Программа экологического кружка "Растительный мир Кологривского района и экологическое воспитание школьников"
Программа ставит целью приобщение школьников к научному познанию мира и сохранению окружающей природной среды родного края.
Программа построена на принципах природосообразности, на краеведческом материале познания живой природы.
Объект изучения: растительный мир Кологривского района, окрестностей посёлка Красный Бор. Программа имеет перспективную задачу: через общение с природой повысить экологическую культуру местного населения.
Учебно-воспитательные задачи:
- Научить школьников научным методам познания и изучения царства растений; методом убеждения формировать бережное отношение к окружающей среде.
- Углубить знания по экологии, показать значение этих знаний в решении проблем местного значения.
- Воздействовать на сознание учащихся посредством интеллектуальной, эмоциональной и пpaктической сфер деятельности, пытаясь изменить подход учащихся к флоре и фауне своей местности.
- Применяя методики полевых экологических исследований, обучить учащихся способам анализа экологических ситуаций, происходящих в природе.
Ведущие идеи на которых базируется данная программа:
- Формировать научную картину мира в целом и растительного мира в частности, как его составляющую.
- Развитие экологического мышления учащихся, воспитание эмоционально устойчивого и ответственного отношения к окружающей среде и жизни людей.
Программа ориентирована на поисковую творческую работу учителя и учащихся, на экологическое самообразование в конкретных природных условиях.
Ключевые понятия: экология, биосфера, флора, биогеоценоз, экосистема, сукцессия, биомасса, продуценты, мониторинг, фенология.
Важнейшие законы и закономерности: экологические законы Барри Коммонера, круговорот веществ в природе; природное сообщество, закон экологического равновесия, правило экологической пирамиды, причины смены биогеоценозов, граница между живым и неживым.
Программа включает ученые темы теоретического обучения и дополняется экологическим пpaктикумом. Теоретическое обучение школьников осуществляется на основе развития эколого-биологических понятий о растительном мире Кологривского района.
В целях обеспечения формирования у учащихся современного представления о мире растений Костромского края специально отобраны темы, раскрывающие биологические свойства и жизнь наиболее типичных растительных сообществ, а также редких и охраняемых растений.
Большое внимание в программе уделено связям экологии растительного мира с общением школьников с природой родного края.
Экологический пpaктикум включает ряд тем обеспечивающих пpaктическую подготовку детей в области охраны растительного мира. Некоторые из них имеют чисто учебно-познавательный интерес, другие организуют учащихся на индивидуальную самостоятельную работу. В целом этот раздел программы позволяет перейти школьникам от литературного знания природы к её реальному познанию, к экологическому самообразованию в конкретных природных условиях.
Темы экологического пpaктикума выбраны с учётом местных условий и контингента учащихся.
Тематическое планирование составлено с учётом теоретического раздела курса и лабораторного пpaктикума, а также дополнено эколого-натуралистическими и гуманитарно-экологическими экскурсиями.
Гуманитарно-экологические экскурсии (во время каникул)
- Экскурсия в краеведческий музей г. Кологрив..
- Экскурсия на Ефимов ключик в д. Шаблово на родине Е.В. Честнякова.
- Экскурсия в Ужугский парк – памятник природы Кологривского района.
- Экскурсия-поход в заповедный лес резерват “Кологривский лес”
Учебно-исследовательская и пpaктическая природоохранная работа (из опыта работы)
- Наблюдения.
- Фенологические наблюдения за сезонными изменениями развития растительного мира Кологривского района. Оформление фенологических календарей.
- Наблюдение за ростом и развитием ландыша майского – индивидуальная работа.
- Изменение численности видового состава растений на Зеленинском лугу. Влияние антропогенного воздействия на этот луг: покосы, выпас скота, места отдыха и т.д.
- Влияние абиотических факторов на рост и развитие купальницы европейской.
- Основные адаптации растений к условиям среды и их изменения.
- Наблюдение за развитием растений на местах отвалов.
- Индивидуальная работа: наблюдение за лишайниками, как индикаторами чистоты воздуха.
Экспериментальная работа
- Составление карты распространения редких и охраняемых растений.
- Изучение явления самовозобновления леса на поле у деревни Крутец – зарастание поля лесом.
- Составление календаря цветения и плодоношения черники в ближайшем лесу.
