Развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих школьников на уроках биологии
Разностороннее клиническое и психолого-педагогическое изучение незрячих детей, анализ состояния их знаний и пpaктических умений даёт основание считать, что в процессе обучения и воспитания в зависимости от содержания, методов и применения дифференцированного подхода недостатки развития компенсируются и корригируются. Большинство слепых и слабовидящих детей достигают высокого уровня компенсаторного развития, и обнаруживают хорошие успехи в учёбе, в разностороннем развитии познавательной деятельности.
Известно, что у незрячих люди воспринимают окружающую действительность с помощью осязательного восприятия. Различные осязательные ощущения воспринимаются нервными окончаниями кожи и слизистых оболочек и передаются в кору головного мозга (в её заднюю извилину, где расположены высшие отделы осязательного анализатора). Наибольшие размеры в коре головного мозга (задней центральной извилине) имеет отдел, связанный с работой рук и кончиков пальцев. Это объясняется тем, что рука связана с познавательной и трудовой деятельностью человека. Со времён И.М. Сеченова среди физиологов и психологов утвердился взгляд на общность осязания и зрения.
И.М. Сеченов писал, что осязательное определение мало, чем отличается от зрительного. С помощью осязающей руки дети с нарушением зрения могут обмерить предмет, определить форму, сравнить с другим предметом, выделяя прострaнcтвенные свойства.
Процесс обучения в отечественной школе строится преимущественно на основе ассоциативно-рефлекторной концепции усвоения (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, С.Л. Рубенштейн, Н.А. Менчинская, Ю.А. Самарин, Д.Н. Богоявлинский др.) Согласно этой концепции, усвоение любого опыта человеком есть процесс образования в его сознании различных ассоциаций. Этот процесс имеет определённую логическую последовательность и включает этапы:
- восприятие учебной информации;
- осмысливание и обобщение информации (формирование понятий) ;
- запоминание и сохранение в памяти изученного материала;
- применение усвоенного материала в пpaктической деятельности.
Многие эффективные технологии обучения основаны на теории интериоризации или теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Галперин), супестоппедическая концепция усвоения (В.М. Мясищев, Д.Н. Узнадзе, Г.К.Лозанов) основанная на эмоциональном внушении в бодрствующем состоянии, уверенности в осуществимости задач обучения, приводящее к сверх запоминанию.
Дидактический принцип наглядности, согласно которому обучение строится на конкретных образах, помогает в обучении учащихся. Ян Коменский впервые теоретически обосновал этот метод. Это “Золотое правило”, по которому при обучении надо представить “видимое - для восприятия зрением, слышимое - слухом, запаха - обонянием, подлежащее вкусу - вкусом, доступное осязанию - путём осязания.”
Мышление является обобщённым и опосредованным отражением существенных признаков, связей и отношений объективного мира, будучи высшей степенью познавательной деятельности, возникает и развивается на основе чувственного отражения. Чувственное познание является базой мышления. Опосредование мышления идёт путём знания и слова, без которого мышление не существует.
Полное или частичное нарушение зрения неизбежно сужает чувственную основу познания внешнего мира и вызывает необходимость более полного использования сохранных анализаторов.
Поэтому необходимо развивать познавательную деятельность слепых и слабовидящих учащихся, а для этого надо знать концепции управления познавательной деятельностью.
Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что управление процессом обучения лишь тогда эффективным и оптимальным, когда оно строится, во-первых, на основе законов общей теории управления (кибернетики) и, во-вторых, на знании психологических основ и закономерностей протекания познавательных процессов, развития и закрепления определённых личностных качеств и психических образований, обеспечивающих реализацию целей образования. Наиболее полно проблему управления познавательной деятельностью учащихся исследовала Н.Ф. Талызина, которая, опираясь на положения общей теории управления, раскрыла специфику этапов в управлении учебным процессом. Управление начинается с цели управляемого процесса, чтобы цели были конкретны, определены и опознаваемы в результатах обучения. Среди различных, способ определения целей (через изучаемое содержание, через внутренние процессы интеллектуального, личностного развития, через учебную деятельность). Наибольшей определённостью отличается способ формирования через результаты обучения, выраженные в наблюдаемых, опознаваемых действиях. Общий приём такой конкретизации - исследование глагола, указывающего на действие с определённым результатом (М.В. Кларин, П.У. Крейтсберг). В конкретном содержании цели обучения должны быть отражены:
- система знаний умений с указанием психической деятельности, на уровне которой они должны быть сформированы (память, мышление и т. д.)
- система и уровень сформированности свойств, которыми они должны обладать (обобщённость автоматизация, прочность и так далее) (Н.Ф. Талызина, В.П. Беспалько, Л.Н. Ланда).
Учитель руководствуется:
- мотивационным управлением интерес, личную значимость, проблемность, ситуации переживания;
- ознакомлением с закономерностями, ходом и приёмами познавательной деятельности, через показ образов решения познавательных задач;
- специальное формирование знаний, алгоритмы и предписания, рефлексию, и т. д.
- своевременным подкреплением успешности познавательной деятельности и ненавязчивым анализом недостатков.
Следующий важный момент управления - контроль над процессом обучения и его коррекция. Школьная биология важна как предмет, способствующий формированию и обогащению духовного мира человека. Любовь к природе, к животным, растениям, человеку как удивительному и бесценному вселяет в сердце школьника добро и милосердие, без чего нет личности, нет человека. С потребностью познания человек рождается. Познавательную потребность с самого детства надо поддерживать, укреплять, развивать. Если это не делается, то познавательная потребность искажается, превращается в развлекательную потребность. Поэтому надо создавать необходимые условия максимального развития ребёнка. Лишь на фоне “умственной радости” может развиваться познавательная способность.
Речь, конечно, в первую очередь идёт о внимании, которое без всякого преувеличения можно назвать началом всех начал умственного развития. Надо чтобы ребёнок овладел навыками произвольного внимания. Следующее важное условие укрепления познавательной потребности - развитие памяти. Развитие познавательной деятельности на этапе пpaктических действий имеет огромное значение, так как воспринимаемый объект находится в динамическом состоянии. Это в свою очередь предполагает необходимость тонких чувственных различий, осуществление которых требует включения в познавательный процесс мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза.
Одним из основных приёмов педагогического мастерства учителя становится его умение организовать самостоятельную деятельность учащихся, научить их самостоятельно приобретать знания. Приобретение умений и навыков по самостоятельному усвоению знаний наиболее эффективно формируется у учащихся:
1. В процессе выполнения ими различных работ с раздаточным материалом.
2. При наблюдении за растениями и животными в естественных условиях
3. При самонаблюдении в курсе анатомии, физиологии и гигиены человека, входе постановки опытов, при проведении лабораторных работ.
4. Особенно эффективным приёмом является создание проблемной ситуации, когда для решения поставленной проблемы уч-ся должны активно мыслить, анализировать, сравнивать, обобщать. Чем чаще ученик участвует в выполнении различных видов проверочных заданий, тем лучше усвоение программного материала. Одновременно с этим происходит развитие его познавательных способностей и интерес к изучаемому предмету.
5. Большую помощь по выявлению и закреплению знаний уч-ся могут оказать различного рода дидактические карточки с заданиями, дающие за короткое время выявить усвоение изученного материала, как отдельными учениками, так и в целом. Карточки-задания могут быть различными по форме и содержанию. Например:
Карточка 1
По каким признакам мокриц, циклопов, крабов относят к классу paкообразных? Какие особенности образа жизни хаpaктерны для каждого из этих животных?
Карточка 2
Напишите, чем акула и скат отличаются по строению от сельди и леща. К каким систематическим группам относятся эти рыбы?
Использую программированные карточки-задания, предназначенные для самостоятельной работы. Учащиеся должны прочитать вопросы и найти к ним правильные ответы во второй части карточки. Ответы кодируются таким образом: ученик выписывает номера вопросов, а через тире проставляет номера соответствующих правильных ответов.
