Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс > Лаборатория фитоинвазий
Лаборатория фитоинвазий    


Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс


    Разработка урока в образовательной системе "Школа-2100" по теме: "Лишайники". 6-й класс

Линия развития:

Образовательная:

  • ввести новые знания о симбиотическом организме (лишайнике), строении, жизнедеятельности;
  • формировать представление учащихся о приспособленности лишайников к разнообразным условиям обитания;
  • осознание роли лишайников в природе, жизни человека;
  • подготовка учащихся к творческой деятельности.

Развивающая:

  • развитие образного мышления, памяти, речи;
  • развитие системного биологического мышления;

воспитательная:

  • эколого-гуманистическое воспитание.

 Понятия:

  • Грибница, симбиоз, водоросль, слоевище, лишайник.

Оборудование:

  • таблица “Лишайник”, гербарии “Виды лишайника”, природный листоватый лишайник;
  • использование мультимедийной технологии;
  • магнитная доска;
  • цветная бумага, природный материал и оборудование для пpaктической работы;
  • дополнительная и справочная литература;
  • карточки, тесты для занятия.

Ход урока

0. Организационный момент

1. Актуализация опopных знаний

Разгадывание кроссворда, отработка понятий, повторение домашнего задания (кроссворд на экране).

Вопросы к кроссворду:

  1. Специальные клетки гриба для размножения и расселения. (споры)
  2. Самые древние растения. (водоросли)
  3. Гифы гриба. (мицелий)
  4. Ядерные организмы, выполняющие роль разрушителей в экосистеме. (грибы)
  5. Тело водорослей, грибов. (слоевище)
  6. Растения, производители органического вещества. (автотрофы)
  7. Процесс создания растениями органических веществ из углекислого газа и воды с использованием энергии света. (фотосинтез)

В выделенных клетках получается слово – СИМБИОЗ.

Вопрос к классу

  1. Что мы понимаем под симбиозом?
  2. Приведите примеры симбиотических организмов.

2. Проблемная ситуация и совместное применение знаний

Проблемный вопрос:

Ребята, как вы думаете, существует ли в природе организм, состоящий из самостоятельных организмов?

Загадки:

  • “Свыклась водоросль с грибом, зацепилась за кору и пришлася ко двору”
  • “Удивительное дело – как дружны зеленый с белым! Друг за друга отвечают и друг друга выручают”

О каких организмах идет речь?

Давайте подумаем и сформулируем тему урока.

Тема урока: Лишайники? Лишайники! Лишайники…(на экране)

Наш урок мы с вами разобьем на 3 части.

В 1 части мы должны ответить на вопрос. – Что представляет собой лишайник, как питается и размножается?

Предположите схему строения, способ питания и размножения лишайника.

Теперь проверим по учебнику ваши предположения, работая в группах:

  • 1 группа – строение лишайника,
  • 2 группа – питание лишайника,
  • 3 группа – размножение и рост лишайника.

(Во время работы звучит тихая музыка.)

План работы в группе:

1.

1) из каких организмов состоит?

2) что в строении от гриба, от водоросли?

3) восстановить на схеме строение лишайника.

2.

1) как происходит питание лишайника?

2) чем питается лишайник?

3) восстановить на схеме питание лишайника.

3.

1) как происходит размножение лишайника?

2) что представляет собой клубочек?

3) как расселяется лишайник?

Заслушивание ответов и моделирование на магнитной доске тела лишайника.

Давайте подведем итог по строению, размножению и питанию лишайников.

Открываем тетради, записываем дату, тему и работаем с опopной схемой.

Лишайники – удивительные организмы, образованные симбиозом зеленой водоросли, преобразующей с помощью солнечной энергии углекислый газ воздуха в органическое вещество, и гриба, который питается только готовым органическим веществом. Гриб получает от водоросли органические вещества, снабжая ее водой и минеральными веществами.

(Вычерчивание схемы на доске и в тетради)

ГРИБ И ВОДОРОСЛЬ ТЕСНО ЗАВИСЯТ ДРУГ ОТ ДРУГА, лишайники не похожи ни на грибы, ни на водоросли. Благодаря сочетанию в одном организме гриба и водоросли лишайники являются самостоятельным организмом.

2 часть урока посвящена уникальным свойствам лишайников хаpaктеризующих его как самостоятельный организм

Мне помогут некоторые ребята, подготовившие небольшие сообщения.

(На экране фотографии различных лишайников).

В конце XVIII - начале XIX века возникла наука о лишайниках – лихенология. Ее основоположником считается шведский ученый Ахариус. В 1860 г. русским ученым Бекетовым был предложен термин “лишайник” для обозначения этих организмов. Примерно в это же время немецкий ботаник Шведенер описал биологию лишайников как “двойных организмов”.

Почему ученый Тимирязев назвал лишайники “растениями – сфинксами”?

(Загадочное существо, двойная природа – голова женщины, туловище – льва).

Двойная природа: водоросль и гриб.

О самостоятельности лишайников говорит:

  • Во-первых, у них собственный вид размножения (клубочек из 1-2 клеток водорослей, окруженный гифами).
  • Во-вторых, особый обмен веществ, не сходный ни с водорослями, ни с грибами. Лишайники образуют особые вещества, больше в природе нигде не встречающиеся. Это лишайниковые кислоты, некоторые из них обладают стимулирующим, или антибиотическим действием. Именно лишайниковые кислоты растворяют поверхностный слой горных пород, что способствует лишайникам поселяться на гoлых скалах и поэтому их называют пионерами растительности. После отмирания лишайников образуется перегной, и другие растения заселяют эти места.
  • В-третьих, особенности роста и долгожительства. Это самые медленно растущие организмы, прирост слоевища составляет всего несколько мм в год, но и отменные долгожители использующиеся геологами для определения возраста ледниковых морен.

Со своим сообщением о росте лишайников выступит...

  • В-четвертых, отношение лишайников к экологическим условиям и местам обитания. Они очень неприхотливы и растут везде. Не страшны им 50 градусные морозы тундры, ни иссушающая жара африканских пустынь. Прекрасно себя чувствуют во влажных тропических лесах и на гoлых скалах, живут даже в ледяных пустынях Антарктиды. Лишайники не боятся ничего, кроме загрязнения воздуха. При высоком содержании серы и других загрязнителей в атмосфере они гибнут. В настоящее время известно около 26 тысяч видов лишайников, некоторые из них занесены в Красную книгу и находятся под угрозой исчезновения. Поэтому мы должны помнить и заботиться об этом удивительном явлении природы. Еще лишайники обладают способностью аккумулировать в своем теле различные металлы, причем в количестве губительном для высших растений.

Заслушаем сообщение…

Лишайники как самостоятельные организмы играют большое значение в природе, биосфере, для животных и человека. Некоторые учащиеся подготовили краткие сообщения об особенностях и свойствах лишайников.

Уникальные свойства лишайников используются в медицине, их используют для получения лекарственных препаратов, медицинской глюкозы и спирта.

Сообщения…

Широкое применение лишайник нашел в парфюмерной и химической промышленности. Из него получают ароматические вещества, красители для шерсти, лакмус.

Сообщение…

Еще К. Линней сказал, что на лишайниках держится благосостояние всей Лапландии. И действительно, лишайники являются важнейшим источником корма для северных оленей. И человек использует лишайники в своем рационе. По свидетельствам знаменитого немецкого химика Ю. Либиха его повар умел приготовить из исландского моха около 70 разных блюд

Сообщение…

Подводя итог сказанному и услышанному про лишайники, следует отметить, что еще особенностью лишайника, как самостоятельного организма является своеобразие жизненной формы.

Проведение физкультминутки.

3. Самостоятельное применение знаний

3 часть урока – о жизненных формах лишайников

Работа будет проходить в группах, каждая группа готовит мини-проект из подготовленного материала. В каждой группе есть теоретик, готовивший теоретическую часть проекта и он осуществляет руководство в группе над созданием модели лишайника.

  • 1 группа – накипные лишайники, теоретик…
  • 2 группа – листоватые лишайники, теоретик…
  • 3 группа – кустистые лишайники, теоретик…

Далее презентация проекта.

(Во время работы звучит музыка.)

Большинство лишайников ведут прикрепленный образ жизни. Но есть среди них и кочующие виды. Например, аспицилия съедобная. Она в виде шаровидных комочков может переноситься ветром на большие расстояния. Оседая в новых местах, образует наносы. С этим лишайником связана библейская легенда о манне небесной. В 1772 г. русский ботаник П.С. Паллас доказал, что манна – это лишайник.

Сообщение…

Неоценимо значение лишайников в биосфере и для многих животных.