Пpaктическая природоохранная работа
- Выращивание посадочного материала декоративных растений.
- Озеленение территории школы и посёлка.
- Экологический десант по очистке родника и берега реки Унжа.
- Заготовка пищевого и лекарственного сырья.
- Благоустройство соснового бора в окрестностях посёлка Красный Бор.
Самостоятельная работа учащихся по природоохранному просвещению
- Разработка маршрутов экологических экскурсий для младших школьников.
- Составление экологических сказок и рассказов для младших школьников.
- Проведение научно-популярных бесед о охраняемых растениях Кологривского заповедника.
- Проведение экологических экскурсий в различные биогеоценозы.
- Подготовка и проведение экологических выставок, конкурсов, сочинений, плакатов, рисунков, фото по разным темам.
- Организация и проведение общешкольных мероприятий, например неделя “Люби, знай, охраняй свой край”, “Mecячник экологических знаний” и т.д.
Вся экологическая работа координируется школьным экологическим обществом “ЭКОС” (Экология. Охрана. Спасение).
Работая в течение нескольких лет по данной программе, применяя её в учебной и внеклассной работе, отмечаю большой интерес учащихся к изучению родного края, в частности, растительного мира. Программа помогает формировать научную картину мира, способствует появлению серьёзного и ответственного отношения к жизни в любом её проявлении. В течение нескольких последних лет учащиеся школы, члeны экологического кружка занимают призовые места на районных олимпиадах по биологии, участвуют в областных олимпиадах, занимаются в заочном клубе “Эколог”.
№ п/п | Тема занятия, тип занятия | Планируемые результаты обучения |
1 | Тема 1.
Введение. Экология наука о взаимоотношениях. Л.Р.№1 Правила работы в
кабинете и в природе. Беседа: Общее знакомство с флорой Костромского края. Многообразие растений разных групп. |
Знать: 1.Роль растений в природе и жизни человека. 2. Правила поведения в природе. 3. Эколого-биологические методы изучения. 4. Приборы и оборудование Уметь: Узнавать основные виды растений, охраняемых в Кологривском районе. |
2 |
Экскурсия 1. Разнообразие растений нашего края.
Оформление коллекции плодов и семян. Оформление гербария листьев деревьев. |
Знать:
О связи между строением растений и их местообитанием. Уметь: 1. Соблюдать правила поведения в природе. 2 Объяснять связь между особенностями внешнего строения растений с местообитанием. |
3 | Тема 2. ЛЕС Занятие “Лес– главное богатство Костромской области” | Знать: 1. Основные типы лесов. 2. Многообразие растений леса. 3. Понятие лесного биогеоценоза. Уметь: 1. Узнавать породы растений по листьям и побегам. 2. Устанавливать взаимосвязи между условиями обитания и растениями в лесу. |
4 | Л.Р. №2 Определение растений леса по определителю и определительным карточкам | Знать:
1. Принципы работы с определителем. 2. Анатомо-биологические особенности растений леса. Уметь: Различать особенности строения растений леса. |
5 | Л.Р. № 3.
Эколого-биологическая оценка сосны, ели, берёзы – как представителей лесообразующих пород нашего леса |
Знать:
Особенности строения сосны, ели, берёзы. Уметь: 1. Устанавливать взаимосвязь этих пород с условиями среды обитания. 2. Различать эти породы по внешнему виду, по древесине. |
6 | П.Р.№ 1. Занятие в природе “Описание лесного сообщество Шабловский лес” | Знать:
Методику описания лесного биоценоза. Уметь: 1. Распределять растения по ярусам. 2. Пользоваться оборудованием. 3. Составлять экологический прогноз о состоянии данного участка леса. 4. Выявлять последствия антропогенного воздействия на Шабловский лес. |
7 | П.Р. № 2. Определение возраста древесных пород по спилам, по стволам деревьев. | Знать:
Основные способы определения возраста деревьев.
