, которые дышат,
Растут, размножаются, бегают, слышат,
Могут ходить и вертеть головой, —
Это предметы природы...

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: живой.

Обобщение знаний. Все живые организмы в природе связаны через пищевые цепочки.

Слайд 7. Вопрос: Кто первым и откуда берёт энергию для пищевых цепочек?

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: растения от солнца.

Слайд 8. Давайте проверим, кто даёт первичную энергию.

Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печет?

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: солнце.

Слайд 9. Давайте теперь проверим кто первым стоит в цепочке питания.

Вырос мягкий стебелек,
Он и ростом невысок,
Достает до ног едва,
Называется...

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: трава (вариант “растение” то же правильный).

Слайд 10. Ответьте на вопрос: а мы с вами можем сами создавать органические вещества как растение? Ответ детей: нет. Подумайте и угадайте, какое растение для нас является очень важным!

В поле росла,
Под жерновом была,
Из печки на стол
Караваем пришла.

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: пшеница (возможен вариант рожь).

Слайд 11. Угадайте, кто стоит в цепочке питания на 2 и на 3 месте?

Белый по белому
Написал белым.
Рыжая пойдет,
Белого найдет.

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: заяц - 2, лиса - 3 место.

Вопрос учителя: кто из животных травоядный, кто плотоядный. Ответ детей: заяц – травоядный, лиса – плотоядное животное.

Итак, мы выяснили, что в цепочке питания растение стоит на первом месте, так как оно связывает энергию Солнца в энергию органических веществ.

Слайд 12. Но растения для животных являются не только источником питания, но и для многих животных это дом.

Высоченный великан
Будто угодил в капкан,
Никуда он не идет,
На одной ноге растет.
Как огромными руками,
По ветру шуршит ветвями.

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: дерево (возможен вариант “дуб”).

Слайд 13. Если мы говорим о взаимоотношениях царства Растений и царства Грибов, то деревья и грибы создают микоризу - взаимовыгодное сожительство.

Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый...

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: боровик.

Слайд 14. Грибы также участники пищевой цепочки: Они разрушают отмершее органическое вещество.

Слайд 15. Итак, кроме трав и деревьев, есть ещё одна жизненная форма растений.

Он деревьев младший брат,
Только ростом маловат,
А еще стволов полно
У молодчика того.

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: кустарник.

Слайд 16. Растения являются пищей, жильём для животных, но и роль животных для растений то же велика. Без этих животных не могут опылиться многие растения.

Полетала над цветами,
Полетала над полями.
Весело жужжала.
Набрала нектара.
И добычу понесла
Прямо в дом к себе...

На обсуждение и запись даётся 1 минута. Ответ детей: пчела.

Мы должны беречь этих маленьких тружениц.

Слайд 17. Обобщаем знания. Если не будет солнца, то...

Работа индивидуальная. Даются 2 минуты. Ответ детей: солнце – первоначальный источник энергии, растения связывают солнечную энергию в энергию органического вещества.

Слайд 18. Обобщаем знания. Если не будет растений, то...

Работа индивидуальная. Даются 2 минуты. Ответ детей: не будет первоначального звена, готовых органических веществ для животных.

Слайд 19. Обобщаем знания. Если не будет бактерий, червей, грибов, то...

Работа индивидуальная. Даются 2 минуты. Ответ детей: не будет разложения органических веществ до минеральных.

Слайд 20. Правда ли, что всё взаимосвязано? Ответ детей: да.

Вправе ли человек поступать с Землёй так, как изображено на рисунке?

Ответ детей: нет.

Слайд 21. Итак, мы приступаем к созданию синкве?йна (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочной стихотворной формы.

  1. Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  2. Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  3. Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими хаpaктерные действия объекта.
  4. Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  5. Пятая строка — одно слово-резюме, хаpaктеризующее суть предмета или объекта.

Работа индивидуальная. Даётся 5 минут. Первое слово “Жизнь”.

Заключительный этап урока: малые группы зачитывают лучший синквейн. Обсуждение. Сдаются листочки, на которых дети писали ответы на вопросы и загадки, а также индивидуально созданный синквейн. Учитель выставляет отметку.

Спасибо за внимание!

Литература.

1. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2014.

2. Пасечник В. В. Биология. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс. Рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника. Тестовые задания ЕГЭ. Вертикаль/ М.: Дрофа, 2014г.

3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 5 класс. Методическое пособие / М.: Дрофа, 2014 г.



Комментарии:

Урок по биологии. 7-й класс "Растения семейства пасленовые"


    Урок по биологии. 7-й класс "Растения семейства пасленовые"

      Цели урока: ознакомить учащихся с хаpaктерными особенностями семейства пасленовые; выяснить причины распространения или запрета растений в России; провести связь между бытом, жизнью людей и природы; расширить знания о свойствах и многообразии семейства; побудить учащихся к самостоятельному изучению растений. ...

