Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс


    Урок "Кровь – зеркало здоровья". 8-й класс

Цель урока : Провести обобщение и систематизацию изученного материала по теме: \"Кровь и кровообращение\"

Задачи:

  • Образовательная задача: выявить степень усвоения учащимися знаний по теме: \"Кровь и кровообращение\"
  • Развивающая задача: продолжить развитие аналитических навыков, совершенствование навыков поисковой, исследовательской деятельности, способствовать развитию коммуникативных и организаторских навыков, самоконтроля.
  • Воспитательная задача: воспитывать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Оборудование: презентация по теме \"Кровь - зеркало здоровья\", микроскопы, препараты крови лягушки и человека, тонометр, фонендоскоп.

Тип урока: обобщение.

Форма работы: групповая.

Методы и приемы: Частично-поисковый, исследовательский.

Ход урока

Презентация.

Здравствуйте, дорогие ребята, и уважаемые гости!

Обращаю внимание на тему нашего урока: \"Кровь - зеркало здоровья\".

Вы понимаете, что речь пойдет о крови. Какова же будет цель нашего урока?

(Обобщить имеющиеся знания о крови, как внутренней среде организма, о кровеносной системе организма)

Вам предлагается задание, которое называется :

Задание № 1 \"С ТОЧНОСТЬЮ ДО:\"

  1. 90 % (количество воды в крови).
  2. 300 г (масса сердца).
  3. 60-80 раз в мин. (количество сердечных сокращений).
  4. 120 дней (продолжительность жизни эритроцитов)
  5. 0,8 с (длительность сердечного цикла).
  6. 0,9 % (количество NaCI в крови).
  7. 5 млн/мм3 количество эритроцитов).
  8. 0,5-1 мм/с (скорость тока крови в капиллярах).
  9. 120/80 мм рт. ст. (нормальное артериальное давление крови).
  10. 6-9 тыс./мм3 (количество лейкоцитов).
  11. 30-50 см/с (скорость тока крови в аорте).
  12. 2,5 см (диаметр аорты).

Задание № 2

  1. Главная артерия большого круга кровообращения.
  2. Периодически возникающее возбуждение сердца под влиянием процессов, протекающих в нем самом.
  3. Сосуды, по которым кровь двигается к сердцу.
  4. Состояние невосприимчивости организма к микробам и другим чужеродным телам и веществам.
  5. Путь крови от правого желудочка через капилляры легких до левого предсердия.
  6. Место расположения створчатых клапанов.
  7. Человек, дающий кровь для переливания.
  8. Препарат, содержащий ослабленных или убитых возбудителей болезни.
  9. Жидкая часть крови, оставшаяся после удаления ее форменных элементов.
  10. Болезнь, хаpaктеризующаяся уменьшением количества крови и изменением ее качественного состава.

Ответы:

  1. Аорта
  2. Автоматия
  3. Вены
  4. Иммунитет
  5. Малый круг кровообращения
  6. Между предсердиями и желудочками
  7. Донор
  8. Вакцина
  9. Плазма
  10. Малокровие

Оценка:

  • \"5\" - 10 б
  • \"4\" - 8-9 б
  • \"3\" - 6-7 б

По каким показателям мы можем судить о здоровье человека? (ответы учащихся)

ПАМЯТКА

Температура тела = 36,6° С

Пульс = 60-80 уд/мин.

Кровяное давление (16-45 лет):

  • максимальное - 110-126 мм рт ст
  • минимальное - 60-85 мм рт ст

Анализ крови:

  • эритроциты - 4,5 - 5 млн в мл
  • лейкоциты - 4 - 9 тыс в мл
  • скорость оседания эритроцитов (СОЭ) - 1 - 1,5 мм/ч
  • содержание гемоглобина - 7-8 ммоль/л
  • концентрация глюкозы - 0,10 %

Задания для исследования:

Задание для группы №1

Исследовать строение эритроцитов крови человека и лягушки.

