Контрольно-обобщающий урок по теме "Птицы"

Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по теме через вовлечение их в активную деятельность на уроке.
Оборудование:
- скелет гoлyбя, коллекция перьев, гнезд, записи голосов птиц, таблицы по теме, самодельные рисунки, таблицы;
- оформлена выставка книг по теме “Птицы”.
Ход урока
1. Вводная часть.
Звучит запись голосов птиц. На экран проецируются слайды с изображением птиц.
Учитель. Подвижность, красивое оперение, разноголосое пение – все это делает птиц украшением природы. Нет, пожалуй, такого поэта, музыканта, художника, который бы не черпал вдохновение из самого бездонного и богатого источника – царства природы.
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе.
В ней есть душа,
В ней есть любовь,
В ней есть язык.
На улице весна. Скоро из далеких стрaнcтвий возвратятся наши пернатые друзья и мы должны достойно их встретить.
2. Составление синквейна
Какие ассоциации возникают при произнесении слова “птицы”?
Составьте синквейн понятия “птицы”.
Правила составления синквейна.
В синквейне пять строк:
- – понятие (слово) ;
- – прилагательные (два слова) ;
- – глаголы (три слова) ;
- – предложение (из четырех слов) ;
- – существительное (одно слово).
Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой хаpaктер.
Пример синквейна:
- Птицы.
- Красивые, удивительные.
- Летают, бегают, поют.
- Птицы украшение нашей природы.
- Друзья.
Что отличает птиц от всех других существ? Чудо полета – так, наверное, скажут многие, – присущая им великолепная и завидная способность словно бы без всяких усилий отрываться от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши.
3. Работа в группах.
Организуется работа в группах. Класс разделяется на четыре группы по шесть человек.
Первая группа – анатомы, вторая – физиологи, третья – этологи, четвертая – экологи.
Каждая группа получает карточку с вопросами и пpaктическим заданием.
Учитель обращается к анатомам и физиологам.
Лучшая одежда – крылья.
Хорошо сидит. Прочна, легка.
Не боится ни дождя, ни пыли
И уносит нас под облака.
Так поэт Валентин Берестов в своем стихотворении “ Дикий гoлyбь” отметил особенности не только этой удивительной птицы, но и многих летающих птиц.
Каковы же приспособления птиц к полету? Каковы особенности внутреннего строения, связанные с полетом?
Первая и вторая группа отвечает на вопросы, выполняет пpaктическое задание, руководитель группы делает вывод.
Учитель обращается к этологам.
Ни одно существо не живет такой полной жизнью, как птица; никакое другое существо не умеет так хорошо, как она пользоваться ею. Весной при оживлении всей природы и птицы начинают жить новой жизнью.
Члeны третьей группы рассказывают о строительстве гнезд, о сложном поведении птиц, делаю вывод.
Учитель обращается к экологам.
Мы перестраиваем экономику, психологию людей, но остаемся глухими и безразличными к экологическим проблемам.
Все меньше окружающей природы
Все больше окружающей среды.
Экологи отвечают на вопросы, распределяют птиц по экологическим группам.
Руководители каждой группы выставляют оценки за работу.
4. Рубрика “Надо подумать”
Задаются вопросы всему классу.
- Почему ласточки не погибают, когда садятся на линии электропередач?
(Ласточки сидят только на одном проводе. Гибель их возможна только тогда, когда они будут касаться двух проводов. В этом случае произойдет замыкание электрической цепи и ток пойдет через тело птицы). - Почему голова и шея грифов лишена перьевого покрова?
(Грифы питаются падалью. Их называют птицами – санитарами. Отсутствие перьевого покрова на голове и шее облегчает проникновение внутрь трупа животного). - Какую птицу называют другом английских шахтеров? Почему?
(Шахтеры, спускаясь в забой берут с собой канареек. Канарейки очень чувствительны к содержанию в воздухе даже ничтожного количества токсичного рудничного газа. Птицы, погибая, спасают жизнь шахтерам). - Грач и перепел склевали гранулы минерального удобрения, оставшегося на
пшеничном поле. Какая птица погибнет? Почему?
(Перепел. Ротовая полость грачей имеет мало вкусовых почек. Апробация пищи грачей происходит в желудке в тот момент, когда от нее не поздно освободится. Когда грач почувствует, что пища несъедобная, он отрыгивает ее из зоба и желудка). - Верно ли утверждение, что у птиц зубы в желудке?
(Верно. Птицы не имеют зубов. Функцию зубов выполняет зоб и мускулистый желудок). - Зерна, лишенные зародыша, смешали с полноценными зернами. Этой смесью
кормили гoлyбей. Какие зерна клевали гoлyби? Почему?
(Гoлyби клевали полноценные зерна, а остальные отбрасывали. Полноценные зерна они определяли с помощью вкусовых сосочков по неодинаковому вкусу крахмала и белка. Эндоcпepм зерна содержит больше крахмала, а зародыш – белка). - Нефть, смазав оперенье водоплавающей птицы, вызывает ее гибель через четыре часа. Почему? (Нефть разрушает структуру перьев, уничтожает жировую смазку птиц. У них исчезает воздушная прослойка между перьями и телом. Перьевой покров сильно намокает, и птица погибает от переохлаждения. Порция нефти, заглоченная птицей, действует на организм как яд. У птиц возникает пневмония и расстройство нервной системы).
5. Решите правильно или неправильно то или иное предложенное суждение. Выпишите номера правильных суждений.
- Птицы самый крупный класс по числу видов среди других классов позвоночных животных.
- Перьевой покров гoлyбя не имеет пуха.
- Пояс передних конечностей у птиц состоит из двух лопаток и двух ключиц.
- Кожа птиц тонкая сухая (имеется лишь копчиковая железа).
- Воздушные мешки птиц – часть их дыхательной системы.
- Сердце у птиц четырехкамерное.
- У птиц хорошо развиты передний мозг и мозжечок.
- Мочевой пузырь у птиц небольшой.
- Все птицы строят гнезда.
- Рябчики, глухари, тетерева – куриные птицы.
За правильный ответ 1 балл. 10 баллов – “5”; 7–9 баллов – “4”.
6. Рефлексия.
В зачетные книжки руководители групп выставляют оценки за устные ответы и за выполнение задания “Выбери правильное суждение”.
Приложение
Комментарии:
На уроке учащиеся знакомятся со строением кишечнополостных, их многообразием. Используются различные формы работы (беседа, работа в группах, самостоятельная поисковая деятельность) и технологии (коллективные способы деятельности, здоровьесберегающие технологии, технология актуализации собственного опыта, поисковая деятельность)....
15 11 2025 20:54:14
Предлагаемый элективный курс предназначен для учащихся 8–9-х классов. Данный курс опирается на знания и умения, полученные школьниками при изучении биологии 8-го класса, поддерживает и углубляет знания по этому предмету. Элективный курс "Обжора долго не живет" рассматривает такие вопросы, как особенности профессии врача диетолога, содержание данной профессии и возможности ее реализации, составление режима питания и индивидуальной диеты. ...
14 11 2025 16:47:15
Интеллектуальная игра "Анатомическая викторина" с элементами КВН является примером успешного использования игр в пpaктике преподавания естественно-медицинских дисциплин студентам из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению....
13 11 2025 6:35:36
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
12 11 2025 10:40:41
На уроке организуется повторение, закрепление и применение полученных знаний, что необходимо для подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-м классе. Приёмы активизации познавательной деятельности – пословицы и поговорки, групповая и парная работа, решение проблемных ситуаций – используются на всех этапах урока....
11 11 2025 17:11:11
Комбинированный урок с постановкой проблемного вопроса и применением активных форм обучения. Решение задач по теме «Работа сердца» и активное участие учащихся в изучении нового материала позволяет им самостоятельно сделать выводы по уроку и ответить на проблемный вопрос.
...
10 11 2025 21:13:43
В статье описывается разработка буклетов по видовому разнообразию определенной экосистемы города или области/края. Приводятся примеры таких разработок на материале по городу Омску и Омской области, а также примерный план учебно-исследовательского проекта на тему: "Школьники - юные исследователи".
...