Сообщение…

4. Итог урока

а) Вопрос: Почему лишайники называют “удивительной выдумкой природы”?

б) Тест на повторение и закрепление полученных знаний (на экране).

У ребят тестовые задания на столах, самостоятельно отвечают, а затем вместе проверяем ответы.

Выберите правильные ответы на предложенные вопросы.

  • Лишайники – это:

а) водоросли,

б) грибы,

в) симбиоз гриба и водоросли.

  • Какие водоросли составляют тело лишайника:

а) одноклеточные,

б) многоклеточные.

  • Какие существуют формы лишайников:

а) кустистые,

б) накипные,

в) листоватые.

  • Тело лишайников называется –

а) грибница,

б) слоевище.

  • Органические вещества лишайнику поставляет:

а) водоросль,

б) гриб.

  • Первыми обнаженный грунт заселяют лишайники:

а) листоватые,

б) накипные,

в) кустистые.

  • Индикаторами чистого воздуха считают –

а) водоросли,

б) лишайники,

в) грибы.

  • Лишайник – важнейший источник корма для

а) северных оленей,

б) домашних животных.

в) Прокомментировать отрывок К.Тимирязева из книги “Жизнь растений” (если останется время).

“Выступит ли из волн океана водный утес, оторвется ли обломок скалы, обнаружив свежий, невыветренный излом, выломается ли валун, века пролежавший под землей, везде на гoлой бесплодной поверхности первым появляется лишайник, разлагая горную породу, превращая ее в плодоносную почву. Он забирается далее всех растений на север, выше всех в горы; ему нипочем зимняя стужа, летний зной, медленно, но упopно завоевывает он каждую пядь земли, и только по его следам, по проторенному пути появляются сложные формы жизни”.

г) Выставление оценок.

д) Домашнее задание: п. 26, из задачника задания по выбору.

Используемая к уроку литература:

  1. С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан “О тех, кто растёт, но не бегает”, учебник по биологии 6 класса, Баласс, 2002.
  2. “Жизнь растений” по ред. М. В. Горленко, т. II, Москва, Просвещение, 1976.
  3. “Детская энциклопедия”, т. IV, Академии Педагогических наук, Москва, 1960.
  4. “Занимательная ботаника”, В. Рохлов, Москва, “АСТ-Пресс”, 1998.
  5. “Лишайники”, малый пpaктикум по ботанике, Ю. Солдатенкова, “Московский Университет”, 1977.

Приложение



Комментарии:

Многообразие и значение земноводных


    Многообразие и значение земноводных

      Цель урока: познакомить учащихся с многообразием земноводных; показать их роль в природе и жизни человека....

15 04 2024 4:31:32

Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"


    Урок-конференция "Отряды млекопитающих: Парнокопытные и Непарнокопытные"

      Урок-конференция по теме «Отряды млекопитающих: парнокопытные и непарнокопытные» построен в форме ролевой игры. Во время проведения урока учащиеся знакомятся с многообразием млекопитающих, с их значением в природе и жизни человека, необходимостью и мерами их охраны. При подготовке к уроку используется метод опережающих заданий. При рассказе о представителях данных отрядов учащиеся показывают подготовленные ими презентации....

14 04 2024 13:40:59

Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.


    Разработка урока на тему "Листопад" по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники". Авторы: Никишов А.И., Викторов В.П.

      Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....

13 04 2024 21:32:53

Тема урока: "Бактерии. Питание и размножение"

На уроке дается понятие о разнообразии бактерий. Раскрывается роль бактерий гниения, брожения, паразитических бактерий в природе и жизни человека. Учащиеся знакомятся со способами борьбы с бактериями, приносящими вред здоровью и хозяйству человека. На основе изучения процессов размножения и спорообразования бактерий показывается высокая степень выживаемости бактерий в самых тяжёлых условиях....

12 04 2024 20:30:50

Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год


    Календарно-тематические планы на 2011–2012 учебный год

      Представлена программа тематического планирования курса биологии. Содержание программы систематического курса биологии сформировано на основе принципов: соответствия образования потребностям общества; учета единства содержательной и процессуальной сторон обучения. Представлены календарно-тематические планы для 5–11-х классов....

11 04 2024 3:59:55

Интегрированный урок (биология + психология) по теме "Личность и ее структура". 8-й класс


    Интегрированный урок (биология + психология) по теме "Личность и ее структура". 8-й класс

      В разработке урока по курсу биологии для 8-го класса по теме "Личность и ее структура" предложены формы работы (работа в малых группах, сообщения, психологические упражнения), направленные на формирование знаний о личности, ее структуре и особенностях, типах темперамента....

10 04 2024 22:54:28

Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"


    Интегрированный урок (информатика + биология) "Создание информационных графических моделей" при изучении темы "Основы учения о клетке"

      Моделирование является методом познания. Именно поэтому, интересное и оригинальное решение было найдено на данном интегрированном уроке. Детей озадачили построением модели и "вооружили" компьютерами, но чтобы справиться с поставленной целью, необходимы знания по теме "Клетка" из курса биологии и навыки работы за компьютером....

09 04 2024 22:47:59

Брейн-ринг "Знаешь ли ты животных?"


    Брейн-ринг "Знаешь ли ты животных?"

      Внеклассное мероприятие рассчитано на учащихся 7-го класса. Способствует расширению кругозора, развивает остроту мышления, сообразительности у ребят, учит видеть удивительное рядом. В целях воспитания экологической культуры необходимо постоянно подводить учащихся к мысли, что природа смотрит на нас с тревогой и надеждой. ...

08 04 2024 21:41:44

Урок биологии по теме "Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке"


    Урок биологии по теме "Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке"

      Урок содержит информацию в доступном виде, знакомит учащихся с особенностями пищеварения в желудке и 12-перстной кишке. Помогает понять значение ферментов в пищеварении, осознать важность правильного питания и соблюдения гигиенических правил....

07 04 2024 10:27:48

Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"


    Урок-зачёт по теме "Кровь и кровообращение"

      Цель урока: выяснить степень усвоения учащимися знаний по пройденной теме, закрепить знания, знать значение терминов, используемых по данной теме, убедиться в том, что значение системы кровообращения в организме велико и от ее работы зависит состояние работы нашего организма. ...

06 04 2024 14:18:24

Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"


    Презентация к уроку "Интеллектуальные игры как средство обобщения пройденного материала"

      Сценарий урока в форме интеллектуальной игры «Своя игра» для учащихся 5-х классов....

05 04 2024 3:54:50

Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс


    Расход энергии, нормы и гигиена питания. 8-й класс

      Урок-исследование, позволяющий, на основании повторения знаний о функциях и строении системы органов пищеварения, сформировать представления о гигиенических условиях нормального питания, о режиме питания. На уроке используются различные формы работы, направленные на активизацию познавательной активности учащихся. Усвоение знаний организуется через работу с учебником, слушание выступлений, проведение опытов и эксперимента, индивидуальную групповую и фронтальную работу....

04 04 2024 20:25:56

Информационные технологии на уроке биологии


    Информационные технологии на уроке биологии

      Данный урок включает в себя применение мультимедийных технологий, что позволяет более широко и наглядно продемонстрировать карту звездного неба, расположение созвездий, помогает работать учителю совместно со всем классом по карте звездного неба, дополняя свой рассказ изображением слайдов....

03 04 2024 15:34:32

Функции желез внутренней секреции. Гормоны


    Функции желез внутренней секреции. Гормоны

      Цели урока: сформировать новые анатомо-физиологические понятия о железах внутренней секреции и внешней секреции, гормонах, их свойствах и значении в жизнедеятельности организма; определить роль гормонов щитовидной, пoлoвых, поджелудочной желез, гипофиза и надпочечников в гумopaльной регуляции; показать значение знаний о гормонах для медицины....

02 04 2024 11:31:39

Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа


    Разработка урока "Состав семян". Лабораторная работа

      Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....

01 04 2024 3:51:50

Генетика пола. Сцепленное с полом наследование


    Генетика пола. Сцепленное с полом наследование

      В доступной и интересной форме на уроке представлен учебный материал с применением различных методов обучения. Это позволяет учащимся усвоить в полном объеме данную тему, применить полученные знания на пpaктике....

31 03 2024 13:26:54

Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"


    Урок-ролевая игра. 7-й класс. "Определение всхожести семян культурных растений"

      Урок – ролевая игра дает чувствовать себя исследователем, специалистом и важным человеком в мире взрослых. Поэтому дети становятся серьезными, более ответственно относятся к своему заданию, ответы стараются обосновать. Пpaктическая работа с проросшими семенами и другими семенами культурных растений дает дополнительные знания о них, ребята учатся пользоваться специальной литературой. ...

30 03 2024 2:40:48

Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции


    Нуклеинлвые кислоты, строение, свойства и функции

      Цели урока: охаpaктеризовать особенности строения и свойства нуклеиновых кислот; раскрыть их роль в хранении и передаче наследственной информации....

29 03 2024 17:11:31

Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе


    Педагогические аспекты использования цифрового микроскопа в учебном процессе

      Применение цифрового микроскопа при изучении биологии способствует повышению эффективности и информативности занятий, переходу от репродуктивной передачи знаний к интенсивной творческой дискуссии педагога с учениками, проведению совместных исследований, выполнению учащимися самостоятельных исследовательских проектов разного уровня сложности....

28 03 2024 8:19:43

Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово


    Система экологического образования в МНОУ "Лицей" г. Кемерово

      Привычку поступать по отношению к природе гуманно, следуя законам мировой морали, нужно воспитывать с самого раннего детства. В докладе отражен опыт работы преподавателей муниципального нетипового общеобразовательного учреждения "Лицей" по формированию системы экологического образования, охватывающую как урочную, так и внеурочную деятельность учащихся....

27 03 2024 23:51:58

Урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы млекопитающих"


    Урок-путешествие по биологии в 7-м классе по теме "Экологические группы млекопитающих"

      Цель урока: закрепить, повторить, расширить знания учащихся по теме "Класс млекопитающие", воспитать у учащихся любовь к родному краю, желание знать и сохранять его природу. В процессе урока развиваются творческие способности, интерес и познавательная деятельность школьников, навыки межличностного общения. ...

26 03 2024 1:48:42

Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"


    Урок по теме "Воздушное питание, или Путешествие с комнатными растениями"

      В ходе урока раскрываются особенности воздушного питания растений как основы их жизнедеятельности; показывается космическая роль растений в формировании атмосферы Земли; формируется понятие «фотосинтез». ...

25 03 2024 15:15:37

Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс


    Конспект урока "Красота гармонично развитого тела и факторы, его формирующие". 8-й класс

      Красота является сильным "оружием" человека. Как воспитание формирует хаpaктер, а учение - интеллигентность, так и потребность быть красивым необходимо развивать, воспитывать у учащихся эстетический вкус и учить, как быть красивыми. Вешний вид говорит о внутреннем мире человека, о его здоровье, настроении. Именно на формирование потребности быть красивым и направлен данный урок. ...

24 03 2024 0:31:53

Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"


    Урок обобщения и систематизации знаний по теме "Клеточное строение растительного организма"

      Материал урока сочетает в себе самоконтроль теоретических знаний, пpaктических умений и навыков, проверку биологической терминологии. Содержит разработку заданий по вариантам. ...

23 03 2024 14:11:12

Урок биологии, 8-й класс, "Новое поколение выбирает здоровье"


    Урок биологии, 8-й класс, "Новое поколение выбирает здоровье"

      Конспект разработан в помощь учителю для проведения проблемно-исследовательского урока здоровья и мотивации учащихся по познанию своего организма. Содержание урока помогает ученикам осознать значимость здорового образа жизни, выявить причины нарушения осанки и влияние ее на красоту и гармоничность тела человека....

22 03 2024 19:43:55

Интегрированный урок по биологии, экологии, химии. Тема "Мутационная изменчивость и аспекты здоровья человека"

Урок ориентирован на воспитание здорового образа жизни. Используются современные технологии с применением мультимедийного проектора. В созданной презентации во время урока на экране представляются материалы в виде схем "Хромосомные перестройки", понятия, графики, рисунки, над которыми надо подумать, сделать анализ, сравнение. После каждого пункта плана учащиеся делают вывод, который фиксируется на экране: например, «мутации часто встречаются, рецессивные, устойчивые»....

21 03 2024 22:19:50

Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс


    Значение физических упражнений для правильного формирования скелета. Осанка. 8-й класс

      Раскрываются условия правильного формирования скелета и мышц, значение двигательной активности для сохранения здоровья, повторяются знания об опopно-двигательной системе. Доказывается необходимость движения: для жизни человека, здоровья, формирования красивой осанки, красивой фигуры....

