Информационные технологии на уроках биологии
Цели:
- образовательные: познакомить учащихся с особенностями строения, размножения и развития представителей класса Базидиомицеты. Дать понятие о полезных, вредных и о ядовитых грибах, правилах их сбора и употрeбления.
- развивающие: расширение кругозора и развитие интереса к предмету через информационно-коммуникативные и проектные технологии
- общеучебные:
а) учебно-организационные: составлять схемы, таблицы.
б) учебно-интеллектуальные: умения сравнивать, анализировать.
в) учебно-информационные: пользоваться компьютером.
- воспитательная: воспитание бережного отношения и любви к природе, экологической культуры.
Методы:
- по хаpaктеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковые: проекты учащихся.
- по виду источника знаний: словесно-наглядные
- по форме совместной деятельности учителя и учащихся: рассказ, беседа
Тип урока:
- по основной дидактической цели: изучение нового материала.
- по способу проведения и этапам учебного процесса: комбинированный.
- по форме проведения: урок – путешествие.
Средства обучения: локальная компьютерная сеть, мультимедиа, библиотека электронных наглядных пособий “Биология 6–9 класс”, лабораторный пpaктикум по биологии тема “Шляпочные грибы”, мультимедийная презентация, таблицы, муляжи грибов, выставка книг о грибах: Б.В. Андрест “Грибное лукошко”, Н.Н. Смирнов, В.Н. Ручкин “Грибы сибирского леса”, энциклопедия Аванта + “Биология” и т.д.
Контроль результатов обучения:
а) по способу организации: индивидуальный
б) по способу подачи информации: компьютерный контрольПриложение
Ход урока
1. Актуализация знанийУчитель: Известно ли вам такое понятие “тихая охота”? Что это за увлечение? Для того чтобы разрешить ваше затруднение, эту проблему, давайте совершим путешествие по царству Грибы в великую страну Базидиомицетию.
Станция \"Систематическая\"
Учитель: Давайте посмотрим, систематическое положение базидиомицетов.
ЦАРСТВО ГРИБЫ отдел настоящие грибы класс базидиомицеты |
К грибам относят до 100 тыс. видов, в том числе более 100 видов считаются съедобными. В настоящее время многие учёные выделяют грибы в особое царство живых организмов. Они сочетают признаки растений и животных.
Напишите в тетради, какие признаки растений и животных, по вашему мнению, хаpaктерны для грибов.
Учитель: Давайте проверим: как растения грибы неподвижны, имеют неограниченный верхушечный рост, способны к синтезу витаминов, имеют клеточную стенку и др. как животные питаются готовыми органическими веществами, имеют особое вещество хитин в клеточных стенках, не имеют пластид, поэтому не способны к фотосинтезу. [3]
Станция \"Историческая\"
Наука о грибах возникла очень давно и называется микология. Первые сведение о грибах появились в IV веке до н.э. в трудах Аристотеля. Его ученик Теофраст описал свойства шампиньонов, трюфелей и сморчков. Гиппократ в V веке до н.э. составил большой перечень грибов, употрeбляемых в пищу.
Эти дары природы с глубокой древности привлекали людей своими вкусовыми качествами. На сбор грибов с наступлением сезона уходили целыми деревнями. Потом огромный караван, гружённый сушеными, солёными и, конечно же, свежими грибами отправлялся в города, везя драгоценный груз.
Грибной столицей Руси считали Судиславль Костромской губернии. [4] [5]
Станция \"Мистическая\"
Учитель: С древних пор люди обратили внимание на то, что некоторые из них растут, образуя правильной формы круг. И что самое удивительное – внутри этих кругов трава чахнет и засыхает, словно её кто-то вытоптал. В старину такие грибы не собирали. Суеверные люди связывали это явление с нечистой силой. В Голландии эти круги считались местом, где черти сбивали масло, в Швеции – местом хранения заколдованных кладов, в Германии – местом пляски ведьм. Отсюда и пошло название – “ведьмины круги”.<Рис 1>
Учитель: Как вы думаете, с чем связано такое расположение грибов с современной точки зрения?
