Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс > Лаборатория фитоинвазий
+7(977)9328978 Лаборатория фитоинвазий    


Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс


    Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс

Пояснительная записка

Актуальность
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного прострaнcтва, определение целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала образования. Актуальной и новой задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоения учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Данный урок построен в соответствии с технологией деятельностного подхода. Такой подход позволит решать в ходе изучения содержания курса биологии ряд взаимосвязанных задач: обеспечивать восприятие, понимание и запоминание знаний, создавать условия для высказывания подростком суждений научного, нравственного, эстетического хаpaктера по поводу взаимодействия человека и природы; уделять внимание ситуациям, где учащийся должен различать универсальные (всеобщие) и утилитарные ценности; использовать все возможности для становления привычек следовать научным и нравственным принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для интеграции научных знаний о природных системах и других сферах сознания: художественной, нравственной, пpaктической. На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках с использованием данной технологии ребята учатся лучше рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать ставшие перед ними проблемы, ставить цели и их добиваться.

Цель: составить конструкт урока биологии в 6 классе по теме «Общая хаpaктеристика и экология лишайников» с учетом требований ФГОС основного общего образования.

Задачи:

  • изучить нормативные документы, научно-методическую литературу, раскрывающую ФГОС основного общего образования;
  • создать конструкт урока по развитию универсальных учебных действий обучающихся при изучении темы «Общая хаpaктеристика и экология лишайников»;
  • создать условия для развития универсальных учебных действий обучающихся на данном уроке.

Объект: биологическое образование в основной общеобразовательной школе.

Предмет: формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии.

Предполагаемый результат:

  • изучена нормативная документация и научно-методическая литература по данной теме;
  • разработан конструкт урока по теме «Общая хаpaктеристика и экология лишайников», в котором отображена деятельность учителя и учащихся, направленная на развитие УУД;
  • подобраны основные средства, позволяющие создать условия для развития универсальных учебных действий обучающихся на данном уроке.

Данный урок является единственным при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». После изучения темы ученики должны:

  • Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников.
  • Объяснять роль лишайников в природе и жизни человека.
  • Работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, рисунках и др.).

Основная часть

Конструкт урока

Тема урока: «Общая хаpaктеристика и экология лишайников»

6 класс

Цель урока: Дать общую, полную хаpaктеристику лишайникам как симбиотическим организмам, состоящим из гриба и водоросли, особенностям их происхождения, строения, жизнедеятельности

Задачи:

Образовательные:

  • ввести новые знания о симбиотическом организме (лишайнике), строении, жизнедеятельности;
  • сформировать представление у учащихся о приспособленности лишайников к разнообразным условиям обитания;
  • показать роль лишайников в природе, жизни человека;
  • подготовить учащихся к творческой деятельности.

Развивающие:

  • продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать, работать с натуральными объектами;
  •  привить пpaктические умения и навыки по распознаванию и определению типов лишайников.

Воспитательные:

  • воспитать чувство бережного отношения к природе, к родному краю, совершенствования навыка совместной работы в коллективе.

Учебник: Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2. – М.: Мнемозина, 2012. – 128 с.: ил.

Тип урока: урок получения новых знаний.

Оборудование: интеpaктивная доска, таблица «Лишайники», магнитная доска, презентация «Лишайники», дополнительная и справочная литература, карточки, тесты для занятия.

Предполагаемые результаты

Личностные

Метапредметные

Предметные

Умение ясно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи.
Инициатива, находчивость, активность при решении проблем.
Умение контролировать процесс и результат учебной деятельности.
Умение самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритм для решения учебных  проблем.
Умение понимать и использовать биологические средства наглядности, в т. ч. муляжи.
Теоретическое представление об особенностях строения лишайников.
Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности лишайников.
Применение изученных понятий для решения задач пpaктического хаpaктера.

