Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"


    Интегрированный урок: биология + информатика по теме: "Развитие жизни в мезозойскую эру"

Цель: выяснить сущность процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии.

Задачи:

  • сформировать знания об ароморфозах растений и животных;
  • научить правильно обосновывать эволюционное значение основных итогов развития жизни в мезозое;
  • продолжить формирование умений анализировать геохронологическую таблицу;
  • развивать навыки и умения работы с программами Microsoft Power Point, Microsoft Publisher;
  • прививать интерес к предметам биологии и информатики.

Подготовка к уроку.

  • Создание мультимедийной презентации.
  • Выпуск буклетов.
  • Подготовка сообщений.
  • Изготовление плаката.

Технические средства, используемые на уроке, и его оформление: компьютер, проектор, экран, выставка книг и макетов динозавров, плакат.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя

1) Редакционная минута

– Здравствуйте, ребята, садитесь. Давайте сначала поднимем себе настроение.

Добавим бодрости немного
К уроку будет нам подмога

2) Тема, цели и задачи урока.

Слайд № 1

Сегодня вы, наверно, удивитесь
Так как интереснейшую тему:
“Развитие жизни в мезозойскую эру”
Мы постараемся рассмотреть теоретически,
Изложить материал поэтически.

Итак, сегодня я с Оксаной Анатольевной,
Используя программы современной технологии,
Преподнесем всю известную информацию
По данной теме – через презентацию.

Слайд № 2

– Цель нашего урока такова – выяснить сущность процесса исторического развития животных и растений в мезозойскую эру, используя современные технологии. Откройте тетради, запишите число 30 ноября 2005 года и тему урока “Развитие жизни в мезозойскую эру”.

Слайд № 3

Истории развития всей жизни на Земле
Мы посвящаем уж не первый свой урок.
Ведь очень интересно знать Что? Как? и Где?
Происходило на планете.
Мы изучили уж архей, протерозой зона криптозоя,
И познакомились с одной из эр фанерозоя,
Что палеозоем называется,
Как древней жизни на Земле.
Периодами же является...
Кембрийский, ордовикский и силур,
А так же девон, карбон и пермский.
Вот и четвертая эра – мезозойская,
Явления ее пресмыкающиеся,
Те, которые процветали и вымирающие.
Это про них – фильм Спилберга – “Парк Юрского периода”,
Где воссозданы они, громадные,
Эти динозавры кровожадные.

II. Проблемный вопрос: \"Куда исчезли динозавры?\"

Слайд № 4

– Проблемный вопрос сегодняшнего урока “Куда исчезли динозавры?”, который мы попытаемся решить в ходе изучения темы. Этот вопрос волнует многих, на него пытались ответить пытливые умы науки. Вот сегодня и мы постараемся ответить на этот риторический вопрос.

Слайд № 5

– Но чтобы ответить на него, познакомимся с хаpaктеристикой мезозойской эры.

Слайд № 6

III. Слово учителя

– Эволюция органического мира, происходившая в палеозойскую эру, продолжалась в следующую мезозойскую эру, которая возникла 235 млн. лет назад и продолжалась 165 млн. лет.
Климатические особенности мезозоя восстановлены с достаточной полнотой: существовали обширные засушливые зоны, которые сменяются влажными в связи с расширением водного прострaнcтва. К концу мезозоя произошло похолодание. В течение этой эры хаpaктерно интенсивное горообразование, движение материков, обособление Мирового океана.

Слайд № 7

– Мезозойская эра подразделяется на три периода: триасовый, юрский и меловой. Органический мир мезозоя отличается от палеозоя. Господствующими животными являются пресмыкающиеся (ведь другое название мезозоя – эра рептилий, или динозавров), которые получили расцвет, господство, а также вымерли в течение этой эры. В конце мезозоя появляются насекомые, птицы и млекопитающие. Среди наземных растений расцвет получили голосеменные, которые сменяются цветковыми.

IV. Сообщение учащегося о первом периоде мезозойской эры

Слайд № 8, 9

Сообщение на тему: “Триасовый преиод”

– Триасовая система (период) (от греческого trios – троица), 1-я система мезозойской эратемы, соответствующая самому раннему периоду мезозойской эры геологической истории. Начался триасовый период 235 миллионов лет назад и продолжался 30–40 миллионов лет. Подразделяется на три отдела. Климат триасового периода сопровождается обширными песчаными прострaнcтвами, во впадинах образовались мелкие озёра. Климат засушливый, сглаживание температурных различий, начало движение материков. Основные полезные ископаемые триасового периода – угли, нефть, алмазы, уран, медно-никелевые руды. Для триасового периода хаpaктерно обновление морской и наземной флоры и фауны. Хаpaктерен расцвет пресмыкающихся, представителями которых являются черепахи, крокодилы, динозавры и костистые рыбы. В растительном мире преобладали папоротниковидные и хвощи.

V. Сообщение учащегося о втором периоде мезозоя.

Слайд № 10, 11, 12

Сообщение на тему: “Юрский период”

– Второй период мезозойской эры – Юра. Этот период назван по горе во Франции. Юрский период возник 190–195 млн. лет назад и продолжался 60 млн. лет. Тектоническая жизнь была интенсивнее, чем в триасе. Климат вначале влажный, сменяется засушливым. Движение континентов, формирование Атлантического океана. Австралия и Антарктида отделились от полуострова Индостана и образовался новый Индийский океан.
Фауна юры представлена динозаврами – властелинами планеты, которые завоевали три среды жизни: водную – ихтиозавры, наземную – хищные рептилии – альбертозавры и множество растительноядных рептилий, воздушную – плезиозавры и птеродактели. А также в морях расцвет получили головоногие моллюски.
Флора представлена папоротникообразными и голосеменными, которые в конце периода заняли господствующее значение.
Обратите внимание, в юрском периоде господствовали динозавры, которые обитали в воде, на суше и даже в воздушном прострaнcтве.

VI. Слова О.А.Нишоновой. Работа с буклетами.

– Буклет является одним из образцов раздаточного дидактического материала, который позволит сделать наш учебный процесс более эффективным и разнообразным.
На ваших столах лежат красочные буклеты, которые выполнили ребята на уроке информатики, готовясь к сегодняшней теме.
Первая группа рассматривают буклет, рассказывающий о представителях водного мира; вторая – представители воздушной среды; третья – летающие динозавры.
Вам необходимо ознакомиться с содержанием буклета и рассказать нам с какими еще представителями юрского периода вы познакомились.

Учащиеся работают с буклетами:

  • Буклет № 1
  • Буклет № 2
  • Буклет № 3

Беседа.

– С какими представителями динозавров в глубинах теплых морей вы познакомились? (С криптоклейдом, стеноптеригием, брахиозаврами.)

– Назовите воздухоплавателей юрского периода. (Рамфоринх, птеранодон и птеродактиль.)

– Представьте удивительных ящеров суши. (Тираннозавр, барионикс, паразавролоф.)

VII. Физминутка (cлова С.С.Paковской)

Ну а сейчас расслабимся немножко,
Совсем чуть-чуть минуты на две, на три.
Мы проведем зарядку с вами,
Ведь нам, необходимо отдохнуть.

(Делаем упражнения для глаз – проводит О.А. Нишонова.)

VIII. Сообщение учащегося о третьем периоде мезозоя

Слайд № 13, 14

Сообщение на тему: “Меловой период”

– Третий период мезозойской эры – МЕЛОВОЙ. Меловой период назван в связи с образованием мела в морских отложениях того времени. Он возник из остатков paковин простейших животных – фораминифер. В течение мелового периода в результате изменений температурного режима происходило то расширение, то сужение климатических поясов. Существовавший, в начале раннемеловой эпохе значительный дефицитом влаги постепенно сменился обильным увлажнением в ее конце. Сильно увеличились площади с гумидным климата. Одновременно с этим произошло незначительное общее похолодание. В самом конце раннего мела произошло снижение температур на 2–3 градуса, и это незамедлительно сказалось на составе фауны. Похолодание привело к смещению климатической зональности, и в приполярных районах возник климат, сходный с современным умеренным климатом.
Наивысшего расцвета и разнообразия достигла флора в областях с тропическим влажным климатом. Склоны возвышенностей и низменности были покрыты густым пологом леса, весьма сходного с современными экваториальными лесами.
В течение позднего мела широкое развитие получили пресноводные моллюски с массивными paковинами. Большого разнообразия достигла фауна морских беспозвоночных, представленная головоногими, двустворчатыми и брюхоногими моллюсками, кораллами, фораминиферами, морскими ежами и лилиями.
Флора и фауна. Возникли сумчатые млекопитающие, насекомые достигали огромных размеров, в морях – костистые рыбы, расцвет получили цветковые растения, появились археоптериксы – как переходное звено между пресмыкающимися и птицами. В этом периоде существовали еще папоротники и динозавры, которые постепенно вымерли.