Учащиеся: Не знаем
Учитель: Правильно, сейчас вы затрудняетесь дать ответ на этот вопрос. Что нужно сделать, чтобы на него ответить?
Учащиеся: Изучить особенности строения и жизнедеятельности грибов.
Станция \"Строительная\"
Учитель: Тело большинства грибов состоит из многочисленных ветвящихся нитей (гифов), образующих грибницу или мицелий, которые развиваются в почве, внутри или на поверхности определённого субстрата. Большинству из нас наиболее знакомы шляпочные грибы (белые, подосиновики, подберёзовики, грузди и другие) грибница которых образует плодовые тела, состоящие из пенька (ножки) и шляпки. <Рис. 2>
А теперь давайте познакомимся с классификацией шляпочных грибов. Грибы делятся на пластинчатые и трубчатые. Как выдумаете почему?
Учащиеся: Потому что у них под шляпкой есть пластинки или трубочки. [3]
(Анимация “Строение шляпочного гриба” из библиотеки электронных наглядных пособий “Биология 6–9 класс” или таблица “Строение гриба”.)
Станция \"Симбиотическая\"
Учитель: Многие шляпочные грибы тесно привязаны к определённым древесным породам и не встречаются в отрыве от них. Они образуют с их корнями микоризу (“грибокорень”). Гифы грибницы оплетают корни дерева и как организмы – симбионты получают питательные вещества не только из лесной подстилки, но и из корней древесных пород. Грибы снабжают растения элементами минерального питания, в первую очередь фосфором, соединения которого в почве малодоступны; растения делятся с грибами углеводами, которые те из за отсутствия хлорофилла не способны синтезировать сами. Так подосиновики растут чаще всего под осинами, но встречается под берёзами, а белый гриб образует микоризу с 52 видами деревьев. А какие ещё примеры симбиоза грибов вы знаете? [3]
Учащиеся: Подберёзовики, дубовики, грузди и другие.
Станция \"Схематическая\"
Учитель: Используя учебник, рассмотрите, особенности размножения и раз-вития шляпочных грибов. Сверните информацию в виде схем. <Приложенние 1>
(Демонстрация таблицы “Грибы”, муляжей грибов, рисунков учащихся.) [3]
Станция \"Ростовая\"
Учитель: Когда сравнивают очень быстрый рост детей, то говорят: “Растут, как грибы”. Грибы действительно растут очень быстро.
Давайте заслушаем проект №1 “Особенности роста грибов”. Большинство грибов вырастает за 3–5 дней до средних размеров, и продолжает расти 10–15 дней. Диаметр шляпки и высота гриба за сутки увеличиваются на 1–1,5 см. Медленнее всех растет белый гриб, но увеличение массы за 1 день у него самое большое. Так, если осиновик на четвертый день имеет массу 74 г, а сыроежка 12 г, то белый гриб – 160 г. В целом трубчатые грибы растут относительно быстро, а опята и лисички медленнее. Особенно быстрым ростом отличается веселка обыкновенная, или сморчок вонючий: за 1 час вырастает гриб с шляпкой и ножкой высотой около 30 см. В Южной Америке встречаются грибы, растущие буквально на глазах, – за каких-нибудь 2 часа они достигают полуметровой высоты. Растут грибы что в ночное, что в дневное время с одинаковой скоростью. В решающей степени темпы роста грибов зависят от температуры и влажности почвы и воздуха. Наиболее благоприятна температура в лесу около 22° С, а влажность 80–85%. Излишнюю влажность и жаркую погоду грибы не любят. В теплую, но не жаркую погоду они растут быстрее, чем в холодную. Отмечается значительное усиление роста грибов после теплых тихих дождей, появления туманов. Низкая влажность воздуха и сухость почвы вызывают прекращение их роста. [5]
Станция \"Проблемная\"
Учитель: Теперь давайте вернёмся к вопросу, оставшемуся без ответа. Попробуйте объяснить, используя новые знания, почему возникают круги грибов?
