Урок по теме: "Память". Исследовательская деятельность учащихся

Цели урока.
- Познакомить учащихся с понятием “память”.
- Познакомить учащихся с различными видами памяти, систематизировать знания учащихся о различных видах памяти.
- Знакомство учащихся с различными способами улучшения своей памяти.рекомендация
- Выработка умений работы учащихся с различными видами тестов.
Оборудование.
1. Рабочие листы у каждого учащегося (Приложение 1) и тест на определение объема кратковременной памяти (Приложение 6).
2. Инструктивные карточки по группам:
- 1 группа приложения (Приложение 2, Приложение 3;)
- 2 группа приложения (Приложение 2, Приложение 4;)
- 3 группа приложения (Приложение 2, Приложение 5.)
3. Домашние тесты (Приложение 7).
Ход урока
“Скажи мне, и я забуду;
Покажи мне, и я, может быть, запомню,
Вовлеки меня, и я пойму.”
Конфуций (450 г. до н.э.)
Сегодняшний урок я хочу начать с первых строк автобиографии великого шведского кинорежиссера Ингмара Бергмана [1].
Я сижу на чьих-то коленях. Меня кормят кашей. Тарелка стоит на серой с красной каймой скатерти. Наклоняя голову в стороны, я пытаюсь рассмотреть предметы из разных положений. Когда я двигаю головой, блики на тарелке меняются, приобретая новые очертания.
Этими словами Бергман начал свою автобиографию, написанную через 70 лет после описанного эпизода.
Вопросы
- А вы можете воспроизвести в деталях события дня пятилетней давности?
- Почему вы не можете воспроизвести эти события?
То есть невозможность воспроизведения информации связано с процессами памяти. - Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?
Тема урока записывается учащимися в рабочие листы.
Понятие “память” встречается при изучении различных дисциплин: психологии, философии, физиологии.
Давайте сформулируем самостоятельно понятие “память”, используя выданный материал “Что такое память?” (приложение 2). В инструктивных картах приведены понятия “памяти” из различных источников: философского словаря, биологического словаря и словаря по психологии.
Первая группа работает с биологическим понятием.
Вторая группа работает с философским понятием.
Третья группа работает с психологическим понятием.
Задание для всех групп.
Прочитать предложенное определение и подчеркнуть в нем те слова и словосочетания, которые, на ваш взгляд, определяют понятие. Обсуждение. Ключевые слова записываются на доске.
- 1 группа свойство нервной системы хранить информацию.
- 2 группа сохранять и воспроизводить информацию.
- 3 группа накоплять и сохранять информацию.
Используя ключевые слова, каждый учащийся выводит и записывает в рабочий лист свое понятие. После чего несколько формулировок заслушиваются.
Память – это свойство нервной системы накапливать, сохранять и воспроизводить информацию.
Вопросы.
- С какой системой органов связана работа памяти?
- У всех ли людей одинаковая память?
- Как вы думаете, с чем связана избирательная способность памяти?
- По каким критериям можно разделить память на виды?
В основу деления памяти на виды можно положить несколько признаков. Мы с вами рассмотрим виды памяти по трем критериям.
Критерии выделения памяти.
- По хаpaктеру приобретения информации.
- По хаpaктеру психологической деятельности.
- По продолжительности хранения информации.
Каждая группа работает со своим критерием выделения памяти. Ваша задача - прочитать предложенную информацию и выделить виды памяти в зависимости от предложенного критерия. Для анализа данных учащиеся должны устно ответить на вопросы в предложенном тексте. Полученную информацию занести в рабочие листы.
1 группа.
Вопросы.
- В чем выражается наследственная память?
- В какой момент развития человека влияние ее велико?
- Что происходит с наследственной памятью по мере взросления?
- О какой памяти пойдет речь на уроке?
2 группа.
Вопросы.
- С какими видами чувств связана образная память?
- Одинаково ли развиты виды памяти у разных людей?
- С чем это связано?
- Какую память можно назвать двигательной?
3 группа.
Заслушиваются выступления каждой группы и данные заносятся в рабочие листы.
Именно от кратковременной памяти мы получаем основную массу информации. Объем кратковременной памяти можно измерить. Объем кратковременной памяти был определен американским психологом Мишером и равен он 7 “+” , “-”. Цифра “7” некая константа работы головного мозга человека. Цифра “7” чаще всего употрeбляется в пословицах, то есть наши предки инстинктивно чувствовали значимость этого числа. Чаще всего именно оно используется в пословицах. Семь бед – один ответ. Семеро одного не ждут. Семь раз отмерь – один раз отрежь.[5]
Давайте проведем небольшой эксперимент. Каждый сам попробует определить объем своей кратковременной памяти. Приложение 6.
Вопросы.
- Как вы думаете стоит ли расстраиваться тем, у кого объем кратковременной памяти меньше семи?
- Память – это дар божий или ее можно тренировать?
- Какие у вас есть секреты лучшего запоминания информации?
- Какие приемы вы используете?
Учащиеся охотно рассказывают, что при подготовке домашнего задания они: разбивают материал на части; выделяют основные опopные пункты, героев, события, даты, правила, законы; составляют план; сначала учат более трудный материал; переписывают материал и так далее.
Каждый учащийся пpaктическим путем выpaбатывает свои приемы эффективного запоминания.
В качестве домашнего задания каждый учащийся, используя предложенные тесты, выработает наиболее эффективные для себя приемы запоминания. При проведении некоторых тестов понадобится помощь родителей. И наиболее подходящие приемы записать в рабочих листах.
Литература.
- Годфруа Ж. Что такое психология?.- М.: Мир,1992.
- Биология .Большой энциклопедический словарь Ред. М. Гиляров 2001
- Философский словарь .Ред.Фролов.1999
- Краткий психологический словарь. 1985
- Лапп Д. Улучшаем память – в любом возрасте. – М.:Мир.1993.
Комментарии:
Цели урока: определение уровня овладения знаниями по теме; коррекция знаний, умений и навыков; сравнение митоза и мейоза, знание особенностей гаметогенеза, форм размножения, преимущество пoлoвoго размножения, биологический смысл процесса оплодотворения, стадий эмбриогенеза.
...
22 11 2025 7:22:20
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
21 11 2025 0:57:21
Урок проводится в занимательной форме. Цель: расширять знания учащихся по биологии по теме «Дыхание». В различных заданиях развивается биологическое мышление, способность применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций, межпредметные связи. Урок формирует привычку здорового образа жизни....
20 11 2025 18:39:36
При применении активных форм и методов обучения создаются такие условия, когда дети не просто запоминают и воспроизводят готовые знания и способы действия, а самостоятельно добывают их, переосмысливают и перестраивают ранее полученное, осуществляют широкий перенос усвоенного на решение новых учебных пpaктических задач....
19 11 2025 6:46:22
В статье представлен опыт работы, способствующий формированию у учащихся проектных умений: мыследеятельностных, презентационных, коммуникативных, поисковых, информационных. Предлагаются подходы к решению проблемы отработки проектных умений в полном объёме в урочной деятельности по одному предмету. Описываются виды урочных занятий для формирования проектных умений, в том числе в специально организованной деятельности. ...
18 11 2025 14:27:22
Целью данного урока является знакомство учащихся с особенностями строения, функциями и местом расположения различных типов тканей в организме. Используя различные методы, учащиеся приходят к правильным ответам и делают соответствующие выводы. Совершенствуются навыки пpaктической работы, работы с учебником, дополнительной литературой....
17 11 2025 5:38:39
Урок "Критерии вида " проведен в 9-м классе в форме заседания биологического клуба. Учащиеся работают в группах по 4 человека и представляют научные секции: "История биологии", "Морфология и систематика", "Генетика" и др. Представители каждой секции выдвигают предположения о критериях вида, приводят научные факты в пользу того или иного критерия, выполняют лабораторную работу. Урок направлен на развитие познавательной активности, самостоятельности и коммуникативных компетентностей учащихся....
16 11 2025 4:20:15
Оплодотворение – удивительное явление природы, в результате которого каждый появившийся организм уникален. У учащихся формируется бережное отношение к живым организмам. Познавательные задания можно дать учащимся заранее, чтобы они смогли лучше подготовиться к уроку. Обсуждение темы и объяснения учителя сопровождаются показом слайдов и видеофильмов....
15 11 2025 6:33:33
Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду "Старая плотина" во времени и в прострaнcтве и оценить качество воды по индикаторным организмам....
14 11 2025 6:15:43
Урок продолжает формировать умения работы с дополнительной литературой, Интернетом, развивает умения учащихся выбирать главную информацию, заполнять обобщающую таблицу....
13 11 2025 23:56:35
Разработка урока к учебнику И.Н. Пономаревой «Общая биология». Возможно использование презентации как в 10-м, так и в 9-м классе при изучении нового материала и при повторении....
12 11 2025 8:58:18
Урок является начальным при изучении темы. Используется личностно-ориентированный и проблемный подходы, позволяющие учащимся найти ответы на вопросы происхождения человека и его месте в системе органического мира.
...
11 11 2025 13:17:51
Урок поможет учащимся расширить кругозор о методах, используемых при диагностике различных патологических заболеваний, передаваемых по наследству, и их профилактике....
10 11 2025 16:49:26
Растения в природе выполняют функцию производителей органического вещества. Животные играют роль потребителей, питающихся органическими веществами. Бактерии и...
