Нравственное воспитание учащихся на уроках биологии средствами историко-библиографического методического подхода
“Жизнь – это драгоценный дар, он
дается не зря: не для мелочей, не для собирания
мебели и устройства своей квартиры, не для
покупки машин. Он дается для какой-то огромной,
великой цели”.
Д.С. Лихачев
Вновь мы живем в эпоху перемен. Одни глобальные перемены закончились, другие, не менее глобальные – грядут. Не миновали эти глобальные перемены и наше многострадальное образование. Повсеместно вводится профильное обучение в старших классах, осуществляется полный переход на ЕГЭ, осуществляется информатизация образования. Актуальнее проблем не придумаешь. Тем не менее, рискуя сегодня показаться не актуальной, мне бы хотелось поговорить о проблеме воспитания нравственных качеств личности, средствами историко-библиографического методологического подхода к обучению биологии в средней школе.
Смена социального строя привела к смене нравственных приоритетов. Произошло обесценивание нравственных ценностей. Большинство молодых людей в качестве цели ставят достижение материальных благ любой ценой и абсолютно игнорируют нравственные идеалы. Поэтому модернизация школьного образования не может быть сведена только к организации профильного обучения в старших классах, введению ЕГЭ и информатизации учебного процесса. Наша школа сейчас, как никогда, нуждается в ярком нравственном примере – примере ответственного отношения к своему делу, своей жизни, судьбам Родины. Воспитание юной личности в духе гражданственности на основе развития нравственных чувств и ориентиров – сложная задача, решение которой требует особого такта и педагогического мастерства.
Важную роль в определении личностью ценностных ориентиров может сыграть “прикосновение к иной судьбе” - рассказ о людях, достойно прошедших свой жизненный путь, размышления авторов, вызывающих доверие, о смысле жизни, о добре и зле, об отношениях между людьми. Изучение биографий ученых, их творческой деятельности, жизненных принципов, нравственных поступков вызывает большой интерес у учащихся, стимулирует их поведение и деятельность [2].
Впервые психолого-дидактическая структура обучающей и учебной деятельности, в основе которой лежит дополнение содержания учебного материала учебника сведениями, почерпнутыми из различных литературных источников, была названа историко-библиографическим методологическим подходом А.Н. Крутским.
Психологической основой данного подхода является стимулирование интереса к науке, ее истории и перспективам развития. Данный подход прививает навыки пpaктической научной деятельности. Историко-библиографический материал ценен тем, что он позволяет познакомить учащихся с методами научного исследования, с языком науки, с этапами научного познания, с тем, как строится и развивается наука, с учеными и открытиями, сделанными ими, с человеческими качествами великих ученых. Осуществляться историко-библиографический подход может в двух направлениях: изучение биографий ученых и изучение истории развития тех или иных научных направлений.
Сведения о жизни и творчестве ученых в школьных учебниках в лучшем случае излагаются одним двумя абзацами. При существующем в школе подходе к изучению жизни и творчества ученых, для учащихся остается тайной не только жизнь ученого, но и его цели и научные проблемы, которые он решал [2].
Изучение биологии в школе осуществляется тогда, когда учащиеся в своем развитии достигают сложного подросткового возраста. В этом возрасте хочется кому-то подражать, на кого-то быть похожим. Очень часто школа этого не учитывает и не предоставляет детям позитивных образцов жизни, зато телевидение, интернет и окружающая жизнь предоставляют в избыточном количестве отрицательные образцы человеческих взаимоотношений.
Мы учителя за своими заботами, погоней за достижением стандарта и натаскиванием детей на успешное прохождение ЕГЭ забываем, что знания по биологии не должны являются самоцелью обучения данному учебному предмету, необходимо развивать и воспитывать детей средствами биологии. В юности очень часто осуществляется выбор не только профессии, но и целей жизни, помочь в этом может изучение биографий великих ученых.
Г.С. Альтшуллер и И.М. Верткин проанализировали тысячи биографий творческих личностей и установили, что гениальность творцов не есть нечто непознаваемое, а определяется качествами, воспитать которые в себе вполне доступно каждому [1].
Самовоспитание творческих качеств осуществляется в течение всей жизни человека. Выбирая жизненный путь еще в школе, ученик должен помнить, что недостижимых целей не бывает, бывают люди, которые не могут их достичь. Поэтому успех на пути к цели зависит не от поиска оправданий со ссылкой на непреодолимые препятствия, а от ежедневной работы над собой и поиска решений самых сложных проблем [1].
