Урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы млекопитающих"
Цель: сформировать у учащихся знания о биологических особенностях представителей разных экологических групп млекопитающих.
Образовательная – формирование у учащихся знаний о биологических особенностях представителей разных экологических групп млекопитающих, закрепление умений узнавать и систематизировать изученных животных класса Млекопитающие.
Развивающая – совершенствование навыков связанной речи, формирование умения выделять главное; развитие мышления, памяти, творческих способностей; развитие познавательного интереса к предмету через использование новых информационных технологий; реализация внутри и межпредметных связей.
Воспитательная – прививать навыки коммуникативного общения, воспитание бережного отношения к животным, правильного поведения в природе.
Тип урока: изучение нового материала, урок путешествие.
Оборудование: презентация, выступления учеников, мультимедийный комплекс карта Мира, Саратовской области, фотографии животных.
Вид урока: представление урока в виде презентации (Приложение 1) в Microsoft Power Point.
Формы работы: индивидуальная, в парах.
Предварительная подготовка: задание учащимся за урок – подготовить сообщения об экологических группах животных: лесные звери, звери открытых прострaнcтв, роющие звери, водные животные, летающие.
ХОД УРОКА
I. ОРГАНИЗАЦИЯ НАЧАЛА УРОКА
Обеспечение мотивации процесса обучения на данном уроке.
Воспитание дисциплинированности, собранности, внимания.
Организация начала занятия.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Мы изучили все основные отряды млекопитающих (учитель просит повторить отряды животных). На данном уроке продолжим знакомиться с многообразием животного мира. Сегодня на уроке нам предстоит научиться распределять животных на группы по их местам обитания. Для этого мы совершим небольшое путешествие по некоторым географическим местам. Мы побываем в лесу, на лугу, в степи, в саванне, у берега водоема, в море (слайд 2).
У: Догадайтесь, какие это группы? (экологические)
(Сообщается тема урока, раскрывается смысл понятия “экологическая группа”)
У: На доске (слайд 3). представлены разнообразные фотографии животных, распределите их на группы по своему усмотрению. Названия животных: соболь, лось, медведь, зебра, рысь, хомяк, бобер, кит, тюлень, летучая мышь, крот, мышь. Объясните ваш выбор (работа парами).
У: А теперь мы проверим правильность ответов. Для этого всем необходимо пройти по маршруту экспедиции, нам помогут проводники. И как любые путешественники, мы будем фиксировать все услышанное и увиденное в дневнике наблюдений т. е. в таблице “Экологические группы млекопитающих” (слайд 5).
Экологическая группа | Представители группы | Признаки животных | Систематическая группа |
Давайте совершим наше первое путешествие в леса северо-восточной части Саратовской области.
Выступает с презентацией (Приложение 2) первый ученик – проводник по теме “Наземно-древесные животные”. Ученик рассказывает о лесных животных, дает краткую справку об условиях обитания и признаках представителей экологической группы - размерах, особенностях строения, поведения.
Второй проводник выступает с презентацией (Приложение 3) об экологической группе “Летающие млекопитающие”.
(Учащиеся фиксируют данные в дневнике наблюдений. После выступления проводится проверка записей в таблице)
У: Второе путешествие мы совершим на луг возле леса.
Выступает третий проводник с сообщением (Приложение 4) “Роющие животные”. Ученик рассказывает о лесных и луговых роющих животных, дает краткую справку об условиях обитания и, соответственно, признаках представителей экологической группы. (Учащиеся фиксируют данные в дневнике наблюдений. После выступления проводится проверка записей в таблице)
У: Далее мы отправимся в засушливые степи на юге Саратовской области, а потом перенесемся на бескрайние просторы саванн Африки.
Выступает учащийся с презентацией (Приложение 5) “Животные открытых прострaнcтв”
У: После жаркой, засушливой Африки хорошо бы побывать возле прохладного водоема. Эти места облюбовали многие своеобразные животные. Нам поможет последний проводник, он расскажет о группе “Водные и околоводные млекопитающие” (Приложение 6).
III. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
Закрепление совершается по мере заполнения учащимися таблицы в тетради.
По вопросам: (слайд 6, 7)
- Перечислите основные экологические группы зверей.
- Какими общими чертами во внешнем строении и поведении обладают млекопитающие открытых прострaнcтв?
- Назовите черты приспособлений у животных к древесно-лазающему образу жизни на нескольких примерах.
- Что хаpaктерно для роющих зверей? Подтвердите примерами.
- Какими общими чертами обладают водные млекопитающие?
6. Типично-наземные млекопитающие:
- Имеют короткое тело, слабые ноги.
- Имеют пропорционально сложенное тело, развитую шею .
- Чаще это животные из отряда Грызунов.
- Представлены в основном хищниками.
7. Подземные млекопитающие:
- Имеют короткое тело, вальковатое, короткий мех, густой, без ворса, направления роста.
- Ушные paковины и зрение развиты хорошо.
- Представителями являются лисы, зайцы, барсуки.
8. Водные млекопитающие имеют:
- Рыбообразную форму тела, без шейного отдела, горизонтальный хвостовой плавник.
- Маленькие уши, короткий очень густой мех, развитый подкожный жир.
- Конечности, которые превратились в плавники .
- К группе относят выдр, акул, дельфинов, тюленей, моржей.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. § 58 учебника, вопросы, задания в рабочей тетради.
2. Творческие задания: подготовить сообщения о хозяйственных группах домашних животных нашей местности.
V. ИТОГ УРОКА.
Подводится учителем или детьми.
У: Сегодня мы совершили путешествие, которое помогло нам немного вспомнить природные сообщества, природные зоны, а главное – познакомиться с многообразием экологических групп млекопитающих и приспособлениями животных к определенным местам обитания.
Среди представителей одной и той же экологической группы зверей (наземной, роющей, водной, летающей) есть виды из разных отрядов, семейств. Однако они обладают сходными приспособительными чертами к одинаковым условиям обитания.
Мы поняли, что любое изменение окружающей среды приведет к исчезновению видов на Земле.
VI. ОЦЕНКИ
Комментарии:
Биологическая игра выполнена в программе Microsoft Power Point. Игра рассчитана на 40–45 минут (1 урок), состоит из 22 слайдов. Проводилась с учащимися разного возраста (6–11-е классы). Разделы игры: ученые, науки, праздники. Материалы разделов подбирались по содержанию учебных программ по биологии 6–11 классов. После задания следует слайд с ответами....
16 07 2025 0:55:33
Урок раскрывает значение и особенности строения зрительного анализатора, расширяет знания о строении и функциях глаза и его частей, знакомит с элементарными правилами ухода за глазами. Формирует навыки экспериментальной работы, работы в группах, развивает интерес и положительную мотивацию к предмету....
15 07 2025 15:44:14
Этот занимательный урок разработан для учащихся 7-х классов как самый первый вводный урок в зоологию. Он помогает увлечь ребят, развить их любознательность и биологический кругозор. Благодаря необычной тематике, сочетающей в себе элементы истории, литературы и мировой художественной культуры в неотрывной связи с биологией, данный урок раскрывает перед учащимися все разнообразие животного мира....
14 07 2025 14:44:25
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
13 07 2025 1:49:21
Невозможно представить себе повседневную жизнь русского человека без чашки чая. Почему чашка чая обладает притягательной силой домашнего уюта, можно понять, только изучив особенности русской традиции чаепития. Изучение традиции чаепития с историческим материалом имеет познавательное, нравственное значение, формирует интерес у учащихся к русской истории, традициям, культуре, изучению чайного этикета....
12 07 2025 13:12:48
Предлагаемый классный час для учащихся 7–9-х классов посвящен Международному дню сохранения биоразнообразия. Основная цель мероприятия - популяризация редких видов животных Приморского края и обоснование необходимости их охраны....
11 07 2025 4:21:17
Урок по биологии проводится по принципу телевизионной передачи «Своя игра». На этой игре обучающиеся 8-х классов должны показать свои знания об анализаторах и органах чувств. Этот урок позволяет повысить познавательный интерес к предмету, развивает у учащихся логическое мышление и способности делать выводы, воспитывает чувства коллективизма и сопереживания....
10 07 2025 11:35:13
Предлагается урок на диалоговой основе с элементами пpaктикума. Это урок изучения нового материала в одном предмете (география и биология) и повторения изученного материала в другом (биология и природоведение). Цель урока – формирование целостного представления о минеральном питании растений, о почвах Ростовской области путем интеграции нескольких школьных дисциплин, а так же создание навыков пpaктической деятельности....
09 07 2025 8:52:21
Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....
08 07 2025 12:19:17
Павлов установил, что условный рефлекс можно выработать, только если безразличный раздражитель предшествует безусловному сигналу. В других сочетаниях условные рефлексы не образуются, а если образуются, то слабые, и быстро угасают. Важно, чтобы условный раздражитель по биологической важности был слабее безусловного....
07 07 2025 20:25:42
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
06 07 2025 17:22:34
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
05 07 2025 7:53:55
Урок биологии в 6-м классе по УМК Н.И.Сонина с применением модульной технологии и ИКТ....
04 07 2025 10:52:17
Материал урока позволяет учителю помочь учащимся в выделении существенных признаков, хаpaктеризующих объекты; специальных признаков объекта при сравнении, что является наиболее сложным для восприятия и понимания у учащихся с нарушением интеллекта. Презентация к уроку возможно применять при изучении тем "Мхи", "Папоротники", "Голосеменные растения".
...
03 07 2025 15:12:29
Концентрическая система преподавания биологии предполагает получение основ знаний по "Общей биологии" ещё в 9-м классе. В 10–11-м классе ребята выходят на "новый виток", изучают общую биологию снова, что позволяет использовать не столько образовательный, сколько развивающий и воспитательный аспект содержания предмета....
02 07 2025 22:26:46
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
01 07 2025 17:37:28
Обе группы элементов важны для растений, так как входят в состав сложных органических и минеральных соединений, принимающих участие в процессах жизнедеятельности, формировании тканей и органов и пр....
30 06 2025 6:28:38
Учащиеся 7-го класса на уроке биологии продолжают знакомиться с многообразием животного мира....
29 06 2025 18:36:57
Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума.
...
28 06 2025 5:51:55
Урок построен по программе В.Б. Захарова. Общая биология для 10–11-х классов профильный уровень. Урок завершает тему «Молекулярный уровень», обобщая знания о строении биологических полимеров. Проверяя знания о строении, свойствах и значении молекул параллельно проводится анализ о значимости молекул для всех живых существ нашей планеты....
27 06 2025 23:57:55
На уроке рассматривается поступление воды в клетку и из клетки через цитоплазматическую мембрану по законам осмоса. Выполняя пpaктическую работу, обучающиеся наблюдают данную функцию плазматической мембраны на примере растительной клетки. Полученные знания примеряют для решения пpaктических вопросов в групповой работе....
26 06 2025 6:15:43
Валеологическая тетрадь разработана в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и для мотивации учащегося по познанию себя. В разработке представлены разные задания (творческие, познавательные, экспериментальные, рефлексивные), валеологический самоанализ, паспорт здоровья, рекомендации ЗОЖ.
...
25 06 2025 21:56:33

Задачи урока: сформировать у учащихся понятие о строении и функциях белков; формировать умение строить ответ с использованием дополнительного материала, выделять общее и особенное при использовании нескольких источников информации, делать выводы; развивать познавательный интерес и способности учащихся....
24 06 2025 6:58:32
Данный урок – урок изучения нового материала по технологии развития критического мышления, в основе которого лежит самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации. Такой подход позволяет развивать критическое мышление школьников....
23 06 2025 5:32:20

Цель урока: повторение, обобщение и контроль знаний по теме «Теория Чарльза Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора»....
22 06 2025 16:27:28

К уроку составлена технологическая карта. Рассмотрена деятельность учителя и ученика на уроке биологии....
21 06 2025 23:29:43
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
20 06 2025 10:34:54
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
19 06 2025 7:55:24
Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....
18 06 2025 3:12:13
Особенность урока и презентации в том, что в качестве дополнительных источников информации (наглядности, содержания) используются не только учебные пособия, но и дополнительные Интернет-ресурсы....
17 06 2025 9:29:21
В работе представлен один из способов, как повысить продуктивность урока - использование фрагментов из лучших отечественных фильмов, которые являются хорошей иллюстрацией к указанным урокам. Кинофрагменты всегда привлекают и удерживают внимание ребёнка. Этот приём позволяет ребёнку видеть, где применимы сложные знания из учебника в реальной жизни, что способствует появлению мотивации для изучения предмета, а знания не оторваны от жизни....
16 06 2025 5:40:51
В статье приведен урок природоведения в 5-м классе по изучению нового материала с использованием набора минералов, таблиц по географии, схемы "Круговорот горных пород", справочных материалов, индивидуальных дифференцированных карточек, презентации к уроку....
15 06 2025 15:50:29
В программах по биологии недостаточное внимание уделяется изучению экологических проблем. Поэтому для классов, где биология и экология не являются профильными предметами, данный элективный курс будет полезен для формирования современного экологического мышления, понимания экологических проблем и поиска путей выхода из них. Программа предлагает как изучение теоретических основ экологии, так и выполнение пpaктических заданий. Прохождение учащимися данного элективного курса может иметь как общекультурную направленность, так и профориентационную.
...
14 06 2025 7:34:13
Урок природоведения в 5-м классе проводится в рамках курса «Природоведение. Введение в биологию и экологию» (Т.С.Суховой, В.И.Строганова). Акцент делается на двух функциях: укрепление растений в почве, где важно сформулировать представления о малой подвижности растений; поглощение воды с растворенными минеральными веществами, так как эти знания необходимы для усвоения понятий о роли растений в круговороте веществ....
13 06 2025 2:31:18
Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного».
...
12 06 2025 13:47:57
Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких.
...
11 06 2025 4:17:58
Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой....
10 06 2025 13:58:20
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
09 06 2025 19:27:33
Урок является обобщением и систематизацией знаний о четырёх царствах живой природы. Ученики работают в группах, самостоятельно ставят опыты, эксперименты, проводят наблюдения, обобщают накопленные знания по разделу. Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
08 06 2025 11:16:46
Почему нужно искать спасение? Ведь наш организм сам может бороться с инфекцией, которая попадает в наш организм. Существует защитный механизм, который получил название – иммунитет. Благодаря ему у нас выpaбатываются защитные антитела, которые в течение всей жизни, как сторожевые псы, охраняют нас....
07 06 2025 19:56:42
Урок проводится с использованием УМК «Сферы». Позволяет развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации, раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни, способствует развитию информационной компетентности, формированию умения сравнивать на основе сравнения представителей отрядов пресмыкающихся....
06 06 2025 5:20:10
Цели урока: закрепить знания учащихся об особенностях строения сердца; углубить и обобщить знания о причинах неутомляемости сердца, стадиях сердечного цикла; познакомить с особенностями регуляции работы сердца; формировать навыки здорового образа жизни: показать роль физических упражнений в нормальной работе сердца; показать отрицательное влияние на работу сердца курения и алкоголя....
05 06 2025 23:53:16
Преобладающей формой деятельности на уроке является самостоятельная работа учащихся (групповая и индивидуальная), направленная на формирования таких общеучебных умений, как умение самостоятельно работать (составлять план, отбирать информацию, готовить материал), слушать, анализировать, развивать диалогическую речь, что в конечном итоге приводит к накоплению и формированию опыта интеллектуального поиска....
04 06 2025 3:58:10
В статье рассматриваются причины первого приобщения подростков к алкоголю и курению, влияние никотина и алкоголя на организм и поведение человека. Внеклассное мероприятие проходит в форме судебного заседания, главные герои которого – подсудимые Алкоголь и Никотин. Сценарий спектакля можно использовать на классных часах, неделе биологии, ОБЖ, днях здоровья....
03 06 2025 6:14:58
Обобщающий урок в 9-м классе по теме «Кожа» позволяет не только расширить знания о гигиенических требованиях ухода за кожей и ее образованиями, но и способствует формированию познавательного интереса, профессиональному самоопределению....
02 06 2025 14:57:15
Вашему вниманию предлагается нестандартный урок — игра с использованием программы Notebook для интеpaктивной доски SMART Board. Интеpaктивная доска позволяет совершать увлекательные путешествия по стране знаний.
...
01 06 2025 21:42:31
Урок является частью темы «Внутренняя среда организма». Урок углубляет знания о группах крови, о правилах ее переливания; дает понять, что в основе совместимости тканей и в совместимости групп крови лежит иммунная реакция; расширяет кругозор, осуществляет нравственное и гигиеническое воспитание учащихся....
31 05 2025 18:16:40
Данный урок можно использовать при проведении урока «Многообразие земноводных» в 7-м классе. При знакомстве с животными класса Земноводные на уроках НРК природа и экология Красноярского края. После просмотра презентации учащиеся выполняют задания по решению кроссворда....
30 05 2025 19:28:13
Каждый вид растений и животных в норме имеет строго определенное и постоянное число хромосом, которые могут различаться по размерам и форме. Эта особенность известна как правило постоянства числа хромосом....
29 05 2025 14:28:39
Урок биологии в 7-м классе с использованием регионального компонента. Учащимся будет интересно узнать особенности строения и жизнедеятельности растений класса голосеменных, которые произрастают на территории Красноярского края: сосна обыкновенная, сосна сибирская, сосна кедровая, лиственница обыкновенная, ель обыкновенная, можжевельник. Данный урок способствует дальнейшему формированию умений узнавать виды голосеменных, сравнивать с папоротниковидными растениями....
28 05 2025 21:21:48
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::