Интеллектуальная игра "За семью печатями". Охраняемые птицы Хакасии
Мотивация: сегодня мы проведем интеллектуальную игру, посвященную 15 летнему юбилею заповедника “Хакасский” и 90-летию заповедного дела в России. Вы сможете назвать имя ученого, биолога, орнитолога Хакасии и Сибири, который являлся основателем заповедного дела в Хакасии, автором многочисленных публикаций. Он разpaбатывал программы восстановления исчезающих птиц в республике. Это талантливый ученый, настоящий патриот своей земли и своего дела. Его справедливо и немножко комично называли - “птичий папа”. Если вы уже заинтересовались, предлагаю начать.
ПРАВИЛА ИГРЫ:
1.За семью печатями скрыто имя ученого-орнитолога, одного из инициаторов организации заповедников “Чазы” и “Малый Абакан”. 21 год своей жизни он посвятил делу охраны природы Хакасии.
2.Каждая комaнда принимает участие в 6 конкурсах и выбирает своего лидера, который участвует в заключительном туре игры. Комaнда имеет право помочь своему лидеру, только в том случае, если все три лидера ответили на вопрос неправильно.
3. Лидер, набравший больше всего печатей, отвечает на главный вопрос игры “Кто герой нашей игры?”
Ожидаемые результаты: После сегодняшнего занятия:
1. Вы освоите основы экокультуры, этнокультуры, узнаете, что бережное отношение к родной природе, формирует не только активную гражданскую позицию, но и выpaбатывает ответственное отношение перед последующими поколениями.
2.Вы станете исследователями, научитесь работать с различными источниками информации.
3. Узнаете, какие охраняемые птицы обитают на территории Хакасии.
4.Познакомитесь с биографией известных ученых, посвятивших жизнь науке, и работе по восстановлению и сохранению охраняемых видов птиц.
ВРЕМЯ ИГРЫ ПОШЛО.
ПЕСНЯ: “Твори добро” муз. и сл. А. Медведева
Какие созвездия носят названия птиц? (созвездия Лебедя, Орла, Гoлyбя, Журавля, Райской птицы, Павлина и Феникса)
В игре принимают участие три комaнды, названия свом комaндам вы дадите, если узнаете эти созвездия. (1 комaнда- Орел, вторая- Лебедь, третья- Журавль)
ЗАДАНИЕ 1: О каких птицах рассказывается в этих мифах хакасского народа
Комaнда 1. Прилетев из далеких стран, эта величественная птица начала вить себе гнездо на вершине высокого ветвистого дерева. Крот, рывший землю возле дерева, говорит из своей норы ей: “Это дерево ненадежное, корни у него сгнили”. Но разве царь птица послушается, какого - то слепого крота, ему ли вмешиваться в дела царские. Она свила гнездо на дереве, а самка вывела птенцов. Но однажды сильный ветер повалил дерево и придавил самку с птенцами. Теперь птица поняла слова добродушного Крота, но было поздно. Поэтому до сих пор умные люди говорят так. “ Не оставляй без внимания ничьего совета, не мни себя великим, если хочешь избежать беды” Вопрос: Какие государства поместили на свои гербы орла?
Комaнда 2. Когда-то у девяти творцов - чаянов сильно заболела единственная дочь. Все испробовали, никто не может победить болезнь. Остались одни птицы. Попросили они помочь черного подгрудника. Когда он пошаманил, его богато одарили. По дороге домой его встретил Худай (Бог) и спрашивает: — Помог ли ты дочери чаянов?
~ После того, как меня богато одарили черной одеждой, какое мне дело, что с ней будет. Как услышал это Худай, разгневался и проклял птицу “Да пусть эта птица вечно долбит ствол дерева и этим питается”. А дочери чаянов стало еще хуже, пришлось просить серого подгрудника пошаманить. После того, как он пошаманил, его богато наградили пестрой одеждой, он и отправился восвояси. А по дороге ему встретился Худай, и спросил о здоровье дeвyшки. На что серый подгрудник ответил: “Мне все равно, что с ней будет, меня и так богато одарили ”. Тогда Худай проклял и его со словами: “ Вечно живи на деревьях и питайся там же”. А дочери чаянов становилось еще хуже, и обратились вестники к маленькой степной птахе, которая пела высоко в небе, за помощью. Та долго шаманила и ничего не взяла за это, но сказала такие слова: “Если Худай пожелает, может она и выздоровеет”. С тех пор эту птицу хакасы зовут шаман-птица. Умные люди говорят “ На все воля божья” Делаешь добро, будь добрым до конца. Вопрос: Сколько в году яиц откладывает самка жаворонка?
Комaнда 3: Однажды уставшая после долгой дороги Лягушка кое-как ковыляла домой. “Найти бы чего-нибудь, поесть”, - подумала она и тут же увидела эту длинноногую птицу, которая исполняла чудесный танец.
—В какую сторону ходила Лягушка, почему так отощала?- спросила птица
— Да вот Муравей упал в озеро и попросил меня помочь, говорил, отблагодарит подарком. Пожалела я его и вытащила. А вместо подарка искусали меня Муравьи, одни кости остались. Пожалела птица Лягушку, накормила ее. А Лягушка съела всю пищу птицы, и говорит ей: “А теперь я тебя угощу вкусной пищей, которую ты никогда не ела” Долго ли коротко шли они до озера, а как подошли Лягушка прыг в озеро, и оставила птицу ни с чем. С тех пор Лягушка боится ее, а птица сердится на Лягушку. Как только ее увидит, стремиться поймать, а Лягушка прячется. Умные люди говорят: “Не поступай с другими так, как не хотел, чтобы поступили с тобой” ВОПРОС: Почему журавля красавку так называют?
ЗАДАНИЕ 2. “Правда ли
...”(По 3 вопроса каждой комaнде)
... Орел могильник разрывает могилы, поэтому его так называют? (нет)
... что степной орел может ложиться на землю и, складывая крылья превращаться в камень? (да)
... что бородач ворует из-под носа пастухов ягнят, за это его прозвали орел-ягнятник? (нет)
... что сокола сапсана называют “гусиным пастухом”, он никогда не бьет гусей? (нет)
... что фламинго может жить на озерах, где концентрация солей так велика, что не может выдержать ни одно животное кроме фламинго? (Дд
... что разорить гнездо аиста, и это принесет несчастье дому, а сам аист может отомстить и поджечь дом? (нет)
... что существует лебединая верность? Лебедь вновь поднялся к облаку, песню прервал, он сложил бесстрашно крылья, на землю упал (нет)
... что журавль-красавка назван, так за “бакенбарды” - длинные белые пучки перьев по обеим сторонам головы? (да)
... правда ли, что любовная песня филина похожа на хохот человека, стоны? (да)
... правда ли, что дрофа сильно любит склевывать луковицы чеснока, поэтому вся пропитывается им? (да)
...правда ли, что лебеди перед cмepтью поют красивую песню, полную неизъяснимой тоски? (нет)
...правда ли, что цапля в брачный период надевает свадебный наряд (да)
Все эти птицы внесены в Красную книгу России и Хакасии, а наш герой является одним из авторов Красной книги Хакасии.
ЗАДАНИЕ 3. “Птицу видно по полету” (картины)
(гусь, журавль, орел - беркут)
Среди орлов, встречающихся на территории заповедника “Хакасский” степной орел, орел-беркут, орел-могильник, большой подорлик, орлан-белохвост. “Редкие хищные птицы, внесенные в Красную книгу Хакасии” - статья нашего героя. Среди лебедей, встречающихся на территории заповедника “Хакасский” - лебедь-кликун, малый лебедь. Среди гусей - сухонос, серый гусь, пискулька, гуменник. Наш герой- автор статьи “Водоплавающие и околоводные птицы Хакасии”. Среди журавлей, встречающихся на территории заповедника “Хакасский” - серый журавль, черный журавль, красавка. Наш герой автор книги “Журавли Хакасии”
Когда наш герой учился в технологическом институте Красноярска, часто посещал картинную галерею, очень любил пейзажи а, позднее став ученым, он выпустит книгу “Сердцу милые картины”
ЗАДАНИЕ 4: Перед вами репродукции картин русских художников, дайте им названия. Что описывает художник?