Карточка 3
Вопросы:
- Из каких частей состоит шляпочный гриб?
- Чем образовано тело гриба?
- Что является главной частью гриба?
- Как называется часть шляпочного гриба, образованная тонкими, ветвящимися белыми нитями, которые можно обнаружить, если слегка разрыть почву?
- Какое строение имеют клетки грибницы шляпочных грибов?
- Какое строение имеет пенёк?
- Какое строение имеет шляпка?
- Как называются грибы, нижний слой шляпки которых пронизан многочисленными трубочками?
- Как называются грибы, нижний слой шляпки которых пронизан многочисленными пластинками?
Ответы:1-пластинчатыми; 2-одинаковые клетки, расположенные в один ряд; 3-грибницы; 4-чаще двуядерные; 5-пенёк; 6-верхний слой покрыт кожицей, окрашенной разными пигментами; 7-плодовое тело; 8-не имеет пластид; 9-нижний слой пронизан либо трубочками, либо пластинками; 10-шляпка; 11- трубчатые.
1-3,7; 2- 5,10;3- 3; 4- 3; 5- 4,8; 6- 2; 7- 6,9; 8- 11; 9- 1.
6. Тестовый контроль. Тесты позволяют за короткий промежуток времени проверить знания учащихся всего класса, выявить уровень усвоения материала, установить пробелы в их знаниях. Полученные результаты дают возможность учителю сравнить эффективность различных методик, применяемых на уроках и определить результативность своего труда. Тесты даются учащимся в начале или в конце урока. Работа по ним проводится 10-15 минут (можно использовать сигнальные карточки), даётся по 10 вопросов. Вопросы трёх уровней сложности
1-й уровень – требующие репродуктивного ответа
(воспроизведение полученных знаний: отдельных
фактов, понятий, терминов, формулировок за-конов)
2-й уровень – реконструктивного (выполнение
заданий или решение за-дач по изученному образцу)
3-й уровень – вопросы, предусматривающие чёткий
краткий ответ.
7. Также использую карточки проблемно - исследовательского хаpaктера, с коллективной познавательной деятельностью.
Карточка 4
В водоёме, населённом многими видами животных, наблюдалась массовая гибель земноводных. Анализ воды показал отсутствие каких-либо вредных для животных организмов веществ. В поисках причины гибели выяснилось, что неподалёку завод не имеет очистных сооружений и выбрасывает через дымовые трубы в атмосферу отходы производства.
Вопросы:
- Если вода в ручье не содержит примесей, то почему гибли земноводные?
- Почему отсутствие специальных очистных устройств привело к массовой гибели земноводных?
- Связана ли причина гибели земноводных с особенностями их дыхания и поглощения влаги. Если да, то как?
Метод анализа данной экологической ситуации запрограммирован в уточняющих вопросах задания, которые заставляют учащихся в новой ситуации выделять уже имеющиеся элементы, соотносить и модифицировать их в соответствии с предложенной ситуацией, находить недостающие и использовать уже известные знания для решения проблемы.
8. Для развития познавательной деятельности учащихся важным являются здания, выполняя которые, дети сами учатся строить схемы и структуры.
9. Умение анализировать материал и решать задачи в наибольшей мере развивается в условиях включения учащихся в исследовательскую деятельность: ставится проблема, обсуждая которую учащиеся выясняют, что им необходимо узнать, чтобы ответить на возникшие вопросы. Это учит это учит их мыслительному моделированию ситуации, выдвижению гипотез и планированию своих действий.
10. Основное условие обучения, направленное на развитие мышления учащихся, состоит в создании в классе обстановки открытости и доброжелательности, в которой каждый ученик может проявить самостоятельность, не боится задать любой, пусть даже “глупый”, вопрос. Доверительное общение обеспечивается спокойной, лишённой тревожного напряжения атмосферой урока. Доказано, когда снимается состояние напряжённости, возникающее у обучающегося из-за боязни ошибиться, из-за того, что их могут высмеять или они получат плохую оценку, повышается их умственная и творческая активность, улучшается понимание и усвоение материала. Сопереживание окружающих, их одобрение необходимы для развития познавательной и творческой активности.