Изучение педагогической литературы показало, что имеется множество пособий, содержащих дополнительные сведения к урокам биологии: биографические данные об ученых, материалы, связанные с историей открытий и изобретений, новыми биологическими идеями, новейшими достижениями науки.
Таким образом, можно сделать вывод, что недостатка в информации нет. Существует другая проблема - ее поиска, систематизации в соответствии с темами курса биологии, организации процесса ее изучения на уроках биологии и времени на ее изучение в рамках курса биологии.
Анализ федерального компонента государственного стандарта биологического образования показал, что в курсе изучения биологии стандарт не требует обращения к биографиям ученых-биологов. Изучению подлежит только значение работ и исследований некоторых ученых. Причем, в большинстве своем, данная информация обязательна для изучения, но не является объектом контроля, т. е. она не включается в требования к уровню подготовки выпускников. В требования к уровню подготовки выпускников включено только требование, что выпускник средней школы должен знать и понимать основные положения клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарвина, учения В. И. Вернадского о биосфере и сущность законов Г. Менделя. В требованиях к уровню подготовки выпускников основной школы такое требование отсутствует.
Таким образом, в соответствии со стандартом учитель может познакомить учащихся только со значением работ таких ученых Луи Пастер, Чарлз Дарвин, Иван Петрович Павлов, Илья Ильич Мечников, Иван Михайлович Сеченов, Алексей Алексеевич Ухтомский, Петр Кузмич Анохин, Владимир Иванович Вернадский, Роберт Гук, Рудольф Вирхов, Карл Бэр, Матиас Шлейден, Теодор Шванн, Грегор Мендель, Николай Иванович Вавилов, Карл Линней, Жан-Батист Ламарк, но не с их биографией.
В свете всего вышесказанного становится актуальным изучение творческих биографий ученых в школьном курсе биологии. Бухваловым В.А. [2] разработана методика организации работы с творческими биографиями ученых. Для достижения воспитательной цели необходимо придерживаться следующего плана представления биографии ученого на уроке:
- наличие новой или недостигнутой значительной общественно полезной достойной цели;
- работоспособность или желание и осуществление огромного объема работы по выполнению намеченных планов;
- защита убеждений, способность отстаивать свои идеи, выносить общественное непризнание, непонимание выбранного пути, верность цели;
- научная честность, умение побеждать в честной борьбе;
- результаты научной деятельности, соответствие достигнутых результатов (или соответствие их масштаба) поставленной цели.
Однако, при раскрытии любого пункта плана, необходимо акцентировать внимание учащихся на достойных человеческих качествах ученого. В принципе, для достижения воспитательного эффекта, по данному плану можно изучать биографию любого ученого.
Анализ школьных программ разных авторских коллективов показал, что осуществлять историко-библиографический подход в обучении биологии возможно только в 8-м, 9-м классах основной школы и 10-м и 11-м классах средней школы. В процессе обучения биологии в 6–7-х классах использование данного подхода невозможно, поскольку 35 учебных часов, отведенных на изучение биологии в 6-м классе, не позволяет сформировать даже основу для дальнейшего изучения биологии, а перегруженность программы по биологии 7-го класса не оставляет времени для изучения истории развития науки.
По нашему мнению, в 6–7-х классах, где изучаются основы ботаники и зоологии и в программе нет ссылок на ученых, можно было бы рассматривать некоторые исторические аспекты развития ботаники и зоологии (ранние представления о развитии корня, развитие представлений о минеральном питании растений, развитие ботаники в античном мире, развитие ботаники в средневековье и т.д.). В 8-м классе возможно совмещение изучения биографий ученых и исторических аспектов развития биологической науки, например:
- краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (в 8-м классе на изучение этой темы в программе Н.И. Сонина выделен 1 час) ;
- вакцины: история и современность;
- история развития учения о гомеостазе;
- история открытия роли сердца и системы кровообращения и т.д.
