Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке.
Оборудование:
- скелет гoлyбя, коллекция перьев, гнезд, записи голосов птиц, таблицы по теме, самодельные рисунки, таблицы;
- оформлена выставка книг по теме “Птицы”.
Ход урока
1. Вводная часть.
Звучит запись голосов птиц. На экран проецируются слайды с изображением птиц.
Учитель. Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение – все это делает птиц украшением природы. Нет, пожалуй, такого поэта, музыканта, художника, который бы не черпал вдохновение из самого бездонного и богатого источника – царства природы.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе.
В ней есть душа,
В ней есть любовь,
В ней есть язык.
На улице весна. Скоро из далеких стрaнcтвий возвратятся наши пернатые друзья и мы должны достойно их встретить.
2. Составление синквейна
Какие ассоциации возникают при произнесении слова “птицы”?
Составьте синквейн понятия “птицы”.
Правила составления синквейна.
В синквейне пять строк:
- – понятие (слово) ;
- – прилагательные (два слова) ;
- – глаголы (три слова) ;
- – предложение (из четырех слов) ;
- – существительное (одно слово).
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой хаpaктер.
Пример синквейна:
- Птицы.
- Красивые, удивительные.
- Летают, бегают, поют.
- Птицы украшение нашей природы.
- Друзья.
Что отличает птиц от всех других существ? Чудо полета – так, наверное, скажут многие, – присущая им великолепная и завидная способность словно бы без всяких усилий отрываться от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши.
3. Работа в группах.
Организуется работа в группах. Класс разделяется на четыре группы по шесть человек.
Первая группа – анатомы, вторая – физиологи, третья – этологи, четвертая – экологи.
Каждая группа получает карточку с вопросами и пpaктическим заданием.
Учитель обращается к анатомам и физиологам.
Лучшая одежда – крылья.
Хорошо сидит. Прочна, легка.
Не боится ни дождя, ни пыли
И уносит нас под облака.
Так поэт Валентин Берестов в своем стихотворении “ Дикий гoлyбь” отметил особенности не только этой удивительной птицы, но и многих летающих птиц.
Каковы же приспособления птиц к полету? Каковы особенности внутреннего строения, связанные с полетом?
Первая и вторая группа отвечает на вопросы, выполняет пpaктическое задание, руководитель группы делает вывод.
Учитель обращается к этологам.
Ни одно существо не живет такой полной жизнью, как птица; никакое другое существо не умеет так хорошо, как она пользоваться ею. Весной при оживлении всей природы и птицы начинают жить новой жизнью.
Члeны третьей группы рассказывают о строительстве гнезд, о сложном поведении птиц, делаю вывод.
Учитель обращается к экологам.
Мы перестраиваем экономику, психологию людей, но остаемся глухими и безразличными к экологическим проблемам.
Все меньше окружающей природы
Все больше окружающей среды.
Экологи отвечают на вопросы, распределяют птиц по экологическим группам.
Руководители каждой группы выставляют оценки за работу.
4. Рубрика “Надо подумать”
Задаются вопросы всему классу.
- Почему ласточки не погибают, когда садятся на линии электропередач?
(Ласточки сидят только на одном проводе. Гибель их возможна только тогда, когда они будут касаться двух проводов. В этом случае произойдет замыкание электрической цепи и ток пойдет через тело птицы). - Почему голова и шея грифов лишена перьевого покрова?
(Грифы питаются падалью. Их называют птицами – санитарами. Отсутствие перьевого покрова на голове и шее облегчает проникновение внутрь трупа животного). - Какую птицу называют другом английских шахтеров? Почему?
(Шахтеры, спускаясь в забой берут с собой канареек. Канарейки очень чувствительны к содержанию в воздухе даже ничтожного количества токсичного рудничного газа. Птицы, погибая, спасают жизнь шахтерам). - Грач и перепел склевали гранулы минерального удобрения, оставшегося на
пшеничном поле. Какая птица погибнет? Почему?
(Перепел. Ротовая полость грачей имеет мало вкусовых почек. Апробация пищи грачей происходит в желудке в тот момент, когда от нее не поздно освободится. Когда грач почувствует, что пища несъедобная, он отрыгивает ее из зоба и желудка). - Верно ли утверждение, что у птиц зубы в желудке?
(Верно. Птицы не имеют зубов. Функцию зубов выполняет зоб и мускулистый желудок). - Зерна, лишенные зародыша, смешали с полноценными зернами. Этой смесью
кормили гoлyбей. Какие зерна клевали гoлyби? Почему?
