Урок биологии в 7-м классе специальной (коррекционной) школе VIII вида по теме "Многообразие растительного мира"

Задачи:
1. Коррекционно-образовательные.
Закрепить знания учащихся:
- о систематике растительного мира;
- о признаках растений, отделов и классов.
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие устной монологической речи учащихся при ответах на вопросы учителя;
- составлении связного высказывания о мхах, папоротниках, голосеменных и покрытосеменных;
- развитие умения анализировать и обобщать при выполнении заданий на систематику растений;
- развитие долговременной памяти при использовании инсценировки;
- развитие произвольного внимания при выполнении заданий с использованием электронного пособия.
3. Коррекционно-воспитывающие:
- прививать любовь к природе при демонстрации иллюстраций растений;
- развитие положительной мотивации к учению при использовании ИКТ.
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран;
- презентация «Многообразие растительного мира»;
- гербарий по систематике растений;
- комнатные растения;
- аромолампа, сосновое масло;
- памятки;
- словарные слова.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Приветствие, фиксация отсутствующих.
- Проверка готовности учащихся к уроку.
- Организация внимания школьников.
Слайд №1. Представьте себе, что мы находимся в летнем лесу. Тепло, ласково светит солнышко, пробиваясь сквозь деревья. Мы идем по тропинке мимо стройных сосен и величественных елей. Кругом цветут травянистые растения. Мы видим, как летают бабочки, пчелы, шмели. Слышим птичий гомон. Тебе хорошо и радостно. С хорошим и радостным настроением мы начинаем наш урок биологии.
2. Раскрытие общей цели и плана урока.
Сегодня на уроке мы повторим то, что уже знаем о растениях.
Подготовка учащихся к работе на основном этапе.
Прочитайте слова на доске (мхи, папоротники, голосеменные, покрытосеменные). О чем говорят эти слова? Это отделы растений. Растения в этих отделах очень разные. Тема урока: Многообразие растительного мира.
Вспомним основные признаки растений. Вставьте пропущенные слова в предложения.
Основные признаки растений.
- Расчлeненность тела (корень, …, лист, …, плод с семенами).
- Способность к фотосинтезу.
- Размножение с помощью спор, …, вегетативных ….
3. Основная часть урока.
Выберите из гербария мхи. Прочитайте название.
Прочитайте определение мхов по словарю учебника стр. 207.
Мхи – группа растений влаголюбивых, не имеющих корней, размножающихся спорами.
- По каким признакам мхи относятся к растениям?
- С помощью чего размножаются мхи?
Слайд №6. Какую пользу хозяйству человека приносит торфяной мох сфагнум? На стр.128 прочитайте об образовании торфа.
В народе ходят легенды о том, что это растение может расцвести один раз в год – в ночь на праздник Ивана Купалы (7 июля), но на самом деле никто и никогда не видел его цветущим, потому что это растение не может образовывать цветков, плодов, семян. Догадайся, что это за растение? Найдите папоротник среди комнатных растений.
Чтение определения папоротника по словарю учебника стр.207.
Папоротники – зеленые травянистые растения, никогда не цветущие, размножающиеся спорами, имеющие листья и корни.
Расскажите о строении папоротника, используя опopные слова: стебель, лист, корневище.
Слайд № 9. Запишите предложения в тетради в две колонки. В первую колонку запишите сходства мхов и папоротников, во вторую колонку запишите их различия. Проверка.
- Какое полезное ископаемое образовалось из древних папоротников?
На стр.131 прочитайте об образовании папоротника.
4. Зрительная гимнастика.
- Как называются растения, имеющие семена без плодов? Назовите представителей голосеменных растений.
Чтение определения голосеменных растений по словарю учебника на стр. 205.
Голосеменные – растения, у которых не бывает плодов и семена лежат открыто, голо.
Слайд №12. Инсценировка рассказа «Сосна» (В. Зотов «Лесная мозаика» М: Просвещение 1993год).
5. Аромотерапия (запах сосны).
Автор: «Сосна, залитая солнцем, величественна. Медно-желтый ствол, длинные темно-зеленые иголки, коричневые шишки на ветках. Приглядись, повнимательнее: сколько в ней красоты и торжественности! А как пахнет хвоей в сосновом лесу!»
Ёж: «Вот бы залезть на самые верхние ветки и посмотреть с высоты вокруг. Надоело все время по земле бегать».
Белка: «Не грусти, милый Ёжик. Лучше посмотри на сосны отсюда, снизу. Ты увидишь зеленый остров, проплывающей в гoлyбом небе. Это крона - верхняя разветвленная часть дерева вместе с сучьями и ветвями».
Дятел: «На открытых местах она поселяется первой. Поэтому сосну называют пионером леса. Корень её уходит глубоко в почву. Он, словно якорь, удерживает дерево даже в бурю».
Клест: «Не забудьте сказать, что сосна кормит птиц и зверей. В её шишках вкусные семена».
- С помощью чего размножаются голосеменные растения?
- Где у голосеменных растений располагаются семена?
- Назовите основные признаки голосеменных растений.
Слайд №15. Рассмотрите иллюстрации растений.
- Что общего у этих растений?
- Как по-другому называются цветковые растения?
- Что образуется на месте цветка?
- На какие два класса делятся цветковые растения?
Слайд №17. Назовите основные признаки однодольных растений. Назовите основные признаки двудольных растений.
- Определите по жилкованию листьев класс у комнатных растений.
6. Закрепление.
Слайд №18. Назовите, какие основные отделы царства растений вы знаете?
Слайд №19. Выполните тесты. Проверка тестов.
7. Домашнее задание.
Нарисовать растение одного из отделов Царства растений.
8. Этап подведения итогов занятия.
- Качественная оценка работы класса.
- Отдельных учеников.
9. Этап рефлексии.
Выбрать предложения, которые соответствуют вашему настроению.
Сегодня на уроке:
- Меня удивили ответы ребят.
- Я не хотел учиться.
- Я узнал новые факты о растениях.
- Мне было скучно.
- Мне понравилось учиться с помощью компьютера.
Комментарии:
Цель экскурсии – ознакомление с видами древесных растений леса. Также экскурсанты изучают структуру и видовое разнообразие лесного сообщества определяют меры охраны лесных экосистем и способы их рационального использования, при которых поддерживаются экологическое равновесие и ресурсы....
05 12 2025 12:11:46
В настоящее время изменилась роль учителя: из ретрaнcлятора знаний на управленца, владеющего высоким уровнем методологической и управленческой культуры.
Одним из способов повышения интереса к предмету считаю использование информационных технологий, что позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на конкретном изучаемом вопросе, придает уроку динамику, наглядность.
...
04 12 2025 10:32:51
Один из вариантов авторской методики проведения уроков биологии в условиях мобильного компьютерного класса с использованием мультимедийного образовательного комплекса и большого количества цифровых образовательных ресурсов, а также проверка знаний учащихся с помощью программы компьютерного тестирования MyTest....
03 12 2025 16:56:56
Материал урока является продолжением темы "Генетика человека", в нём более подробно рассмотрены наследственные болезни человека, их причины, методы профилактики и лечения. Ориентирован на учащихся 10–11-х классов. Может использоваться во внеклассных занятиях по предмету (подготовка к ЕГЭ). Объём материала, его содержание позволяет учителю использовать его в разных вариантах (полно, сжато, на разных уроках, в разных темах и т.д.)....
02 12 2025 0:34:31
В настоящее время осознана необходимость охраны биосферы в интересах существования человечества. Цель программы «Человек и биосфера» — прогнозирование последствий сегодняшних методов хозяйственной деятельности человека для будущего, охрана биосферы и разработка рекомендаций по ее рациональному использованию....
01 12 2025 22:40:26
Данный урок (2-й по теме "Кожа") содержит элементы критического мышления, лабораторный пpaктикум с использованием соответствующего оборудования. Для учащихся 8-х классов. Технология позволяет задействовать различные способы восприятия у учащихся: через текст, изображение, эксперимент....
30 11 2025 4:19:37
Урок помогает развивать знания учащихся о строении цветка, его значении в жизни растения; сформировать знания о цветке как видоизмененном побеге; совершенствовать умения работать с дидактическим материалом. Способствует развитию мышления, формированию ответственного отношения учащихся к природе, раскрывая вред, наносимый массовым сбором дикорастущих растений....