В 9–11-м классах осуществление историко-библиографического подхода в курсе общей биологии возможно при изучении биологических теорий – клеточной, эволюционной, теории наследственности Г. Менделя, хромосомной теории наследственности, молекулярной теории гена; экологических концепций, гипотез происхождения жизни, концепций антропосоциогенеза. Д.Б. Комиссаров писал “строго логическое изложение, вне ее \"биографии\", делает изучение теории скучным и неинтересным. Для преодоления недостатков исключительно логического изложения необходимо paccмотреть “биографию” теории, тот путь научного познания, творческий поиск, который привел к ее появлению, необходимо представить содержание курса в истории создания теорий. При этом не следует скурпулезно воспроизводить все этапы развития теории, рассматривать все без исключения, зигзаги и перипетии научного поиска, нужно ограничиться наиболее важными, решающими поворотами научной мысли” (3). В рамках изучения “биографий” биологических теорий возможно как знакомство с жизнеописанием ученых, так и рассмотрение таких исторических вопросов как: научный креационизм и его значение в истории биологической науки; становление современной филогенетики и т.д.
Таким образом, если мы хотим, чтобы наши ученики не только усваивали знания и умения, но и развивались бы в личностном плане, чтобы на уроках осуществлялось воспитание их личностных качеств и творческих способностей, то фотографии ученого и пары абзацев текста его биографии в учебнике явно недостаточно. Необходимо изучение творческих биографий ученых. Эти биографии показывают, что ни у кого из выдающихся творцов не было идеальной карьеры, абсолютное большинство из них не имели больших денег и материальных благ. Но все они достигли значительных вершин в науке, потому что думали о деле и занимались делом, посвятив этому всю свою жизнь.
Список литературы
1. Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать еретиком. Жизненная стратегия творческой личности [Текст] / Сост. А.Б. Селюцкий. – Петрозаводск: Карелия, 1991. – 365 с.
2. Бухвалов В.А. Творческая биография ученого [Текст] //Биология – приложение к газете “Первое сентября”. – 2006. - №23. – С. 41-48.
3. Комиссаров Д.Б. Методологические проблемы школьного биологического образования [Текст]/ Д.Б. Комиссаров. – М.: Просвещение, 1991. – 160 с.
Комментарии:
Урок дает возможность обобщить, закрепить, систематизировать знания обучающихся по данной теме. Особый акцент ставится на собственную деятельность ученика, осознание и переработку знаний. Работая в группе с инструктивной карточкой-заданием, обучающиеся учатся распределять задания между собой, быстро отвечать, делать выводы....
28 03 2024 0:42:39
Цели урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного, слухового, обонятельного, тактильного, вкусового, вестибулярного и двигательного анализаторов; продолжать развивать умение самостоятельно работать с учебником, компьютерной программой "Репетитор 1С: Биология", рисунками в рабочей тетради к учебнику "Биология. Человек" автор Н.И.Сонин, и использовать их данные для составления схем, таблиц и ответов на вопросы....
27 03 2024 6:24:49
В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...
26 03 2024 10:20:43
Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....
25 03 2024 16:15:57
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
24 03 2024 1:24:10
Урок знакомит с современным человеком с эволюционной позиции. Изучаются основные этапы эволюции человека. Формируется представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека....
23 03 2024 15:29:20
В статье описывается опыт работы по данной теме. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках биологии является одним из путей развития познавательной активности учащихся, но недостаточно вести эту работу в рамках урока, целесообразно продолжать ее во внеурочное время....
22 03 2024 12:28:36
Cистемный подход к формированию ОУУН создаёт условия для формирования у учащихся пpaктических навыков осуществления учебной деятельности, что, в свою очередь, обеспечит приобретение ими всесторонних и прочных знаний. Подбираю формы учебной работы для каждого ученика, как для осуществления ситуации учебного успеха, так и для целенаправленного создания ситуаций учебных затруднений. Использую эти развивающие приемы при помощи различных заданий, которые описаны в методическом пособии "Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии" Н.Л. Галеева. Для того, чтобы повысить уровень преподаваемой темы, были использованы наглядные учебно-методические пособия, созданные мною при помощи ИКТ. Это позволяет оптимально использовать наглядный материал, улучшает восприятие учебного материала и повышает интерес к изучению темы....
21 03 2024 22:29:12
Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....
20 03 2024 18:56:44
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
19 03 2024 23:54:23
Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....
18 03 2024 20:55:24
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
17 03 2024 4:49:46
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза. ...