Структура и ход урока

Этап урока Время / мин. Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД
0. Организационный момент 1 Приветствует учащихся, настраивает на работу, проверяет их готовность  к уроку. Создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Личностные: самоопределение.
1. Актуализация знаний. 4 Организует просмотр видеосюжета «природа севера». Совместно с учащимися определяет цель и задачи урока, используя прием «Корзина идей». Знакомит с этапами и формами работы, мотивирует на активную деятельность. Просматривают видеосюжет, анализируют, формулируют тему урока. Совместно с учителем определяют цель, задачи урока. Записывают дату и тему урока в тетрадь. Личностные: смыслообразование - осознание значимости изучаемой темы для жизни человека и собственного здоровья.
Регулятивные: формирование умения постановки цели и задач.
Познавательные: анализ, формулирование проблемы и выстраивание алгоритма действий направленных на решение поставленной проблемы.
Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация своего мнения.
2. Изучение нового материала 20 Организует деятельность учащихся по изучению нового материала:
1)создание проблемной ситуации: Существует библейская легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощённые голодом и трудным переходом, обратились к богу с просьбой о пище. Тогда с неба на землю посыпалась масса мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Отсюда и пошло выражение «манна небесная».
Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие закончить путь.
Что это могло быть?
(ответы учащихся)
Учитель простит сформулировать тему урока.
-Прочитайте тему урока и запишите в тетрадь возникающие вопросы, начиная со слов  «Хочу узнать…»
Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, это съедобный лишайник леканора, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Лишайники действительно нашли свое уникальное место в условиях очень нeблагоприятных для других форм жизни. Лишайники живут в тундре, на скалах высокогорий и побережий, на гoлой почве, стволах деревьев, заборах. Они обитают по всему миру, от пустыни до Арктики. Вот с такими интересными организмами мы сегодня познакомимся. Сегодня мы совершим путешествие в удивительный мир лишайников и узнаем много нового и интересного об этих организмах.
2) Лишайники – особая группа организмов, состоящая из гриба и водорослей, которые находятся в сложных взаимоотношениях. Разнообразие лишайников и их распространение на земном шаре. ( Рассказ учителя с демонстрацией лишайников: кустистых, листоватых, накипных).
3) Строение и питание лишайников. Симбиоз гриба и водоросли: гриб получает от водоросли необходимые органические вещества, пpeдoxpaняет водоросли от избыточного освещения и высыхания. (Рассказ-беседа с использованием таблиц и рисунка 53 на с. 105).
Построить схему строения, способа питания и размножения лишайника.
Работа в группах, используя текст учебника (с. 104 – 108).
1 группа – строение лишайника,
2 группа – питание лишайника,
3 группа – размножение и рост лишайника.
Заслушивание ответов и моделирование на магнитной доске тела лишайника.
4) Неприхотливость лишайников, их приспособленность к жизни в разнообразных условиях: на коре и листьях деревьев и кустарников, на почве, камнях, кирпичах, заборах и крышах, в тундре и пустынях.
5)Заполнение таблицы «Значение лишайников в природе и в жизни человека» и обсуждение в парах.
1) Учащиеся слушают учителя.
Учащиеся отвечают на вопрос.
Мы сегодня будем изучать лишайники.
Хочу узнать:
-что такое лишайник?
-где можно встретить лишайники?
-значение лишайников.
-надо ли охранять лишайники?
2) Учащиеся слушают учителя.
3) Самостоятельная работа с текстом учебника по плану.
План работы в группе:
1 группа:
1) из каких организмов состоит?
2) что в строении от гриба, от водоросли?
3) восстановить на схеме строение лишайника.

2 группа:
1) как происходит питание лишайника?
2) чем питается лишайник?
3) восстановить на схеме питание лишайника.

3 группа:
1) как происходит размножение лишайника?
2) что представляет собой клубочек?
3) как расселяется лишайник?
Ответы учащихся.
Каждая группа отчитывается перед коллективом о результатах своей работы (опережающее д/з).
4)Зарисовывают увиденное в тетрадь, делают соответствующие записи и выводы.
5) Заполняют таблицу «Значение лишайников в природе и в жизни человека» и обсуждают в парах.
Самопроверка по образцу (Проверь себя).

Значение  лишайников

в природе

в жизни человека
1. Разрушают горные породы.
2. Образуют почву.
3. Служат пищей животным.
1. Корм для оленей.
2.Употрeбляют в пищу.
3.Получают краску и лакмус.
4. Используют в медицине и в парфюмерной промышленности.
5. Определяют
степень
загрязнения
окружающей
среды.

Самопроверка и взаимоконтроль по каждому этапу (оценка в баллах)

Личностные: самоопределение, смыслообразование.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения; выделение и осознание того, что уже освоено и что еще предстоит усвоению; соблюдение последовательности действий; самооценка и взаимоконтроль.
Познавательные: анализ, синтез, поиск и выделение необходимой информации, работа с различными источниками информации, умение осуществлять знаково-символические действия, умение структурировать текст, устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные: сотрудничество в группе, построение речевых высказываний, аргументирование своего мнения.
3. Закрепление 10 Организует работу в парах.
Наблюдает, консультирует, осуществляет коррекцию деятельности обучающихся.
Синквейн.
Пятистишье во французской манере стихосложения. Цель: кратко рассказать о том, что изучаешь.

Проверочная работа. Рядом с суждением должны поставить «+» или «–».
Верно ли суждение?
1. Лишайник имеет стебель с листьями.
2. В лишайнике гриб снабжает водоросль водой и минеральными солями.
3. Водоросли лишайника выpaбатывают органические вещества в процессе фотосинтеза.
4. Лишайники могут поселяться на гoлых скалах и могут поглощать влагу всей поверхностью тела.
5. Лишайники – первичные разрушители горных пород, в результате чего формируется почва для поселения других растений.
6. лишайники не выносят загрязнения воздуха (дым, копоть, газ) и произрастают там, где воздух особенно чистый, поэтому их называют индикаторами чистоты.
Прошу вас проверить свои работы и поставить оценку.
1) –   2) +    3) +   4) +    5) +   6)    +
Поставьте себе оценку за выполненную работу:
если все задания выполнены верно – «5»;
если 1 ошибка – «4»;
если 2 ошибки – «3»;
если 3  и более ошибки – необходимо еще раз изучить материал.

Выполняют работу в парах:
- составить «Синквейн».
Выполняют проверочную работу.
Самопроверка учащихся.
Объявление своих результатов учащимися.
Личностные: осознание ответственности за общее дело.
Регулятивные: волевая саморегуляция
Познавательные: анализ, синтез, выбор наиболее эффективного способа решения поставленной задачи, классификация информации.
Коммуникативные: умение сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации
4. Рефлексия 5 Организует беседу, связывая результаты урока с его целью.
Отмечает степень вовлеченности учащихся в работу на уроке.
Отметка «5»
ставится, если учащийся продемонстрировал системные знания по поставленному вопросу. Раскрыл его логично, показав понимание взаимосвязей хаpaктеризуемых биологических объектов и явлений, не допустив ошибок и неточностей; использовал необходимую биологическую терминологию, подкрепляя теоретическую положения конкретными примерами.
Отметка «4» ставится за ответ, из которого ясно, что учащийся имеет основные знания по данному вопросу, представления о причинно-следственных связях, влияющих на биологические процессы и явления, но в котором отсутствуют некоторые элементы содержания или присутствуют неточности, или ответ нелогичен, или неверно используется биологическая терминология.
Отметка «3» ставится за ответ, в котором учащийся проявляет фрагментарное знание элементов содержания, но не может подкрепить их конкретными примерами, имеет общие представления о биологических процессах или явлениях, но не может раскрыть их сущности.
Диктует и комментирует домашнее задание: 1) П.28, изучить, ответить на вопросы. 2) Подготовить сообщения «Лишайники Ямала», «Отдел лишайники». 3)Составить кроссворды.
Оценивают работу на уроке по критериям, предложенным учителем. Высказываются о результатах своей деятельности на уроке, о затруднениях и проблемах, о своих впечатлениях и своем эмоциональном состоянии.
Записывают домашнее задание в дневник.
Личностные: адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности.
Регулятивные: оценка результатов, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.
Коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения.

Литература:

1. Большая иллюстрированная энциклопедия для детей. 2006 г.
2. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений: в 2 ч. Ч. 2. Д.И. Трайтак, Н.Д. Трайтак.  – М.: Мнемозина, 2012. – 128 с.: ил.
3. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс: поурочные планы по учебнику И.Н. Пономаревой, О.А. Корниловой, В.С. Кучменко / авт. – сост. Т.В. Зарудняя. – Волгоград: Учитель, 2007. – 173 с.
4. С. Н. Березина. Контрольно – измерительные материалы. Биология. 6 кл, Москва, Вако, 2010.
5. Н. Л. Галеева. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии, Москва, 2006.
6. Т. С. Сухова, В. С. Кучменко. Биология: система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников основной школы, Москва, Вентана – Граф, 2004.
7. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Биология 2005г.
8. Энциклопедический словарь юного биолога. М. Е. Аспиз. Педагогика 1986г.



Комментарии:

Класс двудольные. Семейство пасленовые. Особенности строения цветка, плода, жизненные формы. Дикорастущие и культурные растения

Цель урока: формирование представления о многообразии цветковых растений; изучить отличительные признаки растений семейства пасленовых; развивать умения самостоятельно работать с учебником, атласом-определителем и натуральными объектами....

02 12 2025 6:36:19

Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"


    Урок биологии "Клетки крови. Эритроциты и лейкоциты. Малокровие"

      Урок входит в тему «Внутренняя среда организма». На нем изучается строение эритроцитов и лейкоцитов в связи с выполняемыми функциями. Изучение материала идет с использованием мельтимедийного обучающего пособия....

01 12 2025 19:27:35

Внутреннее строение птиц, поведение в природе

Внутреннее строение птиц, поведение в природе Способность летать требует больших затрат энергии, определяя как внешние морфологические особенности, так и внутреннее строение птиц. Органы пищеварения птиц хаpaктеризуются полным отсутствием зубов у современных птиц. У зерноядных птиц мышечный отдел желудка служит для механического перетирания пищи....

30 11 2025 9:30:17

Эволюция кровеносной системы животных

Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....

29 11 2025 8:14:26

Информационные технологии на уроках биологии


    Информационные технологии на уроках биологии

      Урок по теме "Клеточная теория строения организмов" в 9-м классе провожу в форме урока-конференции с использованием компьютерной презентации. К этому уроку ученики готовятся группами из 2–3 человек, по разным темам, используя рекомендованную мной литературу. Перед проведением урока мы вместе с ребятами просматриваем подготовленный материал и обсуждаем вопросы, вызвавшие затруднения. На основании подобранного материала составляются выступления и компьютерная презентация. ...

28 11 2025 21:14:54

Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс


    Симпозиум в форме ролевой игры "Кровь – носительница жизни". 8-й класс

      Ролевые технологии активизируют познавательную деятельность учащихся, усиливают мотивацию к изучению предмета, помогают определиться с выбором будущей профессии....

27 11 2025 0:53:20

Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме


    Пищевые продукты, питательные вещества и их превращения в организме

      Данный урок первый по теме «Пищеварительная система» в 8-м классе. На уроке использованы различные методы, приемы, формы работы. Такие приемы, как опыты, исследования, применение презентации, биологические задачи, умение сравнивать, анализировать, обобщать помогают делать материал интересным, доступным, способствуют лучшему усвоению и применению на пpaктике....

26 11 2025 11:19:45

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

25 11 2025 2:23:44

Строение сердца


    Строение сердца

      На данном уроке дети знакомятся с внешним и внутренним строением сердца человека....

24 11 2025 19:15:43

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

23 11 2025 6:21:28

Организация учебно-исследовательской деятельности


    Организация учебно-исследовательской деятельности

      Образовательная программа, разработанная и реализуемая в лицее города Аксай Ростовской области, направлена на развитие у детей системного мышления и формирование целостной картины мира, развитие способностей к постановке и решению проблем, способностей к пониманию других людей и самого себя. В основе построения учебных предметов естественно-научного цикла применяется междисциплинарный подход. Использование этого подхода позволяет раскрыть индивидуальность ребенка, создать такие условия, чтобы каждый ученик смог найти свое место в учебном процессе. ...

22 11 2025 17:41:48

Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания


    Первая помощь при нарушении дыхания, профилактика заболеваний органов дыхания

      На уроке учащиеся знакомятся с гигиеной воздушной среды, возможными нарушениями дыхания, узнают приемы оказания первой помощи при нарушении дыхания, показания к искусственному дыханию....

21 11 2025 16:39:21

Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"


    Интегрированный урок (литература + биология) по теме "Легенды и цветы"

      Данное занятие проводится с использованием элементов здоровьесберегающей технологии "Педагогическая мастерская" в сопровождении презентации. Эта форма имеет ряд преимуществ: ненавязчивость, максимальная активизизация мыслительной деятельности каждого участника на каждом этапе урока. Индивидуальная работа чередуется с групповой, что снижает психо-эмоциональную перегруженность во время занятия и способствует сохранению благоприятной обстановки на уроке. На урок отводится два учебных часа....

20 11 2025 5:34:41

Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах


    Развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках природоведения в 5-х классах

      А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала. ...

19 11 2025 6:46:49

Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс


    Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс

      Урок-исследование, позволяющий, на основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. На уроке используются различные формы работы, направленные на активизацию познавательной активности учащихся. Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу....

18 11 2025 21:37:25

Группа крови. Донорство


    Группа крови. Донорство

      Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....

17 11 2025 19:44:43

Авторская программа элективного курса по генетике человека "Почему я такой"

Курс предназначен в основном для обучающихся 10-11-х классов естественно-научного профиля (химико-биологического) обучения. При прохождении курса учащиеся расширяют и углубляют знания о генеалогии как о методе изучения генетики человека, овладевают умениями и навыками построения родословных....

16 11 2025 4:50:57

Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс


    Урок с применением ТРИЗ "Особенности строения и жизнедеятельности папоротников, их роль в природе и пpaктическое значение". 7-й класс

      В настоящее время на уроках биологии преобладает информационно-репродуктивное обучение. В связи с этим появляется проблема качества биологического образования. Решением проблемы освоения продуктивной деятельности учащихся является применение ТРИЗ в пpaктике учителя....

15 11 2025 16:52:31

Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы


    Загрязнение окружающей среды и экологичекие проблемы

      Цель урока: обсудить с учащимися проблемы антропогенные загрязнения природной среды, его влияние на здоровье человека, последствия и пути решения данной проблемы. ...

14 11 2025 15:55:24

Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"


    Урок с элементами здоровьесберегающих технологий в 6-м классе по теме "Плоды"

      Урок показывает систему здоровьесберегающей деятельности учителя, направленную на сохранение здоровья ученика и самого учителя, при минимальных временных и материальных затратах. ...

13 11 2025 22:57:10

Значение животных в природе и жизни человека

Значение животных в природе и жизни человека Значение животных в природе предполагает их участие в обмене веществ и преобразовании энергии, они — часть биологических цепочек питания. Одни питаются растениями, другим для выживания необходимы питательные вещества животного происхождения, а некоторые переpaбатывают останки отмерших организмов....

12 11 2025 9:14:59

Межпредметные связи на уроках курса "Человек"


    Межпредметные связи на уроках курса "Человек"

      В данной работе рассмотрена роль межпредметных связей в обучении биологии. ...

11 11 2025 19:11:27

Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии


    Активизация познавательного интереса и эмоционального отношения учащихся к урокам биологии

      Познавательный интерес – важнейший мотив учения школьников. Для активизации обучения на уроках биологии используются приемы технологии критического мышления, развивающего обучения, игровых методик. Они способствуют формированию биологических понятий, представлений; создают условия для развития биологических умений учащихся....

10 11 2025 18:26:44

Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс


    Урок природоведения по теме "Путешествие в русскую деревню Акватошкино". 5-й класс

      Театрализованный урок обобщения и систематизации знаний по теме "Гидросфера Земли" повышает эмоциональное восприятие материала и позволяет повторить и обобщить сведения о воде, ее свойствах, значении в жизни человека, животных, растений, круговороте воды в природе....

09 11 2025 0:21:54

Использование интеpaктивных медиапособий


    Использование интеpaктивных медиапособий

      Об использовании интеpaктивных медиапособий на уроках биологии с приведением примеров....

08 11 2025 11:25:14

Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"


    Урок по теме "Закономерности работы головного мозга"

      Урок по биологии, на котором изучаются некоторые закономерности работы головного мозга, раскрывается роль процессов возбуждения и торможения, дается представление о различных процессах и операциях мышления....

07 11 2025 14:35:16

Строение и функции мочевыделительной системы


    Строение и функции мочевыделительной системы

      Урок по данной теме разработан с использованием модульную технологию. Модульная технология обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции. ...

06 11 2025 13:50:47

Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника


    Формирование индивидуального стиля образовательной деятельности современного школьника

      Учеба в школе для ребенка – это поиск истины. В настоящее время, хаpaктеризующееся возросшим потоком информации, труднее вызвать удивление, изумление, которые питают в значительной степени стремление к знаниям. Это обязывает современного учителя искать пути, приемы, методы, которые позволили бы образовательную деятельность каждого школьника организовать на оптимальном для него уровне. Для этого учитель должен проявлять свои творческие способности. ...

05 11 2025 20:30:53

Общая хаpaктеристика водорослей

Общая хаpaктеристика водорослей Размножение водорослей бывает вегетативным, бесполым и пoлoвым. У одного и того же вида в зависимости от условий среды способы размножения различны....

04 11 2025 10:24:31

Развернутый план-конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Гигиена зрения. Меры предупреждения нарушения зрения"


    Развернутый план-конспект урока по биологии в 8-м классе. Тема: "Гигиена зрения. Меры предупреждения нарушения зрения"

      Данный развернутый план-конспект урока поможет учителям биологии в развитии здоровьесберегающих компетентностей учащихся. Учебный материал урока позволит активизировать внимание учащихся на знаниях и умениях, пpaктически значимых в их жизни. ...

03 11 2025 2:41:12

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян

Строение семени растения, условия прорастания и дыхание семян Семена цветковых растений разнообразны по форме и размерам: могут достигать нескольких десятков сантиметров (пальмы) и быть почти неразличимы (орхидные, заразиха). По форме — шаровидные, удлиненно-шаровидные, цилиндрические....

02 11 2025 18:59:20

Создание кроссвордов в электронной таблице персонального компьютера


    Создание кроссвордов в электронной таблице персонального компьютера

      Данное методическое пособие предлагает применение информационных технологий для решения и создания кроссвордов с целью повышения мотивации учащихся к обучению в области экологии и биологии. Кроссворды создаются в электронной таблице персонального компьютера с использованием логической функции ЕСЛИ и Примечания. Решение и создание кроссворда является для школьника увлекательным процессом, позволяющим ему применять имеющиеся и приобретать новые знания из области экологии, биологии и информационных технологий....

01 11 2025 10:40:13

Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)


    Интегрированное внеклассное мероприятие по английскому языку и биологии "Do You Love Flowers?" (Вы любите цветы?)

      Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....

31 10 2025 19:52:48

Урок биологии по теме "Разнообразие грибов"

Учащиеся знакомятся с многообразием грибов, знакомятся с правилами сбора грибов и их значением в природе; учатся различать съедобные и несъедобные грибы, применять полученные знания о грибах в повседневной жизни....

30 10 2025 7:19:11

Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"


    Урок-мультимедиа "Пищеварение в ротовой полости"

      В данной статье представлена разработка урока по теме "Пищеварение в ротовой полости" с использованием мультимедийной презентации....

29 10 2025 8:53:46

Блочно-модульная технология. Тема: "Класс птиц"

Перестройка образовательного процесса на принципах блочно-модульной технологии обучения позволяет детям учиться в полном соответствии со своими возможностями, использовать собственный опыт и других, приносит удовольствие, т. к. они видят результат своего труда. Цель урока: активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся на уроках биологии....

28 10 2025 11:27:31

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

27 10 2025 15:28:45

Здоровьесбережение как фактор успешного обучения


    Здоровьесбережение как фактор успешного обучения

      Целью урока является здоровьесбережение, привитие навыков здорового образа жизни....

26 10 2025 3:38:10

Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)


    Урок по природоведению в 5-м классе по теме "Вулканы" (информационные технологии)

      Сочетание на уроке нескольких методов использования ИКТ, которые позволяют активизировать познавательную деятельность учащихся, доступно и интересно воспроизводить новый материал, а также самим включаться в проведение урока. На уроке прослеживается межпредметная связь, позволяющая детям логически мыслить, извлекать нужную информацию из различных источников знаний, обучать приемам работы с картой, воспитывать эстетическое восприятие явлений природы...

25 10 2025 18:59:45

Многообразие водорослей. 8-й класс


    Многообразие водорослей. 8-й класс

      Цели урока: повторить особенности строения водорослей, как наиболее просто организованных растительных организмов. Особенности размножения водорослей в разных условиях среды; многообразие водорослей; значение водорослей в природе и жизни человека; воспитание интереса к урокам биологии....

24 10 2025 21:52:12

Занятие "Семена и зародыши"


    Занятие "Семена и зародыши"

      В ходе этого занятия развивается интерес к природным явлениям, дети, работая с натуральными объектами – семенами, узнают много нового. Это занятие интересно не только младшим школьникам, но и ребятам 5–7-х классов. Работа с семенами позволяет сделать процесс преподавания более привлекательным, расширяет кругозор, заставляет волноваться, переживать за каждое семя....

23 10 2025 15:29:19

Учебная экологическая тропа


    Учебная экологическая тропа

      Учебная экологическая тропа используется во время весенних экскурсий по предметам география, биология и в летний период во время работы пришкольного лагеря отдыха. Учащиеся на данной тропе изучают объекты и явления природы, приобретает опыт оценок хаpaктера взаимодействия человека и природы, отpaбатывают приемы и навыки по уходу за растениями и работой с инструктивными карточками и определителями. При выборе маршрута учитывалась доступность, эмоциональная насыщенность и информационная емкость. ...

22 10 2025 7:29:26

Воздушное питание растений. Фотосинтез


    Воздушное питание растений. Фотосинтез

      Цели: сформировать представление о фотосинтезе, как процессе образования органических веществ из углекислого газа и воды с помощью солнечной энергии; познакомить с основными историческими моментами в изучении воздушного питания растений; раскрыть сущность процесса фотосинтеза; доказать, что для протекания процесса фотосинтеза необходим свет и углекислый газ....

21 10 2025 9:27:59

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. 8-й класс

Цель урока: сформулировать значение дыхания как процесса, необходимого для жизни; определить особенности строения органов дыхательной системы и их функцию озонирования, голосообразования; предупреждение заболеваний органов дыхательной системы....

20 10 2025 7:54:46

Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»


    Информационные технологии на уроке биологии по теме «Цветение и опыление растений»

      Урок построен так, что во время занятия учащиеся успевают изучать материал урока, услышать прекрасную музыку, читать стихи, решать задачу, выполнять физкультминутку. Также автор учит ребят составлять мини-проекты....

19 10 2025 4:27:35

Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"


    Факультатив экологического краеведения "Жизнь растений леса"

      Факультативный курс "Жизнь растений леса". В основу курса положен краеведческий подход, который направлен на углубление знаний учащихся по морфологии растений лесных сообществ, многообразию, их взаимосвязи в природе, значению, влиянию деятельности человека на отдельные виды и природные сообщества родного края. ...

18 10 2025 6:52:39

Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"


    Экологическая составляющая раздела биологии "Человек и его здоровье"

      На уроках важное место отводится исследовательской деятельности. Учащиеся выявляют влияние шума, курения на организм, изучают экологическое состояние пришкольного участка, исследуют содержание нитратов в овощах, консервантов в продуктах, содержание витамина «С» в различных соках. ...

17 10 2025 11:17:55

Дыхательная система


    Дыхательная система

      Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....

16 10 2025 20:46:54

Структура биосферы


    Структура биосферы

      Cтатья знакомит учащихся с понятием «биосфера» как гигантской экологической системой земного шара. Рассматривается структура биосферы, выявляются ее функции, выделяются границы биосферы, роль живого вещества в биосфере....

15 10 2025 6:48:36

Разработка СОТ блочно-модульная.


    Разработка СОТ блочно-модульная.

      Изложена авторская система обучения курсу биологии по модульному методу с 7-го класса....

14 10 2025 10:10:10

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::