Основная цель биологического образования состоит в обеспечении образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами, возможностями. В связи с этим важное значение в учебном процессе принимает сотрудничество учащегося с преподавателем, в котором центральное место занимает самостоятельная работа учащегося по овладению учебным материалом, а учитель выступает консультантом и организатором деятельности учащегося.
Эффективность результата такого сотрудничества зависит, прежде всего, от планирования учителем процесса обучения в соответствии с логикой освоения учащимися знаний (восприятие —> осмысливание —> запоминание —> применение —> обобщение —> систематизация).
Пользуясь алгоритмом составления технологических карт, мы составили карту по теме “Органы чувств и восприятие. Поведение и психика”.
Технологический подход позволяет развивать человека, способного адаптироваться и самоопределиться в жизни. Он решает 2-е важные образовательные задачи:
- технологизирует деятельность учителя, переводит её в ранг системной.
- даёт модель системной деятельности учащегося.
Использование элементов модульного обучения и опыта по составлению технологических карт, различных дидактических, раздаточных материалов помогает нам развивать познавательную и творческую инициативу деятельности слепых и слабовидящих учащихся на уроках биологии, способствует самостоятельному приобретению ими знаний, формирует мотивы учения. Данная методика позволила на протяжении ряда лет достичь хороших результатов в обучении слепых и слабовидящих учащихся.
Комментарии:
Цели урока: сформировать у учащихся знания о значении пищевых добавок, применяемых для производства пищевых продуктов, определить степень их опасности для здоровья. Изучить содержание пищевых добавок в некоторых продуктах питания; воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью....
15 10 2025 0:13:16
Занятие разработано на основе сценарного подхода, который предполагает учёт обратной связи от учащихся и построение каждого этапа урока для того, чтобы организовать их продуктивную деятельность. Продуктом является рабочий лист ученика. Сценирование связано с реализацией проблемной стратегии обучения. Ведущим средством сценирования учебного занятия является мыследеятельная технология....
14 10 2025 10:53:47
Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике.
...
13 10 2025 2:40:39
Цель урока - расширить знания о науке биология путем различных игр. С помощью игры учащиеся развивают умение отвечать на нестандартные вопросы, учатся принимать правильные решения в различных ситуациях, у них воспитывается бережное отношение к окружающей среде.
...
12 10 2025 16:37:58
Курс рассчитан на учащихся 11-х классов, которым анатомические знания нужны не только для расширения кругозора, эрудиции, подготовки к поступлению в вузы, но и для осознанного изучения и понимания жизненных функций собственного организма. Содержание курса и описание вопросов дано с учетом современной классификации и терминологии. Изложенный материал не ограничивается представлением только об устройстве тела, а показывает организм человека как единое целое. ...
11 10 2025 20:12:31
Экология как наука, сфера человеческой деятельности и область образования имеет высокую социальную значимость. Блочное построение учебной программы, разнообразие задач, упражнений, лабораторных работ, тестов различной сложности внутри каждого раздела, позволят каждому ученику реализовать свое право выбора заданий, соответствующих его возможностям и способностям. ...
10 10 2025 23:25:50
Экология как наука имеет огромное значение для каждого человека и человечества в целом. Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности «Занимательная экология» позволит учащимся младших классов получить новые знания об отдельных организмах и о законах организации биосферы. Изучение экологии и построение жизни человеческого общества в соответствии с ее законами в настоящее время представляется единственно возможным путем развития цивилизации....
09 10 2025 21:34:24
Использование ИКТ на уроках способно преобразить формат преподавания и обучения, сделав учебный процесс более эффективным и привлекательным. Безусловно интересная, но очень объёмная тема «Возникновение жизни на Земле» может быть раскрыта при помощи правильно подобранного материала с использованием мультимедийной техники. Что и предлагается вашему вниманию....