Уметь: 1. Распознавать годичные кольца 2. Определять стороны горизонта по спилам деревьев. 3. Определять погодные условия в разные годы жизни дерева. |
8 | Занятие
Лекарственные растения леса. П.Р. № 3. Приготовление витаминного напитка из хвои сосны. |
Знать: 1. Основные лекарственные растения леса. 2 Правила их сбора и применения. Уметь: 1. Распознавать лекарственные растения. 2. Правильно использовать для лечения некоторые из них. 3. Изготавливать витаминные напитки. |
9 | ФГУ
заповедник “Кологривский лес” Игровое занятие, презентация “Редкие и охраняемые растения леса” |
Знать:
1. Красная книга Костромской области. 2. Необходимость охраны редких растений. Уметь: 1. Распознавать охраняемые растения Кологривского района. 2. Создавать компьютерную презентацию. |
10 |
Экскурсия 2. “Биогеоценоз соснового бора в окрестностях п. Красный
Бор”. Бор – беломошник. |
Знать: 1. Биотические и абиотические факторы, влияющие на этот сосновый бор. 2. Ярусность в сосновом лесу, доминантные виды. Уметь: 1. Различать мхи, лишайники – индикаторы чистоты воздуха. 2. Проводить мониторинг по лишайникам. |
11 | П.Р. № 4.
Оформление гербария “Многообразие лесных растений” |
Знать:
Правила и способы оформления гербария. Уметь: 1. Систематизировать материал. 2. Оформлять гербарий. |
12 | Обобщающее
по теме занятие Викторина “Знаешь ли ты наш лес?” Районная олимпиада “Семь чудес Кологривского леса” |
Знать: 1. Жизнь лесного биогеоценоза. 2. Пpaктическое значение леса. Уметь: 1. Доказывать взаимосвязь и причинную обусловленность явлений в лесу. 2. Пользоваться интернет-ресурсами, формулировать тезисы, оформлять рефераты, сообщения. |
13 | Тема 3. ЭКОЛОГИЯ ЛУГОВ Вводное занятие “Растительное сообщество Зеленинского луга”. Экскурсия 3 |
Знать: 1. Хаpaктеристику луга как сообщества влаголюбивых растений. 2. Влияние абиотических факторов на луг. Уметь: 1. Выявлять взаимосвязи организмов и среды обитания. 2. Различать типы лугов. |
14 | Л.Р. № 5. Определение растений луга по определителю и определительным карточкам. Живой материал. | Знать:
1. Правила пользования определителем. 2. Морфолого-анатомические особенности растений луга. Уметь: 1. Распознавать признаки строения органов растений. 2. Пользоваться определителем. |
15 | Л.Р. № 6. Описание растительного сообщества лугов. | Знать:
Методику описания биогеоценоза лугов. Уметь: 1. Распределять растения по систематическим группам. 2. Распределять растения по ярусам. 3. Устанавливать влияние антропогенного фактора на Зеленинский луг. |
16 | Беседа. Охраняемые растения луга. | Знать: 1. Редкие и охраняемые растения луга. 2. Методы повышения продуктивности лугов путём их улучшения. |
17 | П.Р. № 5. Организация фенологических наблюдений. Сезонные изменения в развитии растительного мира Кологривского района. | Знать: 1. Причины смены времени года. 2. Сезонные изменения в растительном мире и их причины. Уметь: 1. Оформлять дневник фенологических наблюдений. 2. Чертить график хода температур. |
18 | Обобщающее по теме занятие “Изменение численности видового состава на лугу”. | Знать:
Причины изменения численности видового состава на лугу. Уметь: Составлять экологический прогноз |
19 | Тема 4. БОЛОТО – мир зелёной тишины Экскурсия 4. Растительное сообщество болота в окрестностях п. Красный Бор |
Знать: 1. Типы болот. 2. Экологические факторы Уметь: Определять состав экосистемы. |
20 | Л.Р.№ 7. Определение растений болот по определителю | Знать: 1. Особенности строения болотных растений. 2. Видовой состав болота. Уметь: Пользоваться определителем. |
21 | Л.Р. № 8. Изучение морфологического и анатомического строения мхов кукушкин лён и сфагнум по живым и гербарным образцам. | Знать: 1. Внешнее строение мхов. 2. Клеточное строение листьев под микроскопом. 3. Образование торфа. Уметь: 1. Работать с микроскопом. 2. Выявлять приспособленности мхов к жизни в болоте. |
