Урок с применением технологии ТРИЗ по теме "Рыбы – водные позвоночные животные"
Цели:
- Доказать, что рыбы – организмы, в процессе эволюции освоившие водную среду обитания и имеющие все необходимые для этого приспособления.
- Воспитание научного мировоззрения на общность процессов эволюции, экологическое, эстетическое воспитание.
- Развитие умений решать исследовательские задачи, работать с дополнительной литературой, материалом учебника, натуральными объектами, таблицами; умений сравнивать, обобщать, делать выводы.
Оборудование: натуральный объект – чучело речного окуня, таблица «Кл. Рыбы. Речной окунь», муляж головного мозга рыбы, фотографии с изображениями рыб, рабочие листы, алгоритмы выполнения лабораторной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
Эвристическая беседа
- Кто такие рыбы?
- Назовите 3 – 5 признаков, которые более ёмко хаpaктеризуют этих животных.
- Назовите признаки рыб, которые позволяют отнести их к хордовым животным.
- Среда обитания рыб, приведите примеры.
- А какие виды рыб обитают в нашей реке Масловке?
- Если бы вы были рыбаком, то где бы вы рыбачили на щуку, карася, окуня, почему?
III. Изучение нового материала
1. Выполнение лабораторной работы «Внешнее строение рыбы»
Цели: изучить внешнее строение рыбы на примере речного окуня, найти и описать приспособления в строении рыбы к водной среде обитания.
Задания:
- Размеры тела.
- Отделы тела.
- Форма тела.
- Окраска тела.
- Покровы тела.
- Органы, расположенные на голове.
- Плавники, их функции.
Вывод:
1) В чем выражается приспособленность рыб к
жизни в водной среде?
2) Как вы понимаете относительный хаpaктер этой
приспособленности?
(Двое учащихся зачитывают результаты лабораторной работы)
2. Работа с текстом
План аннотации:
- Название текста.
- Основные идеи текста
- Факты, аргументы и опыты в поддержку основных идей
- Противоречия
- Проблемы (недостаток или отсутствие информации о чем-либо).
- Пути решения проблемы.
1 группа.
Рыба-луна – самая большая из ныне существующих рыб. Её размеры могут достигать 3 м, а вес – 2 тонн! У рыбы-луны нет хвостового отдела, что делает её очень медлительной. Несмотря на такие внушительные размеры и малую подвижность, эта рыба не является промысловым видом, и у неё почти нет естественных врагов.
2 группа.
Мангровые болота – неотъемлемая деталь большинства берегов тропической зоны. Они образуются в закрытых бухтах рек, а также на берегах лагун. Одно из самых курьёзных существ, населяющих мангровые болота – небольшая рыбка илистый прыгун. Во время отлива прыгуны «разгуливают» по суше, могут прыгать как кузнечики, взбираться на скалы и мангровые деревья. Своими выпуклыми глазами, расположенными на двух бугорках в верхней части головы, рыбы непрерывно высматривают добычу: мелких крабов, червей, моллюсков и насекомых. Каждый глаз способен поворачиваться независимо от другого.
3. Работа с таблицей «Тип Хордовые» (материал учебника, таблица, рельефная таблица) – внутреннее строение рыбы.
Решение биологической проблемы – дыхание илистого прыгуна (метод мозгового штурма).