IX. Слово учителя

– Таким образом, в мезозойской эре произошли существенные изменения как в животном, так и в растительном мире, в результате изменений в климате. Вспомним проблемный вопрос “Куда исчезли динозавры?”. Можем ли мы ответить на него уже сейчас? (Нет)
Среди существенных изменений особенно поражает быстрое исчезновение с лица Земли мезозойских гигантов – динозавров. Что же явилось причиной гибели столь большой и разнообразной группы животных? Эта тема давно привлекает ученых и до сих пор не сходит со страниц книг и научных журналов. Существует несколько десятков гипотез и появляются новые. С некоторыми из них мы сейчас познакомимся.

Х. Сообщение учащегося

Слайд № 15

“Гипотезы исчезновения динозавров”

– Выдвигались две основные гипотезы исчезновения динозавров – падение кометы и глобальное похолодание.
В гибели динозавров часто обвиняли кометы, астероиды и метеориты. Сторонники этих гипотез утверждали, что крупное космическое тело врезалось в нашу планету и вызвало серию сильнейших взрывов.
Динозавры вымерли примерно 70 млн лет назад, причиной этого могло быть, и скорее всего так и было, изменение климата.
В меловом периоде Земля снова проходила возле центра нашей галактики. Это вызвало бурную вулканическую деятельность, активное движение материковых плит, изменение гравитационного поля и инверсию магнитных полюсов. Этого вполне достаточно, чтобы изменить климат. И это вполне могло убить ящеров. Большое тело действительно дольше теряет тепло, но оно же и дольше нагревается, если тепло утрачено. Даже если некоторые динозавры и обладали способностью сами выpaбатывать какое-то количество тепла, все равно череда морозных ночей, перемежающихся короткими днями, могла отнять у большого динозавра столько тепла, что это оказывалось невосполнимо. А при пониженной температуре тела у него уже не хватало энергии двигаться и пастись. Так, стойкое похолодание, возрастающая континентальность климата, установление суровых зим могло привести к вымиранию крупных травоядных.
Существует так же множество предположений о том, как вымерли динозавры. Например: огромная туча окутала всю планету и вызвала похолодание, метеорит упал в океан и резко повысилась температура, поэтому динозавры вымерли от неимоверной жары.

XI. Слово учителя

– Мы попытались ответить на наш риторический вопрос, рассмотрев две гипотезы исчезновения динозавров – это падение метеорита и резкое (глобальное) похолодание.

Подводим общую черту о теме “Мезозоя”.
Узнали климат, возраст, его периоды,
А также хаpaктерных эре организмов.
И было очень интересно ответить на наш вопрос:
“Куда исчезли динозавры?”
Да, кстати, давайте обобщим мы все, что изучили.

XII. Работа с таблицей

Слайд № 16

Беседа по вопросам.

1. Назовите зон, в который относится мезозой. (Фанерозой.)

2. Криптозой представлен докембрием. А какие эры входят в него? (Архей и протерозой.)

3. Назовите периоды палеозоя. Сколько эта эра длилась? (Кембрий, ордовик, силур, девон, карбон и пермь.)

4. Назовите периоды мезозоя. Сколько продолжался мезозой? (Триас, юра, мел; 165 млн. лет.)

5. Назовите господствующих животных мезозоя. (Пресмыкающиеся или динозавры.)

XIII. Итог урока

Слово учителя

Paковская С.С.

– Вот мы с вами и выяснили, что процесс исторического развития животных и растений шел по пути ароморфозов. Так же познакомились с тремя периодами мезозоя, с их хаpaктерными особенностями климата и органического мира.

Нишонова О.А.

– Сегодня мы с вами убедились, что мультимедийные презентации используются для того, что бы выступающий смог на большом экране наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению.
Мы увидели два варианта использования программы Microsoft Power Point (см. Приложение)

1. Заранее созданная презентация заменяет классную доску при объяснении нового материала для фиксации внимания учащихся на каких-либо иллюстрация и данных.
2. Подготовка учениками презентации для сопровождения собственного доклада. Создавая сценарий презентации, необходимо определить конкретное количество слайдов, название каждого из них и определить основные объекты, которые должны быть размещены на слайдах.

Правильно созданный сценарий презентации позволит успешно использовать ее не только при подготовке к урокам, но и при сдаче экзамена.

XIV. Домашнее задание

Слайд № 17.

– Откройте дневники, запишите домашнее задание:

1. Параграф 3.3, устно ответить на вопросы после параграфа.
2. Продолжить заполнение таблицы “Развитие жизни на Земле”.
3. Сообщение на тему: “Кайнозойская эра” (выполняют на уроке информатики, работая в MICROSOFT WORD).

Оценки за урок вставляются за:

  • сообщения;
  • буклеты;
  • работа на уроке.

– Так как у нас осталось время, Оксана Анатольевна и я, подготовили для вас небольшую викторину:

XV. Викторина (Слайд № 18)

XVI. Игра \"Что? Где? Когда?\" (Слайд № 19)

XVII. Игра \"Умники и умницы\" (Слайд № 20)

– Спасибо за урок. До свидания.



Комментарии:

Тема урока: "Путешествие по природным зонам"


    Тема урока: "Путешествие по природным зонам"

      На уроке биологии учитель помогает учащимся устанавить взаимосвязь животного и растительного мира в зависимости от природных и климатических условий, организовывает творческую деятельность каждого учащегося с целью систематизации знаний по всем природным зонам. ...

09 10 2025 4:38:12

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав

Тканевая жидкость, лимфа, кровь. Их функции и состав Тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют внутреннюю среду организма, которая нужна для существования и нормального функционирования органов и организма в целом....

08 10 2025 19:29:31

Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов


    Экологическая интеллектуальная игра "Звездный час" для 5–6-х классов

      На уроке учащиеся расширяют знания о многообразии объектов, связи мира живой и неживой природы. Развивается интерес к изучению природы, кругозор, любознательность и память учащихся....

07 10 2025 3:30:46

Реализация интегрированного подхода в обучении биологии


    Реализация интегрированного подхода в обучении биологии

      На современном этапе модернизации образования возникла необходимость разработать новые подходы к внедрению в учебный процесс современных технологий. Актуальность межпредметного интегрирования в школьном обучении очевидна. Она обусловлена современным уровнем развития науки, в котором ярко выражена интеграция естественно-научных знаний. Природа – это наш общий дом. В природе все взаимосвязано. Поэтому важно, чтобы у учеников складывалось целостное восприятие мира при изучении предмета....

06 10 2025 14:55:31

Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты. Грибы. Растения". 7-й класс


    Обобщающий урок по теме "Царства прокариоты. Грибы. Растения". 7-й класс

      Урок обобщает знания учащихся по основным признакам организмов трех царств и их значение в природе и жизни человека. Урок также способствует выявлению отличительных особенностей трех царств, систематизации знаний учащихся, полученных при изучении тем. В ходе урока учащиеся работают с терминами, сравнивают, анализируют и делают выводы. Урок воспитывает бережное отношение учащихся к природе....

05 10 2025 23:42:20

Саморазвитие экосистемы

Урок ставит перед учащимися проблему развития и смены биогеоценозов на нашей планете, позволяет возобновить информацию об экологической сукцессии, познакомить учащихся с ее видами, природой и механизмом, получить представление о стадиях сукцессионных изменений, определить хаpaктер воздействия человека на развитие экосистем, выяснить, каково значение знаний о сукцессиях для человека....

04 10 2025 5:47:28

Урок-лекция по теме "Гипотезы возникновения жизни на Земле"

В данном уроке отражены вопросы возникновения жизни на Земле. С древних времён и до наших дней существовали различные концепции по этому поводу. В настоящее время живое происходит только от живого, но вопрос возникновения жизни на Земле остаётся открытым. ...

03 10 2025 6:28:45

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

02 10 2025 9:44:41

Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"


    Интегрированное внеклассное мероприятие "Мир вокруг нас"

      Мероприятие проходит в игровой форме. Основной ход игры похож на телевизионную версию "Своя игра". Игра состоит из трех туров и финала. В каждом туре четыре темы, в каждой теме по пять вопросов. Участники игры сами выбирают тематику. ...

01 10 2025 7:16:19

Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)


    Урок биологии в 10-м классе по теме "Размножение и развитие организмов" (обобщающий)

      Целью урока является повторение и обобщение знаний о делении клеток как основе роста, размножения и индивидуального развития организмов; о процессах, протекающих в период интерфазы и митоза, их значении; об особенностях строения, развития и функциях пoлoвых клеток; об особенностях мейоза, оплодотворения и их биологическом значении; об этапах эмбрионального и постэмбрионального развития; об использовании знаний о размножении и развитии организмов в здравоохранении....

30 09 2025 23:26:35

Использование модульной технологии на уроках биологии


    Использование модульной технологии на уроках биологии

      В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие. ...

29 09 2025 9:53:56

Открытый урок "Многообразие голосеменных растений Забайкальского края"

Цель занятия: расширение и углубление знаний о голосеменных на примере растений Забайкальского края....

28 09 2025 14:40:44

Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"


    Нестандартный урок биологии по теме "«Подарки» природе от человека"

      Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум. ...

27 09 2025 5:17:50

Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. 10-й класс


    Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки. 10-й класс

      Материал урока по теме «Прокариотические клетки» проводится с опорой на ранее изученный материал, в течение урока используется более 20 терминов. Применяется дидактический материал, организована работа с учебником, у доски для индивидуального или фронтального опроса по таблицам, используются межпредметные связи....

26 09 2025 22:57:45

Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"


    Урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски StarBoard (Hitachi) по теме "Свертывание крови"

      Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови. ...

25 09 2025 1:41:21

Мутационная изменчивость. Проблемы биобезопасности

Цель урока - не только изучить суть мутационной изменчивости, но и раскрыть проблемы биологической безопасности продуктов питания, с которыми мы сталкиваемся в повседневной жизни. Презентация призвана помочь учителю сделать урок наглядным и интересным....

24 09 2025 23:53:58

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества

Биомасса мирового океана и ее состав, функции живого вещества Океан гораздо бедней жизнью, чем суша; биомасса мирового океана в 1000 раз меньше. Большинство образовавшейся биомассы — одноклеточные водоросли и другие обитатели океана — отмирают, падают на дно и органическое вещество их разрушается редуцентами....

23 09 2025 19:39:50

Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс


    Занятие кружка биологии «Бионика». Тема занятия: «Свойства воды». 5-й класс

      Занятие кружка по биологии знакомит с приемами исследований, применяемыми в биологических лабораториях; закрепляет и расширяет навыки эксперимента, формирует навыки критического мышления, расширяет представления о воде как универсальном веществе природы. В ходе занятий кружка ученики имеют возможность уяснить, что каждый из них перспективен в развитии способностей....

22 09 2025 7:40:14

Копытные животные

Урок знакомит учащихся с классификацией копытных млекопитающих, особенностями их строения и средой обитания. Использование на уроке ИКТ повышает познавательный интерес к предмету. Ученики осознают необходимость охраны копытных млекопитающих на примере животных своего региона....

21 09 2025 6:25:39

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение

Энтерит у собак — виды инфекций, их симптомы и лечение Парвовирусный энтерит провоцирует не только развитие профузного поноса. У собаки отмечается тошнота, рвота, она отказывается от приема пищи, а порой и воды....

20 09 2025 21:49:30

Урок на тему "Рост и развитие животных"

Урок в 6-м классе призван расширить представление о росте и развитии животных, развить логическое мышление, коммуникативные навыки при работе в группах, воспитать биологическую культуру. Учащиеся должны научиться различать стадии и пути развития животных....

19 09 2025 18:52:13

Современный урок биологии и информационно-коммуникационные технологии


    Современный урок биологии и информационно-коммуникационные технологии

      Применение информационно-коммуникационных технологий современным учителем условно разделены на два блока с точки зрения места их использования: информационно-коммуникационные технологии на уроках биологии и во внеурочной деятельности. В статье представлены конкретные примеры использования информационно-комуникационных технологий на разных этапах урока, а также способы их использования во внеурочной деятельности....

18 09 2025 12:31:37

Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс


    Урок биологии по теме "Размножение". 9-й класс

      Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....

17 09 2025 20:28:37

Гипогликемия у собак - симптомы, причины и лечение

Гипогликемия у собак - симптомы, причины и лечение Гипогликемия - низкое содержание уровня сахара в крови. Понижение концентрации ниже 3 ммоль/л, становится причиной для беспокойства за здоровье собаки....

16 09 2025 10:31:32

Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"


    Информационный проект "Мода модой, а здоровье?"

      Значительное место в общей системе внеаудиторной работы принадлежит творческим работам учащихся, в частности, созданию проектов. Они способствуют расширению знаний по предметам, стимулируют развитие творческих наклонностей. Это одна из важных форм сплочения в коллектив. Тема данного проекта - "Мода - модой, а здоровье?". Он направлен на сбор информации, ее анализ, обобщение фактов о влиянии на здоровье молодых людей модных тенденций - пирсинг, татуировка....

15 09 2025 13:56:42

Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)


    Обобщающий урок на тему «Опopно-двигательная система» (встреча в клубе «Что? Где? Когда?»)

      Урок показывает единство строения и функции опopно-двигательной системы, значение физкультуры и спорта для формирования здорового образа жизни человека. Как показала пpaктика, такой метод урока активизирует познавательный и творческий интерес учащихся, фантазию, воспитывает патриотизм и чувство гордости за свою родину....

14 09 2025 1:32:49

Биотехнология. 10–11-й класс

Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на пpaктике....

13 09 2025 21:11:51

Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"


    Урок биологии в 8-м классе "Гармония гормонов"

      Урок изучения нового материала в 8-м классе с использованием презентации, подготовленной в программе Microsoft PowerPoint. На уроке учащиеся приобретают, закрепляют, обобщают и систематизируют знания об эндокринной системе человека. Данный урок позволяет развивать логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы. Изучение материала проводится на двух уроках (лучше, если уроки будут спаренными). ...

12 09 2025 11:31:34

Изготовление и применение на уроках биологии динамичной модели процесса деления клетки


    Изготовление и применение на уроках биологии динамичной модели процесса деления клетки

      В общей биологии тема «Деление клетки» является одной из самых трудных для учащихся. В ней вводится много новых понятий, даётся описание поведения хромосом на разных этапах деления клетки. Многие учащиеся не могут представить весь этот сложный механизм, что вызывает затруднения в изучении данной темы. В статье представлена разработка динамичной модели деления клетки, показывающая поведение хромосом во время митоза и мейоза. Модель легка в изготовлении и даёт хороший эффект в усвоении сложного материала....

11 09 2025 17:40:54

Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"


    Внеклассное мероприятие по биологии "СПИДУ — нет!"

      Цели внеклассного мероприятия: обратить внимание учащихся на то, что духовно-нравственное падение человека - это путь к самоуничтожению; донести статистическую и ситуативную информацию о СПИДе. ...

10 09 2025 18:27:15

Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс


    Урок биологии. Тема: "Механизм вдоха и выдоха". 8-й класс

      Изготовление и разбор процессов на модели Дондерса поможет учащимся лучше усвоить тему. Проверочная работа контролирует знания по теме «Механизм вдоха и выдоха»....

09 09 2025 2:33:35

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

08 09 2025 2:24:35

Викторина "Что мы знаем о кедре корейском?"


    Викторина "Что мы знаем о кедре корейском?"

      Цель викторины: познакомить учащихся с охраняемым растением Амурской области – кедром корейским, включенным в региональную Красную книгу....