22 | Беседа о
клюкве. П.Р. № 6. Приготовление клюквенного морса. |
Знать:
Биологию болотной ягоды. Уметь: Приготовить витаминный напиток. |
23 | П.Р.№ 9. Описание биогеоценоза болота. Экологический прогноз. | Знать: 1. Видовое разнообразие экосистемы. 2. Общую площадь болот. 3. Проблема осушения болот. Уметь: Применять методику описания биогеоценоза |
24 | Обобщающий урок. Многообразие болотных растений | Знать: 1. Видовое многообразие экосистем. 2. Проблема осушения болот: за или против? Уметь: Узнавать растения болот. |
25 | Тема 5. РАСТЕНИЯ ВОДОЁМОВ Вводное занятие Знакомство с растениями водоёмов и побережий. |
Знать:
Основные виды растений реки Унжи, условия их местообитания. Уметь: Работать с энциклопедиями, словарями, справочниками. |
26 | Экскурсия 5. Исследование условий произрастания растений на берегу реки Унжи. | Знать:
Основные группы растений: макрофиты и микрофиты, плавающие,
прикреплённые, водные и полуводные растения. Уметь: Выявить черты приспособленности к среде обитания у водных растений. |
27 | Л.Р. № 9. Определение растений водоёмов и побережий по определителю. | Знать: 1. Правила пользования определителем. 2. Анатомо-морфологические признаки растений. |
28 | Экскурсия 6. Биогеоценоз пруда. | Знать:
Общую хаpaктеристику пруда и окружающей его территории. Уметь: Узнавать водные растения. |
29 | П.Р. № 10.
Описание биогеоценоза пруда. Видовое разнообразие организмов. |
Знать:
“Сукцессия” – смена биогеоценозов. Уметь: Выявлять факторы, вызывающие сукцессию – зарастание пруда. |
30 | Обобщение
по теме “Растения – индикаторы чистоты водоёмов” П.Р. № 11. Определение различных видов загрязнений на биологию водных растений |
Знать: 1. Растения – индикаторы 2. Основные виды загрязнений водоёмов. Уметь: 1. Составлять экологический прогноз о состоянии водоёма. 2. Показывать примеры антропогенного влияния на водный биоценоз. |
31 | Тема 4. АГРОЦЕНОЗЫ Вводное занятие: Общее представление об агросистеме. |
Знать: Понятия: агроэкология, автотрофы, гетеротрофы, экологическое равновесие |
32 | Л.Р. № 10. Определение сорных растений по определителю | Знать:
Сорные растения, их особенности. Уметь: Пользоваться определителем. |
33 | Экскурсия 7. На зерновое поле у д. Овсяниково. Определение степени засорённости поля. |
Знать: 1. Состав агроэкосистемы. 2.Особенности биологии сорных трав. Уметь: Применять методику определения засорённости поля. |
34 | П.Р.№ 12. Работа с гербарием полевых культур, коллекцией плодов и семян. |
Знать:
Основные полевые культуры, их биологические особенности. Уметь: Составить схемы простого севооборота. |
35 | Обобщение
знаний о агроэкосистемах. Составление схемы севооборота |
Знать: 1. Основные полевые культуры. 2. Основные понятия и термины. Уметь: Составлять схемы простого севооборота. |
36 | Тема 7. РУДЕРАЛЬНЫЙ ФИТОЦЕНОЗ
Экскурсия 8 на пустырь в окрестности п. Красный Бор |
Знать:
Растения пустырей, особенности их приспособлений к среде обитания. Уметь: Выявлять экологические факторы. |
37 | Л.Р. № 11. Определение растений по определителю. |
Знать:
Морфологическую хаpaктеристику рудеральных растений. Уметь: Пользоваться определителем |
38 | П.Р.№ 13. Описание рудерального фитоценоза: биотические и абиотические факторы. |
Знать:
Шкалу устойчивости растений к вытаптыванию. Уметь: Объяснять закономерности в живой природе. |
39 | П.Р. № 14. Черты приспособленности рудеральных растений к среде обитания. |
Знать:
Способы приспособления рудеральных растений к среде обитания. Уметь: объяснять их возникновение. |
40 | П.Р. № 15. Составление коллекции плодов и семян рудеральных растений | Знать:
О взаимосвязи между особенностями внешнего строения плодов в связи со
способами их распространения. Уметь: систематизировать плоды и семена по группам. |
41 | Обобщение
по теме.