09 11 2025 22:23:56
Обобщающе-интегрированный урок по биологии для учащихся 7-го класса на тему «Тип Члeнистоногие. Неизвестное об известном» обобщает, систематизирует и закрепляет изученный материал по теме Члeнистоногие, проверяет полноту, гибкость и осознанность усвоения учащимися новых знаний и умений реализовывать вновь приобретенные знания, выявление пробелов в ЗУН для последующей коррекции....
08 11 2025 23:46:43
Об интернет-тренажерах, как одной из форм дистанционного обучения....
07 11 2025 10:23:18
Вашему вниманию предлагается статья в которой вы познакомитесь с чёрными металлами. Узнаете о способах их получения и обработки.
...
06 11 2025 7:48:59
В статье рассматривается то, что находится и должно находиться в кабинете биологии и как это влияет на ход обучения учеников по данному предмету.
...
05 11 2025 1:36:53
При составлении технологической карты урока использовался учебник «Биология (профильный уровень) – 10-й класс», под редакцией проф. И.Н. Пономаревой. Алгоритм работы на уроке: 1) ввод в проблему – стадия вызова; 2) осмысление содержания; 3) размышление (рефлексия). Использование на уроке ИКТ как еще одного подхода к изучению теоретического материала в первую очередь решает задачи интенсификации учебного процесса, обеспечивая новые инструменты визуализации и представления материала....
04 11 2025 1:19:54
Урок знакомит учащихся с особенностями строения и жизнедеятельности шляпочных грибов, правилами их сбора; формирует умение распознавать съедобные и ядовитые грибы; учит правилам сбора грибов. Показывается роль грибов в системе живых организмов, а также влияние на здоровье людей, использование в хозяйственной деятельности....
03 11 2025 16:58:29
Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....
02 11 2025 3:57:20
Цели урока: создать условия для осознания и осмысления понятий по теме «Кожа. Её строение и функции»; способствовать развитию умения работать с разными источниками информации, критически оценивать полученную информацию, развивать коммуникативные умения обучающихся; воспитывать культуру общения, способствовать пробуждению интереса к изучению окружающего мира....
01 11 2025 21:30:29
Заключительный урок при изучении класса Пресмыкающиеся, который позволяет закрепить знания о внешнем и внутреннем строении пресмыкающихся, размножении и многообразии. Межпредметные связи позволяют развивать интерес к биологическим знаниям, самостоятельное мышление и умение анализировать....
31 10 2025 14:30:36
На уроке учащиеся знакомятся с причинами снижения численности видов животных, животными, занесенными в Красную книгу России, Краснодарского края, с мерами по охране животных. Развивается умение работы с тестами дополнительной литературы, создания презентации о животных Красной книги, защиты проекта....
30 10 2025 3:13:45
В материалах раскрыта актуальность межпредметных связей в свете модернизации образования. Содержание урока раскрывает энергетику и гигиену питания с биологической и химической стороны, показано применение разнообразных методических приемов, направленных на развитие самостоятельной творческой деятельности школьников в процессе познания....
29 10 2025 10:44:57
Плоские черви – двусторонне-симметричные организмы, с приплюснутым телом и отграниченным головным, и хвостовым концом. Тело – листовидное или лентообразное....
28 10 2025 12:28:58
Данный урок ориентирован на учащихся 8-го класса по учебнику Д.В. Колесов, Р.Д. Маш и Н.Беляев "Биология. Человек" (М. "Дрофа"). Задачами урока являются: усиление здоровьесберегающей направленности знаний учащихся, умения пользоваться схемами и микроскопом, развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать и делать выводы. В ходе урока даётся дополнительный материал, который повышает интерес у учащихся к самостоятельному добыванию знаний....
27 10 2025 12:21:56
Задачи: расширить знания учащихся по особенностям выращивания плодово-ягодных культур; показать межпредметную связь математики и биологии; способствовать развитию приемов умственной деятельности....
26 10 2025 20:59:14
В последнее время всё больше учителей – пpaктиков склоняются к мысли о том, что процесс обучения в школе не должен сводиться к простой передаче некой суммы знаний от учителя к ученику. Важно научить школьников самостоятельно добывать знания, направлять их поиск, т.е. осуществлять мотивационное управление их учением. В этой ситуации особая роль отводится системе модульного обучения. Роль автора на модульном уроке - управление работой учащихся, где он имеет возможность общаться пpaктически с каждым учеником, помогать слабым и поощрять сильных....
25 10 2025 5:32:44
Данный материал представляет собой урок-исследование по биологии в 9-м классе. Цель его - провести исследование родословной А.С. Пушкина и составить родословную своей семьи. На уроке учащиеся устанавливают, что различные наследственные факторы, соединившись в одном человеке, в его геноме, могут дать миру гения....
24 10 2025 21:37:18
Урок помогает узнать отличительные черты живых организмов, их клеточное строение, о средах обитания организмов, их приспособленности к жизни в них, о распространении растений и животных на материках, в океанах, в важнейших зонах Земли....
23 10 2025 19:23:30
Внеклассное мероприятие «Крестики-нолики» рассчитано на учащихся 5-го класса. Оно призвано через познавательную деятельность помочь детям открыть окно в мир знаний и удивительных открытий, развивать остроту мышления и сообразительности у ребят....
22 10 2025 3:56:45
В ходе урока изучается состав и функции опopно-двигательной системы, химический состав и свойства костей....
21 10 2025 18:18:19
ИКТ, в том числе презентации, на уроках биологии повышают мотивацию учащихся к изучению предмета и, как следствие, уровень обученности. Познавательный интерес к предмету, формирование предметной компетенции − основание для профессиональной ориентации учащихся, что подтверждается выбором биологии для сдачи экзамена в новой форме в 9-м классе и ЕГЭ, а также профессиональным самоопределением....
20 10 2025 21:11:37
Игра, в которую могут играть ученики 5–11-х классов, интересующиеся биологией и другими межпредметными науками, такими как биология – география, биология – литература и т.д. Изменяя задания, возможно, проводить игру на заключительных уроках. Можно проводить на уроке с одним классом или в большом помещении (актовый зал) с параллелями классов (комaндная игра). Игра расширяет кругозор знаний детей и позволяет изучать биологию с большим интересом....
19 10 2025 7:15:49
Представлен конспект урока-рассуждения "Гомо сапиенс — промежуточный или финальный этап эволюции?". Этот урок целесообразно провести как обобщающий по теме "Антропогенез". На занятии предлагается не только повторить и обобщить базовые понятия, но и значительно расширить кругозор, увидеть взаимосвязи между различными отраслями знаний, познакомить с современными тенденциями в науке. Использование различных видов деятельности на уроке способствует развитию интереса к биологии и пpaктической психологии; показывает значимость этих наук в реальной жизни людей....
18 10 2025 12:26:21
Внеклассное мероприятие "В гостях у Лешего" было проведено во время Недели естественных наук в нашей школе. В ней участвовали ученики 6-х классов. Праздничность вечера, его художественное оформление создали эмоциональный настрой, способствующий развитию познавательного интереса и лучшему восприятию информации....
17 10 2025 17:48:43
Задача урока – сформировать у учащихся систему основных понятий об этапах образовании пoлoвых клеток у животных и человека и организовать теоретическое исследование нового материала по изучению основных изменений, происходящих с клетками в различных зонах гонад, работая в парах....
16 10 2025 1:33:49
На уроке подробно рассматривается процесс трaнcпортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....
15 10 2025 23:33:45
Внеклассное мероприятие для учащихся 5–7-х классов проводится в рамках общешкольной недели посвященной Дню рождения Ханты-Мансийского Автономного Округа – Югры. Очень важно воспитывать у детей интерес к истории своего народа, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. С этой целью проведено данное мероприятие по земле родного края, которое способствует воспитанию нравственных качеств, обогащению детей знаниями о Ханты-Мансийском крае, закреплению полученных знаний....
14 10 2025 22:42:53
Для кишечнополостных хаpaктерна радиальная симметрия, если провести линию от нижнего края до верхнего, то противоположные участки тела относительно проведенной оси буду идентичны....
13 10 2025 6:39:24
На занятии учащиеся овладевают умениями обосновывать место и роль биологических знаний в пpaктической деятельности людей, развитии современных технологий; проводятся наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений. Ученики находят и анализируют информацию о живых объектах, развивается познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в изучении выдающихся достижений биологии....
12 10 2025 21:54:35
Урок биологии по теме «Зрительный анализатор» для учащихся 8-х классов направлен на формирование понимания связи между структурой и функциями конструктов органов и организма на примере анализаторов, и расширение представлений учащихся о функционально-структурных связях зрительного анализатора....
11 10 2025 17:20:36
Урок способствует закреплению знаний учащихся по данной теме и расширению их кругозора. Проводится по типу известной игры «Своя игра» с использованием видеоматериалов....
10 10 2025 21:29:56
Урок проводится после изучения темы "Эволюционное учение" с целью формирования понимания взаимосвязи между знанием по теории эволюции и охраной среды. На уроке учащиеся приходят к выводу о том, что эволюционный подход необходим для планирования и предвидения результатов вмешательства человека в окружающую среду. Модель урока может быть успешно реализована не только на уроках биологии, но и на уроках по другим предметам: физики, химии, географии. ...
09 10 2025 8:18:11
Учащиеся знакомятся с понятием "здоровый образ жизни". Формируется представление о себе, своём здоровье как о самой важной ценности. Созданы условия для первичной оценки подростками своего здоровья. Учащиеся разбираются в том, как вредные привычки влияют на жизнь и здоровье человека....
08 10 2025 23:33:13
Растения, животные, грибы и бактерии живут совместно и испытывают не только влияние факторов неживой природы. но и друг друга. Сообщество живых организмов...
07 10 2025 4:19:45
Абсолютное число видов птиц являются летающими, и поэтому большинство их особенностей анатомии и физиологии связано именно с полетом. Подобранный к уроку материал позволяет в полной мере еще раз отметить эти особенности, систематизировать их, глубоко усвоить учащимися. Задания к уроку можно использовать для повторения материала при подготовке к ЕГЭ....
06 10 2025 10:51:35
В статье автор рассматривает организацию проектной деятельности учащихся при изучении биологии в школе. Как увлечь учащихся проектной деятельностью? Как правильно организовать работу учащихся над проектом? Основные этапы работы над проектом и основные требования к оформлению. Использование компьютерных технологий в работе школьников и результативность создания проекта.
Работа учащихся с проектами апробирована автором, используется в работе школьного НОУ по биологии и как один из этапов подготовки к итоговой аттестации....
05 10 2025 18:29:37
Мероприятие проводится по принципу телепередачи "Жить здорово!" с главной ведущей Еленой Малышевой. Данное мероприятие проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, можно проводить на классных часах, на занятиях кружка и т.д....
04 10 2025 4:30:11
Урок по биологии по теме. На уроке рассматриваются вопросы влияния и последствия негативных факторов для развития зародыша....
03 10 2025 2:35:35
На уроке учащиеся узнают о вкладах людей в историю Отечества и о том вкладе, который могут внести они сами.
...
02 10 2025 10:18:31
Игра "Что? Где? Когда?" «По страницам Красной книги Алтайского края» позволит интересно провести не только урок, но и внеклассное занятие. Цель игры: привлечь внимание учащихся к проблемам охраны животных и растительных объектов Алтайского края, занесенных в Красную книгу, формирование ответственного отношения к природной среде и ее обитателям....
01 10 2025 5:56:20
Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....
30 09 2025 7:10:20
Урок на тему "Зачем человеку уши? Строение и функции органа слуха" проводится с использованием информационных технологий, что позволяет повысить интерес учащихся к изучаемому материалу и развивает навыки самостоятельной работы учащихся с предлагаемым материалом. Для проверки знаний используется тестирование с автоматическим выставлением оценки. Применяются элементы здоровьесберегающих технологий в течение урока.
...
29 09 2025 2:28:11
Опыт применения инновационной технологии в урочной форме организации учебной деятельности учащихся представлен в проекте "Успешное функционирование кровеносной системы как условие долголетия"....
28 09 2025 20:11:50
Цели урока: выделить признаки грибов как представителей самостоятельного царства; показать их сходство и отличие от растений и животных; изучить особенности строения, питания и размножения грибов; показать многообразие грибов в природе; определить роль грибов в природе и жизни человека....
27 09 2025 3:59:52
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




