Открытый урок по теме "Витамины"
Задачи урока: раскрыть роль витаминов в обмене веществ, их связь с ферментами, показать значение основных витаминов, их содержание в продуктах питания; познакомить учащихся с авитаминозами и опасность передозировки витаминов в организме.
Оборудование: таблица “Витамины”; “ Суточная норма витаминов”; фрагмент видеофильма:
Ход урока
Без витаминов жить нельзя!
Они – надёжные друзья.
1. История открытия витаминов (просмотр фрагмента видеофильма, слайд № 2). Презентация
Открыл витамины русский врач Н.И.Лунин (1880 г.) в опытах по питанию животных чистыми жирами, углеводами и белками. Без компонентов естественной пищи (позже названных витаминами) животные погибали. Витамины в отличие от этих веществ не являются источником энергии и материалом для биосинтеза.
Позже, в 1911 г., польскому учёному Казимиру Функу удалось получить из рисовых отрубей вещество, которое в излечивало от паралича гoлyбей, питавшихся очищенным (полированным) рисом. Он дал ему название витамин (от лат. “виталис” - животворный).
В настоящее время насчитывают около 30 витаминов. С момента открытия витаминов и по настоящее время используется буквенная классификация, построенная на присвоении каждому витамину определённой буквы латинского алфавита (А, Б, С, Д, Е, К, Р. и.т.д.). Этот ряд букв часто называют чудесной азбукой здоровья.
2. Роль витаминов в организме, их отличия от ферментов и гормонов (слайд № 3).
Многие витамины входят в состав ферментов или сами являются ферментами. Поэтому понятно, что их недостаток сейчас же вызывает нарушение обмена веществ.
3. Различные группы витаминов: растворимые в воде (С и группа витаминов В,…) и растворимые в жирах (А; Д;…).
4. Классификация витаминов (работа в микрогруппах по заданиям).
Внесите недостающие сведения в таблицу (каждой группе выдаётся текст и сводная таблица).
Название витамина. | Роль в обмене веществ | Признаки авитаминоза. | Продукты богатые витамином. |
А ретинол (каротин-провитамин А). |
Влияет на рост, _________________ |
Поражение роговицы глаз, сухость
кожи, задержка роста, __________________ |
Печень, яйца, молоко, морковь,
томаты, абрикосы, __________________ |
В | Влияет на углеводный обмен, укрепляет нервную систему, мышцы, сердце. | __________________ | __________________, семена бобовых, яичныйжелток,овощи. |
С Аскорбиновая кислота. |
Улучшает обмен веществ, улучшает сопротивляемость организма заболеваниям, укрепляет сосуды. | Малокровие,_______ __________________ |
__________________ |
Д | Влияет на обмен кальция и фосфора, необходим костям и нервной ткани. | __________________ | Печень, яйца,икра,__ __________________ |
Витамин А (1-я группа, слайд № 4).
Проанализируйте эпизод из книги Ю.Никулина “Почти серьёзно”, произошедший с автором во время блокады Ленинграда: “Как только наступали сумерки, многие слепли и только смутно различали границу между землёй и небом … Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира, и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться”. (У бойцов батареи возникла куриная слепота из-за недостатка витамина А. Отвар сосновых игл содержит большое количество витамина С. Он не мог заменить витамин А. В рыбьем же жире этот витамин присутствовал. Витамин А - жирорастворимый витамин, и он особенно легко усваивается вместе с жирной пищей.).
Витамин В (2-я группа).
В 1980 году голландский врач Эйкман прибыл на остров Ява, где наблюдал страшную болезнь. У больных немели руки и ноги, наступал паралич конечностей. При этом тяжёлом заболевании нарушается деятельность сердца, поражаются нервы конечностей, особенно ног, расстраивается походка. У больного, будто цепями скованы ноги. С этим связано и название болезни-бери-бери, что означает “оковы”. Ещё за 20 лет до наблюдений Эйкмана эту болезнь обнаружили русские врачи у населения, жившего в прибрежных районах Японии и Китая. Причин заболевания они не знали, но на основе жизненного опыта предлагали добавлять в пищу больных семена и плоды бобовых растений. Больные выздоравливали. Выяснить причину болезни помогло случайное наблюдение Эйкмана за курами во дворе тюремной больницы, где он работал врачом. Эйкман заметил, что у сидящих в клетках кур, которых кормили очищенным рисом, проявлялись признаки бери-бери: судороги сводили им шею и ноги. Многие из них, в конце концов, гибли. Куры же, свободно разгуливавшие по двору, были здоровы, поскольку они находили себе самую разнообразную пищу. Последовали многочисленные опыты. Всякий раз, когда Эйкман кормил кур только очищенным рисом, у них обязательно развивалось заболевание бери-бери. Когда он кормил кур неочищенным рисом, они выздоравливали. Что же находилось в рисовых отрубях, Эйкман так и не узнал. Однако врачи стали лечить больных людей рисовыми отрубями.