Цель работы: выявить особенности строения эритроцитов крови человека и лягушки

Ход работы

  • Подготовьте микроскоп к работе.
  • Установите на предметном столике микропрепарат крови человека.
  • Рассмотрите препарат. Найдите эритроциты.
  • Запишите данные в таблицу, учитывая размеры эритроцита, форму и наличие в нем ядра.
ЭРИТРОЦИТЫ ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ НАЛИЧИЕ ЯДРА
человека    
  • Теперь установите на предметный столик микропрепарат крови лягушки.
  • Рассмотрите эритроциты, крови лягушки.
  • Запишите данные в таблицу, о эритроците, учитывая его размеры, форму и наличие в нем ядра
ЭРИТРОЦИТЫ ФОРМА , РАЗМЕРЫ / крупные или мелкие/ НАЛИЧИЕ ЯДРА
лягушки    

Чьи эритроциты переносят больше кислорода и почему?

Задание для группы № 2

Тема исследования: \"Влияние нагрузки на частоту сердечных сокращений\"

Цель: выявить влияние физической нагрузки на частоту сердечных сокращений

Ответьте на вопросы:

  1. Что такое пульс?
  2. Где его можно обнаружить?
  3. Почему пульс можно прощупать в этих местах?
  4. О чем говорит частота пульса?

Проверьте свой пульс: (участие принимают 3 человека)

  1. Присесть, успокоиться и измерить свой пульс за 15 сек (Р1)
  2. Сделать 20 приседаний и вновь измерить свой пульс в положении стоя за 15 сек (Р2)
  3. Присесть на 1 минуту и в третий раз измерить свой пульс за 15 сек (Р3)
  4. Вычислить индекс Руфье по формуле 4 (Р1+Р2+Р3) - 200 /10

Если R меньше 0, то состояние сердечно-сосудистой системы отличное, менее 3 высокое, 3-5 хорошее, 6-10 удовлетворительное, 11-15 слабое

Задание для группы № 3

Тема исследования: Изучить анализ крови пациентов

Цель: изучить показатели крови пациентов, сделать вывод о состоянии здоровья организма, выявить нарушения, поставить диагноз. Назначить необходимое лечение. Разработать меры, препятствующие развитию болезни.

Пациент №1

Пациент жалуется на жажду, выделение большого количества мочи, слабость, головокружение. Анализ крови данного больного выглядит следующим образом:

Компоненты крови Показатели
Количество эритроцитов (1 мм ) 4,5 млн
Содержание гемоглобина (1 ммоль/л) 7,5 ммоль/л
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч 1,3 мм/ч
Количество лейкоцитов (1 мм ) 6 тыс
Концентрация глюкозы (%) 0,5%

Пациент №2

После длительной болезни человек пришел в поликлинику. Жалуется на слабость, головокружение, низкую работоспособность. Результаты его анализа крови выглядят следующим образом:

Компоненты крови Показатели
Количество эритроцитов (1 мм ) 3,5 млн
Содержание гемоглобина (1 ммоль/л) 5,5 ммоль/л
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч 1,5 мм/ч
Количество лейкоцитов (1 мм ) 7 тыс
Концентрация глюкозы (%) 0,10 %

Постарайтесь выявить нарушения, поставить диагноз. Назначьте необходимое лечение. Разработайте меры, препятствующие развитию болезни - меры профилактики.

Пациент №3

Человек жалуется на головную боль, жар, озноб, слабость, кашель, насморк. Результаты его анализа крови выглядят следующим образом:

Компоненты крови Показатели
Количество эритроцитов (1 мм ) 4,5 млн
Содержание гемоглобина (1 ммоль/л) 7,0 ммоль/л
Скорость оседания эритроцитов (СОЭ), мм/ч 2,5 мм/ч
Количество лейкоцитов (1 мм ) 11 тыс
Концентрация глюкозы (%) 0,10 %

Постарайтесь выявить нарушения, поставить диагноз. Назначьте необходимое лечение. Разработайте меры, препятствующие развитию болезни - меры профилактики.

Задание для группы №4

Тема исследования: Провести анализ соответствия артериального давления между подсчетом по данным формулам и полученными измерениями.

Цель: проанализировать по результатам работы состояние здоровья одноклассников.

Предварительные сведения

Заболевания сердечно-сосудистой системы (инфаркт миокарда, инсульты, стенокардия, склероз артериальных сосудов, тромбозы) занимают первое место среди причин cмepтности людей во всем мире. Исследование артериального давления (АД) имеет большое значение для профилактики сосудистых заболеваний, своевременной диагностики врожденных пороков сердца.