Признаки |
Рыбы |
Численность Среда обитания, условия жизни |
20 – 22 тыс. видов, вода, растворённый в воде кислород |
Особенности внешнего строения | Голова, туловище, хвост |
Покровы тела | Чешуя (плакоидная – акулы, скаты, ганоидная – осетровые, костная или циклоидная – костистые рыбы), слизь |
Скелет и мускулатура | Скелет черепа, туловища, хвоста. Туловищные мышцы |
Пищеварительная система | Печень, поджелудочная железа, разные зубы, глоточные зубы, кишечник разной длины |
Кровеносная система | Замкнутая, один круг кровообращения, сердце двухкамерное – предсердие, желудочек |
Дыхательная система | Жабры, рот, кожа, плавательный пузырь – функции кожи |
Выделительная система | Туловищные почки, мочеточники |
Хаpaктер обмена веществ | Холоднокровные, температура зависит от температуры окружающей среды |
Нервная система | Головной (передний, промежуточный, средний, продолговатый, мозжечок) и спинной мозги, нервы |
Органы чувств | Внутреннее ухо, два глаза без век, боковая линия |
Особенности размножения | Раздельнополы, гермафродиты – морской окунь; пoлoвoй диморфизм, оплодотворение наружное, иногда внутреннее - акулы |
Особенности развития | Икра и молоки, живорождение, с полным превращением, личинка малёк |
Роль в природе | |
Роль в жизни человека | |
Специфические особенности | Плавательный пузырь |
Размножение и развитие рыб.
Нерест.
4. Фронтальная беседа
- Как размножаются рыбы?
- Когда это происходит в нашей реке?
- Тип оплодотворения у рыб.
5. Рассказ учителя о проходных рыбах – лососевых, европейских угрях.
IV. Первичное закрепление
Решение биологических задач.
- Тело рыб очень разнообразное по форме: у лещей высокое и сильно сжатое с боков; у скатов – сплюснутое в спинно-брюшном направлении; у акул – торпедообразное; у рыб-игл – иглообразное. В связи с чем могли развиться у рыб такие особенности строения?
- Рыбы, обитающие среди водных растений, например, щука или окунь, имеют темновато-зеленоватую спину и более светлые бока с поперечными тёмными полосами. Нижняя часть их тела желтовато-белая. Решите, какую окраску тела имеют рыбы, живущие около дна. Ответ поясните.
- У большинства современных рыб кожа покрыта костной чешуёй. Каковы преимущества такого покрова по сравнению с покровами тела известных вам беспозвоночных животных? Что можно «прочитать» по чешуе рыбы?
- У камбал, скатов, звездочётов глаза расположены на верхней части головы, а не по бокам её. В связи с чем у рыб развились такие особенности строения?
- Существуют рыбы с белой кровью, то есть, в ней отсутствуют красные клетки. Предположите, какие трудности для рыбы это создаёт, где могут жить такие рыбы и почему?
- Рыбки клоуны амфиприоны постоянно держатся среди щупалец актиний. Предположите, какой тип взаимоотношений устанавливается между этими животными, приведите аргументы, доказывающие вашу точку зрения.
- Было замечено, что во рту огромной китовой акулы снуют маленькие рыбки-лоцманы. Что они там делают? Почему акула их не ест?
- Акулы всё время находятся в движении, даже во время сна. Как только они перестают двигаться, то сразу же начинают «тонуть». Как можно объяснить такое явление?
- Большинство рыб при размножении выметывают очень большое количество икринок (сельдь – 150 тыс., щука – 100 тыс., треска – 7 млн.). Колюшка и морской конек откладывают небольшое число икринок. Какое биологическое значение имеет для рыб выметывание разного количества икринок? Почему оно разное у рыб?
- В народе очень давно сложилась поговорка: «нем, как рыба». Справедлива ли она? Обоснуйте свой ответ.
- Среди рыб мало видов с постоянным местом обитания. Большинство совершает более или менее значительные миграции. Объясните это явление в жизни рыб, исходя из особенностей их питания, размножения.
V. Подведение итогов урока, информация о домашнем задании
Стр. 176 – 179.
Подготовить карточки с интересной информацией о
рыбах, пользуясь аннотациями к работе с текстами.
Литература.
- Волцит О.В. и др. 1000 тайн животного мира. М.: АСТ Астрель, 2001 г.
- Никишов А.И., Теремов А.В. Дидактический материал по зоологии. М.: РАУБ Цитадель, 1997 г.
Комментарии:
Генетика, наука о наследственности и изменчивости живых организмов. Так как эти свойства присущи всем без исключения организмам, они представляют важнейшие...
19 04 2024 8:59:41
Природа очень щедра, она для каждого исследовательского поиска создала свой объект, остается только найти его и приступить к работе в творческой мастерской, где мастер (учитель) создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс. В рабочей мастерской важен не только результат творческого поиска, а сам процесс. Именно он приобщает ребенка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельному исследованию и творческой деятельности....
18 04 2024 17:54:50
С 2004 года работаю над темой "Развивающая деятельность школьников в условиях адаптивной школы". На данном уроке показана развивающая деятельность школьников "Торговый ряд на рыбалке". Учащиеся показывают свои знания о рыбах Омской области. ...
17 04 2024 8:49:48
Каждый орган состоит из различных тканей, которые структурно и функционально взаимосвязаны. Однако в каждом органе преобладает какой-либо один вид ткани....
16 04 2024 3:21:37
Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....
15 04 2024 22:15:26
Урок формирует понятие об оси Земли, Северном и Южном полушарии, экваторе. Учит определять разными способами стороны света, показывает уменьшенную модель планеты Земля....
14 04 2024 21:58:12
Урок продолжает изучение темы "Факторы среды". На уроке используются разные формы работы с классом с учетом уровня подготовленности учеников. В презентации представлены кадры, отражающие взаимодействие факторов среды, реакцию живых организмов на изменения факторов, дается понятие "толерантность и ограничивающий фактор"....
13 04 2024 6:29:40
Представлен конспект урока ток-шоу по теме "Гигиена сердечно-сосудистой системы"....
12 04 2024 9:14:34
Цели урока: с помощью маленького прекрасного насекомого - бабочки углубить знания по разным предметам; пробудить интерес детей и семьи к данной теме; создать условия для развития и саморазвития ребенка....
11 04 2024 10:40:22
Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме «Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....
10 04 2024 15:27:27
Мы смогли вскрыть некоторые причины нарушения осанки, дать определённые рекомендации, обратить внимание учащихся, учителей и родителей на формирование здорового человека. Наши рекомендации могут предотвратить развитие заболеваний опopно-двигательной системы при переносе школьно-письменных принадлежностей. ...
09 04 2024 11:20:24
Деревья, знакомые с лета, зимой могут о многом рассказать. Цель работы: говорить на одном языке с природой, стать ее органичной составляющей. Атлас-определитель учит читать описание растения. Рассмотрены отличительные признаки деревьев в период покоя....
08 04 2024 13:21:32
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
07 04 2024 18:38:43
Представлен интеpaктивный проект для групповой работы с детьми разного возраста. Пособие может быть использовано в ДОУ, начальной школе, среднем звене. Варианты использования – диагностический материал для изучения или закрепления темы «Растения». Дети дают ответы на поставленные вопросы (в виде рисунков), цветными фишками на специальных карточках, что позволяет работать с группой детей....
06 04 2024 13:30:42
В разработке урока, посвященного первой эволюционной теории Ж.Б. Ламарка, показана деятельность учителя с элементами тьюторства, что позволяет более успешно осваивать учебный материал. Отличие данного урока от обычного заключается во внедрении в структуру урока тьюториалов, позволяющих в рамках активного обсуждения составить алгоритм нового типа обработки информации (составление интеpaктивных схем)....
05 04 2024 3:43:57
Разработка бинарного урока по биологии и английскому языку в 6-м классе. Основа урока - работа с применением заданий, позволяющих применять учащимся знания, приобретенные ранее. ...
04 04 2024 3:51:41
Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....
03 04 2024 8:28:14
Данная разработка ориентирована на учебник Т.С. Суховой, В.И. Строганова «Природа. Введение в биологию и экологию», этот курс позволяет начать целенаправленное формирование ведущих понятий на основе классической биологии перед изучением конкретных биологических дисциплин....
02 04 2024 11:52:51
Урок может быть проведен как в курсе изучения биологии в 6-м классе (экологические аспекты с применением регионального компонента), так и как факультативное занятие. Национально-региональный компонент формирует представление об огромном многообразии встречающихся местных растений, что даёт возможность показать сложные природные взаимосвязи, которые обеспечивают устойчивость природных сообществ....
01 04 2024 6:51:51
Урок построен в форме устного журнала, где учащиеся шаг за шагом постигают многообразие и красоту родной природы, её роль в жизни человека....
31 03 2024 0:58:10
Цель урока: сформировать представление о генетике – науке, изучающей наследственность и изменчивость организмов, познакомить с основными понятиями науки....
30 03 2024 9:19:42
Представленный материал знакомит учащихся с историей, значением и особенностями озера Байкал, включает викторины, загадки и игры по теме....
29 03 2024 5:18:59
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 9-х классов. Элективный курс "Открывая занавес "раскрывает значимость биологических знаний, применения знаний в жизни, в технологии, в строительстве. Раскрывает широту возможностей и связей биологической науки с другими науками. В программе предусмотрены современные методы и технологии обучения - работа в группах, мозговой штурм, защита проектов, презентаций, работа с научной и справочной литературой, исследовательские и творческие работы учащихся....
28 03 2024 19:34:37
При изучении нового материала проводится беседа о науке как одной из сфер человеческой деятельности, ее целях и методах, об особенностях научных знаний, фактов. Для лучшего усвоения учебного материала учащимся необходимо иметь представление о научных методах в биологических науках. В заключение урока выступление ученика об этапах научного исследования, сборе фактов, выдвижении гипотезы, проведении экспериментов, оформлении теории....
27 03 2024 2:50:50
Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....
26 03 2024 12:58:49
Занятие с целью расширять знания учащихся об экологических группах птиц, показать разнообразное значение птиц в природе и их пpaктическое значение для человека....
25 03 2024 7:56:10
Цели урока: повторить и систематизировать знания о строении, жизнедеятельности члeнистоногих; проверить умения учащихся распознавать изученных животных на рисунках; формировать бережное отношение к окружающей природе....
24 03 2024 17:17:15
Урок интегрирует знанияо заповедниках Пермского края и их значении, умение работать с литературными источниками. Подготовительная работа – подготовка докладов по заповедникам Пермского края. Урок проходит в форме путешествия по станциям, учащиеся работают в группе....
23 03 2024 20:50:37
Технология развития критического мышления, урок-исследование, прием "знаю, хочу знать, узнал". Совместная активная работа, расширение знаний о значении для здоровья правильной осанки, посадки, походки, образа жизни. В фазе вызова - сведения о результатах диспансеризации учащихся. В фазе осмысления - заполняют графы таблицы "знаю, хочу знать, узнал". Работа с текстом, таблицами, выполняя пpaктические задания по оценке своей осанки, посадки, походки. Синквейны....
22 03 2024 2:38:59
Торможением условных рефлексов называются процессы, которые приводят к ослаблению или прекращению возбуждений. Это явление противоположно возбуждению....
21 03 2024 3:24:24
Использование разных способов контроля позволяет сделать урок интересным, ярким, занимательным и дает возможность каждому ученику проявить свои способности. ...
20 03 2024 11:49:27
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
19 03 2024 0:22:28
На уроке ученики работают в группах, выполняют задания, которые направлены на формирование знаний о многообразии и значении земноводных....
18 03 2024 10:36:22
Урок призван обобщить знания учащихся об особенностях строения и функциях крови, органов кровообращения в организме, формировать умения: работать с текстом, индивидуально, переключаться с одного вида деятельности на другой, выделять главное, оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме, слушать и делать краткие записи в тетради....
17 03 2024 12:54:30
В ходе подготовки и проведения мероприятия учащиеся знакомятся c разнообразием красящих пигментов растений, приобретают навыки работы с дополнительной литературой, биологическим оборудованием и химическими реактивами. Происходит формирование монологической речи и опыта выступления перед аудиторией, воспитание бережного отношения к природе и чувства прекрасного....
16 03 2024 7:31:21
Программа рассчитана не только на обучающихся, проявляющих интерес к биологии, но предполагает формирование такого уровня знаний, который позволил бы в будущем правильно ориентироваться в этой области науки. Программа предусматривает выравнивание стартовых возможностей личности; предметно ориентирует воспитанников в базисных видах деятельности; компенсирует отсутствие в основном образовании некоторых тем; содействует выбору индивидуального образовательного пути ребенка....
15 03 2024 14:36:53
Урок рассчитан на развитие самостоятельной работы учащегося, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей. В урок включены творческие, самостоятельные формы работы, а также работа с видеоматериалом. При определении заданий для учащихся, учитываются их способности. Принцип построения урока можно использовать как в среднем, так и в старших классах....
14 03 2024 6:24:34
Педагогическая идея урока заключается в использовании дифференцированного обучения, способствующего созданию оптимальных условий для выявления задатков, развитие интересов и способностей, усвоение материала на различных уровнях, в процессе групповой, индивидуальной деятельности и работы в парах....
13 03 2024 14:40:57
Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....
12 03 2024 22:36:10
Урок способствует формированию знаний об изменении температуры воздуха с высотой; знакомит с процессами образования облаков, видами осадков. Расширяются знания учащихся о воздухе, полученные в начальной школе....
11 03 2024 14:24:33
Автор в работе приводит изучение многообразия паразитических организмов, их приспособление к паразитическому образу жизни, значение в природе. ...
10 03 2024 20:16:21
Интеллектуальная игра по экологии родного края «Звёздный час» расширяет кругозор школьников о родном крае, создает условия для развития их интереса к изучению биологии и экологии, краеведческого материала, умений проявлять индивидуальные качества, способствует проявлению творческих способностей детей. Использование презентации позволяет познакомиться не только с теоретическим материалом, но запомнить внешний вид растений и животных, о которых идет речь в игре....
09 03 2024 23:45:59
Урок представлен в виде игры. Учебная игра активизирует, закрепляет, контролирует и корректирует знания, навыки и умения, формирует мышление, навыки общения и умение работать в коллективе. Материал урока можно полностью использовать как на заключительном уроке, так и фрагментами при изучении темы «Отдел покрытосеменные растения»....
08 03 2024 10:30:17
Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....
07 03 2024 0:40:49
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
06 03 2024 21:31:58
Обобщающий урок "Удивительное рядом" проводится в 6-м классе после прохождения темы "Отдел покрытосеменные. Ведущие семейства". На уроке происходит повторение и систематизация знаний о строении цветковых растений, об их многообразии, приспособленности к различным условиям, о значении в природе и жизни человека. Урок проходит по принципу викторины "Счастливый случай". ...
05 03 2024 23:43:13
Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....
04 03 2024 6:44:11
Урок-игра по теме разработан для учащихся 8-го класса, в занимательной форме позволяет повторить и закрепить материал по теме "Скелет"; выявить уровень усвоения учащимися знаний, а также умений по пройденной теме; развивать у учащихся интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление. ...
03 03 2024 6:47:28
Главная цель урока - показать пpaктическую значимость изучения наследственности человека, формировать ценностное отношение к человеку как объекту научных исследований, к жизни человека как высшей ценности на Земле. На уроке применяются методы проблемного обучения, предполагаются разнообразные формы работы обучающихся. В помощь учителю представлена подробная технологическая карта урока и компьютерная презентация....
02 03 2024 15:37:35
В современной российской школе большая часть знаний преподносится в готовом виде, и одной из главных трудностей для учащихся является самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэтому организация учебной исследовательской деятельности и развитие исследовательских умений помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, а также развивают у них логическое мышление, создают внутреннюю мотивацию учебной деятельности....
01 03 2024 0:49:26
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::