07 09 2025 11:39:31

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе


    "Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

      Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

06 09 2025 17:37:59

Урок биологии по теме "Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии". 7-й класс

      Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....

05 09 2025 4:59:45

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

04 09 2025 5:52:48

Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"


    Тема урока "Нервная система – дирижер нашего организма"

      Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....

03 09 2025 11:48:14

Информационные технологии на уроке биологии


    Информационные технологии на уроке биологии

      Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....

02 09 2025 13:16:36

Урок-презентация в 4-м классе на тему "Лекарственные растения"

Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....

01 09 2025 8:50:16

"Круги кровообращения"


    "Круги кровообращения"

      Работа состоит из четырех основных этапов: актуализация знаний; изучение нового материала; закрепление изученного материала; домашнее задание (представлено творческими вопросами). Изучение кругов кровообращения сопровождается составлением схем. На этапе закрепления материала осуществляется самостоятельная взаимопроверка учащихся....

31 08 2025 17:37:25

Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс


    Тема урока "Значение опopно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека". 8-й класс

      В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....

30 08 2025 23:59:52

Пищевые отравления и их предупреждение. 8-й класс


    Пищевые отравления и их предупреждение. 8-й класс

      Урок проводится в 3-й четверти в виде путешествия по станциям. Задачи урока: актуализировать знания учащихся об отравлениях, глистных заболеваниях, первой помощи при отравлениях....

29 08 2025 4:35:35

Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии


    Развитие интеллектуальных способностей школьников в групповой и индивидуальной работе на уроках биологии

      Сегодня подготовка школьника к жизни предполагает не столько вооружение его необходимыми знаниями, сколько способами овладения ими. В работе описываются используемые автором технологии и приемы развития интеллектуальных способностей на уроках биологии....

28 08 2025 8:31:34

Презентация к уроку биологии на тему "Путешествие с растениями по особо охраняемым территориям Кузбасса". 6-й класс

Урок биологии сопровождается презентацией. Учитель показывает слайды с видами Кемеровской области, растениями, деревьями и кустарниками....

27 08 2025 18:35:20

Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения


    Организация внеурочной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС нового поколения

      Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа сама определяет, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию обучающихся. Аудиторных занятий не должно быть более 50%. Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты....

26 08 2025 23:45:20

Строение клетки


    Строение клетки

      Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....

25 08 2025 9:43:46

Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Главные направления эволюционного процесса. Макроэволюция"

      Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся в процессе обучения. К последним можно отнести модерацию как технологию, позволяющую удовлетворить требования к современному уроку: сотрудничество между учителем и учащимися; формирование коммуникативных навыков и компетенций; изменение роли учителя на уроке как организатора познавательной деятельности учащихся....

24 08 2025 14:46:57

Методическая разработка урока биологии по теме "Многообразие кишечнополостных"

Тема в курсе зоологии «Тип кишечнополостные» имеет большое значение для изучения эволюционного развития организмов, но с этими животными обучающиеся в пpaктической жизни знакомы мало. Урок-путешествие с его межпредметными связями и использованием ИКТ направлен на более эффективное усвоения материала....

23 08 2025 14:48:37

Внеклассное мероприятие по биологии "Игра «За семью печатями»"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Игра «За семью печатями»"

      Игра может быть проведена в рамках предметной недели по биологии. Она рассчитана на учащихся 9–11-х классов. В ходе игры актуализируются, расширяются и закрепляются знания учащихся по истории биологии и ученым, которые внесли вклад в ее становление. Формируются коммуникативные универсальные учебные действия: излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, участвовать в диалоге: слушать и слышать другого, работать в паре, группе в разных ролях....

22 08 2025 0:13:46

Лишайники. 6-й класс

В школьном курсе обучения биологии лишайники – одна из наименее изучаемых групп низших растений. Так, в программе В.В. Пасечника эта тема изучается в 6-м классе в течение одного учебного часа. В связи с чем автор считает необходимым на уроке не только заинтересовать учащихся этими уникальными организмами, но и дать более широкое представление об их строении, жизнедеятельности, размножении, особом способе питания....

21 08 2025 18:25:30

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::