09 11 2025 1:38:55
На уроке ученики получают план хаpaктеристики растений семейства, учатся составлять и использовать графический конспект, что облегчает восприятие учебного материала на последующих уроках....
08 11 2025 21:18:36
В статье рассмотриваются некоторые формы обучения биологии, способствующие развитию творческих способностей учащихся. Рациональное сочетание различных приемов и средств обучения помогает нам организовать так работу детей, чтобы интерес, как к предмету, так и ко всему живому на планете не пропадал на протяжении всех лет обучения. А это приводит к осознанному глубокому усвоению знаний и развитию мышления обучающихся....
07 11 2025 12:56:13
Работа выполнена в формате ЕГЭ, состоит из 3 частей, включающих 33 задания. Цели работы: установление фактического уровня теоретических знаний обучающихся по биологии за курс «Общей биологии» 10-го класса, их пpaктических умений и навыков, учебных компетентностей; соотнесение этого уровня с требованиями образовательного государственного стандарта....
06 11 2025 17:43:40
Урок способствует развитию творческих способностей учащихся. Весь урок проходит без использования учебника. Кроме учителя, на уроке с новой информацией выступают ученики, которые заранее получили задание. На уроке развиваются пpaктические навыки, ведется постановка проблемных вопросов, на которые ученики должны самостоятельно дать ответы. Дети получают необходимую информацию о пользе плодов, при употрeблении их в пищу....
05 11 2025 19:36:37
Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....
04 11 2025 2:20:18
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
03 11 2025 6:27:51
Внеклассное мероприятие "Путешествие с комнатными растениями" (презентация проекта "Экология и фитодизайн кабинета биологии") - это результат учебного занятия, построенного по технологии проектного обучения. Планируемый результат: ученики разpaбатывают проект фитодизайна школьного кабинета биологии; создают проект; моделируют результат проекта и презентуют его аудитории....
02 11 2025 3:27:10
Урок является заключительным в разделе «Отделы растений» преподавания биологии за 6-й класс. Различные формы повторения пройденного материала дают возможность закрепить и углубить знания учащихся. Активизация познавательной деятельности учащихся осуществляется на уроке за счет выполнения творческих заданий: подготовка сообщений по отделам растений, выступление в качестве экскурсоводов, исполнение роли деревьев, представление презентации с использованием компьютера.
...
01 11 2025 21:42:58
Урок охватывает большой объем знаний для повторения и обобщения, построен на обширном наглядном и занимательном материале. На каждом этапе урока учитель использует активные методы организации учебной деятельности. Основная форма работы школьников – групповая, задания – творческие, разноуровневые, позволяющие каждому ученику проявить себя на уроке.
...
31 10 2025 3:31:20
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии.
...
30 10 2025 6:10:22
Использование ИКТ делает урок современным, научным и содержательным. Предлагается опыт использования УМК авторов В.Б.Захарова Н.И.Сонина «Биология. Многообразие живых организмов.7 класс». В основе урока – интеpaктивная и самостоятельно-поисковая деятельность учащихся.
...
29 10 2025 6:37:35
Модульная технология – сочетание различных способов проектирования дидактических материалов, рейтинговая система оценки и контроля достижений. Суть модульной технологии сводится к тому, что учащийся весь урок работает по данной ему инструкции. В инструкции определяются: алгоритм последовательных шагов на уроке; рекомендации по эффективному усвоению нового материала; задания на закрепление нового материала; проверочные тесты. Урок состоит из двух академических часов....
28 10 2025 7:30:38
Представленный урок проводится в виде путешествия по природным зонам. Урок помогает подвести школьников к выводу об изменении функций листа с видоизменением его внешнего вида. Использование на уроке презентации в программе PowerPoint и гербарный материал позволяет наиболее полно раскрыть данную тему....
27 10 2025 5:37:11
На уроке проводятся 2 лабораторные работы: виртуальная и работа с микроскопом.
Изучение нового материала осуществляется самостоятельно в ходе групповой работы.
Каждая группа получает рабочий лист с индивидуальным заданием. По окончании
работы каждая группа отчитывается, при этом используется учительская презентация....
26 10 2025 9:51:20
Урок систематизирует знания учащихся для доказательства исторического развития живого мира, выявления эволюционных закономерностей. У учеников формируется представление о жизни динозавров и их уникальных особенностях, позволившим им долгое время занимать господствующее положение на Земле, затем быстро исчезнуть. Развивается интерес к изучению истории планеты Земля, ее природы....
25 10 2025 20:34:24
Класс включает 8 тыс. видов. Передвигаются они благодаря наличию жгутиков (чаще имеется один жгутик, нередко два, иногда восемь). Есть животные, имеющие десятки и сотни жгутиков. У колониальных форм число особей достигает 10-20 тыс....