Урок-игра “Какие растения на Земле самые главные?” |
Знать: Основные группы растений, их значение в природе и жизни человека. |
42 | Тема 8.
Антропогенное влияние на окружающую природу. П.Р. № 16 Описание растительности школьного двора: видовой состав, количество, возраст. |
Знать: 1. Видовой состав растений. 2. Жизненные формы растений. Уметь: 1. Определять растения по листьям, побегам, коре, форме кроны. 2. Чертить план школьного двора. |
43 | П.Р. № 17. Определение растений произрастающих на территории и в окрестностях п. Красный Бор. | Знать: Видовой состав растений. |
44 | П.Р. № 18. Изготовление гербария листьев деревьев и кустарников нашей местности. | Знать:
Правила сбора природного материала, правила составления гербария. Уметь: Систематизировать коллекционный материал |
45 | Оформление фенологических календарей. | Знать:
Причины смены времён года, фенологические сроки наступления времён года. Уметь: Наблюдать за изменениями в природе, выявлять закономерности развития. |
46 | П.Р. № 19. Описание антропогенного ландшафта – правого берега реки Унжа. | Знать: 1. Жизнь реки по сезонам 2. Жизнь людей, их деятельность, связанная с рекой |
47 | Обобщение знаний по теме “Антропогенное воздействие на окружающую среду” | Знать:
Полезное и вредное воздействие на окружающую среду. Уметь: Обобщать знания, формулировать выводы. |
48 | Тема 9. ЖИВАЯ ПРИРОДА Составление картосхемы посёлка, описание природы вокруг него, указание мест свалок. |
Знать:
Элементы картографии, условные знаки. Уметь: составлять план местности |
49 | Инвентаризация муравейников и птичьих гнёзд в ближайшем лесу. | Знать:
Жизнь муравьиной семьи и жизнь птиц. Уметь: определять стороны горизонта в лесу. |
50 | Работа с коллекциями насекомых вредителей растений. Составление цепей питания, цепей пищевых связей в природе. | Знать: Основные отряды насекомых, биологический способ борьбы с вредными насекомыми |
51 | Тема 10. РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР и жизнь
человека. Памятники природы Кологривского района |
Знать:
Памятники природы нашего района. Уметь: доказывать взаимосвязь и зависимость человека с растительным миром. |
52 | Игровое занятие “Человек и природа” Биотестер на компьютере |
Знать: 1. Роль человека в биосфере 2. Основные виды загрязнений 3. Глобальные проблемы человечества Уметь: Работать с интернет-ресурсами, подбирать материалы для сообщений. |
53 | П.Р. №20. Описание антропогенного влияния на экологию Шабловского леса. | Знать:
Взаимосвязи организмов в биогеоценозе; факторы, влияющие на
биологическую продуктивность леса. Уметь: Составлять экологический прогноз. |
54 | Наблюдения за лишайниками – простейший мониторинг. | Знать: 1. Основные виды лишайников. 2. Шкалу загрязнённости. Уметь: Определять зависимость количества лишайников – индикаторов в зависимости от чистоты воздуха. |
55 | Обобщение знаний “Значение растений в жизни человека” Тесты он-лайн на сайте samsdam.ru | Знать: Различные группы растений и их значение в жизни человека |
56 | Современные проблемы экологической культуры общения населения с окружающей природой. | Знать: 1. Связь человека с окружающей средой. 2. Человек – часть природы. 3. Проблемы загрязнения среды и истощения ресурсов. 4. Окружающая среда и здоровье человека. |
57 | П.Р. №21. Очистка берега реки Унжа. | Знать: 1. Хаpaктеристику реки: тип питания, режим реки. 2. Проблемы, связанные с использованием. |
58 | П.Р. № 22. Благоустройство соснового бора | Знать:
Тип соснового леса, ярусы. Уметь: 1. Определять возраст, высоту деревьев. 2. Составлять экологический прогноз. |
59 | Итоговое занятие по всему курсу “Растительный мир родного края и экологическая культура школьников” | Знать: 1. Видовое разнообразие растений. 2. Приспособленность к среде обитания. 3. Роль солнца как источника энергию 4. Сущность круговорота веществ в экосистеме как способа бесконечного обновления веществ. 5. Действие экологических факторов на живой организм. 6. Необходимость охраны природы и рационального природопользования. |
Комментарии:
Данный урок разработан с использованием модульно-блочной технологии. Модули являются составными частями блоков. Блок № 1 «Организменный уровень организации». В блоке 29 модулей, модуль № 28.1 «Вирусы». Раскрытие темы данного модуля позволяет доказать, что вирусы – это неклеточные формы жизни, с присущими всему живому свойствами. ...