01 12 2025 19:10:36

Заключительный урок по теме "Корень"


    Заключительный урок по теме "Корень"

      Развивающая игра по теме «Корень». Подобные игры способствуют лучшему усвоению и запоминанию материала, большей заинтересованности в предмете. ...

30 11 2025 20:30:19

Естественный отбор: значение, источники и классификация

Естественный отбор: значение, источники и классификация Естественный отбор — процесс, обеспечивающий выживание сильных особей, которые передают благоприятные признаки следующим поколениям, при этом нeблагоприятные свойства подвергаются элиминации. Естественный отбор действует на уровне популяции....

29 11 2025 19:51:13

Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс


    Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс

      В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....

28 11 2025 17:22:25

Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)


    Конспект урока "Начальные этапы развития жизни на Земле" (10-й класс)

      В ходе подготовки к семинару учащиеся самостоятельно осуществляют поиск (в т.ч. в сети Internet) и первичную обработку информации. Изучение учебного материала носит проблемный хаpaктер. С целью визуализации используется ИД Smart Board и разработанная программа Smart notebook "Начальные этапы развития жизни". ...

27 11 2025 13:58:48

"Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ". Урок с использованием ИКТ


    "Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ". Урок с использованием ИКТ

      Круговороты веществ и превращение энергии в биосфере. Антропогенное влияние на круговороты веществ. Урок знакомит учащихся с сущностью круговоротов веществ и превращения энергии в биосфере, учит их использовать полученные знания для обоснования мероприятий по охране природы. На уроке используется презентация, видеофрагменты, предусмотрена работа учащихся на компьютере с программой Paint....

26 11 2025 2:43:57

Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий


    Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей через применение проектно-исследовательских технологий

      Формирование у учащихся ключевых, личностно-ориентированных компетентностей возможно через применение проектно- исследовательских технологий. Данная деятельность связана с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, хаpaктерных для исследования в научной сфере. ...

25 11 2025 19:18:30

Урок по теме "Ядро". 9-й класс


    Урок по теме "Ядро". 9-й класс

      Изучение темы имеет большое значение в понимании принципов организации и функционирования ядра и клетки в целом. Несмотря на новизну и сложность содержания темы для учащихся, основные методы ек изучения ‒ работа с текстом, рассказ учителя, беседа....

24 11 2025 15:29:27

Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"


    Разработка урока "Осанка. Предупреждение плоскостопия"

      Изучение биологии человека в курсе 8-го класса не может обойти вниманием вопросы изучения состояния здоровья школьников, его сохранения и укрепления. Введение в содержание уроков этого аспекта позволяет усилить пpaктическую направленность преподавания, формировать познавательный интерес к предмету, поднимать воспитательный потенциал уроков....

23 11 2025 9:26:51

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

22 11 2025 11:31:34

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"


    Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

      Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

21 11 2025 23:27:57

Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра


    Турнир рыцарей Генетики. Развивающая интеллектуальная деловая игра

      Формы применения игр очень разнообразны – от включения в урок небольших игровых элементов (в качестве разминки в начале урока, для «разрядки напряженности» на очень «серьезном» уроке, для создания проблемной ситуации, в качестве выводов по материалу урока и др.) до уроков с фрагментами игр (например, театрализованных) или уроков-игр, пример одного из которых предлагается вашему вниманию....

20 11 2025 13:27:14

Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс


    Урок анатомии "Сон и сновидения". 8-й класс

      В статье излагается материал об особенностях высшей нервной деятельности человека; раскрывается значение фаз сна; рассматривается специфика патологий сна и сновидений, дается понятие сна как суточного биоритма....

19 11 2025 11:10:11

"Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.


    "Плоды". Урок. 6-й класс, по учебнику Пасечник В.В.

      В ходе урока формируются коммуникативные и исследовательские компетенции. Использование натуральных объектов исследования повышает познавательный интерес учащихся. ...

18 11 2025 4:52:15

Гетерозис – суть явления. Гетерозис у животных и растений

Гетерозис – суть явления. Гетерозис у животных и растений Гетерозис – это свойство организмов, которое хаpaктеризуется повышением выносливости и силы у потомков первого поколения в сравнении с родителями....

17 11 2025 9:27:26

Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)


    Сценарий урока "Энергетический обмен в клетке" (1-й класс)

      Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....

16 11 2025 20:57:46

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

15 11 2025 23:51:42

Экологическая викторина "Лесные жители" (биология + экология)

Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....

14 11 2025 23:12:31

Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Виды корней и типы корневых систем. Зоны корня". 6-й класс

      Материал урока готовится за 7–10 дней до занятия. В подготовке материала участвуют сами дети. Они под руководством учителя проращивают семена, выращивают растения. Такие виды работ развивают у детей любознательность, формируют пpaктические навыки, наблюдательность, учат бережному отношению к природе, развивают логическое мышление. Привлекаются дети из биологического кружка, а также участвуют шестиклассники....

13 11 2025 20:14:23

Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"


    Урок биологии в 10-м классе "Обеспечение клетки энергией"

      Урок биологии в 10-м классе – урок обобщения и систематизации знаний. Используется блочно-модульная технология. Для обобщения знаний используются графические организаторы....

12 11 2025 12:45:19

Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс


    Урок–игра по теме "Беспозвоночные". 7-й класс

      В данной статье представлен материал урока по теме « Беспозвоночные» в 7 классе по программе Пасечника. Урок в игровой форме позволяет обобщить знания о моллюсках, насекомых и других беспозвоночных животных. Занимательные задания не только повысят интерес к изучению предмета и окружающего мира, но и позволят детям применять полученные знания в повседневной жизни. ...

11 11 2025 16:39:31

Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"


    Использование элементов модульной технологии на уроке биологии "Моллюски"

      Цель урока: обобщить и систематизировать знания о моллюсках....

10 11 2025 18:21:15

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

09 11 2025 6:12:48

Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"


    Урок в 11-м классе по теме "Приспособляемость организмов и ее относительность"

      На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....

08 11 2025 19:43:18

Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"


    Краткое изложение комбинированнго урока по теме "Иммунитет" с пpaктической демонстрацией "Микроорганизмы вокруг нас"

      Представлен конспект урокапо теме "Иммунитет". Урок состоит из двух частей: теоретической, в которой излагаются основы знаний по иммунитету, и пpaктической, где учитель показывает, какое огромное количество микробов содержится в окружающей нас среде. Урок вызывает у учащихся очень большой интерес....

07 11 2025 9:38:49

Археи - домен живых организмов. 7-й класс


    Археи - домен живых организмов. 7-й класс

      Урок рассматривается по программе углубленного изучения биологии в 7-м классе «Многообразие живых организмов», составленной в соответствии с государственным общеобязательным стандартом общего среднего образования по предмету. Урок знакомит учащихся с альтернативными таксономическими категориями, расширяет кругозор. Данная тема не предусмотрена в школьном курсе биологии, но дает возможность учащимся расширить представления о многообразии органического мира....

06 11 2025 10:10:20

Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"


    Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"

      Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания учащихся, активирует их работу с дополнительной литературой, развивает творчество учащихся, которое демонстрируется в плакатах о защите земноводных. ...

05 11 2025 8:42:25

Мир бактерий


    Мир бактерий

      Урок относится к типу уроков отработки умений и рефлексии. Составлен для работы по учебнику В.В.Пасечник. Биология Бактерии, грибы, растения. 5-й класс. В ходе урока используются технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, развивающего обучения, групповой и самостоятельной деятельности. Служит для формирования познавательного интереса к изучению биологии, осознанию необходимости повторения для закрепления знаний....

04 11 2025 1:23:17

Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс


    Урок по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки", 7-й класс

      Урок биологии для учащихся 7-го класса по теме "Класс земноводные (амфибии). Особенности жизнедеятельности лягушки" проходит по методике КСО "Взаимопередача темы". На уроке изучаются три вопроса: внешнее строение лягушки; скелет лягушки; внутреннее строение лягушки. Во время работы используются: алгоритм индивидуальной работы с карточкой; алгоритм работы в паре сменного состава (ПСС); карточки-задания; карточки с названием отделов конечностей лягушки, листы контроля, тест....

03 11 2025 16:28:32

Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Три среды обитания организмов"

      Цели урока: познакомиться со средами обитания животных, используя субъектный опыт учащихся; выявить приспособления животных к определённой среде обитания....

02 11 2025 13:54:29

Развивающее занятие на тему "Насекомые"


    Развивающее занятие на тему "Насекомые"

      У детей с легкой умственной отсталостью и другими нарушениями поведения не сформировано понятие «малой родины». Искажено понятие: общение с природой как отдых. Занятие составлено в игровой форме, расширит кругозор детей о насекомых, их пользе для природы и человека. Поможет скорректировать мысли, а значит, и поступки детей по отношению к растительному и животному миру....

01 11 2025 18:58:56

Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"


    Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"

      Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие. ...

31 10 2025 3:19:49

Урок биологии, 8-й класс, "Новое поколение выбирает здоровье"


    Урок биологии, 8-й класс, "Новое поколение выбирает здоровье"

      Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....

