Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах" > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"


    Внеклассное мероприятие по биологии "Предания о цветах"

Цель мероприятия: расширить знания учащихся о цветах, которые используются в озеленении; воспитывать любовь, внимательное и бережное отношение к природе, вызвать интерес к биологии, к миру растений; развить эстетический вкус.

Действующие лица: ведущие 1 и 2, ученики в костюмах следующих цветов: розы, астры, лилии, хризантемы, гладиолуса и т.д.

(Что бы эта часть мероприятия прошла более красочно, желательно выступление учеников в костюмах растений дополнить букетами живых цветов. Поэтому, в сценарии лучше взять описание тех из них, которые доступны в это время года, или же цветы можно приобрести в магазинах. На усмотрение организаторов количество описываемых цветов можно увеличить. А так – же можно использовать фотографии цветов, которые демонстрируются на экране с помощью компьютерной презентации)

1 ведущий. (слайд 1)

За прошлые воспоминания,
За мимолётность красоты,
За жаркий пепел увяданья
Люблю осенние цветы.
Они, вобрав зари прохладу
И облаков скользящий лёт,
Спешат цвести, боясь, что радость
Нежданный холод оборвёт.
Мечтой надежды обречённой
Цветы осенние горят, но вдохновенно, увлечённо
Любовь последнюю хранят.

2 ведущий. (слайд 2)

- «Чтобы жить, нужно солнце, свобода и маленький цветок», - говорил великий сказочник Ганс Христиан Андерсен. И действительно, цветы сопровождают нас всю жизнь: встречают при рождении, утешают в старости, радуют на свадьбе, именинах и празднествах, приходят в памятные даты. И дома и на работе, весной и в лютый холод, жарким летом и осенью – цветы необходимы, без их красоты беднее становится жизнь.

1 ведущий.

- Когда люди устают от грохота бетонных дорог, от унылого однообразия прессованных стен и пластикового уюта квартир, они выбираются на природу, где их настроение врачуют деревья, птицы и цветы. Цветы открывают перед человеком возможность познать прекрасное, ощутить полноту жизни. Близость к цветам, созерцание их неповторимой, совершенной и тонкой красоты смягчает душу и раскрывает лучшие грани человеческого хаpaктера. На природе чувство Родины видится в каждом листочке, в каждой росинке.

2 ведущий.

- С цветами и цветущими растениями довольно тесно связан духовный мир человека, и хотя каждый народ по - своему воспринимает красоту, однако есть красота, которая воспринимается и осознаётся всеми единодушно, - красота цветов. И у каждого народа с давних времён существуют разные мифы, предания, легенды о цветах, о происхождениях их окраски и названий. Мы сегодня хотим предоставить вашему вниманию лишь несколько из них, наиболее интересных.

(Далее выступления ведущих чередуется с выступлениями учеников, одетых в костюмы различных цветов).

1 ведущий. (слайд 3)

Розы – сёстры зари. Цвет их цвету зари равнозначен…
Раскрываются розы лишь в первых рассветных лучах,
А раскрывшись на диво, они то смеются, то плачут,
Грусть и радость, качая в глубоких атласных цветах.

- Эти строки посвящены, пожалуй, самому почитаемому цветку у всех народов – розе. Какие же легенды связаны с «королевой цветов»? Давайте послушаем.

Ученик в костюме цветка розы.

- Моя родословная уходит в глубокую древность. Самые первые сведения встречаются в древнеиндийских сказаниях, хотя моей родиной считается Персия. По преданию, Лакшми, самая красивая женщина на свете, родилась из раскрывшегося бутона розы, который состоял из 108 больших и 1008 мелких лепестков.

В древнем Риме розы были особенно чтимы. Мной награждали воинов за геройство. Роза по христианской мифологии воплощает в себе милосердие, милость, всепрощение, божественную любовь, мученичество и победу. Символическое значение у христиан принимают и части розы: её зелень соотносится с радостью, шипы с печалью, а сам цветок – со славой. Символ розы являлся частью герба знаменитых английских династий: у Ланкастеров 10 – лепестковая «алая роза», у Йорков – 5 – лепестковая «белая роза».