(Гoлyби клевали полноценные зерна, а остальные отбрасывали. Полноценные зерна они определяли с помощью вкусовых сосочков по неодинаковому вкусу крахмала и белка. Эндоcпepм зерна содержит больше крахмала, а зародыш – белка). - Нефть, смазав оперенье водоплавающей птицы, вызывает ее гибель через четыре часа. Почему? (Нефть разрушает структуру перьев, уничтожает жировую смазку птиц. У них исчезает воздушная прослойка между перьями и телом. Перьевой покров сильно намокает, и птица погибает от переохлаждения. Порция нефти, заглоченная птицей, действует на организм как яд. У птиц возникает пневмония и расстройство нервной системы).
5. Решите правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
- Птицы самый крупный класс по числу видов среди других классов позвоночных животных.
- Перьевой покров гoлyбя не имеет пуха.
- Пояс передних конечностей у птиц состоит из двух лопаток и двух ключиц.
- Кожа птиц тонкая сухая (имеется лишь копчиковая железа).
- Воздушные мешки птиц – часть их дыхательной системы.
- Сердце у птиц четырехкамерное.
- У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок.
- Мочевой пузырь у птиц небольшой.
- Все птицы строят гнезда.
- Рябчики, глухари, тетерева – куриные птицы.
За правильный ответ 1 балл. 10 баллов – “5”; 7–9 баллов – “4”.
6. Рефлексия.
В зачетные книжки руководители групп выставляют оценки за устные ответы и за выполнение задания “Выбери правильное суждение”.
Приложение
Комментарии:
Цветок — это укороченный видоизмененный и ограниченный в росте побег, несущий околоцветник, тычинки, плодолистики (пестики). Строение цветков у всех цветковых растений сходно, а форма — разнообразна....
11 11 2025 0:28:28
Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.).
...
10 11 2025 15:42:24
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
09 11 2025 1:41:58
Умение перенести знания одного предмета при усвоении другого вносит в деятельность учащихся большую целенаправленность при решении определенных задач, повышает активность самостоятельных методов работы, выpaбатывает логическую последовательность в реализации различных проектов. Примером создания подобных разработок является создание различных межпредметных проектов с использованием среды Visual Basic for Application....
08 11 2025 1:36:51
Урок изучения нового материала проводится в 6-м классе по программе И.Н. Понамаревой. Создание на уроке ситуации интеллектуального затруднения, использование проблемных задач способствует творческому мышлению, столь необходимому каждому в повседневной жизни. На уроке создаются условия для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся. Объяснение нового материала на уроке происходит с использованием компьютерной презентации. Это обеспечивает активное восприятие нового учебного материала, позволяет учителю организовать новые, нетрадиционные формы учебной деятельности, широко использовать методы активного, деятельностного обучения в организации творческой работы учащихся, сделав изучение биологии более мобильным....
07 11 2025 12:28:21
Автор знакомит учащихся с некоторыми достижениями технической науки, использующей особенности строения и жизнедеятельности насекомых для совершенствования существующих аппаратов, приборов и создания новых механизмов и технических систем....
06 11 2025 8:22:21
Урок биологии в 8-м классе направлен на развитие коммуникативной и проектной компетентности учащихся, предполагает опору на их субъектный опыт. Презентация, включенная в урок, является продуктом самостоятельной поисковой деятельности учеников. В урок включены дифференцированные задания для групповой самостоятельной работы, возможности выбора вида деятельности учениками. Урок позволяет обучающимся освоить большую часть информации самостоятельно, проявив поисковые способности....
05 11 2025 8:21:20
Мир живой природы разнообразен и уникален. Это и простейшие одноклеточные организмы, и многоклеточные: растения, грибы, животные. Материал можно использовать фрагментами на различных уроках с 5-го по 7-й класс для ознакомления с представителями живой природы....
04 11 2025 16:35:43
В наше время люди всё в большей мере осознают, что творчество - одна из самых важных составляющих личного счастья и профессионального успеха. Бытует мнение: творческие способности являются врождёнными, и лишь немногие понимают, их можно развивать, ведь каждый человек наделён богатейшим творческим потенциалом. Для того, чтобы реализовать развивающие потребности отдельных учащихся, стремящихся к творческому созиданию, в лицее родилась идея создания школы нового поколения. Школа наук действует на базе МОУ "Лицей" города Абакана Республики Хакасии с целью выявления и воспитания одарённых подростков, повышения социального статуса знаний....
03 11 2025 20:35:48
Программа предназначена для школьников, интересующихся изучением состояния лесных экосистем, их продуктивности, направлений использования и воспроизводства лесных ресурсов с целью обеспечения исследовательской деятельности....
02 11 2025 3:15:27
Использование модульной программы позволяет сделать урок наиболее продуктивным – у ученика есть возможность выбора индивидуального темпа работы, а учителю это позволяет использовать различные виды контроля и своевременно оказывать помощь.
...
01 11 2025 5:29:30
План проведения обобщающего урока по теме "Кровеносная система" содержит сценку, отражающую точки зрения врачей разных эпох на диагностику и лечение структурных нарушений сердечно-сосудистой системы, и тест на проверку знаний по данной теме.
...
31 10 2025 6:20:14
Материал урока знакомит учащихся с растениями и животными, используемыми в символике г. Абакана и республики Хакасия. Во время проведения игры ребята разгадывают кроссворды, загадывают загадки, рассказывают стихи хакасских поэтов о красоте родного края. Данный урок-игру можно провести как внеклассное мероприятие....
30 10 2025 17:41:41
В самом простом понимании биология - наука о жизни и развитии живых тел. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителей биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения.
...
29 10 2025 16:16:10
Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....
28 10 2025 3:21:40
Урок немецкого языка в 11-м по теме:"Культура и музыка" рассчитан на закрепление речевого материала и развитие коммуникативных возможностей учащихся. На уроке используются различные виды деятельности: информационно-поисковое чтение, текст, диалогическая речь....
27 10 2025 6:27:32
Вашему вниманию предлагается урок-путешествие на тему "Витамины". Основной акцент урока сделан на важность здоровья человека, на необходимость вести здоровый образ жизни. Сосредоточено внимание на необходимости употрeбления витаминов людьми, живущими в условиях Крайнего Севера....
26 10 2025 11:13:27
Готовясь к конференции, учащиеся углубленно изучают материал учебника, ищут ответы на поставленные вопросы в дополнительной литературе, в электронных учебниках, Интернете. Подобные формы учебной работы повышают у школьников интерес к самостоятельному добыванию знаний, существенно расширяют их кругозор, повышают интеллектуальный уровень, учат сжато излагать мысли.
...
25 10 2025 4:48:26
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
24 10 2025 13:49:50
Данный урок углубляет знания обучающихся о дикорастущих цветковых растениях Кемеровской области, способствует формированию познавательного интереса, пробуждает желание любить и охранять природу....
23 10 2025 17:42:42
Задачи урока: систематизировать знания учащихся о строении и функциях пищеварительной системы; познакомить учащихся с процессами механической и химической обработки пищи в ротовой полости, роли ферментов в этих процессах, деятельностью слюнных желез, содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ жизни....
22 10 2025 9:13:58
Биологический спектакль – проверенная временем и хорошо зарекомендовавшая себя форма работы. Дети охотно участвуют в спектаклях, посвященных, как правило, экологическим проблемам или повествующих о жизни экосистемы. Спектакль доступно раскрывает взаимосвязь между живыми организмами в природе. Сценарий можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности по предмету....
21 10 2025 4:19:13
В статье дано определение самостоятельной работы, рассмотрены уровни самостоятельной деятельности учащихся в соответствии с их учебными возможностями, требования к организации самостоятельных работ на уроке и виды самостоятельных работ....
20 10 2025 21:51:24
Урок проводится в 11-м классе с целью сформировать у учащихся представления о географическом и экологическом способах видообразования; научить определять способы видообразования, сравнивать их друг с другом; продолжить формирование у школьников убежденности в необходимости сохранения видового многообразия растений и животных. Сложный для восприятия и запоминания материал легко усвоить с помощью опopных схем, изложенных в данном плане-конспекте....
19 10 2025 1:44:18
Материалы к уроку представлены в форме презентации. На уроке изучается особенности микроорганизмов, их использование и значение в современной технологии. Рассмотрены основные разделы биотехнологии: генетическая, клеточная и биологическая инженерия и особенности их применения на пpaктике....
18 10 2025 7:58:27
Цель урока: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выявить усложнения кровеносной системы в процессе эволюции; изучить состав крови и ее функции....
17 10 2025 9:21:44
Медуза имеет форму зонтика или продольно вытянутого купола. Встречаются довольно крупные виды. Отдельные представители класса сцифоидные в диаметре достигают 2м (Cyanea arctica)....
16 10 2025 3:48:12
Основная задача селекционеров выводить новые штаммы, с точно установленными хаpaктеристиками и способствовать их внедрению в производство....
15 10 2025 23:20:31
Представлен сценарий викторины для 6-го класса в стихотворной форме. Включает теоретические вопросы и пpaктические задания по темам: "Семя", "Строение клетки", а так же общие вопросы о животных, растениях, грибах. Проводится с целью активизации познавательной активности школьников и развития интереса к предмету.
...
14 10 2025 10:54:46
Урок проводится за счет резервного времени с учетом повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний учащихся. Учащиеся должны хорошо усвоить особенности жизненных процессов основных отделов низших и высших растений. Урок способствует развитию речи, логического мышления, коммуникативных способностей учащихся и воспитывает экологическую культуру.
...
13 10 2025 16:18:51
Урок закрепляет знания о птицах, развивает интерес к предмету, экологическому образованию....
12 10 2025 13:36:43
Представлен материал конференции о взаимодействии растений, животных и природных условий в природных зонах Азии. Целью проведения конференции является продолжение формирования представления детей о связи компонентов природы....
11 10 2025 12:46:15
Интеграция тем: «Генеалогический метод анализа и составление родословной» и «MS WORD. Вставка и форматирование графических изображений» дает возможность использовать приобретенные студентами знания и методику составления родословной во встроенном графическом редакторе офисных программ семейства MS Office....
10 10 2025 8:29:50
Изучается многообразие птиц, рассматриваются особенности строения, связанные с образом жизни и средой обитания, раскрывается значение птиц данных отрядов в природе и жизни человека....
09 10 2025 16:20:15
Цель урока – повторить основные понятия темы «Строение клетки», научиться использовать научную терминологию; систематизировать умение хаpaктеризовать особенности прокариот и эукариот. У учащихся развивается познавательная активность, умение применять фактические знания в игровой ситуации. Дети учатся пользоваться цифровым микроскопом....
08 10 2025 7:20:34
Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....
07 10 2025 8:32:46
Цель урока: сформировать у учащихся знания о клетке как живой единице растительного организма; раскрыть особенности строения растительной клетки, показать взаимосвязь строения и выполняемых функций на примере органоидов....
06 10 2025 2:14:48
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
05 10 2025 14:34:34
На уроке в фронтальном опросе формируется речь, развиваются умения обобщать, сравнивать, делать выводы, мышление в решении биологических задач. Учащимся предлагается работа с наглядным анимированным материалом и интеллектуальная викторина "Своя игра" по теме урока. Развивается познавательный интерес к изучению собственного организма и биологии....
04 10 2025 4:26:24
Урок представлен групповым проектом. Каждая группа работает над определённой проблемой, выдвигает гипотезу и в ходе работы подтверждает или опровергает её. Группа «Историки» освещает историю переливания крови; группа «Медики» рассказывает о групповых факторах крови; группа «Генетики» решает пpaктические задачи; группа «Социологи» рассказывает о результатах анкетирования; группа «Служба крови» освещает проблемы донорства....
03 10 2025 0:10:35
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
02 10 2025 14:57:12
Урок знакомит учащихся 5-го класса на уроках природоведения с понятием "организм" и основными его свойствами, в результате которого у учащихся формируется целостная картина мира....
01 10 2025 10:15:53
Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....
30 09 2025 17:41:25
В настоящее время в учебных заведениях широко применяется образовательная технология - научно-исследовательская деятельность. Её целью является воспитание образованной, гармонически развитой и творческой личности. Научно-исследовательская деятельность позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей....
29 09 2025 13:52:28
Разработана серия дидактических заданий, которые дополняют основной материал курсов биологии 9–11-х классов. Дидактические задания разработаны для организации самостоятельной работы учащихся на уроке и на серии уроков, могут служить основой для профессионального ориентирования. ...
28 09 2025 21:56:56
Цель урока: познакомить обучающихся с различными взглядами на проблему возникновения и развития жизни на Земле.
Данная презентация помогает решить следующие задачи: обеспечивает наглядность урока, формирует современное научное мировоззрение, критическое мышление по отношению к разным взглядам на происхождение жизни, расширяет кругозор обучающихся....
27 09 2025 7:30:43
Учащиеся формируют знания анатомических особенностей выделительной системы, раскрывают значение выделения из организма конечных продуктов обмена веществ, выясняют, какие болезни могут возникать при этом, как их избежать. Учит защищать проект и анализировать работу в группе....
26 09 2025 16:38:39
Урок развивает у учащихся умение ориентироваться в потоке информации, выбирая нужное, овладевая навыками самостоятельной умственной деятельности. Разнообразные задания задействуют все виды памяти на всех уровнях обучения. В обучении биологии детей с отклонениями в развитии эффективно использованы дифференциация и индивидуализация....
25 09 2025 2:26:22
Самой важной функцией комплекса Гольджи считают выведение из клетки продуктов синтеза, поэтому его еще называют трaнcпортным аппаратом клетки....
24 09 2025 16:51:29
Приоритетной задачей образовательного процесса в условиях ФГОС – формирование учебной деятельности. Именно проблемное обучение помогает школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности. При проблемном обучении учащиеся имеют возможность добывать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности и путём коллективного обсуждения находить верный ответ....
23 09 2025 12:57:13
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны