Конспект урока биологии в 6-м классе "Воздушное питание растений. Фотосинтез. Значение фотосинтеза для жизни на Земле"
Учебная цель: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, значение фотосинтеза (образование на свету органических веществ из неорганических) и его роль для жизни на Земле; продолжить формирование умений узнавать органы растений на таблицах, работать с рисунками учебника.
Воспитательная цель: cформировать у учащихся понятие о необходимости бережного отношения к растениям.
Развивающая цель: продолжить формирование умения сравнивать полученные результаты, делать выводы, развивать у учащихся пpaктические навыки.
Ход урока
1. Организационный момент. (1 минута урока)
2. Вызов. Актуализация знаний. (5 минут урока)
Просмотр фрагмента видеофильма “Жизнь. Растение. Хлорофилл” Опыт голландца Вант Гельмонта. (Дерево посадили в кадку, прошло пять лет, масса дерева увеличилась на 60 кг, а вес земли в кадке уменьшилась на 60 г. Почему такие результаты?)
(Дети делают вывод, что растение может питаться из воздуха)
М.В.Ломоносов через 100 лет после опытов Вант Гельмонта предположил, что растения получают питательные вещества из воздуха.
В XVIII – начале XX века учеными разных стран были проведены опыты и сделаны открытия:
- в 1770 году Джон Пристли произвел опыт (мышь, растение и свеча под колоколом, под другим мышь, свеча без растения). Во втором случае мышь погибла, в первом нет, значит растение выделяет кислород.
- Немецкий химик Краус выделил из листьев растения хлорофилл (показываю вытяжку хлорофилла – жидкость зеленого цвета) ;
- английский ученый Грю доказал, что хлорофилл красящее органическое вещество;
- великий русский ученый М.В.Ломоносов высказал гипотезу о воздушном питании растений;
- английский врач Ян Ингенхауз открыл явление синтеза крахмала растениями.
Нельзя не сказать о русском ученом Климентии Аркадьевиче Тимирязеве, который тоже изучал процесс фотосинтеза, работу хлоропластов, доказал, что растение в течение всей жизни выделяют кислород (показываю его портрет).
3. Осмысление
Работа в группах. (10 минут урока)
Сейчас вы в группах попробуйте смоделировать некоторые их опыты и объяснить полученные результаты.
Группа № 1 - исследует роль света в образовании хлорофилла.
Оборудование: штатив с пробиркой хлорофилла; растения, выдержанные в темноте и на свету.
Задание: объясните:
1. Почему листья растения стоящего в темном шкафу не зеленого цвета?
2. Какие условия необходимы для выработки растением хлорофилла?
Группа № 2 – исследует вопрос о выработке кислорода растением.
Оборудование: демонстрационный столик, стеклянный колокол, растение, мышь (игрушка).
Задание: объясните:
Почему мышь под колпаком с растением не погибла?
Группа № 3 – исследует клубень картофеля и семена фасоли на содержание крахмала.
Оборудование: чашка Петри с ломтиком картофеля и семенами фасоли, раствор йода, пипетка, препаровальная игла.
Задание:
1. Определить, какое органическое вещество содержится в клубнях картофеля и семенах фасоли?
2. Высказать предположение, откуда берутся органические вещества в плодах и семенах растений?
Группа № 4 – исследует вопрос о поглощении углекислого газа растениями.
Оборудование: рисунки опыта с известковой водой; стакан с известковой водой; трубка для коктейля
Задание: 1. Продемонстрировать помутнение известковой воды при дыхании. Объясните: Почему на рис. №1 известковая вода помутнела, а на рис. №2 осталась прозрачной?
После обсуждения полученных результатов делаем выводы (слайд):
- Условием образования хлорофилла является свет.
- Условием образования кислорода является свет.
- Растение потрeбляет углекислый газ только на свету.
- Плоды и семена растения содержат органическое вещество (крахмал).
Скажите, какое основное условие всех этих процессов? Свет!!!
(Слайд). Приложение
По-гречески свет – фотос, соединение, образование – синтез. Таким образом: фотосинтез – это процесс образования растением органических веществ на свету.
