Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии


    Развитие мыслительных навыков в преподавании биологии

Одной из центральных проблем, влияющих на подходы и направления реформирования российской системы школьного образования, является всевозрастающее противоречие между увеличивающимся объёмом знаний в обществе и возможностями каждого индивида по их усвоению. Кроме того, человек всё больше стремится к развитию собственной Я-концепции. Поэтому современное образование закономерно становится личностно-ориентированным. Главная задача обучения не планировать общую, единую для всех линию психического развития, а помочь каждому ученику с учётом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность. Необходимо создать благоприятные условия для формирования его индивидуальности, изменить сложившиеся в культуре представления о норме психического развития ребёнка (сравнение не по горизонтали, а по вертикали, т.е. определение развития в сравнении с самим собой, а не с другими).

Чтобы ученикам в школе было комфортно, они должны быть успешны в главном виде своей деятельности. Сходные проблемы решаются многими биологами России. В Москве в массовых школах и гимназических классах (№196, №1178, №1272) разработана и апробирована технология «Индивидуального стиля учебной деятельности ученика» кандидата биологических наук, Н.Л.Галеевой.

Принципы личностно-ориентированного обучения.

Современная школа всё больше становится школой развития личности. Личностно-ориентированное обучение — это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность и уникальность. Субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования Тем самым признается, что в образовании «происходит не просто восприятие ребенком заданных педагогических воздействий, а «встреча» задаваемого и субъектного опыта, своеобразное «окультуривание» последнего, его обогащение, приращение, преобразование, что и составляет «вектор» индивидуального развития» [6]. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса и есть личностно-ориентированное обучение.

Комфортность ученика на уроке зависит от успешности его процесса обучения. Знание механизмов, задействованных учениками при освоении школьных предметов, преимущественной ориентации на способ представления учебного материала, безусловно, важно для создания ситуации успеха для каждого школьника.

Учебные навыки можно разделить на группы. Организационные, обеспечивающие ученику самостоятельность действий; коммуникативные, которые определяют формы и виды участия в коллективной деятельности; информационные, помогающие ученикам самостоятельно находить информацию; мыслительные, лежащие в основе сознательного мышления школьников.

С каждым годом требования к умственной деятельности учащихся непрерывно растут, а их способность усваивать и использовать полученные знания остается на довольно низком уровне. Развить сразу весь комплекс свойств, входящих в понятие «умственные способности», невозможно. Это длительная, целенаправленная работа. Развивающие задания должны составлять систему, позволяющую формировать и развивать всё многообразие интеллектуальной деятельности учащегося. Поэтому так важно включать в структуру урока развивающие задания, основанные на содержании урока. Этим достигаются две цели: дается содержание, и реализуются задачи развития интеллектуальной и творческой деятельности. К основным видам умственных операций относят: сравнение – установление сходства и различия между различными предметами и явлениями; анализ – мысленное расчлeнение на части и выделение отдельных свойств предмета; синтез – мысленное соединение частей в одно целое; установление причинно-следственных связей (логика) и умение делать выводы [4 с.316-320].

I. Описание модели педагогической деятельности.

Чтобы создать ситуацию успеха каждому ученику на уроках биологии, развить его мыслительные навыки, систематически на каждом уроке использую упражнения на развитие умственных навыков, стараюсь включать эти упражнения на разных этапах урока: при опросе, закреплении, разминке, изучении нового материала. Обязательно предлагаю ученикам выбор формы выполнения задания, наиболее комфортного для каждого. Чтобы учесть потребности каждого, стремлюсь разнообразить задания, предоставляя учащимся выбор. В этом случае ребёнок интуитивно найдёт то, что ему будет удобнее, а значит, будет чувствовать себя комфортно. Давая домашнее задание, принцип выбора так же необходимо учитывать. Составляя итоговые работы по различным темам, придерживаюсь схемы проверки мыслительных навыков.

II. Примеры заданий на анализ.

Эти задания включают соответствие, отличия, выбор того, что относится.

Тема «Плоские черви» 7 класс.

(Можно данный текст вывести на экран проектора и работать устно, написать на доске и предложить соединять стрелками.)

Соотнесите понятия и их объяснения:

1) Нервная   А) Трубочки (протонефридии)
2) Выделительная   Б) Связь с внешней средой
3) Пищеварительная   В) Группа органов с общей функцией
4) Пoлoвая   Г) Заполняет внутренность планарии
5) Система органов   Д) Размножение
6) Паренхима   Е) Переваривание пищи

Тема «Клетка» 9-11 класс.

Найдите соответствие между видом трaнcпорта и его сущностью:

А) Диффузия   1) Натрий – калиевый насос
Б) Осмос   2) Пожирание
В) Активный трaнcпорт   3) Движение воды
Г) Пиноцитоз   4) Выведение веществ
Д) Экзоцитоз   5) Движение внутрь
Е) Эндоцитоз   6) Поглощение капель
Ж) Фагоцитоз   7) Перемещение по градиенту
Концентрации

Тема «Наука о растениях – ботаника» 6 класс.

Подберите соответствующее определение термину.

1. Ботаника   А) Растения, которые растут без помощи человека.
2. Царство   Б) Наука, изучающая царство растений.
3. Культурные растения     В) Очень большая группа организмов со сходными признаками.
4. Биология   Г) Растения, специально выведенные и выращиваемые для нужд человека.
5. Дикорастущие растения     Д) Наука о живой природе.

Тема «Плоские черви» 7 класс.

(Можно задание выполнять, проговаривая, или из прикреплённых на доске карточек с надписями отобрать в разные столбцы.)

Выберите то, что относится к Плоским червям: тело плоское, нет полости, лучевая симметрия, двусторонняя симметрия, системы органов, два слоя клеток, эктодерма, мезодерма, энтодерма, три слоя клеток, кожно-мускульный мешок.

Тема «Простейшие» 7 класс.

Собрать амёбу из разных органоидов, которые нарисованы на отдельных карточках, прикрепив их на доску. Для усложнения, среди органоидов амёбы могут быть и части других простейших. Собрать эвглену и инфузорию.

Одновременно другие ученики могут рисовать животное, рассказывать о нём, лепить из пластилина или делать задания письменно, выбирая из перечня частей то, что относится к определённому животному. Подобные задания можно использовать при изучении и других несложных животных организмов.

Тема «Биогеоценоз» 9-11 класс.

Выберите то, что относится к компонентам биогеоценоза:

А) продуценты, Б) консументы, В) редуценты, Г) биоценоз, Д) фитоценоз, Е) агроценоз.

Тема «Биогеоценоз» 9-11 класс.

(Можно использовать плакаты, изображения на экране и даже определения или предложить конструирование.)

Чем отличаются биоценоз и биогеоценоз?

Тема «Клетка» 9-11 класс.

Чем отличается растительная и животная клетка?

III. Примеры заданий на синтез.

О чём идёт речь? - Назовите, одним словом. - Что общего?

(Там, где это возможно, использовать картинки, изображения на экране.)

Тема «Процессы жизнедеятельности растительного организма» 6 класс.

А) Лист, углекислый газ, свет, крахмал.
Б) Зародыш, молодость, зрелость, старость.
В) Почва, минеральные вещества, вода.

Тема «Экология» 9 класс.

А) Сообщество живых организмов и факторов неживой природы.
Б) Саморазвитие сообщества.

Тема «Пищеварение» 8 класс.

А) 38°С, кислая среда, белки.
Б) Коренные, клыки, резцы.
В) Слюнные, поджелудочная, печень.

Тема «Органические вещества» 10-11 класс.

  1. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.
  2. Вода, минеральные соли.
  3. Кислород, водород, азот, углерод.
  4. Золото, висмут, ртуть, свинец.
  5. Медь, железо, кальций.
  6. Глюкоза, фруктоза, крахмал, целлюлоза.
  7. Глюкоза, фруктоза.
  8. Сахароза, галактоза, лактоза.
  9. Целлюлоза, крахмал, хитин, муреин.

IV. Примеры заданий на сравнение.

(Можно предложить сравнение по нескольким параметрам, с их указанием или без этого, а можно сравнивать по одному какому-нибудь признаку. Если позволяет материал – надо обеспечить наглядность.)

Тема «Экология» 9 класс.

Сравните экосистему и биогеоценоз по размерам.

Тема «Прокариоты» 10-11 класс.

Сравните эукариотическую и прокариотическую клетки по органоидам, наличию ядра, процессам жизнедеятельности.

Тема «Процессы жизнедеятельности растений» 6 класс.

А) Фотосинтез и дыхание по месту, где они проходят.
Б) Корневое и воздушное питание по веществам, которые поглощаются.
В) Макроэлементы и микроэлементы по значению для растения.

V. Примеры заданий на логику или установление причинно-следственных связей.

Что пропущено?

(При изучении нового материала, можно разрешить использование учебников, это развивает ещё и организационные навыки.)

Тема «Биосферный уровень организации жизни» 10-11 класс.

А) Катархей, ...................., протерозой.

Б) Принцип .................... гласит: «Природа знает лучше!»

Тема «Генетика» 10- 11 класс.

А)
Р (?)ОО х (?) АВ
F (?) АО,……
Б) Для определения чистокровности коров используют .................... скрещивание.

Тема «Процессы в растениях» 6 класс.

А) Опыление, ...................., зигота, образование семени.
Б) Фотосинтез, дыхание, ...................., рост, развитие, размножение.
В) .................... – процесс образования крахмала в зеленых листьях на свету.

Найдите лишнее и объясните свой выбор.

Тема «Клетка» 9-11 класс.

(Можно выполнять эти задания на сборку или разборку клетки, организма, процесса и обнаруживать лишнее.)

А) Ядро, митохондрии, пластиды, вакуоль.
Б) Глюкоза, рибоза, крахмал.
В) ДНК, РНК, АТФ.
Г) Фотосинтез, анаболизм, энергетический обмен.
Д) Гемоглобин, актин, миозин, хитин.

Тема «Экология» 9 класс.

Исправьте ошибку в цепочке питания:

А) Гусеница → лист → воробей → кошка.
Б) Летучая мышь → берёза → майский жук.

Установите этапы сукцессии в правильном порядке:

Kлимaкcовое сообщество → кустарники → травы → пионерное сообщество→ нарушение окружающей среды.

Тема «Клеточная теория» 10-11 класс.

(Здесь можно продемонстрировать портреты или изображения на экране этих великих людей.)

Закончите перечень имён ученых, которые внесли вклад в развитие учения о клетке: Р.Гук, А. Левенгук, Т.Шванн ....................

IV. Примеры заданий на умение делать выводы и решать задачи.

Тема «Лишайники» 6 класс.

Сделайте вывод о том, почему лишайники первыми поселяются на необжитых местах.

Тема «Насекомые» 7 класс.

Предположите, почему –

  1. Один муравей в природе не выживет?
  2. Бабочки тутового шелкопряда не летают?

Тема «Переливание крови» 8 класс.

Объясните.

У мамы кровь 1 группы, у сына – 2 группы, у дочери – 4 группы, у отца – 3 группа. Нужно срочно сделать переливание крови сыну. Чья кровь подойдет?

Тема «Адаптации» 9-11 класс.

Объясните появление приспособлений у безобидной мухи-осовидки, похожей на осу.

Тема «Биосфера» 9-11 класс.

Сделайте вывод.

Сейчас 20% видов находятся на грани исчезновения.

VII. Проверочные работы.

Все проверочные работы: тематические, входные, промежуточные, итоговые составляю по принципу контроля развития мыслительных навыков.

Итоговая работа по биологии в 6 классах по теме «Бактерии, грибы и лишайники».

1. Найдите соответствие.

А) Бактерии   1) Подберезовик
Б) Грибы   2) Круглые
В) Лишайники   3) Туберкулез
Г) Кокки   4) Ягель
Д) Паразиты   5) Прокариоты

2. Найдите общее.

А) Кокки, вибрионы, спириллы.
Б) Кустистые, накипные, листоватые.
В) Шляпочные, плесневые, паразиты.

3. Сравните.

А) Клетку бактерии и гриба по ядру.
Б) Грибы и растения по питанию.

4. Что пропущено?

А) Клетки грибницы называются ....................
Б) Бактерии являются ...................., т.к. не имеют ядра.

5. Сделайте вывод о том, почему лишайники называют первопоселенцами.

Промежуточный контроль по биологии в 8 классе по теме «Пищеварение».

1. Найдите соответствие.

А) Печень   1) Зубы
Б) Глотка   2) Пепсин
В) Тонкий кишечник   3) Околоушные
Г) Рот   4) Всасывание
Д) Фермент   5) Желчь
Е) Слюна   6) Проглатывание

2. Найдите общее (2 из 3).

А) 38°С, кислая среда, белки.
Б) Коренные, клыки, резцы.
В) Слюнные, поджелудочная, печень.

3. Сравните по одному указанному признаку (2 из 3).

А) Желудок и рот по веществам, которые там перевариваются.
Б) Пепсин и липазу по условиям среды, где они перевариваются.
В) Тонкий и толстый кишечник по функциям.

4. Вставьте пропущенное слово (2 из 3).

А) Пепсин работает только в .................... Среде.
Б) Тонкий кишечник состоит из ...................., тощей и подвздошной частей.
В) Вырост слепой кишки называют ....................

5. Объясни: «Долго жуешь – долго живешь».

Самостоятельная работа по теме «Земноводные» в 7 классе.

Часть А.

1. Соотнесите:

А) Череп   1) лопатки
Б) Плечевой пояс   2) 1 шейный позвонок
В) Позвоночник   3) Большие глазницы
Г) Тазовый пояс   4) Стопа, бедро, голень
Д) Передняя лапа   5) Тазовые кости
Е) Задняя лапа   6) Кисть, плечо, предплечье

2. Соотнесите рисунок и название.

А) Б) В)

1) Хвостатые.
2) Бесхвостые.
3) Безногие.

Часть Б.

1. Найдите общее.

А) Икра, головастик, личинка, лягушка.
Б) Гoлая кожа, веки, рычаговые конечности.
В) Перепонки, клапаны.

2. Назовите, одним словом.

А) Сердце, два круга кровообращения.
Б) Лёгкие и кожа.
В) Позвоночник, пояса конечностей, череп.

Часть В.

  1. Сравните кровеносную систему земноводных и рыб.
  2. Сравните дыхательную систему земноводных и рыб.
  3. Сравните головной мозг лягушки и рыбы.

Часть Г.

1. Найдите лишнее.

А) Жабы, зелёная лягушка, тритон.
Б) Червяга, саламaндра, тритон.
В) Артериальная, венозная, смешанная, капиллярная.

2. Расположите в порядке усложнения.

А) Безногие, Б) хвостатые, В) бесхвостые.

Часть Д.

  1. Объясните, почему земноводные могут жить на суше и в воде?
  2. Объясните названия отрядов Земноводных и приведите примеры представителей.

VIII. Выводы.

Обеспечив рост учебных возможностей каждого ученика, мы тем самым создадим наиболее комфортное для него обучение, что повышает мотивацию и способствует формированию личности. Помочь учащимся развиваться, преодолевать трудности и достигать успеха учитель – наставник, но не диктатор, может мудро и ненавязчиво, предлагая различные формы развивающих заданий.

Одними из самых значимых умений и навыков школьника, обеспечивающих ему успешность в учебной деятельности, являются умственные навыки. Постоянно тренируя их различными способами, учитывая психофизиологические особенности, мы развиваем умственные способности каждого ребёнка. Только в том случае, когда каждый урок каждого предмета станет уроком развития мышления и творчества, только тогда можно всерьёз говорить о создании условий для полноценного развития личности.

Список использованной литературы:

  1. Галеева Н.Л.Современный кабинет биологии. – М., 2005.
  2. Галеева Н.Л. Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М., 2006.
  3. Галеева Н.Л. Результативность личностно-ориентированного образовательного процесса: Методическое пособие// Завуч. 2003. №2.
  4. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2005.
  5. Шубина Н.П. Личностно-ориентированное обучение на уроках биологии // Биология (Первое сентября). 2003. №28.
  6. Личностно-ориентированные уроки по биологии. [Электронный ресурс.] Версия 1.0 / Сост. Хуторской А.В. – М.: Центр дистанционного образования «Эйдос», 2003. 383 Кб.
  7. Развитие памяти, внимания, воображения на уроках биологии. [Электронный ресурс.] / Составитель Глазунова Е.Л. – М.: Центр образования «Гамма», 2005.



Комментарии:

Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"


    Программа элективного курса по биологии в 9-х классах для предпрофильной подготовки "Физиология подростка (пpaктический курс)"

      Программа позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся в области углубления знаний о строении и физиологии организма, причинах аномального развития, здоровом образе жизни и сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих в ходе выполнения пpaктических работ и изучения функциональных проб. Программа рассчитана на 16 часов....

19 04 2024 20:18:59

Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"


    Урок географии. 6-й класс. "Гидросфера"

      Урок разработан в соответствии с учебно-методическим комплектом «Сферы». Разработка включает конспект урока, презентацию, интеpaктивный тест и опережающие домашние задания к теме. Презентация является организационным инструментом учителя, отражает основной материал урока, представляет образцы схем, записей детей в тетрадях. ...

18 04 2024 22:51:42

Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"


    Сценарий устного журнала "Азбука СПИДа"

      Проведение приурочено к 1 декабря (Всемирный день борьбы со СПИДом). Усилия всего прогрессивного человечества направлены на борьбу с вирусом иммунодефицита человека. Самое трудное – начать. В каждой стране, в каждом обществе существует множество проблем, но проблема ВИЧ продолжает входить в круг первоочередных задач мирового масштаба. Поэтому очень важно информировать учащихся об этой проблеме. Предлагаемый сценарий образно и доступно дает представление о том, что такое СПИД....

17 04 2024 18:48:12

Нарушения деятельности нервной системы и их предупреждение

Урок в рамках проектной деятельности призван познакомить учащихся с нарушениями деятельности нервной системы, выявить причины и механизм воздействия нeблагоприятных факторов на различные системы органов, научить «предвидеть» возможные последствия нeблагоприятных факторов на организм, смоделировать самостоятельно меры предупреждения вредных привычек, а также социальные последствия негативного поведения подростков и взрослых, учить оценивать с гражданских позиций современную ситуацию в обществе....

16 04 2024 18:47:26

Урок-игра по биологии в 6-м классе "Плотоядные растения"


    Урок-игра по биологии в 6-м классе "Плотоядные растения"

      Данная работа представляет собой урок биологии в 6-м классе по теме "Плотоядные растения". Урок разработан по программе И.Н. Пономаревой. Проводится как резервный час по теме «Основные процессы жизнедеятельности растений», сопровождается презентацией....

15 04 2024 20:34:23

Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"


    Игра по биологии для 7–8-х классов "В мире животных"

      Игра состоит из 6-ти разделов, каждый из которых включает в себя по восемь вопросов, это: «Животные разных континентов», «Кошачьи», «Холоднокровные животные», «Члeнистоногие», «Птицы», «Вымершие животные». На экране показаны шесть животных, ребята, отвечая на вопрос учителя, показывают номер животного. ...

14 04 2024 19:11:37

Методическая разработка урока биологии в 6-м классе


    Методическая разработка урока биологии в 6-м классе

      Методическая разработка урока составлена на основании учебно-методического комплекса под ред. В.В. Пасечника. Основные задачи урока – обобщить знания учащихся о видах корней и корневой системы, развивать мышление, наблюдательность и воспитывать интерес к предмету через игру....

13 04 2024 16:14:56

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

12 04 2024 16:32:37

Применение дидактических игр на уроках биологии


    Применение дидактических игр на уроках биологии

      Работа написана с целью методических рекомендаций для учителей биологии в вопросах правильного применения дидактических игр на любом из этапов работы на уроке. В работе даны рекомендации, когда нужно применять дидактические игры для достижения наилучшего результата, когда не следует этого делать. ...

11 04 2024 4:14:47

Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"


    Интегрированный урок по биологии и граждановедению "Поговорим об алкоголе"

      Данная работа может использоваться как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, например, как классный час. В статье рассказывается об истории появлении водки и других спиртных напитков, об их воздействии на организм человека. ...

10 04 2024 11:29:20

Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы


    Программа по биологии (базовый уровень). 10–11-е классы

      Программа по биологии разработана на основе программы по биологии Г. М. Дымшиц, О. В. Саблиной, образовательной программы МОУ "СОШ № 5". Цель: соотнести содержание учебного курса биологии в 10−11-х классах с требованиями ФГОС среднего (полного) общего образования....

09 04 2024 20:19:20

Тема урока: "Цветок – орган семенного размножения"


    Тема урока: "Цветок – орган семенного размножения"

      Урок "Цветок – орган семенного размножения" позволяет познакомить обучающихся со способами опыления, с процессом двойного оплодотворения и образованием плодов и семян у цветковых растений; развить умение устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; способствует развитию интереса к предмету, расширяет кругозор, воспитывает бережное отношение к природе. ...

08 04 2024 18:30:35

Методическая разработка "Комнатное цветоводство"


    Методическая разработка "Комнатное цветоводство"

      В современной социальной ситуации очень остро стоит вопрос занятости детей, умение организовать свой досуг. Как помочь ребёнку занять с пользой своё свободное время, дать возможность открыть себя наиболее полно? Как создать условия для творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? Именно эти вопросы поможет решить программа "Комнатное цветоводство"....

07 04 2024 7:50:17

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии

Экология: история и этапы развития, законы и задачи экологии Термин «экология» предложил в 1866 году ученый Э.Геккель, который описывал взаимоотношения живой и неживой природы в своем труде «Всеобщая морфология»....

06 04 2024 8:23:36

Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего

Ленточные черви. Строение на примере цепня бычьего Все ленточные черви ведут паразитический образ жизни. В пoлoвoзрелом состоянии обитают в кишках позвоночных животных, а в личиночном — в органах и тканях....

05 04 2024 20:35:26

Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе


    Технология мониторинга результативности в обучении биологии в 9-м классе

      Объективная оценка учебных достижений осуществляется, как правило, при проведении стандартизированных процедур, таких как тесты. В статье описана методика работы с тестовым материалом, разработанным автором статьи к учебнику "Биология. Общие закономерности", 9-й класс (авторы: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И.Сонин). Количество тестов соответствует количеству глав в учебнике. Содержание тестов определено с учетом опыта работы по обучению биологии в школе и достижений биологической науки....

04 04 2024 1:40:43

Экологические особенности животных по отношению к температуре


    Экологические особенности животных по отношению к температуре

      Основная задача урока – показать различные приспособления животных к температуре как к экологическому фактору, а также научить отличать холоднокровных и теплокровных животных. В ходе урока у учащихся развиваются познавательные интересы и логическое мышление, формируется правильное отношение к природе. ...

03 04 2024 18:27:42

Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс


    Урок биологии по теме "Происхождение и многообразие земноводных". 7-й класс

      Урок по теме «Происхождение и многообразие земноводных» применяет ИКТ. Необходимы компьютеры, банк медиа-данных, Интернет-ресурсы....

02 04 2024 18:37:48

Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"


    Разработка урока "Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Эволюция или сотворение"

      Изучая вопрос о происхождении пресмыкающихся, целесообразно вернуться к происхождению рыб и земноводных, познакомить учащихся с эволюционной теорией Ч.Дарвина. Есть прекрасная возможность проследить усложнение в организации, обнаружить общие черты и различия, выявить доказательства эволюции или столкнуться с её загадками. Постановка проблемы в виде сценки, новые интересные факты, форма постановки дискуссионных вопросов способствуют концентрации внимания, привлечению знаний из области физики, химии....

01 04 2024 19:46:43

Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина"


    Урок–исследование "«Разоблачение» великого Ч.Дарвина"

      Тема урока по программе "Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина", 11-й класс позволяет организовать работу по формированию у обучающихся целостного восприятия окружающего мира, интереса и позитивного отношения к научному поиску, истории науки....

31 03 2024 23:40:30

Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"


    Интеpaктивный урок по биологии на тему: "Движущие силы антропогенеза"

      Нетрадиционная форма урока с использованием методов интеpaктивного обучения является наиболее целесообразной в классах гуманитарного профиля. Используя межпредметные связи с дисциплинами гуманитарного цикла, сохраняетм интерес к предмету, что позволяет учащимся овладеть системой знаний и умений по данной теме. ...

30 03 2024 5:12:20

Урок-презентация "Пoлoвoе размножение растений", 6-й класс


    Урок-презентация "Пoлoвoе размножение растений", 6-й класс

      Для реализации компетентностного подхода работа выстроена поэтапно. При повторении изученного материала учащиеся делают вывод о значение пoлoвoго размножения как важного шага в ходе эволюции всех живых организмов. Выдвигают гипотезы о способах размножении низших растений, результат сравнивают с учебником. Совершенствуют умения чтения и построения схем, анализа, обобщения полученной информации, делают выводы, проявляя степень самостоятельности....

29 03 2024 14:11:25

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа

Скелет человека: грудная клетка, свободные конечности, кости черепа Скелет человека подразделяется на скелет туловища, скелет верхних и нижних конечностей, скелет головы — череп. Скелет верхних конечностей состоит из скелета плечевого пояса, с помощью которого конечности соединяются с туловищем (лопатка, ключица) и скелета свободных верхних конечностей....

28 03 2024 12:18:18

Устный журнал "Удивительный мир амфибий"


    Устный журнал "Удивительный мир амфибий"

      Данная разработка позволит познакомить учащихся с многообразием земноводных, интересными представителями, значением их в жизни человека, экологическим значением, познакомить с земноводными, обитающими на территории Нижегородской области, сформировать бережное отношение к земноводным как части живой природы. ...

27 03 2024 8:57:26

Урок биологии в 11-м классе по теме "Бионика"


    Урок биологии в 11-м классе по теме "Бионика"

      На уроке используется презентация (выполненная в PowerPoint), по ходу объяснения задаются учащимся проблемные вопросы, присутствует творческое задание с использованием технологии поиска новых идей. Как обязательный компонент при работе в старших классах используются работа с текстом и творческое домашнее задание. ...

26 03 2024 14:57:17

Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"


    Урок биологии по теме "Хромосомная теория наследственности. Сцепленное наследование признаков"

      Изучается закон сцепленного наследования Т.Моргана и хромосомная теория наследственности, рассматривается применение их для решения биологических задач, проверяется уровень усвоения системы знаний и умений учащихся....

25 03 2024 7:45:33

Урок-пpaктикум "Особенности строения растительной и животной клетки". 6-й класс


    Урок-пpaктикум "Особенности строения растительной и животной клетки". 6-й класс

      Урок представляет собой пpaктикум по изучению особенностей строения растительных и животных клеток в форме лабораторной работы. Результаты заносятся в таблицу. Такая работа способствует расширению знаний учащихся о строении эукариотической клетки растений и животных; о единстве строения и происхождения клеток; о многообразии форм клеток. Воспитывается интерес к познанию живой природы....

24 03 2024 20:54:34

"Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе


    "Обмен веществ и превращение энергии". Урок биологии в 6-м классе

      Урок с презентацией по курсу биологии для 6-го класса по программе Н.И. Сонина поможет учителю раскрыть сущность обмена веществ и превращения энергии в живых организмах. Компьютерная презентация с настроенной анимацией позволяет обучающимся раскрыть особенности процессов, составляющих обмен веществ у растений и животных, и выявить значение обмена веществ и энергии для жизни на Земле....

23 03 2024 16:34:46

Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"


    Интегрированный урок (биология + математика) по теме "Бактерии, их строение и жизнедеятельность"

      Представленный урок составлен на основе программы Н.И. Сонина для 7-го класса. Чтобы повысить интерес учащихся к теме, урок интегрирован с математикой. Задание по определению темы урока (угадывание букв) вызывает у детей интерес и мотивирует их дальнейшую деятельность на уроке. Урок обучает детей работе с учебником. Формирует навыки составления схем и умение делать самостоятельно выводы. Учитель привлекает на урок очень интересный дополнительный материал из книги "За страницами учебника"....

22 03 2024 9:36:50

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

21 03 2024 4:38:49

Развитие жизни в архейскую эру

Развитие жизни в архейскую эру Наличие среди архейских отложений пород органического происхождения — известняков, графита и пр. — указывает на существование в эту эру живых организмов....

20 03 2024 21:37:57

Самостоятельная работа на уроках биологии


    Самостоятельная работа на уроках биологии

      Под самостоятельной учебной деятельностью понимается любая организованная деятельность учащихся, направленная на выполнение поставленной дидактической задачи. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает ученика искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, давать объяснение и толкование явлениям природы, выдвигать гипотезы, т.е. в конечном итоге добывать знания....

19 03 2024 6:18:50

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок

Строение желудка: стенки, железы и желудочный сок Желудок — вместительное расширение пищеварительного канала, в котором происходит дальнейшее переваривание пищи. Объем желудка взрослого человека 1,5-2л....

18 03 2024 8:18:39

Конкурсно-деловая игра "Экологический мир – это жизнь"


    Конкурсно-деловая игра "Экологический мир – это жизнь"

      Игра способствует развитию познавательной активности, творческих способностей учащихся; формирует логическое мышление; прививает навыки коммуникативного общения. Класс делится на комaнды, которым предлагается выполнить ряд заданий творческого и развивающего хаpaктера: кроссворд, экологическое лото, презентация алгоритма природоохранных мероприятий и т.д....

17 03 2024 20:20:22

Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав


    Значение опopно-двигательной системы. Строение костей и их состав

      Урок изучения нового материала в 8-м классе рассчитан как на детей-аудиалов, так и визуалов, используется фронтальный опрос, который помогает ребятам вспомнить ранее изученные понятия и нацеливает их на дальнейшее усвоение нового материала. В начале урока ставится проблема, которая позволяет развивать у учащихся логическое мышление, внимание, основная масса изучаемого материала записывается в виде схем, которые учитель строит в ходе урока вместе с учениками....

16 03 2024 14:23:16

Интегрированный урок (биология + ОБЖ + физкультура) по теме "Работа мышц"


    Интегрированный урок (биология + ОБЖ + физкультура) по теме "Работа мышц"

      Урок любого типа и любой формы может быть интегрированным по учебному материалу. Одним из путей решения задачи (чему учить?) мы избрали интегрирование. Оно призвано ярче и весомее высветить главное в изучаемом материале, раздвинуть границы предметности. Урок биологии по нашей схеме будет выглядеть следующим образом: биология — ОБЖ — физическая культура. Предварительная подготовка, разные виды заданий позволят получить оценки учащимся с разным уровнем знаний....

15 03 2024 3:59:24

Урок "Молекулярная структура живого"


    Урок "Молекулярная структура живого"

      Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...

14 03 2024 22:38:12

Урок биологии в 9-м классе "Биосинтез белка. Пластический обмен"


    Урок биологии в 9-м классе "Биосинтез белка. Пластический обмен"

      Урок биологии, на котором рассматриваются процесс метаболизма и вытекающие из него процессы; функции белка и структура белка в ДНК. ...

13 03 2024 17:53:24

Использование приема эвристической беседы на учебном занятии-лекции "Эволюция человека"

Знание студентами медицинских колледжей и медицинских училищ темы «Эволюция человека» важно как с позиций формирования мировоззрения, так и востребованности знаний в будущей профессии. В работе показана эффективность использования приема эвристической беседы для достижения образовательных целей занятия; рассмотрена методическая реализация представленного технологического приема; приведен анализ выполненных студентами проверочных работ....

12 03 2024 4:16:20

Элективный курс "Тайны человеческого тела"


    Элективный курс "Тайны человеческого тела"

      В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....

11 03 2024 16:28:57

Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"


    Урок по теме "Виды корней и типы корневых систем"

      Комбинированный урок биологии "Изучения видов корней и типов корневых систем". Учащиеся овладевают умениями описывать растения, распознавать типы корневых систем на примерах растений Ростовской области, а также учатся вести диалог по обсуждаемым вопросам....

10 03 2024 22:46:43

Урок по природоведению в рамках ФГОС по теме "Знакомство с горными породами биогенного происхождения". 5-й класс

Урок призван сформировать представление о горных породах биогенного происхождения, показать особенности их формирования, изучить их внешние хаpaктеристики, геологическое время происхождения....

09 03 2024 6:23:38

Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"


    Разработка урока по теме "Органоиды клетки, маршрутный лист учащегося", мультимедийная презентация "Органоиды клетки"

      Цели урока: образовательная – познакомить с особенностями строения и функциями клеточных структур эукариотических клеток, определить роль каждого органоида в жизни клетки, сформировать представление о клетке, как о целостной самовоспроизводящейся живой системе, научиться распознавать органоиды по внешнему виду; развивающая – развить у учащихся интерес к биологической науке, предметное мышление, умение анализировать и сопоставлять факты, выделять главное в тексте, логическое мышление, различные виды памяти; воспитательная – формирование у учащихся бережного отношения ко всему живому на нашей планете, представления об уникальности каждого организма....

08 03 2024 8:40:58

Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний


    Урок-обобщение как средство упрочнения и закрепления знаний

      Тематическое обобщение и систематизация обеспечивают усвоение целой системы или цикла понятий, изучаемых в течение длительного времени и составляющих содержание обширных разделов программы. В статье представлен пример урока. ...

07 03 2024 20:44:22

Урок по теме "Сердце". 8-й класс

Урок биологии изучает особенности строения сердца; у учащихся формирует анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. На уроке развиваются познавательная активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, межпредметные связи, навыки самостоятельной, парной, групповой работы, коммуникативное общение....

06 03 2024 21:22:13

Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"


    Урок биологии в 8-м классе "Иммунитет"

      Урок биологии в 8-м классе расширяет знания учащихся о защитных механизмах организма: путях возникновения иммунитета, его видах и значении. Сообщает знания об истории вакцинации и ее современном состоянии. ...

05 03 2024 1:15:34

Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс


    Урок на тему "Общая хаpaктеристика и экология лишайников". 6-й класс

      Урок биологии соответствует деятельностному подходу. Единственный урок при изучении темы «Лишайники» в соответствии с программой Д.И. Трайтака. Тема входит в раздел «Бактерии. Грибы. Лишайники». На каждом этапе урока указаны виды формируемых универсальных учебных действий. На уроках ребята учатся рассуждать, думать, анализировать, самостоятельно решать проблемы, ставить цели и их добиваться....

04 03 2024 23:58:34

Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"


    Сценарий урока биологии "Внутренняя среда организма. Состав и функции крови. Эритроциты"

      Школьный учитель из трaнcлятора, передатчика готовых знаний должен стать организатором, менеджером образовательного процесса на каждом уроке. Основным условием для этого является реализация деятельностного подхода. Урок с применением элементов теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) позволяет привлечь каждого ребенка к активной учебной деятельности. Изучение нового материала на данном уроке осуществляется в ходе групповой работы и выполнения лабораторного пpaктикума. ...

03 03 2024 7:38:47

Внешнее строение и образ жизни насекомых


    Внешнее строение и образ жизни насекомых

      Разработка урока для учащихся 8-го класса, имеющих различные отклонения в развитии, с использованием информационных коммуникативных технологий. Разработка материала представляет собой план урока. Автор прилагает презентацию, иллюстрирующую содержание материала. ...

02 03 2024 19:40:52

Скелет человека, его строение и значение


    Скелет человека, его строение и значение

      Урок помогает изучить отделы скелета человека, выявить различия строения скелета млекопитающих и человека, связанные с прямохождением, раскрыть взаимосвязь строения и функций осевого скелета....

01 03 2024 23:57:29

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::