"Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека"
Тема:
Чешуекрылые. Значение их в природе и жизни человека.
Тип урока: комбинированный.
Класс: 7.
Цели:
Образовательная:
- Обеспечить в ходе урока знание учащимися отличительных признаков отрядов чешуекрылые, показать значение их в природе и жизни человека.
- Познакомить с многообразием представителей отряда чешуекрылые, обитающих в Московской области.
Развивающая: развивать умения анализировать, сравнивать, работать с дополнительной литературой.
Воспитательная: формирование ценностного отношения учащихся к природе родного края на примере отряда чешуекрылые.
Инструментарий: компьютерная презентация, наглядный раздаточный материал представителей отряда чешуекрылые
Опережающее задание: творческим группам учащихся подготовить сообщения о тутовом шелкопряде и о бабочках Московской области.
Методы: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Планируемые результаты:
- учащиеся должны знать признаки представителей отряда чешуекрылые;
- уметь называть и различать в коллекциях и на рисунках представителей названного отряда;
- знать о роли этих насекомых в природе и жизни человека.
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
Приветствие, сообщение темы урока и плана работы, отметка отсутствующих.
Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы продолжим изучать многообразие класса насекомых и более подробно остановимся на изучении отряда чешуекрылых или бабочках. Работа на уроке будет проходить по плану (план на доске):
- Проверка домашнего задания.
- Систематическое положение бабочек.
- Основные признаки отряда чешуекрылых.
- Дневные и ночные бабочки.
- Значение чешуекрылых в природе и жизни человека.
- Бабочки Московской области, занесенные в Красную книгу.
- Итог урока.
Введение: Рядом с нами живет мир существ, так мало похожих на нас своим строением и образом жизни, что их можно легко принять за жителей другой планеты. Эти удивительные существа – насекомые.
II. Проверка знаний, умений и навыков.
- Индивидуальная работа по карточкам. (2 человека. 6 мин)
- Работа у доски. (4 человека. 3мин + 3 мин проверка)
На доске находятся слова. Что это за слова?
Жесткокрылые
Клопы
Стрекозы
Вши
(Это названия отрядов насекомых, изученных на прошлом уроке)
Соотнесем хаpaктерные признаки с соответствующими отрядами.
III. Изучение нового материала.
Для каждого любителя природы бабочки – это праздник души. Богатство красок и полет – то стремительный, то неторопливый.
Бабочки – это прекрасные творения живой природы, вершина ее художественного мастерства, шедевр эволюции.
Мы с вами на уроке познакомимся с этими удивительными созданиями природы, населяющими пpaктически все уголки нашей планеты. Поэт А.Майков писал:
(1 слайд)
Долина вся в цветах,
Над этими цветами –
Рой пестрых бабочек,
Цветов летучих рой!
«Когда-то богиня цветов Флора решила сделать богу Зевсу подарок: она взяла чистоту раннего утра, свежесть горного ручья, хрустальный блеск утренней росы, красоту и благоухание всех земных растений и создала цветок, равного которому не было на всем белом свете. Бог Зевс, увидев такой великолепный подарок, не удержался и поцеловал нежные лепестки. И – о чудо! – цветок оторвался от стeбля и полетел. Так, по древнегреческой легенде, появились бабочки.
Тема нашего урока так и звучит: «Эти «летающие цветы» - бабочки»
(2 слайд)
Учащиеся записывают тему урока на рабочую страницу информационного листа.
Объяснение учителя, как работать с информационным листом.
Информационный лист – это часть рабочей тетради школьников, который они вклеивают дома в свои тетради. Информационный лист состоит из 2-х частей: рабочая страница, на которой вы будете работать и тест-опросник, в конце теста есть таблица, в которую вы будете записывать ответы.
Проблемный вопрос: Действительно ли бабочки произошли из цветков, оторвавшихся от растений?
Выясним, к какому царству относятся бабочки и вы ответите на 1-ый вопрос вашего теста на информационном листе.