Современные селекционеры вывели более 100 сортов роз с лепестками оттенков белого, розового, жёлтого, тёмнокрасного и даже изумрудного и чёрного цветов. (слайд 4)

За тонкий запах лёгких лепестков
Зовут меня царицею цветов,
Шипами всех колоть готова,
Ведь нет на свете розы без шипов.

Все цветоводы мира действительно меня считают царицей цветов. Недаром древнефранцузский врач Одо из Мена писал: «Право, цветком из цветов по заслугам считается роза. Все превосходит цветы ароматом она и красою, но не одним ароматом и прелестью роза умеет радовать нас, а полезна обильем целительных качеств».

2 ведущий. (слайд 5)

Когда пыл осени вихрастой
Хлеба окрасит в жёлтый цвет,
Звезда лугов – земная астра
Небесным звёздам шлёт привет.

- Если долго смотреть на звезду, то можно заметить, что её свет звезды неодинаков. Она излучает то гoлyбой, то белый, то розовый, то жёлтый золотистый цвета. Звезды словно зовут кого – то и не дождавшись падают вниз. Древние люди, приметив это, стали присматриваться к деревьям, цветам, пытаясь узнать звёздного собеседника.

- Астра! – воскликнули они, что в переводе на русский язык означает «звезда». Это название так и закрепилось.

Ученик в костюме цветка астры.

- В Европу я пришла из Китая. В 1728 году мои семена привёз в Париж патер Инкервиль и подарил их известному французскому ботанику Антуану Жюсье. А далее европейские ботаники начали колдовать над выведением различных махровых и разноцветных сортов, которых сейчас насчитывается более 400.

Астра – наидревнейшее растение. Когда около Симферополя вскрыли царскую гробницу двухтысячелетней давности, то среди разных гирлянд из листьев аканта, лавра и шишек сосны увидели изображение астры. Я у древних греков считалась амулетом.

Астры – последняя улыбка осени, красивы и неприхотливы, вызывают различные ассоциации. Одни, увидев их, радуются; другие – грустят; третьи думают о вечности красоты, а четвёртые разводят руками: зима на дворе, а они расцветают, выдерживая морозы до семи градусов.

Существует поверье: если ночью стать среди астр и внимательно прислушаться, то можно услышать едва уловимое перешёптывание – так астры общаются со своими сёстрами – звёздами.

Зачем эти поздние астры
В прозрачной сквозной тишине
Так сердцу милы и прекрасны,
Как звёздчатый снег при луне?
Зачем в палисаде осеннем
Над зябкостью вымерших гряд
Их бледные белые тени
Бесшумно и грустно парят?

Наверное, затем, чтобы одаривать вас радостью.

1 ведущий. (слайд 6)

На лужайке росы стылые,
Не шелохнётся вода.
Белый цвет бросает лилия
На задумчивость пруда.
И не знает ночь унылая,
В затуманенном чаду,
То ли месяц, то ли лилия
Тихо плещется в пруду.

- Не знаю как вам, а мне всегда нравились белые лилии. Они всегда ассоциируются у меня с нежностью, и какой – то таинственностью. Лилия получила своё название от древнегалльского слова «ли-ли», что в буквальном смысле означает «белый – белый».

Ученик в костюме цветка лилии.

- Мои первые изображения встречаются на критских вазах и фресках, начиная с 1750 года до нашей эры, а затем у древних ассирийцев, египтян, греков и римлян. В Персии во времена царствования Кира лилия была основным украшением газонов, внутренних двориков и водоёмов.

Древние греки, приписывая цветку божественное происхождение, считали его символом надежды. Молодые гречанки в честь лилии соревновались в беге на празднествах Флоры, где победительницу непременно украшали венком белых цветов. По древнегреческой мифологии богине Гере посвящена белоснежная лилия или лейрион, как называли меня греки. По преданию, лилия выросла из капель молока, которым богиня кормила младенца Геpaкла – будущего великого героя.

Важное место занимают лилии в истории Франции. В V веке король Хлодвиг одержал победу над германцами на берегу реки Ли. Победители возвращались с поля битвы, украшенные лилиями, и с тех пор на знамёнах и в гербе Франции красуются три лилии, олицетворяя три добродетели – сострадание, правосудие и милосердие.

В настоящее время я являюсь прекрасным декоративным растением, завораживающим любого человека. Недаром поэты посвящают мне стихотворные строки:

Ах, белоснежные, нежные лилии,
Где, под какими лучами вы вызрели?
Белых лебёдушек лебеди вывели,
И не поймешь, где птенцы, а где лилии. 

2 ведущий. (слайд 7)

В синем поле холодные тени,
Белый иней в саду на заре…
Хризантемы цветут, хризантемы,
День осенний стоит на дворе.

- Ещё один осенний цветок, который отличается особым благородством. Последние цветы года – хризантемы – появляются с первыми заморозками и потому по – осеннему холодны и притягательны, как холоден и притягателен иней первых заморозков.

Наверное, в осенние дни, когда природа становится бедной цветами, приятно получить или подарить кому – то букет белых хризантем.

Ученик в костюме цветка хризантемы.

- Более десяти тысяч сортов хризантем существует на свете, и неимоверно трудно с достоверностью утверждать, когда именно древние народы начали заниматься моим разведением.

В Европу меня завезли из Японии в 1676 году, и первой страной, которой посчастливилось со мной познакомиться, была Англия.

По итальянской легенде, хризантемы появились из бумажных цветов, которыми бедная женщина украсила могилу сына. Когда на другое утро она пришла к могиле с новыми цветами, то увидела, что цветы, принесённые ею накануне, проросли и сделались живыми. Недаром в странах Востока белые хризантемы являются символом траура, следовательно, там дарить и преподносить цветы можно лишь в день поминовения или в минуты расставания с дорогими людьми.

А вот у себя на родине в Японии я являюсь вестницей осени, символом солнца и нации. Стилизованное изображение шестнадцатилепестковой императорской золотой хризантемы является основой государственного герба, а высшая награда страны – орден Хризантем. Японцы издавна отмечают праздник хризантемы. В этот день они поют песни, декламируют стихи, украшают себя гирляндами цветов. По старинному лунному календарю октябрь считается месяцем хризантем.

Хризантемы одни в опустевшем саду,
Да ещё листопад, да ещё на ходу
Тучка дождик прольёт, подморозит слегка,
Но не никнет от холода венчик цветка. 

1 ведущий.

- Да, хризантема действительно благородный и удивительный цветок. Но я хотел бы обратить внимание присутствующих ещё на один осенний цветок, который своим внешним видом не похож ни на один другой. Этот цветок называют шпажником, так как стебель его очень схож с клинком шпаги, а алые соцветия некоторых сортов подобны капелькам застывшей крови. Догадались, о ком идёт речь? Конечно же, о гладиолусе.

Ученик в костюме цветка гладиолуса. (слайд 8)

- Древнеримская легенда утверждает, что если корни гладиолуса повесить на гpyди, как амулеты, они не только помогут одержать победу в поединке, но и пpeдoxpaнят в поединке.

В переводе с латинского «гладиолус» - «меч» и потому у римлян я считался цветком гладиаторов. По легенде римский полководец захватил в плен фpaкийских воинов и приказал превратить их в гладиаторов. Но те отказались, за что их предали cмepти. Как только тела поверженных коснулись земли, из рукоятей мечей расцвели гладиолусы, которые по сей день считаются символом дружбы, верности, памяти и благородства.

Во времена Теофраста, автора многочисленных трудов о растениях, меня употрeбляли в пищу, запекая луковицы в тесте. Плиний же Старший сообщил, что при его жизни корни гладиолусов находили применение и в медицине.

Мы, гладиолусы – шпажники невероятно красивые растения. Около двухсот пятидесяти различных видов с окраской венчика цветка от белого до фиолетово – чёрного радуют глаз человека по всей планете.

Под лебяжий чистый голос,
У озёрного мыска
Зацветает гладиолус –
Лебединая тоска.
Отступают звери в страхе,
Их к растенью не зови,
Стeбли тоньше тонкой шпаги,
В алых гроздях, как в крови. 

2 ведущий.

- Говорить о цветах можно бесконечно. У каждого из них есть свой секрет, своя сокровенная тайна, своя легенда. Конечно, сегодня мы не можем рассказать обо всех прекрасных растениях, без которых мы не можем представить свою жизнь.

(за сценой слышатся голоса детей, которые выбегают в костюмах других цветов)

- А как же мы? Почему о нас сегодня не рассказали?

1 ведущий.

- Тихо, тихо! Уважаемые цветы! К сожалению, сегодня наше время подошло к концу. Но я вам обещаю, что при следующей нашей встрече мы обязательно расскажем ребятам о вас.

Реплики цветов.

- Хорошо. Но тогда разрешите нам прочитать небольшие стихотворения о себе, чтобы ученики нас тоже знали.

2 ведущий.

- И хотя пришло время заканчивать нашу сегодняшнюю встречу, мы предоставим вам слово. И пусть каждый из вас небольшим стихотворением представит себя.

Ромашка. (слайд 9)

Я белая ромашка,
В середине жёлтый цвет,
Возьми меня с собою,
Украшу твой букет. 

Колокольчик. (слайд 10)

Лиловый колокольчик,
Расту в тени лесной,
Я в просеке сосновой
Киваю головой.

Ландыш. (слайд 11)

Проснулся лес, весной разбуженный,
Деревья в мареве парят.
Весёлых ландышей жемчужины
Под каждым кустиком горят.

Гвоздика. (слайд 12)

Резвится в поле тихом
Цветочный карнавал,
Я пёстрая гвоздика,
Я к вам хочу на бал.

Незабудки. (слайд 13)

Гoлyбою светлой капелькой
В луговой цветной узор
Незабудка солнцем вкраплена
Словно бусинка в ковёр.

Пион. (слайд 14)

Взгляните на раскрывшийся пион
С пунцовыми литыми лепестками
И он напомнит вам волшебный сон,
Волшебный сон из сказки с чудесами. 

Все цветы весело кружась. (слайд 15)

Собрались мы, весело
Заводим хоровод,
Поём мы хором песенку,
Поляна вся цветёт.
Пускай нас греет солнышко,
Ласкает тишина,
Цвети ещё прекраснее
Любимая страна. 

1 ведущий. (слайд 16)

Мы давно вас считаем друзьями,
Дети наших садов и полей,
Мы ухаживать будем за вами,
Чтоб на клумбах росли вы пышней. 

2 ведущий. (слайд 17)

Вы гордитесь красою наряда,
Светом солнечных дней залиты,
Наши гости из школьного сада,
Наших парков и скверов цветы.

(На фоне звучащей музыки - «Вальса цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского, ведущие завершают вечер).

1 ведущий.

- Народная мудрость гласит: «Кто выращивает цветы, тот приносит радость себе и людям». Живя на земле, мы постоянно должны помнить об охране природы, о приумножении естественных богатств. Ибо, по словам Жана Дорста, выдающегося эколога современности: «Природа будет ограждена от опасности только тогда, когда человек хоть немного полюбит её просто за то, что она прекрасна».

Прекрасные представители флоры, к сожалению, на земле убывают, и от нас с вами зависит не дать исчезнуть им навсегда. А сохраняя растения, мы сохранимся и сами, ибо только при согласии с природой возможно наше существование.

2 ведущий. (слайд 18)

Всю жизнь цветы не оставляют нас.
Прелестные наследники природы –
Они заходят к нам в рассветный час,
В закатный час заботливо заходят.
Они нам продлевают время встреч,
Откладывают время расставанья.
Мы души и сердца должны беречь
От хищных рук, от зла и прозябанья.
Любая мысль возвышенной мечты
Тогда лишь перельётся в ликованье,
Когда пред нею склонятся цветы
Посредники живого пониманья.

Использованная литература и ресурсы:

  1. Головин Б.Н. О чём говорят названия растений. Агропромиздат, М., 1986 г.
  2. Красиков С. Легенды о цветах. Молодая гвардия, М., 1990 г.
  3. Бабина Н., Бабин Д. 600 пpaктических советов. Цветы дома и на участке. М., Континент – пресс, 1999 г.

Презентация.



Комментарии:

Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"


    Урок по теме "Внешнее строение листа. Разнообразие листьев по форме и размерам"

      Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....

07 12 2025 18:57:51

Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс


    Урок биологии по теме "Вода – растворитель. Работа воды в природе". 5-й класс

      Урок проводится в кабинете дистанционного обучения в режиме телеконференции. Разработан с использованием новых информационных технологий, что позволяет активизировать познавательную деятельность обучаемых, организовать самостоятельную работу на уроке, осуществить самоконтроль и самооценку. Учитель определяет предметные, метапредметные и личностные результаты обучения, реализуемые на данном уроке....

06 12 2025 20:40:50

ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код


    ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код

      Урок формирует знания об основном процессе метаболизма – биосинтезе белка как сложнейшем многоступенчатом процессе, в котором реализуются функции многих веществ и органоидов клетки. Закрепить знания о генетическом коде....

05 12 2025 4:23:13

Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков


    Влияние наркотиков на организм человека. Вред наркотиков

      Наркотик заставляет нервные клетки постоянно выбрасывать в кровь эндорфины, при этом они истощаются и погибают. Человек утрачивает способность объективной самооценки. Наркотики по химическому строению схожи с ферментами и витаминами и вместо них включаются в обмен веществ. Когда всеми реакциями организма управляют наркотики, человек становится наркоманом....

04 12 2025 5:21:58

Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"


    Внеклассное мероприятие по биологии. Познавательно-развлекательный праздник "Русское разнотравие"

      Сегодня нравственность - категория наиболее важная как для человека, так для и общества в целом. Но качество это не врожденное, генетический код не передает его из поколения в поколение. Поэтому, утверждая понятия долга, чести, высокоразвитого гражданского самосознания, нельзя забывать, что первична здесь не природа, а воспитание. ...

03 12 2025 14:58:26

Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс


    Урок биологии по теме "Обонятельный анализатор". 8-й класс

      Весь урок построен так, чтобы каждый ученик мог не только получить определённые знания по теме, но и научиться делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений. На уроке знания выстраиваются, а не даются. Идеи этого урока – сотрудничество, сотворчество, совместный поиск – учеников и учеников, учеников и учителя. ...

02 12 2025 3:24:17

Интернет-ресурсы на уроках биологии


    Интернет-ресурсы на уроках биологии

      Для удобства работы с Интернетом разработан каталог сайтов, который включает не только их перечень и адреса, но и главные страницы, и карты структуры этих сайтов. Это значительно облегчает дальнейший поиск нужной информации, т.к. сразу видно, на какой странице в сети она может находиться....

01 12 2025 10:48:51

Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс


    Путешествие с Дюймовочкой в страну Цветов (с элементами гуманной педагогики). 6-й класс

      Урок проводится в виде путешествия по цветку. Целью урока является не только усвоение новых знаний учащимися, но и развитие умения видеть и чувствовать красоту, воспитание бережного отношения к окружающему миру....

30 11 2025 11:14:55

Эволюция нервной системы. 7-й класс

Урок направлен на изучение особенностей строения нервной системы у разных групп животных и на формирование представления об эволюционном изменении нервной системы. Изучение нервной системы животных сопровождается презентацией и демонстрацией ЦОР....

29 11 2025 13:57:58

Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"


    Уроки по теме "Дыхание" 8-й класс. Образовательная линия автора Н.И. Сонина. Уроки, разработанные в соответствии с требованиями технологии "Развитие критического мышления учащихся"

      На данном уроке учебный процесс состоит из трёх фаз: вызов – осмысление содержания – рефлексия. У детей формируется собственное отношение к изучаемому предмету, свои познавательные задачи и проблемы для дальнейшего продвижения в информационном поле....

28 11 2025 6:19:48

Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии


    Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся путем проблемного подхода в обучении биологии

      Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....

27 11 2025 4:29:29

Зачетный урок "Размножение и развитие человека"

Представлены вопросы к зачетному уроку по теме "Размножение человека"....

26 11 2025 10:22:46

Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"


    Внеклассное мероприятие по биологии на тему "Увлекательный мир рыб"

      Внеклассное мероприятие применение игровые технологии. Игра состоит из семи этапов: представление комaнд, реши задачу, шифровка, кто больше, ты мне – я тебе, аукцион, кроссворд. В игре участвуют две комaнды семиклассников, увлекающиеся изучением биологии. В статье прописана деятельность учителя и учащихся, содержание этапов мероприятия. Материал можно использовать на уроке обобщения знаний по биологии в 7-м классе....

25 11 2025 1:22:41

Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"


    Урок биологии: "Птицы – знакомые незнакомцы"

      Обобщение знаний по теме «Класс Птицы» проводится всегда интересно, ярко, красочно. Урок проводится в форме путешествия по материкам. Использование при проведении этого урока метода информационных листов сделает его еще и результативным, т.к. поможет систематизировать уже имеющиеся знания....

24 11 2025 18:53:59

Урок "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок "Виды корней и типы корневых систем"

      У учащихся формируются знания о видах корней и типах корневых систем; выpaбатываются умения распознавать на натуральных объектах типы корневых систем. Учащиеся знакомятся с функциями корня....

23 11 2025 8:40:54

"В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе


    "В движении – жизнь!" (Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения). Урок биологии в 8-м классе

      На стенах Форума в Элладе было высечено: «Если хочешь быть красивым – бегай, если хочешь быть здоровым – бегай, если хочешь быть умным – двигайся!». На данном уроке представлены некоторые пpaктические упражнения и советы, которые помогут выявить и предупредить нарушения опopно-двигательного аппарата (плоскостопие и искривления позвоночника). ...

22 11 2025 4:35:34

"Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)


    "Нам жить в одной семье…" (Редкие и исчезающие растения и птицы Кубани)

      Внеклассное занятие в форме игры "Звездный час" с целью объяснить возможность утраты тех или иных видов растительного и животного мира Кубани....

21 11 2025 17:25:27

Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии


    Использование игровой технологии при проверке знаний и подготовке к сдаче ЕГЭ по биологии

      В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....

20 11 2025 19:32:20

Урок биологиив 7-ом классе на тему "Класс земноводных. Озерная лягушка".


    Урок биологиив 7-ом классе на тему "Класс земноводных. Озерная лягушка".

      Основная организационная единица при концентрированном обучении – учебный блок. Суть его в том, что учащийся непрерывно, в течение относительно продолжительного времени изучает материал одного-двух предметов. В статье приведена разработка блока, состоящего из урока-лекции, урока-самопогружения, урока-пpaктикума, урока-зачета. ...

19 11 2025 4:48:34

Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс


    Предпрофильный курс "Здоровье и питание". 9-й класс

      Программа курса предназначена для учащихся 9-х классов, позволяет осознать важность проблемы собственного питания и принимать разумные меры предосторожности при потрeблении пищи. Программа позволяет расширить знания о питательных веществах пищи, их строении и значении для детского организма, о вредных и полезных продуктах питания....

18 11 2025 15:35:58

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество

Спинной мозг: строение и функции, белое и серое вещество Спинной мозг лежит в позвоночном канале и представляет собой у взрослого человека тяж длиной 41-45см, несколько сплющенный спереди назад. Орган защищен тремя оболочками: твердой, паутинной и мягкой. Спинному мозгу присущи две функции: рефлекторная и проводниковая....

17 11 2025 1:40:21

Использование компьютерных презентаций на уроках биологии


    Использование компьютерных презентаций на уроках биологии

      В работе представлен шаблон компьютерной презентации с примером использования ее на уроке биологии. Тема урока: «Строение и значение кожи». В школе разработаны нормы проектирования уроков, которыми пользуются все учителя. Данная презентация соответствует этим нормам и помогает учителю биологии достаточно быстро подготовить урок, тема которого связана со строение и функцией органа или системы органов. ...

16 11 2025 21:46:27

Строение живых организмов


    Строение живых организмов

      Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....

15 11 2025 18:22:25

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха

Строение уха человека. Наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха Слух — вид чувствительности, обусловливающий восприятие звуковых колебаний. Его значение неоценимо в психическом развитии полноценной личности. Благодаря слуху познается звуковая часть окружающей действительности, познаются звуки природы....

14 11 2025 0:17:25

Класс двудольные. Семейство Пасленовые. 6-й класс


    Класс двудольные. Семейство Пасленовые. 6-й класс

      Цель урока: познакомить учащихся с отличительными признаками растений семейства Паслёновых, с их многообразием, показать их роль в природе и значение в жизни человека, продолжить формирование умения составлять морфологическое описание растения, определять их по внешнему строению....

13 11 2025 5:42:20

Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл


    Урок по биологии в 11-м классе на тему "Проблемы обращения с отходами на территории Марий Эл

      Организация такого урока предполагает: – большую степень самостоятельности обучающихся в приобретении новых знаний; – наличие у обучающихся сформированных навыков работы с литературой; – достаточное количество литературы (и другого материала) для изучения на уроке; – наличие четкого плана действий для каждой группы. ...