В настоящее время для измерения артериального давления применяются тонометры (приборы для измерения АД). Артериальное давление измеряется в мм рт. ст. (например, 120/80 мм рт. ст.). Тонометр состоит из манжетки, манометра и баллончика для нагнетания воздуха в камеру манжетки. Манжетка охватывает плечо и соединяется с баллончиком и с манометром.

Ход работы

1. В положении сидя положите правую руку испытуемого на стол, повернув ладонью вверх.

2. Наложите на плечо нарукавную манжетку так, чтобы камера манжетки находилась над плечевой артерией. Нижняя часть манжетки должна быть на 2,5 см выше локтевого сгиба. Закрепите с помощью липучки манжетку, чтобы она плотно охватывала плечо. Руку испытуемого надо слегка согнуть в локтевом суставе.

3. Приложите фонендоскоп к лучевой артерии (должен быть слышен звук прохождения крови по артерии \"тук-тук\").

4. Баллончиком нагнетается воздух в камеру манжетки. При этом манжетка раздувается, тем самым сдавливая артерию. Исчезновение (на слух) ударов говорит о полном пережатии артерии. Запомните по манометру эту цифру, при которой исчез звук. Прибавьте надувания еще на 30 мм рт. ст. (это позволяет избежать ошибки).

5. Медленно начинайте выпускать воздух с помощью тонометра. Первый появившийся звук соответствует систолическому давлению (в норме 110-120 мм рт. ст.).

6. Продолжайте снижать уровень давления в манжетке, пока звук, затихая, не исчезнет. Исчезновение звука соответствует диастолическому давлению (в норме 70-80 мм рт. ст.)

Рассчитайте свое давление по формуле для молодого организма (до 20 лет)

АД верхнее = 1,7 х возраст + 95

АД нижнее = 1,6 х возраст + 42

Проанализируйте по результатам работы состояние здоровья ваших одноклассников.

(Планируемые ответы исследования крови для учащихся группы № 3)

Пациент №1

Диагноз: сахарный диабет

Профилактика и лечение:

  • инъекции инсулина, позволяющие усваивать глюкозу клетками
  • исключить из питания сахар, продукта содержащие большое количество углеводов - крахмала
  • следить за уровнем глюкозы в крови

Пациент №2

Диагноз: малокровие - анемия

Профилактика и лечение:

  • полноценное питание. Витамин В12 улучшает кроветворную функцию костного мозга (овощи, фрукты, мясо)
  • препараты, содержащие железо
  • прогулки на свежем воздухе (в лесу)

Пациент №3

Диагноз: ОРЗ или ОРВ - об этом свидетельствует лейкоцитоз, в организме идет воспаление

Профилактика и лечение:

  • полноценное питание
  • проветривание помещений
  • прием антибиотиков
  • активный образ жизни - физ. культура
  • профилактические прививки

Решение познавательных задач:

Преступник, чтобы скрыть следы преступления сжег окровавленную одежду жертвы. Однако судебно-медицинская экспертиза на основании анализа пепла все же установила наличие крови на одежде. Каким образом?

Сколько крови перекачало ваше сердце за 40 минут сегодняшнего урока, если частота работы сердца 70 ударов в минуту, а за каждое сокращение сердце выбрасывает 150 мл крови?

В семье большое горе. На свет появился ребенок , который уже в первые сутки после рождения заболел желтухой. Болезнь прогрессировала и вызывала все большие осложнения. Такое случалось, когда человечеству не были известны некоторые свойства крови, без учета которых беременность заканчивалась или внутриутробной гибелью плода, или рождением нездорового ребенка. Что может стать причиной изложенного выше?

Завершить урок я хочу стихотворением Р. Гамзатова \"Прости меня, сердце мое\", в котором автор, обращаясь к сердцу, просит прощения и я думаю, что вы, изучив огромное функциональное значение сердца, его работу, его особенности, тоже можете обратится к своему сердцу с этими словами:

Тебя я помучил немало,
Как вспомню, ни ночи, ни дня
Со мной ты покоя не знало
Прости, мое сердце меня.
Как плетью, ох будь я неладен
Твое подгонял колотье
За то, что я был беспощаден,
Прости, меня сердце мое.
За то, что железным ты мнилось
И мог подставлять под копье
Тебя, я безумью на милость,
Прости, меня сердце мое.
Кружит, как над полем сражения,
Порой над тобой воронье
За подвиги долготерпенья
Прости, меня сердце мое!



Комментарии:

Три модульных урока по теме "Опopно–двигательная система". 8-й класс


    Три модульных урока по теме "Опopно–двигательная система". 8-й класс

      Данные уроки можно использовать с целью формирования устойчивого интереса к предмету посредством применения компьютерных технологий; формирование пpaктических умений и навыков при выполнении заданий. Уроки рассчитаны для индивидуальной или групповой работы. ...

24 11 2025 14:55:41

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

23 11 2025 1:45:11

Тема урока: "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"


    Тема урока: "Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение"

      Урок основан на интеpaктивных методах обучения, таких как «Мозговая атака», «Кооперативная деятельность», при которых ученики обучают друг друга, учатся друг у друга, в процессе которых создается положительная психологическая атмосфера и достигается активность каждого ученика....

22 11 2025 9:27:19

Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"


    Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"

      Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....

21 11 2025 3:49:53

Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс


    Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. 10-й класс

      Цель урока: охаpaктеризовать клеточный уровень организации живой материи; изучить особенности строения клеточной мембраны, цитоплазмы, митохондрий, ЭПС, рибосом, лизосом; сравнить строение растительной и животной клеток; продолжить формирование умения работы с рисунками, схемами, микроскопом, умения сравнивать объекты; на основе изучения строения клетки показать единство всей живой природы....

20 11 2025 16:13:28

Итоговый тест по биологии для 8-го класса по теме "Система опоры и движения"


    Итоговый тест по биологии для 8-го класса по теме "Система опоры и движения"

      Данный тест составлен в соответствии с программой Сонина Н.И. для 8-го класса. Разработка содержит два параллельных варианта, в которых 94% тестовых заданий ориентированы на репродуктивный уровень усвоения знаний, 75% тестовых заданий ориентированы на факультативные биологические знания. Педагогические цели тестирования – определение уровня усвоения знаний каждым учеником и классом по данному материалу темы; выявление структуры знаний на содержательном и деятельностном уровнях....

19 11 2025 2:15:51

«Секреты чайного куста». Интегрированный урок (материальные технологии, биология). 6-й класс


    «Секреты чайного куста». Интегрированный урок (материальные технологии, биология). 6-й класс

      Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....

18 11 2025 10:31:24

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

17 11 2025 19:37:22

Интегрированный урок (информатика + биология) "Пищеварение в ротовой полости"


    Интегрированный урок (информатика + биология) "Пищеварение в ротовой полости"

      Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Презентация, включенная в урок, является продуктом самостоятельной поисковой деятельности учеников. В урок включены дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....

16 11 2025 13:56:17

Познавательная игра "Полезные растения"


    Познавательная игра "Полезные растения"

      Внеклассное мероприятие знакомит учащихся с различными способами сохранения и укрепления здоровья с помощью полезных растений. Выполняя различные задания игры, учащиеся узнают, как, умело используя растения, человек может влиять на состояние своего здоровья....

15 11 2025 15:32:54

Некоторые нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии

Представлены четыре нетрадиционные (альтернативные) лабораторные работы по зоологии, которые могут быть проведены как на уроках (вместо программных), так и на занятиях кружка, факультатива или элективного курса. ...

14 11 2025 9:53:59

Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"


    Урок-игра "Эволюция растений. Культурные растения"

      Обобщение и повторение в виде урока-игры по теме «Историческое развитие растительного мира на Земле»....

13 11 2025 14:26:53

Урок по теме "Движение крови в организме"


    Урок по теме "Движение крови в организме"

      На этапе актуализации опopных понятий учащиеся вспоминают особенности кровеносной системы млекопитающих, сравнивая их с кровеносной системой человека. При этом на доске последовательно размещаются, названные ими признаки (используются магнитные карточки). Главной задачей урока является обеспечение усвоения особенностей строения кровеносных сосудов. ...

12 11 2025 18:55:12

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

11 11 2025 10:40:25

Урок по теме "Живая природа Земли"


    Урок по теме "Живая природа Земли"

      Представлена шоу-игра, которую удобно применять на уроках обобщения учебных тем, объединяющих семь глав, например при изучении курса "Природоведение, 5-й класс", при проведении внеклассных занятий, классных часов. ...

10 11 2025 1:26:57

Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"


    Урок биологии по теме "Деление клетки. Митоз"

      В целях продуктивной познавательной активности урок выполнен в «Конструкторе школьных сайтов». На фоне эмоционального поэтического изложения темы в ассоциативной связи учитель вспоминает с учащимися фазы митоза. Нестандартная форма урока оживляет его, вызывает интерес учащихся к изучаемому материалу....

09 11 2025 16:45:50

Урок по биологии в 10-м классе "Решение задач на законы Г.Менделя"


    Урок по биологии в 10-м классе "Решение задач на законы Г.Менделя"

      Цель представленного в статье урока – закрепить умение решать генетические задачи на разные типы доминирования, убедить учащихся в пpaктической значимости законов наследственности....

08 11 2025 18:17:35

Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"


    Программа элективного курса "Экологический калейдоскоп"

      Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...

07 11 2025 15:59:54

Урок биологии. 9-й класс. "Вид. Критерии вида"


    Урок биологии. 9-й класс. "Вид. Критерии вида"

      Урок направлен на изучение и закрепление новых знаний, целями являются: формирование понятий «Вид», «Критерии вида», создание условий для реализации учебных возможностей ученика. ...

06 11 2025 1:33:48

Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"


    Элективный курс для предпрофильного образования по биологии в 7–9-х классах "Растения водоемов"

      Предлагаемый элективный курс рассчитан на 19 часов; способствует самоопределению учащихся, развивает исследовательскую деятельность. Данный курс поддерживает и углубляет знания по биологии и экологии. Материалы курса включают в себя пояснительную записку, описание структуры программы и особенности организации учебного процесса, тематическое планирование. ...

05 11 2025 3:37:57

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

04 11 2025 5:54:59

Витамины. 8-й класс


    Витамины. 8-й класс

      Автор формирует знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их пpaктическом значении для здоровья человека. Учитель знакомит со способами сохранения витаминов в пищевых продуктах....

03 11 2025 3:17:53

Урок биологии в 6-м классе "Корень"


    Урок биологии в 6-м классе "Корень"

      Представленный в статье урок направлен на развитие критического мышления, через самостоятельную работу с текстом, в ходе которой ученики заполняют предложенные таблицы, систематизирую тем самым полученные знания....

02 11 2025 20:20:28

Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка


    Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка

      Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия. ...

01 11 2025 21:33:30

Функции желез внутренней секреции. Гормоны


    Функции желез внутренней секреции. Гормоны

      Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....

31 10 2025 15:51:58

Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"


    Разработка урока по биологии "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения"

      Завершающий урок "Обобщение знаний о строении дыхательной системы человека, о вреде курения". На уроке разбираются кратковременные и долговременные воздействия курения на организм человека, предлагается анализ социологического опроса «Выявление основных хаpaктеристик курильщика», разбираются особо актуальные вопросы, связанные с влиянием курения на организм человека....

30 10 2025 11:38:32

Разработка урока по биологии в 8-м классе по теме: "Витамины"

Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...

29 10 2025 2:57:15

Внутренняя среда организма


    Внутренняя среда организма

      Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....

28 10 2025 15:26:22

Урок по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"


    Урок по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

      Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя. ...

27 10 2025 1:53:36

Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"


    Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"

      Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие. ...

26 10 2025 4:49:49

Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"


    Урок изучения нового материала по теме "Эволюция строения и функций органов и их систем", "Кровообращение"

      У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание. ...

25 10 2025 9:53:46

Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон


    Гибридологический метод изучения наследственности. Законы Г.Менделя. Закон доминирования. Второй закон

      На занятии происходит знакомство учащихся с опытами Г.Менделя; формирование знаний о моногибридном скрещивании, даются понятия первого и второго законов Г.Менделя....

24 10 2025 18:13:22

Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»


    Программа элективного курса «Поэтический мир природы и человека»

      Курс выявляет и объясняет биологические и экологические объекты, процессы и явления в поэзии, развивает интерес учащихся к биологии, экологии и литературе. Подробное изучение биологических аспектов помогает понять главную мысль стихотворения....

23 10 2025 4:47:57

Три формы борьбы за существование по Дарвину

Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....

22 10 2025 1:43:33

Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)


    Информационные технологии на уроке биологии "Роль бактерий, грибов и лишайников в природе и жизни человека" (7-й класс)

      В ходе урока дети учатся деловому и партнерскому стилю общения. Созданы условия, при которых ребята учатся ориентироваться в необычных ситуациях, пользоваться интеpaктивными средствами. Пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию....

21 10 2025 19:28:54

Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения

Гидра: системы органов, регенерация, способы размножения Гидра — типичный представитель класса—достигает и длину 1 см. Форма тола ее цилиндрическая. На одном полюсе имеется рот, окруженный щупальцами, которых у различных видов бывает от 6 до 12. На противоположном полюсе у гидр расположена подошва, служащая для прикрепления животного к субстрату....

20 10 2025 1:18:15

Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"


    Игра "Зоологический калейдоскоп" по теме "Земноводные"

      Урок обобщает, закрепляет и расширяет знания учащихся, активирует их работу с дополнительной литературой, развивает творчество учащихся, которое демонстрируется в плакатах о защите земноводных. ...

19 10 2025 10:24:14

Печень и поджелудочная железа: их роль в пищеварении

Печень и поджелудочная железа: их роль в пищеварении Печень — самая большая железа нашего тела, масса ее — 1,5-2 кг. Расположена печень человека преимущественно в правом подреберье, под диафрагмой....

18 10 2025 11:30:21

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

17 10 2025 3:43:21

Мастерская построения знаний "Рождение ДНК". Урок биологии в 9-м классе


    Мастерская построения знаний "Рождение ДНК". Урок биологии в 9-м классе

      Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....

16 10 2025 23:39:16

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

15 10 2025 1:32:46

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов

Рыбы. Общая хаpaктеристика, строение, системы органов Надкласс рыб относится к той группе организмов, которые находятся в состоянии выраженного биологического прогресса. Насчитывается около 20 тыс. видов рыб, обитающих в морях и пресных водах....

14 10 2025 20:58:11

Мастер-класс по теме "Внутренняя среда организма"


    Мастер-класс по теме "Внутренняя среда организма"

      В статье представлены разработки уроков на данную тему. ...

13 10 2025 15:47:12

Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)


    Урок-игра "Кто хочет стать знатоком природы?" (целебные растения Севера)

      Давно заметил человек, что некоторые растения излечивают от недугов. Так из поколения в поколение передавались сведения о целебных свойствах растений. Значение лекарственных растений в настоящее время не падает, а наоборот, возрастает. В течение тысячелетий многие из древнейших лечебных средств переходили из поколения в поколение, причем некоторые из них сохранились до сих пор....

12 10 2025 22:22:32

Строение и функции цветка

Урок направлен на формирование целостного представления о цветке как органе семенного размножения. Применение различных стратегий текстовой деятельности позволяют учителю активизировать деятельность учащихся на этапе работы с учебником и осмысления прочитанного....

11 10 2025 17:34:43

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"


    Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

      В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

10 10 2025 7:16:44

Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"

      Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....

09 10 2025 15:42:35

Свойства и функции белков


    Свойства и функции белков

      Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....

08 10 2025 14:34:38

Театрализованное представление "Сказка о золотой рыбке и морских жителях"


    Театрализованное представление "Сказка о золотой рыбке и морских жителях"

      Сценарий этой игры строится на основе сказки "О золотой рыбке" А.С. Пушкина. Только в нашем варианте рыбка не исполняет прихоти вредной старухи, а по желанию старика знакомит его с принцессой Коралловых Рифов, ее придворными-представителями типа кишечнополостных. Все они рассказывают о своей жизни и ее особенностях, о пользе, которую они приносят и о том, почему и когда их надо бояться. ...

07 10 2025 20:29:43

Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"


    Лист учащегося "Самооценка учащегося по биологии"

      Контроль знаний, умений и навыков учащихся имеет очень важное значение в процессе обучения не только для учителя, но и для самого ребёнка. Методических рекомендаций и указаний по проведению контроля знаний, умений и навыков учащихся существует очень много. При проведении контроля важно заинтересовать ребят, вызвать у них желание проверить самим свои умения, знания и навыки по биологии. ...

06 10 2025 23:19:54

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::