Витамин С (3-я группа, слайд № 5).
Причины болезни были неизвестны.
Отважные путешественники мореплаватели прошлых столетий часто подвергались мучительной болезни, если они долго находились без свежих продуктов, овощей. В этих случаях развивалась цинга, или скорбут. Дёсны разбухали и кровоточили, лицо отекало, чувствовалась общая слабость, ощущались невыносимые боли в мышцах, суставах, под кожей лопались сосуды, тело покрывалось кровоподтёками. Больше моряков погибало от цинги, чем от морских сражений и кораблекрушений. Особенно страдали в прошлом моряки в северных экспедициях. В народе с давних пор цингу умели лечить плодами шиповника, “сосновым пивом” - настоем хвои и молодых побегов сосны. Из пpaктического опыта, жизненных наблюдений люди узнали, что цингу можно предотвратить, если пить лимонный сок, есть квашеную капусту, зелёный лук, чёрную смородину. Долгое время оставалось неизвестным, почему потрeбление этих продуктов предотвращает цингу.
Витамин Д (4-я группа, слайд № 6).
Историческая справка
Рахит впервые был описан в 1645 г. Уистлером (Англия), а детально - английским ортопедом Глисоном в 1650г., хотя упоминание об этом заболевании встречается еще в трудах Галена (131-211 гг.н.э.). В 1918 г. Меланби в опыте на собаках доказал, что тресковый жир действует как антирахитическое средство благодаря содержанию в нем особого витамина. Некоторое время полагали, что антирахитическая активность трескового жира зависит от витамина А, уже известного в то время. Мак-Коллум, пропуская струю кислорода через тресковый жир и инактивируя витамин А, обнаружил, что антирахитическое действие жира и после этого сохраняется. При дальнейших поисках был найден в неомыляемой части трескового жира другой витамин, обладающий сильным антирахитическим действием,— витамин D. Таким образом, было окончательно установлено, что пищевые вещества обладают свойством предупреждать и излечивать рахит главным образом в зависимости от большего или меньшего содержания в них витамина D.В 1919 г. Гульдчинский открыл эффективное действие ртутно-кварцевой лампы (искусственное “горное солнце”) при лечении больных рахитом детей. С этого периода основным фактором рахита начали считать недостаточное облучение детей определенными лучами солнечного спектра.
5. Обсуждение результатов работы микрогрупп (беседа по результатам заполнения таблицы).
6. Витаминные препараты. Вред передозировки. Профилактика авитаминозов (слайд №7).
7. Витамины и косметика (слайд № 8).
8. Закрепление изученного (тест).
Из перечня пищевых продуктов (1-16) выбери и зашифруй ответы на вопросы (I-X):
- Куриная слепота.
- Паралич нервной системы.
- Рахит.
- Цинга. 1
- Тиф.
- Отставание в росте.
- Бери-бери.
- Глухота.
- Овощи, фрукты.
- Лук, чеснок.
- Чёрная смородина, лимон.
- Рыбий жир.
- Яичный желток.
- Плоды шиповника.
- Горох, фасоль.
I. Что возникает при недостатке в пище витамина Д?
II. Что возникает при недостатке в пище витамина А?
III. Какой авитаминоз чаще всего возникает у мореплавателей и путешественников?
IV. Что возникает при отсутствии витамина В?
V. Что возникает при отсутствии витамина С?
VI. Какие продукты содержат много витаминов А?
VII. Какие продукты содержат много витаминов В?
VIII. Какие продукты содержат много витаминов С?
IX. Какие продукты содержат много витаминов Д?
X. При каком авитаминозе нарушается развитие скелета?
8. Домашнее задание.
Изучить § 38 (учебник Биология. Человек. Авторы учебника А.Г.Драгомилов, Р.Д.Маш) ; в рабочей тетради № 2 выполнить задание 2 в работе № 128.
Задание для желающих: Определить, есть ли витамин С в яблочном соке?
Развести йодную спиртовую (3%-ю) настойку в воде до цвета заваренного чая. Взять1мл. сока, разбавить его водой в 5 раз, добавлять по каплям водный раствор йода. Если окраска исчезает, надо установить, сколько капель йода потребуется до полного обесцвечивания. Чем больше капель йода потрачено, тем больше шансов, что в яблочном соке витамин С есть. Это положительное заключение полной доказательной силы не имеет, поскольку йод обесцвечивается не только витамином С, но и многими другими веществами. Отрицательный результат достоверен.
Комментарии:
Беречь здоровье, не вредить здоровью, укреплять здоровье - эти слова часто звучат на школьном уроке. Их нужно довести до сознания каждого школьника. Необходимо, чтобы здоровый образ жизни вошёл в быт каждой семьи, стал не только потребностью каждого человека, но и мерилом его образованности, общей культуры. В процессе изучения биологии глубоко и последовательно раскрывается огромный вред курения, употрeбления алкоголя, опасные последствия наркомании для жизни....
18 07 2025 19:55:40
Данная работа проводится при завершении изучения темы «Дыхание» в 8-м классе. На примере этой темы учащиеся решают важную задачу: доказывают связь биологии с другими науками. В данном случае речь идет о принципе междисциплинарности, который положен в основу инновационной модели обучения. Этот принцип позволяет учащимся представлять целостную картину мира и способствует выявлению лидеров в разных областях знаний....
17 07 2025 12:23:28
На примере урока биологии в 10-м классе показано, как можно использовать компьютерную презентацию, подготовленную учителем в программе Microcoft Power Point. Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интеpaктивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе. Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучаемому и улучшить ее понимание....
16 07 2025 21:20:40
На уроке используется групповая форма работы. Такая технология проведения урока способствует развитию коммуникативных навыков, совместного поиска результата, а также овладением необходимыми знаниями, умениями при изучении данного объекта....
15 07 2025 8:33:39
Урок знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями, причинами их возникновения, факторами риска и методами лечения, формирует гуманное отношение к людям с проблемами здоровья как полноценным члeнам общества, развивает интерес учащихся к современным научным исследованиям человека и всего органического мира....
14 07 2025 4:43:20
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
13 07 2025 4:54:17
Урок систематизирует знания, полученные при изучении темы, повторяет термины, значение сердца, данные кардиологии, влияние вредных веществ на сердечно-сосудистую систему; закрепляет: умение и навыки работы с микроскопом, умение подсчитывать пульс, оказать первую медицинскую помощь при различных видах кровотечения.
...
12 07 2025 9:43:10
Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....
11 07 2025 7:27:42
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе.
...
10 07 2025 11:17:46
Вопросы пoлoвoго воспитания школьников сегодня имеют первостепенное значение. Уже в девятом классе девчонки спрашивают меня, как пить пpoтивoзaчaточные средства. В уроке показана духовная и физиологическая часть вопроса, разница между понятиями ceкc и любовь. Делается небольшой экскурс в область применения пpoтивoзaчaточных средств, показано к чему приводит частая смена пoлoвых партнеров. Особое место отводится рассказу о венерических заболеваниях.
...
09 07 2025 22:49:23
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
08 07 2025 5:59:51
Землетрясения – грозные и опасные явления природы. Они вызывают интерес и ужас у людей. Ученики 5-го класса должны получить элементарные знания по данному вопросу (Учебник А. А. Плешакова, Н. И. Сонина «Природоведение. 5 класс»). Презентация, подготовленная по данной теме, сделает урок ярким и запоминающимся....
07 07 2025 14:51:16
Представленный конспект урока позволяет изучить внутреннее и внешнее строение рыб в форме пpaктической работы с использованием натуральных объектов (живые аквариумные рыбки, влажные препараты), что способствует повышению познавательной активности и, как следствие, повышению качества знаний учащихся....
06 07 2025 18:50:56
В статье рассказывается об опыте применения разнообразных форм и методов урочной и внеурочной деятельности: проведении нетрадиционных уроков, проблемном обучении и проектной деятельности....
05 07 2025 8:58:28
Занятие достигает следующих целей: дать общее представление о кольчатых червях, об их эволюционном приобретении - сегментации; дать хаpaктеристику среды обитания, познакомить с внешним строением представителей класса малощетинковых на примере дождевого червя; провести наблюдение за поведением и рефлексами....
04 07 2025 21:41:10
Урок биологии в 6-м классе с целью познакомить учащихся с видоизмененными подземными побегами, их биологическим и хозяйственным значением, а также обобщить знания учащихся об особенностях строения и жизнедеятельности стeбля; роли стeбля в обеспечении целостности растения....
03 07 2025 0:47:59
Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....
02 07 2025 23:31:40
Урок разработан с учётом требований федерального образовательного стандарта, с использованием интеpaктивного подхода в обучении. Сочетает в себе индивидуальную и групповую формы организации учебного процесса. Применены следующие методы обучения: словесно-репродуктивные, наглядные и пpaктические. Для актуализации знаний использован биологический тренажёр, биологические задачи, направленные на развитие самостоятельности мышления, умения обобщать, анализировать явления.
...
01 07 2025 0:46:52
В представленном материале рассматривается технология дебатов в урочной деятельности, на примере уроков биологии. Дебаты – это интеллектуальная игра, представляющая особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Дебаты способствуют расширению общекультурного кругозора, развитию интеллектуальных способностей, развитию исследовательских и организационных навыков, творческих качеств, развитию коммуникативных качеств. Наиболее эффективно данную технологию можно использовать в старших классах.
...
30 06 2025 6:45:36
Данный материал можно использовать на уроках биологии или классных часах, посвященных правильному питанию. Урок рассчитан на учеников 8–9-х классов, но может использоваться и в других возрастных категориях с незначительными доработками. Данная разработка ставит своей целью: повысить потребительскую грамотность учащихся, заинтересовать ребят правильным питанием....
29 06 2025 11:35:24
Урок позволяет раскрыть особенности строения и образа жизни птиц разных экологических групп.
...
28 06 2025 1:31:50
Урок биологии для 11-го класса. Цели урока: углубление знаний о естественном отборе в свете современной концепции эволюции. Формирование знаний о разных формах естественного отбора и условиях проявления этих форм.
...
27 06 2025 14:15:32
Урок знакомит учащихся со строением органов мочевыделительной системы и ее функциями....
26 06 2025 20:25:26
Частично-поисковая работа в группах, направленная на решение проблемных ситуаций по выявлению особенностей строения и приспособленности земноводных к обитанию в воде и на суше. Итогом работы является построение модели лягушки....
25 06 2025 4:44:25
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
24 06 2025 8:59:55
Материал поможет совершить путешествие по красивейшим местам Сибири, природный мир которой удивительно богат и разнообразен. На протяжении всей территории сменяются три природные зоны: лесная, лесостепная и степная. Новосибирская область богата водой: 430 рек и огромное количество озёр....
23 06 2025 14:58:18
На уроке биологии исследуется рост и развитие растений посредством экспериментальных работ....
22 06 2025 13:54:14
Цель урока: закрепить полученные знания по теме и приемы оказания реанимации в различных жизненных ситуациях. Учащиеся знакомятся со строением, функциями и гигиеной дыхательной системы....
21 06 2025 2:16:33

Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
20 06 2025 22:55:59
На уроке создаются условия для самостоятельного усвоения учащимися знаний. Весь урок проходит без использования учебника. На уроке с новой информацией выступают и учитель, и сами учащиеся, которые заранее получили опережающее домашнее задание. Используются формы групповой и индивидуальной работы. На уроке развиваются пpaктические навыки работы с натуральными объектами, умение оценивать свою работу и работу своих товарищей.
...
19 06 2025 23:26:15
Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....
18 06 2025 23:17:30
Человек следил за природой с древних времен. Идея применения знаний о живой природе для решения инженерных задач принадлежит Леонардо да Винчи. Ознакомимся с некоторыми открытиями, взятыми из природы. Этими изобретениями человечество пользуется уже давно....
17 06 2025 23:21:41
Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала.
...
16 06 2025 1:37:40
Данный урок является заключительным в программе элективного курса предпрофильной подготовки "Природная косметика". Курс рассчитан на 27 часов. Программа предусматривает формирование интереса к науке косметологии, знакомит с профессиями косметолога, продавца-консультанта, дерматолога, массажиста. Программа построена на индивидуальной и групповой проектной деятельности. В ходе проектов идет сбор рецептов народной косметики с использованием трав, изучение линий современной косметики с целью выявления использования растительных компонентов.
...
15 06 2025 8:38:43
Фагоцитарная система выполняет не только очищение организма от чужеродных тел, но и стимулирует выработку стойкого иммунитета к этим микроорганизмам....
14 06 2025 21:33:37
Урок биологии в 10-м классе знакомит учащихся с методами генной инженерии, которые позволяют бактериальным клеткам синтезировать "человеческий" белок, подробно останавливается на стадиях одного из методов - рекомбинативных плазмид. Чтобы понять сущность этого процесса, начинается разговор о значении генной инженерии.
...
13 06 2025 8:52:58
Экскурсия проводится в весенний период в 6-м классе по программе В.В. Пасичника. Она познакомит обучающихся с многообразием дикорастущих растений родного края, их обитанием в сообществах, идет закрепление обучающихся распознавать основные виды растений.
...
12 06 2025 3:12:16
Занятие ставит основной целью формировать знания о современных методах создания и использования биологических объектов, современных методах в селекции....
11 06 2025 23:49:29
Урок раскрывает особенности строения клеток крови в связи с их функциями и роль свертывания крови в пpeдoxpaнении организма от потери крови....
10 06 2025 17:35:51
Игра начинается с проверки домашнего задания каждой комaнды. В первом туре комaндам предлагается ответить на 12 вопросов (тематика – стандартные вопросы по теме «Земноводные»), во втором туре – на 9 вопросов (вопросы высокого уровня). В третьем туре участвуют две комaнды, предлагается 6 вопросов (вопросы повышенного уровня, включающие вопросы по экологии) и ребусы.
...
09 06 2025 18:30:17
Уничтожение лесов, осушение болот, орошение засушливых земель — все это отражается на географическом распределении видов. Большое значение имеет и вовлечение в хозяйственный оборот новых природных ресурсов для размещения населенных пунктов, промышленных предприятий, использования атомной энергии....
08 06 2025 23:55:44
Цель мероприятия - систематизировать и обобщить знания обучающихся по темам: "Опopно-двигательная система", "Пищеварение", "Кровь и кровообращение", "Дыхание", "Обмен веществ". Игра проводится в упрощенной форме телевизионной передачи «Своя игра»....
07 06 2025 1:33:38
Цель урока: формировать у учащихся представления о здоровом образе жизни; разъяснить, как влияет на организм человека никотин и алкоголь; сформировать отрицательное отношение к табаку и алкоголю; воспитывать бережное отношение к здоровью как к главной ценности....
06 06 2025 21:14:17
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
05 06 2025 1:38:14
Наличие познавательного интереса у учащихся во многом определяет качество усвоения знаний и способов деятельности. Одним из способов формирования устойчивого интереса к своему предмету является применение игровых моментов в учебной деятельности. Игровые формы, особенно коллективные, способствуют позитивным изменениям личностной, мотивационной и смысловой сферы обучаемого.
...
04 06 2025 19:40:44
Цель урока: обобщить и систематизировать знания о представителях четырех царств живой природы: бактериях, грибах, растениях, животных....
03 06 2025 0:29:33
Урок первичного предъявления новых знаний, раскрывающий роль бактерий в природе и в жизни человека. Второй урок после изучения строения и жизнедеятельности бактерий в теме «Бактерии» в программе основного общего образования по биологии, 6−9-й класс, В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой. Цель урока: сформировать общее представление о бактериях как важном компоненте биосферы; раскрыть положительное и отрицательное значение бактерий в хозяйственной деятельности человека....
02 06 2025 4:57:31
Методическая разработка обобщающего урока-КВН по биологии в 6-м классе по теме «Цветок и плод. Охрана цветковых растений» позволяет обобщить, закрепить знания учащихся о строение цветков, соцветий, плодов....
01 06 2025 11:17:19
Программа по формированию культуры здорового образа жизни предоставляет возможность учащимся пополнить свой багаж знаний о сохранении и укреплении здоровья, реализовать индивидуальные способности, проявить организаторские навыки....
31 05 2025 22:33:40
Программа работы с одаренными детьми (детьми, имеющими признаки одаренности) в общеобразовательной школе представлена в форме научного общества естествознания «Натуралист» по различным дисциплинам: природоведению, физике, химии, географии, биологии, астрономии. Программа утверждена методическим советом школы, входит в состав общешкольной работы с одарёнными детьми....
30 05 2025 4:50:37
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::