12 11 2025 12:18:48

Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"


    Урок биологии в 6-м классе по теме "Бактерии. Значение в природе и жизни человека"

      Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....

11 11 2025 2:26:22

Многообразие земноводных


    Многообразие земноводных

      Урок посвящен многообразию земноводных, способствует систематизации и обобщению знаний по теме. В целях повышения мотивации применяются здоровьесберегающие, ИКТ-технологии, технологии сотрудничества и проектной деятельности....

10 11 2025 22:34:15

Конспект урока. Строение и работа скелетных мышц


    Конспект урока. Строение и работа скелетных мышц

      В конспекте урока представлена разработка самостоятельной работы для учащихся 8-го класса. Данная работа может быть предложена ученикам, как при изучении нового материала, так и при закреплении или проверке знаний....

09 11 2025 10:13:32

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"


    Методическая разработка внеклассного мероприятия "Забавные животные"

      Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных. ...

08 11 2025 2:27:22

Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс


    Обобщающий урок по теме "Отделы растений". 6-й класс

      Урок закрепления и обобщения знаний, полученных на предыдущих уроках, лучше всего провести в виде игры. В этом случае учащиеся в лёгкой, непринужденной форме повторяют, систематизируют и обобщают материал, изученный ими раньше. ...

07 11 2025 2:23:54

Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"


    Урок-пpaктикум "Органеллы клетки"

      Основной целью этого урока является определение качества подготовки учащихся. Однако само по себе усвоение информации на уровне её устного или письменного воспроизведения (репродукция) или даже узнавания не представляет особой ценности без умения применить эти знания на пpaктике. В данном случае под пpaктикой понимается умение выстраивать аналогии, сравнения, делать обобщения. Предлагаемый семинар целесообразно провести перед контрольным уроком по теме «Строение клетки». Выявленные пробелы в знаниях учащиеся могут ликвидировать до контрольной проверки....

06 11 2025 22:29:14

Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"


    Внеклассное мероприятие по природоведению в 5-м классе "Крестики-нолики"

      Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....

05 11 2025 23:56:32

Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс


    Элективный курс "Картины будущего". 9-й класс

      На Земле существуют многообразные виды птиц, млекопитающих, цветковых растений. Но еще 200 млн лет назад леса выглядели иначе: в них не было птиц, эволюция млекопитающих и цветковых растений только начиналась. Какие же сюрпризы готовит эволюция на следующие 5 млн, 100 млн, 200 млн лет? В истории эволюции известно несколько удивительных моделей, которые постоянно повторялись. Поэтому можно ожидать сходную картину изменений в будущем в других группах растений и животных. Знания о прошедших эпохах помогли ученым вообразить облик животных и растений завтрашнего дня. Мы тоже можем попытаться принять участие в этом процессе. ...

04 11 2025 15:11:52

Урок-исследование «Скелет человека»


    Урок-исследование «Скелет человека»

      Урок-исследование устанавливает особенности, хаpaктерные для скелета человека и причины, их вызвавшие. Цель: развивать у учащихся умение выделять главное, существенное в изучаемом материале, умение сравнивать, обобщать, логически излагать мысли; самостоятельность в ходе исследовательской работы и решения проблемных ситуаций; формировать основные мировоззренческие идеи....

03 11 2025 13:46:12

Урок биологии по теме "Борьба организма с инфекцией. Иммунитет"

Урока с презентацией по курсу «Человек и его здоровье» по программе В.В. Пасечника включает разноуровневые задания для учащихся, применимые как в ходе изучения нового материала, так и для его закрепления....

02 11 2025 20:31:34

Быть всегда творческим — значит быть всесильным


    Быть всегда творческим — значит быть всесильным

      В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....

01 11 2025 17:10:31

«Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»


    «Интеграция материала по предметам эстетического и естественно-научного циклов при изучении литературы, МХК, биологии, информатики, как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса»

      Сегодня прочно вошли в методику преподавания красочные, эмоциональные, глубоко познавательные уроки-презентации. Литература – это прежде всего знание текста художественного произведения и работа по его анализу. Однако там, где возможно эффективнее провести интегрированный урок, соединив близкие темы, сопроводив его видеоматериалами, музыкой и т.п. Одним из вариантов такого урока является интегрированный урок литературы, который мы провели совместно с учителем информатики....