29 11 2025 19:19:20
Цель: изучение особенностей строения тканей растений; проявлять интерес к новому; оценивать собственную учебную деятельность при изучении типов тканей растений; воспринимать речь учителя; воспитывать бережное отношение к природе, к растениям как производителям кислорода и органических веществ....
28 11 2025 8:16:20
Внеклассное мероприятие, посвященное охране природы, знакомству с Красной книгой, ее страницами, животными и растениями. С помощью презентации дети узнают о редких и исчезнувших животных и растениях. Презентация содержит видеофрагменты о мерах сохранения природы, о животных. Данное мероприятие можно проводить как на уроке, так и во внеурочное время (на занятиях кружка, на классном часе и т.д.).
...
27 11 2025 22:52:37
Основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, поэтому актуальной является необходимость максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу с применением регионального компонента. Эффективной формой работы является исследовательская деятельность, в ходе которой приобретаются навыки самостоятельной работы, пробуждается интерес к изучению конкретных, локальных экологических проблем.
...
26 11 2025 20:32:15
Урок является уроком интегрированного плана. Учащиеся ведут рассуждения об истории происхождения мороженного, вкусовых качеств, диетологии продукта питания. Здесь показана интеграция химии, биологии, кулинарии, диетологии, истории. На этом уроке учащиеся делают хаpaктерные реакции на белки, жиры, углеводы, показывая тем самым наличие этих веществ в продуктах питания. Особое место отводится правильному питанию по диетологии....
25 11 2025 6:13:11
Научно-исследовательская деятельность позволяет приобретать новые знания и применять их на пpaктике, формировать активную позицию учащихся. Как поддержать талантливых умных детей? Решение проблемы – организация исследовательской деятельности детей во внеурочное время учителем и консультантом – преподавателем вуза в кружке, которые помогают учащимся участвовать в российской научно-социальной программе для молодежи и школьников «Шаг в будущее» со своими научными работами....
24 11 2025 4:29:18
Это урок, в задачу которого входит детальное изучение современных теорий происхождения жизни на Земле. У учащихся отpaбатываются умения самостоятельно совершить выбор той гипотезы, которая, по их мнению, верна и пpaктически доказуема. Отpaбатываются умения выделять главное, сравнивать, отстаивать свое мнение
...
23 11 2025 17:31:19
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе.
...
22 11 2025 9:35:21
Элективный курс "Экологический калейдоскоп" помогает учащимся овладеть элементарными навыками исследовательской деятельности в природе, сформировать новый стиль мышления, как средство преодоления экологического кризиса. Курс рассчитан на учащихся 13–15 лет, содержит 3 раздела: введение, мониторинг окружающей среды, итоги работы. Занятия курса носят в основном пpaктическую направленность. ...
21 11 2025 5:49:29
Учащиеся знакомятся с лекарственными растениями, правилами сбора и охраны растений; учатся различать самые обычные цветущие травы: тысячелистник, чистотел, одуванчик; учатся ценить и беречь красоту природы; развивают речь, логическое мышление; закрепляют знания правил поведения в природе, ориентирования....
20 11 2025 22:48:27
Целью данного урока стало обобщение и систематизирование знаний по теме "Пищеварительная система человека".
К уроку подготавливается "Листок учета знаний", по которому учителю и учащемуся хорошо видно, по каким компонентам знаний есть недочеты и пробелы. За каждый элемент знаний ученик получает отметку....
19 11 2025 13:38:47
Методика предполагает интеграцию биологии и математики, реализацию системно-деятельностного и проблемного подходов с целью повышения мотивации и результатов учебной деятельности учащихся 5-го класса....
18 11 2025 0:15:57
Тип моллюски — это мягкотелые животные, преимущественно с билатерально симметричным строением, населяющие как водоемы, так и сушу. Насчитывается более 120 тысяч видов....
17 11 2025 9:13:24
Основным предметом изучения биологии являются "молекулы жизни", в том числе нуклеиновые кислоты, белки, которым посвящен это урок. Во многих областях химии, биологии, сельского хозяйства и медицины понятие "нуклеиновые кислоты" является основополагающим. С ними связаны все проявления свойств живого: размножение и развитие организмов, белковый и липидный обмены. На уроке рассматривается элементарный и молекулярный состав живого, функция воды и минеральных солей, строение и структура белков, виды нуклеиновых кислот, их строение и значение. ...
