Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс


    Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс

Меняя каждый миг свой образ прихотливый
Капризна как дитя и призрачна как дым,
Кипит повсюду жизнь в тревоге суетливой,
Великое смешав с ничтожным и чужим.
Вот жизнь, что сфинкс! Закон ее – мгновенье,
И нет среди людей такого мудреца,
Кто мог сказать толпе куда ее движенье,
Кто мог бы уловить черты ее лица.

С.Я. Надсон.

1. Пояснительная записка

На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн. лет назад леса выглядели иначе. В них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветовых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн., 100 млн., 200 млн. лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе.

Цель курса:

Получить представление об эволюции, закономерностях эволюционных изменений у организмов.

Задачи:

  • Дать интегрированные знания из различных областей наук;
  • Дать понятие о многообразии и приспособленности организмов к среде обитания.
  • Ознакомить учащихся с основными закономерностями эволюционного процесса.

Программа ориентирована на учащихся 9 класса, в рамках подготовки к профильному обучению, и позволяет учащимся оценить свои потребности и возможности и сделать обоснованный выбор профиля в старшей школе.

Содержание курса соответствует познавательным способностям школьников, т.к. содержит новый для учащихся материал, представленный в печатном и в электронном виде.

Курс рассчитан на 17 ч., состоит из 2 модулей.

В содержании курса прослеживаются межпредметные связи с курсами геологии, географии, химии.

Курс имеет пpaктическую направленность. Сегодня очень важно развивать у школьников интеллектуальные способности (умение производить мыслительные операции, работать с литературой). Предполагается выполнение пpaктических, лабораторных работ.

Будут использоваться интеpaктивные, деятельностные методы и приемы, различные формы занятий (лекции, семинары, конференции и т.д.).

Содержание курса:

I Модуль. Эволюция планеты Земля. (3 часа)

Звездный и планетарный этапы эволюции Земли. Методы исследования внутреннего строения Земли. Внутреннее строение земного шара и внешние оболочки. Взаимосвязь оболочек Земли.

Механизм и скорость перемещения литосферных плит. Формы рельефа поверхности Земли. Дрейф континентов. Изменение расположения материков за длительный период существования нашей планеты.

Изменчивый облик планеты. Эволюция рельефа. Изменения климата Земли. Геологические процессы, происходящие в земной коре, на поверхности и в глубинных слоях Земли.

Конкурс сочинений “Беспокойная планета”.

II Модуль. Картины будущего. (12 часов).

1 Раздел. Через 5 млн. лет.(5 часов).

Ледниковая эпоха. Жизнь на холоде. Механизмы приспособленности организмов к изменениям температуры. Жестокий ледниковый период. Холодная и сухая Земля. Вымирание неприспособленных. Приспособление новых форм к суровым условиям жизни. Хаpaктеристика ландшафтных зон будущего. Североамериканская пустыня. Североевропейская тундра. Средиземноморская низменность. Амaзoнская степь.

Пpaктическая работа №1. “Изучение приспособленности организмов к среде обитания”.

Пpaктическая работа №2. “Выявление черт приспособленности к среде у животных будущего”.

2 Раздел. Через 100 млн. лет. (3 часа).

Хаpaктеристика ландшафтов Земли через 100 млн. лет. Бенгальское болото. Мелководное море. Великое плато. Антарктический лес. После окончания ледниковой эпохи на Земле наступил долгий период стабильности и благоденствия, жизнь снова расцвела.

Гидробионты. Приспособленность организмов к жизни в воде.

Лабораторная работа №1. “ Сравнение строения некоторых морских слизней и рифовых плавунцов”.

Презентация “Разнообразие приспособлений у организмов”.

3 Раздел. Через 200 млн. лет. (4 часа).

Планета переменилась. Все континенты Земли соединятся и образуют один гигантский суперконтинент Пангея-2.

Хаpaктеристика ландшафтов, будущих обитателей Земли. Северный лес. Центральная пустыня. Барьерная пустыня. Всемирный океан.

Пpaктическая работа№3.. Прогнозирование облика будущих обитателей Земли, изучаемых ландшафтных зон.

Резерв 2 часа.

Ожидаемые результаты обучения:

Получение представления о возможности прогнозировать живой мир будущего на основе биологических знаний.