26 04 2024 9:53:54
В настоящее время в учебных заведениях широко применяется образовательная технология - научно-исследовательская деятельность. Её целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей....
25 04 2024 18:37:40
Алкоголизация подрастающего поколения большинством исследователей рассматривается как существенный индикатор нeблагополучия социальной среды. Поводы первого приобщения к алкоголю очень разнообразны, но стоит раз прикоснуться к спиртному, как уже снимается психологический барьер и подросток чувствует себя вправе выпить, если появляется такая возможность. Недаром в народе говорят: «Реки начинаются с ручейка, а пьянство с рюмочки». Ответственность за формирование здорового образа жизни возлагается на все общество, но, главным образом, на школу, прежде всего на такие учебные предметы как естествознание, биология. Поэтому в ходе изучения школьного курса биологии необходимо большое внимание уделять антиалкогольному воспитанию. Раздел "Человек" в большей степени, чем другие разделы биологии, предоставляет возможности для антиалкогольного воспитания подростков. При изучении каждой темы возможно включение материала о вредном действии алкоголя на организм человека....
24 04 2024 12:51:12
Экологическая игра-викторина «У нас Земля одна!» создана по мотивам телевизионной игры «Своя игра». Праздник будет более ярким, радостным и запоминающимся, если дети примут участие в викторине. Полученные знания лучше усвоятся, надолго сохранятся в памяти учащихся и будут эффективно использоваться ими и в учебном процессе, и в любых жизненных ситуациях....
23 04 2024 1:31:32
Урок знакомит с многообразием комнатных растений; дает понятие о происхождении комнатных цветов; развивает навыки самостоятельного мышления, работы с энциклопедиями и справочниками, умения самостоятельно добывать факты, осмысления их, делать выводы и принимать решения; формирует экологически ценностную ориентацию взаимоотношений человека с окружающей средой. ...
22 04 2024 5:53:20
Ботаника, комплекс наук о растениях. Сформировалась ок. 2300 лет назад. Основоположником её считают древнегреческого учёного Теофраста, которого называют...
21 04 2024 16:40:59
Цель урока: познакомить учащихся с наиболее хаpaктерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания....
20 04 2024 3:16:36
Педагог должен не только давать знания, но и учить детей добывать эти знания. Модульное обучение предполагает формирование у учащихся навыков самообразования, переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Сущность модульного обучения: ученик самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем – целевым функциональным узлом, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием....
19 04 2024 6:15:28
Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....
18 04 2024 0:36:48
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...
17 04 2024 15:11:33
Компетентностный подход поставил учителя перед необходимостью создания программ элективных курсов. Идея посмотреть на биологию как на науку и через науку биологию на окружающий мир – не нова. Может быть, кто-то из учителей биологии также разработал подобный курс. Мне хочется поделиться своим опытом апробации курса "Сквозь призму науки", найти единомышленников, сделать следующий шаг вперед. ...
16 04 2024 17:38:32
Материал содержит подробный план конспект урока «Надкласс рыбы. Общая хаpaктеристика рыб. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания» по курсу зоологии для 7-го классов. Ориентирован на работу со всеми современными учебниками и обеспечивает дифференцированный подход в преподавании предмета. План-конспект дополнен инструктивной картой для выполнения лабораторной работы и приложением с презентацией к уроку....
15 04 2024 21:20:59
Урок призван сформировать представление о вирусах как о неклеточной форме жизни, их строении, жизнедеятельности, значении....
14 04 2024 23:30:12
Урок проходит в форме игры «Клуб знатоков». Из класса выбирается комaнда знатоков из лучших учеников класса. Все учащиеся готовят по три вопроса по теме. Они должны быть интересными, нестандартными и такими, чтобы ответ не включал в себя цифровые данные (размеры, вес и т.д.). ...