31 10 2025 10:35:13

Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека


    Вредное влияние алкоголя и никотина на развитие организма человека

      Главными задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний, сообщение учащимся сведений о вредном воздействии алкоголя и никотина на организм взрослых и детей; воспитание ответственного отношения к своему здоровью и здоровью близких. ...

30 10 2025 1:40:36

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение

Царство Грибы: общая хаpaктеристика, строение и размножение Грибы — гетеротрофные организмы, не имеющие хлорофилла. Они занимают промежуточное положение между животными и растениями....

29 10 2025 15:22:46

Цветок, его значение и строение


    Цветок, его значение и строение

      В ходе урока на основе имеющихся знаний формируются и углубляются понятия об особенностях строения цветка, приспособленности его к условиям внешней среды. В теме формируется понятие как о цветении, так и о физиологическом процессе растений, который наступает только при определённых условиях. Успешно решить эти задачи можно только при комплексном использовании разнообразных наглядных пособий. На уроке формируются качества активного ученика учебного процесса, учиться находить и принимать решения....

28 10 2025 7:40:59

Игра «Биржа ботанических знаний» (на примере растений Амурской области)


    Игра «Биржа ботанических знаний» (на примере растений Амурской области)

      Участникам «Биржи ботанических знаний» предлагаются 88 вопросов о 50 растениях Амурской области. Возраст учащихся неограничен, количество игроков – 20–30 человек. Продолжительность игры 40–60 минут. Школьники в игровой форме знакомятся с растениями Амурской области и их особенностями. Игру можно успешно использовать в качестве внеклассного мероприятия на неделе биологии в школе....

27 10 2025 22:49:33

Экологический мониторинг атмосферного воздуха (факультативное занятие по биологии для 6–9-х классов). Урок — деловая игра


    Экологический мониторинг атмосферного воздуха (факультативное занятие по биологии для 6–9-х классов). Урок — деловая игра

      Человечество подошло к порогу, за которым нужны новая нравственность, новые знания, новый менталитет, новая система ценностей. С детства надо жить в согласии с природой, ее законами и принципами. Формирование таких качеств у школьников эффективно происходит в процессе поисково-исследовательской деятельности. В основе урока лежит МАО - деловая игра, он отражает все вышесказанное, способствует воспитанию у школьников инициативы, активности, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологическим проблемам своего края....

26 10 2025 13:30:23

Способы размножения организмов

Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....

25 10 2025 14:28:59

Урок природоведения по теме "Освоение моря и суши в мезозойскую эру". 5-й класс

Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....

24 10 2025 21:33:37

Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"


    Урок биологии в 6-м классе "Почва. Состав почвы. Лабораторная работа"

      На уроке учащиеся узнают о составе почвы, о значении перегноя для плодородия почвы....

23 10 2025 2:21:36

Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"


    Тематическое планирование для 8-го класса (на первую четверть) по биологии. "Образовательная система-2100"

      Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по биологии, авторской программы "Программа по биологии. 6–9-й класс" А.А. Вахрушева и А.С. Раутиана, 2008 г. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю)....

22 10 2025 23:29:46

Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс


    Разработка урока "Группы крови. Донорство. Переливание. Резус-фактор". 8-й класс

      На уроке учащиеся вспоминают знания об иммунитете, которые усвоили на прошлом уроке - в виде словарной работы. Потом отвечают на вопрос: "Зачем каждому человеку необходимо знать свою группу крови, резус фактор и как это ему пригодится в жизни?" Затем потренируем мозги - порешаем задачи. И, наконец, вытащим из тайников памяти кое-что о механизме образования и роли антител. ...

21 10 2025 4:40:41

Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"


    Урок с использованием технологии критического мышления и компьютера (ИКТ) по теме: "Могут ли растения переселяться, если они не передвигаются"

      Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности. ...

20 10 2025 23:28:38

Обобщающий урок по теме "Скелет человека". 8-й класс


    Обобщающий урок по теме "Скелет человека". 8-й класс

      Обобщение изученного материала проводится в виде конкурса. Состоит из восьми этапов. На каждом из них учащиеся выполняют различные задания и отвечают на вопросы, связанные с темой. Во время урока не только закрепляются знания и умения по пройденному материалу, но и развивается кругозор учащихся....

19 10 2025 15:21:52

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::