Учащиеся: Современные ученые объясняют это явление тем, что грибница в почве разрастается по кругу, отмирая в середине. Грибница потрeбляет большое количество питательных веществ, как органических, так и неорганических, и воды, особенно во время образования плодовых тел. Там, где растет грибница, и пища, и вода, необходимая зеленым растениям, становится дефицитом. Вот почему в середине грибных кругов плохо растёт трава. [4]
Учитель: Грибные круги иногда разрастаются до больших размеров: до 200 и более метров в диаметре. В течение года грибница нарастает на 10–12 см. Поэтому “ведьмин круг” диаметром 75 см может достигать возраста 100 и более лет. [4]
Станция \"Увлекательная\"
Учитель: А сейчас мы узнаем, какие грибы вредные, ядовитые и съедобные.
Проект №2 “Вредные грибы”.
В наших лесах встречается вредный гриб – трутовик. Гифы его грибницы закупоривают проводящие сосуды дерева, и оно постепенно засыхает. Попадают споры в том случае, если рану дерева затирать почвой, заражённой этим грибом. Подобным образом губит деревья берёзовый гриб – чага.<Рис. 3>
Проект №3 “Ядовитые грибы”
Самым ядовитым и cмepтельно опасным грибом считают бледную поганку. Она отличается от сыроежки тем, что пластинки её зелёного цвета. Молодые бледные поганки (в отличие от съедобных зелёной сыроежки и шампиньона) покрыты общей белой плёнкой, которая по мере вырастания гриба становится прикорневым чехлом и кольцом вокруг ножки.
Опасен для жизни человека мухомор с его ярко – красной, как у Красной шапочки шляпкой с белыми пятнышками.
У ядовитого ложного опёнка нет кольца на ножке, а нижняя сторона шляпки зеленовато – серая.
Ядовитый ложный валуй не имеет рубчатой шляпки.
Ядовитая ложная лисичка окрашена более ярко, у неё крупные красно – оранжевые пластинки.
Ядовитый желчный гриб розовеет на срезе, белый цвета не меняет, а подберёзовик темнеет со временем.
Ядовитый перечный гриб на срезе краснеет, а схожий с ним съедобные моховик синеет, а масленок не меняет окраски. [1] <Рис. 4 >
Проект № 4 “Съедобные грибы”
К полезным и съедобным можно отнести такие грибы как белый гриб, подосиновик, подберёзовик, маслёнок, моховик, грузди, опята, лисички, волнушки, рыжики и др. [2] <Рис. 5>
(Демонстрация рисунков “Многообразие грибов”, “Пластинчатые шляпочные грибы” библиотеки электронных наглядных пособий, муляжей грибов или таблицы “Съедобные и несъедобные грибы”.)
Станция \"Грибников\"
Учитель: Какие правила сбора грибов знаете вы, ребята? Прежде чем собирать грибы в лукошко надо познакомиться с нашей памяткой для грибников.
Памятка для грибников
Собирать нужно только те грибы, которые хорошо знаете.
- Грибы нельзя вырывать “с корнем”, чтобы не нарушить грибницу, их нужно аккуратно срезать ножом. Нельзя переворачивать, разгрeбaть и раскидывать лесную подстилку. Под жаркими солнечными лучами грибница высохнет и погибнет. Разрывание 1 м2 почвы губит грибницу, которая росла 10 лет. Сгорает она и в огне пожаров. И очень долго на этом месте не будет грибов.
- Собранные грибы нужно укладывать шляпками вниз в тару, где они не будут крошиться и мяться. Грибы с длинными ножками лучше складывать боком.
- Лучше всего собирать грибы рано утром.