16 11 2025 13:55:55
Урок-конференция. Основополагающий вопрос урока: Какие особенности строения насекомых обеспечивают им господство в окружающей среде?
...
15 11 2025 22:40:33
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся о внутренней среде организма; развивать интерес и познавательную активность учащихся, продолжить валеологическое воспитание....
14 11 2025 10:36:55
Урок биологии в 6-м классе посвящен изучению корневой системы растений....
13 11 2025 13:41:43
Мышечные ткани — это ткани, отличающиеся по структуре и происхождению, но имеют общую способность к сокращению. Состоят из миоцитов — клеток, которые могут воспринимать нервные импульсы и отвечать на них сокращением. Чем мышечное волокно скелетной мышцы отличается от гладкой мышечной ткани?...
12 11 2025 22:28:41
Cтатья предлагает способ создания целостного образовательного прострaнcтва для развития креативной, конкурентоспособной, здоровой личности через систему интегрированной работы учителей биологии и литературы в общеобразовательной школе....
11 11 2025 11:22:23
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
10 11 2025 19:36:25
Задачи по биологии. Код ДНК В продолжение предыдущего поста. Есть еще один тип задач включенных в задание С5, это задачи по молекулярной биологии. Для их решения необходимы знания о структуре нукле…...
09 11 2025 1:41:15
Учитель использует информационно-коммуникативную технологию, применяет формы организации познавательной деятельности: индивидуальную и групповую. Создает проблемную ситуацию, организует поиск информации в учебной литературе, использует УМК «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия». Общая биология 10-й класс....
08 11 2025 10:44:55
Тема "Основы генетики" — одна из самых сложных для понимания учащимися. Зачастую у учащихся формируются эпизодические знания, заучиваются основные термины и понятия, но не складывается целостная взаимосвязанная картина генетики как науки. Поэтому, чтобы привлечь и заинтересовать учащихся данными уроками, необходимо использовать как можно больше познавательных заданий пpaктического хаpaктера, показать тесную связь данной науки с жизнью, в решении различных жизненных ситуаций. Я предлагаю разработку открытого повторительно-обобщающего урока "Генетика и медицина". Урок построен на основе сочетания модульной и информационной технологий....
07 11 2025 22:33:12
Использование информационных технологий предоставляет возможности для более качественного изучения и усвоения учебного материала, делает предмет не только познавательным, но и более интересным, современным по способам обработки информации и ее преподнесению....
06 11 2025 14:34:43
Урок для 6-го класса, способствующий развитию умения работать с дополнительной литературой, компьютерами; формирующий умения делать выводы, сравнивать и использовать уже имеющиеся знания, а также формирующий бережное отношение к здоровью....
05 11 2025 0:29:26
В представленной разработке предложен один из вариантов использования информационных технологий на уроках биологии. В материале применяются компьютерные модели, которые позволяют лучше понять процессы, происходящие в клетке. Оптимальное сочетание различных форм и методов позволяет лучше усвоить сложный материал.
...
04 11 2025 5:59:26
Если отложить в сторону традиционные бумажные разработки уроков, традиционное преподавание с мелом и тряпкой в руках, то останутся сегодня мощные помощники: компьютер, Интернет и ЦОРы. Что же представляют собой ЦОРы как образовательный программный продукт? Как и для чего можно (нужно) их использовать на уроках?...
03 11 2025 20:32:35
В ходе лекции для классов с углубленным изучением биологии необходимо сформировать знания о реакциях пластического и энергетического обменов и их взаимосвязи, вспомнить особенности строения хлоропластов. Дать хаpaктеристику реакциям световой фазы фотосинтеза, протекающих в тилакоидах гран; реакциям цикла Кальвина, протекающим в строме хлоропластов. Познакомить учащихся с Z-схемой и химио-осмосом. Показать значение фотосинтеза как процесса, обеспечивающего синтез органических веществ....
02 11 2025 9:49:26
В статье предлагаются возможные варианты проведения уроков по теме "Кожа".