Приобретение начальных умений осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернет), применять ее в собственных исследованиях.

Выбор естественно-научного профиля.

Рекомендуемая литература:

  1. В Гааке “Происхождение животного мира”, М.: “Терра”, 1996.
  2. “Дикий мир будущего”, Пер.с англ. Е.Токаревой.- М.: Эгмонт Россия Лтд., 2003.
  3. Н.Н.Воронцов “Развитие эволюционных идей в биологии”, М.: Изд. Отдел МГУ, АБФ, 1999.
  4. Крайзман В.Е. “Введения в учебное исследование”. Фестиваль “Открытый урок”.
  5. Ю.В. Чайковский “Эволюция”, Биология (приложение к газете “Первое сентября”), 1996, №20,40. 1997 №5, 22, 43. 1998 №28, 1999 №11, 2000 № 7,46.

Критерии успешности освоения курса:

Модуль 1. Участие в конкурсе сочинений (макс. 10 баллов).

Написано – 5 баллов.

Оригинальность, образность – 5 баллов.

Модуль 2.

Пpaктическая работа №1. Оценивание по 5-балльной системе.

Пpaктическая работа №2. Оценивание по 5-балльной системе.

Лабораторная работа №1. “ Сравнение строения некоторых морских слизней и рифовых плавунцов”. Оценивание по 5-балльной системе.

Презентация “Разнообразие приспособлений у организмов” (макс. 10 баллов).

Наличие рисунка – 5 баллов.
Красочность – 3 балла.
Оригинальность – 2 балла.

Пpaктическая работа №3. “Создай себе чудовище” (макс. 10 баллов).

Наличие рисунка – 5 баллов.
Красочность – 3 балла.
Оригинальность – 2 балла.

Максимальное число баллов – 40.

Успешным окончанием курса считается выполнение не менее 70 % заданий.

Приложение: Учебно-тематический план

№ п\п Название модуля, раздела, темы

Количество часов

Форма проведения Образовательный продукт
Всего Лекции Пpaктика
  I модуль. Эволюция планеты Земля. 3        
  1.1 Земля изнутри.

1

1

  Лекция с элементами беседы Конспект, схема.
  1.2 Дрейф континентов.

1

 

1

Групповой пpaктикум Составление опopного конспекта по теме
  1.3 Изменчивый облик планеты.

Конкурс сочинений

1

 

1

Урок - конкурс Написание сочинения
  II Модуль.

Картины будущего.

12        
  1.Раздел. Через 5 млн. лет.

5

       
  1.1Ледниковая эпоха. Жизнь на холоде.

1

1

  Видеоурок Устно ответить на вопросы.
  1.2 Механизмы приспособленности организмов к изменениям температуры.

1

 

1

Игра-исследование Устно ответить на вопросы.
  1.3 Пpaктическая работа№1. “Изучение приспособленности организмов к среде обитания”.

1

 

1

Пpaктикум Правильно оформленная работа..
  1.4 Хаpaктеристика ландшафтных зон будущего.

1

1

  Видеоурок Устно ответить на вопросы.
  1.5 Пpaктическая работа №2.“Выявление черт приспособленности к среде у животных будущего”.

1

 

1

Пpaктикум Правильно оформленная работа.
  2. Раздел. Через 100 млн.лет.

3

       
  2.1 Хаpaктеристика ландшафтов Земли через 100 млн.лет.

1

 

1

Видеоурок Письменно ответить на вопросы, конспект
  2.2 Гидробионты Приспособленность организмов к жизни в воде.

1

1

  Лекция с элементами беседы Лабораторная работа №1. Собственное решение научной проблемы.
  2.3 Презентация “Разнообразие приспособлений у организмов”.

1

 

1

Творческая работа Публичное ыступление
  3. Раздел. Через 200 млн.лет.

3

       
  3.1 Планета переменилась.

1

 

1

Видеоурок Тезисы, ответы на вопросы
  3.2 Хаpaктеристика ландшафтов, будущих обитателей Земли.

1

 

1

Групповой пpaктикум Анализ и собственное решение научной проблемы
  3.3 Пpaктическая работа№3.. Прогнозирование облика будущих обитателей Земли, изучаемых ландшафтных зон.

1

 

1

Пpaктикум Рисунки живых организмов далекого будущего
  Резерв.

2

       
  Итого часов: 17          

Примерные рекомендации по проведению пpaктических, лабораторных работ, семинаров, конференций.

Модуль 2.

Тема 1.2. Пpaктическая работа№1.“Изучение приспособленности организмов к среде обитания ”. (Работы № 13, 14, 15 Л.П.Анастасова, В.С. Кучменко, Биология Сборник заданий для проведения устного экзамена по биологии за курс средней школы, 11 кл. М.: “Дрофа”, 2000.).

Тема 1.4. Пpaктическая работа №2. “Выявление черт приспособленности к среде у животных будущего”.

Проанализировать по морфологическому критерию облик животных будущего, используя иллюстрации в книге (5), заполнить таблицу.

Приспособленность организмов будущего к среде обитания

Вид Среда обитания Черты приспособленности Относительный хаpaктер
1. Китовая олуша      
2. Снегозверь      
3. Шаграт      
4. Криптилия      
5. Скрофа      
6. Каррон      
7. Бабукари      
8. Спиногром      
9. Каpaкиллер      
10. Cмepтонос      

Тема 1.5. Конференция “Особенности жизнедеятельности современных животных, обитающих в различных биомах”.

Учащиеся выступают с заранее подготовленными рефератами ( 7-20 в списке тем рефератов). По каждому сообщению назначаются оппоненты, которые выступают после каждого заслушанного сообщения. После этого учитель фронтально опрашивает учащихся, которые не выступали.

Тема 2.2. Лабораторная работа №1. “ Сравнение строения некоторых морских слизней и рифовых плавунцов”. Заполнить таблицу:

Среда обитания Строение Образ жизни
Морской слизень (настоящее время)    
Рифовый плавунец (через 100 млн. лет).    

Тема 2.3. Семинар “Разнообразие приспособлений у организмов”.

Тема 3.3. Пpaктическая работа №3 “Создай себе чудовище”. Прогнозирование облика будущих обитателей Земли, изучаемых ландшафтных зон.

Предварительно надо дать ответ на вопросы:

  1. Какое современное животное ты возьмешь за точку отсчета?
  2. Каковы его шансы выжить в новой среде?
  3. Как оно может эволюционировать?
  4. Как будет выглядеть новое существо?

Несколько эволюционных советов:

Создавая свое существо, используй эти советы по эволюции животных:

  • Способность жить в разной экологической обстановке увеличивает шансы животного на выживание.
  • Животному, обитающему в холодном климате, нужен слой жира или мех для теплоизоляции.
  • Животные, обитающие в пустыне должны каким-то образом запасать воду.
  • Когда еды становится мало, бывает полезна способность питаться любой пищей.
  • Увеличение размеров помогает животному защищаться от хищников.
  • За всю историю Земли животные однажды уже переселялись из океана на сушу.

Глоссарий:

  1. Адаптивная радиация – процесс, при котором животные или растения эволюционируют в широкое разнообразие видов, приспособленных к различным условиям жизни.
  2. Астеносфера – полужидкий слой земной мантии, лежащий под литосферой.
  3. Барьерная пустыня – пустыня, отгороженная от моря горным хребтом, который не пропускает ветров, несущих влагу.
  4. Биолюминисценция – испускание света живыми существами, например светлячком.
  5. Водоносные породы – слой пористых горных пород, содержащий воду.
  6. Голожаберные – отряд Моллюсков. Обычно ядовиты и ярко окрашены, чтобы отпугивать хищников.
  7. Зоб – мешок в пищеводе у некоторых птиц, например, у попугаев, который временно заполняется кормом.
  8. Кальцит – карбонат кальция, основной минерал, из которого состоят твердые части тела животных, например paковины и кости.
  9. Карр – вертикальная трещина в известняковой породе, возникшая под действием выветривания и воды.
  10. Карст – тип ландшафта, сложенный известняковыми породами. Хаpaктеризуется обилием пещер, трещин и подземных рек.
  11. Каста – группа специализированных особей внутри колонии, например, рабочие термиты.
  12. Морена – отложения каменных обломков, оставленных тающим ледником.
  13. Останец – приподнятый участок карстового плато между трещинами – каррами.
  14. Пангея – древний суперконтинент, который образовался около 300 млн. лет назад и начал распадаться 200 млн. лет назад.
  15. Слизевики – многоклеточные существа, имеющие небольшое скользкое тело и размножающиеся спорами.
  16. Субдукция – процесс, при котором одна тектоническая плита погружается под другую, втягивая старую литосферу Земли в глубь земной мантии.
  17. Таксономия – наука о классификации живых организмов.
  18. Тектонические плиты – большие твердые блоки литосферы, из которых состоит поверхность Земли.
  19. Электроцит – клетка, генерирующая электричество в организмах некоторых существ, например, электрического сома.



Комментарии:

Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"


    Урок-марафон по теме "Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем"

      Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп. ...

24 04 2024 18:21:33

Урок биологии по теме "Органы дыхания и газообмен". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы дыхания и газообмен". 7-й класс

      Урок биологии в 7-м классе, общеобразовательной школы. Программа В.В. Пасечник. Авторы учебника В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Строение, индивидуальное развитие, эволюция. Глава 3 «Эволюция строения и функций органов и их систем». § 39, с презентацией....

23 04 2024 3:27:12

Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"


    Урок по теме "Лягушка – типичный представитель класса земноводных"

      Цель урока: формирование знаний об особенностях внешнего и внутреннего строения земноводных как первых наземных организмов, но не порвавших связь с водной средой обитания; об особенностях размножения; о значении земноводных в природе и жизни человека и необходимости их охраны....

22 04 2024 22:59:31

Дидактический материал на уроке биологии


    Дидактический материал на уроке биологии

      У педагога есть два способа: можно использовать дидактический материал из копилки, подключить воображение или креативных учеников. В методике преподавания биологии часто используется такая активная форма обучения, как сочинение дидактических сказок (как учителем, так и учащимися). Разнообразить работу помогает сочинение дидактических небылиц....

21 04 2024 13:18:43

Закономерности изменчивости. Фенотипическая изменчивость

Учащимся предлагаются учебные задания и руководства для их выполнения. Работа над заданием проходит без непосредственного участия учителя, но под его руководством. Ученик выбирает темп и уровень изучения материала, согласующиеся с его индивидуальными особенностями. При неудачном ответе могут доработать материал и пересдать его на более высоком уровне....

20 04 2024 20:47:50

Что такое интегрированный урок?


    Что такое интегрированный урок?

      На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....

19 04 2024 17:18:50

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Русский лес". 5-й класс

      Учащиеся знакомятся с изображением природы (русского леса) в русской поэзии XIX века, с многообразием растительного мира средней полосы, развивают интерес к изучению природы, к поэзии....

18 04 2024 21:12:58

Экологическая олимпиада для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки". 3–4-е классы


    Экологическая олимпиада для младших школьников "Уникальная природа Шри-Ланки". 3–4-е классы

      В течение года занятия проводились по образовательной программе автора "Уникальная природа Шри-Ланки для младших школьников", опубликованной ранее. Олимпиада показывает степень усвоенности материала школьниками, уровень знаний специфики страны, климата, растительного и животного мира....

17 04 2024 7:11:35

Строение сердца


    Строение сердца

      На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

16 04 2024 12:34:18

Ступеньки к открытию…

Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....

15 04 2024 20:36:21

Мастерская построения знаний "Рождение ДНК". Урок биологии в 9-м классе


    Мастерская построения знаний "Рождение ДНК". Урок биологии в 9-м классе

      Урок построен в иносказательной форме, доступной для учеников 9-го класса. Легко запоминаются сложные термины, по ходу урока идет повторение строения и свойств клетки....

14 04 2024 3:18:56

Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения


    Дополнительная образовательная программа "Юный ботаник" для обучающихся среднего звена первого года обучения

      Программа "Юный ботаник" состоит из трёх разделов, рассчитанных на учащихся начального звена и учащихся среднего звена первого и второго годов обучения. Здесь предлагается раздел программы для обучающихся среднего звена первого года обучения. Структура и содержание программы позволит ребятам начать заниматься в детском объединении в любом возрасте, и, возможно, найти для себя увлечение на всю жизнь....