08 10 2025 5:42:52
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
07 10 2025 4:46:27
Какой только воды не бывает на свете. Есть вода морская, а есть речная, озерная, ключевая, «мертвая», «живая», питьевая, колодезная и водопроводная, дождевая. Чистая, грязная, целебная - в общем, разная. Урок раскрывает все удивительные свойства воды с точки зрения естественных наук (биологии, химии, географии и физики). В ходе урока обучающиеся сообщают о фактах воды, выполняют пpaктическую работу раскрывающие уникальные свойства воды....
06 10 2025 22:44:25
Внеклассное мероприятие разработано для учащихся 7–8-х классов. Целью игры является воспитание у учащихся потребности здорового образа жизни, развитие интереса к предмету биология. Большое внимание уделено самостоятельной подготовке школьников к игре....
05 10 2025 23:20:44

Урок формирует навыки здорового образа жизни у детей. Учащиеся знакомятся со строением и жизнедеятельностью бактерий и их огромным значением в природе и жизни человека....
04 10 2025 15:54:43
Современный урок должен быть не уроком запоминания, а уроком мышления, развития интеллекта, для того чтобы осилить весь поток информации; а все операции мышления (дедукция, абстpaкция, рефлексия, систематизация, обобщение и т.д.) объединяет интегративное мышление. Постановка перед учащимися межпредметных, интегрированных задач в значительной степени активизирует познавательную деятельность, так как это требует активной умственной деятельности, напряжения памяти, мышления, самостоятельной оценки событий и фактов, воображения и речи, а также эмоционально-волевых качеств.
Данный интегрированный урок "Работа с текстом научного стиля "Генетика пола" позволяет прийти к следующим выводам: интеграция неизбежна и отвечает специфике педагогической науки и пpaктики; наиболее продуктивной является интеграция, в основе которой лежит научное мировоззрение.
...
03 10 2025 4:45:20
Интегрированный урок биологии и МХК.
Что такое красота? Какова её роль в жизни живых организмов? Субъективна она или существует вне нашего сознания? Что понимаем мы под красотой человеческого тела? Эти вопросы поставлены перед учащимися на занятии. В ходе урока - две позиции: красота субъективна, считает учитель литературы, приглашая в путешествие по времени, в ходе которого предлагаются различные точки зрения на красоту человека; красота объективна, считает учитель биологии, так как в основе её – гармоничность и целесообразность. Учащимся даётся право принять любую из позиций, аргументируя свой выбор.
...
02 10 2025 12:17:52
Урок разработан для проведения в 8-м классе по теме «Анализаторы. Органы зрения». Урок посвящен строению и функциям зрительного анализатора. Приводятся его строение, функции, значение зрения для человека. Большое внимание отведено эстетическому воспитанию учащихся, уходу за органами зрения и его значения с философской точки зрения....
01 10 2025 2:53:33
Методика проведения мини-проектов, в основе которых лежат долгосрочные проектно-исследовательские работы учащихся. Сделаны выводы об эффективности использования проектных и исследовательских методов с целью повышения познавательного интереса школьников....
30 09 2025 22:46:30
Цель урока: повторение и обобщение знаний учащихся о закономерностях наследования признаков у растений, животных, человека....
29 09 2025 7:40:18
Цель урока: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов и нервно-гумopaльную регуляцию этих процессов....
28 09 2025 6:38:33
Использование проектного метода в преподавании биологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся разных классов. Среднесрочный проект в форме ролевой игры в параллели 7-х классов. Несколько вариантов уроков для физико-математического, гуманитарного и естественно-научного классов....
27 09 2025 5:23:54
В результате работы ученики показали на пpaктике как оказать первую помощь при разных видах кровотечений. Они выработали ряд правил своих действий. Решали тесты с последующей самопроверкой....
26 09 2025 8:27:35
Почка состоит примерно из 1 млн. структурных и функциональных единиц — нефронов, прострaнcтво между которыми заполнено соединительной тканью....