Приводятся факты по развитию познавательного интереса и научные достижения в области тканевой инженерии.
Программированные и проблемные задания побуждают учащихся самостоятельно мыслить, развивая при этом их интеллектуальные способности.
Применение компьютерных технологий (например, при решении поисковых задач) способствует интенсификации учебного процесса и обеспечивает прочное усвоение знаний.
...
01 11 2025 4:20:18
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
31 10 2025 23:49:26
Разработка по теме: "Листопад" (по учебнику "Биология. Растения, бактерии, грибы и лишайники"; авторы: Викторов В.П., Никишов А.И.) предназначена для проведения урока биологии в 6-м классе. Данный урок является последним при изучении раздела "Процессы жизнедеятельности растений"....
30 10 2025 8:57:26
Урок биологии, посвященный повторению темы «Корень». Учащиеся вспоминают и закрепляют пройденный материал, развивают чувство комaндной работы....
29 10 2025 8:57:36
Урок расширяет знания о раннецветущих растениях поселка и учит бережному отношению к ним. Развивает познавательную активность и коммуникативные способности учащихся, расширяет знания о первоцветах....
28 10 2025 16:17:35
Методическая разработка внеклассного мероприятия экологической тематики для учащихся 7–9-х классов, демонстрирующего важность решения экологических проблем на современном этапе развития общества. Мероприятие позволяет привлечь внимание учащихся к актуальной проблеме современности. Способствует формированию экологической культуры и экологического мышления у школьников. В ходе игры соревнуются комaнды учащихся, выполняя интересные творческие конкурсные задания....
27 10 2025 12:52:46
Урок проводится по программе «Программа-2100». Опираясь на знание элементарных законах природы и приспособленности животных к различным средам обитания, дети по изображениям древних ящеров сравнивают их с современными животными. Урок развивает у детей логическое мышление, внимательность и умение анализировать....
26 10 2025 0:49:21
В работе дано тематическое планирование с указанием: темы урока, класса, места проведения (в классе или дома), название работы, хаpaктер выполняемой работы, планируемый результат....
25 10 2025 9:37:53
Урок проводился по технологии проектного обучения, поскольку эта методика дает возможность более полного, всесторонне систематического исследования проблемы и разработки конкретного продукта (схема, модель, сценарий, отчет, презентация и т.п.), т.е. пpaктического результата. Как правило, проект - результат коллективной работы: более того предполагает на последнем этапе рефлексию - анализ, что дает возможность объективного оценивания работы....
24 10 2025 11:40:16
Урок знакомит учащихся с представителями одноклеточных организмов; их строением, питанием, значением....
23 10 2025 5:37:19
Цель урока: расширить знания о питании растений, показать особенности получения растением питательных веществ, раскрыть суть процесса фотосинтеза.
...
22 10 2025 18:14:43
Обобщающий урок-игра для 8-го класса проводится в занимательной форме смотра знаний с целью углубить и закрепить знания учащихся по биологии по темам "Обмен веществ", "Выделение", "Терморегуляция". Через занимательные задания развивается биологическое мышление, устная речь, способность применять имеющиеся знания при поиске решения проблемных ситуаций....
21 10 2025 18:59:15
Учащиеся узнают об историческом усложнении растений на основе изучения особенностей размножения голосеменных, их строения, разнообразия. У учащихся формируются знания о хвойных растениях на примере сосны, ели и других ценных хвойных растений....
20 10 2025 11:41:39
В жарком климате приспособились к жизни крокодилы, ящерицы, черепахи, которые были защищены от палящего солнца развитыми наружными покровами....
19 10 2025 18:59:51
Первый из трёх уроков, отведенных на изучение голосеменных растений. Урок наглядно демонстрирует возможности УМК «Сферы» для реализации деятельностного подхода в обучении, применения ИКТ....
18 10 2025 16:56:43
Цель урока: определить значение рыб в природе и хозяйственной деятельности человека, выделить основные меры по охране и воспроизводству рыбных запасов; формировать научное мировоззрение на основе обобщения знаний об особенностях строения рыб, научится узнавать изученных рыб, показать влияние окружающей среды и функционирование органов рыб на их строение, показать влияние человека на численность рыб....
17 10 2025 21:58:22
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