13 04 2024 2:30:57

Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"


    Педагогическая мастерская на уроках биологии "Плоды"

      Урок проводится по технологии "педагогическая мастерская", которая предполагает предметно-деятельностный подход к обучению. Сочетание УМК по биологии под редакцией Н.И.Сонина и применение технологии педагогической мастерской способствует развитию познавательной активности учащихся, формирует стойкий повышенный интерес, прививает навыки самостоятельной работы. В течение урока дети находятся в постоянной деятельности по получению новых знаний, их корректировке и систематизации....

12 04 2024 22:18:14

Органы и системы органов животных


    Органы и системы органов животных

      Данный урок биологии является обобщающим при изучении органов и систем органов животных. До того момента, когда учащиеся начнут изучать все системы органов более подробно, они должны себе чётко представлять, что является органом и системой. На этом уроке ребята не только вспоминают название систем органов, но и называют органы, представляющие каждую систему у разных групп организмов....

11 04 2024 13:31:34

Урок по теме "Многообразие и значение земноводных"

Цель урока – сформировать представление о многообразии земноводных; выяснить значение земноводных в природе и жизни человека....

10 04 2024 21:49:23

Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"


    Занятие первого уровня элективного курса "CADISPA, или Компромисс между экологией и техническим прогрессом". "Настольные игры по экологии и экономическому развитию"

      Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию. ...

09 04 2024 19:29:17

Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"


    Урок-конкурс "Покрытосеменные растения"

      В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....

08 04 2024 15:10:50

Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"


    Урок биологии в 7-м классе по теме "Классы рыб. Внешнее строение и передвижение рыб"

      Урок-путешествие в 7-м классе - один из уроков по теме «Позвоночные. Тип Хордовые», составленный в соответствии с программой по биологии для 5–11-х классов общеобразовательных школ (авторы В.В. Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин). Разработка содержит методические рекомендации для учителя, вариант листа контроля для ученика, а в приложении предложена программа работы для учащихся. Использование видеофрагментов, экспериментов и исследований в ходе выполнения лабораторной работы, позволяет сделать урок наиболее интересным и привлекательным....

07 04 2024 2:55:49

План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц"


    План-конспект занятия на тему "Гнездовой период в жизни птиц"

      Конспект занятия по дополнительной образовательной программе «Родная природа» в разделе «Животный мир Кировской области», тема «Птицы». Занятие рекомендовано для проведения уроков зоологии в 7-м классе при изучении темы «Класс птицы». Занятие проводится в форме устного журнала с использованием натуральных гнезд птиц, прослушиванием голосов птиц, фотографиями и рисунками....

06 04 2024 12:11:41

Урок по биологии растений по теме "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности"

За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Пpaктическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....

05 04 2024 7:36:45

Блочно-модульная технология обучения. Один урок из темы "Кровь. Кровообращение"

В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....

04 04 2024 17:53:46

Урок биологии. Обобщение знаний по теме "Высшие растения"


    Урок биологии. Обобщение знаний по теме "Высшие растения"

      Целью данного урока является обобщение, систематизация и закрепление знаний, умений о признаках высших растений. Проводится в форме путешествия по станциям. Урок способствует привитию навыков коммуникативного общения, развитию культуры речи, совершенствованию навыков работы в группе. ...

03 04 2024 21:57:49

Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"


    Урок по теме "Состояние окружающей среды и ее влияние на органы дыхания"

      Урок проводится в форме ролевой игры с участием специалистов – историка, химика, врачей, эколога, статистика, фармаколога. На уроке демонстрируется опыт, доказывающий вред курения; проводится пpaктическая работа "Оценка микроклимата классной комнаты". ...

02 04 2024 15:42:20

Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"


    Здоровьесберегающие технологии на уроках биологии при изучении темы "Класс paкообразные"

      Здоровьесберегающие технологии снимают эмоциональное напряжение в течение урока. Сочетание различных цифровых образовательных ресурсов позволяет заинтересовать учащихся изучаемым материалом, активизировать работу на уроке....

01 04 2024 6:47:39

Занятие элективного курса для учащихся 9-го класса "Генетика человека". Тема: "Близнецы. Близнецовый метод"


    Занятие элективного курса для учащихся 9-го класса "Генетика человека". Тема: "Близнецы. Близнецовый метод"

      Одной из тайн природы являются близнецы. Данной теме посвящено занятие элективного курса с учащимися 9-го класса. Научные, статистические данные, наглядность содержатся в презентации «Близнецы. Близнецовый метод», которая сопровождает данное занятие....

31 03 2024 20:13:57

Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)


    Интегрированный урок "Мед. Исследования меда". Тема урока: "Обмен веществ и энергии. Энергозатраты человека". Биология (8-й класс)

      Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...

30 03 2024 11:30:34

Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)


    Тема урока: "Основы генетики" (урок-КВН)

      На уроке учащиеся хаpaктеризуют сущность различных генетических законов и закономерностей, решают генетические задачи, объясняют причины результатов, полученных учеными при скрещивании организмов. ...

29 03 2024 20:29:34

Эволюция кровеносной системы животных

Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....

28 03 2024 11:16:46

Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс


    Урок "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата", 6-й класс

      Представлен урок биологии для учащихся 6-го класса "Увеличительные приборы и приготовление микропрепарата"....

27 03 2024 18:14:37

Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс


    Урок биологии "Голосеменные растения". 5-й класс

      Урок биологии для 5-го класса формирует представления о существенных признаках голосеменных как группе растений, об их строении, особенностях жизнедеятельности, местах обитания, их роль в природе и жизни человека; табличный вариант создает условия для развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе работы с различными источниками информации....

26 03 2024 13:11:11

Урок биологии "Сон и сновидения". 8-й класс

Цели урока: изучить явление сна; разъяснить физиологическую сущность сна, природу сна и сновидений, цикличность, его значение в нормальном функционировании мозга; показать, что циклы сна и сновидения определяются как внутренними, так и внешними факторами; познакомить с теориями сновидений К.Юнга и З.Фрейда....

25 03 2024 16:34:24

Разнообразие, распространение и значение растений. 6-й класс

Урок биологии для 6-го класса призван познакомить с многообразием, значением растений, сформировать понятие о высших и низших растениях, развивать умение выделять главное, развитие творческих способностей, экологическое воспитание....

24 03 2024 10:55:49

Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы


    Урок-обобщение по теме: "Птицы". 7–8-е классы

      Заключительный урок проверки и оценки знаний в виде игры. Такая форма урока способствует повышению интереса к биологии. Оценку получают все учащиеся. Любой ученик может проявить себя так, чтобы получить положительную оценку. Материал урока можно использовать на Неделе естествознания. ...

23 03 2024 13:41:40

Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"


    Тема урока: "Значение, строение и функционирование нервной системы"

      Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути. ...

22 03 2024 22:56:31

Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"


    Урок биологии по теме "Биосинтез белков в живой клетке"

      Урок для 9-го класса по двухчасовой программе курса биологии, разработанной авторским коллективом под руководством И.Н. Пономарёвой. Урок начинается с актуализации знаний о белках, их значимости в живом организме. Обучающиеся знакомятся с биосинтезом белков: слушают краткий рассказ учителя, работают в группе с текстом учебника, отвечают по карточкам у доски, используя слайды и таблицы, решают задачи в тетради и моделируют на планшете. Формулируют вывод и записывают его в тетради. На уроке задействованы все виды памяти. ...

21 03 2024 20:28:28

Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)


    Обобщающий урок по теме "Земля" (5-й класс)

      Данный урок проводился в рамках Недели естественных наук, проходившей в Образовательном центре ОАО "Газпром" в 2005 году. Урок проводился в 5-м классе в конце изучения темы, по текущему плану. Так как основной целью Недели естественных наук является привлечение внимания учащихся к предметам этого цикла, развитие познавательной активности, то форма урока была выбрана не случайно. На обобщающих уроках можно проследить траекторию развития каждого ученика, умения работать в группе, провести анализ уровня сформированности общеучебных и специальных умений и навыков....

20 03 2024 2:33:12

Проект "Мои жизненные планы и профессиональная карьера". 9-й класс


    Проект "Мои жизненные планы и профессиональная карьера". 9-й класс

      9-й класс – особо ответственная пора в жизни молодых людей, решивших продолжать свое образование. Это рубеж, который заставляет задуматься о своей судьбе, карьере, профессии. Поэтому учим детей ориентироваться в мире специальностей и профессий, оценивать, не завышая и не занижая свои возможности. В работе представлен проект учащегося «Мои жизненные планы и профессиональная карьера»....

19 03 2024 4:23:14

Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Рациональное питание". 8-й класс

      Цели урока: приобщить учащихся к здоровому образу жизни и правильному питанию; формировать знания о физическом и духовном здоровье человека; развивать пpaктические навыки и умения сохранения и укрепления здоровья....

18 03 2024 13:17:51

"Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"


    "Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика"

      Статья предназначена учителям биологии 9-х классов, работающих по учебнику А.А. Каменского «Биология. Введение в общую биологию и экологию. Разработан урок обобщения знания учеников по теме «Молекулярный уровень: общая хаpaктеристика»; в ходе урока дети должны доказать, что эти знания нужны представителям многих профессий. Разнообразные приемы и методы способствуют активизации умственных способностей учащихся повышают интерес к изучению предмета....

17 03 2024 8:37:59

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение

Бруцеллез у собак - прооисхождение болезни, симптомы, лечение Заболевание считается фактически не излечимым. После устранения возбудителя инфекции из организма собаки, возникают сильнейшие реакции аллергического типа....

16 03 2024 15:27:58

Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"


    Урок биологии по теме "Иммунитет, или Война до полной победы"

      Урок помогает познакомить учащихся с защитными свойствами организма; раскрыть сущность иммунитета; познакомить с видами иммунитета. ...

15 03 2024 11:55:32

Хронотип человека и его здоровье. 11-й класс

Урок знакомит с новым материалом, содержит интересную информацию, расширяет кругозор учащихся, воспитывает самостоятельность, формирует коммуникативные навыки сотрудничества и умения работать в коллективе-группе. Применение проектного метода способствует активизации учащихся для самостоятельного участия в проектах по биологической тематике....

14 03 2024 7:38:46

Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"


    Открытый урок биологии в 5-м классе. Тема: "Жизнь в морях и океанах"

      Урок проводится в 5-м классе, использует групповую работу учащихся, воображаемое путешествие. ...

13 03 2024 20:15:32

Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся


    Проблемное обучение на уроках биологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся

      Статья посвящена вопросам применения технологии проблемного обучения на уроках биологии для повышения активизации познавательной деятельности учащихся; предлагается система различных методов и форм обучения, направленнуая на реализацию проблемно-поисковой деятельности учащихся. ...

12 03 2024 19:34:30

Вегетативное размножение. 6-й класс


    Вегетативное размножение. 6-й класс

      На уроке раскрываются основные приемы вегетативного размножения покрытосеменных растений, значение и преимущества этого способа размножения, перспективы развития современных методов вегетативного размножения (метод культуры тканей), для закрепления знаний проводится пpaктическая работа в микрогруппах....

11 03 2024 22:23:49

ЦОРы: необходимость или дань моде?


    ЦОРы: необходимость или дань моде?

      Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...

10 03 2024 7:59:46

Использование информационных технологий при изучении биологии


    Использование информационных технологий при изучении биологии

      В настоящее время, когда учащиеся имеют доступ к сети Интернет, владеют широким спектром информации, возрастает потребность у учителя искать новые формы и методы преподавания своего предмета. Для достижения этого используются различные способы, одним из которых является занимательность. Реализовать его помогает использование современных компьютерных технологий. ...

09 03 2024 15:39:48

Обобщающий урок биологии "Биосфера, ее структура и функции"


    Обобщающий урок биологии  "Биосфера, ее структура и функции"

      Цель данного урока обобщить знания об особенностях разных биоценозов. Работа на уроке опирается на выполненную учениками пpaктическую работу «Описание биоценозов» в виде компьютерной презентации....

08 03 2024 4:44:23

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

07 03 2024 17:24:32

Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"


    Интеллектуально-развлекательная игра "Крестики-нолики"

      Интеллектуально-развлекательная игра для учащихся 5–6-х классов. Данное мероприятие нацелено на углубление знаний учащихся об окружающем мире (о растениях и животных). Развивает интерес и познавательную активность детей. Формирует умение работать в коллективе, а также умение принимать самостоятельное решение....

06 03 2024 17:53:14

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::