16 03 2024 13:38:32
Урок общей биологии по теме "Нуклеиновые кислоты" - седьмой урок раздела "Клетка - структурная и функциональная единица живого". На уроке применяются объяснительно-иллюстративные методы, которые учат структурированию знаний, а структурные системные знания способствуют более прочному их усвоению. Для овладения способами применения знаний и умений использованы инструктивно-репродуктивные методы. Исследовательский метод позволяет учащимся включаться в творческую деятельность, т.е. проявлять самостоятельность, применять ранее усвоенные знания и приобретать новые....
15 03 2024 22:24:33
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
14 03 2024 12:20:22
Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....
13 03 2024 14:13:30
Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....
12 03 2024 18:50:34
Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....
11 03 2024 17:33:56
Цель работы - обобщить полученные знания по темам: "Бактерии", "Грибы", "Растения", "Животные". Обобщить изученный материал, улучшить качество усвоения учащимися программных биологических понятий. ...
10 03 2024 8:52:23
Урок природоведения отвечает общедидактическим требованиям, решает обучающие, развивающие, воспитательные задачи. Учебный процесс для учащихся является процессом познания, который организуется учителем и проходит под его руководством. Задача учителя сводится к такой организации учебной деятельности учащихся, которая обеспечивает максимальное развивающее и воспитывающее действие на ученика. На уроке применяется самостоятельный поиск в приобретении знаний. Урок раскрывает одну из самых интересных страниц истории человеческих цивилизаций. Рассматривает некоторые проблемы, возникающие при обживании человеком новых земель. ...
09 03 2024 22:27:48
Под действием климата и внешней среды - группы людей были наделены особенностями, которые стали отличать их между собой. Так сформировались расы....
08 03 2024 1:25:49
Непрерывное движение крови по замкнутой системе полостей сердца и кровеносных сосудов называется кровообращением. Система кровообращения способствует обеспечению всех жизненно важных функций организма. У человека различают большой и малый круги кровообращения....
07 03 2024 16:23:10
Занятие посвящено многообразию деревьев и кустарников, их значению в природе и для человека. Цель занятия - сформировать понятие "кустарник"; развить умения классифицировать предметы окружающего мира; воспитать бережное отношение к природе....
06 03 2024 8:13:10
Учебное занятие моделируется в рамках проектной технологии, что позволяет использовать широкий спектр дидактических приемов: обучение в паре и группе, проблемное и частично-поисковое обучение, дискуссии. Урок поможет углубить и обобщить знания учащихся об особенностях жизни и развития червей-паразитов; проверить умения выделять признаки приспособленности к условиям обитания....
05 03 2024 3:29:36
На уроке рассматривается строение поперечно-полосатых мышц, сила мышц, дана сущностная хаpaктеристика химических процессов происходящих при сокращении мышц; выделены основные аспекты здорового образа жизни, имеющее значительную роль в профилактике появления и развития заболеваний опopно-двигательного аппарата подростков....
04 03 2024 21:52:42
Экологический эрудицион как способ развития познавательного интереса учащихся к предметам биологии, экологии Алтайского края. ...
03 03 2024 17:10:53
На уроке по теме "Успехи селекции" учащиеся обобщают фактический и теоретический материал по основам селекции. Углубляют знания об использовании сортов растений и пород животных в настоящее время в фермерском хозяйстве и на приусадебном участке....
02 03 2024 4:47:30
Урок призван познакомить учащихся со строением плодов, их разнообразием и функциями, формировать умения работать с природными материалами, сравнивать их, развивать бережное отношение к природе, работать с учебниками. Урок с показом слайдов рассчитан на 40 минут....
01 03 2024 11:34:21
Для реализации компетентностного подхода работа выстроена поэтапно. При повторении изученного материала учащиеся делают вывод о значение пoлoвoго размножения как важного шага в ходе эволюции всех живых организмов. Выдвигают гипотезы о способах размножении низших растений, результат сравнивают с учебником. Совершенствуют умения чтения и построения схем, анализа, обобщения полученной информации, делают выводы, проявляя степень самостоятельности....
29 02 2024 12:20:16
Учащиеся знакомятся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии XIX века, с многообразием растительного мира средней полосы, развивают интерес к изучению природы, к поэзии....
28 02 2024 14:55:32
Урок биологии в 6-м классе по теме "Систематика цветковых растений. Семейство розоцветные, их роль в природе и жизни человека". Данный урок, на основе работы учащихся по группам, помогает закрепить их знания о семействе крестоцветных, познакомиться с признаками семейства розоцветных, их многообразием и значением данного семейства....
27 02 2024 13:14:51
Разнообразные формы внеклассных мероприятий способствуют появлению интереса к предмету анатомии. Яркие формы проведения, загадочные вопросы требуют знания анатомических понятий. Это вызывает у студентов поисковый интерес и способствует формированию интереса к изучаемой дисциплине, развивает самостоятельность, творческие способности, активизирует познавательную деятельность, формирует профессиональный интерес, способствует закреплению и углублению знаний, развивает логическое мышление....
26 02 2024 12:38:48
В статье раскрываются возможности современного школьного сада как универсального средства социализации, реабилитации, а также развития политехнических знаний, умений и навыков учащихся школ VIII. Показано особое значение школьного сада как пропедевтического инструмента подготовки будущих садовников. Дан краткий экскурс создания, развития и значения школьных садов, начиная с VIII века до настоящего времени. Авторы сожалеют о сокращении школьных садов в постсоветское время и выражают надежду на их возрождение....
25 02 2024 13:25:46
Урок проводится после изучения темы "Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...
24 02 2024 16:39:11
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Основной акцент сделан на работу с текстом в микрогруппах. Текст подобран в соответствии основным группам витаминов (А; Б; С; Д) изучаемым на уроке. Задания составлены наподобие материалов ГИА-9 части «С». Для закрепления учебного материала предлагается тест. К уроку прилагается презентация. В качестве домашнего задания предлагается небольшая исследовательская работа....
23 02 2024 3:33:25
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
22 02 2024 11:14:54
По своей структуре – это обобщающий, проблемно-развивающий урок. Проводится в нетрадиционной форме – предоставление отчета о проделанной работе в ходе экспедиции. Урок построен на материале ранее изученном и вся работа организуется с опорой на уже полученные знания. Содержание урока активизирует внимание, способствует выдвижению проблем и нахождению путей доказательств и формулировке выводов....
21 02 2024 23:28:45
Представлен конспект урока (краткосрочного проекта) в 11-м классе с использованием ИТ, который расширяет знания учащихся о причинах появления наследственных заболеваний. ...
20 02 2024 15:54:39
Урок помогает изучить отделы скелета человека, выявить различия строения скелета млекопитающих и человека, связанные с прямохождением, раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета....
19 02 2024 12:14:54
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
18 02 2024 16:55:26
На данном уроке используются различные приемы здоровьесберегающих технологий. Актуальность данной работы обусловлена потребностью человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Здоровьесберегающее обучение направлено на обеспечение психического здоровья учащихся. ...
17 02 2024 0:33:50
Основной задачей современной общеобразовательной школы является подведение выпускников к обоснованному выбору будущей профессии, который базируется на системе обобщенных знаний по предметам школьной программы. Это дает выпускнику возможность определить свою профильную подготовку, продолжить образование и получить профессию, в которой он будет успешен....
16 02 2024 17:58:22
Курс формирует у учащихся знания о живой природе, ее отличительных признаках – уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях живой природы....
15 02 2024 11:46:31
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе. ...
14 02 2024 6:51:21
Цель урока: познакомить учащихся с насекомыми-переносчиками возбудителей болезней человека и паразитами сельскохозяйственных животных, показать необходимость изучения их жизни и строения для борьбы с ними....
13 02 2024 22:42:16
Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь. ...
12 02 2024 10:38:12
Он поедает не только растения и находящихся на них мелких животных, но и трупы...
11 02 2024 15:47:41
Мною разработан цикл уроков по курсу "Животные", которые включают в себя разделы программы "Здоровье", такие как самопознание (жизнь животных в природных сообществах и их роль в жизни человека), гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний, питание и здоровье. Урок "Многообразие паукообразных. Клещи — их роль в природе и жизни человека" из этого цикла....
10 02 2024 19:36:30
Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....
09 02 2024 20:57:51
Урок разработан в соответствии с задачами курса общей биологии, с акцентом на выделение закономерностей, положений биологических теорий и их прикладного значения, с учетом более высокого уровня самостоятельности и требований дидактики к работе над системой биологических понятий. Урок построен так, чтобы в нем присутствовали и творчество, и результаты. ...
08 02 2024 3:32:31
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 ::