- Больше всего грибов растет с северной стороны дерева. Если лето сухое, то грибы растут ближе к деревьям, а во влажное – подальше.
- Не пробуйте на вкус сырые грибы
- Не употрeбляйте в пищу перезрелые, дряблые и испорченные грибы.[2]
Станция \"Скорая Помощь\"
Учитель: Первая помощь при отравлении грибами.
- При первых признаках отравления (тошнота, боли в животе, иногда кровавый понос, сильная жажда, общая слабость, судороги ) следует немедленно вызвать скорую помощь или доставить пострадавшего в больницу.
- До прибытия врача необходимо очистить желудок и кишечник пострадавшего от пищи, дав ему 4-5 стаканов холодной кипячёной воды или содового раствора (одна чайная ложка питьевой соды на стакан кипячёной воды). Затем нужно вызвать рвоту. Эту процедуру повторить несколько раз и дать слабительное.
- До приезда врача больной должен находиться в постели. [1]
Станция \"Диагностическая\"
Учитель: Вот и подошло к концу наше увлекательное путешествие. Скажите, что же за занятие такое существует названное “тихая охота”
Учащиеся: Это сбор грибов.
Учитель: А теперь давайте, ребята, проверим свои знания.
Компьютерная лабораторная работа “Шляпочные грибы”
(лабораторный пpaктикум по биологии лаборатория классификация и систематика или подготовить папку с проверочными заданиями)
1. Какой их перечисленных признаков сближает грибы с растениями?
– растут неограниченно – имеют в клетках хитин – выделяют мочевину
– питаются готовыми органическими веществами
2. Какое запасное вещество откладывается в грибных клетках?
– белок
– гликоген
– крахмал
3. Симбиоз – это
– заболевание человека, возбудителем которого является гриб
– способ питания, хаpaктерный для грибов
– один из видов бесполого размножения
– разные формы совместного существования разноимённых организмов, при котором один из партнеров (или оба) в определённой степени возлагает на другого (или друг на друга) задачу регуляции своих отношений с внешней средой.
4. По внешнему виду гриба назвать все его части. (рисунок)
5. Найти соответствие плодовых тел и хаpaктеристик
а) плодовое тело в виде шляпки на ножке. Нижний слой шляпки образует пластинки.
б) плодовое тело подковообразное без ножки. Нижний слой плодового тела образует трубочки.
в) плодовое тело шляпки на ножке. Нижний слой плодового тела образует трубочки.
6. Найти среди рисунков грибы съедобные и несъедобные.
7. Основное правило употрeбления грибов
– только те, которые я хорошо знаю и умею отличать от ядовитых, свежие и не червивые.
– большие старые подберёзовики
– нарисованные под заголовком “Съедобные ” в газете для дачников.
– все, кроме мухоморов – похожие на сыроежку
8. Как помочь человеку, который отравился грибами?
3. Рефлексия– позвонить в “Скорую помощь”
– промыть желудок дать питьё и вызвать рвоту
– лечить пострадавшего на дому народными средствами
– дать обильное теплое питьё – дать аспирин
Учитель: Ребята, кому понравилось сегодня работать на уроке? Как вы считаете, достигли мы своей цели? Что бы вам хотелось изменить в ходе урока?
Домашнее заданиеНУВ – прочитать и пересказать материал, ответить на вопросы.
СУВ – составить кроссворды о грибах.
ВУВ – подготовить сообщения о грибах, используемых человеком. Найти рецепты блюд из грибов.
Литература
- Андрест Б.В. “Грибное лукошко”. – Омск, 1986.
- Смирнов Н.Н., Ручкин В.Н. “Грибы сибирского леса”. – Омск, 1986.
- Сонин Н.И., Захаров В.Д. “Биология 7 класс”. – М.: Дрофа, 2005.
- Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике. – М.: Просвещение, 1978.
- Энциклопедия Аванта + “Биология”. – М., 2006.
Комментарии:
Право на жизнь в экологически чистой, здоровой и безопасной среде – одно из важнейших прав человека. Поэтому во всем мире в последнее время так обострилась проблема окружающей среды. Она приобрела экономическое, социальное и политическое звучание. Вопросами экологии начали заниматься и экономисты, и юристы, и социологи, и философы. Однако до сих пор многие вопросы остаются неизученными и нерешенными....
09 10 2025 22:35:44
Целью моей работы было разработать систему жизненных форм комнатных растений. Среди комнатных растений можно выделить те же жизненные формы, что и у растений, окружающих нас в естественных условиях. Поэтому изучение понятия жизненной формы станет возможным на уроке на примере комнатных растений....
08 10 2025 10:28:15
Урок нацелен в первую очередь на то, чтобы расширить кругозор учащихся о наследственных заболеваниях человека, не сцепленных с пoлoвыми хромосомами, и их значении в жизни, в том числе и в социальном аспекте.
...
07 10 2025 15:10:16
В работе проанализирован педагогический опыт автора по организации летних домашних заданий по биологии. Обоснована актуальность данность темы, основные методические приемы и формы, разработана система заданий по зоологии беспозвоночных и ботанике. Правильно организованные летние работы, повышают интерес учащихся к живой природе, помогают закрепить знания по биологии и дают весьма ценный иллюстративный материал для урока.
...
06 10 2025 6:54:44
Раздел является одним из наиболее сложных для понимания в школьном курсе общей биологии. В экзаменационной работе ЕГЭ по биологии данный раздел проверяется на базовом, повышенном и высоком уровне, что требует от выпускников не только воспроизводить свои знания, но и уметь применять их в новой ситуации. Урок обобщения знаний направлен на развитие умений обобщать и анализировать информацию, давать аргументированную оценку суждений....
05 10 2025 8:34:35
После ознакомления с основами рационального питания учащиеся, в ходе анализа домашних пpaктических работ, создают групповой проект, цель которого – проанализировать свой пищевой рацион с точки зрения его полноценности и сбалансированности, отсутствия в пище опасных и вредных компонентов, а также произвести его корректировку.
...
04 10 2025 0:51:45
Тема урока имеет большое методологическое и методическое значение, так как учащиеся могут на многих фактах из различных биологических наук убедиться в существовании процесса эволюции в живой природе. Урок проводится с использованием мультимедийной презентации в виде обзорной лекции. В процессе лекции используется большой фактический и наглядный материал. При рассмотрении доказательств учитель мобилизует запас знаний, который имеется у учащихся из предыдущих курсов биологии и географии....
03 10 2025 18:37:35
Природоведение – это основа для дальнейшего изучения естественных наук. На уроках я уделяю внимание раскрытию способов познания природы человеком, для этого применяю различные методы, приемы активизации учебной деятельности учащихся, такие как наблюдения, проведение несложных опытов, умение самостоятельно искать ответы на проблемные вопросы, требующие пpaктических знаний, основанных пусть еще небольшом, но уже каком-то жизненном опыте, уметь применить их в нужной теме. Здесь дана разработка урока в 5-м классе по теме «Воздушная одежда Земли». На этом уроке я показываю опыты, а дети сами делают выводы, доказывая свою правоту, почему так, а не по-другому; большая часть урока отводится самостоятельному поиску нужных ответов. Для более успешного усвоения материала подготовлена презентация, которая помогает обратить внимание на основное, иллюстрации помогают лучше запомнить, неслучайно говорят: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать". Презентация дает возможность и хорошо закрепить материал урока....
02 10 2025 19:40:43
Клетка — это структурная единица живых организмов, представляющая собой определенным образом дифференцированный участок цитоплазмы, окруженный клеточной мембраной....
01 10 2025 3:28:27
Урок изучения способов вегетативного размножения цветковых растений с целью научиться применять полученные знания на пpaктике; показать возможность применения информационно-коммуникационных технологий на уроке биологии. В основу этого урока была положена групповая пpaктическая работа. Итогом данного урока явилось знакомство с «Путеводителем по вегетативному размножению» – помощником в освоении различных способов вегетативного размножения....
30 09 2025 4:31:46
Урок проводится в 8-м классе по программе Н.И. Сонина и др. В предлагаемый конспект урока включена более полная информация, соответствующая уровню углубленного изучения предмета. При проведении урока расширение материала идет с использованием НИТ (новых информационных технологий)....
29 09 2025 8:21:48

Урок биологии для 6-го класса призван познакомить с многообразием, значением растений, сформировать понятие о высших и низших растениях, развивать умение выделять главное, развитие творческих способностей, экологическое воспитание....
28 09 2025 2:28:55
Урок по теме "Витамины" проводится в 8-м классе по программе авторов В.М. Пакуловой, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина (учебник Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева "Биология. Человек". – М.: Дрофа, 2002. ...
27 09 2025 16:29:11
Сущность модульного обучения – это самостоятельное достижение целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в котором объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению этим содержанием. Представленный план урока по теме "Органы пищеварения" (7-й класс) состоит из двух частей: план для учителя и карточка для ученика. Такой урок ориентирован на активную учебную деятельность детей, освоение приемов, которые способствуют быстрому и качественному усвоению содержания учебных предметов и развитию у учащихся всех "само" - самопланирование, самоанализ, самоконтроль и т.д....
26 09 2025 22:53:14
Данный интегрированный урок английского языка и биологии ориентирован на школьников средней ступени обучения (11–12 лет). Его проведение обусловлено целесообразностью интеграции биологии и английского языка, а также отдельными темами уроков биологии, которые предполагают знание основ иностранного языка (связанных с систематикой растений). Также целью урока является повышение коммуникативной компетенции через интеграцию английского языка и биологии....
25 09 2025 5:43:42
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
24 09 2025 18:25:51
Комбинированный урок "Насекомые" направлен на формирование представлений о классе насекомых на основе повторения и сравнения с ранее изученными классами типа Члeнистоногие. При актуализации и систематизации использованы различные приемы: фронтальный опрос, индивидуальная и групповая работа, взаимопроверка, творческие работы, работа с биологическими терминами. На уроке учащиеся выполняют лабораторную работу, работая с инструктивными картами и дополнительным материалом. Большое внимание уделено терминологии и систематике.
...
23 09 2025 0:19:46
Основной целью проекта является исследование видов земноводных, их жизнедеятельности, влияние экологической ситуации региона на их численность. Для работы над данным проектом была выбрана разноуровневая работа по группам поисково-исследовательским методом. Учащимся предлагается собрать материал, используя библиотеки и Интернет. Оформить его, используя компьютерные программы Microsoft Power Point, Microsoft Excel, Microsoft Word....
22 09 2025 15:56:38
Цели урока: изучить химический состав клетки; коррекция логических форм мышления (сравнение, обобщение, классификация, умозаключения); развитие речи; воспитание нравственной культуры общения....
21 09 2025 20:59:50
Урок биологии обобщает и систематизирует знания учащихся об основных отрядах млекопитающих; их приспособленности к средам обитания; значении в природе и жизни человека....
20 09 2025 8:32:53
Главная цель образования сегодня - научить детей учиться и творчески применять полученные знания на пpaктике. Применяемая технология позволяет создать условия для достижения этих целей. Она располагает огромным количеством различных приемов, совпадающие с индивидуальным стилем преподавания....
19 09 2025 17:18:12
Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....
18 09 2025 16:42:15
В разработке урока рассматривается работа учащихся в группах, что повышает их деятельность во время урока. Учащиеся дают ответ в соответствии с заданием для групповой работы. Возможно также распределение ролей внутри групп....
17 09 2025 22:28:16
Урок разработан для школьников с нарушением слуха. Ученики учатся не только воспринимать материал на слух, но и опираясь на презентацию-лекцию, фиксировать знания в технологической карте урока. Урок построен так, что восьмиклассники, опираясь на свой опыт знаний, сначала сами приходят к выводу о значении и условиях укрепления иммунитета, и только потом учитель подтверждает и обобщает сказанное учениками....
16 09 2025 3:27:58
Амеба обыкновенная – одноклеточное животное, форма тела неопределенная и изменяется из-за постоянного перемещения ложноножек....
15 09 2025 18:39:21

В ходе урока учащиеся знакомятся с понятиями фитоценоз, экологическими группами растений, формами взаимоотношений растений в сообществе, с приспособлениями растений к произрастанию в фитоценозе; учатся классифицировать растения на экологические группы по отношению к произрастанию в фитоценозе на основании морфологических признаков, объясняют связи между особенностями внешнего строения и особенностями среды, в которой произрастают растения, описывают ярусную структуру фитоценоза....
14 09 2025 10:11:59
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
13 09 2025 17:38:13
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии.
...
12 09 2025 12:18:16
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
11 09 2025 9:49:41
Урок проводится в виде различных по форме и содержанию заданий, в ходе которых учащиеся должны показать свои знания. Урок проводится в виде обобщения и закрепления темы, подготовке к контрольной работе. На уроке сочетается использование фронтальных и индивидуальных методов работы, взаимоконтроль....
10 09 2025 13:34:41
Изучение фотосинтеза занимает важное место в курсе изучения ботаники. Предложенные схемы помогут учащимся усвоить суть процесса фотосинтеза и осознанно применять знания для объяснения значения фотосинтеза для жизни на Земле....
09 09 2025 17:15:39
Мы все любим играть. "Что наша жизнь - игра", а дети очень азapтные игроки и всегда с удовольствием включаются в этот процесс. Благодаря игровым приемам удается решить многие важные вопросы, а именно: заинтересовать ребят, повысить самооценку, позволить им самовыразиться. Для подростков более свойственны игровые виды деятельности, в которых они чувствуют себя свободно и комфортно, охотно принимают правила игры и естественно воспринимают и победы, и их отсутствие. Именно поэтому формой проведения обобщающих или итоговых уроков я выбираю игры: "Бросайка", "Знаток биологии", "Прощание с ботаникой", "Прощание с зоологией"....
08 09 2025 1:32:24
Каждый день мы засыпаем и видим сны. Загадка сновидений издревле волновала умы человечества. В мастерской осуществляется попытка анализа собственных сновидений, попытка понять многогранный метафорический смысл снов....
07 09 2025 2:57:52
Представлены конспекты уроков биологии в 6-м классе по теме "Общая хаpaктеристика грибов. Шляпочные грибы. Плесневые грибы, грибы-паразиты. Час занимательной микологии", по программе В.В. Пасечника (базовый уровень).
Уроки комбинированные, с элементами интеграции по совершенствованию знаний и умений учащихся. В их основе лежит самостоятельная поисковая деятельность учеников.
Уроки развивают познавательный интерес учащихся к предмету, формируют осознанное расширение кругозора, любознательности....
06 09 2025 9:34:46
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
05 09 2025 17:49:55
Интегрированный урок по биологии, географии и английскому языку в 7-м классе. В ходе подготовки к уроку назначается ведущий круглого стола, хорошо говорящий на английском языке. Таких же учеников отбирают в группу английских экологов. Они говорят только на иностранном языке и заранее учат сообщения о животных. Ученики из группы географов заранее получают задание — подготовить сообщение о соответствующих природных зонах — и отвечают у карты. Ученики группы биологов и натуралистов готовят сообщения о ехидне, утконосе, коале, кенгуру. В группу корреспондентов можно отобрать более слабых учеников. Они готовят в основном иллюстративный материал.
...
04 09 2025 11:16:29
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
03 09 2025 12:55:17
Проект решает несколько задач в воспитании младших школьников: возрождение чувства патриотизма и любви к своему Отечеству, привлечение внимания к восстановлению и сохранению уникальных исторических, культурных и природных объектов на территории нашей Родины, развитие познавательной активности и умения интегрировать знания из различных областей в научно-исследовательской деятельности.
...
02 09 2025 18:48:22
Представляемый элективный курс - пример того, как такая наука, как психология, может быть привлечена для непосредственной пpaктической помощи человеку, решающему свои повседневные, порой очень трудные жизненные задачи. Динамизм эпохи и новая структура общества привели к тому, что у современного человека "список проблем" становится все длиннее: гиподинамия, избыток информации, недостаток эмоциональных контактов, большой процент суицида среди молодежи, алкоголизм, наркомания, психические заболевания и т.д. Содержание курса позволяет учителю выбрать различные методы проведения занятий: от лекционных и пpaктических до самостоятельной подготовки учащимися....
01 09 2025 0:25:55
Урок построен в парадигме деятельностного подхода и содержит задание развивающего хаpaктера, в результате которого формулируется понятие «скелет» и выявляются приоритетные функции внешнего и внутреннего скелета....
31 08 2025 10:47:41
Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....
30 08 2025 16:33:13
Урок в 8-м классе является уроком получения знаний о дыхательной системе, одним из элементов системы уроков, формирующих основы личной гигиены. Главной образовательной целью данного урока было познакомить учащихся с особенностями строения органов дыхания, сущностью процесса дыхания, связью строения и функции, местом дыхания в обмене веществ....
29 08 2025 18:26:36
Игра проводится для учащихся 7-х классов в рамках проведения предметных недель с целью повышения интереса учащихся к изучению курса «Животные». Задача игры: формировать знания о происхождении, повадках и особенностях домашних и диких животных.
...
28 08 2025 23:26:30
При обучении биологии использование компьютера эффективно на уроках изучения нового материала, при отработке умений и навыков (обучающее тестирование), при проверке знаний учащихся, а также во время проведения биологического пpaктикума. В статье я представляю свой опыт использования ИТ на уроке биологии по теме "Вирусы"....
27 08 2025 3:41:56
Данный урок является уроком изучения новой темы. Учащиеся проходят контроль знаний по теме «Плоские черви» и знакомятся с новой группой червей – типом «Круглые черви». Пpaктически в течение всего урока подразумевается самостоятельная работа учащихся с текстом учебника, продолжается формирование навыков работы с параграфом, нахождение и выделение главной информации из текста. Учитель не является основным источником информации на всех этапах урока, он координирует и направляет работу учащихся....
26 08 2025 15:41:43
Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....
25 08 2025 6:43:21
На уроке подробно рассматривается процесс трaнcпортировки веществ в организме данных животных. Учащиеся работают с дидактическими карточками и слайдами презентации....
24 08 2025 23:28:49
Урок формирует представление у учащихся о происхождении жизни на Земле. Дает знания о живых организмах на разных стадиях развития жизни на Земле. Прививает интерес к изучаемой теме и предмету в целом. Развивает умение работать творчески, умение мыслит и рассуждать. Воспитывает культуру слушателя. Формирует уважительное отношение учащихся ко всему живому на Земле.
...
23 08 2025 1:43:12
Цели урока: закрепить и углубить знания по теории эволюции, познакомить учащихся с плюрализмом мнений об эволюции. На уроке организована многогранная деятельность учащихся: работа в группах, решение проблемных задач, обоснование правил эволюции, формирование экологической культуры, решение экологических задач.
...
22 08 2025 15:36:35
Цель урока: познакомить учащихся с представителями типа моллюски; отметить особенности классов брюхоногих, двустворчатых и головоногих, охаpaктеризовать их роль в природе и использование человеком; показать особенности приспособления моллюсков к разной среде обитания, значение в природе и жизни человека....
21 08 2025 21:18:12
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::