Мастер-класс "Зеркало организма"

Цель: дать образное целостное представление об особенностях интеграции естественных наук.
Задачи:
- развивать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, при решении творческих и логических заданий;
- оказание пpaктической помощи при использовании глюкометра;
- продемонстрировать приемы и методы, используемые в процессе преподавания.
– Добрый день коллеги и гости!
«Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Её изучали до вас очень многие,
Но все, же она молода, как всегда,
Красавица в мире наук – биология
Наука о жизни!
Вперёд же друзья!»
Мастер-класс «Зеркало организма»
Скажите пожалуйста:
– Что делают врачи в первую очередь, для того
чтобы узнать о состоянии здоровья человека?
ПО: берут анализы.
– А какой анализ является самым показательным?
– Да действительно кровь «Кровь как зеркало….
– Сегодня мы станем участниками мастер-класса по
теме: «Зеркало организма»
Ответьте на вопрос: Почему кровь, можно
назвать «зеркалом организма»?
ПО: потому что по результатам анализа
можно увидеть есть ли нарушения.
Действительно, для этого берут анализ крови и
с помощью микроскопа подсчитывают количество
красных и белых кровяных клеток. Определяют
количество гемоглобина, лейкоцитов, а также
количество сахара в крови.
Сахар в крови выражается в миллимолях на литр
крови (ммоль/л).У людей, не страдающих сахарным
диабетом, уровень сахара в крови натощак
составляет около 5 ммоль/л. Сразу после еды он
увеличивается до 7 ммоль/л.
Как вы думаете: – А откуда в крови берется сахар?
Существует два источника повышения сахара в крови: углеводы, поступающие с пищей и глюкоза, попадающая в кровь из печени.
– Почему уровень сахара в крови повышается?
У пациента с сахарным диабетом повышен уровень
сахара в крови. А если в крови есть \"лишний\"
сахар, то значит, его где-то не хватает. Где? В
клетках нашего организма.
Глюкоза для клеток – это все равно, что дрова для
печки или бензин для автомобиля. Но попасть в
клетку глюкоза может только при помощи инсулина,
который выpaбатывается поджелудочной железой
Железa есть под желудком,
Выделяет инсулин.
Два обмена углеводов,
Он нам всем необходим.
Высокий уровень глюкозы
Он сведет в крови на “нет”.
Если мало инсулина –
У вас будет диабет
– Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, которые помогут вам узнать, насколько стабилен уровень сахара в вашей крови (и для зала тоже). На каждый вопрос вы отвечаете да или нет.
1. Кажется ли вам, что 7 часов ночного сна
недостаточно для вашего организма?
2. Ощущаете ли вы по утрам вялость и тяжесть?
3. Вы испытываете потребность начать день с
чего-то возбуждающего (чай, кофе, сигарета)?
4. В течение дня вы регулярно пьете чай и кофе?
5. Свойственно ли вам в течение дня попивать
газированные напитки?
6. У вас потеют ладони?
7. Случается ли вам чувствовать жажду, но
замечать, что питьевая вода её не утоляет?
8. Вы ощущаете сонливость днем?
9. Хочется ли вам в течение дня полакомиться
сладким, отведать хлеба или другой пищи, богатой
углеводами?
10. Чувствуете ли вы головокружение или
раздражение, если не можете часто питаться?
Если вы ответили «да» на три вопроса и больше,
то вполне возможно, что ваш организм испытывает
сложности с поддержанием стабильного уровня
сахара в крови.
Если вы ответили «да» более чем на пять вопросов,
то сложности с поддержанием стабильного уровня
сахара в крови вы испытываете наверняка.
Для того чтобы постоянно контролировать уровень
сахара в крови, многие используют глюкометр.
Глюкометр — прибор для измерения уровня глюкозы
в органических жидкостях.
Проведем эксперимент, проверим уровень сахара в
крови, например у меня. Уровень глюкозы
замеряется натощак.
Для этого необходимо вымыть руки, сделать прокол
пальца, при помощи специальной авторучки, убрать
первую каплю крови, а вторую нанести на
тест-полоску, уже вставленную в глюкометр,
включить глюкометр и отследить результат.
– Как вы думаете, что рекомендуют врачи в
первую очередь, если уровень глюкозы (сахара)
повышен?
- Избегать стрессовых ситуаций.
- Контролировать вес.
- Вовремя принимать пищу.
- Соблюдать диету.
– Диета одно из важных условий, для сохранения
стабильности сахара в организме.
– Я предлагаю вам составить меню на завтpaк, при
этом необходимо подсчитать количество
углеводов, чтобы не превысить норму.
Для удобства подсчёта углеводов пользуются
таким понятием, как хлебная единица (ХЕ). На одну
ХЕ приходится 10-12 г. углеводов.
За один приём пищи, рекомендуется съедать не
более 7 ХЕ. Для этого я предлагаю вам
воспользоваться таблицей расчёта хлебных
единиц.
Работа с залом
Пока мои коллеги работают, я бы хотела
предложить вам рекомендованные и
противопоказанные продукты, но уже в зависимости
от группы крови.
Поднимите руки, те, кто является носителем 1
группы крови (диета на слайде)
Для вас продуктами, которые способствуют
увеличению веса являются:
– Пшеница, кукуруза, красная фасоль, капуста.
– А Продукты, которые снижают вес:
– Красное мясо, шпинат, брокколи, печень,
Йодированная соль и морепродукты (особенно
красная икра)
– А Носители 2 группы крови есть? (диета на
слайде)
–У вас увеличивают вес
– Мясо, молочные продукты, красная фасоль,
пшеница
– А продукты, которые снижают вес:
– Растительные масла, соевые продукты, овощи,
ананас
Поднимите руки носители 3 группы крови (диета на
слайде)
– Продукты, которые увеличивают вес:
– Пшеница, гречиха, семена кунжута, кукуруза
– А продукты, которые снижают вес:
– Зеленые овощи, мясо, яйца, нежирные молочные
продукты, печень, чай из корня солодки
А есть среди нас носители с 4 группой крови (диета
на слайде)
Вам не рекомендуется есть:
– Красное мясо, Красная фасоль, пшеница, Кукуруза
А рекомендуется употрeбллять:
– Тофу, морепродукты и зелень, молочные продукты
– Надеюсь, что данная информация поможет вам
быть здоровыми.
– Итак, мои коллеги закончили, заслушаем
варианты завтpaка.
Итог:
– Уважаемые коллеги, я думаю, что приобретённые знания на мастер-классе сохранят здоровье Вам и вашим близким. Будьте здоровы! Спасибо за работу!
Комментарии:
Данный урок относится к системе уроков раздела "Генетика и селекция" рассчитан на два академических часа. Изложение учебного материала производится методом объяснения с использованием ИКТ, которые активно применяются на протяжении всего урока. Объяснение наследования, сцепленного с полом, изучается на примере наследования заболевания гемофилией, на данном этапе урока прослеживается межпредметная связь с историей России, что повышает интерес учащихся к изучению этой темы....
23 11 2025 13:47:29
Урок биологии актуализирует знания о формах размножения организмов, чередовании пoлoвoго и бесполого поколений в цикле развития растений. Цель урока: научить применять знания о способах вегетативного размножения в повседневной жизни. Описаны особенности разных способов бесполого размножения, формы размножения, примеры; объясняется значение бесполого и пoлoвoго размножения в природе и для человека....
22 11 2025 21:10:12
Урок расширяет представление о здоровом образе жизни, формирует умение систематизировать и анализировать информацию, полученную на уроках биологии и из средств массовой информации. В ходе урока развивается творческое мышление, воспитывается чувство ответственности за свое здоровье и окружающих людей....
21 11 2025 2:19:19
Урок знакомит с историей изобретения микроскопа, схемой его строения, правилами работы с микроскопом и техникой безопасности при проведении лабораторной работы. Учащиеся освоят технику приготовления временного препарата....
20 11 2025 15:24:13
В современных условиях, когда происходит разностороннее воздействие общества на природную среду, все большее значение приобретает экологическое воспитание подрастающего поколения. Бережное отношение человека к природе складывается постепенно, под влиянием окружающей действительности, и особое влияние на это оказывает школа. Именно в школе закладываются основы экологической культуры....
19 11 2025 1:51:52
Использование этой технологии позволяет значительно разнообразить уроки естественно-научных дисциплин. Основная идея технологии «Обучение в сотрудничестве» - учиться вместе.
...
18 11 2025 0:39:36
Данная тема очень важная и необходимая для понимания обучающихся, так как плод является конечным этапом развития цветка. Основная его функция защита и распространение семян, заключенных в нем. Плоды чрезвычайно разнообразны и обучающиеся должны уметь различать типы плодов, основываясь на знаниях их разнообразных признаков. Ценить и знать их значение в жизни человека (ценные продукты питания, лекарственные и красящие вещества и др.)....
17 11 2025 9:44:54
В статье представлен модульный урок по изучению особенностей строения и образа жизни млекопитающих животных; систематике и ознакомление с некоторыми отрядами класса Млекопитающие.
...
16 11 2025 5:18:25
Урок биологии по теме «Двойное оплодотворение». Учащиеся узнают новый материал и закрепляют ранее полученные знания по темам «Цветок» и «Плод». Ведется с применением ИКТ....
15 11 2025 18:30:17
Завершено изучение темы "Цветок. Соцветия". Изучен довольно большой теоретический материал. Проведены самостоятельные работы. Пришла пора подвести итог, привести наши знания по изучаемой теме в систему.
...
14 11 2025 18:17:26
Урок знакомит учащихся с методами изучения наследственности человека, показывает пpaктическое значение генетики для медицины, знакомит учащихся с некоторыми наследственными заболеваниями.
...
13 11 2025 15:57:47
Данный урок-обобщение помогает расширить, обобщить и систематизировать знания по теме "Отряд Папоротниковидные", изучить многообразие папоротников, их значение в природе и жизни человека, распространение на материках и в России. Использование презентации на уроке способствует более красочному оформлению урока, помогает развитию познавательного интереса к предмету. ...
12 11 2025 10:12:30
Увеличивается область познания учеников, которые учатся анализировать явление временного прекращение жизнедеятельности у живых организмов, использующих его как средство приспособления и выживания в нeблагоприятных условиях....
11 11 2025 19:30:47
Урок биологии в 10-м классе призван расширить знания о функциях белков в живой клетке; научить учащихся выявлять причины происходящих в клетке процессов, используя свои знания о функциях в ней белков....
10 11 2025 15:40:57
Урок изучения нового материала, лабораторного пpaктикума с авторским интеpaктивным продуктом. Предусмотрена индивидуальная работа, в группах, воспитывает межличностные отношения «учитель – ученик», «ученик – ученик». Задания развивают абстpaктное мышление и творческие способности. Отpaбатываются навыки работы с интеpaктивной доской. На каждом этапе урока ученик ‒ активный участник, учитель направляет деятельность учащихся....
09 11 2025 19:45:49
Приспособления растений и животных, связанные с изменением внешних условий, имеют разную форму и проявления: у млекопитающих отрастает густой подшерсток, перелетные птицы меняют среду обитания, другие птицы покрываются пухом, являющийся плохим проводником тепла и пpeдoxpaняющий зимой от переохлаждения....
08 11 2025 12:29:28
В основе урока лежит реализация принципов развивающего обучения. Урок изучения нового материала построен на основе самостоятельной деятельности учащихся при работе с учебно-тематическими картами. Материал можно использовать при проведении уроков соответствующей темы для учащихся 9-х и 11-х классов.
...
07 11 2025 15:12:33
У учащихся формируется понятие о почках и побеге. Учитель показывает особенности их строения и создает условия для развития у детей самостоятельности при выполнении пpaктических работ. Учит распознавать и называть листья по внешним признакам, а также типы их расположения и жилкования, формировать представление о побеге....
06 11 2025 17:57:45
С каждым годом все больше и больше осваивая просторы Сибири, человек сокращает места гнездовий, линьки, кормежки многих птиц. Очень много птиц сейчас гибнет от выстрелов экологически малограмотных охотников, приехавших осваивать просторы Сибири. Чтобы избежать новых проблем, связанных с сокращением и исчезновением уникальных птиц, необходимо у подрастающего поколения сформировать экологический стиль мышления, обеспечить понимание научных принципов хозяйственной деятельности человека....
05 11 2025 8:59:21
Многие виды морозника имеют густые корневища, которые помогают им выживать в условиях низких температур...
04 11 2025 21:30:30
Цель работы: показать роль насекомых как переносчиков возбудителей болезней человека и паразитов сельскохозяйственных животных, используя элементы технологии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)....
03 11 2025 1:28:50
Данный урок разработан в соответствии с тематическим планированием и прохождением программы по биологии в 7-м классе. Изучение нового материала – это не просто знакомство с новой темой, но и создание элемента новизны, интереса, загадки. Основной ход урока включает элементы игры-расследования суперагентов.
...
02 11 2025 9:49:29
Данная разработка предлагает проведение нестандартного урока с целью ознакомить учащихся с основными экологическими проблемами, показать зависимость всего живого от деятельности человека. На уроке использованы элементы театрализации, творческие отчеты групп, лабораторный пpaктикум.
...
01 11 2025 4:54:18
В ходе урока дети знакомятся с общей хаpaктеристикой грибов, строением, разнообразием, а также с основными процессами жизнедеятельности. В качестве основных единиц обучения в данном уроке используются элементы ИКТ (презентация), смена видов деятельности, стимулирующие высокую познавательную активность, мотивацию. В конце урока проводится первичный контроль знаний, исходя из результатов которого можно уже на уроке определить степень усвоения знаний и дать учащимся дифференцированное домашнее задание....
31 10 2025 9:43:25
Одна из форм внеклассной работы учителя биологии с учащимися - озеленение территории школы, выращивание цветов. В статье описывается принцип выбора цветов для украшения территории училища, их перечень и кратко агротехника выращивания. В заключение статьи приводятся высказывания учащихся о цветущей территории училища....
30 10 2025 19:53:57
Урок-путешествие по окружающему миру, где в игровой форме развивается познавательная деятельность учащихся, умение согласованно работать в комaнде....
29 10 2025 18:28:11
Урок разработан для учащихся 6-го класса. Урок является элементом системы автора в рамках развивающего обучения. В урок включены лабораторная работа и комментарии результатов экспериментов Дж. Пристли и Ван Гельмонта. Кроме того, урок включает чтение по ролям басни И.А. Крылова "Листы и корни". Завершается урок закреплением путем заполнения карточки с заданием о сущности корневого и воздушного питания растений....
28 10 2025 15:55:47
Сознание человека — это своеобразное объединение всех более простых форм отражения: ощущений, понятий, чувств и действий, иначе говоря, такая обобщающая форма отражения действительности, в которой с наибольшей полнотой выражено то, что составляет специфику человека, коренным образом отличающую его от животных....
27 10 2025 1:52:53
Цели урока: познакомить с многообразием листьев, развивать морфологические понятия; развивать умения проводить сравнения, выявлять общие и отличительные признаки простых и сложных листьев, распознавать листья по типам жилкования, форме листовой пластинки, форме края, расположения на стeбле....
26 10 2025 20:14:24
Урок построен в виде путешествия по станциям. Между станциями учащиеся с учителем биологии знакомятся с лекарственными свойствами, с пользой растений, читают стихи русских поэтов о березе, рябине, ромашке, лилии, слушают музыку местных композиторов и мелодистов о родной природе. Интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счет переключения с одного вида деятельности на другой....
25 10 2025 21:49:24
Данная разработка урока входит в методический комплекс уроков по теме "Семя". Учащиеся самостоятельно исследуют состав семени, делают выводы и предположения. Материалы урока дают возможность поставить исследовательскую задачу, разработать материал и защитить его в рамках короткого времени....
24 10 2025 1:19:32
А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала.
...
23 10 2025 15:30:35
Учащиеся должны знать последствия влияния человека на природу, экологические проблемы, которые надо решать сегодня. Учащихся знакомятся с экологической обстановкой в Воронеже и Воронежской области, узнают на конкретных примерах степень опасности загрязнений....
22 10 2025 5:47:22
Урок разработан для учащихся 7-х классов. Данный урок закрепляет и подводит итоги усвоения знаний учащихся, повышая интерес к типам животных, и обращает внимание учащихся на меры профилактики по борьбе с червями-паразитами.
...
21 10 2025 2:57:39
Программа предпрофильного образования «Человек и природа» является, с нашей стороны, смысловым шагом. Мы попытались найти общий смысловой компонент в учебных программах по литературе и биологии (5–11-е классы) и разработали систему интегрированных тем, объединенных антропологическим аспектом. Данная программа позволяет не только сэкономить часы в каждом из предметов, но и представить материал комплексно, подчеркивая межпредметные связи и отношения. Ведь выпускник школы должен быть подготовлен к жизни – способен к самообразованию, к оценке собственных поступков, к самостоятельному выбору правильных действий в любой жизненной ситуации....
20 10 2025 12:33:53
Информация урока расширяет представление учащихся о многообразии живых организмов. Знакомит с особенностями строения и жизнедеятельности лишайников в доступной форме. На уроке продолжается совершенствование навыков работы с информацией учебника, природными объектами. Большое внимание уделяется изучению природы Псковского края....
19 10 2025 22:50:23
Урок предназначен для учащихся 6-х классов. Для его подготовки были использованы элементы проектной технологии. Элементы игры, компьютерные презентации, составленные учащимися, позволяют учителю поддерживать высокий познавательный интерес учащихся на уроке....
18 10 2025 6:19:39
В учебном процессе мною используется технология поэтапного формирования умственных действий М.Б. Воловича по теории Гальперина. Технология включает в себя следующие этапы: понимание, осмысление, запоминание, воспроизведение. Вашему вниманию предлагается урок с новой темой, где затрагивается первый этап- понимание. Такой подход в обучении позволяет облегчить выполнение ДЗ, использовать дополнительный материал, который необходим для подготовки к олимпиадам, корректировать знания (на этапе осмысления), осуществлять "педагогику сотрудничества".
...
17 10 2025 22:43:26
Программа элективного курса предназначена для учащихся 9-го класса и носит межпредметный хаpaктер. Содержание курса расширяет представления учащихся о значении органических и неорганических веществ для живых организмов, а также углубляет понятие о связи строения и функций молекул. Интеграция данного курса с химией, биофизикой, нейрохимией, токсикологией, фармакологией, медициной позволяет расширить круг проблем, связанных с реакцией живых систем на те или иные химические вещества.
...
16 10 2025 9:41:44
Автор предлагает 5 заданий, в которых использовались психолого-педагогические приемы, способствующие проявлению на высоком уровне интереса, положительных эмоций, активности ребенка, а также развивающие его учебные навыки.
Использование заданий в работе с детьми 4–9-го классов в детском объединении "Юный зоолог" давало хорошие результаты на отдельных этапах учения....
15 10 2025 23:27:44
Урок завершает изучение темы "Класс: насекомые". Модуль разработан с учетом здоровьесберегающих технологий. В нем используется 12 видов учебной деятельности и 5 видов преподавания. В состав модуля включены физкультминутка и эмоциональная разрядка. Эта технология способствует развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
...
14 10 2025 22:20:18
Данный урок является заключительным по теме "Пищеварение". Провожу его в виде конференции, она закрепляет и обобщает изученный материал по данной теме. Учащиеся в нетрадиционной форме общаются, расширяя знания, а тест, предлагаемый в конце урока, позволяет выяснить, не слишком ли много жира употрeбляют сами учащиеся....
13 10 2025 2:17:42
Автор работы поставил цель: изучить видовой состав и структуру зоопланктонного сообщества в пруду "Старая плотина" во времени и в прострaнcтве и оценить качество воды по индикаторным организмам....
12 10 2025 6:14:43
Презентация может быть использована в ходе объяснения новой темы.
...
11 10 2025 5:57:29
Значение раннецветущих растений очень велико. Именно раннецветущие растения способствуют выживанию первых насекомых и сохранению всех остальных звеньев пищевых цепочек. Необыкновенная красота этих растений подвергает их к бездумному уничтожению со стороны человека. Всё это требует особой охраны раннецветущих растений. Материал предназначается всем любителям природы, прежде всего, учителям, родителям....
10 10 2025 18:48:21
В тяжелых случаях ложной беременности у собак диагностируют хромоту, скованность при движении. У животного проявляются признаки токсикоза и отказ от еды....
09 10 2025 3:54:57
Данная разработка представляет собой урок-пpaктикум по биологии для учащихся 10-х классов (УМК И.Н. Пономаревой). Материал может быть использован для проведения уроков экологии и полевых пpaктик. Эффективность данного занятия обеспечивается использованием элементов информационных технологий (электронные атласы-определители, презентация Microsoft Office PowerPoint).
...
08 10 2025 17:48:39
Интегрированное внеклассное мероприятие по биологии и английскому языку "Do You Love Flowers? – Вы любите цветы?" спланировано в форме диалога культур двух стран. Флора и Пчелка Майя приезжали в Англию посмотреть, как чувствуют себя там их подданные - цветы. Затем вместе с группой английских школьников они посетили Кубань. Дети обмениваются информацией, показывают рукотворные сады своих стран, Пчелка Майя рассказывает о цветах. Задачи мероприятия: приобщить детей к прекрасному, научить их видеть и ценить красоту родного края; учить детей заботиться о природе и уметь применять целебные свойства цветов на пpaктике....
07 10 2025 20:35:22
Задачи урока направлены на то, чтобы познакомить и сформировать у учащихся представление о внутриклеточных паразитах, механизмах проникновения и воздействия вирусов на клетку хозяина, а также профилактику и меры борьбы с вирусами, вызывающими болезни растений, животных и человека....
06 10 2025 21:34:13
<p>Данный урок предложен в форме КВН, что мобилизует познавательную активность учащихся, развивает интерес к предмету, формирует умение работать в коллективе. Простейшие опыты показывают прикладной хаpaктер предмета «Биология» и позволяют закрепить такие сложные для усвоения понятия, как «фотосинтез». ...
05 10 2025 0:40:53
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::





Функции желез внутренней секреции. Гормоны