25 09 2025 2:26:49
Сегодня перед учителем стоит задача не только развивать школьников, но и дать им самим сделать на уроке маленькое открытие. Вся работа на уроке строится под руководством учителя, он является «дирижером». На уроке учащиеся изучают роль нуклеиновых кислот в живой природе, описывают особенности строения молекул нуклеиновых кислот....
24 09 2025 7:30:58
Тема комнатного цветоводства в настоящее время необычайно актуальна, особенно в северном городе, где большую часть года занимает долгая и суровая зима. Занятие проходит в виде знакомства с отдельными представителями зелёного мира кабинета экологии. Ребята учатся отыскивать растения по словесному описанию, сравнивают их с изображением, а также определяют названия растений, используя занимательные задания....
23 09 2025 9:42:30
В ходе урока изучаются типы развития насекомых; выявляется значение личиночной стадии в жизни насекомых. Проверяются знания хаpaктеристик классов члeнистоногих с самопроверкой и самооценкой; выявляются особенности развития насекомых с полным и неполным превращением. Учащиеся работают с таблицами и кластерами....
22 09 2025 2:31:54
Ферменты выполняют роль биокатализаторов. Пищеварительные ферменты осуществляют расщепление компонентов пищи в пищеварительном канале....
21 09 2025 18:49:11
Экологическая викторина "Лесные жители" проводится во внеурочное время и направлена на углубление знания, полученные на уроках биологии и экологии. Хочется верить, что данная викторина поможет в воспитании чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за её сохранение....
20 09 2025 21:17:57
Урок разработан на основе метода учебного проекта с использованием ЦОР. Данный урок заключительный в разделе "Пищеварение", на котором учащиеся 8-го класса защищают исследовательские проекты, над которыми работали по группам в течение двух недель. Цели проектов: обоснование гигиенических условий нормального пищеварения, режима питания школьников.
...
19 09 2025 23:11:22
Цель урока: осмысление школьниками сказочной трaнcформации с позиции совершаемых собственных действий и поступков по отношению к живой природе. В разделе "Органы цветковых растений" присутствует тематическая градация в изучаемом порядке "Семя", "Корень", "Побег" (образовательная программа И.Н. Пономаревой), которая дает возможность синтезировать учебный материал в сказочную композицию....
18 09 2025 21:10:39
Взаимодействие человека и природы – это комплексное воздействие антропогенных факторов на природу и природных факторов на здоровье и хозяйственную деятельность человека. Метод проектов позволяет развивать познавательные интересы учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, собирать информацию, обpaбатывать её при помощи компьютерной техники.
...
17 09 2025 2:14:38
В работе представлен заключительный урок биологии в 6-м классе по теме "Корень". Урок-викторина. Так как уменьшилось общее количество часов по программе, то данный урок позволяет провести обобщение материала в сжатой форме.
...
16 09 2025 23:14:30
На примере представленного комбинированного урока показано, как интегрированный урок позволяет решать целый ряд задач, которые трудно реализовать в рамках традиционных подходов. Некоторые из таких задач: повышение мотивации учебной деятельности за счет нестандартной формы урока (это необычно, значит интересно); рассмотрение понятий, которые используются в разных предметных областях; показ межпредметных связей и их применение при решении разнообразных задач и т.д....
15 09 2025 4:39:44
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
14 09 2025 23:10:26
Наряду с внедрением современных технологий, массовой компьютеризации школы, по-прежнему важное значение имеет эмоциональное воздействие на ученика, в т.ч. посредством художественного слова на уроке. Хорошая книга – не только «источник знаний», но родник нравственности, духовности, она возбуждает живой интерес к явлениям жизни, вызывая эмоциональные переживания, и может помочь в реализации образовательных и воспитательных задач в учебном процессе....
13 09 2025 16:34:11
В данной работе представлена разработка обобщающего урока по биологии на тему "Царства Бактерии. Царство Грибы. Царство Растения" для шестого класса по программе и учебнику В.В. Пасечника. Урок проводится в игровой форме, что позволяет повысить познавательную активность школьников. Класс делится на три комaнды. Проводятся конкурсы. В конце урока подсчитываются баллы, определяются победители, выставляются оценки.
