Мастер-класс "Зеркало организма"

Цель: дать образное целостное представление об особенностях интеграции естественных наук.
Задачи:
- развивать умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, при решении творческих и логических заданий;
- оказание пpaктической помощи при использовании глюкометра;
- продемонстрировать приемы и методы, используемые в процессе преподавания.
– Добрый день коллеги и гости!
«Отправимся в путь без сомнений и муки,
Чтоб тайны освоить великой науки.
Её изучали до вас очень многие,
Но все, же она молода, как всегда,
Красавица в мире наук – биология
Наука о жизни!
Вперёд же друзья!»
Мастер-класс «Зеркало организма»
Скажите пожалуйста:
– Что делают врачи в первую очередь, для того
чтобы узнать о состоянии здоровья человека?
ПО: берут анализы.
– А какой анализ является самым показательным?
– Да действительно кровь «Кровь как зеркало….
– Сегодня мы станем участниками мастер-класса по
теме: «Зеркало организма»
Ответьте на вопрос: Почему кровь, можно
назвать «зеркалом организма»?
ПО: потому что по результатам анализа
можно увидеть есть ли нарушения.
Действительно, для этого берут анализ крови и
с помощью микроскопа подсчитывают количество
красных и белых кровяных клеток. Определяют
количество гемоглобина, лейкоцитов, а также
количество сахара в крови.
Сахар в крови выражается в миллимолях на литр
крови (ммоль/л).У людей, не страдающих сахарным
диабетом, уровень сахара в крови натощак
составляет около 5 ммоль/л. Сразу после еды он
увеличивается до 7 ммоль/л.
Как вы думаете: – А откуда в крови берется сахар?
Существует два источника повышения сахара в крови: углеводы, поступающие с пищей и глюкоза, попадающая в кровь из печени.
– Почему уровень сахара в крови повышается?
У пациента с сахарным диабетом повышен уровень
сахара в крови. А если в крови есть \"лишний\"
сахар, то значит, его где-то не хватает. Где? В
клетках нашего организма.
Глюкоза для клеток – это все равно, что дрова для
печки или бензин для автомобиля. Но попасть в
клетку глюкоза может только при помощи инсулина,
который выpaбатывается поджелудочной железой
Железa есть под желудком,
Выделяет инсулин.
Два обмена углеводов,
Он нам всем необходим.
Высокий уровень глюкозы
Он сведет в крови на “нет”.
Если мало инсулина –
У вас будет диабет
– Я предлагаю вам ответить на несколько вопросов, которые помогут вам узнать, насколько стабилен уровень сахара в вашей крови (и для зала тоже). На каждый вопрос вы отвечаете да или нет.
1. Кажется ли вам, что 7 часов ночного сна
недостаточно для вашего организма?
2. Ощущаете ли вы по утрам вялость и тяжесть?
3. Вы испытываете потребность начать день с
чего-то возбуждающего (чай, кофе, сигарета)?
4. В течение дня вы регулярно пьете чай и кофе?
5. Свойственно ли вам в течение дня попивать
газированные напитки?
6. У вас потеют ладони?
7. Случается ли вам чувствовать жажду, но
замечать, что питьевая вода её не утоляет?
8. Вы ощущаете сонливость днем?
9. Хочется ли вам в течение дня полакомиться
сладким, отведать хлеба или другой пищи, богатой
углеводами?
10. Чувствуете ли вы головокружение или
раздражение, если не можете часто питаться?
Если вы ответили «да» на три вопроса и больше,
то вполне возможно, что ваш организм испытывает
сложности с поддержанием стабильного уровня
сахара в крови.
Если вы ответили «да» более чем на пять вопросов,
то сложности с поддержанием стабильного уровня
сахара в крови вы испытываете наверняка.
Для того чтобы постоянно контролировать уровень
сахара в крови, многие используют глюкометр.
Глюкометр — прибор для измерения уровня глюкозы
в органических жидкостях.
Проведем эксперимент, проверим уровень сахара в
крови, например у меня. Уровень глюкозы
замеряется натощак.
Для этого необходимо вымыть руки, сделать прокол
пальца, при помощи специальной авторучки, убрать
первую каплю крови, а вторую нанести на
тест-полоску, уже вставленную в глюкометр,
включить глюкометр и отследить результат.
– Как вы думаете, что рекомендуют врачи в
первую очередь, если уровень глюкозы (сахара)
повышен?
- Избегать стрессовых ситуаций.
- Контролировать вес.
- Вовремя принимать пищу.
- Соблюдать диету.
– Диета одно из важных условий, для сохранения
стабильности сахара в организме.
– Я предлагаю вам составить меню на завтpaк, при
этом необходимо подсчитать количество
углеводов, чтобы не превысить норму.
Для удобства подсчёта углеводов пользуются
таким понятием, как хлебная единица (ХЕ). На одну
ХЕ приходится 10-12 г. углеводов.
За один приём пищи, рекомендуется съедать не
более 7 ХЕ. Для этого я предлагаю вам
воспользоваться таблицей расчёта хлебных
единиц.
Работа с залом
Пока мои коллеги работают, я бы хотела
предложить вам рекомендованные и
противопоказанные продукты, но уже в зависимости
от группы крови.
Поднимите руки, те, кто является носителем 1
группы крови (диета на слайде)
Для вас продуктами, которые способствуют
увеличению веса являются:
– Пшеница, кукуруза, красная фасоль, капуста.
– А Продукты, которые снижают вес:
– Красное мясо, шпинат, брокколи, печень,
Йодированная соль и морепродукты (особенно
красная икра)
– А Носители 2 группы крови есть? (диета на
слайде)
–У вас увеличивают вес
– Мясо, молочные продукты, красная фасоль,
пшеница
– А продукты, которые снижают вес:
– Растительные масла, соевые продукты, овощи,
ананас
Поднимите руки носители 3 группы крови (диета на
слайде)
– Продукты, которые увеличивают вес:
– Пшеница, гречиха, семена кунжута, кукуруза
– А продукты, которые снижают вес:
– Зеленые овощи, мясо, яйца, нежирные молочные
продукты, печень, чай из корня солодки
А есть среди нас носители с 4 группой крови (диета
на слайде)
Вам не рекомендуется есть:
– Красное мясо, Красная фасоль, пшеница, Кукуруза
А рекомендуется употрeбллять:
– Тофу, морепродукты и зелень, молочные продукты
– Надеюсь, что данная информация поможет вам
быть здоровыми.
– Итак, мои коллеги закончили, заслушаем
варианты завтpaка.
Итог:
– Уважаемые коллеги, я думаю, что приобретённые знания на мастер-классе сохранят здоровье Вам и вашим близким. Будьте здоровы! Спасибо за работу!
Комментарии:
Большинство людей незнакомо с растительным миром. Употрeбление же неизвестных или неправильно определенных растений нередко приводит к отравлениям, в том числе к тяжелым, даже cмepтельным. Чаще всего страдают дети. Периодически следует напоминать учащимся о правилах поведения в природе....
24 11 2025 0:43:15
Представленный урок биологии в 8-м классе с использованием интеpaктивной доски Hitachi StarBoard позволяет изучить процесс свертывания крови, его механизмы. Знакомит учеников с заболеваниями, возникающими при нарушении свертывания крови.
...
23 11 2025 21:40:21
В курсе дан интересный материал об особенностях строения пpaктически каждого органа нашего тела. Человеческие существа невероятно интересны. Познать самого себя, свои особенности, интересы и склонности, особенности мышления, памяти, внимания. Весь наш организм – это сплошная загадка. Рождение и cмepть, несчастный случай, возможность заболеть и возможность выжить в критической ситуации – все это хотел бы каждый из нас узнать, особенно ребята....
22 11 2025 14:32:19
Цель урока – сформировать знания о сущности процесса биосинтеза углеводов – фотосинтезе. На уроке выявляются условия, необходимые для фотосинтеза; рассматривается световая фаза фотосинтеза, механизм использования энергии света в гранах хлоропластов, расщепление воды, образование кислорода, АТФ, темновая фаза фотосинтеза, восстановление углекислого газа до углевода....
21 11 2025 1:47:17
Внеклассное мероприятие проводится с целью развития экологической грамотности учащихся. Среди его задач – историческое, эстетическое и нравственное воспитание школьников, развитие ответственного отношения к природе, воспитание у детей стремления вести здоровый образ жизни. Учащиеся заранее выбирают растение, о котором расскажут на вечере, подбирают о нем стихи, песни, загадки. Из этого растения они готовят напитки, кремы, лосьоны, оформляют композицию....
20 11 2025 5:40:13
Формирование у обучающихся представления, что без сохранения жизни на Земле во всем многообразии её систем невозможно выживание и развитие человечества, заставляют учителя делать так, чтобы экологическая составляющая биологических знаний воспринималась ребятами как особо значимая, осознанно присваивалась учениками, а не навязывалась. Все, что мы изучаем на уроках, должно породить новые человеческие отношения и сформировать правильные поведенческие нормы....
19 11 2025 2:46:17
Урок является первым при изучении темы «Размножение» в 9-м классе. Так как данная тема изучалась в 6-м классе, то учащиеся вспоминают и дополняют данную тему. На уроке предусмотрена работа с дополнительными источниками информации, работа в группах....
18 11 2025 3:31:14
Оздоровительно-образовательный лагерь "Ручеёк" создавался как профильный экологический лагерь. Программа состояла в сочетании физкультурно-оздоровительных, образовательных, природоохранных, художественно-музыкальных, этнографических, краеведческих и социально значимых мероприятий, поверий, поговорок, пословиц, примет, игр, гаданий, песен согласно народному календарю с 1 по 15 июля согласно приложению, называемого еще земледельческим, аграрным или крестьянским в период работы областного летнего профильного лагеря. Перечислены обязанности и правила поведения руководителей и инструктируемых в походных условиях....
17 11 2025 20:48:16
Данный урок знакомит учащихся с новыми понятиями – "генетически модифицированные организмы", "генетически модифицированные продукты", историей их появления, методами получения и изучения. Учит в реальной жизни определять в пищевых продуктах данные ингредиенты. Знакомит с мнениями ученых относительно пользы или вреда для человека этих продуктов.
...
16 11 2025 17:41:20
Цель урока: изучить особенности строения и жизнедеятельности земноводных, связанные с жизнью на суше и размножением в воде, классификацию и многообразие амфибий; выяснить значение их в природе; формировать информационную компетенцию, умение работать с текстом, рисунками, схемами, дополнительной информацией....
15 11 2025 0:35:36
Развитие личности – сложный, перманентный и многогранный процесс, который не должен прерываться ни на одном из этапов развития, а преемственно дополнять каждый последующий. Главная цель современного образования – создание условий для развития творческих способностей личности обучаемых, воспитание у них умений анализировать и принимать самостоятельные решения, формирование навыков самообразования....
14 11 2025 4:55:32
На уроке используются элементы модульной технологии, которая позволяет учащимся самостоятельно добывать новые знания и работать в индивидуальном режиме....
13 11 2025 7:34:19
Представленный урок проводится как обобщающее занятие по теме "Дыхание" в курсе "Биология. Человек" для 8-х классов. В урок включены элементы пpaктических занятий по приёмам оказания первой помощи при нарушении дыхания, основы знаний по валеологии и профилактике инфекционных заболеваний....
12 11 2025 9:56:52
Исследовательская деятельность в преподавании биологии позволяет не только значительно расширить у учащихся диапазон знаний по этому предмету, но и ведет к возрастанию интереса к этим предметам, способствует возникновению профессиональной деятельности....
11 11 2025 14:32:18
Урок-пpaктикум по теме "Рефлекс, рефлекторная дуга". На этом уроке ученики учатся работать с текстом учебника, отвечать на вопросы учителя по тексту учебной статьи и применять сразу на пpaктике полученные знания. Для этого используются специально подготовленные учителем карточки-задания для организации самостоятельной работы учащихся. Такая организация урока не способствует перенапряжению учащихся, снижает утомляемость и дает возможность ученикам с разной подготовкой и активностью проявить себя и усвоить материал урока. После такого урока-пpaктикума подготовка домашнего задания не вызывает у учащихся трудностей....
10 11 2025 9:39:33
Работа представляет собой внеклассное мероприятие по литературе и биологии, целью которого является показать интеграцию двух предметов во внеурочной деятельности. Были поставлены следующие задачи: расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей и эстетического вкуса учащихся; воспитание любви и бережного отношения к родной природе....
09 11 2025 21:42:51
Урок биологии с учетом требований компетентностного подхода развивает познавательные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия. Учащиеся самостоятельно работают с источниками информации, выполняют лабораторную работу. Используются проблемный метод, рефлексивный, создается ситуация успеха....
08 11 2025 23:24:53
Уроки с использованием игровых технологий часто применяются в процессе обучения, обобщения, закрепления материала. Их преимущество в том, что они позволяют проявить себя всем учащимся, даже слабым, которые при выполнении игровых заданий чувствуют себя увереннее, чем при традиционной форме работы с материалом. Предлагаю два урока, разработанных в ходе преподавания биологии в сельской школе, где классы с небольшой наполняемостью, что позволяет включить в ход игры всех учащихся в классе.
...
07 11 2025 20:47:28
Данное мероприятие позволяет учащимся расширить знания по теме "Семейство свиньи". Материал излагается в форме путешествия по материкам, на которых предстоит встреча с представителями пяти родов данного семейства. Роль натуралистов исполняют учащиеся, которые рассказывают присутствующим о повадках, особенностях строения, образе жизни животных. Исторические сведения о животном рассказывает архивариус, о пользе данных представителей поведает врач. ...
06 11 2025 16:49:51
Урок расширяет знания учащихся о заболеваниях кожи; формирует гигиенические навыки; развивает навык самостоятельной работы учащихся с дополнительной литературой, видеофрагментами, интерес к предмету.
...
05 11 2025 0:15:44
Цель урока: изучить сущность хромосомного определения пола, механизм наследования генов, сцепленных с полом. Урок сопровождается презентацией "Гемофилия", материал более нагляден и доступен для восприятия. Цель: формирование умений и навыков использования генетических понятий и символов, решения генетических задач....
04 11 2025 19:45:30
При изучении темы выделяются проблемы происхождения видов в природе, их приспособленность, ее причины, относительность, значение ароморфозов в процессе эволюции, причины борьбы за существование и ее следствие. Очень важно знать, происходит ли в наши дни естественный отбор, его направление, причины колебаний численности, значение этих знаний для человека, его пpaктической деятельности....
03 11 2025 3:49:31
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
02 11 2025 17:59:21
Урок проводится с использованием различных методов (презентация, работа в группах, лабораторная), но основной метод – это исследование. Такая форма организации урока зоологии учит наблюдать, видеть, сравнивать и делать выводы. На уроке используется компьютер, микроскопы, лупы, натуральные объекты, готовые препараты и сделанные учащимися. Урок показывает единство происхождения и строения растений и животных.
...
01 11 2025 7:12:50
Для организации образовательной деятельности применяются как традиционные, так и новые технологии. Один из них - метод проектов. Своей задачей, как учителя предметника, автор считает формирование предметных и межпредметных компетентностей, используя информационную среду.
...
31 10 2025 3:45:55
Форма проведения обобщения по теме «Нервная система» в виде урока – виртуальной экскурсии направлена на реализацию принципов сотрудничества и развитие навыков групповой и коллективной учебно-пpaктической деятельности, демонстрирует возможные пути реализации активных методов обучения на уроках биологии.
...
30 10 2025 22:55:43
Содержание семинара позволит обобщить, систематизировать и углубить знания учащихся по теме: «Селекция животных, растений и микроорганизмов»; предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные особенности старшеклассников....
29 10 2025 3:15:10
Зрение это одно из самых сложных и удивительных свойств человеческого организма, созданного природой для восприятия окружающей среды. И хотя глаз человека занимает менее 1% от размеров организма, существует множество научных учреждений в мире, которые на протяжении десятков лет изучают особенности строения, функционирования, а также заболевания органа зрения....
28 10 2025 3:46:26
На данном уроке моделирование служит средством открытия новых закономерностей, являясь при этом
источником информации. По полученным в процессе моделирования результатам учащиеся строят графики
колебания численности «хищников» и «жертв» в четырех поколениях. Для ускорения этого этапа работы
применяется программа, созданная на языке программирования Delphi (автор Сыромолотова Д.В.)....
27 10 2025 17:59:29
Урок учит детей не только основам рационального питания, и позволяет узнать отношение ребят к своему здоровью, обосновывает необходимость приема растительной и животной пищи, еще раз напоминает основные гигиенические правила....
26 10 2025 2:21:47
Реалии современной жизни предъявляют новые требования к личности: уверенность в своих способностях, готовность вступить в конкурентную борьбу на рынке труда и др. С этой целью на своих уроках обращаю большое внимание на формирование исследовательских умений и навыков. Это предполагает развитие творческой активности каждого учащегося на основе свободы выбора темы исследования и учета индивидуальных дисциплин и проведение учебных исследований на уроках....
25 10 2025 21:21:23
Влияние на организм окружающей среды чрезвычайно многообразно. На него прежде всего действуют материальные факторы природной среды, которые условно делят на химические, физические (абиогенные) и биологические (биогенные)....
24 10 2025 3:37:21
Данный урок проводится с использованием информационных технологий (изучение материала сопровождается презентацией). Учащиеся готовят сообщения о представителях отряда чешуйчатые (змеи, ящерицы), а также о вымерших представителях данного класса. На занятии используется самостоятельная работа с рисунками учебника, фронтальная беседа, индивидуальное тестирование. Учащиеся получают навыки заполнения таблицы, учатся работать с тестовыми заданиями.
...
23 10 2025 19:17:14
Человек – совершенная самоуправляющаяся система. Всякий шаг в развитии личности происходит как её собственный эмоциональный выбор или осознанное решение. Регулировать и управлять этими процессами у учащихся позволяет методика проектного обучения. Успешно реализовать метод проектов на уроках биологии удается, потому что при этом окружающая среда используется как лаборатория, в которой происходит процесс познания....
22 10 2025 12:54:20
Нетрадиционные формы уроков. Развитие творческих способностей учителя и учащихся, деловое сотрудничество....
21 10 2025 21:29:30
Для изучения курса биологии в профильном химико-биологическом классе используется лекционно-семинарская система. На семинарских занятиях используются как фронтальные, так и групповые и индивидуальные формы организации учебной деятельности, применяются ИКТ (демонстрационные и учебные презентации, веб-сайты, ТОГИС). Данный материал представляет собой сценарий семинарского занятия в 10–11-м профильном классе по теме "Энергетический обмен в клетке"; ему предшествуют вводная лекция "Метаболизм клетки" и семинарское занятие "Фотосинтез"....
20 10 2025 17:29:15
Возможность интеграции биологических знаний учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и значении растений и животных с историко-культурными знаниями показана на примере интеллектуальной игры «Растения и животные в мифах, легендах, народных поверьях»....
19 10 2025 23:39:46
Цель урока: формировать у учащихся знания о цветке как органе семенного размножения покрытосеменных растений; изучить особенность строения и многообразие цветков; сформировать понятия «обое- и однополые цветки», «одно- и двудомные растения»; развить пpaктические навыки по распознаванию цветков различных растений; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, цветущим растениям....
18 10 2025 7:54:28
Интегрированный урок-пpaктикум проводится в 9-м классе при изучении темы «Моделирование и формализация» (информатика) и темы «Классификация живого мира» (биология). Задачи урока: построить иерархическую модель на графах, отражающую классификацию живого мира; определить систематическое положение современного человека. Для построения классификации живого мира применяется программа «Построитель деревьев», которая размещена на диске к учебнику Н.Д.Угриновича....
17 10 2025 15:44:17
У учеников уже сформировано представление о покровах тела, опopно-двигательной системе, способах передвижения, дыхательной, пищеварительной, выделительной системе. И данная тема непосредственно связана с предыдущими темами, даёт представление о целостности организма и его эволюционном развитии. Предлагается дифференцированное домашнее задание.
...
16 10 2025 4:50:25
Для успешного освоения новых знаний, умений и компетентностей, учащиеся должны овладеть универсальными учебными действиями. Технология развития критического мышления – универсальная, надпредметная технология, которая развивает критическое мышление школьников....
15 10 2025 19:25:25
В настоящее время стало очевидно, что решение проблем окружающей среды возможно лишь при определенном уровне экологической культуры общества. Формирование ее на основе знаний и умений, ценностных ориентаций, убеждений и идеалов обуславливает потребность в дополнительном экологическом образовании. И большая роль в этом отводится экологическим вечерам....
14 10 2025 19:32:57
Представленный элективный курс предназначен для учащихся естественнонаучного или химико-биологического профиля обучения.
Программа предназначена для учащихся 9-го класса, выбирающих дальнейший профиль обучения в старшей школе.
Цель данного элективного курса — создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения. Достичь этого предлагается путем знакомства девятиклассников с методами самоконтроля за своим здоровьем....
13 10 2025 22:21:14
Снаружи клетка покрыта плазматической мембраной (или наружной клеточной мембраной) толщиной около 6-10нм. Клеточная мембрана это плотные пленки из белков и липидов (в основном, фосфолипидов)....
12 10 2025 20:50:27
Наше время хаpaктеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись; но особенно часто прибегаю к жанрам устного народного творчества....
11 10 2025 13:40:16
Интеграция предметов гуманитарного и естественнонаучных циклов таит в себе огромные возможности для развития личности ребенка. Использование музыки и живописных произведений на уроке биологии затрагивает эмоциональную сферу ребенка, служит стимулом к творческой деятельности, расширяет сферу актуального знания. Дидактические особенности урока связаны с формированием опыта поисковой деятельности, включением опыта группового творческого поиска в широкий контекст личного опыта учащихся....
10 10 2025 1:43:22
Урок с моментами игрового и проблемного обучения. Обучение проходит в группах по 4 человека. На уроке используется много разных заданий: письма-шифровки, сделать пластилиновую модель цветка, черный ящик. На уроке много стихотворений, загадок, легенд. Урок сопровождается презентацией....
09 10 2025 9:46:24
Технология проблемного обучения – это системный метод сознания, применения, определения проблемного обучения – применения процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования.
Значимость технологии проблемного обучения в системе образования позволяет развить интеллектуальные умения, повысить уровень познавательной самостоятельности, овладеть системой умений осуществлять поисковую деятельность.
...
08 10 2025 19:23:18
Данное пособие призвано помочь школьному врачу, учителю физической культуры организовать и выделить ключевые моменты прогнозирования, предупреждения и ранней диагностики отклонений в развитии стопы. В проекте подобраны материалы по организации и проведению занятий с детьми, имеющими патологические отклонения в развития стопы, в условиях сельской школы....
07 10 2025 7:20:56
А.С. Макаренко писал: "Игры - важнейшие и главнейшие педагогические дела, в очень значительной степени определяющие успех педагогической работы". Я голосую за это двумя руками. Я очень люблю придумывать игры для ребят и играть с ними. А дети разве не любят? Их не приходится подталкивать, им хочется проявлять себя. Игры я обычно провожу в конце изучения темы, как обобщение и закрепление изученного материала.
...
06 10 2025 22:37:56
Еще:
Биология, химия -1 :: Биология, химия -2 :: Биология, химия -3 :: Биология, химия -4 :: Биология, химия -5 :: Биология, химия -6 :: Биология, химия -7 :: Биология, химия -8 :: Биология, химия -9 :: Биология, химия -10 :: Биология, химия -11 :: Биология, химия -12 :: Биология, химия -13 :: Биология, химия -14 :: Биология, химия -15 :: Биология, химия -16 :: Биология, химия -17 ::




