Валеологическая тетрадь "Мое сердце" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Валеологическая тетрадь "Мое сердце"


    Валеологическая тетрадь "Мое сердце"

Задание 1. Нарисуйте больное и здоровое сердце. Чем они отличаются и почему?

На протяжении жизни у человека сердце бьется 3 миллиарда раз!

Масса сердца колeблется в пределах 200-400 г, по объему сердце сопоставимо с кулаком (750 кубических сантиметров). Сердце сокращается ритмично, но эта ритмичность меняется в течение жизни и составляет : 125 ударов в минуту в возрасте одного года,105 ударов- в два года,100- в три года, 97- в четыре, 92- с пяти до десяти , 78-с 10 до 15 лет, 70- с 15 до 50, 74- с 50 до 60, 79- с 60 до 80 лет. Значит, среднее за всю жизнь число составляет 75 сердцебиений в минуту. Для сравнения заметим, что сердце мыши бьется с частотой 500 ударов в минуту, а у слона эта величина – всего 25 ударов в минуту.
Сердце мужчины, бьющееся с частотой 75 ударов в минуту, производит 4500 сокращений в час и 108000 в сутки. Таким образом, от рождения до cмepти сердце мужчины бьется 2800000 раз, сердце женщины-3100000 раз.
Заметим, что сердце является мощным насосом, перекачивающим кровь через артерии и вены. Объем крови, перекачиваемый сердцем за одну минуту, составляет 6 л (со скоростью кровотока 2 км/ч, то есть путь крови от руки до языка занимает 15 секунд, от одной кисти до другой- 13 секунд и от бедра до стопы- 2 секунды), но может достигать и 30 л/мин, если сердце переполняется кровью, например, когда человек находится в состоянии возбуждения или выполняет большую физическую нагрузку.
В состоянии покоя сердце перекачивает 360 л крови в час, 8640 л за сутки (то есть 15т), 3153600 л за год.
На протяжении жизни сердце мужчины пропускает через себя 224 миллиона литров крови, а сердце женщины- 249 миллионов, а это эквивалентно количеству воды, вытекаемой из Сены за 10 минут.

Трассы прогоняемой сердцем крови

Через сердце кровь поступает в артерии, вены и капилляры. Последние образуют сеть длиной около 200 000 км, то есть в 35 раз превышают общую протяженность границ Франции.
Отметьте следующие знаменательные вехи в истории ваших сердец!

  • 500 миллионов ударов в 12 лет 10 месяцев,
  • 780 миллионов ударов в 20 лет,
  • 1 миллиард ударов в 25 лет 9 месяцев,
  • 1 миллиард 200 миллионов ударов в 30лет,
  • 1 миллиард 600 миллионов ударов за 40 лет,
  • 2 миллиарда ударов в 51 год 5 месяцев,
  • 2 миллиарда 300 миллионов ударов в 60 лет.

Задание 2. Влияние физической нагрузки на сердце.
Цель: проследить, как меняется пульс до и после нагрузки. Сравнить показания тренированных и нетренированных учащихся.
Порядок работы:

  • Измерить пульс в состоянии покоя за 10 секунд и записать в таблицу.
  • Сделать 10-20 приседаний. Измерить пульс после нагрузки и внести данные в таблицу
  • Выполнить валеологическое упражнение – грудное дыхание. Упражнение следует выполнять, сидя на стуле, согнуть ноги в коленях, положить руки на верхние отделы грудной клетки. Сосредоточить внимание на ребрах. После медленного выдоха через нос сделать медленный вдох через нос, расширяя грудную клетку, затем - выдох, сжимая грудную клетку. Повторить 5-6 раз. Измерить пульс после лечебного дыхания и записать в таблицу.
  • Отметить все точки и построить график.
  • Сделать анализ данных и графика, отвечая на вопросы.
  • во сколько раз увеличилась частота сердечного сокращения (ЧСС) после нагрузки? (Если в 1,3 раза и меньше - хорошо, если больше - плохо, это может говорить о недостаточной тренированности).
  • Определить время, за которое работа сердца (количество седцебиений) приходит в норму (после нагрузки). Записать в таблицу (в норме она должна прийти к этому уровню за 2 мин. Если это происходит раньше, результаты очень хорошие, если позже - посредственные. Если процесс продолжается больше 3 мин. это означает плохое состояние организма).

Таблица. Динамика частоты сердечных сокращений, время восстановления.

Показатели
измерений
Пульс Время восстановления
по 10 сек. мин. норма
  1 2 3
В покое         75-85  
После нагрузки         до 170
После отдыха         75-90

Вывод 1: У тренированных людей время восстановления пульса значительно….., чем у нетренированных, следовательно, нагрузка на работу сердца тренированного человека………, что позволяет сердцу…………..сохранять свою молодость.

Задание 3. Влияние вредных привычек на сердце.
Цель: доказать опытным путем вред алкоголя на кровь, кровеносную систему и сердце.
Порядок работы:
1. Сравнить содержимое пробирок:
№1 кровь
№2 кровь + спирт
№3 белок + спирт

Вывод 2: содержание спирта в крови, делает ее…., что…. движение крови по сосудам. Сердце работает с …….. нагрузкой, что …. его продолжительность жизни.

Задание 4. Влияние неправильного питания на сердце.

Цель: определить роль питание для сердца.
Порядок работы:

  1. Просмотр учебного видеофильма о вреде переедания.
  2. Определить причины болезни сердца, связанные с питанием.
  3. Как должен питаться человек, заботясь о сердце.

Вывод 3: при……….. питании сердце………….. необходимые вещества, витамины, микроэлементы. Что……………. работу сердца и ……………….. отложению вредных веществ.

Задание 5  Мой план оздоровления.

Цель: определить для себя правила здорового образа жизни.

Что тебе нужно делать, чтобы укрепить своё СЕРДЦЕ?

  1. не переедать;
  2. здоровый отдых (сон 8-10 часов, двигательная активность, свежий воздух, эмоциональный комфорт  и т.п.) ;
  3. закаляться;
  4. больше употрeбллять овощей (капусты, моркови, помидоров, лука, сладкого перца), фруктов (апельсинов, яблок, бананов), ягод (смородины, малины, брусники, клюквы, винограда), а так же продуктов, содержащих  необходимые для сердца и кровеносных сосудов минеральных веществ (молока, кефира, гречневой и овсяной крупы, морской капусты и других море продуктов, орехов и изюма) ;
  5. меньше есть сладостей;
  6. меньше употрeбллять жирных продуктов;
  7. сбалансировано питаться;
  8. отказаться от вредных привычек;
  9. больше заниматься физическими упражнениями умеренной интенсивности;
  10. избегать нервных перегрузок;
  11. остерегаться болезней.

Девизом вашей жизни пусть станут слова известного врача Амосова, который всю жизнь лечил сердца людей. (Разгадайте этот девиз, запишите и запомните!)

Девиз по жизни:                                                                                                

Рекомендации для самостоятельного исследования (ВАЛЕОЛОГИЧЕСКИЙ САМОАНАЛИЗ.

 

1. Как работает твое сердце?
Сравни частоту сокращений своего сердца и артериальное давление в покое (по результатам последних медицинских осмотров или измерений на уроке) с показателями нормы для детей твоего возраста. С помощью учителя или врача проведи анализ полученных результатов.
2. Какова  мощность твоего сердце?
Для определения работоспособности сердечно - сосудистой системы проще всего использовать степ - тест. Тест заключается в подъем  на ступеньку высотой 45 см. в течение 3 минут с частотой 30 подъемов в минуту. По окончании работы проводится подсчет частоты пульса в первые 30 секунд второй, третьей и четвертой минуты периода восстановления: Р1, Р2, Р3;  на основе  полученных  данных  вычисляется индекс:

Сравни  полученный индекс со шкалой оценок:
64                    слабо
65-75              ниже  среднего
76-89              удовлетворительно
90-99              хорошо
100                  отлично.                                   Вывод:______________________________.

КАК  ПРОВЕРИТЬ  ПУЛЬС ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА (при оказании первой медпомощи)
Пульс – это периодическое толчкообразное расширение стенок артерий.
Лучше всего он прощупывается в двух местах – на запястье и в углублении шеи правее или левее подбородка.

  • Пульс на запястье располагается пониже основания большого пальца, в ложбинке между двумя костями.
  • Нащупайте его тремя пальцами и слегка надавите.
  • Не прижимайте пульс большим пальцем , так как в нем ощущается ваше собственное биение сердца и вы можете принять собственный пульс  за пульс другого человека.
  • Пульс на шее (горле) находится в ложбинке пониже челюстной кости , сбоку от кадыка.
  • Проверять, его также надо тремя пальцами, слегка прижимая.

О ЧЕМ  МОЖЕТ РАССКАЗАТЬ ПУЛЬС.
Частота сокращения сердца меняется с возрастом, а значит, меняется  и пульс. Частота пульса измеряется количеством ударов в минуту.
НОРМАЛЬНЫЙ  ПУЛЬС:
У младенцев – до 140 ударов в минуту;
У ребенка – до 90 ударов в минуту;
У мужчин - от 60 до 80 ударов  в минуту;
У женщин – от 78 до 82 ударов в минуту;
У пожилых людей – около 60 ударов в минуту;
Изменение частоты пульса вызывается различными заболеваниями и травмами.
Учащённый или слабый пульс указывает на шок, внутреннее кровоизлияние и перегрев.
Учащённый и неровный пульс у человека, который находится в состоянии покоя, говорит о нарушении сердечной деятельности.
Замедленный пульс указывает на переохлаждение организм (гипотермия).

ПАСПОРТ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКА

Ф.И.О.___________________________________

Возраст________________             Класс______

 

  Показатели Возрастные нормы Рекомендации
себе
I. Рост (см)      
II. Вес (кг)      
III. Пульс в покое (уд. в мин.)      
IV. Пульс после нагрузки (20 приседаний)      
V. Время восстановления (мин)      
VI. Артериальное давление      
VII. Частота дыхания (вдохов в минуту)      
VIII. Осанка      
IX. Состояние стопы      
X. Показатели физической подготовленности:      
1. Подтягивание или отжимание (раз)      
2. Быстрота бега      
3. Метание теннисного мяча на дальность (метров)      
4. Прыжки в длину, высоту с места (метров)      
5. Бег на выносливость      
X. Самочувствие      
XI. Настроение      
XII. Сон      
XIII. Аппетит      
XIV. Мои «вредные привычки»      
XV. Рекомендации себе      

Памятка учащимся для ведения здорового образа жизни

1. Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, но не перенапрягать организм интенсивными  физическими нагрузками.
2. Не переедать и  не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употрeбляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, но ограничивая себя в животных жирах и сладком.
3. Не переутомляться умственной работой. Стараться получать удовлетворение от школьной учебы, а в свободное время заниматься серьезным делом (творчеством).
4. Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения. Найти для себя эффективный вариант выхода из стрессового состояния, научиться предупреждать его.
5. Выработать, с учетом индивидуальных особенностей своего хаpaктера, подходящий способ отхода ко сну, позволяющий быстро уснуть и полностью восстановить силы.
6. Ежедневно заниматься закаливанием своего организма. Чтобы это вошло в привычку, надо испробовать различные закаливающие процедуры (обтирание мокрым полотенцем, обливание холодной водой всего туловища и отдельных его участков, купание, контрастный душ, сауна и т.п.) и выбрать для себя те, которые не только помогают победить простуду, но и доставляют удовольствие.
7. Не привыкать к курению и употрeблению спиртных напитков. Учиться сдерживать себя и не поддаваться, когда кто-нибудь будет coблaзнять попробовать сигарету или спиртное.

СЛОВАРЬ

  1. Валеология (valeolоgiа – лат.здравствовать,быть здоровым)-наука о здоровье.
  2. Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения),- это состояние полного физического, душевного и социального благополучия,    а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
  3. Здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физических качеств, оптимальной работоспособности и социальной     активности при максимальной продолжительности жизни.
  4. Наследственность – свойство организмов повторять в ряду поколений   сходные признаки и свойства.
  5. Экология (гр. ойкос- дом + …логия) – область знания, изучающая взаимоотношения организмов и их сообществ с окружающей средой.
  6. Артериальное давление - давление крови на стенки кровеносных сосудов.
  7. Кровь артериальная - кровь насыщенная кислородом.
  8. Кровь венозная - кровь обедненная кислородом, насыщенная углекислым газом.
  9. Сердце - полый, мышечный орган, разделенный на два предсердия и два желудочка.
  10. Гиподинамия - (гипо…….. + гр. динамис – сила)- нарушение функции организма при малой двигательной активности. В частности гиподинамия хаpaктерна для людей, ведущих малоподвижной образ жизни.
  11. Образ жизни - это способ переживания жизненных ситуаций.
  12. Пульс - ритмическое биение стенок артерий, обусловленное работой сердца.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Г.К. Зайцев, А.Г. Зайцев «Твое здоровье». СПб. 1998 г.
  2. Ш.А. Амонашвили «Гуманная педагогика».
  3. Доминик Леони, Режи Берте «Анатомия и физиология человека в цифрах». М. 1997 г.
  4. Чумаков Б.Н. «Валеология». М. 1997(99) гг.
  5. Л.Г. Татарникова, М.В.Позднеева. «Валеология подростка». СПб 1996 г.
  6. В.Л. Хрущев. «Здоровье человека на Севере». М. 1994 г.
  7. Д.В. Колесов, Р.Д. Маш. «Основы гигиены и санитарии». М. 1989 г.
  8. В.П. Ситников. Справочник школьника «Охрана безопасности жизни 5-11 класс». М.1997 г.
  9. С.В. Попов. «Валеология в школе и дома». СПб. 1997 г.
  10. Байер К., Шейнберг Л. «Здоровый образ жизни». М. 1997г.
  11.  Газета «Здоровый образ жизни». 1997-2007 гг.



Комментарии:

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

23 12 2025 6:24:34

Тема урока: "Холоднокровные животные". 8-й класс


    Тема урока: "Холоднокровные животные". 8-й класс

      Урок завершает тему "Класс рыбы", "Класс земноводные", "Класс пресмыкающиеся". Урок обобщения, закрепления и коррекции знаний проводится по модульной технологии, используются разные формы работы: индивидуальная, групповая, парная....

22 12 2025 4:19:51

Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"


    Информационные технологии на уроке биологии по теме "Цветок — орган семенного размножения растений"

      Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....

21 12 2025 17:46:55

Урок-импровизация по теме "Совершенство и сложность коры головного мозга"


    Урок-импровизация по теме "Совершенство и сложность коры головного мозга"

      Целью урока биологии в 8-м классе является активизация мыслительной деятельности учащихся, формирование осознанного интереса к предмету, выработка активности и самостоятельности. Урок направлен на развитие творческого потенциала учащихся, их логического и аналитического мышления, а также умения применять полученные знания на пpaктике. ...

20 12 2025 21:52:36

Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании


    Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании

      Предприимчивость, самостоятельность, ответственность, коммуникабельность, способность видеть и решать проблемы автономно и в группах, готовность и способность постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в комaнде и т.д. все эти свойства и качества являются ключевыми компетенциями. ...

19 12 2025 13:24:20

Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки


    Особенности строения и жизнедеятельности прокариотической клетки

      Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса. ...

18 12 2025 9:22:56

Занятие "Слет грызунов – парад достоинств"


    Занятие "Слет грызунов – парад достоинств"

      Диалоговое общение; использование на занятии дидактического материала; участие в изложении материала детей помогут активному освоению нового материала и ответу, на основании изученного, на вопрос "Зачем учить биологию и экологию". ...

17 12 2025 19:26:58

Видоизменения подземных побегов и корней Биология

Видоизменения подземных побегов и корней  Биология Подземные побеги, как и надземные, видоизменяются, приспосабливаясь к условиям среды. Корни также нередко могут приобретать необычный вид. Видоизменения побегов...

16 12 2025 2:56:39

Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"


    Экологический проект по теме "Антропогенное влияние на ближайшее к школе природное сообщество"

      Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники. ...

15 12 2025 19:20:58

Пресс-конференция "Минздравсоцразвития предупреждает…"

Презентация и «пресс-конференция», в ходе которой обсуждаются проблемы никотинизации среди молодёжи и его последствия для их здоровья; объясняют сущность рекламы табачных изделий, её несостоятельность; усиливают мотивацию отрицательного отношения к курению у юношей и дeвyшек; доказывают несовместимость курения и здоровья будущих детей....

14 12 2025 9:37:48

Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней


    Статья "Энергетический обмен" и презентация к ней

      Урок в курсе "Общей биологии" сопровождается презентацией. В ходе урока рассматриваются основные этапы энергетического обмена. Наиболее подробно рассматривается третий этап — кислородное расщепление (с точки зрения протекания биохимических реакций в клетке)....

13 12 2025 21:40:10

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

12 12 2025 11:25:45

Основные направления эволюционного процесса


    Основные направления эволюционного процесса

      Цели урока – изучить основные направления и пути эволюционного процесса, соотношение направлений эволюции, ее необратимость....

11 12 2025 17:40:59

Строение и значение кожи. 8-й класс


    Строение и значение кожи. 8-й класс

      Урок в 8-м классе по учебнику авторов: В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов под ред. Д.И. Трайтака способствует развитию у учащихся словесно-логического мышления, способностей сравнивать и анализировать, развивает навыки работы с дополнительным материалом....

10 12 2025 14:39:32

Урок-конкурс "Класс Рыбы"


    Урок-конкурс "Класс Рыбы"

      Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....

09 12 2025 23:34:11

Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Устный журнал "Растения рядом с нами"

      Материал выполнен в виде устного журнала, состоящего из нескольких страниц, рассчитан на учащихся 6-7-х классов. Каждая страница содержит данные, связанные с растениями, их значением для окружающей среды и человека. Большой упор сделан на растения данной местности, "Растения под охраной", опасные растения. ...

08 12 2025 4:57:18

Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке


    Химический состав клетки. Минеральные вещества и их роль в клетке

      Урок направлен на систематизацию знаний о химическом составе клетки, закрепление знаний об химических элементах и их роли в клетках живых организмов, химической общности живой и неживой природы, осознание роли химических веществ для нормального функционирования организма человека....

07 12 2025 7:59:34

Урок по биологии "Вода на Земле"


    Урок по биологии "Вода на Земле"

      Научить ученика самостоятельной работе с материалом учебника - важная ступень обучения пятиклассников. Развивая познавательный интерес, создавая условия необходимости самостоятельного получения знаний, ученик учится действовать, а это важная задача образования Нового времени. Постановка урока дает возможность каждому ученику проявить себя на определенном этапе урока. ...

06 12 2025 2:41:46

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

05 12 2025 20:29:18

Изучение видовой структуры биоценоза


    Изучение видовой структуры биоценоза

      Урок-экскурсия проводится в сентябре (мае) для учащихся старших классов. Экскурсия может проводиться в городском парке, лесу (или, в крайнем случае, на пришкольном участке). При этом учащимся отводится самая активная роль. Контроль по экскурсии предлагается в форме отчета, который готовят сами учащиеся в качестве домашнего задания....

04 12 2025 10:45:28

Органы дыхания и газообмен

Урок обобщения и систематизации знаний призван дать представление о дыхательной системе разных организмов, показать зависимость дыхания от среды обитания. Урок направлен на формирования логического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать. Имеет большое значение для формирования диалектико-материалистического мировоззрения, восприятия родства между живыми организмами, понимания основных законов жизни на Земле....

03 12 2025 8:57:46

Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"


    Открытый урок по теме "Обобщение и закрепление знаний по теме "Лист"

      Автор стремится формировать у учащихся умение выделять главное в изученном материале, проводить сравнение процессов жизнедеятельности, обобщать, систематизировать и анализировать знания; учиться говорить; рецензировать ответы одноклассников; развивать коммуникативные качества личности; давать самооценку знаний. ...

02 12 2025 21:56:33

Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии


    Формирование исследовательской компетенции в процессе обучения биологии

      В современных условиях понимание образования не сводится только к формированию систематических знаний, умений и навыков, школа нацелена на интеллектуальное и нравственное развитие ребенка, формирование у него творческого мышления, умение работать с информацией. Исследовательская компетентность – способности, связанные с анализом и оценкой ситуаций. На уроках у учащихся формируются навыки самостоятельной работы с источниками; умения сравнивать факты, оценки; обсуждаются проблемные вопросы, развивается критическое мышление. ...

01 12 2025 8:43:49

Естественный отбор и его формы


    Естественный отбор и его формы

      Урок биологии в 9-м классе разработан по технологии ИОСО с использованием ИКТ....

30 11 2025 17:54:19

Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"


    Интегрированный вечер (химия + биология + география) "Семь грецких орехов"

      Внеклассное мероприятие можно использовать при проведении предметной недели на заключительном этапе в виде предметного вечера. ...

29 11 2025 15:41:33

Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ


    Развернутый план-конспект урока биологии в 10-м классе по теме "Онтогенез. Эмбриогенез". Урок с использованием ИКТ

      В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал. ...

28 11 2025 12:42:15

Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Эмбриональное развитие животных"

      Первый урок в теме «Индивидуальное развитие организмов» (10-й класс). Урок проводится с использованием технологии «Чтение и письмо для развития критического мышления» и строится с учетом того, что первоначальные сведения по этой теме были получены учащимися в 9-м классе. Урок строится на основе групповой деятельности учащихся. ...

27 11 2025 4:39:16

Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"


    Программа факультативного курса для учащихся 6-х классов "Биология растений, грибов, лишайников"

      Факультативный курс предназначен для учеников 6-го класса. Материал, знание которого необходимо для сдачи ЕГЭ по биологии, включен в программу данного курса (строение и химический состав клетки, строение растительных тканей, внутреннее строение стeбля и корня, циклы развития мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных растений). Предусмотрено выполнение пpaктических работ и проведение экскурсий....

26 11 2025 3:37:11

Игра как средство интеpaктивного обучения


    Игра как средство интеpaктивного обучения

      Широкое использование ИКТ позволяет создавать интересные, предметные и межпредметные игры. В интегрированной игре «Знакомые незнакомцы» учащиеся пытались проникнуть в тайну «имянаречения». Ребята использовали Интернет, программы для оформления отчета, что способствовало формированию у них более высокого уровня навыков самостоятельной работы, умений ориентироваться в бурном потоке информации, позволило проявить свой творческий и интеллектуальный потенциал. ...

25 11 2025 10:30:40

Урок географии в 7-м классе "Тихий океан"


    Урок географии в 7-м классе "Тихий океан"

      Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом "Сферы". Разработка включает конспект урока, презентацию и интеpaктивный тест. Презентация к уроку составлена так, что ее можно использовать в разных организационных формах урока. Материал красочный, много качественных фотографий, хороший иллюстративный материал. ...

24 11 2025 14:24:45

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

23 11 2025 12:38:28

Формирование системы качеств знаний учащихся по биологии на основе личностно ориентированного подхода к обучению

Личность ученика самоценна, и у каждого пришедшего на урок есть свой личный опыт, своё восприятие окружающего мира. Главная моя обязанность как педагога – сформировать мотивацию обучения с учётом личностных качеств ученика, предоставить каждому ребёнку, опираясь на его способности, склонности, субъективный опыт, возможность реализовать себя в учебной деятельности, то есть обеспечить процесс познания как личностно ориентированный, и такой подход должен лежать в основе формирования системы качеств знаний учащихся....

22 11 2025 22:32:33

Многообразие голосеменных растений


    Многообразие голосеменных растений

      Считаю целесообразным использование на уроке следующего оборудования: таблица "Сосна обыкновенная", коллекции голосеменных растений, презентация. Учащимся предложены опережающие задания: подготовка сообщений об особенностях строения, жизнедеятельности голосеменных растений, их значении в природе и жизни человека. Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке предложены вопросы викторины, биологические задачи, пословицы и кроссворд....

21 11 2025 7:19:12

Передвижение веществ в организме животных


    Передвижение веществ в организме животных

      Урок для учащихся 6-го класса по программе Н.И. Сонина позволяет познакомить учащихся с особенностями переноса веществ в организме животных, строением кровеносных систем, сердца, сосудов и составом крови....

20 11 2025 6:23:48

Урок по теме "Бактерии"


    Урок по теме "Бактерии"

      Урок формирует представление об отличительных признаках представителей царства бактерии и их значении в природе и жизни человека, способности к открытию новых знаний в пpaктических заданиях, поиске решений проблемных вопросов, опыт работы в коллективе, стимулирует развитие познавательного интереса....

19 11 2025 21:43:20

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические

Доказательства эволюции - эмбриологические, палеонтологические и сравнительно-анатомические Еще в первой половине XIXв. был получен ряд данных, говорящих о единстве всего органического мира. К ним относятся обнаружение клеточного строения растений, животных и человека....

18 11 2025 1:54:14

Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников


    Влияние физкультуры и спорта на состояние дыхательной и сердечно-сосудистой систем восьмиклассников

      Состояние сердечно-сосудистой и дыхательной систем является одним из важнейших критериев для оценки воздействия на организм человека систематической спортивной тренировки. Физическая культура, в единстве с нормами здорового образа жизни, обеспечивает пpaктическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека....

17 11 2025 10:10:33

Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников


    Изучение влияния эфирных масел некоторых растений на здоровье школьников

      Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....

16 11 2025 4:54:53

Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс


    Урок-лекция по теме "Биотехнология". 11-й класс

      Цель урока: сформировать у учащихся знания о биотехнологии, ее основных направлениях: генной, хромосомной и клеточной инженерии; продолжить развитие познавательного интереса к изучению проблем современной селекции, рассказать о достижениях науки и пpaктики в области биотехнологии, рассмотреть этические аспекты исследований в биотехнологии....

15 11 2025 0:21:13

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

14 11 2025 7:24:23

Урок-игра "Жить здорово"

Интегрированный урок биологии и экологии в 8-м классе. Цель урока – обобщить и углубить знания по темам: «Пищеварение», «Обмен веществ и энергии. Витамины»....

13 11 2025 0:27:51

Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)


    Интегрированный урок (биология + русский язык) по теме "Человек: генотип + биография". (Использование научных понятий в подготовке к сочинению по прочитанному тексту)

      Цель урока – интегрировать русский язык и биологию: по русскому языку повторить алгоритм работы над частью «С» ЕГЭ и подготовиться к сочинению по прочитанному тексту, по биологии закрепить важные научные понятия из области генетики, познакомиться с понятием "биоэтика"....

12 11 2025 5:24:38

Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом


    Генетика пола. Наследование, сцепленное с полом

      У учащихся формируется система знаний о генетическом определении пола у человека и наследовании, сцепленным с полом; понятие о механизме хромосомного определения пола....

11 11 2025 23:29:58

"Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"


    "Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"

      Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области. ...

10 11 2025 11:41:39

Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы


    Обучающая ролевая игра с компьютерной презентацией "Наследственные болезни человека". 9–10-й классы

      "Наследственные заболевания человека" – одна из учебных тем, вызывающих неподдельный интерес учащихся. Ученики интересуются: "Как и почему это происходит? Со временем я стану родителем, что нужно сделать, чтобы избежать или смягчить проявление наследственных заболеваний?..". Все перечисленное учитывает и решает внеклассное мероприятие по биологии – обучающая ролевая игра "Наследственные заболевания человека" с компьютерной презентацией....

09 11 2025 11:31:15

Тема урока: "Космическая роль растений"


    Тема урока: "Космическая роль растений"

      Урок представлен как групповой урок, целью которого является доказательство космической роли растений. После повторения процесса фотосинтеза учащиеся разбиваются на группы. Каждой группе дается карточка с вопросами о роли растений, на которые ученики должны самостоятельно найти ответ в учебнике, каждая группа объясняет свои ответы классу и делает вывод. В заключение работы ученики отвечают на вопросы теста....

08 11 2025 17:32:43

Научное заседание "Знакомые насекомые"


    Научное заседание "Знакомые насекомые"

      Одним из методов коррекции и развития психических процессов детей с нарушением интеллекта является моделирование. Цель моделирования: обеспечить успешное усвоение знаний об особенностях объектов окружающего мира, о существующих между ними связях и отношениях, более точном описании этих объектов в устной речи. Данное внеклассное мероприятие – научная конференция проводится с разновозрастными учащимися, способствует формированию умений анализировать, сравнивать, обобщать изучаемый материал. ...

07 11 2025 3:42:13

Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"


    Зрительный анализатор "Чудесное яблоко"

      На уроке формируются знания о строении и функции глаза и его частей, о гигиене органа зрения. Для активизации познавательной деятельности используются задания пpaктического хаpaктера, на основе которых обучающиеся делают выводы, как сберечь своё зрение....

06 11 2025 3:53:47

Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)


    Урок биологии "Роль птиц в природе и жизни человека, их охрана" (7-й класс)

      Основная цель урока - показать разнообразное значение птиц, их уникальные возможности и необходимость охраны. Учащиеся знакомятся с уникальными возможностями птиц в области определения погоды, строительства гнезд, звуковой сигнализации, обосновывают необходимость охраны пернатого мира, особенно редких и исчезающих птиц Краснодарского края и России....

05 11 2025 20:56:27

Урок-путешествие "Многообразие птиц"


    Урок-путешествие "Многообразие птиц"

      Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....

04 11 2025 3:41:15

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::