Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel" > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"


    Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям на тему: "Изучение статистических закономерностей живой природы средствами Ms Excel"

Интегрированное занятие по биологии и информационным технологиям “Изучение статистических закономерностей живой природы средствами MS Excel”. Занятие проводят 3 педагога (пpaктическую часть ведут преподаватели информатики по подгруппам).

Задачи урока

Образовательные:

  • расширить знания студентов о причинах, свойствах и значении изменчивости на примере ненаследственной изменчивости; о пpaктическом применении программы Excel.
  • сформировать умения и навыки работы в программе Excel:
    • с данными типа Список на примере Сортировки;
    • элементами автоматизации вычислений с использованием статистических функций (max, min, срзнач, счетесли) ;
    • с диаграммами и графиками;
    • применительно к популяционно-статистическому методу в генетических исследованиях.

Развивающие: продолжить формирование умений:

  • сравнивать на примере сравнения форм изменчивости;
  • устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы на основе графического представления зависимости между значением и частотой встречаемости вариант.

Воспитательные:

  • способствовать формированию научного мировоззрения на основе познаваемости и общности законов живой природы;
  • способности самостоятельно выполнять задания и нести ответственность за результаты своего труда.

Оборудование: персональный компьютер, мультимедиа проектор, тексты индивидуальных заданий, электронный шаблон для выполнения отчета о проведенной работе.

Тип урока по основной образовательной цели: урок изучения нового материала и закрепление умений прикладного использования программы MS Excel.

План урока.

1. Организационный этап.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний.

Электронная таблица – самая распространенная и мощная технология для работы с числовыми данными. Главное достоинство электронной таблицы – возможность мгновенного автоматического пересчета всех данных, связанных формульными зависимостями, при изменении значения любого компонента таблицы. Excel в переводе с английского означает “превосходить”.

В Excel вычислительные возможности объединены с богатым набором функций, присущих текстовому, графическому редакторам и другим приложениям пакета Microsoft Office.

Табличный процессор Excel позволяет:

  1. Решать математические задачи: выполнять табличные вычисления (в том числе как обычный калькулятор), вычислять значения и исследовать функции, строить графики функций (например: sin(х), cos(х), tg(х) и др. ).
  2. Проводить статистический анализ.
  3. Реализовывать функции базы данных – ввод, поиск, сортировку.
  4. Наглядно представлять данные в виде диаграмм и графиков.

Беседа по вопросам и заданиям.

Какой раздел общей биологии мы изучаем?

Какие свойства организма являются предметом изучения науки генетики?

Дайте определение наследственности и изменчивости.

Как взаимосвязаны между собой эти свойства организма?

(фенотип = генотип + условия внешней среды)

Какие две формы изменчивости вам известны?

3. Этап усвоения, закрепления и коррекции знаний.

3. 1 Формулировка задач урока (слайд Приложение 1)

3. 2 Сообщение плана работы (слайд)

3. 3. Сущность, причины, значение ненаследственной изменчивости (слайды).

Каждый организм развивается и обитает в определенных внешних условиях и испытывает на себе действие факторов внешней среды: колебаний температуры, освещенности, влажности, количества и качества пищи, вступает во взаимоотношения с другими организмами. Все эти факторы могут изменять морфологические и физиологические свойства организма, то есть его фенотип. Поэтому такую изменчивость называют фенотипической.

Причина: изменение условий среды, в результате чего организм изменяется в пределах нормы реакции, заданной генотипом.

Значение: адаптация – приспособление к данным условиям среды, выживание, сохранение потомства.

Примеры: белокочанная капуста в условиях жаркого климата не образует кочана. Породы лошадей и коров, завезенных в горы, становятся низкорослыми.

3.4 Свойства фенотипической изменчивости.

1. Ненаследуемость. (слайд)

У гималайского кролика наблюдается неравномерное окрашивание шерсти: темноокрашенны уши, лапы, хвост, остальная шерсть – белая. Если у такого кролика выщипать шерсть на спине и положить холодную повязку – на этом месте вырастет черная шерсть. Если черную шерсть удалить и наложить тёплую повязку – вырастет вновь белая шерсть. При выращивании кроликов при температуре 30 градусов вся шерсть будет белая. У потомства двух таких белых кроликов, выращенного в нормальных условиях будет обычное распределение пигмента.

Вывод: изменения признаков, вызванные действием факторов внешней среды, не наследуются.

2. Групповой хаpaктер изменений. (Слайд)

Листья одного и того же растения могут иметь разную форму листьев в зависимости от того, в какой среде они находятся – в водной или воздушной. У всех стрелолистов в воде будут длинные тонкие листья, а у водяного лютика – изрезанные. Также под воздействием ультрафиолетовых лучей у всех людей возникает загар – накопление в клетках кожи пигмента меланина, хотя и в неодинаковой степени

Стрелолист

Водяной лютик

Вывод: действие определенного фактора внешней среды у каждого вида организмов вызывает специфическую реакцию в виде изменения признака, сходную у всех особей данного вида.

3. Обусловленность пределов изменчивости генотипом, то есть хотя направленность изменений и одинакова, степень выраженности изменения у разных организмов различна. Степень варьирования признака или пределы модификационной изменчивости от минимального до максимального значения признака называют нормой реакции. Широта нормы реакции, то есть разница между максимальным и минимальным значением признака зависит от генотипа и важности признака в жизнедеятельности организма. Узкая норма реакции у таких признаков как размеры сердца, головного мозга; у растений – форма и размеры цветка. Широкая норма реакции у таких признаков как количество жира в организме млекопитающих, размеры листьев у растений ит. д.

3.5 Задания на закрепление.

1. Этот вид изменчивости имеет несколько названий: ненаследственная, модификационная, фенотипическая, определенная, групповая. Объясните данные названия.

(Содержание ответа: возникает под влиянием, какого либо фактора среды, действующего одинаково на все особи сорта или породы и изменяющего в определенном направлении; групповой потому, что изменения происходят у всех особей потомства в одном направлении вследствие определенных условий (изменения роста при изменении количества и качества пищи, толщины кожи и густоты шерстного покрова от изменения климата) ; ненаследственная, то есть у потомков измененной группы при воздействии на них других условий среды приобретенные родителями признаки не наследуются; изменения происходят в признаках, то есть в фенотипе; особи группы имеют разные значения одного признака, то есть модификации).

2. Дайте сравнительную хаpaктеристику наследственной и ненаследственной изменчивости по плану:

- объект изменения;

- подверженность изменениям хромосом, молекул ДНК;

- возможность передачи изменений следующим поколениям;

- значение для отдельной особи, вида;

- роль в эволюции.

Содержание ответа:

Наследственная изменчивость Ненаследственная изменчивость
Объектом изменения является генотип Объектом изменения является фенотип в пределах нормы реакции.
Хромосомы изменяются в случае хромосомной мутации, а гены – при генной мутации. Хромосомы и гены не подвергаются изменениям.
Изменения передаются следующим поколениям Не наследуются
Полезные изменения приводят к победе в борьбе за существование отдельной особи, вредные – к гибели; может привести к появлению новых популяций, подвидов. Повышает или понижает продуктивность, жизнеспособность, способствует адаптации особей и выживанию вида.
Является материалом для естественного отбора. Приводит к приспособлениям организмов к конкретным условиям среды.

3.6 Популяционно-статистические методы в изучении ненаследственной изменчивости.

Для выявления нормы реакции организмов на воздействие определенного признака используют популяционно-статистический метод генетических исследований, который заключается в:

- определении единичного значения признака (варианты проявления признака) у каждого организма выбранной группы;

- определении частоты встречаемости каждой варианты;

- построении вариационного ряда, отражающего постепенное увеличение значения признака от минимального значения к максимальному значению;

- построении вариационной кривой – графической зависимости между значением вариант и частотой их встречаемости;

- определении среднего значения признака и нормы реакции генотипа на изменение окружающей среды;

- выявлении полученных закономерностей.

Для проведения популяционно-статистических исследований ненаследственной изменчивости возможно использование компьютерной программы Excel. И сейчас вам необходимо будет выполнить задание с использованием этой программы.

3.7 Теоретический материал по дисциплине “Информатика” (Приложение 2).

Типы данных в ячейках электронной таблицы

Ячейки рабочего листа электронной таблицы могут содержать:

  • исходные или первичные данные – константы;
  • производные данные, которые рассчитываются с помощью формул и функций.

В обычном режиме работы табличного процессора в ячейках с вычислительными (производными) данными отображаются значения, а формулы можно увидеть лишь при активизации (выделении) ячейки в строке ввода и редактирования.

Можно установить такой режим работы текстового процессора, что в ячейках будут показываться (и выводиться на печать) формулы, а не значения, полученные в результате вычислений. Для этого нужно использовать комaнду меню СЕРВИС—>Параметры и в диалоговом окне Параметры на вкладке Вид в поле Показывать установить переключатель Формулы.

Категория функций Статистические

К уже известным типам данных (текст, число, формула, дата) необходимо добавить функцию. Функция представляет собой программу с уникальным именем, для которой пользователь должен задать конкретные значения аргументов. Имена функций можно набирать на любом регистре – верхнем или нижнем. После правильного ввода функций буквы автоматически преобразовываются в прописные. Для облегчения работы с встроенными функциями используется Мастер функций.

Рисунок 1 Примеры статистических функций

Средства Excel для работы с данными списка

Электронная таблица, все строки которой содержат однородную информацию, рассматривается как список или база данных.

К данным, организованным в виде списка (базы данных), можно выполнять следующие операции:

- добавлять, изменять и удалять записи;

- находить записи;

- сортировать записи.

Сортировка данных

Для использования некоторых операций автоматической обработки данных часто бывает необходимо заранее расположить данные в таблице (списке) в строго определенной последовательности – выполнить сортировку исходных данных.

Сортировка осуществляется “на месте” - непосредственно в таблице.

В электронной таблице можно сортировать как строки, так и столбцы. Строки можно отсортировать по значениям ячеек одного столбца или нескольких.

Строки, столбцы ли отдельные ячейки в процессе сортировки переупорядочиваются в соответствии с заданным пользователем порядком сортировки. Списки можно сортировать в возрастающем порядке (от 1 до 9, от А до Я) или в убывающем порядке (от 9 до 1, от Я до А).

По умолчанию Excel сортирует данные в алфавитном порядке. Для сортировки в другом порядке, например чтобы расположить месяцы дни недели в соответствии с логическим, а не алфавитным порядком, следует использовать пользовательский порядок сортировки.

Сортировка данных в электронных таблицах производится с помощью комaнд меню ДАННЫЕ > Сортировка или с помощью кнопок на Стандартной панели инструментов.

Рисунок 2 Пример сортировки данных

Построение диаграмм и графиков

Диаграмма представляет собой вставной объект, внедренный на один из листов рабочей книги. Диаграмма сохраняет связь с данными, на основе которых она построена, и при обновлении этих данных немедленно изменяет свой вид. Для построения диаграммы обычно используется Мастер диаграмм, запускаемый щелчком по кнопке Мастер диаграмм на стандартной панели инструментов. Работа мастера включает 4 шага.

Тип диаграммы. На первом этапе работы мастера выбирают форму диаграммы. Доступные формы перечислены в списке Тип на вкладке Стандартные. Для выбранного типа диаграммы справа указывается несколько вариантов представления данных, из которых необходимо выбрать наиболее подходящий.

Выбор данных. Второй этап работы мастера служит для выбора данных в окне Источник данных диаграммы, по которым будет строиться диаграмма. Если диапазон данных был выбран заранее, то в области предварительного просмотра окна мастера появится приблизительное отображение будущей диаграммы. Если данные образуют единый прямоугольный диапазон, то их удобно выбирать при помощи вкладки Диапазон данных. Если данные не образуют единой группы, то информацию для отдельных рядов задают на вкладке Ряд.

 

Рисунок 3 Пример добавления ряда в область диаграммы

Оформление диаграммы. Третий этап работы мастера (диалоговое окно Параметры диаграммы) состоит в выборе оформления диаграммы. На вкладках окна мастера задаются:

  • название диаграммы, подписи осей (вкладка Заголовки) ;
  • отображение и маркировка осей координат (вкладка Оси) ;
  • описание построенных графиков (вкладка Легенда) ;
  • отображение надписей, соответствующих отдельным элементам данным на графике (вкладка Подписи данных).

В зависимости от типа диаграммы некоторые из перечисленных вкладок могут отсутствовать.

Размещение диаграммы. На последнем этапе работы мастера указывается, следует ли использовать для размещения диаграммы новый рабочий лист или использовать один из имеющихся. Обычно этот выбор важен только для последующей печати документа, содержащего диаграмму.

3.8 Задания на закрепление в программе MS Excel в проведении биологических исследований.

Цель пpaктической части занятия: закрепить умения прикладного использования программы MS Excel на примере биологических исследований (Приложение 3).

4. Домашнее задание:

по биологии – стр. 148-151,ответить на контрольные вопросы;

по информатике – отчет по лабораторной работе.

Пример выполненной работы (Приложение 4)



Комментарии:

Презентация о декоративных растениях "Есть глаза у цветов"

В презентации под звучание песни «Есть глаза у цветов» сменяются фотографии декоративных растений средней полосы России, на слайдах содержится краткая информация о биологических особенностях растений. Презентацию можно использовать на уроке биологии, на уроках сельхозтруда, а также как релаксационную паузу. ...

25 04 2024 20:39:37

Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)


    Урок–сказка "Чудо–листья" (6-й класс)

      Без чего люди не могут жить? Важная роль в решении данного вопроса принадлежит листьям - это настоящие фабрики кислорода. На уроке в игровой форме учащиеся знакомятся со строением и типами листьев; последовательностью этапов и необходимыми условиями для процесса фотосинтеза. ...

24 04 2024 17:26:39

Урок по теме: "Семейство злаковых или мятликовые"


    Урок по теме: "Семейство злаковых или мятликовые"

      Данный урок разработан по программе Сонина Н.И "Многообразие живых организмов", но может быть использован и при работе по другим учебным пособиям. Урок проводится в 7-м классе. В конспекте урока подробно указано методическое обеспечение к уроку, описаны все этапы урока. Для успешного проведения урока необходимо использовать компьютерную презентацию, выполненную в программе Power Point. ...

23 04 2024 9:26:11

Исчезающие птицы ЯНАО


    Исчезающие птицы ЯНАО

      С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....

22 04 2024 17:24:35

Урок по теме "Лишайники"


    Урок по теме "Лишайники"

      Урок представлен конспектом и презентацией в Microsoft PowerPoint. По типу урок комбинированный (изучение нового материала с элементами закрепления знаний), а также материалы урока могут быть использованы для обобщения знаний по этой теме и для подготовки к ЕГЭ. В ходе урока учащиеся узнают строение слоевища лишайника....

21 04 2024 5:53:14

Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"


    Общественный смотр знаний. КВН "В мире животных"

      Данный урок можно провести после прохождения тем «Рыбы», «Земноводные», «Пресмыкающиеся». Форма проведения – КВН. В рамках подготовки к уроку учащимся можно предложить подобрать фотографии и рисунки по теме «Многообразие представителей классов рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Начать урок можно с презентаций учащихся на данную тему, с целью обобщения и повторения изученного материала. Цель урока – обобщить знания учащихся по темам, проверить знания анатомии, физиологии и многообразия представителей перечисленных классов, а также особенностей поведения и образа жизни, привлечь внимание учащихся к проблеме охраны животных....

20 04 2024 2:53:52

Основные задачи ботаники, ее направления и объекты изучения

Основные задачи ботаники, ее направления и объекты изучения Растительный мир Земного шара богат и многообразен, насчитывает более 500тыс. видов. Среди них встречаются мельчайшие микроорганизмы и гигантских размеров деревья. Некоторые виды тропических лиан и морских водорослей достигают 100 и более метров в длину....

19 04 2024 3:15:47

Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"


    Разработка урока по теме "Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом"

      Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....

18 04 2024 2:46:57

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

17 04 2024 13:41:47

"Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы


    "Активные методы изучения митоза на уроках биологии". 9–10-е классы

      При всем многообразии современных технологий часто при объяснении нового материала учащиеся становятся созерцателями, довольно абстpaктно воспринимающими новую информацию. Ученики лепят из пластилина хромосомы, как мультипликаторы проходят по всем фазам митоза и приходят к выводу об идентичности генетического материала в дочерних клетках....

16 04 2024 6:35:21

Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"


    Урок в 7-м классе по теме "Хвойные нашего края. Их роль в природе и жизни человека"

      В статье изложен вариант проведения урока в 7-м классе, который обучается по учебнику авторов Н.И. Сонина и В.Б. Захарова «Многообразие живых организмов». Во время подготовки и на протяжении всего урока учащиеся раскрывали своё творчество, свой талант....

15 04 2024 9:25:36

Урок биологии по теме "За что лягушку царевной выбрали?" 7-й класс


    Урок биологии по теме "За что лягушку царевной выбрали?" 7-й класс

      На уроке у учащихся развивается познавательный интерес, краткая логическая речь, аналитическое мышление. Ученики рассматривают роль амфибий в деятельности человека и биоценозах. Доказывают необходимость охраны амфибий, занесенных в Красную Книгу. Воспитывается любовь к природе, стремление охранять ее. Развивается познавательный интерес....

14 04 2024 15:10:39

Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс


    Урок биологии на тему "Вымирание организмов. Особо охраняемые территории: природные парки Волгоградской области". 11-й класс

      Данный электронный ресурс можно использовать при проведении урока в 11-м классе по теме «Вымирание организмов» на этапе объяснения нового материала. Наглядные средства данной презентации являются иллюстрацией основных блоков данной темы: направления эволюции живого мира, причины вымирания организмов, особо охраняемые природные территории Волгоградской области....

13 04 2024 20:15:46

Урок биологии в 8-м классе по теме "Гигиена питания"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Гигиена питания"

      Тип урока: изучение нового материала, с использованием проектного метода и представлением презентаций. Время проведения урока – 90 минут (2 спаренных урока). Для проведения проекта дан подробный методический паспорт. На уроке применяется самостоятельная работа с научно-методической литературой, выполнение лабораторной работы, обобщение знаний, создание мини-проектов. ...

12 04 2024 6:50:52

Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс


    Презентация к игре-викторине "День птиц". 7-й класс

      «Международный день птиц» – интернациональный экологический праздник, который отмечается ежегодно, 1-го апреля. В Российской Федерации является самым известным из «птичьих» праздников. В статье представлен сценарий и презентация игры-викторины, проводимой для учащихся 7-х классов....

11 04 2024 15:11:58

Галактика. Многообразие галактик


    Галактика. Многообразие галактик

      Урок "Галактики. Многообразие галактик" по теме "Вселенная" (предпоследний урок) проводится в 5-м классе по программе А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Цель урока - обеспечение условий для становления ребенка как субъекта учебной деятельности. Игровые методики применяются для стремления учащихся к творчеству, к самовыражению, самоутверждению, самореализации. Современные компьютерные технологии позволяют на этапе объяснения новой темы использовать слайд-шоу, позволяющее расширить иллюстрационный ряд, придать ему большую эмоциональность....

10 04 2024 22:18:55

Многообразие рыб

Многообразие рыб Внешний вид, хаpaктерные признаки, размеры и строение класса костных и хрящевых рыб. Места их обитания и описание представителей отрядов....

09 04 2024 7:14:34

Вредоносные нитраты


    Вредоносные нитраты

      Для большинства уже не секрет, что для укрепления здоровья лучше есть больше овощей и фруктов. Но они должны быть здоровыми и чистыми от таких веществ как нитраты и нитриты. Цель работы: является определение содержания нитратов в отобранных образцах овощей и фруктов....

08 04 2024 9:59:25

Урок биологии "Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови (эритроциты, лейкоциты, тромбоциты), их строение и функции" (8-й класс. УМК под редакцией Н.И. Сонина)

Основная идея урока состоит в том, чтобы, используя элементы современных педтехнологий, достичь поставленные перед учителем цель и задачи. Конспект урока построен таким образом, что его можно использовать в различных условиях кабинета: с интеpaктивной доской и без, с презентацией и без, демонстрационные опыты с кровью можно заменить моделированием и т.д....

07 04 2024 5:49:49

Контрольно-обобщающий урок по теме "Класс рыб"

Предлагаемый контрольно-обобщающий урок для 7-го класса знакомит учащихся с удивительным разнообразием внешнего вида и особенностями поведения некоторых рыб, позволяет систематизировать, повторить и закрепить знания учащихся по материалу темы....

06 04 2024 3:26:11

Урок по теме "Видоизменение листьев"


    Урок по теме "Видоизменение листьев"

      Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....

05 04 2024 2:37:59

Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"


    Урок-конференция "Удивительное царство — грибы"

      Урок "Удивительное царство - грибы" проводится с целью ознакомления с многообразием грибов, их пpaктическим значением в различных областях народного хозяйства, в жизни человека и природе в целом. Урок проходит в форме конференции, на которой выступают люди разных профессий....

04 04 2024 7:40:48

Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)


    Методическая разработка к урокам "Пищеварение" (по программе В.В. Посечник)

      Методическая разработка по программе В.В. Пасечника представляет собой поурочные планы с приложениями и дидактическими карточками. К работе прилагается презентация....

03 04 2024 2:40:48

Проводящие ткани ЕГЭ biologia's Blog

Проводящие ткани  ЕГЭ biologia's Blog Проводящие ткани являются сложными, так как они состоят из нескольких типов клеток, их структуры, имеют вытянутую (трубчатую) форму, пронизаны многочисленными порами. Наличие отверстий на торцевых …...

02 04 2024 13:20:53

Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Органы выделения". 7-й класс

      Цель урока: изучение выделительной системы животных в процессе эволюционного развития....

01 04 2024 2:44:49

Разработка обобщающего урока по биологии (раздел экология)

Обобщающий урок с применением игровой технологии. Игровая технология способствует развитию двигательных, интеллектуальных, трудовых, психологических видов деятельности....

31 03 2024 20:48:35

Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"


    Задачи по теме "Закономерности исследования. Моногибридное скрещивание. Дигибридное скрещивание. Наследование, сцепленное с полом"

      Предлагается четыре варианта задач по генетике. В каждом варианте три задачи по моногибридному скрещиванию, дигибридному скрещиванию и скрещиванию, сцепленному с полом. ...

30 03 2024 10:19:30

Создание инновационной среды образовательного процесса на основе метапредметного подхода как средство развития творческих способностей обучающихся в биологии

Метапредметный подход обеспечивает переход от существующей пpaктики дробления знаний на предметы к целостному образному восприятию мира, к метадеятельности. В результате совместной работы возникает метапредметная деятельность как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека. Метапредметный подход лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Метапредметный подход – это переход от теории к пpaктике....

29 03 2024 1:59:20

Методические рекомендации к проведению урока "Растительные сообщества"

В ходе урока учащиеся знакомятся с понятиями фитоценоз, экологическими группами растений, формами взаимоотношений растений в сообществе, с приспособлениями растений к произрастанию в фитоценозе; учатся классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков, объясняют связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастают растения, описывают ярусную структуру фитоценоза....

28 03 2024 19:10:15

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия

Эпителиальная ткань, функции и особенности строения эпителия Эпителиальная ткань, или эпителий, покрывает тело снаружи, выстилает полости тела и внутренних органов, а также образует большинство желез. Разновидности эпителия имеют значительные варианты строения, что зависит от происхождения (эпителиальная ткань развивается из всех трех зародышевых листков) эпителия и его функций....

27 03 2024 14:57:29

Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс


    Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс

      Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....

26 03 2024 9:29:11

Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"


    Урок биологии в 8-м классе по теме "Строение и работа сердца. Круги кровообращения"

      На уроке учащиеся работают в творческих группах, знакомятся со строением и работой сердца и сосудов человека. Рассматривают схему движения крови в большом и малом кругах кровообращения, Одной из задач урока, является формирование у учащихся новых анатомо-физиологический понятий о сердечном цикле и автоматизме работы сердца....

25 03 2024 18:21:12

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

24 03 2024 11:19:47

Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"


    Открытый урок по биологии в 11-м классе по теме "Биотехнология"

      Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....

23 03 2024 9:18:55

Творческая тетрадь – самоопределитель интегрированно-предпрофильной направленности собственной деятельности


    Творческая тетрадь – самоопределитель интегрированно-предпрофильной направленности собственной деятельности

      Выбор основных направлений самоподготовки домашнего задания и ведения ЗОЖ в системе ППП способствует самоопределению уровня познания, научности профиля будущей профессии, интеллигентности личности. ...

22 03 2024 4:32:13

Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"


    Конспект урока по биологии в 6-м классе по теме "Тип Члeнистоногие. Класс Насекомые. Отряд Перепончатокрылые. Медоносная пчела. Пчеловодство"

      Конспект урока биологии в 7-м классе, основная цель которого раскрыть особенности строения медоносной пчелы в связи с общественным образом жизни, выявить её роль в природе и жизни человека....

21 03 2024 20:14:13

Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"


    Контрольно-обобщающий урок по теме "Тип члeнистоногие"

      Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....

20 03 2024 11:38:50

Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)


    Бинарный интегрированный урок биология + география по теме "Мох - сфагнум" (урок-путешествие)

      Цели урока: обобщить знания о географических объектах, сформировать представление о месте обитания мха-сфагнума; сформировать у учащихся представление о строении, значении и применении мха - сфагнума; развивать аналитико-синтетические навыки, развивать умение устанавливать причинно-следственные связи; активизировать познавательный интерес учащихся, прививать любовь к природе и бережное отношение к природным объектам....

19 03 2024 22:21:52

Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)


    Урок-презентация: "Обмен веществ и энергии" (8-й класс)

      Автор знакомит учащихся с обменом веществ и энергии. Формирует знания об энергетическом обмене как о распаде и окислении сложных составных веществ в цитоплазме клеток на более простые вещества с превращением энергии. О пластическом обмене как усвоении питательных веществ в клетках организма. Объясняет биологическую роль обмена веществ....

18 03 2024 9:16:14

Органы и системы органов животных Биология

Органы и системы органов животных  Биология Ткани животных, как и ткани растений, входят в состав органов. Органы образуют системы органов, которые выполняют различные функции. Опopно-двигательная система...

17 03 2024 20:54:53

Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии


    Использование народного творчества, фольклора на уроках биологии

      В учебно-воспитательном процессе необходимо использовать только те пословицы, терминология которых понятна современному школьнику. Кроме включения в содержание курса «Биология» народных пословиц и поговорок, целесообразно кратко рассказывать о народных праздниках, например: «Проводы зимы», «Масленица» и т.д....

16 03 2024 12:48:57

Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс


    Урок биологии "Разнообразие стeблей" для учащихся коррекционной школы VIII вида. 7-й класс

      Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....

15 03 2024 10:28:27

Занятие "Семена и зародыши"


    Занятие "Семена и зародыши"

      В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

14 03 2024 16:41:17

Обобщающе-интегрированный урок по теме "Тип Члeнистоногие.Неизвестное об известном"


    Обобщающе-интегрированный урок по теме "Тип Члeнистоногие.Неизвестное об известном"

      Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему «Тип Члeнистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Члeнистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в ЗУН для последующей коррекции....

13 03 2024 2:21:36

Внеклассное занятие по фитотерапии в 7-м классе на тему: "Лекарства на обеденном столе" (заседание клуба ученых)


    Внеклассное занятие по фитотерапии в 7-м классе на тему: "Лекарства на обеденном столе" (заседание клуба ученых)

      Представлены программа и методическая пособие "Фитотерапия" - элективный курс для учащихся 7-8-х классов (68 часов). Данное мероприятие проводится в теме "Пища должна быть лекарством". На него мы приглашаем ребят младших классов. К сценарию внеклассного мероприятия "Лекарства на обеденном столе" прилагаются статьи из газет, фотографии. ...

12 03 2024 2:49:20

Кистеперые рыбы. Общая хаpaктеристика, строение и образ жизни

Кистеперые рыбы. Общая хаpaктеристика, строение и образ жизни Отряд насчитывает 17 семейств. Размеры представителей колeблются от 7см до 5м в длину. Обладают большим количеством зубов в форме конуса, поэтому предполагалось, что Кистеперые – хищники....

11 03 2024 19:38:21

Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе


    Роль школьного дендрария в учебно-воспитательном процессе

      Идея создания пришкольного участка возникла из потребности школьного коллектива. На уроках дети учатся не только воспринимать красоту окружающего мира, но и создавать ее своими руками. В процессе обучения у детей формируются учебно-интеллектуальные и учебно-познавательные умения и навыки....

10 03 2024 8:28:49

Проект урока биологии, 6-й класс, "Скелет"


    Проект урока биологии, 6-й класс, "Скелет"

      Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....

09 03 2024 13:41:40

Урок по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"


    Урок по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

      Во время проведения урока учащиеся знакомятся с царством Monera как представителем и основателем первого уровня клеточной жизни. С особенностями жизни, строения, размножения и распространения бактерий. В конце урока проводится закрепление в виде беседы по результатам работы учащихся с дополнениями и уточнениями учителя. ...

08 03 2024 23:43:47

Отряд Однопроходные (Яйцекладущие). Общая хаpaктеристика

Отряд Однопроходные (Яйцекладущие). Общая хаpaктеристика Яйцекладущие - животные небольших размеров с приплюснутым сверху вниз туловищем, короткими конечностями с большими когтями и кожистым клювом....

07 03 2024 23:53:41

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::