20 03 2024 16:23:47

Организация самостоятельной работы учащихся на уроке, внедрение способа само- и взаимоконтроля


    Организация самостоятельной работы учащихся на уроке, внедрение способа само- и взаимоконтроля

      В работе представлен опыт работы по организации самостоятельной работы учащихся. Все этапы усвоения знаний, умений выполняются лично каждым школьником, его умственным трудом. Переход на такую систему работы привел к накоплению большого количества оценок, отказу от домашних заданий, повышению познавательной активности и работоспособности. ...

19 03 2024 17:20:33

Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"


    Разработка открытого урока для 9-го класса "Приспособленность организмов и ее относительность"

      Разработка представляет собой один из вариантов урока по теме "Приспособленность организмов и её относительность". Изучение адаптаций организмов необходимо проводить на объектах, которые приспособлены к местным условиям. На уроке в большем объеме представлена информация об обитателях Кольского полуострова. ...

18 03 2024 8:53:27

Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"


    Урок биологии в 7-м классе "Подцарство многоклеточные животные"

      Для принятия учащимися замысла урока используется систематизация учебного материала, которая выстраивает необходимость принятия нового материала, проводится эвристическая беседа. Учащиеся определяют тему урока, свой уровень знаний, цель урока и этапы ее достижения. ...

17 03 2024 15:22:30

Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)


    Тема: "Науки юношей питают". Интегрированный урок (литература + биология)

      На уроке рассматривается ода Ломоносова «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». На примере показывается, что научные труды Ломоносова не только прокладывали пути современному знанию, но и устремлены в будущее, к нам. По ходу урока учащиеся работают в электронном конспекте....

16 03 2024 21:10:58

Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"


    Урок обобщения знаний в 8-м классе по теме "Кровь – зеркало здоровья"

      Урок повторяет, обобщает и систематизирует знания учащихся по теме “Кровь”. Учащиеся совершенствуют умения применять теоретические знания о составе, функциях крови, переливании крови, иммунитете, пульсе, кровяном давлении для анализа состояния здоровья человека....

15 03 2024 3:28:54

Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"


    Интегрированный урок (география + биология) по теме "Природные зоны Африки"

      Урок является расширением темы "Природные зоны Африки". При его подготовке используется большое количество дополнительного материала: музыка, слайды, сообщения учащихся. Подобное изложение материала повысит интерес учащихся к изучаемым темам и улучшит усвоение предмета. Данный материал может быть использован и во внеурочное время, и для подготовки предметной недели по естественным наукам....

14 03 2024 10:15:17

Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии


    Развитие познавательного интереса у учащихся на уроках биологии

      Познавательный интерес является важным компонентом эмоционально-ценностного отношения глухих школьников к процессу изучения биологии и обязательным условием эффективности этого процесса. Значение познавательного интереса заключается в том, что он является глубинным внутренним мотивом учения, вызывая чувства удовольствия и радости познания. Он стимулирует волю и внимание школьников, облегчает процесс усвоение материала, препятствует возникновению стресса в процессе обучения....

13 03 2024 14:45:40

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

12 03 2024 18:44:37

Биосфера. 9-й класс


    Биосфера. 9-й класс

      Метапредметность как способ формирования теоретического мышления обеспечивает формирование целостной картины мира у подростков. Тема "Биосфера" предоставляет широкие возможности для учителя в формировании у девятиклассников естественно-научного мировоззрения путем интеграции содержания учебного материала по биологии, географии, химии, экологии, обществознанию, литературе....

11 03 2024 2:47:59

К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии


    К вопросу о подготовке выпускников старшей школы к ЕГЭ по биологии

      Использование современных педагогических технологий даёт возможность учителю выбирать эффективные методы, формы и средства обучения и воспитания; добиваться высоких устойчивых результатов, а также способствует выявлению существенных связей между изучаемыми явлениями и процессами живой природы, развитию умственных способностей школьников, творческого и критического мышления, способности к непрерывному обучению и самообразованию, их социализации, делает занятия интересными и наглядными....

10 03 2024 9:20:13

Три формы борьбы за существование по Дарвину

Борьба за существование - движущий фактор эволюции, совокупность взаимоотношений особей животного и растительного мира между собой и с окружающим миром. Ученый Чарльз Дарвин выделил три формы борьбы за существование....

09 03 2024 20:57:34

Урок по биологии растений по теме "Лишайники. Особенности строения и жизнедеятельности"

За урок необходимо дать особенности строения и жизнедеятельности лишайников. Многообразие лишайников. Значение лишайников в природе и жизни человека. Пpaктическая работа, которая включена в урок позволяет учащимся усвоить типы слоевищ лишайников, позволяет узнать, как выглядят лишайники в природе. Кроме этого позволяет продолжить совершенствование навыков работы с природными объектами....

08 03 2024 9:45:48

Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"


    Урок в 6-м классе по предмету "Наша окружающая среда" (региональный компонент): "Хорошие зубы – гарантия здоровья"

      Урок позволяет углубить знания учащихся о своём организме и условиях его здоровья. Он проводится методом проектов и способствует развитию умений самостоятельного поиска, обработки информации, предусматривает групповую работу, публичные выступления, обмен найденной информацией. Итогом урока является творческий продукт – памятка по уходу за зубами....

07 03 2024 0:57:15

Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)


    Урок-игра по теме "Суша планеты", (природоведение, 5-й класс)

      Игра способствует закреплению и углублению знаний учащихся, развитию их логического мышления, сплачивает ребят, учит действовать сообща, помогает показать знания в соревновании друг с другом, вызывает оживление и интерес к предмету....

06 03 2024 8:47:13

Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"


    Урок биологии в 6-м классе с использованием цифровой лаборатории "Архимед"

      В работе показана возможность использования цифровой лаборатории «Архимед» на уроке и во внеурочное время по курсу ботаники по программе И.Н. Пономаревой. Дано описание, методика выполнения и результаты некоторых лабораторных работ, проводящихся с использованием цифровой лаборатории «Архимед»....

05 03 2024 18:20:21

Техническая карта урока по теме "Оплодотворение у животных и растений"

Оплодотворение – удивительное явление природы, в результате которого каждый появившийся организм уникален. У учащихся формируется бережное отношение к живым организмам. Познавательные задания можно дать учащимся заранее, чтобы они смогли лучше подготовиться к уроку. Обсуждение темы и объяснения учителя сопровождаются показом слайдов и видеофильмов....

04 03 2024 19:47:50

Вирусы - неклеточные формы жизни


    Вирусы - неклеточные формы жизни

      Урок-презентация поможет учащимся углубить знания о вирусах, активно используя субъектный опыт, закрепить полученные знания с помощью ролевой игры, заполнения таблицы и тестовой работы. На слайдах представлены схемы, рисунки и фотографии вирусов, а также пути заражения ВИЧ. Показать, что это зло может коснуться всех, научить, как можно ему противостоять; формировать сознательное и ответственное отношение школьников к собственному здоровью....

03 03 2024 6:32:19

Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа


    Здоровье человека и новогодняя кухня Кавказа

      Урок построен на региональном материале – изучении гастрономических привычек народов Северного Кавказа. Дети в преддверии новогоднего праздника знакомятся не только с новогодними национальными блюдами, но и выясняют влияние особенностей кухни Кавказа на состояние здоровья людей. У учащихся развиваются пpaктические навыки по здоровому питанию; воспитывается культура отношения к национальным традициям....

02 03 2024 1:37:39

Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"


    Разработка урока по теме "Взаимоотношения между живыми организмами"

      В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов. ...

01 03 2024 10:17:46

Урок "Вирусы - неклеточная форма жизни"

На уроке изучаются вирусы как неклеточная форма жизни, их строение, классификация, особенности жизнедеятельности. Рассматривается значение в природе и жизни человека. Учащиеся представляют информационный проект по актуальному вопросу - вирусные заболевания....

29 02 2024 16:29:48

Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы


    Роль личного опыта для профессионального самоопределения учащихся в условиях малокомплектной школы

      Автор статьи раскрывает возможные направления формирования личного опыта учащихся в сельской школе. Особую роль для профессионального самоопределения отводит проектной деятельности. В приложении наглядно представлены формы организации школьных проектов с участием ребят, планирующих связать свою будущую профессиональную деятельность с биологией и экологией. ...

28 02 2024 19:16:39

Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс


    Урок "Движение животных в водной среде", 6-й класс

      Урок раскрывает особенности движения животных в водной среде, продолжает формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности, воспитывает самостоятельность мышления....

27 02 2024 2:37:27

Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"


    Программа элективного курса по биологии "Решение задач по генетике"

      Элективный курс "Решение задач по генетике" рекомендован учащимся 9–11-х классов, обучающимся по учебникам цикла Н.И. Сонина. На занятиях учащиеся учатся решать, оформлять, анализировать генетические задачи. ...

26 02 2024 14:32:13

Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::