Комaнда 1: Репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова “После побоища Игоря Святославовича с половцами” Художник описал реальные события. Много русских и половецких воинов погибли в том сражении. Торжественность безмолвия не могут нарушить даже орлы. ВОПРОС: Почему художник выбрал именно этих птиц для своей картины? (художник подчеркивает героизм и величие происходящего) Картина вторая В. М. Васнецова “Ковер-самолет” Посмотреть на родную землю можно и с высоты птичьего полета, и летят прочь от невиданной птицы, ковра-самолета, совы - птицы ночи, птицы мудрости.
Картина третья: В.В. Верещагин “Богатый киргиз” Иметь ловчего сокола мог себе позволить только очень богатый человек, потому что стоил он целое состояние. Царь Алексей Михайлович так увлекся приобретением этих птиц, что чуть не опустошил царскую казну. ВОПРОС: Какой сокол изображен на картине?
Комaнда 2: Репродукция картины Михаила Александровича Врубеля “Царевна Лебедь” На картине в образе Царевны Лебеди Врубель изобразил свою жену, певицу Надежду Ивановну Забелу. Когда художник впервые услышал ее голос, ему показалось, что это голос его души. ВОПРОС: Какое произведение подтолкнуло художника написать эту картину? (музыка П.И. Чайковского к балету “Лебединое озеро”) Звучит фрагмент из балета П.И. Чайковского “Лебединое озеро” Картина вторая: Рылов “Над морским простором” возвращаются с юга лебеди, летят на Родину, и только на Родине небо гoлyбее, море синее, а берег долгожданнее.
Картина третья: В.М Васнецов “Царевна Лягушка” Лебеди на Руси всегда считались символом красоты и грации “плывет, как лебедушка”, “лебединая шея”. Поэтому художник, изображая лебедей, подчеркивает красоту царевны. Какой богини была символом эта птица?
Комaнда 3: Картина Н. Рериха “ Заморские гости” на картине изображены чайки, которые встречают гостей у родного берега, говорят, что в чаек переселяются души умерших моряков, возможно именно они первыми приветствуют гостей. Какая марка машины названа в честь этой птицы? Картина вторая “Витязь на распутье” В.М. Васнецова витязь напоминает саму Россию, по какому пути ей пойти, чтобы не погибнуть, а черные вороны вьются рядом, предрекая гибель или дальнейшее процветание?
Картина третья: А. Степанов “Журавли летят” Курлычут в небе журавли, и все детские взгляды прикованы к ним. Никто не остается равнодушным, сердце замирает, когда летит журавлиный клин.
Демонстрация картин и гравюр художников Хакасии, на которых изображены птицы.
Наш герой родился в селе Новостройка Аскизского района, а в этом селе жили и русские и хакасы и этнокультурные традиции обоих народов там сохранились до сих пор, но в силу постоянных и тесных контактов с хакасским населением этнокультура приобрела особенные черты.
ЗАДАНИЕ 5: В русском народном календаре многие приметы связаны с птицами. Назовите некоторые из них.
Комaнда 1: Как назывались дни 17 марта и 15 мая? Почему? (17 марта - Герасим – грачевник). Прилетает первая весенняя птица-грач. Герасим - грачевник грачей пригнал. Увидел грача - весну встречай. Грач на горе - весна на дворе. Считалось, что люди, родившиеся в этот день, особо сильно заботились о своем хозяйстве. 15 мая - соловьиный день. Старые люди примечали: запоет соловей в этот день - с хлебом будешь. А соловей начинает петь, когда с березового листа воды напьется (когда у березы лист настолько развернется, что на нем уместится капелька росы) Среди хакасских народных праздников есть тоже праздники, посвященные птицам: Чыл Пазы, празднование, которого начинали с прилета первых птиц, первого кукования кукушки. Если впервые услышишь ее голос натощак, то весь год будешь голодным. Поэтому надо обязательно промолвить: “Мин тохпын”- “Я сыт”, - и кукушка будет обманута. Затем начинался праздничный пир “той”. “Таан-Той”- праздник прилета первых весенних птиц- галок. Когда прилетали первые галки, жители аала высыпали на улицу и окропляли местность айраном. Люди кланялись птицам и произносили: “Элем-Салам таан пичелер!” - “Мир вам, сестры галки”. Дeвoчки хвастались своими успехами в рукоделии, а мальчики успехами в охотничьем деле и присмотром за скотом. Во время этих праздников все ходили друг к другу в гости.
Комaнда 2: Как назывались дни 12 ноября и 1 октября октября Орина - журавлиный лет. Орина дает путь журавлям. Заговаривает ветра, что по птичьим крыльям бьют. Забота у Орины журавлиным ключом вовремя отомкнуть подоблачные пути. Все в деревне спешили в этот день на самое высокое место и кричали журавлиному клину: “Колесом дорога!” Это чтобы птицы вернулись к родным просторам. 12 ноября - синицин день. В этот день прилетали птицы - зимники: синицы, сойки, свиристели “Не велика птичка - синичка, и та свой праздник помнит”, - говорили в народе.
Комaнда 3: Как называются три августовских Спаса? Какие птицы улетают в это время на юг? И день 28 сентября. ( Ласточки улетают три раза в три Спаса 14 августа - Медовый Спас, 19 -Яблочный, 29 - Хлебный или Ореховый. На третий спас в деревне ставили новые колодцы. Ласточки летят, по народному поверью, и вереницей бросаются на прощание в колодезный сруб. С этой поры вода в колодце становится сладкой и чистой. 28 сентября Никита - гусепролет. Гуси летят в отлет. Гуси летят - зимушку на хвосте тащат.
7 апреля - Благовещенье. Дети на Благовещенье бежали на заре на горку, зажав в руке испеченного из теста жаворонка, и кричали: Кулики-жаворонки, летите в одонки. Летите из-за моря, несите здоровья: первое коровье, второе овечье, а третье человечье.
ЗАДАНИЕ 6: На карте Хакасии обозначены охраняемые территории заповедника “Хакасский”, расположите птиц в местах предполагаемого их обитания. “Малый Абакан” - черный гриф, “Улух-Коль”- колпица, “Оглахты” - большой баклан, “БЕЛЕ” краснозобая казарка, озеро “Иткуль” - дрофа, “Подзаплоты” - черный журавль, озеро Шира-огарь, “Заимка Лыковых”-черный аист, “Холл-Богаз”-большой подорлик.
На территории Хакасии 9 изолированных участков:
1. Эта птица – падальщик, никогда не убивает даже умирающих животных, она может сутками ждать их cмepти. В Хакасии встречается только в верховьях реки, где “медведь пролил кровь”.
2. Говорят, что эта птица может “приносить младенцев”, но там, где она встречается в Хакасии, живет одна Агафья Лыкова и без младенцев.
3. Эта птица устраивает дискотеки-танцы на болотах в Орджоникидзевском районе.
4. Эта птица устраивает себе рыбалку на берегу Красноярского водохранилища.
5. Эта птица-туристка проходит пешком до 100км., чтобы в одном из озер Ширинского района испить пресной чистой воды.
6.Эта оранжевая утка любит отдыхать на озере-курорте в Ширинском районе.
7. Это “невзаправдешный” гусь, с короткой шеей, в черном фpaке, в красной водолазке. Он любит глядеть на почти морскую гладь этого озера. Он встречается только в России – реликтовый гусь.
8. Эта птица ничего не жалеет для своих чад, которые буквально вырывают у родителей из горла лакомый кусочек, найденный ими в горько соленом озере, под палящими лучами солнца.
9. Хоть большой, но не орел. Предпочитает облетать окрестности Косинского хребта Батеневского кряжа.
Заповедник Хакасский - степи, горы, луга.
Не природа, а сказка! Как душе дорога.
И травинка любая, и прекрасный олень,
И цветок молочая и ленивый таймень.
Здесь и горы, и степи, и ковыль и сосна,
И на каменных стелах древние письмена.
Рыжий суслик с пригорка юркнул, шустр и упруг,
На задумчивой елке засвистел бурундук.
Над озерною синью чайка машет крылом,
Под зеленой осиной мишка выстроил дом.
Грациозно танцуют на лугу журавли,
Чуткой тенью косуля промелькнула вдали.
Спину гибкую выгнув, ирбис к камню приник...
А про Красную книгу и не знают они...
А.В. Соснина.
Издавна хакасы покланялись священным заповедным местам, холмам, горам, рекам, озерам, степям. Старались не нарушить святость своей земли, соблюдая важнейшие законы природы, черпая силу земли от ее первозданной чистоты. Каждый род, поклоняясь своим природным святыням, верил в тотемы прародителей-рода. Много мифов и легенд сочинил хакасский народ о птицах-тотемах, оберегал и охранял их. Века легенд и сказаний давно миновали, но и сейчас на хакасской земле не мало людей, которые пытаются оберегать и сохранять ее природу. Сотрудники заповедника “Хакасский”, сохраняют уголки живой природы, исчезающие и редкие виды растений и животных. Наш герой внес неоценимый вклад в развитие заповедного дела и разработку программ сохранения редких и исчезающих птиц.
Второй тур
Презентация
Комментарии:
Урок знакомит учащихся с многообразием кишечнополостных, общностью их организации и образом жизни; значением в природных сообществах, в жизни человека....
24 04 2024 8:28:13
Анатомия человека - наука о структуре организма и систем в целом. Физиология - наука о совокупности жизненных процессов в организме и его органах...
23 04 2024 2:13:17
Предлагаемый урок знакомит учащихся с многообразием земноводных, в том числе обитающих на Дальнем Востоке и занесенных в Красную книгу. Рассматриваются вопросы о причинах исчезновения и охраны земноводных. Использование на уроке файлов мультимедиа повышает познавательный интерес к предмету....
22 04 2024 6:52:11
Комбинированное занятие 1-го курса, специальность 34.02.01 сестринское дело, знакомит с наследованием групп крови системы АВО и резус-системы у человека. Цель: актуализировать знания о механизмах наследования групп крови и возникновения резус-конфликта; изучить механизм наследования групп крови и резус-фактора; научить пользоваться таблицей генетических обозначений групп крови во время решения задач; разъяснить наследование групп крови и резус-фактора....
21 04 2024 13:36:29
Закрепление и расширение знаний о значении эндокринной системы, особенностях функционирования желез внутренней секреции. Научиться определять болезни, связанные с гипо- или гиперфункцией желез внутренней секреции на примере литературных героев....
20 04 2024 23:53:27
При изучении темы "Изменение питательных веществ в кишечнике" целесообразно подробно остановиться на изучении действия ферментов сока поджелудочной железы и кишечного сока. Для решения познавательной задачи используется технология модульного обучения. В ходе отчета учеников, рассказа и обобщения учителя формируются основные знания учащихся о функциях кишечника в единстве со строением, о значении толстого кишечника, о взаимосвязи органов пищеварения....
19 04 2024 4:47:29
Интегрированный урок литературы и биологии в 6-м классе знакомит учащихся с изображением растительного мира в русской поэзии XIX века....
18 04 2024 19:12:49
Представлен обобщающий урок биологии в 6-м классе, на котором учащиеся не только систематизируют и обобщают знания по теме «Размножение, рост и развитие организмов», но и задумываются о месте человека в системе живой природы и его роли для всего живого....
17 04 2024 7:14:30
Курс "Собака в городе" имеет комплексный хаpaктер, так как включает в себя основы зоологии, генетики, селекции, учения о высшей нервной деятельности животных, экологии. В программу включены основные темы, которые необходимы подросткам для развития творческих и натуралистических умений, гуманности, формирования экологической культуры. Прослушав элективный курс, школьники смогут научиться правильно содержать и воспитывать собаку, оказывать ей первую медицинскую помощь, узнают права и обязанности владельца собаки, что поможет стать им стать культурными и дисциплинированными людьми. ...
16 04 2024 1:35:32
Выполненный педагогом и школьниками экологический проект "Райский сад" можно рассматривать как дополнение к существующим программам по курсам: природоведение, биология, окружающий мир, экология. Работу над проектом можно выделить в качестве факультативных занятий, уроков в школах, занятий в детских садах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в дополнительном образовании. Теоретические и пpaктические знания, полученные учеником на занятиях, становятся базой для самостоятельной оценки происходящих в природе процессов и явлений, для проведения собственных исследований, наблюдений, умения обобщать результаты своей работы с растениями, способствуют безопасному для природы и собственного здоровья поведению. ...
15 04 2024 7:31:11
На тему "Водоросли" отводится 4 урока и 1 урок на тему "Общая хаpaктеристика царства Растений". Выбор темы проекта, обсуждение плана действий, формирование групп проводится на уроке "Общая хаpaктеристика царства Растений". Работа над проектом идет на 2-м, 4-м и 5-м уроках. Урок по теме "Размножение водорослей" идет в обычном режиме. На втором уроке ребята знакомятся и начинают выполнять проектное задание. Группы создаются по желанию, с учетом умения рисовать и навыков проведения исследования. Далее каждая группа работает над проектом во внеурочное время. На 4-м уроке продолжается работа над проектом, идет отбор материала для проекта и составление тезисов к выступлениям, также подготавливается наглядность. 5-й урок - защита проекта "Мир водорослей"....
14 04 2024 4:24:31
Занятие преследует цель углубить и расширить знания учащихся по проблеме влияния психоактивных веществ на организм человека. Большая часть занятия посвящена рассмотрению вопроса механизма воздействия наркотиков на нервную систему. Содержание лекции учителя подкрепляются слайдами презентации....
13 04 2024 20:27:10
Скелетные мышцы, являясь активной частью опopно-двигательной системы, обусловливают передвижение тела в целом или перемещение его отдельных частей. В каждой мышце различают сокращающуюся часть — мышечное брюшко, или тело, и несокращающуюся часть — сухожилие....
12 04 2024 4:24:24
Предлагаемый материал целесообразно изучить на двух спаренных уроках. Задачи урока: познакомить учащихся с особенностями пoлoвoго размножения человека, со строением его пoлoвых клеток, дать доступную информацию о периодах внутриутробной жизни эмбриона, формировании органов и систем органов плода; продолжить воспитание у учащихся потребности ведения здорового образа жизни;...
11 04 2024 0:25:22
Цель урока: узнать значения фразеологических оборотов с названиями культурных растений; уметь пользоваться фразеологическими оборотами с названиями культурных растений; познакомить с целебными свойствами растений....
10 04 2024 12:13:43
Перед уроком проводится опережающая подготовка к уроку: коллективное творческое дело по изучаемому материалу (задание группам: осветить тему с точки зрения каждой науки). Учащиеся используют различные источники, анализируют и синтезируют информацию. Такая форма работы развивает творческую активность и самостоятельность учащихся. Развивает умение выступать перед аудиторией, монологическую речь. В ходе поисковой беседы учащиеся учатся выдвигать гипотезы, и аргументировано их доказывать....
09 04 2024 2:12:18
Урок по теме "Строение и свойства веществ" является вторым в изучаемой теме. Материал урока подобран так, чтобы учащиеся могли активизировать знания о веществе и сформировать новые. Урок несёт большую информационную нагрузку, т.к. происходит формирование первоначальных знаний (о молекулах, расположении молекул в веществах, зависимости свойств веществ от молекулярного строения), которые будут расширяться и углублляться на последующих уроках....
08 04 2024 10:19:26
Элективный курс по биологии рассчитан на учащихся 10-11 классов для расширений и углублений знаний о центральной нервной системе, физиологии и психологии....
07 04 2024 16:37:35
Дается представление о стадиях развития зародыша и плода, раскрывается сущность оплодотворения, ученики знакомятся с понятием «беременность», изучается режим беременной женщины....
06 04 2024 5:17:59
Технология урока позволяет систематизировать приобретенные знания о строении клетки в виде научной экспертизы, что дает возможность повторить пройденный материал, оценить уровень знаний и освоить технологии ЕГЭ в новых, нестандартных формах....
05 04 2024 18:11:25
У многоклеточных организмов клетки разных тканей удалены друг от друга. Поэтому у них сформировалась трaнcпортная система.обеспечивающая поступление газов и...
04 04 2024 3:12:10
Выпускники специальности «Садово-парковое и ландшафтное строительство» должны ориентироваться во всем многообразии травянистых и древесно-кустарниковых растений, что нелегко, учитывая разнообразие растений. Зная морфологическое строение, отличительные признаки вегетативных и генеративных органов, не составит труда определить вид растения, в природных условиях и по гербарным образцам и коллекциям, используя справочную литературу....
03 04 2024 6:11:42
Урок знакомит с понятием "краснокнижные растения". Учитель создает условие для знакомства с историей появления "Красных книг" в мире, стране и регионе. Учащиеся знакомятся с краснокнижными растениями своего края. Ребята изучают проблему "Жизнь под угрозой" через знакомство с причинами, угрожающими распространению видов растений....
02 04 2024 17:51:36
На уроке формируются знания об источниках химически вредных веществ, загрязняющих окружающую среду; о необходимости бережном отношении к природе; раскрывается сущность некоторых экологических проблем. В ходе выполнения лабораторной работы учащиеся убеждаются о вредном влиянии кислотных дождей на живые организмы....
01 04 2024 8:16:37
Урок биологии изучает особенности строения сердца; у учащихся формирует анатомо-физиологические понятия о сердечном цикле и автоматизме работы сердца. На уроке развиваются познавательная активность, умения устанавливать взаимосвязь в строении и функциях сердца, межпредметные связи, навыки самостоятельной, парной, групповой работы, коммуникативное общение....
31 03 2024 7:32:52
Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....
30 03 2024 0:36:36
Комбинированный урок в 5-м классе с элементами поисковой деятельности позволяет активизировать учебную деятельность, придать ей творческий хаpaктер, развивает навыки самооценки и взаимоконтроля. Урок учит детей добывать знания, развивать интерес к предметам естественно-научного цикла, применять полученные знания на пpaктике. ...
29 03 2024 10:17:57
Достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей....
28 03 2024 12:16:18
Выбор методов оценки качества знаний всегда является ключевым при реализации той или иной образовательной программы. Для более успешного и объективного подхода необходимо, чтобы система контроля учебных достижений обучающихся была разноплановой: с одной стороны, ориентированной на проверку знаний и умений, с другой – на выявление творческих способностей и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым процессам....
27 03 2024 5:21:24
Цель урока – закрепить знания учащихся о многообразии цветковых растений на Земле, об отличительных признаках растений различных классов....
26 03 2024 12:49:28
<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...
25 03 2024 19:27:44
Урок в 7-м классе знакомит учащихся с особенностями внешнего строения и опopно-двигательной системой птиц. Сопровождается презентацией....
24 03 2024 11:59:11
Методика предполагает интеграцию биологии и математики, реализацию системно-деятельностного и проблемного подходов с целью повышения мотивации и результатов учебной деятельности учащихся 5-го класса....
23 03 2024 12:52:46
Предлагаемый урок рассчитан на 2 часа и проводится в рамках изучения раздела «Тип Хордовые. Класс Птицы» после изучения темы «Размножение и развитие птиц». Дидактическая цель урока: создать условия для осмысления новой учебной информации, применение ее в знакомой и новой учебной ситуации – при проверке уровня усвоения системы знаний и умений....
22 03 2024 3:38:52
Данный урок является продолжением урока интегрированного плана указанной выше темы. Учащиеся обсуждают вкусовые качества мёда, виды мёда, диетологию продукта питания, его исторические факторы. На данном уроке показана интеграция биологии, истории, кулинарии, химии, диетологии. Учащиеся проводят различные исследования мёда. Особое место отводится правильному питанию по диетологии. ...
21 03 2024 2:15:10
Предложенная разработка урока позволит не только разнообразить традиционный урок биологии мультимедийным и графическим материалом, но и использовать возможности персонального компьютера при изучении достаточно сложного в понимании материала, таким образом формируя ключевые образовательные компетенции учащихся. При проведении урока используется тест, написанный в Visual Basic. ...
20 03 2024 11:19:30
В представленной разработке предлагается в игровой форме - соревновании двух комaнд обобщить и повторить тему "Покрытосеменные растения". Учащиеся разгадывают загадки, работают с гербариями, составляют рассказы с ошибками, учатся формулировать и задавать вопросы, позволяющие определить растение. Используются формы групповой, индивидуальной, парной работы. Урок можно провести и как внеклассное мероприятие в рамках недели биологии....
19 03 2024 0:53:46
Урок проводится в форме игры-путешествия. Его можно проводить в 5-м классе по природоведению при изучении темы «Жизнь на Земле», в 6-м классе по биологии после изучения царств Бактерии, Грибы, Лишайники, а также как внеклассное мероприятие. Урок помогает закрепить знания учащихся о разнообразии живых организмов в биосфере, о классификации растений и животных, о пpaктическом использовании живых организмов....
18 03 2024 7:18:53
Одной из важнейших проблем организации образовательного процесса, обеспечения высоких результатов учебно-познавательной деятельности учащихся, их соответствия образовательным стандартам является создание системы отслеживания результатов на каждом этапе обучения, у каждого учащегося, по каждой учебной теме. Использование карты продуктивности ученика и технологии групповой работы обеспечивает эту возможность. ...
17 03 2024 14:15:38
Основное содержание урока литературы с элементами интеграции по теме "Быть человеком - это и значит чувствовать, что ты за всё в ответе" – инсценированное чтение отрывков из сказки "Маленький принц" с комментариями учителя, беседа по сказке, исполнение группой детей вальса цветов, песни "Маленький принц", пpaктическая работа: посадка детьми семян цветов....
16 03 2024 8:48:13
Цель занятия: знакомство с законами памяти, приемами запоминания информации; усвоение знаний по теме «Земноводные»; формирование умений мотивации, самоорганизации учения; развитие интеллектуальных умений: анализировать, классифицировать факты, выдвигать гипотезу, доказать, обобщать, делать выводы; формирование ценностного отношения к окружающему миру, товарищам, самому себе, своей деятельности....
15 03 2024 3:53:20
Урок биологии рассчитан на самостоятельное изучение материала, при использовании карточки-модуля. Однако, все темы, связанные с изучение эволюционных процессов, сложны для восприятия обучающихся. Роль учителя состоит в осуществлении и направлении процесса работы на уроке....
14 03 2024 1:29:41
Цель урока: привлечь внимание учащихся и руководителей к нравственно-эстетическим, экологическим и другим проблемам, существующих в селе; раскрыть значение сельской среды как фактора, обеспечивающего жизнь человека в селе Чёрный Яр и влияющего на здоровье. ...
13 03 2024 4:39:43
Данный урок проводится с использованием проектной технологии. Метод проектов приобщает школьников к элементарной научной деятельности. Вовлечь обучающихся в активный познавательный процесс позволяют биологические исследования. Большинство шестиклассников, учитывая их модальность (визуалы, аудиалы, кинестетики), являются кинестетиками и с удовольствием принимают участие в постановке экспериментов. Это позволяет формировать у них исследовательские компетенции....
12 03 2024 21:19:35
Урок-игра обобщяет и проверяет знания учащихся о законах наследования и их цитологических основах, о закономерностях изменчивости, ее формах, о методах изучения наследственности человека....
11 03 2024 12:58:22
Особенностью боррелиоза у собак является течение без выраженных клинических признаков. Это провоцирует переход острой стадии болезни в хроническую....
10 03 2024 15:59:36
Цель урока — познакомить учащихся с многообразием плодов и их классификацией; закрепить понятия "завязь", "цветок", "околоцветник", "соцветия"; научить учащихся распознавать различные типы плодов....
09 03 2024 13:31:30
Этот урок является первым в теме "Амфибии" и направлен на построения знания о начале освоения позвоночными животными новой наземно-воздушной среды обитания. В конспекте изложен материал по трем отрядам класса Амфибии (Бесхвостые, Безногие и Хвостатые). К конспекту прилагается иллюстративный материал – презентация, раскрывающий материал урока. ...
08 03 2024 21:37:54
Классный час на тему проводится в форме информационного ринга....
07 03 2024 22:22:51
Урок является обобщающим по теме «Селекция» и сочетает в себе проверку степени усвоения, закрепление, систематизацию знаний и терминологии по пройденной теме, самоконтроль и самооценку. Проверка знаний сопровождается яркой презентацией и подготовка к сдаче ЕГЭ по биологии....
06 03 2024 5:15:11
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::