...
12 09 2025 7:41:18
Цель урока: сформировать представление о влиянии условий среды на строение листа.
...
11 09 2025 2:11:20
Урок разработан в соответствии с идеей модульного обучения. Обеспечивается индивидуализированный темп учебно-познавательной деятельности....
10 09 2025 13:36:50
Урок проводился с учащимися 9-го класса, которые имеют различные отклонения в развитии. Учащиеся данного класса имеют значительный недостаток уровня интеллекта, стойкое недоразвитие уровня познавательной способности, мышления и речи.
...
09 09 2025 9:37:51
В настоящее время состояние образования вызывает противоречивые мнения, но школа обеспечивает получение востребованного образования. Его цели и задачи направлены на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное развитие детей, их саморазвитие и самосовершенствование, социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья....
08 09 2025 5:36:12
Предмет исследования – изучение, состояние и охрана экологии природно-технической системы Золинского пруда как части природного комплекса села Золино, так как это было излюбленным местом отдыха жителей и гостей Барышского района Ульяновской области с 1975 года. На территории проводились экологические операции учащихся школы «Река моего детства», «Живи родник», «Первоцветы», краеведческие исследования «Музей под открытым небом», походы и экскурсии....
07 09 2025 20:37:31
В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....
06 09 2025 3:37:38
Урок знакомит с формами профилактики легочных заболеваний, разъясняет негативное влияние вредных привычек, учит бережному отношению к здоровью.
...
05 09 2025 7:23:35
Учащиеся в процессе урока выявляют вредное влияние на формирующийся организм никотина, алкоголя и других мутагенных факторов. Развивают информационно-коммуникативную компетентность. Воспитывают ценностное отношение к собственному здоровью.
...
04 09 2025 15:28:29
Урок биологии в 6-м классе разработан к учебнику "Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники" И.Н. Пономарёвой. Закрепляет знания учащихся по систематике растений и знакомит с признаками семейств....
03 09 2025 5:23:37
Ланцетники большую часть жизни проводит, зарывшись в песок и выставив наружу передний конец головного отдела. Используют в пищу лишь те морские организмы (бактерии, икринки рыб и др.), которые попадают вместе с водой в ротовое отверстие....
02 09 2025 15:49:54
В ходе урока учащиеся знакомятся со строением цветка; на основе установления сходства в строении цветков различных растений учатся делать вывод о родстве цветковых растений....
01 09 2025 4:27:18
В качестве материала на фестиваль педагогических идей "Открытый урок" мною представлена разработка урока по природоведению в 5-м классе на тему "Природа России". Данный урок имеет экологическую направленность. Основная идея – донести до учащихся понимание того, что человек является частью природы, следовательно, любые изменения природы человеком могут привести к экологическим катастрофам. Одна из целей, которую я реализовала на уроке, – формировать активную гражданскую позицию воспитанников коррекционной школы.
...
31 08 2025 4:27:57
Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....
30 08 2025 9:28:48
Урок-обобщение по теме "Насекомые", проводится в форме устного журнала. Цель занятия: углубить и конкретизировать знания о насекомых, их многообразии и пpaктическом значении. На уроке используются сообщения учащихся, проводится соревнование между комaндами. Такая форма проведения урока способствует активизации познавательной деятельности учащихся.
...
29 08 2025 6:59:59
Рукокрылые – относятся к классу млекопитающие. Способны летать, благодаря видоизмененным передним конечностям и используют полет как основной способ перемещения....
28 08 2025 8:41:40
Автором предложена разработка сценария празднования Дня птиц «Здравствуйте, птицы!» и форма проведения мероприятия: конкурсно-игровая. В сценарий включены произведения знаменитых поэтов и писателя. Предложено музыкальное оформление праздника, использование современных технических средств: компьютера, проектора....
27 08 2025 1:36:24
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::