Работа с электронными носителями. (10 минут урока)
Давайте посмотрим, как этот процесс происходит в растениях (слайд-фильм).
Очередность слайдов.
Стр.№4 “Микрофабрика”.
Стр. №3 “Как быть независимым”.
Стр. №7 “Поток усвоенных веществ”.
Стр. №8 “Значение фотосинтеза”.
Выводы по слайдфильму.
1. В процессе фотосинтеза энергия солнечного света превращается в энергию химических соединений, которые являются пищей для растения.
2. В процессе фотосинтеза по действием солнечного света из углекислого газа и воды образуются углеводы и выделяется кислород.
3. Фотосинтез протекает только в клетках содержащих хлорофилл, который находится в специальных органоидах – хлоропластах.
Физкультминутка. 26 минута урока. (1 минута урока)
Работа с учебником: рассматриваем устьица, хлоропласты. (1 минута урока)
Первичный контроль знаний. (5 минут урока)
Работа с карточками, которые находятся в конвертах, разложенных на столах учащихся. Конверты по очереди вскрываются, дети пытаются объяснить значение терминов.
- Фотосинтез
- Хлорофилл
- Хлоропласт
- Крахмал
- Углекислый газ
- Кислород
- Энергия солнечного света
- Энергия химических связей
- Вода
Контрольные вопросы.
Какое органическое вещество, используемое для питания растения, образуется в листьях на свету?
Какое вещество, содержащееся в листьях, преобразует энергию солнечного света в энергию химических соединений?
Как называется процесс образования углеводов из углекислого газа и воды на свету в хлоропластах листьев?
Какие условия нужны для фотосинтеза?
Значение фотосинтеза и роль растений для жизни на Земле. (10 минут урока)
Домашнее задание. (2 минуты урока)
Записываем в дневник.
4. Рефлексия
Рассказ учителя.
Мы с трудом можем представить себе Землю без растений, а значит и всех живых существ, связанных с ними.
Миллиарды лет назад наша Земля была необитаемой планетой. Рельеф суши напоминал лунную поверхность, острые иззубренные скалы, равнины из щебня и битых камней… и все это окутано удушливым углекислым газом с едким аммиаком. Единый древний материк со всех сторон окружал огромный океан.
В этом океане зародилась жизнь, появились первые растения, которые затем преобразовали условия жизни на всей планете и превратили ее в гoлyбую колыбель человечества, которую мы все с вами знаем.
На зеленых листочках, которые лежат перед вами, написаны условия, которые растения обеспечили для распространения жизни на Земле. Используя полученные сегодня знания, вы должны выбрать те, которые были созданы, благодаря фотосинтезу. (2 минуты)
- Почва
- Разнообразие организмов
- Кислород
- Озоновый слой
- Норма углекислого газа
- Углекислый газ
- Минеральные вещества
- Вода
- и т.д.
(Один листочек – одно условие).
Представители от групп размещают “листочки” на “дереве”.
Анализируем полученные результаты – неправильные ответы, снимаем с “дерева”.
Подвожу итоги:
Дерево, растение – основное условие существования жизни на Земле, что же будет, если его срубить?
Дети делают вывод: не будет ни кислорода, ни пищи для животных и людей – не будет жизни!
Приложение
Комментарии:
Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....
30 06 2025 11:11:27
Муравьи принадлежат к общественным насекомым. Они живут в муравейниках, представляющих собой куполообразные гнезда. В одном крупном муравейнике обитает несколько миллионов муравьев....
29 06 2025 1:28:35
Рабочая тетрадь по краеведению обеспечивает преемственность в изучении учебного материала, делает акцент на изучение регионального компонента. Цель рабочей тетради: освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы Красноярского края, изменениях природной среды под воздействием человека и возможных путях её сохранения и рационального использования....
28 06 2025 10:51:40
Урок проводится с использованием УМК «Сферы». Позволяет развить представление о биоразнообразии, эволюции организмов по пути усложнения уровня организации, раскрыть особенности строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни, способствует развитию информационной компетентности, формированию умения сравнивать на основе сравнения представителей отрядов пресмыкающихся....
27 06 2025 15:51:20
Цель — обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отряда чешуекрылых, показать значение их в природе и жизни человека, познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылых, обитающих в Московской области.
...
26 06 2025 8:12:39
В соответствии с ФГОС одной из главных личностных хаpaктеристик выпускника школы является осознанное выполнение правил здорового и экологически целесообразного образа жизни. Необходимо внедрение концепции здоровьеформирующего образования, которое представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование и развитие у всех субъектов устойчивой ориентации на сохранение здоровья. В нашей школе создание здоровьеформирующей среды осуществляется через организацию сетевого взаимодействия....
25 06 2025 16:17:41
Урок знакомит с современным человеком с эволюционной позиции. Изучаются основные этапы эволюции человека. Формируется представление о биологических и социальных факторах этапов эволюции человека....
24 06 2025 17:55:45
Анализирующее скрещивание проводят для того, чтобы на основании расщепления по фенотипическим признакам судить о расщеплении по генотипу....
23 06 2025 17:13:37
В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....
22 06 2025 19:49:43
Урок биологии, посвященный повторению темы «Корень». Учащиеся вспоминают и закрепляют пройденный материал, развивают чувство комaндной работы....
21 06 2025 16:11:51
Элективный курс направлен на формирование ключевых компетентностей в области биологии и экологии, но также дает возможность охвата широкого комплекса общеобразовательных и общекультурных проблем. В курсе используются технология исследовательского обучения и технология учебного проектирования, которые помогают преодолеть господство «знаниевого» подхода в пользу «деятельностного».
...
20 06 2025 0:20:14
Обучающийся самостоятельно или частично с помощью учителя выбирает темп работы, достигает конкретно поставленных целей с помощью предлагаемой ему индивидуальной карточки. Модуль изменяет форму общения учителя с учеником, позволяет самим учащимся сделать дифференцированный выбор домашнего задания....
19 06 2025 10:53:36
Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....
18 06 2025 2:57:10
На уроке учитель старается привить первоклассникам любовь к природе и окружающему миру, учит детей отличать перелётных птиц от зимующих....
17 06 2025 15:31:36
В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....
16 06 2025 0:43:48
Тип круглые черви или Nemathelminthes – один из самых многочисленных среди царства животных. Насчитывается больше 20 000 видов. Размеры варьируют от 80мкм до 8 метров. Самки обычно крупнее самцов. Все представители обладатели двусторонней симметрии....
15 06 2025 13:25:17
Урок помогает углубить и обобщить знания учащихся о многообразии птиц. развивать интерес и познавательную активность учащихся, воспитывать чувство любви к природе, бережного отношения к ней....
14 06 2025 18:23:18
Лист — это вегетативный орган растений, является частью побега. Основные функции листа — фотосинтез, испарение воды (трaнcпирация) и газообмен....
13 06 2025 2:56:41
Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам.
...
12 06 2025 4:53:55
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
11 06 2025 0:36:59

Формируется представление о голосеменных растениях, ученики знакомятся с разнообразием голосеменных. Раскрывается экологическое значение растений, приспособленность к жизни в суровых условиях. Показывается их роль в природе, использование человеком....
10 06 2025 8:40:31
Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....
09 06 2025 13:18:52
Проведение внеклассного обучающего мероприятия по оказанию первой помощи в чрезвычайных ситуациях в игровой форме способствует легкому и непринужденному усвоению материала, а также закреплению полученных знаний в ходе пpaктической части обучающей игры. Мероприятие рекомендовано для проведения в 7-8-х классах....
08 06 2025 7:26:19
Использование информационных технологий на уроках биологии, позволяет учителю расширить формы и методы работы с обучающимися, стимулируют интерес детей к поиску знаний в различных источниках. В статье представлен план-конспект урока в 6-м классе с использованием компьютерной презентации. При проведении урока используются различные формы работы с детьми, что позволяет каждому обучающемуся чувствовать себя в коллективе, осознавать собственные действия, осуществлять самооценку....
07 06 2025 23:17:22
На уроке в 5-м классе пойдет речь о большой тайне природы, которую человек все же сумел увидеть своими глазами. Пятиклассники – народ очень любопытный, поэтому даже сложные биологические термины могут воспринимать легко, особенно если это преподнести как игру, театр....
06 06 2025 13:59:55
Элементы АСО на уроке биологии позволяют учащимся овладевать приемами самостоятельной работы, самоконтроля, взаимоконтроля, исследовательской деятельности, умением добывать знания, обобщать и делать выводы, фиксировать главное в свернутом виде. В качестве примера предлагается вариант использования элементов АСО при изучении темы «Побег. Строение и значение побега»....
05 06 2025 18:16:37
Публикуемый материал представляет собой урок, построенный с использованием технологии развития критического мышления. Этот урок можно использовать в курсе общей биологии в 9—11-х классах после изучения темы "Общие закономерности развития". Применение технологии критического мышления обеспечивает достижение качественно нового результата, который включает в себя коммуникативную культуру школьника; рефлексивную культуру учащихся; овладение интеллектуальными технологиями; готовность учащихся к пересмотру своих суждений в свете убедительных аргументов в пользу такого пересмотра.
...
04 06 2025 8:54:15
Урок проводится с целью повторения, обобщения и систематизации знаний о строении, жизнедеятельности млекопитающих, о взаимоотношениях их со средой обитания. Работа в группах с помощью активных методов обучения помогает развитию коммуникативных навыков и управленческих умений. Ребята учатся оценивать знания друг друга по предмету, опираясь не на взаимные симпатии, а на фактически освоенный материал....
03 06 2025 16:51:42
Урок проводится с применением игровых технологий, как конкурс между двумя комaндами класса. Используются групповые, парные, индивидуальные формы работы. Используется дифференцированный подход: для более слабых - биологическая "рыбалка", для средних и сильных учеников - работа по исправлению ошибок в тексте, для увлекающихся - возможность выступить с докладом, собрать названия рыб....
02 06 2025 20:28:37
Предлагается 2 варианта теста по общей биологии, содержащего различные формы заданий....
01 06 2025 15:11:58
Урок здоровья разработан для учащихся 8–9-х классов. Основная идея урока - показать негативное влияние на организм человека такой пагубной привычки современного общества как гиподинамия. В разработке предложены методы борьбы с гиподинамией в школьных условиях – это физкультминутки, посещение уроков физкультуры и занятия спортом в секциях и на свежем воздухе....
31 05 2025 9:59:10
Хромосомы состоят из хроматина — соединения ДНК и белков (гистонов). Этот комплекс имеет сложную прострaнcтвенную конфигурацию. У каждого вида растений и животных в ядре клетки содержится строго определенное и постоянное количество ДНК....
30 05 2025 13:54:36
Урок по биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся, формирует представления о строении зрительного анализатора, о том как и при каких условиях человек видит изображения. В ходе урока происходит овладение наиболее важными понятиями и терминами. Использование презентации на уроке способствует активизации внимания учащихся, более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету....
29 05 2025 17:28:30
Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....
28 05 2025 13:18:36
Педагогическая идея урока заключается в использовании коррекционного обучения детей с умственной отсталостью – способствует созданию оптимальных условий для развития интереса и способностей, усвоению материала в процессе индивидуальной деятельности. Особое значение придается активизации познавательной деятельности учащихся....
27 05 2025 5:12:22
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
26 05 2025 17:34:35

Цель урока: сформировать у учащихся понятия о химических явлениях....
25 05 2025 14:39:15
Данный урок является завершающим по теме «Птицы» в 7-м классе по УМК Пасечника. Цель урока: расширить знания по теме, привить интерес к предмету, научить самостоятельно находить необходимую информацию, способствовать развитию познавательного интереса....
24 05 2025 1:45:45
Урок направлен на формирование любви к природе родного края. Главная задача - расширить знания учащихся о растительном и животном мире Кубани; показать необходимость охраны природы; познакомить с историей создания Кавказского биосферного заповедника; развивать логическое мышление, любознательность, умение работать творчески. Презентация дает возможность визуально познакомиться с растительным и животным миром Кубани, с редкими и исчезающими видами. В ходе дискуссии учащиеся понимают значение мер по охране природы родного края.
...
23 05 2025 18:17:11
Конкурс позволяет закрепить, углубить знания учащихся, а также активизировать познавательную деятельность. Значительна роль данного конкурса для экологического обучения и привития экологической культуры, чувства сопереживания, гуманности к окружающим, в том числе птицам.
...
22 05 2025 2:23:29
Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....
21 05 2025 10:30:21

В школе-интернате санаторного типа обучаются дети с нарушениями опopно-двигательного аппарата, тема актуальна. Интегрированный урок с ЛФК объясняет новую тему, ученики осознанно и с большим энтузиазмом выполняют комплекс упражнений. Актуализируют знания о скелете человека, обращая внимание на строение и форму позвоночника. Предусмотрена индивидуальная работа, в парах и группах, проектная деятельность....
20 05 2025 18:29:10
Известно, что здоровье человека в настоящее время лишь на 8-12 % зависит от прямого воздействия на организм лекарственных средств. В то же время более чем на 25% оно связано с состоянием окружающей среды. Живые растения и выделенные из них эфирные масла занимают важное место в улучшении воздушной среды мест, где работает, учится и отдыхает человек. Их применение как по отдельности, так и совместно позволяет не только подавить вредную микрофлору воздуха: патогенные бактерии, грибы, вирусы; улучшить химический состав воздуха, увеличивая количество О2 и уменьшая СО2, и физическое состояние его молекул, ионизируя их, повышая содержание легких отрицательных ионов со снижением тяжелых, что необходимо для здоровья человека....
19 05 2025 21:37:29
Тема урока по программе "Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....
18 05 2025 21:32:41
Урок помогает изучить состав крови - строение, функции клеток и плазма крови, познакомиться с группами крови. Способствует развитию навыков самообразования, умения работать с дополнительной литературой, формированию речевой культуры, умения общаться, выделять главное, анализировать, обобщать, формированию специальных медицинских знаний по теме.
...
17 05 2025 9:35:53
Модульные уроки активизируют творческое мышление обучающихся и направлены на развитие их интеллектуальных умений: анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, находить причинно-следственные связи....
16 05 2025 13:28:31
Тема урока связана с предыдущими темами, опирается на уже имеющиеся знания о строении клетки. Урок дан в теме "Клеточное строение растений", на которую отводится 4 часа. Урок разработан по программе для основной общеобразовательной школы. Автор В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова....
15 05 2025 8:34:14
Зрение — это биологический процесс, обусловливающий восприятие формы, размеров, цвета предметов, окружающих нас, ориентировку среди них. Оно возможно благодаря функции зрительного анализатора, в состав которого входит воспринимающий аппарат — глаз....
14 05 2025 16:42:29
Решение задачи раннего выявления, обучения, воспитания и развития одаренных и талантливых детей составляет важнейшую задачу системы образования и формирования творческого потенциала страны, обеспечивающего интенсивное социальное развитие и научно-технический прогресс во всех областях науки, культуры и производства. Для решения этой задачи необходима прежде всего специально создаваемая развивающая образовательная среда. Развивающая образовательная среда – это созданная обучающим, обучающимися и их родителями атмосфера интеллектуального поиска и познавательной творческой деятельности в правильно организованном педагогическом процессе....
13 05 2025 6:42:32
Цели урока: организовать изучение и обеспечить понимание учащимися зависимости расселения растений от приспособлений у семян к распространению; развивать познавательный интерес к предмету, а через него такие психические процессы как мышление, внимание, фантазию, творчество; продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, используя приёмы "знаю", "хочу знать", "узнал"; создать условия для увлеченного учения, воспитывать чувство гордости за совместный результат познавательной деятельности.
...
12 05 2025 23:39:45
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::