30 10 2025 10:21:25

"Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"


    "Операция «И», или Иглокожие – кто они такие?"

      Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов. ...

29 10 2025 5:47:19

Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"


    Авторская программа факультативного курса по биологии "Ботаника на подоконнике"

      Факультативный курс «Ботаника на подоконнике» - это программа обобщения, закрепления и расширения знаний о растениях, предназначенная для биологического образования учащихся 6–7-х классов. Помимо общего знакомства с миром комнатного цветоводства, дети получают знания по экологии, географии, физиологии, морфологии, анатомии и систематике растений....

28 10 2025 15:10:57

Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"


    Модульный урок по биологии в 7-м классе по теме "Особенности строения птиц, связанные с полетом"

      Модульная технология ориентирована на активную самостоятельную учебную деятельность школьников, которая способствует быстрому и качественному усвоению содержания учебного материала. Учитель вступает здесь как организатор обучения, консультант, помощник учащихся. На этапе «Рефлексия» дети подводят итог результативности своей работы через «Лист самопроверки» - каждый выставляет себе оценку с учётом набранных баллов. ...

27 10 2025 5:36:52

Результаты заочного тестирования по биологии в рамках VII конкурса "Инструментальные исследования окружающей среды"

В статье приведен разбор ошибок в ответах участников заочного тестирования по биологии. Материал взят из тестов «Биология-9» и «Биология-11» и структурирован по следующим разделам биологии: ботаника, зоология, анатомия и физиология человека, экология, теория эволюции, общая биология....

26 10 2025 19:30:25

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"


    Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"

      Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

25 10 2025 12:56:16

Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс


    Урок биологии по теме "Внешнее строение листа". 6-й класс

      Учащиеся получают представления о листе как вегетативном органе, особенностях его внешнего строения в решении биологических задач и выполнении лабораторной работы. Учащиеся работают с текстом, описывают морфологические признаки по плану, анализируют, делают выводы....

24 10 2025 7:25:12

Происхождение человека. 9-й класс


    Происхождение человека. 9-й класс

      Разработка модульного урока «Происхождение человека». Цель урока: сформировать у учащихся систему основных понятий о происхождении человека; организовать исследование материала по эволюции приматов и стадий развития человека. На уроке применяется блочно-модульная технология обучения, что способствует развитию творческих способностей учащихся....

23 10 2025 3:52:55

Растения и животные в символике Хакасии


    Растения и животные в символике Хакасии

      Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....

22 10 2025 12:44:56

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

21 10 2025 20:33:54

Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)


    Блок-модуль по теме "Происхождение человека". "Общая биология" (11-й класс)

      В урок включены следующие задачи: показать место человека в системе животного мира; обеспечить усвоение учащимися знаний о родстве человека с животными; формировать представления об особенностях жизнедеятельности древнейших, древних и первых современных людей....

20 10 2025 0:58:20

Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии


    Развитие творческой познавательной активности учащихся в процессе обучения биологии

      Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....

19 10 2025 1:12:21

Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс


    Урок природоведения на тему «Клетка – живой организм». 5-й класс

      В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....

18 10 2025 6:44:19

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов

Стадии развития зародыша, формирование тканей и органов Индивидуальное развитие организма называется онтогенезом. Первый этап онтогенеза — эмбриональное развитие — в свою очередь, может быть разделен на несколько периодов: дробление, гаструляция, образование тканей и органов зародыша....

17 10 2025 20:44:10

Преподавании биологии


    Преподавании биологии

      На уроке учащиеся знакомятся с особенностями строения растений класса двудольных, хаpaктерными признаками растений семейства розоцветных, их роли в природе и в жизни человека. ...

16 10 2025 17:16:20

Органоиды клетки в стихах ЕГЭ biologia's Blog

Органоиды клетки в стихах  ЕГЭ biologia's Blog Структурные компоненты животной клетки В.Н.Фросин Вот плазмолемма поверх клетки; Является она барьером крепким, И пропускает в клетку то, Что клетка ждет уже давно: Ионы, воду, трaнcферрин, Глюкозу…...

15 10 2025 19:23:43

Внутренняя среда организма. Сердечно-сосудистая система человека. 8-й класс

Цель – создание условий для обобщения учебного материала как системы знаний и закрепления навыков пpaктического применения знаний в повседневной жизни. Урок проводится в форме игры, которая способствует развитию познавательной активности; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения, работы с биологическим и медицинским оборудованием, рефлексивной работы....

14 10 2025 13:47:35

Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"


    Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

      Представленный урок составлен на основе программы Н.И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги "За страницами учебника"....

13 10 2025 17:24:16

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::