13 04 2024 3:26:29
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...
12 04 2024 21:22:18
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
11 04 2024 5:11:37
Урок природоведения в 5-м классе с использованием информационных коммуникативных технологий. В разработке представлен план урока. Содержание урока позволяет закрепить и обобщить знания о строении Земли, о гипотезах происхождения Земли и Солнечной системы; о сущности землетрясений, извержении вулканов, возникновении смерчей; о погоде и осадках; об атмосфере и гидросфере; об особенностях Земли, обусловивших существование на ней жизни....
10 04 2024 21:31:52
Знакомство с природой в средней школе начинается с курса природоведения. В ходе изучения этого предмета ученик последовательно знакомится с естественными науками (астрономией, геологией, географией, физикой, химией, биологией и экологией). Урок природоведения к учебнику А.А. Плешакова «Природоведение» может помочь не только в преподавании этого предмета, но и биологии, географии....
09 04 2024 5:50:19
Урок построен на интеграции здоровьесберегающих технологий, содержит межпредметные связи пpaктически со всеми предметами, изучаемыми в 7-м классе, носит пропедевтический хаpaктер, построен с учетом возрастных и личностных особенностей детей....
08 04 2024 11:26:59
На уроке дается общее понятие о витаминах, их роли в жизнедеятельности человека. В первой части рассказывается об истории открытия витаминов, дается краткая хаpaктеристика некоторых групп - A, B, C, D, K, и их роли. Даются сведения о продуктах питания, особо богатых основными витаминами. Рекомендуются способы и сроки их хранения. Во второй части урока проводится лабораторная работа "Определение содержания витамина С в некоторых продуктах". Работа основана на свойствах аскорбиновой кислоты обесцвечивать йод. Определяется содержание витамина в соках лимона, яблока, кипяченом соке. Разъясняется значение искусственных препаратов витаминов. В заключение урока решаются познавательные задачи для закрепления материала. ...
07 04 2024 12:58:51
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
06 04 2024 0:13:54
Содержание материала урока предусматривает: изучение морфологических признаков редких видов растений Ставропольского края, знакомство с их многообразием, выявление причин сокращения численности исчезающих видов растений, конкретизация природоохранных мероприятий флоры края. Кроме того, учебный материал нацелен на воспитание сознательного и уважительного отношения у школьников к родной природе....
05 04 2024 5:37:40
Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....
04 04 2024 14:32:25
Обобщающий урок в 7-м классе (УМК В.В. Пасечник) проводится в форме игры, в ходе которой учащиеся применяют знания, полученные при изучении данной темы. В работе представлен иллюстративный материал - презентация....
03 04 2024 5:30:40
Цели урока – сформировать знания об основных отделах скелета человека и их строении, развивать понятие о взаимосвязи строения с выполняемой функцией, продолжить формирование научного мировоззрения, развивать эволюционные взгляды на основные доказательства о сходстве между скелетом млекопитающих и человека, выявить особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью, развивать логическое мышление учащихся. ...
02 04 2024 19:24:50
Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....
01 04 2024 12:25:32
В опытах на животных для исследования пищеварения желудка применяли фистулу этого органа. Операция состоит в том, что через разрез стенки желудка внутрь него вставляют металлическую фистульную трубку и укрепляют ее швами....
31 03 2024 10:56:22
Урок проводится с использованием ИКТ и технологии здоровьесбережения. Ученик становится на данном уроке субъектом учебного процесса, а учитель только управляет им....
30 03 2024 0:21:59
Урок природоведения знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует самостоятельному участию в проектах по биологической тематике....
29 03 2024 20:10:36
Одним из биологических задатков является ведущий канал восприятия информации. Чтобы выработать и максимально использовать возможности восприятия, вначале необходимо установить, какой канал восприятия является доминирующим. С помощью диагностики можно определить ведущий канал восприятия каждого ученика класса. Затем, используя различные методы, формы и приемы работы с учетом модальности, определяются обучающие задания....
28 03 2024 16:12:59
Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....
27 03 2024 0:37:10
Введение технологии кейс-стади связано с реализацией компетентностного подхода в образовании и требует смены парадигмы мышления в сторону системно-деятельностного подхода. Урок интересен тем, что переpaбатывается огромный массив информации, и в уроке появляются два кейса (кейс документов и кейс решения проблемной ситуации)....
26 03 2024 3:14:51
Урок природоведения с использованием компьютерных технологий в 5-м классе....
25 03 2024 9:47:11
Учащиеся на уроке вспоминают строение ядра и его функции; строение прокариот и эукариот. Учитель воспроизводит необходимые для овладения новым материалом знания учащихся о клеточных формах жизни....
24 03 2024 12:57:59
Цель урока: провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме "Кровь и кровообращение"; воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих....
23 03 2024 0:39:29
ЭОР создают эффект присутствия («Я это видел!»), у учащихся появляется интерес, желание узнать и увидеть больше. Показаны возможности использования цифровых образовательных ресурсов на примере урока "Учение Чарлза Дарвина о естественном отборе"....
22 03 2024 23:12:57
В последнее время наблюдается снижение интереса к изучению большинства школьных предметов. Привить интерес к сложному предмету можно только через игру. Занимательные мероприятия способствуют обогащению ученика новыми знаниями, расширению кругозора....
21 03 2024 16:28:15
Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....
20 03 2024 14:57:31
Материал урока привлекает внимание учащихся к здоровью. На уроке рассматриваются жизненные ситуации, формируется умение применять знания на пpaктике. Развивается умение работать с информацией, структурировать ее, сравнивать, делать выводы. В урок включена пpaктическая работа, используется групповая форма работы. Контроль знаний осуществляется при помощи занимательного материала. Домашнее задание имеет творческий хаpaктер....
19 03 2024 9:39:39
Урок экологии в 6-м классе. Цель урока: побудить школьников к размышлению об экологическом и личностном смысле сохранения культурного и биологического разнообразия страны, региона, своей местности; необходимости для этого совместных усилий людей разных национальностей, поколений, религий, их желания и умения договариваться о сотрудничестве в решении общих экологических проблем....
18 03 2024 13:53:52
При подготовке к данному уроку использовались элементы проектной технологии: учащиеся класса получили задание найти и отобрать интересный материал о применении продуктов жизнедеятельности пчёл в жизни человека. При подготовке презентации использовались компьютерные технологии. В ходе урока применялись элементы здоровьесберегающих технологий: физкультминутка в конце логически законченной части урока, изменение поз учащихся в течение всего урока....
17 03 2024 17:43:58
Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление. ...
16 03 2024 3:57:39
На уроке рассматривается классификация горных пород. Приведена разработка пpaктической работы по коллекции минералов....
15 03 2024 12:28:15
В моей работе тесно соединились две области деятельности – учебная и внеклассная. Я смогла их соединить благодаря развитию живого уголка. В основе моей профессиональной деятельности, как учебной, так и деятельности по авторской программе, объединения детей и подростков в школьное биологическое общество «Импульс» лежит развитие живого уголка, природоохранная и исследовательская направленность. ...
14 03 2024 18:57:25
На этом уроке свойства цитоплазмы можно наблюдать во время пpaктической работы. Такие сложные понятия, как "плазмолиз" и "деплазмолиз" встречаются в заданиях ЕГЭ. Особое внимание уделяется таким явлениям, как тургор, осмос, диффузия. На уроке учащиеся смогли закрепить навыки работы с микроскопом....
13 03 2024 1:20:22
Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...
12 03 2024 10:51:25
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
11 03 2024 7:10:34
Это урок, на котором ученики сами выдвигают идеи и гипотезы после неожиданного эмоционального толчка, открывают новое после работы с текстом, сравнивают и оценивают свою работу. Ученики становятся настоящими творцами и даже поэтами, ведь иногда вместо синквейнов-пятистрочий они сочиняют настоящие стихи....
10 03 2024 20:18:13
Цель урока – ознакомление обучающихся с физическими упражнениями, влияющими на развитие и укрепление сердечно-сосудистой системы. А также популяризация физкультуры, зарядки, закаливания для сохранения и укрепления здоровья....
09 03 2024 19:27:13
Урок обобщения и систематизации знаний призван дать представление о дыхательной системе разных организмов, показать зависимость дыхания от среды обитания. Урок направлен на формирования логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Имеет большое значение для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, восприятия родства между живыми организмами, понимания основных законов жизни на Земле....
08 03 2024 19:38:16
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::