Справиться с выполнением этого задания вам поможет стихотворение, которое я вам прочитаю.
Два огромных царства есть на белом свете,
Знают их прекрасно взрослые и дети:
Растения и Животные – они везде встречаются,
Но по особым признакам два царства отличаются.
Содержит хлоропласты растительная клетка,
Её снаружи окружает клеточная стенка,
И состоит та стенка из плотной целлюлозы,
Ей не страшны микробы и сильные морозы.
А у животной клетки такой одежки нет,
Нет также хлоропластов – вот в чем её секрет.
Животные активно в среде передвигаются,
Растения неподвижно к субстрату прикрепляются.
Запомните: растения растут, пока живут,
Их рост неограниченным ученые зовут.
А рост животных ограничен, сокращен значительно –
Рост до определенного периода развития.
Способны к фотосинтезу растения Земли,
За это автотрофами их люди нарекли.
Животные – гетеротрофы, так уж их прозвали,-
Питаются готовыми органическими веществами.
Различия сейчас мы назвали основные,
Но помните, однако, что есть еще другие.
Вспомним общую хаpaктеристику класса насекомых и отвечаем на 2, 3, 4-й вопросы теста.
Стихи учителя:
У всех члeнистоногих, скажу без промедления,
Конечности имеют члeнистое строение,
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы – из сегментов, такое, братцы, дело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Жужжат, пищат, стрекочут, везде вокруг снуют,
Все это насекомые, они и там и тут.
Отрядов очень много нам все не перечесть,
Но все-таки особенности основные есть:
У насекомых тело состоит из трех отделов,
На голове два усика и сложные глаза,
Особенно большие имеет стрекоза.
А как же насекомые по свету расселились?
Да дело в том, что крылья у многих появились,
Они отходят от гpyди, внимательнее посмотри.
Так быстро бегают, к примеру, трудяги муравьи.
Вот, что ещё хотел бы сказать я в заключенье –
Дыхание – трахейное, развитие – с превращением.
Систематическое положение чешуекрылых.
записываем в информационный лист
(3 слайд)
Царство: Животные,
Тип: Члeнистоногие,
Класс: Насекомые,
Отряд: Бабочки, или Чешуекрылые.
1. Основные признаки отряда.
Работа с учебником. Учащиеся записывают в информационный лист
Общие признаки отряда |
1. Две пары чешуйчатых крыльев. От цвета и формы чешуек зависит окраска крыльев и рисунок на них. 2. Сосущий ротовой аппарат – хоботок. 3. Развитие с полным превращением. |
отвечаем на 5,6, 7-й вопросы теста
Вижу, что вы немного устали. Прочитаю вам детское стихотворение Э.Успенского.
Ваша задача прослушать его и найти ошибку.
Этот странный дом без окон
У людей зовется кокон,
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нем,
Спит без просыпа всю зиму,
А зима промчалась мимо.
Март, апрель, капель, весна…
Просыпайся, сонюшка,
Под весенним ярким солнышком!
Гусенице не до сна
Стала бабочкой она!
Предполагаемый ответ учащихся: в коконе должна находиться не гусеница, а куколка
2. Дневные и ночные бабочки. (стр. учебника 79)
По хаpaктеру активности бабочки делятся на ночных и дневных.
Дневные бабочки летают, питаются, откладывают яйца в светлое время суток, обычно в жаркую погоду, а на ночь прячутся в укрытия. Ночные, наоборот, активны ночью.
Записывают в информационный лист
Дневные бабочки или булавоусые.
(слайд 4)
- имеют очень широкие крылья, которые они в покое складывают вертикально вверх и прижимают друг к другу, внутренней яркоокрашенной стороной;
- тело стройное, гpyдь и брюшко тонкие;
- усики булавовидные;
- полет медленный, порхающий.
Ночные бабочки, или перистоусые
(слайд 5)
- крылья узкие, складывают их кровлеобразно над брюшком, или же держат распластанными в стороны;
- гpyдь и брюшко обычно толстые, покрыты волосками;
- усики разнообразного строения, но никогда не бывают булавовидными;
- полет стремительный, с частыми взмахами крыльев.
3. Значение чешуекрылых. (Групповая работа)
На следующем этапе урока мы попытаемся выяснить значение бабочек в природе и жизни человека
Опережающее задание: заранее учащиеся делятся на группы.
Задания группам:
1.Составить приметы, сделать вывод
(слайд 6)
«Собрать народные приметы»
1.Ночные бабочки в дом влетают - …
2.Бабочка крапивница в ясную погоду стремиться укрыться в защищенном месте - …
3.Аполлон летит и нектар собирает - …
4.Ночные бабочки в дождь летают - …
А) …сильный ветер предвещают.
Б) …быть солнечной погоде.
В) … быть грозе.
Г) … тепло предвещают.
1 - А), 2 - В), 3 – Б), 4 – Г)
ВЫВОД: по поведению бабочек можно предсказывать погоду.
2. Рассмотрите картинки с изображениями различных гусениц и картинки с рисунками бабочек (моль, яблоневая плодожорка, зерновая совка, озимая совка, капустная белянка), коллекции с вредителями садов, полей и огородов.
ВЫВОД: Гусеницы многих бабочек наносят серьезный ущерб хозяйственной деятельности человека.
3. Рассмотри картинки и сделай вывод.
ВЫВОД: Взрослые насекомые опыляют цветковые растения.
4. Среди бабочек есть одомашненный вид – Тутовый шелкопряд
Сообщение о тутовом шелкопряде.
(слайд 7)
ВЫВОД: тутовый шелкопряд используют для производства шелка
5. Решите головоломку.
Найдите начало головоломки и по непрерывной линии, не заходя дважды в одну и ту же клеточку, прочитайте, что здесь зашифровано. Это и будет вывод.
ВЫВОД: насекомые – важнейшее звено в цепях питания природных сообществ.
6. Подведите итог. Из разных строчек составить стихотворение, и рассказать.
Для чего в природе бабочки нужны?
Мы сейчас об этом вам сказать должны.
Пищей они служат птицам и зверькам,
Ящерицам, земноводным, даже паукам.
Также могут бабочки опылять цветы,
Чтоб потом образовались из цветков плоды,
А для человечества много лет подряд
шелковые нити поставляет шелкопряд.
Бабочки природы нашей красота,
В них любовь и сказка, счастье и мечта.
Пусть живут и радуют бабочки наш взор,
Пусть наполниться их светом весь земной простор!
ВЫВОД: бабочки являются украшением нашей природы
А теперь, дорогие друзья, ответьте на последний 8-й вопрос вашего теста:
Что вы можете сказать о сходстве бабочек и цветов?
4. Бабочки Московской области, занесенные в Красную книгу.
Конечно бабочки имеют для человека эстетическое значение, но влияние человека на экологию, на другие факторы приводит иногда к досадным фактам.
Группа учеников подготовила сообщения о бабочках Московской области.
(слайды 8,9,10,11)
Подведем итог работы на уроке
(слайд 12).
На доске таблица с правильными ответами к тесту, проверьте себя и подсчитайте баллы.
Учащиеся подсчитывают баллы и выставляют себе оценку за урок по схеме:
8 баллов – «5»; 7-6 баллов – «4»
IV. Контроль и учет знаний. Домашнее задание.
(слайд 13)
Выставление отметок учащимся. Подведение итогов.
Домашнее задание: используя дополнительную литературу и параграф учебника № 18 подготовить на следующий урок проекты об отрядах насекомых, которых мы называли – двукрылые, блохи, тли. Темы проектов в ваших информационных листах.
(слайд 14)
V. Заключение
Я благодарю вас ребята за активную работу, в память о нашем уроке дарю вам закладки с изображением бабочек. Мы должны сохранить этих насекомых для будущих поколений. И пусть это будет частью домашнего задания, но не на день, не на год, а на всю вашу дальнейшую жизнь! Звучит музыка!
Приложение 1
Приложение 2
Комментарии:
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
08 10 2025 23:44:15
Урок биологии к учебнику «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс» (Пономарева И.Н. – М.: Вентана-Граф). Урок-презентация создан с использованием Образовательного комплекса 1С: "Школа. Биология. 6 класс". Интеpaктивные рисунки и видеофрагменты, используемые в презентации, помогают учащимся лучше понять новый материал.
...
07 10 2025 7:50:57
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
06 10 2025 13:57:21
Интегрированный урок биологии и физкультуры не только раскрывает значение двигательной активности для организма, но и знакомит с бесценным опытом выживания в тяжелых для существования климатических условиях коренных народов Севера. Использование народных игр и состязаний на занятиях не только учит детей играть, но и знакомит их с обычаями и традициями....
05 10 2025 1:53:21
Чумка собак сопровождается поражением слизистых оболочек, кожи и центральной нервной системы. При остром течении чумки, собака погибает в течении 24 часов....
04 10 2025 17:38:42
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
03 10 2025 17:32:31
Пищеварительная система члeнистоногих состоит из трех отделов: переднего, среднего и заднего, заканчивающегося aнaльным отверстием....
02 10 2025 17:28:54
Урок является заключительным в теме «Генетика и селекция» в 10-м классе. На уроке раскрывается краткая история биотехнологии, сущность биотехнологических процессов, перспективы развития современной селекции, для закрепления знаний проводится компьютерная лабораторная работа....
01 10 2025 22:49:45
Разработка праздника по охране природы с элементами игры-путешествия для учащихся 5–7-х классов. Охрана природы - всенародное дело. Каждый обязан думать о своей личной ответственности за загубленное дерево, отравленную реку, уничтоженное озеро....
30 09 2025 16:22:10
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
29 09 2025 9:11:15
В ходе урока учащиеся получают знания о клетке как живой единице растительного и животного организма. Изучаются протекающие в клетке жизненно важные процессы....
28 09 2025 14:20:54
Урок по теме «Гигиена зрения» должен способствовать использованию знаний из других предметов: физики, химии философии. Учитывая внедрение в систему образования современных технических средств, ученик должен понимать, как рационально их использовать, т.к. это способствует в том числе и ухудшению зрения. Поэтому задача учителя - помочь ученикам снимать напряжение, выполняя комплекс упражнений, в том числе и для глаз....
27 09 2025 17:56:45
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
26 09 2025 15:37:12
Урок биологии с применением проблемного подхода для развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Моей целью как учителя является формирование саморазвивающейся, умеющей принимать самостоятельные правильные решения личности, то есть субъекта деятельности, производящего самого себя. Мотивация, приносящая ребенку радость познания, вызывает устойчивый интерес к учебе....
25 09 2025 18:53:12
Электронное пособие предназначено для учащихся 6–7-х классов. Выполнено пособие в программе Microsoft PowerPoint. Традиционно в школе изучаются семь семейств покрытосеменных из классов двудольных и однодольных. Определительные карточки сложны для использования. Атлас-определитель позволит ученикам быстро и просто определить 51 вид растений....
24 09 2025 14:25:25
Животные, как и растения, размножаются бесполым и поповым способами. Особенности размножения многоклеточных животных во многом определены условиями их обитания....
23 09 2025 19:43:49
Урок-лекция расширяет и углубляет знания учащихся по теме «Прокариоты». Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности бактерий не только с биологической, но и с химической и экологической точек зрения. Урок подходит к любому учебнику биологии 10-го класса.
...
22 09 2025 18:56:33
Переходные формы — археоптерикс и археорнис — в виде ископаемых остатков (отпечатков) обнаружены в верхнеюрских отложениях....
21 09 2025 1:47:18
В ходе урока учащиеся знакомятся с классификацией класса "Земноводные". Распознаются изученные виды земноводных на таблицах, рисунках с использованием классификации животных....
20 09 2025 17:22:30
Использование разных педагогических приемов во время урока способствует развитию активной познавательной деятельности учащихся. Одним из таких приёмов является написание творческих работ учащимися. Они развивают образное и логическое мышление, раскрывают таланты и творческие возможности детей, будят фантазию и воображение, вызывают интерес к теме....
19 09 2025 7:44:52
Ламарк называл два основных фактора эволюции: внутреннее стремление организмов к усложнению организации и активное влияние среды....
18 09 2025 5:44:16
Формирование здорового образа жизни учащихся одна из главных задач учителя. Данный урок является одним из способов помочь учащимся в укреплении их здоровья....
17 09 2025 5:21:58
Цели урока: сформировать представление о строении и функциях крови, продолжить формирование понятия "система органов" на примере кровеносной системы....
16 09 2025 1:42:28
Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....
15 09 2025 5:29:28
Технологическая карта внеурочного занятия цикла «Юный натуралист» в 5-м классе, развивающего познавательный интерес к биологии, воображения; воспитывающего аккуратность, товарищескую поддержку, интерес к работе с микроскопом, к приготовлению микропрепаратов....
14 09 2025 9:38:34
Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....
13 09 2025 19:36:48
Урок направлен на формирование навыков пpaктической деятельности учащихся, повторение и углубление пройденного материала, изучение нового материала о мхах как о группе высших споровых растений, особенности их строения. Деятельность учащихся организовывается через различные формы и виды деятельности: групповую работу, работу в парах, работу с микроскопом и гербарным материалом....
12 09 2025 4:11:21
На уроке поднимаются вопросы о человеческих расах, говорится о том, что каждая раса имеет свою определенную красоту. Рассматриваются вопросы, связанные со здоровьем человека, ведь красивый человек – это прежде всего здоровый человек. Во время урока учащиеся работают в группах, решают сканворд, отвечают на вопросы викторины, представляют свои сообщения.
...
11 09 2025 18:49:22
Лекция призвана сформировать понятие крови как разновидности внутренней среды организма....
10 09 2025 21:47:33
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
09 09 2025 2:10:37
Все лесные звери в ужасе бегут от пищевого монстра - Колобка, испечённого из опасных для здоровья продуктов. Основная цель сценария "Пищевой Монстр, или Новые приключения Колобка" - призыв к здоровому образу жизни. Используя такие современные педагогические технологии как сказкотерапия, игротерапия, смехотерапия, можно привлечь внимание ребят к вопросу правильного питания как залога долголетия.
...
08 09 2025 12:17:17
На занятии учащиеся совершенствуют знания по основным понятиям генетики; закрепляют умения решать генетические задачи на разные типы доминирования....
07 09 2025 7:30:59
Мы смогли вскрыть некоторые причины нарушения осанки, дать определённые рекомендации, обратить внимание учащихся, учителей и родителей на формирование здорового человека. Наши рекомендации могут предотвратить развитие заболеваний опopно-двигательной системы при переносе школьно-письменных принадлежностей. ...
06 09 2025 18:43:38
Урок помогает повторить строение и функции нервной системы, развивать умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и делать выводы, развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом....
05 09 2025 23:46:26

Урок биологии изучает особенности строения сердца; у учащихся формирует анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. На уроке развиваются познавательная активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, межпредметные связи, навыки самостоятельной, парной, групповой работы, коммуникативное общение....
04 09 2025 7:37:26
В статье описана программа преобразования пустыря около школы в многофункциональный межпредметный учебно-тренировочный объект. В летний период на территории школьного двора проходят трудовую пpaктику школьники, работают профильные смены (в том числе экологического направления).
...
03 09 2025 0:40:34
Методическая разработка "Цвети, Земля!" рекомендована для проведения мероприятия в пришкольном лагере с учащимися 5–8-х классов. В этих лагерях предусмотрена работа на учебно-опытном участке и оформление цветника и цветочных клумб. В конце смены проводится праздник, посвященный цветам. Этот день ребята ждут с нетерпением, так как это такой красивый и интересный праздник! ...
02 09 2025 3:36:18
Цельурока: изучить механизм деления клеток с применением моделирования; сформировать понятие об универсальных способах деления клеток – митозе, мейозе; продолжить формирование познавательной активности учащихся, умение самостоятельно добывать знания, выделять главное, анализировать, сравнивать....
01 09 2025 13:31:58
Мультимедийный обобщающий урок по разделу "Внутренняя среда организма" для 8-го класса содержит презентацию по теме "Кровь и кровообращение" и образец теста для оценки знаний учащихся по данному разделу. Урок включает самостоятельную подготовку докладов учащимися по вопросам урока и предполагает их выступление, с использованием презентации. ...
31 08 2025 13:24:36
Урок биологии 7-м классе по УМК Н.И. Сонина дает понятия «рост» и «развитие» организма, показывает роль семени в индивидуальном развитии цветкового растения, исследует условия прорастания семян с помощью опытов. На уроке применяются инновационные технологии.
...
30 08 2025 2:54:42
Урок помогает подвести итог изучения темы, проверить качество усвоения знаний, продолжить формирование у учащихся навыков получения знаний путем самостоятельной работы с различными источниками информации....
29 08 2025 16:48:22
В ходе урока-игры систематизируется и закрепляется у обучающихся представление об особенностях строения растений принадлежащих к данным отделам; эволюционные представления о развитии царства растений. Развиваются внимательность, способность быстро анализировать информацию, делать выводы, сопоставлять теоретические и пpaктические знания, тренировать память, внимание, развивать познавательный интерес к биологии....
28 08 2025 13:43:44
Данный урок является повторительно-обобщающим и может быть полезен учителям, работающим по УМК линии Н.И. Сонина. На уроке применяются различные игры, позволяющие включить в учебную деятельность всех обучающихся и проверить уровень знаний по ранее изученным темам. Широко используются литературные произведения, которые рассматриваются с биологической точки зрения....
27 08 2025 21:56:21
Лабораторные работы учащиеся выполняют самостоятельно по инструктивным карточкам. Карточки включают не только задания, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Во время занятия наблюдаю за выполнением заданий, оказываю учащимся при необходимости помощь, перед сильными учениками ставлю дополнительные вопросы, направляющие их на более глубокое познание. Слежу, чтобы рисунки и записи к ним были четкими. По рисунку я во многом определяю понимание учащимися изучаемых явлений, объектов....
26 08 2025 8:42:28

Приводится перечень необходимого оборудования и план проведения занятия, показана логическая структура докладов учащихся, даны хаpaктеристики рассматриваемых животных и краткое содержание некоторых сообщений....
25 08 2025 14:19:51
Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...
24 08 2025 12:22:55
В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....
23 08 2025 1:34:18
Предлагаемая модульная программа, ставит своей целью формировать знания об онтогенезе как сложном процессе индивидуального развития каждой особи органического мира, познакомить обучающихся с типами онтогенеза и его периодами, развивать навыки работы с учебником, модульными программами....
22 08 2025 20:15:47
Данный урок-презентация был разработан автором с использованием компьютерных технологий, основной теоретический материал отражен в презентации. Проведение урока в такой нестандартной форме способствует повышению мотивации учащихся при изучении темы "Подцарство Одноклеточные". Основной целью урока-презентации является знакомство с особенностями строения и жизнедеятельности Одноклеточных как целостных одноклеточных организмов, ведущих самостоятельный образ жизни....
21 08 2025 16:10:47
Урок посвящен раскрытию значения нервной системы, систематизации знаний о строении нейрона, углублению понятия о рефлексе, выяснению значения всех звеньев рефлекторного пути.
...
20 08 2025 6:24:35
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::