24 10 2025 17:42:33
<p>Предлагаемый урок является заключительным по данной теме. На нем учащиеся
получают представление о многообразии грибов, их роли в природе и в жизни
человека, а также систематизируют свои знания о грибах, показывают уровень
усвоения информации и степень сформированности ряда интеллектуальных умений.
...
23 10 2025 1:57:26
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
22 10 2025 21:21:52
В работе приводятся доказательства того, что тенденции современного экономического и популяционного роста – это путь, ведущий к коллапсу, но и показаны возможности для человечества, как, не останавливая экономического развития и не снижая уровня жизни, можно перейти к модели устойчивого развития....
21 10 2025 23:45:14
Одной из самых привлекательных профессий для нынешних выпускников школ является профессия «дизайнер», так как ее деятельность направлена на создание комфортной, эстетически оформленной среды обитания человека. Кружок «Ландшафтный дизайн» направлен на изучение основных закономерностей дизайна, технологию создания культурного, эстетически оформленного по правилам ландшафтного дизайна цветника, приусадебного участка....
20 10 2025 19:30:36
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
19 10 2025 16:28:32
Растут покрытосеменные во всех климатических зонах от тропических лесов до тундры и составляют основную массу растительности на Земле....
18 10 2025 9:55:17
Урок формирует представление о здоровом образе жизни как средстве духовного, физического и социального благополучия личности. Формируются знания и представления о полезных и вредных привычках; развиваются навыки сохранения здоровья....
17 10 2025 21:55:10
Какие бы реформы ни проходили в образовании, все они замыкаются на педагоге и ребёнке. Естественно, что на первый план выдвигается проблема поиска новых подходов к организации педагогической деятельности, с тем чтобы создать реальную возможность развития личности, человеческой индивидуальности Ребёнок, по образному выражению А.Н. Леонтьева, должен "прожить обучение", то есть когда обучение становится частью личной жизни учащегося, приобретает для него глубокий пpaктический смысл. При этом приоритетной является педагогика гуманистическая, личностно-ориентированная, развивающая. Чем сильнее принуждение, тем сильнее реакция отторжения. Лишь немногие дети в обычных школах сохраняют интерес к учению....
16 10 2025 9:48:58
Данная разработка предлагает проведение зачетного урока по теме "Пищеварительная система". На уроке используется групповая работа. Эта методика позволяет в течение одного урока опросить всех учеников в классе, еще раз повторить наиболее сложные вопросы темы. Ее можно использовать при проведении зачетного урока любого раздела биологии.
...
15 10 2025 5:57:11
Урок является одним из обобщающих в разделе цветковые или покрытосеменные растения, на данном уроке можно применять различные формы организации учебной деятельности. ...
14 10 2025 6:35:11
Занятие с целью изучения что происходит с пищей в ротовой полости, какие химические изменения пищи происходят в желудке....
13 10 2025 8:17:37
В статье приведены примеры использования игровой технологии при закреплении знаний, проверке домашнего задания и подготовке к сдаче экзаменов в форме ГИА и ЕГЭ, используя игру «Крестики-нолики», в 10–11-х классах....
12 10 2025 13:52:40
Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 7-го класса. Способствует расширению кругозора, развивает остроту мышления, сообразительности у ребят, учит видеть удивительное рядом. В целях воспитания экологической культуры необходимо постоянно подводить учащихся к мысли, что природа смотрит на нас с тревогой и надеждой.
...
11 10 2025 18:37:11
Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....
10 10 2025 15:36:32
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....
09 10 2025 20:57:22
Урок обобщяет и систематизирует знания учащихся о пресмыкающихся. Повторяет изученный материал с целью закрепления базовых знаний о внутреннем строении пресмыкающихся....
08 10 2025 18:39:53
Эта настольная игра показывает противоречия между охранной природы и экономическим развитием и помогает обсудить проблемы влияния экономического развития на окружающую среду. Победа здесь имеет центральное значение, когда один из игроков не оставляет шансов на спасение своему противнику, вторгнувшись на его территорию.
...
07 10 2025 1:19:49
Мир родной природы чудесен. Растущему человеку всё любопытно. С детства возникает у людей способность видеть природу, дорожить ею. Правильно подобранные игры помогают закрепить и расширить знания по биологии, прививают любовь к малой родине. Именно в игровой деятельности учащийся приобретает первый жизненный опыт, познают себя, окружающий мир, учатся человеческим отношениям, уносят с собой в жизнь доброту, находчивость, смекалку.
...
06 10 2025 10:36:28
Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
05 10 2025 15:53:13
Урок является вводным по теме «Анализаторы», проводится в 8-м классе. Цель урока: дать понятие об анализаторах, их структуре, рассказать о свойствах рецепторов и показать сложную аналитико-синтетическую деятельность головного мозга.
...
04 10 2025 7:21:19
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны